Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Режим работы (труда и отдыха) водителя в 2023 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Ежедневно водителю разрешается находиться за рулем до 9 часов, это срок может увеличиваться до 10 часов 2 раза в рабочую неделю (00.00 понедельника — 23.59 воскресенья). Максимально допустимое время вождения – 4,5 часа. Это значит, что водитель по прошествии этого времени должен остановиться на отдых не менее чем на 45 минут. Отдых можно разделить на 2 этапа, так же как и рабочее время, например, 2,5 часа в пути, затем отдых 15 минут, ещё 2 часа в пути, отдых 30 мин и 4,5 часа в пути – итого 9 часов в пути и 15+30+30=75 минут отдыха. Рабочий день завершается ежедневным отдыхом. Для ежедневного отдыха водитель должен быть обеспечен спальным местом или кушеткой для сна.
Сравним сходства и различия российских и европейских норм труда водителей ТС
Стоит заметить, что водительский график труда и отдыха в трудовом Кодексе РФ лишь по некоторым пунктам разнится с правилами ЕСТР.
Сходства
В обоих случаях ежедневная продолжительность управления ТС весом от 3.5 тонн составляет не более 9 часов в сутки с интервалом на 45 минутный отдых.
Общее время вождения в обоих случаях одинаково:
— 56 часов в неделю,
— 90 часов за две недели.
Различия
Интервалы между остановками на 45 минутный отдых должны совершаться через каждые:
— 4,5 часа непрерывной работы — для международных рейсов согласно ЕСТР,
— 4 часа движения — для междугородних поездок в пределах страны по российскому Трудовому Кодексу. При этом длительность отдыха после четырехчасового вождения в начале пути может быть сокращена до 15 минут, но при условии, что далее регулярно будут соблюдаться пятнадцатиминутные перерывы через каждые 2 часа непрерывной езды.
Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха
— 45 часов — по ЕСТР,
— 42 часа — по российским нормам.
Вывод
Стоит обратить внимание на то, что отечественное трудовое законодательство строже отнеслось к нормо-часам. Значит, если отправиться в междугороднюю командировку по России, нужно быть готовым к тому, что транспортная трудовая инспекция может привлечь командированное лицо к ответственности, если из распечатки средства контроля движения ТС обнаружится, что первая остановка на отдых состоялась позднее чем через 4 часа непрерывного движения. В случае отклонений от норм нужно будет заранее запастись вескими аргументами.
По всем остальным пунктам, в том числе и в требованиях к перевозчику, европейское соглашение совпадает с российским законодательством. Так, например, в нашей стране, как и во всех остальных странах Евросоюза, организация — перевозчик несет ответственность за оснащение ТС тахографом и за формирование графика движения ТС по заданному маршруту.
Режим труда и отдыха водителей по тахографу
В соответствии с памяткой режима труда и отдыха водителя международника, рабочая неделя должна ограничиваться 56-ю часами, при этом, за две последовательные недели водитель должен отработать не более 90 часов.
Имея место работы в одной стране, можно трудиться в другой и платить командированным сотрудникам по правилам их родной страны, но при нескольких условиях: если такая работа за границей временная, а ее условия соответствуют минимальным стандартам государства, где работу выполняют.
По новым правилам дальнобойщиков придется регистрировать как командированных работников. Таким образом, водителям, осуществляющим перевозки в более богатых странах, надо будет платить более высокую зарплату.
Предусмотрены исключения. Не нужно будет командировать дальнобойщиков, едущих транзитом или совершающих двусторонние перевозки. Во время такой поездки в оба конца будет разрешено совершить до двух операций выгрузки/погрузки, но лишь по одной в каждой стране, которую проезжает грузовик.
Данные нововведения начнут действовать через 18 месяцев.
Какие ТС должны оснащаться тахографами для контроля за соблюдением режима труда и отдыха
В Приказе Минтранса №440 (Приложение 2) содержится перечень видов автотранспортных средств, на которые необходимо установить тахограф. А так же список спецтехники и прочих типов авто, не подлежащих оснащению подобным оборудованием. К первым относится:
- Личный грузовой транспорт массой выше 3,5 т.
- Автобусы, принадлежащие физлицам.
- Грузовики категории N2 и N3, находящиеся в эксплуатации юрлиц и ИП, за исключением групп М2 и М3, перевозчиков пассажиров, работающих на регулярных маршрутах.
- Оснащению подлежат ТС, находящиеся в эксплуатации юрлиц и ИП, задействованные в перевозке пассажиров, грузов (коммерческие), иных лиц, исключая водителя, (неважно по договору или без) на автобусах или грузовом автомобиле.
В исключения попадает нефте-газо-обслуживающий автопарк, экстренные службы, спецтехника, сельскохозяйственный автотранспорт, используемый только в своем или прилегающем регионе и пр.
Зачем вообще все это нужно
Товарищи, которые умудряются ездить по двум чип-картам, мутить что-то с тахографом и вообще всячески жульничать, то есть те, что сознательно соглашается на переработку — потенциальные убийцы. Другая сторона — компании, которые заставляют водителей нарушать режим труда и отдыха под угрозой невыплаты им зарплат. В таким компаниях ни один адекватный человек, уважающий себя, работать не будет.
Итог такой переработки печален. Здоровье, на восстановление которого уйдут все заработанные (а то и больше) средства, тюрьма или трагедия. И такие случаи бывали, когда дальнобойщиков приговаривали к нескольким месяцам ареста за манипуляции с тахографом. В лучшем случае, можно отделаться очень крупным штрафом и запретом ездить по дорогам ЕС или конкретной страны.
Тем не менее, в дороге бывает всякое — пробки, задержки, поломки. Как действовать с умом — в нашем материале.
Не важно, как хорошо вы знаете правила, если не умеете их применять на практике.
Перед началом движения, а вернее, перед тем как зафиксировать в тахографе страну начала работы, берете мобильный телефон и запускаете таймер с отсчетом 15 часов. Это самый важный момент. По истечении этих 15 часов вы должны уже стоять на паркинге. Это называется общее рабочее время. В него включа.ются все манипуляции за рабочий день — управление машиной, загрузки -разгрузки, паузы и т.д. В течение рабочей недели у вас могут быть три таких рабочих дня. В остальные дни таймер заводите на 13 часов. Чтобы не путаться, сколько за неделю у вас 15 и 13 часов, делайте запись в блокноте.
Разрешенное время управления — 9 часов за 1 рабочий день. В течение рабочей недели можно 2 раза превышать этот лимит на 1 час. Все помечайте в блокноте.
Какие новые правила в отношении режима труда и отдыха?
Позвольте мне сразу сказать, что, к счастью, основные ограничения на время вождения и отдыха остались прежними в том, что касается последовательного, дневного и еженедельного времени вождения. Также в общем плане остались прежние правила времени отдыха – перерывы между временем вождения, ежедневные и еженедельные времена отдыха.
Сюда добавились именно новые детали и возможности, изучение которых требует большого углубления. Для каждого правила важно вникать в реальность этого правила и связанные с ним дополнительные нюансы. На самом деле это не так просто, как кажется.
Я могу с уверенностью сказать, что «подводный камень» кроется именно в деталях. Если не знать деталей, то велик риск сделать что-то не так. Я не успею вдаться во все нюансы этой статьи, потому что их очень много, но я приглашаю всех водителей, специалистов по логистике и всех желающих принять участие на курсах AUTOSERT. Через непосредственное обучение лучше всего передать суть правила.
Правила режима труда и времени отдыха изложены в Постановлении 561/2006.
Ниже я расскажу немного подробнее о некоторых из наиболее важных изменений в режиме труда и отдыха, которые вступили в силу 20 августа.
Статья получилась бы чересчур длинной, если бы мы начали разбирать все детали подробно, и никто не удосужился бы читать такой длинный текст. Понятно, что тем, кто занимается международными перевозками, нужно учитывать множество нюансов. Понятно, что ближайшие месяцы и годы внесут ясность посредством судебных решение и исков. Понятно, что жизнь транспортного предприятия со временем значительно усложнится. Понятно, что в международных перевозках конкуренция усилится не из-за новых участников, а из-за бессмысленных пустых поездок. И также понятно, что до конца ничего не понятно: везде есть место для интерпретации.
В любом случае, в AUTOSERT мы следим за происходящим, и посредством информационных и учебных дней, статей и видеоуроков, повышения квалификации и профессионального обучения водителей, а также внутреннего обучения мы вносим свой вклад в то, чтобы транспортные предприятия лучше понимали, что их ждет впереди.
Мы считаем, что те, кто знает и умеет больше других, могут добиться большего в области транспорта, чем те, кто учится по ходу дела.
Удачи всем!
С 20 августа 2020 года начали свое действие изменения, среди которых наиболее важными являются такие:
- можно делать две сокращенные межнедельные паузы подряд (от 24 до 45 часов);
- нельзя делать межнедельные перерывы в 45 часов в кабине автотранспорта;
- на пароме можно реализовывать сокращенный межнедельный перерыв только в том случае, если он плывет не меньше 8 часов;
- время суточной или недельной работы за рулем автотранспорта можно увеличить на 2 часа от максимальной нормы, чтобы добраться до точки назначения или до дома.
Основные документы, регулирующие режим работы водителя:
-
Трудовой кодекс Российской Федерации;
-
Положение «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей» Приказа за № 15 Министерства транспорта Российской Федерации от 20.08.04 г. в соответствии с коррективами Приказа № 170 от 03.05.18 г.
Нормативные акты определяют порядок работы:
- автопредприятий по коммерческим рейсам (грузовым и пассажирским);
- водителей по трудовому договору на транспортных средствах любой формы собственности.
Также необходимо составление ряда регулирующих документов:
- график работы водителя;
- правила внутреннего распорядка на предприятии;
- трудовой договор.
Оснащение тахографами, порядок работы и остальные нормы работы ТС и их водителей регулируются целым рядом документов:
- ТР Таможенного Союза «О безопасности колесных транспортных средств»;
- ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ и поправки Федерального закона от 14.06.2012 № 78-ФЗ);
- Кодекс административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 № 195-ФЗ;
- Постановление правительства РФ «о требованиях к тахографам» от 23 ноября 2012 г. № 1213;
- Приказ Минтранса РФ «Об утверждении требований к тахографам» от 13 февраля 2013 г. № 36;
- Приказ Минтранса РФ «Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами» от 21 августа 2013 года №273;
- Требования ЕСТР.
Особенности выполнения норм при наличии двух водителей
Положение о выполнении норм режима водителей имеет некоторые особенности, если управление ТС осуществляет два человека:
- Устройство, при помощи которого осуществляется контроль за соблюдением существующих норм (тахограф), должно быть рассчитано на двух водителей. Такое требование соблюдается установкой 2 шайб или 2 карточек;
- При выполнении движения тот водитель, который находится в транспортном средстве, но не осуществляет управления им, также выполняет свои рабочие обязанности и, соответственно, такое действие включается в режим работы;
- При установке на тахограф двух шайб каждый из водителей ведет учет времени по выполнению обязанностей отдельно;
- Полноценный отдых водителям может выставляться только тогда, когда транспортное средство не движется;
- Общая рабочая смена двух водителей должна составлять не более 30 часов. В данное время входит управление транспортным средством, полноценный отдых, кратковременный перерыв, погрузка, разгрузка и т.д.;
- Минимальное время отдыха, в течение которое транспортное средство не должно передвигаться – 9 часов – только в таком случае оба водителя имеют право проставить себе период отдыха по тахографу;
- На протяжении суток общее время управления транспортным средством не должно превышать 18 часов, при этом каждый из водителей отдельно управляет машиной не более 9 часов.
Каким образом ведется учет рабочего времени тахографом?
Главным контролирующим устройством, выполняющим мониторинг и фиксацию данных об РТО является тахограф. Это цифровой прибор, подключаемый к электропитанию авто для автофиксации:
- запуска мотора;
- движения;
- местонахождения транспорта и т.д.
Для грузовых и пассажирских перевозок по территории России используются бортовые самописцы с СКЗИ (система криптографической защиты информации), а для коммерческих поездок за рубеж – оборудование, работающее в соответствии со стандартами европейского соглашения о работе экипажей транспортных средств (ЕСТР).
Учет режима работы и труда по тахографу устройство выполняет в автоматическом режиме:
- Перед тем, как отправиться в рейс, шофер вставляет в слот контрольного прибора личную карточку, содержащую оригинальный цифровой ключ.
- Карта активируется автоматически (в случае с тахографами ЕСТР) или по PIN-коду (для самописцев с блоком СКЗИ) и вместе с этим происходит идентификация шофера в системе мониторинга.
- При наличии сменного водителя, напарник тоже должен пройти идентификацию, вставив свою карточку в слот № 2.
- После того, как прибор примет тахокарту, необходимо определить род деятельности до момента включения контрольного устройства. Если водитель только начинает смену, то нужно нажать «Отдых», если до того, как сесть за руль, он уже выполнял какую-то работу, то выбирается, соответственно, «Работа».
- Последующие действия определяются моделью самописца, однако большинство устройств выполняют автоматическую фиксацию смены режимов: при включенном двигателе активируется «Работа», при движении ТС – «вождение». Режим «Отдыха» зачастую необходимо активировать вручную, так как далеко не каждый тахограф автоматически включают его при отключении мотора.
Ответственность за нарушение режима труда и отдыха по тахографу
За несоблюдение РТО на водителя, а также на других личностей налагаются штрафы, суммы которых приведены в таблице:
Ответственное лицо | Сумма штрафа в руб. |
---|---|
Водитель | 1.500-2.000 |
Должностное лицо | 7.000-10.000 |
ИП | 15.000-25.000 |
Юр. лицо | 20.000-50.000 |
Режим труда и отдыха для водителей-международников: правила работы по чипу
Практически в каждой стране существуют собственные законы или стандарты, призванные не допустить переработки со стороны человека, управляющего ТС. Например, в Соединенных Штатах запрещено ехать более 8 часов без перерыва, а суточная норма движения составляет 11 часов. Кроме того, введен порядок обязательной передышки, длительностью 36 часов после 80 часов управления транспортом.
Полный список документов, необходимых для оформления карты
Несоблюдение требований страны, могут привести к тому, что шофер-иностранец будет либо серьезно оштрафован, либо столкнется с проблемами на таможне, если фактически пройденный километраж превысит расчетный: произведение средней скорости на допустимые часы работы. Впрочем, в последнее время для контроля за соблюдение дорожных директив применяется специальное устройство – тахограф.
Нормы отдыха водителя
Что касается установленных временных норм для отдыха водителей, то с 1 января 2021 года они претерпели изменения в связи с вступлением в силу нового Приказа Минтранса России от 16.10.2020 № 424 и прекращением действия Приказа Минтранса России от 20.08.2004 № 15.
Одно из главных изменений коснулось минимального времени еженедельного отдыха водителя. Согласно новому приказу еженедельный отдых увеличивается с 42 до 45 часов. При этом работодатель вправе уменьшить еженедельный отдых до 24 часов, при условии предоставления недополученного водителем отдыха в будущем — в течение следующих 3 недель.
Особенности нормирования перерывов для приема пищи и отдыха:
- Время такого перерыва должно составлять от 30 минут до двух часов. Рекомендуется предоставлять его в середине смены или рабочего дня.
- Такая же длительность отдыха суммарно устанавливается при предоставлении двух и более перерывов за смену, превышающую 8 часов, если она регламентирована графиком сменности.
- Длительность обеденных перерывов останавливается правилами внутреннего трудового распорядка предприятия.
Для ежедневного отдыха предусмотрено большее количество нюансов:
- Он должен быть в 2 или более раз продолжительнее предыдущей рабочей смены или предыдущего рабочего дня.
- В 2022 году междусменный отдых разрешается сокращать до 11 часов при суммированном учете рабочего времени (в текущем году этот показатель установлен на отметке в 12 часов).
- Допускается сокращать ежедневный отдых до 9 часов, но не более 3 раз в неделю.
- Допускается делить ежедневный отпуск на части при условии, что первая из них будет составлять не менее 3 часов, а последняя — не менее 9 часов. Такая возможность отсутствует у водителей в составе экипажей.
- В 2022 году года ежедневный отдых можно заменять еженедельным.
- При необходимости заезда или выезда на паром или рельсовое транспортное средство допускается прерывание отдыха, но не более 2 раз и длительностью не более 1 часа суммарно.
Контроль соблюдения норм отдыха водителей
Режим труда и отдыха водителей можно контролировать с помощью специального устройства, установленного в автомобиле – тахографа. Тахографы должны быть установлены в автобусах и автомобилях, разрешенная масса которых превышает 3,5 тонны (Приказ Минтранса России от 26.10.2020 № 438). Управление таким транспортом без тахографа или с несоблюдением требований к его эксплуатации карается штрафом для водителя в размере от 3 000 до 5 000 руб. (п. 1 ст. 11.23 КоАП РФ). За выпуск на линию такого транспорта с нарушением этих же требований предусмотрены следующие штрафы (п. 2 ст. 11.23 КоАП РФ):
- для должностных лиц — от 7 000 до 10 000 руб.;
- для ИП — от 15 000 до 20 000 руб.;
- для юридических лиц — от 20 000 до 50 000 руб.