- Алименты

21. Приватизация: сущность, этапы, последствия.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «21. Приватизация: сущность, этапы, последствия.». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Впервые коммерческие отношения между субъектами, близкие к приватизации, появились в Древнем Риме в сфере перераспределения общественных земель. Наименование процесса состояло из 2-х слов – «ager publicus».

Статистика некоторых результатов приватизации в России

В 2001 г. завершился конечный этап приватизации угольной промышленности.

К 2006 г. 119 951 муниципальное, а также государственное предприятие приватизировано. Среди них – «Россгосстрах», частично «Сбербанк», «Роснефть», «Банк ВТБ» под лозунгом «народного IPO». Позже «Сбербанк» полностью переформатирован юридически в частную собственность. Свыше 50% акций принадлежит центральному банку России. Он не является государственной структурой. Однако, в 2020 г. произошел выкуп государством 51% акции «Сбербанка».

К 2009 г. госсектор сохранился в размере 35%. По оценке ФАС, остальные 65% государственного имущества перешли в частное управление. Однако, к 2015 году доля госсектора составила 70%. Осуществлен обратный процесс приватизации – реприватизация.

В 2015 г. как частная форма оформлено 133,4 млн Га земли. Это 7,8 % от общего числа земли в фонде России.

Утверждена правительством обновленная программа приватизации госимущества 2017 – 2019 гг. На основе нее сформированы доходы в счет государства в размере около 5,6 млрд российских рублей. Такая доходность в пользу государства, по расчетам, должна сохраняться ежегодно.

На рубеже 1990-1991 гг. в нашей стране началось интенсивное концептуальное обсуждение реформы отношений собственности, за которым последовали принятие обширного законодательства в этой области и реализация уникальной по мировым стандартам приватизационной программы. И сегодня не стихают как идеолого-политизированные так и академические споры о том: насколько правильным был выбор модели для Р.Ф., позитивен или негативен эффект приватизации и более широко, частной собственности, каковы перспективы системной трансформации в этой области реформ. Острота этих дискуссий вполне закономерна, ибо именно от приватизации, как составной части радикальной реформы всей экономики, российское общество надеется получить более эффективный механизм хозяйственного регулирования.

Приватизация в России играет важную роль как в системе экономи-ческой реформы, так и всего процесса трансформации и преобразования экономического строя. Приватизация несомненно является центральным пунктом проводимых в России экономических реформ. Она вместе с реформами испытала на себе все противоречия и изгибы, связанные не только с трудностями самого процесса приватизации, но и с перипетиями политической борьбы, согласований, уступок и компромиссов. Велики были и есть силы сопротивления.

Приватизация и связанные с ней процессы вызвали глубокие изменения во всех сферах общественного сознания и общественной жизни. Приватизация, положила начало формированию предпринимательского менталитета, развитию инициативы и самостоятельности товаропроизводителей, новой системы общественных ценностей, в результате приватизации был образован крупный негосударственный сектор экономики, с помощью которого была преодолена монополия государственной собственности, создана основа для развития рыночных форм хозяйственных связей и использования механизмов конкуренции. В процессе приватизации были изменены юридические отношения собственности и связи между основными социальными группами населения. Образовались новые социальные слои, которые не были заинтересованы в возврате к прошлому и стремились достичь высокой эффективности экономики и демократия в обществе.

Важно отметить, что в девяностые годы прошлого века осуществился переход к реальному многообразию форм собственности. Институт частной собственности получил правовое оформление и стал теперь таким инструментом, с помощью которого инициативы граждан привлекались к решению экономических проблем. В свою очередь приватизация, являясь ключевым звеном в становлении и развитии целого ряда новых экономических институтов, создавала благоприятные условия для привлечения в российскую экономику иностранных инвестиций, ликвидации дефицита товаров и услуг на внутреннем рынке и прочее.

Приватизация и связанные с ней процессы вызвали глубокие изменения во всех сферах общественной жизни и общественного сознания, положили начало формированию предпринимательского менталитета, развитию инициативы и самостоятельности товаропроизводителей, новой системы общественных ценностей. В результате приватизации был образован крупный негосударственный сектор экономики, с помощью которого была преодолена монополия государственной собственности, создана основа для развития рыночных форм хозяйственных связей и использования механизмов конкуренции. В процессе приватизации были изменены юридические отношения собственности и связи между основными социальными группами населения. Образовались новые социальные слои, которые не были заинтересованы в возврате к прошлому и стремились достичь высокой эффективности экономики и демократия в обществе.

И в настоящее время приватизация продолжает оставаться в зоне особого внимания, как со стороны различных органов власти, так и ученых: юристов, экономистов, философов, политологов, социологов и т.д. К настоящему времени, когда отчуждение основной части государственной и муниципальной собственности в собственность юридических и физических лиц в целом завершено, в области приватизации сложилась ситуация, требующая своего осмысления для определения стратегии дальнейшего проведения экономических реформ.

Несмотря на широкое освещение в монографиях и статьях проблем, связанных с перераспределением собственности и приватизацией государственного имущества, многие вопросы остаются недостаточно изучены.

Проблема решаемая в курсовой работе состоит в том, что приватизационный процесс еще только получает свое теоретическое обоснование как системообразующее явление, играющее значительную роль в трансформации экономической системы, воспроизводстве и накоплении национального капитала.

Поэтому исследования этой важной и многогранной проблемы требуют дальнейшей разработки с учетом особенностей современного этапа развития переходной экономики в России.

Таким образом, можно сказать, что изучение особенностей, в т.ч. понятия приватизации и ее социально-экономических последствий являет на сегодняшний день большой интерес. Все это обуславливает актуальность темы данной курсовой работы.

Как показывает анализ современной литературы (нормативно-правовые акты РФ, материалы периодической печати, научные труды ученых и исследователей) приватизация была предметом внимания известных российских ученых и исследователей, таких как Абаев М.Т., Андреев В.К., Отнюкова Г.Д., Камышанский В.П., а также других.

Основными источниками для написания курсовой работы были использованы:

— Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. -№ 237.

— Гражданский кодекс Российской Федерации: Часть первая от 30 но-ября 1994 г. № 51-ФЗ (действующая редакция) Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. — № 32. — Ст. 3301.

— Гражданский кодекс Российской Федерации: Часть вторая от 26 ян-варя 1996 г. № 14-ФЗ (действующая редакция) // СЗ РФ. 1996. — № 5. -Ст.410.

— Гражданский кодекс Российской Федерации: Часть третья от 26 но-ября 2001 г. № 146-ФЗ (действующая редакция) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. — № 49. — Ст. 4552.

— Гражданский кодекс Российской Федерации: Часть четвертая от 18 декабря 2006 г. № 230-Ф3 (действующая редакция) // Собрание законода-тельства Российской Федерации. 2006. — N 52 (1 ч.) — Ст. 5496.

-Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации госу-дарственного и муниципального имущества» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. — N 44. -Ст. 4954.

-Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник. В 2-х Т. / Отв. ред. О.М. Олейник. Т. 1 — М., 2016. – 345 с. Первый том учебника по предпринимательскому (хозяйственному) праву посвящен таким институтам, как инвестирование и информационное обеспечение, энергоснабжение и отчетность, ценообразование и учет, а также другим сложнейшим и интересным конструкциям, которые в системе обеспечивают ведение предпринимательской деятельности и составляют ее функциональный аспект. Изложение всех институтов построено с учетом частноправовых и публично-правовых начал регулирования предпринимательской деятельности, которые в совокупности создают реально существующий ее режим. Для студентов и аспирантов юридических вузов, преподавателей и научных сотрудников, работников государственных органов и практикующих юристов, а также лиц, интересующихся правовым регулированием предпринимательской деятельности.

— Сергеев А.П., Толстой Ю.К. Гражданское право: учебник. В 3 т. -Т. 1. 6-е изд., перераб. и доп. — M., ТК Велби, Проспект, 2010. – 389 с.Учебник написан на основе Гражданского кодекса РФ, а также других правовых актов. Помимо анализа действующего законодательства в учебнике представлены судебная практика и теоретические взгляды на основные проблемы гражданского права.

— Смагин И.А. Предпринимательское право: Учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. — М-.: Омега, 2014. – 289 с. Учебное пособие содержит основные положения, характеризующие природу российского предпринимательского права, его место в правовой системе Российской Федерации, рассматривает правовую природу предпринимательских отношений, основные понятия российского предпринимательского права (предпринимательская деятельность, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель и т.д.), а также основные институты российского предпринимательского права. Предназначено для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов, а также всех, кто интересуется вопросами российского предпринимательского права.

Экономика России находилась под влиянием административно-командной системы хозяйствования продолжительное время. Для России возникла необходимость приватизации. Еще с 20-х годов ее старались заменить чем-то научно-обоснованным и более рациональным. Однако, был создан неэффективный механизм хозяйствования. Это подтверждается тем, что на его основе непроизводительные расходы и потери в народном хозяйст-ве страны оцениваются примерно в 38-40 процентов валового общественного продукта страны[59].

На самом деле мы не продвинулись вперед, а скорее ушли в сторону от магистрального пути цивилизации и зашли в тупик, из которого мы пытаем-ся выйти по сей день. Правительство, пытаясь выйти из этой ситуации, создали рыночную экономику в Российской Федерации. Для этого потребовалось создание условий формирования рынка, рыночной инфраструктуры, такие как: приватизация собственности, социальные гарантии для населения, устойчивость рубля, формирование рыночных норм поведения, наличие конкуренции, развитие внешнеэкономических связей и тому подобное[60].

Советское государство старалось обеспечить интересы общества, но в основном обеспечивались интересы господствующего класса, которым являлась на то время партхозноменклатура, именно она управляла и распределяла, а, следовательно, и реализовывала отношение собственности[61].

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты органов законодательной и
исполнительной власти

1. Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. -№ 237.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации: Часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (действующая редакция) Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. — № 32. — Ст. 3301.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации: Часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (действующая редакция) // СЗ РФ. 1996. — № 5. -Ст.410.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации: Часть третья от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ (действующая редакция) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. — № 49. — Ст. 4552.

5. Гражданский кодекс Российской Федерации: Часть четвертая от 18 декабря 2006 г. № 230-Ф3 (действующая редакция) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. — N 52 (1 ч.) — Ст. 5496.

6. Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ // СЗ РФ. -2001. -№ 44. -Ст. 4147.

7. Лесной кодекс РФ от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ // СЗ РФ. -2006. -№ 50. — Ст. 5278.

8. Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» // СЗ РФ. -2002. -№ 26. -Ст. 2519.

9. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. -1999. -№ 42. -Ст. 5005.

10. Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. — N 44. -Ст. 4954.

11. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ «О почтовой связи» // СЗ РФ. -1999. -№ 29. -Ст. 3697.

12. Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве» // СЗ РФ. -1995. -№ 1. -Ст. 3.

13. Закон Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. -1991. -№ 28. -Ст. 959

14. Закон Российской Федерации от 03.07.1991 № 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» //Российская газета. 1991. — 10 июля.

15. Закон РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» // СЗ РСФСР. Т. 3. — С. 498.

16. Указ Президента РФ от 29 декабря 1991 г. N 341 «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий»// Собрание законодательства Российской Федерации. 1992. — № 1. — Ст. 34.

17. Указ Президента РФ от 14 августа 1992 г. «О введении в действие приватизационных чеков в Российской Федерации»»// Собрание законодательства Российской Федерации. 1992. — № 9. — Ст. 1934.

18. Указ Президента РФ от 22 мая 2012 г. № 695 «О мерах по приватизации находящихся в федеральной собственности пакетов акций крупнейших компаний топливно-энергетического комплекса» // СЗ РФ. -2012. -№ 22. -Ст. 2756.

19. Указ Президента РФ от 27 апреля 2007 г. N 556 «О реструктуризации атомного энергопромышленного комплекса Российской Федерации» // СЗ РФ. -2007. -№ 18. -Ст. 2185.

20. Постановление Правительства РФ от 16 декабря 2002 г. № 894 «О порядке подготовки и выполнения охранных обязательств при приватизации объектов культурного наследия»//СЗ РФ. -2002. -№ 51. -Ст. 5086.

21. Постановление Правительства РФ от 27 января 2012 г. N 34 «Об управлении находящимися в собственности Российской Федерации долями в обществах с ограниченной ответственностью, созданных в процессе приватизации» // СЗ РФ. -2012. -№ 6. -Ст. 679.

22. Постановление Правительства РФ от 5 июня 2008 г. № 437 «О Министерстве экономического развития Российской Федерации» // СЗ РФ. -2008. -№ 24. -Ст. 2867.

23. Основы законодательства Российской Федерации о культуре, утвержденные Верховным Советом РФ 9 октября 1992 г. № 3612-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. -1992. -№ 46. -Ст. 2615.

24. Государственная программа приватизации на 1992 год. Утверждена Верховным Советом РФ 11 июня 1992 года // РГ. -№ 145. -14.06.2002.

25. Договор о стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан от 16 июня 2004 г. //СЗ РФ. -2005. -№ 11. -Ст. 905.

26. Соглашение о торговле услугами и инвестициях в государствах — участниках Единого экономического пространства от 9 декабря 2010 г. // СЗ РФ. — 2012. –№ 4. -Ст. 453.

27. Приказ Минэкономразвития РФ от 30 августа 2011 г. № 423 «Об утверждении Порядка подготовки решений об условиях приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий, осуществляющих деятельность в сфере геодезии и картографии» // Российская газета. -№ 240. -26.10.2011.

28. Закон Республики Дагестан от 9 ноября 2004 г. N 29 «О приватизации государственного имущества Республики Дагестан» // Собрание законодательства Республики Дагестан. -2004. -№ 11. -Ст. 909.

29. Закон Амурской области от 26 апреля 2013 г. № 182-ОЗ «Об управлении и распоряжении собственностью Амурской области»// Амурская правда. — № 25. – 29.04.2013.

30. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 16 июля 2007 г. № 824 «О порядке внесения денежных средств в счет оплаты государственного имущества Санкт-Петербурга при его приватизации»//Вестник администрации Санкт-Петербурга. -№ 8. -24.08.2007.

31. Решение Благовещенской городской Думы от 28 апреля 2011 года № 25/42 «Об утверждении положения о порядке планирования приватизации муниципального имущества муниципального образования города Благовещенска» // Благовещенск. — № 28. -04.05.2011

32. Решение Думы города Костромы от 28 января 2003 г. N 2 «О Положении о порядке приватизации муниципального имущества города Костромы» //Костромской курьер. -11.02.2003 — 17.02.2003

Научная и обзорная литература

33. Абаев М.Т. Понятие приватизации по действующему российскому законодательству // Транспортное право. 2008. — № 1.-С. 22-25. (Из информационного банка «Юридическая пресса»).

34. Акбашев Б.Х. Теоретические подходы и практические требования к приватизационному процессу // Российский экономический журнал. -1993. -№ 7.- С. 17-25.

35. Алексеев С.С. Общая теория права. Т. 2. — М.: Юридическая литература, 1982. – 422 с.

36. Андреев В.К. Предпринимательское законодательство России: Научные очерки. -М.: Статут, РАП, 2008. – 396 с.

37. Андреев В.К. Право государственной собственности в России. -М., 2014. – 295 с.

38. Андреев В.К. Роль государства в развитии малого предпринимательства // Правовые проблемы малого предпринимательства. -М.: Российская юстиция, 2015. – С. 22-26

39. Белых B.C. Приватизация государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации: экономико-правовые вопросы // Государство и право. -1996.- № 10. – С. 10-13.

40. Бережной A.A. Этапы приватизации государственного и муниципального имущества // Право и политика. — 2007. — № 8. – С. 6-9.

41. Богатырев М.А. Приватизация как гражданско-правовой институт // Право и экономика. -2016. — № 10. – С. 12-17.

42. Гражданское право: В 4 т. Т. 2 / Отв. ред. Е.А. Суханов. 3-е изд., перераб. и доп. — М., 2015. – 386 с.

43. Иоффе О.С. Избранные труды по гражданскому праву. М., Статут, 2000. – 432 с.

44. Камышанский В.П. Правовое регулирование приватизации государственных и муниципальных предприятий и его эффективность: Автореф. канд. юрид. наук. СПб., 1994. — 188 с.

45. Кряжевских О.В. Сделка приватизации // Юридический мир. -2016.-№ 12. – С. 20-23.

46. Лебедев К.К. Предпринимательское и коммерческое право: системные аспекты (предпринимательское и коммерческое право в системе права и законодательства, системе юридических наук и учебных дисциплин). -СПб., 2002. -367 с.

47. Медведева Э.А. Ответственность за незаконную приватизацию государственной и муниципальной собственности в Российской Федерации: пробелы законодательного регулирования // Общество и право. -2017. — № 3. – С. 12-15.

48. Оксюк Т. Некоторые аспекты приватизации государственных и муниципальных земельных участков // Корпоративный юрист. -2018. — № 2. –С. 17-18.

49. Отнюкова Г.Д. Приватизация государственного имущества // Закон. 2012. — № 6. – С. 12-14.

Проблемы проведения приватизации.

При определении стратегии приватизации необходимо решать три основные проблемы.

Первая проблема: кому передавать государственную собственность?

Новыми собственниками могут быть, в принципе, любые лица, способные выкупить госсобственность (в том числе и иностранные граждане). Однако чаще государство оказывает предпочтение определенным социальным группам (например, трудовому коллективу или директорскому корпусу приватизируемого предприятия). В некоторых постсоциалистических странах (в Восточной Германии, в Прибалтике) собственность возвращалась наследникам тех лиц, у которых она некогда была отобрана. Поскольку государственная собственность при социализме юридически считалась общенародной, то правомерной может быть и точка зрения, что собственность государства должна быть передана всем гражданам страны. Следует, однако, учитывать, что не всякий юридически законный претендент на экс-государственную собственность сможет ее эффективно использовать.

Вторая проблема: на каких условиях передавать государственную собственность?

Приватизируемая собственность может продаваться новым собственникам по восстановительной стоимости, по рыночной (аукционной) или по льготной цене. Наконец, возможна и бесплатная раздача госсобственности. Если новыми собственниками становятся не отдельные граждане, а многочисленные группы, то передача титулов собственности осуществляется частями, через продажу акций. Для пополнения госбюджета лучше, конечно, проводить продажу по рыночной цене, но по социальным соображениям потенциальным покупателям часто предлагают приобрести госсобственность по льготным ценам.

Третья проблема: следует ли ожидать экономической выгоды от приватизации?

Необходимо учитывать, что любой способ приватизации связан с противоречиями между финансовыми выгодами правительства, экономической эффективностью и социальной справедливостью. Американскими экономистами доказана теорема Сэппингтона – Стиглица: если правительство продает с аукциона предприятие, то для того, чтобы возникшее вместо него коммерческое предприятие сохранило диктуемый правительством производственный профиль, а само правительство не потеряло своих доходов, необходим жесткий государственный контроль. В любом случае прямые и быстрые экономические выгоды для государства не всегда вероятны. Следовательно, интерес к приватизации диктуется скорее идеологическими и социально-политическими, чем экономическими соображениями.

Результаты приватизации в России 1990-х.

Приватизационная реформа в России в основном завершилась уже в 1995 (Табл. 3 и 4). По данным Мирового Банка, на 1996 55% активов бывших государственных предприятий оказались выкуплены работниками предприятий (менеджерами и служащими), 11% – населением через ваучеры, 34% оставались в собственности государства. Приватизация госпредприятий продолжалась и в последующие годы, но уже не играла принципиальной роли в экономических реформах.

Акционерно-ваучерная компания в России привела к торжеству номенклатурной приватизации. Реальными собственниками стали, в первую очередь, представители старой партийно-хозяйственной элиты – директора, получившие значительную долю «внутризаводских» акций, и руководители крупных финансовых компаний, контролирующие «внешние» пакеты акций. Мелкие акционеры (внешние инвесторы и члены трудовых коллективов) лишились возможности влиять на управление и получать сколько-нибудь заметные доходы. Поскольку при проведении приватизации допускались нарушения, власть получила возможность держать новых крупных собственников под контролем, угрожая им привлечением к суду при нарушении диктуемых «правил политической игры».

Таблица 3. ЧИСЛО ПРЕДПРИЯТИЙ И ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИИ ПО ФОРМАМ СОБСТВЕННОСТИ (на 1 января)
Таблица 3. ЧИСЛО ПРЕДПРИЯТИЙ И ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИИ ПО ФОРМАМ СОБСТВЕННОСТИ (на 1 января)
Годы
1995 1998 2000 2004
Всего, тыс. 1946 2727 3106 4150
в т. ч. по формам собственности, %
– государственная и муниципальная 25,5 11,9 11,2 19,8
– частная 62,5 73,9 74,4 78,0
– прочие 12,0 14,2 14,4 12,2
Составлено по: Российский статистический ежегодник. 2004. Стат. сборник / Росстат. М.: 2004. С. 331.

Реферат: Приватизация, её сущность и цели

В странах, где преобладает государственная собственность, нет прямой заинтересованности в рациональном использовании ресурсов и приумножении капитала. Они уступают частному капиталу в конкурентной борьбе. Системы, основанные на частной собственности, развиваются быстрее и эффективнее.

Приватизация является инструментом проведения экономической реформы. Командная экономика меняется на рыночную. В конечном итоге создается эффективная экономическая система. Происходит сокращение государственной собственности и осуществляется переход экономики от планово-административной к рыночной. Объектами приватизации бывают:

  • земля;
  • промышленные и сельскохозяйственные предприятия;
  • жилье.

Критерии оценки положительного итога:

  • повышение эффективности экономики;
  • увеличение доходов государства;
  • здоровая конкуренция;
  • снижение контроля государства за производством;
  • модернизация предприятий;
  • регулирование экономики с помощью экономических методов.

Возможные минусы:

  • классовое расслоение общества на богатых и бедных;
  • богатство сосредотачивается в руках «олигархов», количество которых не превышает 1% от общества в целом;
  • появление безработицы.

Цель приватизации — повышение эффективности существующей экономической системы.

Задачи:

  • передача основной доли имущества в частный сектор;
  • уменьшение доли государственного и муниципального имущества;
  • децентрализация управленческих структур;
  • создание малых и средних собственников;
  • предоставление гражданам возможности создать свой бизнес;
  • увеличение экономического эффекта от производства;
  • увеличение налоговых отчислений;
  • рост государственного бюджета.

Формы и способы определяет государство. Для этого создаются специальные структуры, например, комитет по управлению имуществом. Принимаются решения о том, какие способы необходимо выбрать в зависимости от состояния экономики в стране, политических и социальных факторов.

Формы:

  • прямая продажа предприятий в частные руки;
  • выкуп акций предприятий менеджерами;
  • продажа акций служащим и рабочим предприятия;
  • продажа акций населению.

Конкурсные торги и аукционы при прямой продаже позволяют стать владельцем предприятия юридическому или физическому лицу. Этот способ выгоден для государства, т.к. дает хорошую прибыль. Но он доступен очень ограниченной части населения.

Выкуп акций может происходить как за наличные, так и с помощью кредитов банка, страховых фондов. При этом способе новые собственники фактически берут кредит под залог имущества выкупаемого предприятия. Расплачиваются доходами от приобретенной собственности.

Покупка акций работникам предприятия — это эффективное средство повышения заинтересованности работника в результатах своего труда. Преимущество продажи акций населению состоит в открытости и доступности, т.к. цена одной акции доступна населению.

Мировой опыт имеет более 20 способов передачи государственной собственности.

Основные способы приватизации:

  • продажа государственных объектов через аукционы или по конкурсу;
  • аренда на определенный период с последующим выкупом;
  • выкуп собственности на льготных условиях;
  • акционирование;
  • создание финансово-промышленных групп с правом самостоятельного хозяйствования;
  • безвозмездная передача имущества.

Крупные предприятия не всегда переходят в частную собственность полностью. Иногда выкупается только часть. В результате государство и частный бизнес совместно управляют предприятием.

Аренда чаще используется для убыточных предприятий, где арендатор без участия собственника нанимает свой персонал, контролирует процесс, вкладывает средства и в конечном итоге делает его рентабельным.

Безвозмездная передача имущества может осуществляться в виде передачи жилья в собственность, как это было сделано в России в 1992 году.

В рыночной экономике некоторые объекты государственной собственности по мере того, как они начинают представлять интерес для частных индивидуальных или ассоциированных собственников капитала, приватизируются.

Приватизация — это переход объектов из государственной собственности в частную.

В обобщенном понимании приватизация представляется как составной элемент государственной политики дерегулирования экономики, который ведет к увеличению вклада частного сектора в хозяйственной развитие. В более узком понимании приватизация означает полную или частичную передачу права собственности на капитал определенного государственного предприятия акционерному обществу или частному лицу. Приватизация предприятия не сводится к простой продаже имущества — она является инструментом дерегулирования экономики и означает продажу государством физическим и юридическим лицам прав собственности на имущество, а также прав распоряжения и пользования имуществом при одновременном снятии административных ограничений на деятельности предприятия.

При определении стратегии приватизации необходимо решать три основные проблемы.

Первая проблема: кому передавать государственную собственность?

Новыми собственниками могут быть, в принципе, любые лица, способные выкупить госсобственность (в том числе и иностранные граждане). Однако чаще государство оказывает предпочтение определенным социальным группам (например, трудовому коллективу или директорскому корпусу приватизируемого предприятия). В некоторых постсоциалистических странах (в Восточной Германии, в Прибалтике) собственность возвращалась наследникам тех лиц, у которых она некогда была отобрана. Поскольку государственная собственность при социализме юридически считалась общенародной, то правомерной может быть и точка зрения, что собственность государства должна быть передана всем гражданам страны. Следует, однако, учитывать, что не всякий юридически законный претендент на экс-государственную собственность сможет ее эффективно использовать.

Вторая проблема: на каких условиях передавать государственную собственность?

Приватизируемая собственность может продаваться новым собственникам по восстановительной стоимости, по рыночной (аукционной) или по льготной цене. Наконец, возможна и бесплатная раздача госсобственности. Если новыми собственниками становятся не отдельные граждане, а многочисленные группы, то передача титулов собственности осуществляется частями, через продажу акций. Для пополнения госбюджета лучше, конечно, проводить продажу по рыночной цене, но по социальным соображениям потенциальным покупателям часто предлагают приобрести госсобственность по льготным ценам.

Третья проблема: следует ли ожидать экономической выгоды от приватизации?

Необходимо учитывать, что любой способ приватизации связан с противоречиями между финансовыми выгодами правительства, экономической эффективностью и социальной справедливостью. Американскими экономистами доказана теорема Сэппингтона – Стиглица: если правительство продает с аукциона предприятие, то для того, чтобы возникшее вместо него коммерческое предприятие сохранило диктуемый правительством производственный профиль, а само правительство не потеряло своих доходов, необходим жесткий государственный контроль. В любом случае прямые и быстрые экономические выгоды для государства не всегда вероятны. Следовательно, интерес к приватизации диктуется скорее идеологическими и социально-политическими, чем экономическими соображениями.

Пионером приватизации в виде крупномасштабной экономической реформы в национальных масштабах стало в 1979–1987 консервативное правительство Великобритании М.Тэтчер.

Британская приватизация касалась энергетических компаний, транспортных предприятий, распродажи государственных квартир в полную собственность бывшим арендаторам. Стремясь добиться народной поддержки, правительство сознательно занижало при распродаже стоимость акций госпредприятий (Табл. 2), что позволило нескольким миллионам англичан стать акционерами.

Таблица 2. РАСПРОДАЖА НАИБОЛЕЕ КРУПНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ 1980-х
Таблица 2. РАСПРОДАЖА НАИБОЛЕЕ КРУПНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ 1980-х
Приватизированные фирмы Дата продажи Способ продажи Чистый доход бюджета от продажи, млн. ф.ст.
«Бритиш телеком» Ноябрь 1984. Фиксированная цена, продано 50,2% акций 3,693
«Кэйбл энд Уайрлес» Октябрь 1981 Фиксированная цена, продано 49,4% акций 182
Декабрь 1983 Цена по договоренности, продано 22,3% акций 263
Декабрь 1985 Фиксированная цена, продано 22,7% акций 580
«Бритиш газ» Декабрь 1986 Фиксированная цена, продано 100% акций 7,750
«Бритиш петролеум» Октябрь 1987 Рыночная цена, продано 100% акций 7,200

Опыт Великобритании по распродаже государственных предприятий был использован многими странами мира – и развитыми, и развивающимися.

В 1986 широкомасштабную приватизацию начало проводить социалистическое правительство Франции: за три года премьерства по инициативе премьер-министра Ж.Ширака были приватизированы телекоммуникационная компания Alcatel Alsthom, национальный канал TF1, 5 крупных сберегательных банков, 2 большие финансовые группы. В 1990–2000-е во Франции прошло еще несколько «волн» национализации.

Активная роль Великобритании и Франции в проведении приватизации привела даже к появлению терминов «тэтчеризм» и «ширакизм» как синонимов «приватизации». Кроме них, масштабную приватизацию проводила Германия: в 1990, после воссоединения страны, был создан Опекунский совет, призванный провести постепенную приватизацию экс-социалистической экономики восточных земель.

Приватизация в развивающихся странах

Кризисные явления и тенденции, развившиеся в большей части стран «третьего мира» в 1970-х и особенно в 1980-х годах, заставили трезво взглянуть на роль государства. Во многих развивающихся странах активизировались попытки реструктуризации экономических механизмов различной глубины и масштаба. Приватизация заняла центральное место в реструктуризации государственного регулирования. Ко второй половине 1980-х годов программы приватизации активно осуществлялись более чем в 80 развивающихся странах.

Этот термин, часто используемый в отношении развивающихся и не только развивающихся стран, не имеет четкого определения. В целом, в широком смысле приватизация означает передачу контроля над ресурсами общества в частные руки и соответствующее повышение значимости стихийных, нерегулируемых начал в экономике за счет ослабления централизованного вмешательства государства в экономическую жизнь. В узком смысле слово приватизация означает замену государственной собственности на частную.

Процесс приватизации в странах высшего класса развивающегося мира, а также в крупных и крупнейших государствах, сумевших создать более или менее диверсифицированную промышленную базу — в Алжире, Индии, Индонезии, Турции, сталкивается с серьезными трудностями. Их часто объясняют сопротивлением влиятельных социальных сил и групп, чье материальное благосостояние напрямую связано с государственным сектором. Влияние этих общественных сил на экономическую политику своих стран достаточно сильно. Не случайно, например, в Бразилии и Индии национальный капитал в блокаде с определенными кругами государственного аппарата и армии сумел навязать заведомо бесперспективный протекционистский вариант развития едва ли не самого важного сектора современной экономики — информационного.

Тем не менее, трудности приватизации в странах, идущих дальше по пути индустриального развития, нельзя сводить к сопротивлению определенных социальных сил. Основная причина, по которой Бразилия, Индия, Турция и многие другие развивающиеся страны, за редким исключением, не предприняли серьезных шагов по масштабной приватизации, заключается в особой роли государственного сектора в функционировании системы расширенного воспроизводства. Например, в Индии, хотя государственный сектор в целом прибылен, эту прибыль получает небольшое число нефтяных компаний. Согласно статистике, некоторые крупные транспортные и энергетические компании также являются прибыльными и занимают олигополистическое положение на местном рынке. В то же время следует иметь в виду, что некоторые из компаний не могут быть объективно убыточными.

В странах с развитой рыночной экономикой отсев неэффективных фирм является обычной практикой, которая (за исключением кризисных периодов) не наносит заметного ущерба на макроуровне. В развивающихся странах ситуация принципиально иная. Здесь, как правило, национальный экономический комплекс строился как единое целое, без особого учета микроэффективности отдельных производственных единиц. С другой стороны, приватизация подразумевает смещение акцента с макро- на микроуровень. Учитывая сложную структуру промышленности в странах верхнего и среднего эшелона третьего мира, потеря цепочек с одним звеном между отраслями приводит к «эффекту триггера», когда по принципу каскада начинает рушиться все большее количество отраслей, связанных в единый технологический узел.

Стремясь избежать непредсказуемого развития событий, большинство развивающихся стран верхнего и среднего уровня выбрали, так сказать, «мягкую приватизацию». Например, в Турции, где на долю SOE приходилось почти 2/3 промышленного производства, основным методом приватизации было постепенное акционирование. В то же время, из 53 ГП, предназначенных для приватизации, только два на 100% контролировались государством путем акционирования. Более того, приватизация проводилась в основном в достаточно прибыльных отраслях, но они требовали значительных инвестиций в модернизацию устаревших производств.

Индонезия пошла по пути «мягкой приватизации», которая также осуществила частичную приватизацию банковской системы через акционирование. Кроме того, государство сохранило контроль над производственным и финансовым секторами экономики, оставив себе не менее 50% акций каждой приватизированной компании.

Алжир и Марокко не решились на быстрый демонтаж государственного сектора, а предпочли длительное совершенствование и реорганизацию деятельности государственного сектора путем расширения административных и экономических свобод государственных предприятий и либерализации их ценовой политики, акционирования через государственный «фонд участия», при этом государство обычно сохраняет контрольный пакет акций.

Среди развивающихся стран приватизация была наиболее активной и относительно успешной в Латинской Америке. Мексика играла ведущую роль, на ее долю пришлось около 20% стоимости всех приватизационных сделок развивающихся стран в конце 1980-х и начале 1990-х годов. Летом 1998 года в Бразилии произошла крупнейшая в мире приватизационная сделка — государственная телекоммуникационная холдинговая компания Telebras была продана на конкурентном аукционе почти за 19 миллиардов долларов.

В других развивающихся странах приватизация была менее успешной. В Африке из-за сильной коррупции приватизация стала средством обогащения политической элиты, а не улучшения экономики. В Азии управление было относительно успешным, что сделало приватизацию менее распространенной, чем в других регионах.

Основные принципы приватизации имущества

В рыночной экономической системе уже существует приватизационный опыт, который и определяет важные принципы проведения процедуры:

  • Процесс приватизации собственности государственного типа производится исключительно для создания идеальной рыночной системы. Поэтому выбор предприятий, которые в дальнейшем могут быть приватизированы, выбираются крайне внимательно и детально, чтобы проведенный процесс мог дать необходимые результаты;
  • Перед осуществлением приватизационных действий нужно осуществить ряд действий, направленных на развитие эффективности. С этой целью производятся действия, направленные на разрушение монополии (отсутствие помех для развития конкуренции), также производится реструктуризация;
  • Все процессы структурных изменений должны производиться постепенно, чтобы они не смогли стать основой сбоя работы экономических связей, которые действуют на текущий момент времени. К основным принципам приватизации относится создание условий для поддержки среднего класса, сохранение занятости нужного уровня (социального обеспечения населения), усовершенствование процессов управления, привлечение дополнительных инвестиций для развития;
  • Действия производятся с учетом интересов национальной безопасности;
  • Все действия должны быть доступными – публичными, а также обоснованными.

Практически все приватизационные процессы возникают в результате определенных изменений, которые протекают в политической системе, с учетом перехода на более современную модель регулирования экономики. Все указанные принципы показывают, что такие действия по своей сути представляют реформу экономического плана, которая в дальнейшем формирует возможность выполнения других направлений реформирования с целью улучшения общего экономического положения. Может быть осуществлен и обратный процесс перехода прав собственности – деприватизация. Это в свою очередь свидетельствует о том, что такой государственный инструмент регулирования наделен постоянным характером.

Существует также такое выделение принципов приватизации в России:

  • Процессы осуществляются с учетом формирования равенства покупателей муниципальной и государственной собственности, с учетом создания прозрачной деятельности в плане прав собственности со стороны местного управления и государственных инстанций;
  • Процесс перехода имущественных прав лицам физическим или же юридическим может быть осуществлен исключительно на основании платной (возмездной) сделки. В определенных случаях выкуп может быть совершен за счет акций предприятий, которые проводят процесс приобретения муниципального или же государственного имущества;
  • Все действия по переходу прав на имущество проводятся только в соответствии с нормами Федерального законодательства, органами местного самоуправления, в четко установленном порядке.

Основные методы приватизации

Существует два основных метода, посредством которых проводятся приватизационные действия:

  • На возмездной основе (процесс выкупа имущества за установленную стоимость);
  • Безвозмездная (бесплатная передача).

Бесплатная передача проводится в виде процесса передачи коллективу (работникам предприятия) имущества в право собственности, или же в виде предоставления приватизационных чеков гражданам страны.

Возмездная приватизация предполагает полноценный процесс смены собственника. При этом в обязательном порядке происходит антинфляция, так как бюджет наполняется средствами, полученными от таких сделок. Но, существует вероятность, что проведение всех действий может затянуться на весьма значительное количество времени, так как у населения может просто не быть необходимой суммы средств для выкупа, кроме того, существуют схемы, когда имущество попадает в руки структур криминального формата.

Приватизация безвозмездного типа предполагает под собой простой и достаточно быстрый процесс распределения государственного имущества. Посредством таких действий количество собственников увеличивается. В тоже время существует и весьма существенный недостаток: безвозмездная передача не порождает у работников чувства собственности, они продолжают считать себя наемными работниками на приватизированных ими же предприятиях.

Частная классификация методов приватизации:

  • Продажа открытого типа;
  • Приобретение имущества работниками;
  • Приватизация массового характера посредством чеков;
  • Реституция – процесс возвращения имущества владельцам законного порядка или же их наследникам.
  • Процесс реализации имущества гражданского типа при помощи различных аукционов и конкурсов существует в Европе довольно давно. В нашей же стране процедура приватизации стала активной во второй половине 1990 годов, в начале 90-х преобладал метод выкупа предприятий менеджерами и работниками.

На ранних этапах экономических реформ в Чехии, Словакии и России использовался метод приватизации на основании ваучеров (такой метод действовал и в других странах СНГ). Процессы реституции чаще использовались в странах Балтики и в Европе.

Самые крупные предприятия приватизировались посредством передачи коллективам части акций, основная же часть акций скупалась частными лицами.

Формы и методы в современной России

Основные положения, касающиеся того, как муниципальная или гражданская собственность может стать частной, закреплены в ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Ст. 13 ФЗ №178 указывает ряд способов проведения приватизации государственного и муниципального имущества, – это:

  • Реорганизация унитарного предприятия (УП) в АО либо ООО.
  • Продажа госсобственности или муниципального имущества с аукциона.
  • Продажа через аукцион акций, ранее принадлежавших государству или местной власти.
  • Конкурсная продажа.
  • Продажа акций АО за пределами территории нашей страны.
  • Продажа через публичное предложение.
  • Продажа без объявленной заранее цены (в этом случае претенденты на покупку сами выбирают, какую цену предложить).
  • Внесение государственного или муниципального имущества в уставной капитал вновь создаваемых обществ.
  • Продажа акций АО, исходя из результатов доверительного управления.

Относительно реорганизации УП в общества, закон устанавливает следующие правила:

  1. Если стоимость имущества больше или равно минимальному уставному капиталу АО – именно в АО оно и превращается.
  2. Если какой-то из показателей (численность работников, средний доход за три года) соответствует нормам, установленным ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», то УП может быть превращено в ООО, даже если стоимость и позволяет создать АО.
  3. Наконец, если капитал УП в любом случае меньше минимальной нормы для АО – создаётся только ООО.

Выбор конкретного порядка и способа осуществляется на федеральном уровне согласно прогнозному плану или программы приватизации, на уровне субъектов и муниципалитетов – согласно местному законодательству.

Понятие и функции приватизации

О приватизации государственного и муниципального имущества существует множество домыслов и мифов. И чтобы разобрать, в чем особенность данной процедуры, необходимо для начала разобраться, что же представляет собой этот процесс.

Под приватизацией понимают отчуждение имущества, которое ранее находилось под юрисдикцией государственных или муниципальных органов, в частные руки.

Вместе с тем, процесс передачи прав собственности происходит исключительно в том порядке, который ранее был установлен государством и утвержден на самом высоком законодательном уровне.

Стоит обратить внимание, что все сделки, которые связаны с приватизированным имуществом, относят к гражданско-правовым договоренностям, согласно с которыми стороны определены как приобретатель и отчуждатель. Исходя из этого, можно утверждать, что решение о приватизации конкретного объекта будет рассматриваться как одна из форм осуществления собственником своим правомочий по свободному распоряжению имущественными ценностями, которые находятся в его собственности.

Нельзя согласиться с положением о том, что в России в результате реформ государство устранилось из экономики. Это не устранение , а нечто иное.

Стремясь избежать непредсказуемого развития событий, большинство государств высшего и среднего эшелонов развивающегося мира избрало, условно говоря, «мягкую приватизацию». Так, в Турции, где на государственные предприятия приходилось почти 2/3 промышленного производства, главным методом приватизации стало степенное акционирование.

На этом этапе она осуществлялась в отсутствие необходимой нормативной базы. Вопрос о преобразовании отношений собственности является актуальным и в наше время.

Стремясь избежать непредсказуемого развития событий, большинство государств высшего и среднего эшелонов развивающегося мира избрало, условно говоря, «мягкую приватизацию». Так, в Турции, где на государственные предприятия приходилось почти 2/3 промышленного производства, главным методом приватизации стало степенное акционирование.

В процессе paзвития экoнoмики вoзникают перехoдные сoстoяния, в кoтoрoм происходит борьба старой и новой экономики. Именно это состояние является причиной неустойчивости и нестабильности системы. Такого состояния не избежала и Россия. Этот состояние застало Рoссийскую экономику на выходе из oсoбoй экономической системы планoвo-централизoванного типa.

В настоящее время очень важен вопрос приватизации земли, и в то же время все более актуальной становится проблема возврата части государственной и муниципальной собственности, переданной в частные руки, которая включает в себя разработку и принятие закона о национализации и муниципализации.

В планах ведомства — до 2008 года приватизировать госимущество, которое не обеспечивает необходимые госфункции, а также продажа пакетов акций акционерных обществ, доля участия государства в которых «не обеспечивает эффективного влияния в управлении».
В современном мире нет ни одной страны, где бы государство активно не занималось хозяйственной деятельностью. Преобладание государственной формы собственности в экономике страны ведет к возникновению государственной монополии, которая пагубна для развития экономики, для потребителя, населения и чрезвычайно выгодна производителю.

Права собственности, приватизация и национализация в России

Социологические опросы, проведенные в России в 2006 году, показывают, что результаты приватизации госсобственности, проведенной в 1990-ые годы, устраивают лишь 14% опрошенных. В то же время 29% высказались за полный пересмотр результатов, а еще 28% считают необходимым пересмотреть приватизацию крупнейших предприятий и основных секторов экономики страны.

Очевидно, что ельцинская приватизация популярностью в народе не пользуется. Аналогичная картина наблюдается, впрочем, и в других постсоциалистических странах, население которых также недовольно результатами продажи государственных активов в 90-ые годы.

Авторы книги задались целью ответить на вопрос: неужели приватизация и правда была ошибкой и предприятия должны были оставаться в государственной собственности? Или же проблема не в приватизации как таковой, но в тех методах, которые использовались при ее реализации? Ведь как подчеркивают исследователи, отношение к частному бизнесу как таковому у населения значительно лучше, чем к приватизации.

Первый раздел книги отвечает на вопрос, в какой мере необходимость приватизации была обоснована теми публичными заявлениями, которые делали тогдашние лидеры страны. Имеет ли приватизация какой-то общественный смысл или она неизбежно ведет к обогащению небольшой группы лиц за счет интересов остальных?

Однозначного ответа на этот вопросы авторы не дают. Если мыслить эту проблем в чисто экономических категориях, то ответ зависит от типа производимых благ и режима защиты собственности. Однако, как показано в исследовании, в действительности причины приватизации и национализации зачастую лежат за рамками экономической целесообразности. Например, в условиях острого политического противостояния они могут быть обусловлены стремлением одной из противоборствующих сторон радикально изменить структуру общества, лишить противника широкой общественной поддержки. Типичный пример – массовая национализация после октября 1917 года. Российские реформаторы образца начала 90-ых годов также говорили о наличии подобных причин.

Понятия разгосударствления и приватизации

Помимо национализации мировая практика знает и противоположные процессы. С целью приближения производителя к собственности проводят процессы разгосударствления и приватизации объектов государственной собственности. Эти два процесса имеют некоторое различие.

Разгосударствлением называется процесс перехода предприятий муниципальной и государственной собственности в другие формы собственности.

Приватизацией называют процесс передачи в частную собственность объектов государственной и муниципальной собственности.

Разгосударствление является более широким понятием. Оно предполагает существование смешанных форм собственности. Но оба явления означают снижение доли государства в структуре экономики страны. Главной целью приватизации является снижение уровня монополизма со стороны государства и стимулирование развития многоукладной смешанной экономической системы.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *