Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок и общие правила составления сметы доходов и расходов». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Основным документом, на основании которого ТСЖ осуществляют свою деятельность и организуют бухгалтерский учет, является смета доходов и расходов. Данный документ составляется каждый год исходя из сумм предполагаемых поступлений и направлений расходования имеющихся и поступивших денежных средств.
Состав и оформление смет бюджетной организации
В качестве образца для составления смет доходов и расходов бюджетных организаций, находящихся в сфере контроля Минэкономразвития, используют формы, утверждённые приказом № 241. Так для формирования такого рода смет бюджетные учреждения, представляют в Финдепартамент:
- ожидаемые (предполагаемые) поступления финансов текущего учётного года, согласно разрешениям по кодам классификаций:
- доходов (сюда же входят коды видов и подвидов доходов),
- операций сектора госуправления,
- планируемые расходы средств, ожидаемых в текущем году (по кодам операционных классификаций сектора госуправления).
Законодательные акты по теме
Рекомендуется изучить следующий документ:
Статья | Название |
п. 3 ст. 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ | О праве постоянно действующего коллегиального выборного органа некоммерческой организации (на основании устава) и высшего органа управления утверждать смету доходов и расходов |
Ответы на распространённые вопросы
Вопрос №1. Что делать, если руководство некоммерческой фирмы видит большую разницу между запланированными в смете данными и реальными показателями деятельности предприятия?
В таком случае следует изменить смету. Делать это можно столько раз, сколько прикажет руководство, поскольку в случае с большим несовпадением планируемых и фактических показателей фирму могут обвинить в нецелевом использовании денег.
Вопрос №2. Кто должен утвердить новую смету, которую откорректировали сразу, как стала видна значительная разница между расчётами в документе и реальными затратами некоммерческой организации?
Смета доходов и затрат в случае её изменения заверяется тем же управленческим органом, что подписывал первый вариант документа.
Многие НКО вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухотчетность. Список тех, кто не может их применять, указан в статье 6 закона о бухучете.
Не могут вести упрощенный учет НКО, подлежащие обязательному аудиту.
Что такое упрощенный бухучет? Это возможность не применять или применять «в облегченном варианте» многие требования ПБУ.
Например:
- не отражать затраты по уставной некоммерческой деятельности на счетах учета затрат, а сразу списывать их в уменьшение средств полученного целевого финансирования;
- признавать доходы и расходы по коммерческой деятельности кассовым методом: отражать в учете доходы по мере поступления денежных средств, а расходы — после погашения задолженности перед контрагентами. Это может быть оправданно, например, когда НКО ведет учет по простой системе — без применения двойной записи;
- не отражать в бухгалтерском учете объекты, относящиеся к нематериальным активам, не признавать в определенных случаях право пользования активом по договорам аренды, а другие активы оценивать в упрощенном порядке;
- не признавать оценочные обязательства в бухгалтерском учете;
- не отражать в бухгалтерском учете отложенные налоговые активы и обязательства;
- менять учетную политику и исправлять существенные ошибки прошлых лет без ретроспективного пересчета показателей отчетности.
Что такое «некоммерческая организация»
К некоммерческим организациям относятся любые официально зарегистрированные сообщества, которые не ставят своей основной целью зарабатывание денег.
Иными словами, предпринимательской деятельностью НКО заниматься права не имеют (за исключением случаев, когда эта самая деятельность направлена на достижение их прямых целей).
Обычно эти организации работают в сфере образования и здоровья, культуры, религии, спорта и т.п.
Тем не менее, для их функционирования, как и для коммерческих или бюджетных структур, также требуются определенные финансы. Они могут поступать в качестве вступительных и членских взносов, благотворительности, процентов от вкладов, безвозмездных актов дарения, грантов и т.д. Эти средства расходуются на поддержание деятельности организации, оплату работы администрации НКО, аренду помещений, хозяйственные нужды, поддержку каких-то проектов и прочее.
Что такое смета расходов и доходов ТСЖ, обязательно ли ее вести
ТСЖ при осуществлении своей деятельности, как и любая организация, должна вести бухучет, платить обязательные платежи и налоги. Помимо этого, товарищества обязаны планировать будущие расходы, вести учет поступивших доходов и отчитываться о движении денежных средств.
Составление смет о расходах и доходах ТСЖ согласно ст. 148 ЖК РФ является обязательным.
Что же представляет собой смета? Фактически это финансовый документ, которым на будущий год утверждается объем предполагаемых доходов и расходов ТСЖ.
Исходя из определенных показателей, устанавливаются размеры обязательных платежей и взносов жильцов МКД. Она должна составляться ежегодно.
Следует иметь в виду, что речь идет о планируемых доходах (расходах) и в процессе деятельности показатели сметы могут меняться.
Поэтому в конце года правление ТСЖ должно отчитаться перед его членами о фактически полученных и затраченных средствах.
Утвердите смету доходов и расходов на общем собрании членов ТСЖ
После того, как правление ТСЖ составило смету доходов и расходов, а ревизионная комиссия её проверила и сделала в результате заключение, документы выносятся на на общее собрание членов товарищества собственников жилья.
ОСЧ товарищества собственников созывается в порядке, закреплённом в Уставе товарищества (ч. 1 ст. 145 ЖК РФ). Чтобы общее собрание членов состоялось, в нём должны принять участие члены ТСЖ, обладающие 50%+1 голосов от общего числа голосов членов товарищества.
Количество голосов каждого участника определяется в соответствии с площадью помещений, находящихся у него в собственности, по отношению к общей площади, которой в доме владеют все члены ТСЖ.
Чтобы смета доходов и расходов, представленная правлением ТСЖ, была принята, «за» должно быть отдано большинство от общего числа голосов членов ТСЖ, присутствующих на общем собрании (ч. 4 ст. 146 ЖК РФ).
Отчет по смете – это процедура, которая следует за составлением данного документа. Как правило, сотрудники ТСЖ должны созвать собрание, на котором будет обсуждаться составленный акт.
Для того, чтобы обсудить составленную смету необходимо точно указать жильцам собрания его дату, а также дать возможность ознакомиться с составленным документом. Собрание проходит в форме вопроса-ответа, но сотрудники ТСЖ должны иметь на руках доказательства, чтобы отчитаться за ту или иную строку.
К сожалению, многие сотрудники ТСЖ пренебрегают такими правилами, а многие собственники отмечают, что ни разу не участвовали в подобном собрании.
Ведя смету доходов и расходов не забывайте отражать в них всю информацию детально. Только в этом случае вы достигните взаимопонимания со всеми жильцами.
Наверное, самым запутанным и сложным является система применения специальных коэффициентов. Они бывают как понижающими, так и повышающими. Могут использоваться в следующих случаях (к каждому приведены примеры):
- Условия производства работ: наличие помех в помещении, жилое или производственное здание.
- Влияние внешних факторов – зимнее удорожание.
- Территориальные особенности – поправочные коэффициенты при перевозке груза (мусора).
- Способ ведения работ – ремонт своего помещения собственными силами.
- Корректировка объема работы – толщина штукатурного слоя.
Таких значений много, они установлены как на федеральном, так и на местном уровне. Неспециалисту понять правомерность их применения сложно, в большинстве случаев это и не требуется бухгалтеру, но знать об их существовании необходимо.
Большое количество вопросов вызывает НДС, если точнее, его отсутствие в документах, которые составлены для фирм-упрощенцев. Когда подрядчик применяет УСН и не платит НДС, он покупает материалы, которые в подавляющем большинстве случаев включают налог. Заказчики иногда норовят выкинуть НДС из сметы вообще, это в корне неверно.
- Смета формируется с учетом системы налогообложения подрядчика. Если документацию заказывают у сторонней компании, необходимо предупредить составителя о применении упрощенки. В таком документе можно увидеть строчки вроде «компенсация НДС в материалах».
- В случае если был выигран аукцион, где смета составлена с НДС, используются разные подходы к корректировке данных:
- Отдельной строкой указывается коэффициент понижения (если было) цены по аукциону, и затем идет строка итоговой стоимости с указанием «Без НДС», дописывается ссылка на статью НК 26.2 «Упрощенная система налогообложения».
- При отсутствии снижения цены (так происходит, например, когда заявку подал только один участник и с ним заключается контракт) в смету также добавляется еще одна строка «Итого» с указанием той же стоимости, но только с уточнением «Без НДС» и отсылкой к НК. Заключение госконтракта с упрощенцем не повод уменьшать окончательную цену на НДС (Письмо Минфина №24-01-07/34829 от 15.05.19).
Ответы на распространённые вопросы
Вопрос №1. Что делать, если руководство некоммерческой фирмы видит большую разницу между запланированными в смете данными и реальными показателями деятельности предприятия?
В таком случае следует изменить смету. Делать это можно столько раз, сколько прикажет руководство, поскольку в случае с большим несовпадением планируемых и фактических показателей фирму могут обвинить в нецелевом использовании денег.
Вопрос №2. Кто должен утвердить новую смету, которую откорректировали сразу, как стала видна значительная разница между расчётами в документе и реальными затратами некоммерческой организации?
Смета доходов и затрат в случае её изменения заверяется тем же управленческим органом, что подписывал первый вариант документа.
Смета ТСЖ отражает движение поступлений и расходование целевых средств. Документ служит основанием для обоснования размера взносов и платежей членов общества, расчета годового бюджета, правомерности конкретных трат. Его отсутствие нарушает ст. 148 ЖК РФ.
Товарищества самостоятельно разрабатывают форму бланка и фиксируют его в уставной документации. Годовой бюджет рассчитывается заранее. Затем происходит его утверждение на общем собрании участников. Составленный план подлежит финансированию в течение следующего отчетного периода.
Первостепенное значение имеет смета расходов ТСЖ. В бланке фиксируются средства израсходованные на определенные цели:
- модернизация, поддержка должного состояния имущества;
- расходы, запланированные Уставом общества;
- пополнение резервного фонда;
- реконструкция отдельных частей, целого дома.
Дополнительные траты и резервный фонд ТСЖ
Дополнительно включаются по необходимости траты, несвязанные с обслуживанием общего имущества, при общем согласии собственников. Такой образец сметы расходов ТСЖ не противоречит ст. 145 ЖК РФ.
Если реальные расходы превышают запланированные по документу. Правление товарищества подготавливает корректирующие цифры, созывает внеочередное собрание участников. Новые суммы утверждаются единогласным голосованием.
Формирование резервного фонда помогает избежать недоразумений. Право закрепляется ст. 151 ЖК РФ. Чтобы изменения вступили в силу соблюдается два условия:
- решение о созданиидополнительного актива принимается на собрании товарищества;
- осуществляется финансирование уставных целей.
Можно ли перераспределить (увеличить) расходы в смете с целевого финансирования на «обычную» деятельность
Прямые расходы, такие как материалы, отпущенные на конкретное мероприятие, оплата труда лектора, проводящего обучение конкретной программе, относятся напрямую на конкретную программу.
При предоставлении образовательной организацией платных услуг или реализации товаров административные расходы должны распределяться в том числе и между предпринимательской деятельностью и целевыми проектами.
Правила распределения административных расходов, именуемых в учете косвенными расходами (например, канцелярские принадлежности, заработная плата управленческого персонала, налоги), прописываются в учетной политике НКО.
Если такая методика отсутствует в учетной политике, налоговые органы могут обоснованно посчитать, что себестоимость образовательных услуг завышена на сумму расходов, относящихся к некоммерческой деятельности.
Обобщенный перечень прямых и косвенных расходов также следует закрепить в учетной политике НКО. Порядок отнесения затрат к прямым и косвенным расходам — общепринятый. Прямые расходы можно отнести непосредственно на оказываемую услугу.
Косвенные расходы могут распределяться пропорционально количеству обучающихся физических лиц, либо общему фонду заработной платы, либо доходу (средствам целевого поступления либо выручке от оказания иных услуг согласно учредительным документам НКО).
Для того чтобы увеличить косвенные расходы, уменьшающие сумму доходов от обычных видов деятельности (например, выручки от оказания платных дополнительных услуг образования, предоставления имущества в аренду), необходимо предварительно сделать несколько вариантов расчетов, исходя из возможных баз распределения расходов.
Рассмотрим на примере, как можно распределить косвенные расходы между источниками финансирования на стадии планирования расходной части сметы.
Допустим, НКО принимает решение распределять косвенные расходы пропорционально доходам от видов деятельности.
Унифицированной формы, по которой можно составить смету, на данный момент не существует. Человек, ответственный за ее оформление, обязан внести в данный документ бухгалтерские проводки, относящиеся к указанным расходам. Обязательно прописываются любые источники доходов. Расходы указываются отдельно. Структура сметы:
- Смету необходимо оформить на альбомном листе. Необходимо писать разборчиво, по возможности использовать печатные буквы.
- Общая смета составляется раз в год, также ведется отчетность за каждый квартал.
- В данном документе управление отчитывается жильцам о полученных доходах, а также перечисляет все траты за 3 месяца.
- Обязанность составления сметы как минимум раз в год закреплена статьей 148 ЖК РФ.
Важно! Для указания всех доходов и расходов составляется таблица. В ней прописываются числовые значения напротив каждого наименования. В специально отведенном для этого месте ставят подписи люди, имеющие отношение к денежным расходам и доходам, а также председатель ТСЖ.
Виды доходов и расходов ТСЖ
ТСЖ является некоммерческой организацией, расходы и доходы которой реально запланировать. Такие компании не вправе заниматься коммерческой деятельностью (хотя возможно сдавать в аренду пустующие нежилые помещения и оказывать услуги населению), их функции заключаются не в получении и приумножении прибыли, а в обслуживании жилого фонда.
Но для нормальной жизнедеятельности товариществу также требуются средства, без них невозможно обеспечить выплату зарплаты сотрудникам, рассчитаться с поставщиками энергоресурсов – газа, тепловой энергии, воды, электроэнергии.
Чтобы производить ремонты сетей и жилого фонда, также необходимы финансовые вливания: без этого нельзя будет закупить запорную арматуру, трубы, запчасти, стройматериалы и пр.
Дополнительные траты и резервный фонд ТСЖ
Дополнительно включаются по необходимости траты, несвязанные с обслуживанием общего имущества, при общем согласии собственников. Такой образец сметы расходов ТСЖ не противоречит ст. 145 ЖК РФ.
Если реальные расходы превышают запланированные по документу. Правление товарищества подготавливает корректирующие цифры, созывает внеочередное собрание участников. Новые суммы утверждаются единогласным голосованием.
Формирование резервного фонда помогает избежать недоразумений. Право закрепляется ст. 151 ЖК РФ. Чтобы изменения вступили в силу соблюдается два условия:
- решение о созданиидополнительного актива принимается на собрании товарищества;
- осуществляется финансирование уставных целей.
Взносы собственников, использованные на создание резервного фонда, не считаются целевыми. Они включаются в смету доходов ТСЖ образец независимо от выбранной системы налогообложения (ст. 251 и ст. 346.15 НК РФ).