- КОАП

Что делать заказчику, если победитель уклонился от заключения контракта

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что делать заказчику, если победитель уклонился от заключения контракта». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Заказчик должен разместить в ЕИС проект контракта в течение 5 календарных дней с публикации протокола закупки. В течение следующих 5 календарных дней победитель подписывает проект контракта, размещает его в ЕИС и предоставляет обеспечение контракта. В течение 3 рабочих дней заказчик должен поставить свою подпись на контракте и опубликовать его в ЕИС. После этого контракт считается заключенным, в него нельзя вносить никакие изменения.

Обжалование отказа от заключения контракта по 44-ФЗ со стороны госзаказчика

Поставщик может обжаловать отказ заказчика от сделки, о чем говорится в ч. 12 ст. 31 закона 44-ФЗ. Порядок для таких действий победителя тендера установлен в 6 главе этого закона.

Подать жалобу в суд на незаконные действия, имеющие отношение к отказу от заключения контракта по 44-ФЗ, можно до завершения срока такого контракта.

При составлении жалобы исполнитель должен учитывать ряд требований интересующего нас ФЗ:

  • Жалоба обязательно подается в письменном виде, но может иметь произвольную форму. При этом в ней необходимо зафиксировать все сведения, которые требует закон 44-ФЗ.
  • В направляемом в суд документе обязательно прописывается информация о компаниях участника и заказчика, а именно фирменное наименование, место нахождения, контактные данные. Необходимо подробно, с указанием всех деталей, изложить суть действий стороны-нарушителя. Также важно зафиксировать все реквизиты закупки, во время осуществления которой возникли проблемы.
  • Жалобу передают проверяющей инстанции вместе с бумагами, способными подтвердить ее обоснованность. Все подобные документы не только прикладывают к претензии, но и перечисляют в тексте.

В какие сроки можно заключить контракт

При этом заказчик и победитель не должны слишком торопиться с подписанием. Согласно ч. 9 ст. 83.2 44-ФЗ, в электронных аукционах и конкурсах контракт можно заключить не ранее чем через 10 дней с даты размещения итогового протокола закупки. В запросах котировок и запросах предложений — не раньше 7 дней с даты размещения в ЕИС протоколов.

Срок заключения контракта может увеличиться на 6 дней. Так, если победитель не согласен с проектом контракта, он может не подписывать его, а разместить в ЕИС протокол разногласий. Сделать это нужно в течение 5 дней с даты направления на подписание контракта заказчиком. Заказчик рассматривает протокол разногласий в течение 3 рабочих дней и публикует в ЕИС доработанный проект контракта. В течение трех рабочих дней победитель подписывает проект контракта в ЕИС.

Поставщики периодически используют протокол разногласий, чтобы выиграть время до подписания контракта. Например, чтобы успеть подготовить банковскую гарантию на обеспечение контракта.

Размер и условия обеспечение контракта

До подписания контракта участник закупки должен внести обеспечение исполнения контракта. Сделать это он может одним из двух способов, на свое усмотрение:

  • Перечислить деньги на расчетный счет заказчика. Счет указан в документации закупки. Необходимую сумму нужно перечислить полностью.
  • Оформить банковскую гарантию. Гарантию должен выдать банк из перечня Минфина. Сведения о ней должны быть включены в единый реестр банковских гарантий, а сама гарантия должна отвечать требованиям документации закупки и 44-ФЗ. Если банковская гарантия не соответствует хотя бы одному из требований, заказчик не примет ее в качестве обеспечения и может признать победителя уклонившимся от заключения контракта.

Со стороны поставщика

Отказ от заключения контракта по 44-ФЗ поставщиком является не столь однозначным и требует определенных усилий со стороны победителя для обоснования своего решения.

Поставщик может отказаться от участия в процедуре без каких либо последствий, если:

  • заявка заняла второе место по ходу проведения процедуры в формате конкурса или аукциона;
  • заявка заняла третье и последующие места в процедуре формата запросов котировок и предложений.

Эти случае подразумевают, что поставщик сам решает, заключать ли контракт с заказчиком, если, к примеру, предыдущие участники по каким-либо причинам не смогли этого сделать и организатор процедуры направляет соответствующее предложение подателю следующей завки.

Если же поставщик уже признан победителем, то обоснованием для отказа от контракта могут служить следующие причины:

  • обнаружение условий, которые поставщик не может выполнить ввиду невыгодности оных или нехватки материальных и квалификационных ресурсов;
  • возникновение рыночной ситуации с резким повышением или понижением уровня цен, связанных с предметом контракта либо условиями его реализации, к примеру, подорожание ГСМ, экологических или таможенных расходов;
  • форс-мажорные обстоятельства, возникающие до момента заключения контракта. Например, стихийные бедствия, выход производственного оборудования из строя и другие ситуации, не зависящие от добропорядочности поставщика.

При этом действия поставщика, которые явно понимаются как уклонение от заключения контракта, следующие:

  1. Отказ от внесения суммы гарантийного обеспечения контракта в указанные сроки.
  2. Непредставление требующихся документов организатору процедуры в качестве подтверждения обоснований, изложенных выше.
  3. Полученный проект контракта, с подписью или без нее, не был отправлен заказчику в установленные сроки.

Отказ после подачи заявки

Различные способы определения исполнителя предполагают свои особенности выхода из конкурентной борьбы. Но всегда нужно успеть отказаться до окончания приема предложений.

  • Самый простой отказ предусмотрен для электронных закупок. Достаточно будет зайти в личный кабинет на ЭТП и нажать кнопку «Отозвать». Деньги, внесенные в качестве обеспечения заявки разблокируются в течение 1 дня.
  • Сложнее дело обстоит с «бумажным» запросом котировок. Отказаться можно будет, только если заказчик внес изменения в извещение. Однако лазейка в законодательстве все же есть: заказчик обязан отклонить участника, который прислал более одной заявки. Направьте вторую и вас отклонят.
  • Чтобы отказаться от открытого конкурса, необходимо уведомить об этом заказчика. Успеть нужно до окончания приема заявок, в той же форме, в какой была получена конкурсная документация: бумажной или электронной. В первом случае правильнее будет отправить уведомление курьером, а не отправлять бумаги почтой, так как можно не уложиться в отведенное время. Также курьер сможет сразу забрать регистрацию отказа от участия в тендере у заказчика. Обеспечение заявки при этом заказчик обязан вернуть в 5-дневный срок.

Если заказчик по окончании процедуры торгов принимает решение о невозможности заключения договора с победителем конкурса, то он вправе отказаться от заключения договора при наличии обоснованных причин. Основание для отказа указывается в протоколе отказа от заключения контракта.

Победитель вправе подать жалобу в ФАС, если считает, что приведенные основания недостаточны и не соответствуют требованиям закона.

Оценка действий заказчика и анализ причины отказа производится на основании протокола. Если причины будут признаны вескими, указывающими на несоответствие участника требованиям 44-ФЗ, например предоставление недостоверной информации, то возможно признание сделки несостоявшейся. В таком случае возможен отказ от сделки в одностороннем порядке.

Если победитель тендера в процессе анализа проекта договора выявляет невыполнимые условия или возникает ситуация, когда участник решает отказаться от заключения договора, то у него есть несколько возможных вариантов не подписывать договор:

1. Не подписывать контракт в установленные сроки. При этом исполнитель попадает в реестр недобросовестных поставщиков, теряет сумму обеспечения заявки и право участвовать в торгах на 2 года.

2. Подписать договор и впоследствии расторгнуть его по соглашению сторон. В данном случае необходимо предварительно согласовать с заказчиком и заручиться его поддержкой. Заказчик может пойти на такой вариант решения проблемы, если он понимает, что контракт не будет выполнен по независящим от исполнителя причинам. В этом случае заказчик берет на себя все риски.

3. Направить исполнителю жалобу в ФАС самостоятельно с обоснованием невозможности выполнения условий договора. При этом исполнитель должен предоставить доказательства, что он не соответствует требованиям заказчика, и его заявка была допущена с нарушением законодательства. Такой вариант допустим, если срок подписания договора еще не истек.

Заказчик в этом случае подвергается внеплановой проверке и рискует получить штраф. Если ФАС признает жалобу необоснованной, исполнитель обязан подписать контракт и исполнить его в полном объеме, причем на лояльность заказчика рассчитывать не следует.

Разнообразные цели, которые диктуют получение отказных писем

Есть целый перечень случаев, когда инстанции по надзору могут потребовать весьма специфические документы на соответствие требованием ряда нормативов. К таким документам относят: заключения, сертификаты, декларации и отказные письма. Последние, если они предоставлены из уполномоченных центров сертификации, помогают опровергнуть необходимость получения таких документов, являются разъяснительным документом официальной категории. Особенно они важны в торговле, дистрибуции и при обращении в таможенные органы.

В свете последнего отказные письма и подразделяют на две категории:

  • «для торговли»;
  • «для целей таможенного оформления».

Этому документу по силам устранить практически любые формальные препятствия для свободного обращения товаров в условиях свободного рынка. В ряде случаев без особых помех избавить заинтересованных лиц от часто необязательных, а нередко довольно длительных по времени и дорогущих процедур по подтверждению качества.

Как составить письмо-отказ от участия в тендере

Предложенного законодательством бланка не существует, поэтому организация может составить его в произвольной форме. Нужно использовать фирменный бланк компании.

В письме указывают такую информацию:

  1. В шапке — реквизиты поставщика (автоматом включаются, если составлять письмо на фирменном бланке), сведения о закупке (номер и дата тендера, номер и дата приглашения), кому предназначено письмо (пишут должность и ФИО руководителя компании-заказчика).
  2. Обращение к адресату. Используют стандартное «Уважаемый (ая) …!»
  3. Благодарность за интерес к организации, доверие и т.д.
  4. Данные о тендере, письме-приглашении или сведения о заявке при написании уведомления об отзыве заявки.
  5. Причины отказа.
  6. Намерение на будущее сотрудничество (при желании).

В конце письма отправитель указывает свою должность и ставит подпись и дату.

Отказ от заключения договора по результатам закупки

Сургутскова Ирина Александровна, ведущий юрисконсульт Экспертно-консультационного центра Института госзакупок.

Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон N 223-ФЗ), устанавливая лишь общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, дает таким лицам практически ничем не ограниченные возможности по определению правил проведения закупки, в том числе правил заключения договора.

Между тем при установлении указанных правил заказчики должны учитывать требования Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), Закона N 223-ФЗ, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (ч. 1 ст. 2 Закона N 223-ФЗ).

Порядок проведения закупки, в том числе заключения договора, должен содержаться в положении о закупке (ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ).

При разработке/доработке положения о закупке у заказчика может возникнуть вопрос: обязательно ли проведение закупки должно завершиться заключением договора?

Существуют различные точки зрения по этому вопросу.

С одной стороны, Закон N 223-ФЗ не устанавливает обязанности заказчика заключить договор по результатам закупки. Да и в других нормативных правовых актах не содержится такой обязанности (по крайней мере по неторговым процедурам закупки) . Следовательно, можно сделать вывод, что по общему правилу заказчик не обязан заключать договор даже при наличии претендента на его заключение.

Вопрос об обязательности заключения договора по результатам торгов будет рассмотрен ниже.

В юридической литературе имеются и иные подходы к данному вопросу.

Так, по мнению авторов Научно-практического комментария к Закону N 223-ФЗ (под ред. В.Ю. Панченко), «новеллой в правовом регулировании закупок является установление Законом юридической обязанности заказчика заключить договор по результатам осуществления любого способа закупки.

Технико-юридическое выражение этой обязанности в Законе вряд ли можно назвать удачным, но она следует из системного толкования ряда его положений:

  • ч. 2 ст. 3, предусматривающей обязанность определять в положении о закупке «порядок заключения и исполнения договоров»;
  • ч. 5 ст. 4, рассматривающей проект договора как неотъемлемую часть извещения и документации о закупке и предписывающей информировать об измененных условиях договора;
  • п. 3 ч. 9 и п. 5 ч. 10 ст. 4, устанавливающих требования к извещению и документации о закупке в части указания на предмет и цену договора;
  • ч. 6 ст. 5, определяющей правовые последствия уклонения участника от заключения договора.

Использование такого приема толкования, как рассуждение «от противного», приводит к выводу о том, что, если допустить отсутствие обязанности заключить договор по результатам реализации способа закупки, пропадает сам предмет регулирования настоящего Закона (если заказчики будут вольны в любое время дать «обратный ход» закупке, тем самым не будут достигнуты цели и реализованы принципы правового регулирования, закрепленные в комментируемом Законе)».

С точки зрения автора настоящей статьи, рассмотренный выше подход не может быть признан обоснованным. Перечисленные выше положения Закона N 223-ФЗ всего лишь предусматривают необходимость определить правила заключения договора, но не указывают на обязательность его заключения. При этом право заказчика не заключать договор по результатам закупки ни в коем случае не нивелирует установленные в ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ принципы закупки.

Принцип информационной открытости закупки не будет нарушен, ведь заказчик заранее проинформирует участника закупки об условиях заключения договора и о возможных случаях отказа от его заключения.

Принимать решение об одностороннем отказе можно исключительно в связи с существенным нарушением условий контракта

В письме Федеральной антимонопольной службы от 12 марта 2019 г. N ИА/18794/19 разъясняется: «Вместе с тем, положениями частей 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено право заказчика на расторжение контракта в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством Российской Федерации. При этом принятие решения допускается исключительно в связи с существенным нарушением условий контракта». И далее: «…при отсутствии основания для расторжения контракта (неисполнение/ненадлежащее исполнение обязательств по контракту) сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) не подлежат включению в Реестр, а действия заказчика, принявшего решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в нарушение положений частей 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Как можно отказаться от подписания контракта?

В каких случаях сторона вправе отказаться от заключения контракта? Как можно отказаться от подписания контракта?

Случаи отказа от заключения контракта зависят от того, кто Вы: заказчик или победитель. Поскольку не все могут это сделать. Так заказчик может отказаться, если участник не соответствует требованиям документации, либо предоставил недостоверные сведения. А вот для победителя законом отказ не предусмотрен. Но, если он признан уклонившимся и победителем признают второго, то последний уже может отказаться от контракта. И для этого ему не надо письменно сообщать об этом. Достаточно сказать по телефону.

Для отказа от сделки заказчиком надо соблюсти следующий порядок действий:

  1. Оформление протокола сразу после обнаружения основания;
  2. Размещение протокола в ЕИС. На это дается 1 рабочий день;
  3. Направление победителю подписанного протокола в течение двух рабочих дней;
  4. Возврат внесенного обеспечения в срок 5 рабочих дней.

Последствия отказа от заключения контракта

Незаконный отказ влечет определенные правовые последствия, как для победителя, так и для заказчика.

Отказ заказчика возможен только в случаях, прямо предусмотренных законодательством. В остальном ему грозит штраф пятьдесят тысяч рублей. Помимо этого, победитель может принудить в судебном порядке заключить контракт, а также взыскать убытки.

При отказе победителя, он признается уклонившимся от заключения сделки. Заказчик направляет в ФАС заявление о внесении участника в РНП. В реестр его включают на два года. После включения, отказавшегося в реестр, обеспечение заявки не возвращается. С участника также могут быть взысканы убытки, возникшие в результате уклонения.

Как отказаться от заключения госконтракта

Для неподписания соглашения с будущим исполнителем инициатор закупки должен действовать так:

Шаг 1. В течение трех дней сформировать и передать информационные сведения в УФАС. При несоблюдении этого требования организации-заказчику грозят штрафные санкции в размере 15 000 рублей на должностное лицо, 100 000 рублей на юридическое лицо (ст. 19.7.2 КоАП).

Шаг 2. В течение одного дня разместить протокол отказа от заключения контракта в ЕИС. В нем должны быть отмечены время и дата составления, адрес и реквизиты победителя, а также основания для отказа (ч. 11 ст. 31 44-ФЗ).

Шаг 3. После подписания протокола всеми членами комиссии и размещении его на ЕИС, организация в течение двух дней должна отправить один экземпляр документа исполнителю.

Шаг 4. Для завершения процедуры учреждение-заказчик производит возврат поставщику перечисленного контрактного обеспечения. Срок — 5 рабочих дней.

В соответствии с Правилами Заказчиков квазигосударственного сектора (далее Правила) договор подлежит расторжению на любом этапе при выявлении перечисленных ниже фактов.

  • Нарушение ограничений, предусмотренных Правилами в отношении закупки, по которой заключен договор (Пункт 23 Правил).
  • Оказание организатором не предусмотренного Законом содействия поставщику.
  • Поставщик не внес обеспечение исполнения договора и/или обеспечение возврата аванса (при наличии).

Заказчик

Может расторгнуть договор в любое время, если поставщик стал банкротом или неплатежеспособным. При этом он не несет никакой финансовой обязанности перед поставщиком при отсутствии ущерба или затрагивания прав на совершение действий или применение санкций, предъявляемых впоследствии заказчику. Поставщику направляется соответствующее уведомление.

Имеет право (без ущерба другим санкциям за нарушение условий договора) расторгнуть договор частично или полностью с взысканием суммы неустойки, уведомив поставщика письменно, если:

  • поставщик не может поставить ТРУ в срок или в течение периода продления договора;
  • поставщик не может выполнить свои обязательства.

По соглашению сторон

Поставщик и заказчик могут расторгнуть договор по соглашению сторон, если дальнейшее его исполнение нецелесообразно. При этом поставщик вправе потребовать оплату за фактические затраты, связанные с расторжением по причине нецелесообразности.

Форс-мажор

Для целей договора понятие “форс-мажор” трактуется как событие, неподвластное контролю сторон и имеющее непредвиденный характер. Например, военные действия, природные или стихийные бедствия.

Стороны договора освобождаются от ответственности за неисполнение обязательств по договору, если оно является результатом форс-мажорных обстоятельств. При этом поставщик не выплачивает неустойку и не лишается обеспечения исполнения договора, если неисполнение его условий было результатом форс-мажорных обстоятельств. Поставщик обязан незамедлительно предупредить заказчика о возникших обстоятельствах и их причинах посредством письменного уведомления.

В других случаях поставщика добавляют в реестр недобросовестных.

Потенциальный поставщик вправе не заключать договор (и при этом не попасть в реестр), если ему направляют договор из одного источника путем прямого заключения договора, а также если он занял в закупке второе место.

Каковы основания для несогласия

В ч.1 ст. 421 ГК РФ указано, можно ли отказаться от заключения договора — да, можно: стороны свободны в своих юридических договоренностях. Если организации не подходят условия, которые предлагает потенциальный исполнитель, ее представитель не соглашается и не подписывает контракт.

У компании есть возможность не отвечать на предложение поставщика, то есть не акцептовать оферту. В таком случае даже не обязательно приводить причины отказа от заключения договора: если предложение не подошло, получатель просто игнорирует его.

Но бывают и исключения. Вот случаи, когда заказчик не вправе в одностороннем порядке отказаться от сделки:

  • при публичном соглашении (п. 3 ст. 426 ГК РФ);
  • по итогам торговых процедур (ч. 1 ст. 447 ГК РФ);
  • при урегулировании разногласий по условиям конкретного контракта на поставку (ч. 2 ст. 507 ГК РФ);
  • в случае предварительной договоренности (ст. 429 ГК РФ);
  • при передаче безотзывной оферты (ст. 429.2 ГК РФ).

Если заказчик в одностороннем порядке отказывается от государственного или муниципального контракта по ч. 2 ст. 528 Гражданского кодекса или же от подписания соглашения на поставку по ч. 2 ст. 507 ГК РФ, необходимо подготовить письменное мотивированное обоснование.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *