Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Получить права на управление маломерным судном в 2023 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Для номерных знаков плавсредств малого размера в ГИМС также существуют определенного рода правила, которые необходимо выполнить владельцу. В этом вопросе, придерживаясь ранее взятого образца, конечно, проведем череду сравнений и в этой области. Раньше, например, в 2021 году регистрационный номер представлял собой совокупность семи различных знаков. Здесь использовались как цифры, так и буквы. Этот номер должен был наносится на обе стороны судна: внутреннюю и внешнюю.
Неисправности, запрещающие эксплуатацию маломерок
Правила вождения маломерных судов по рекам, озерам и прочим водоемам предусматривают и техническое освидетельствование транспортных средств. Так, по требованиям нового регламента правил управления маломерными судами 2022 года запрещено использование водного транспорта, у которого выявлены одна или несколько нижеперечисленных неисправностей:
- сквозные пробоины корпуса;
- разгерметизация отсеков и (или) воздушных ящиков, равно как и их отсутствие;
- повреждение составных частей рулевого устройства, отсутствие конструкционных деталей, ненадежные крепления и прочие неисправности, дестабилизирующие надежную работу руля;
- отсутствие или поломка глушителя, сильная вибрация корпуса, выявление утечек топлива;
- повреждение системы управления двигателем, неисправность блокировки запуска мотора при включенном реверсе, нестабильное включение/выключение реверс-редуктора;
- отсутствие, поломка и неправильная работа сигнально-отличительных огней;
- несоответствие комплектации лодки и установленного оборудования нормам, указанным в судовом билете.
Таким образом, выход судна на воду в обход установленных запретов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, т. е. на судоводителя и владельца плавательного средства.
Главные изменения 2022 года
- Утрачивают силу Приказы МЧС России от 24 июня 2016 г. N 340 и от 24 июня 2016 г. N 339.
В них были прописаны предыдущие правила и регламент. Это не означает, что все начинается в в 2022-ом с «чистого» листа. Многие моменты в новых правилах прописать «забыли». Так, что далеко старые скрижали можно не убирать, кое что все-таки придется брать и оттуда, пока не утрясется и не внесут правки.
Самые важные изменения затронули Реестр маломерных судов:
- Реестр официально ведется в электронном виде, как единый документ для всей России.
- Заявления о регистрации будут приниматься, в основном, через портал Госуслуг.
- Судовладельцу будет выдаваться электронный судовой билет и (по желанию) бумажный. Правда вид теперь у него, судя по Приложению, не привычная и удобная «корочка», а простыня формата А4. Оба выданных варианта будут иметь одинаковую силу.
По сути, с этого года мы официально и повсеместно переходим на единый электронный Реестр со всеми плюсами и минусами современных технологий. Это принципиальный момент, который позволяет понять те нововведения, с которыми нам теперь жить.
Техническое освидетельствование
Плавсредства, которые подлежат регистрации, непременно проходят ТО. Обязательной процедуре освидетельствования подвергаются судна до регистрации, не имеющие сертификата завода изготовителя, а также судна, сделанные кустарным способом.
Все судна проходят регулярные процедуры освидетельствования через каждые 5 лет. В данном случае, термины освидетельствования начинаются с даты регистрации плавсредства. ТО проводится так же в тех случаях, когда плавсредство перемещается в другой регион. Кроме этого, ТО подвергаются лодки, прошедшие через капитальный ремонт или после ликвидации замечаний, указанных после прохождения предыдущего ТО.
После принятия новых правил, осмотр плавсредств осуществляется в два этапа. Первый этап заключается в ходовых испытаниях наплаву, после чего судно подвергается окончательным процедурам, связанным с его пригодностью к дальнейшей эксплуатации. Все затраты, связанные с подъемом лодки ложатся на владельца.
Поучительно! Если термины технического освидетельствования просрочены, то владельца может ожидать штраф от 500 до 1000 рублей.
Лодки с мотором которые не требуют регистрации и прав
К вопросу о том, какие надувные (и не только) лодки сейчас не требуют регистрации в ГИМС. Как указано в законе №36, не подлежать государственной регистрации маломерные суда массой до 200 кг. Это именно взвешенная масса, а не грузоподъемность. Согласно этому закону теперь такие моторные лодки как “Казанка“, “Обь” и “Крым” можно уже не регистрировать. Но здесь есть несколько “НО”. 200 кг. это лодка со всем необходимым оборудованием, полностью укомплектованная. Паспортная масса тут не прокатит. Т.е. вы ставите на лодку все, что вы с ней используете и потом взвешиваете. Если, к примеру, вы ходите под мотором, то он также является частью комплектации лодки и соответственно увеличивает ее итоговую массу. Так, что имея лодку весом в 190 кг., на которой установлен мотор в 15 л.с., который весит 35 кг., то в итоге мы имеем уже 225 кг. и соответственно такое маломерное судно подлежит регистрации в ГИМС. ГОСТ 19356- 79 как раз это четко определяет: «Массу судна, полностью укомплектованного судовыми устройствами и предметами снабжения, следует определять взвешиванием».
Что касается технического освидетельствования, то можно сказать так “нет регистрации – нет ТО”. Но и тут есть оговорка. Новый порядок освобождает от проведения ТО такую категории судов как “гребные лодки, используемые на внутренних водах”. Так что, владельцы гребных лодок, теперь смогут спать чуть спокойнее. Правда если ваша деревянная гребная лодка весит больше 200 кг., ее все равно надо ставить на учет.
И самый популярный вопрос: Нужно ли иметь права на управление если у меня на лодке мотор мощностью 10 л.с.? Во-первых, в законе ничего о лошадиных силах не знают, мощность у нас измеряют киловаттами. Если мощность вашего мотора не превышает 8 кВт, то права на управление вам получать не нужно. А 8 киловатт это 10,88 л.с. Владельцы Ямах 9.9 слышу выдохнули с облегчением.
Резюмируя: Если у вас судно (надувная лодка, каркасная лодка, катер) весит в снаряженном состоянии (вместе с мотором) не более 200 кг. и мощность мотора не превышает 10 л.с. то вам беспокоиться не о чем, ни куда ходить не нужно и ничего регистрировать от вас не требуется.
Что является маломерным судном
До 2016 года маломерными суднами называли абсолютно все лодки, на которых установлены моторы. Следуя этому, каждое транспортное средство с весом от 220 кг и мотором мощностью более 5 лошадиных сил регистрировали в подразделении ГИМС. Права на лодку в таком случае были нужны, но теперь правила изменились. Причин на это было несколько: очереди в инспекции, сложности оформления документов, необходимость платить даже за ТС с маломощным мотором и многое другое. В результате законодательство было пересмотрено.
С 2016 года можно управлять моторкой без удостоверения судоводителя, но только в том случае, когда она подходит под определение «плавательное средство». Если лодка весит менее 200 кг и на ней установлен мотор мощностью до 10,88 лошадиных сил, то это плавательное средство. Однако учитывается вес без лодочного мотора, оборудования, груза и пассажиров. Как правило, относится это к небольшим лодкам ПВХ. Все остальные ТС, не подходящие под эти характеристики, относятся к маломерным суднам и подлежат регистрации в ГИМС.
На какой лодке можно плавать без прав?
Если вы уверены, что уже сейчас, в 2022 году вам нужны права на лодку, в ГИМС вы можете получить права на управление моторной лодкой в том же 2022 году. После того, как вы окончили курсы судовождения и получили допуск к экзаменам, нужно будет собрать пакет документов, в том числе заявление, диплом или справка об окончании курсов, медицинская справка, паспорт и две фотографии 3×4 см.
Экзамен в ГИМС состоит из двух этапов. Сначала потребуется пройти компьютерный тест, позволяющий подтвердить теоретические знания, после чего инспектор проверит ваши практические навыки. При успешной сдаче экзамена в 2022 году можно сразу же отнести в ГИМС документы с подтверждением профпригодности для дальнейшего оформления прав на управление моторной лодкой. Получить удостоверение можно уже через 10 дней. Теперь вы сможете управлять лодкой с любым мотором, представленным в каталоге нашего магазина. Будем рады помочь с выбором.
Маломерное судно (МС), в соответствии с новым законом, имеет длину не больше 20 метров, количество людей 12 и меньше. Государственная пошлина за регистрацию составляет 1000 рублей, при этом денежный сбор за выполнение технического осмотра не взимается, т. к. освидетельствование для таких лодок не требуется.
Термин «маломерное судно» отмечен в приказе Минтранса осенью 2002 года, но в нем упомянуты только определенные критерии для разных типов судов. Для самоходной техники силовой агрегат мощностью не более 75 л. с., а для гребного типа судна признак маломерности – грузоподъемность:
- байдарка – минимум 150 кг;
- гребная лодка надувного типа — 225 кг.
Под вышеуказанным термином были многие судна, массово применяющиеся рыбаками, туристами, к примеру, байдарки типа «Свирь.К» и «Ильмень» или прорезиненная лодка «Уфимка-22».
Если лодка, при наличии оснащения и установленного мотора (до 10 л.с.), весит не более 200 кг, то регистрировать её в органах ГИМС не нужно.
Другие правила:
- Федеральный закон 36 содержит следующее положение: не предназначены для госрегистрации шлюпки и другие плавсредства, являющиеся принадлежностями судна, а также моторные лодки, масса которых до двухсот килограмм килограммов включительно и мощность силовых агрегатов (при установке) до восьми киловатт включительно, а также парусные суда для спорта, длиной не больше 9 метров, не имеющие моторов, и на которых отсутствуют места для отдыха.
- Если лодка имеет максимальную общую массу менее двухсот килограммов и мотор меньше 10-и л.с (по закону до 8 кВт – 10,8 л.с, но многие представленные двигатели мощностью 9,9 л.с), то на основании законодательного акта нет необходимости регистрировать средство, права на управление лодкой с мотором не требуются.
- Госинспекция советует регистрировать МС, чтобы предотвратить недоразумения, если плавательное средство похитят или украдут, потому что полиция будет заниматься расследованием и поиском моторной лодки при наличии свидетельства собственности, судового билета.
Обязательна регистрация | Запрещено регистрировать |
надувные мотолодки, у которых грузоподъемность составляет больше 225 килограммов | шлюпка |
гребные плавсредства, грузоподъемность которых составляет более 150 килограммов | плавательные средства, являющиеся элементом судна |
лодки моторные мощностью более 8 кВт | спортивные модели без моторов длиной девять метров, например, байдарки |
катера, имеющие стационарный мотор | катамаран |
Чаще всего не подходят для регистрации плавательные средства длиной меньше двадцати метров, а также другие модели. Но если грузоподъемность плавсредства до 200 кг, а мощность больше 8 кВт, то такая лодка должна пройти процедуру регистрации.
На какую моторную лодку не нужны права? Если она подходит под характеристики плавательного средства. А именно: весит менее 200 кг (по ГОСТ Р ИСО-8666-2012) и имеет двигатель мощностью менее 8 кВт. В противном случае лодка признается маломерным судном, для которого обязательна и регистрация, и права.
Регистрируя маломерное судно по старым правилам (до 2016 года), вы получали специальный номер. В нем стандартно были 7 знаков: три буквы русского алфавита и четыре арабские цифры.
Судовладельцы наносили номер на оба борта своих лодок. При этом нужно было не нарушить следующие требования:
- Расположение на 1/4 длины корпуса лодки от форштевня.
- Весь номер обязательно должен был умещаться в одну строчку.
- Высота указанных символов — не менее 150 мм, ширина — не менее 100 мм, толщина наносимых линий — не менее 15-20 мм.
В случае когда конструктивные особенности лодки не позволяли строго следовать данным требованиям, орган регистрации самостоятельно вырабатывал для данного маломерного судна индивидуальные предписания.
В настоящее время касательно номера вступили в силу следующие изменения:
- Длина регистрационного номера маломерного судна — 11 знаков. Это две буквы русского алфавита, четыре арабские цифры, надпись на латинице RUS и двухзначный код субъекта Российской Федерации.
- Располагается номер также — в одну строчку, на обоих бортах.
- Геометрическая середина номера должна быть на 1/4 длины корпуса от форштевня.
- Что касается высоты, ширины надписи, толщины линий, правила остались прежними.
- Если вышеобозначенные требования не позволяет воплотить в жизнь конструкция судна, то индивидуальные правила выписывает специалист местного отделения ГИМС. Они также вносятся в судовой билет и реестр.
Необходимо ли регистрировать лодки ПВХ?
С 2021 года на территории Российской Федерации действуют новые правила регистрации маломерных плавательных судов, к которым относят и надувные лодки ПВХ. Отметим, что не имеет значения, из какого материала сделано плавсредство – дерево, металл, ПВХ, пластик и другие. Ключевым критерием обязанности в регистрации являются технические характеристики лодки. Кроме этого, регистрации подлежат плавсредства, которые используются для некоммерческих целей – туризма, охоты, рыбалки.
Маломерным считается судно, длина которого не превышает 20 метров и вмещает на борту не более 20 человек. Масса плавсредства не должна превышать 200 килограмм, с учетом веса мотора. Мощность двигателя должна быть не меньше 8 кВт (примерно 11 лошадиных сил).
Если ваша ПВХ лодка отвечает вышеперечисленным критериям ее необходимо ставить на учет в ГИМС. Остальные плавсредства регистрации не подлежат. Для управления зарегистрированным судном понадобятся соответствующие права. Если у лодки была старая регистрация, желательно снять ее с учета и зарегистрировать заново.
Можно ли поставить лодку на учет без документов?
В некоторых случаях на плавсредство документы могут отсутствовать, например, если владелец потерял их или испортил. Но даже при таких обстоятельствах провести регистрацию вполне реально.
Процедура начинается стандартно, с подачи заявления в местную ГИМС с просьбой о постановке лодки на учет. В документе необходимо объяснить сложившеюся ситуацию. Инспекция откажет заявителю, о чем будет выдана справка. Этот документ и будет основанием обратиться в суд с иском.
Суть претензии заключается в прошении о получении права собственности на лодку и последующей регистрации судна в государственной инспекции. Стоит учесть, что истец должен будет заплатить налог.
Если претензия будет удовлетворена, то заявитель должен повторно обратиться в ГИМС с решением суда. После чего лодочный транспорт регистрируется на общих основаниях. Но без положительного решения суда процесс невозможен.
Новые правила пользования маломерными судами: изменения от 2021 года
Нет, если по предыдущей формуле расчета вес лодки вместе с максимально возможным к установке мотором, и всем сопутствующим оборудованием не превышает 200 кг, то лодка не требует регистрации в ГИМС.
Если при этом мотор менее 10 л.с., то и права на управление не требуются.
Из этого же вытекают и дальнейшие следствия управления лодкой, не являющейся зарегистрированным маломерным судном.
Наиболее распространенные штрафы ГИМС:
- факт управления судном, требующим регистрации, но незарегистрированным — от 500 до 1000 руб.;
- факт управления судном, которое не прошло осмотр (освидетельствование), — от 500 до 1000 руб.;
- факт управление судном без бортовых номеров, — от 500 до 1000 руб.;
- нарушение техники безопасности (отсутствие спасжилета на кого-либо в лодке; или, к пример, сидение на борту лодки во время движения) — от 300 до 500 руб.;
- превышение скорости, несоблюдение требований навигационных знаков, остановка или стоянка в запрещенных местах, нарушение правил маневрирования, штраф от 300 до 500 руб., лишение прав на срок 6 месяцев;
- управление судном с нарушением ограничений по району и условиям плавания — штраф от 500 до 1000 руб.
Спасательный жилет сконструирован так, что при падении в воду он перевернет человека на спину и будет держать на плаву. Даже если вы не умеете плавать или потеряете сознание. От страховочного жилета этого ждать не стоит. Если человек не умеет плавать или находится без сознания, шансы его на спасение здесь практически равны нулю.
В июне 2021 года были введены правила для эксплуатации маломерных судов. Они были созданы, чтобы облегчить участь простых рыболовов и любителей водных прогулок. Специально для контингента водомоторников, не рассматривающих покупку лодки, как средство передвижения по морским и океанским гаваням с целью коммерческой транспортировки пассажиров и прочих активно использующих речные пути мероприятий, была упрощена бюрократия с оформлением документов. По новым правилам большая часть рыбаков, вместо бумажной волокиты в кабинетах инспекции, наконец-то, займется своим любимым детищем – рыбалкой. И вопросы, нужно ли регистрировать надувную резиновую или ПВХ лодку канут в лету.
Какую лодку надо регистрировать в ГИМС 2021 — Особенности выбора
Приходя в ГИМС и желая получить разрешение на управление судном, гражданин должен принести с собой справку, полученную от медицинских работников с указанием годности к управлению плавательным средством, и лицензию. Для личного дела следует принести 4 фотографии 3 на 4. Чек от оплаченной госпошлины на сдачу экзамена в размере 1300 р. и свидетельство об окончании курсов также входят в список обязательных документов.
Важно!
Важно помнить, что такие права необходимо менять каждые десять лет. При этом еще раз сдавать экзамены не нужно. По окончании срока их действия, права являются недействительными.
Новый год несет не только череду волшебных праздников, но и зачастую важные изменения в законодательстве и укладе жизни. Поэтому справив наступление очередного года и отдыхая от рабочих будней, не будет лишним проверить есть ли значимые поправки в законодательстве, которые касаются важных аспектов вашей жизни. Сегодня мы предлагаем рассмотреть новые правила ГИМС для маломерных судов 2021 и узнать, поменялось ли в них что-то в отношении регистрации плавательных средств, получении прав и ответственности судоводителей при управлении водным транспортом.
Если же вы являетесь владельцем маломерного судна, то наличие прав для вас обязательно. Как и прохождение государственной регистрации лодки. Однако в этом могут вам отказать при наличии следующих оснований:
- «Регламент МЧС РФ предоставления услуги по госрегистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС РФ». Приказ российского МЧС №339 (2021).
- «Правила госрегистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС РФ». Приказ российского МЧС №340 (2021).
Регистрации не подлежат плавсредства, масса которых меньше 200 кг, а мощность мотора не достигает 8 кВт (или 10,88 л. с.). Теперь не нужно ставить на учет в инспекции множество моделей. На какие плавсредства не нужна регистрация и права: Крым, Обь или Южанка, а также резиновые лодки. Стоит обратить внимание на определение массы. В соответствии с ГОСТ 19356-79, учитывается укомплектованность судна, а не информация в паспорте. В расчет берется самый мощный мотор, который может эксплуатироваться с лодкой.
В соответствии с требованиями Закона статья 11.8 и 11.13 КоАП в отношении судов, не
подлежащих государственной регистрации (массой менее 200 кг включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 кВт включительно), не применяются до их дальнейшего уточнения. Правоприменительная практика остальных статей в отношении маломерных судов без изменений.
— Вот видите, сознательный гражданин. Но с такими лодками есть опасность. Не дай бог какая-нибудь перекачка: утром рыбаки накачивают лодку свою, а днем стоят под солнцем. Воздух расширяется, баллон лопается и все — рыбак оказывается в воде. А если он еще при этом употребит, то вот вам и статистика утопленников.
На какие лодки нужны права и регистрация в ГИМС
Чтобы понять, какие моторные лодки подлежат регистрации в ГИМС, нужно ознакомиться с новым порядком определения веса средства в 200 кг, после которого мотолодка подлежит государственной регистрации. Условия описаны в тексте письма-рекомендации: работникам ГИМС предписано определять массу лодки по документу ГОСТ Р ИСО8666-2012, где масса судна, в зависимости от производителя, высчитывается с весом наиболее тяжелого мотора оптимальной мощности.
В случае с владельцем моторной лодки, определять массу нужно посредством взвешивания по ГОСТ 19356-79. На весы технику ставят только в спорных случаях. А так достаточно суммировать два веса: лодки (по паспорту) и мотора, уже установленного на плавсредство. Если судно более 200 кг, то регистрация в ГИМС необходима. Но при этом должно быть соблюдено еще одно условие – мощность двигателя более 8 кВт, т.е. это малое плавательное средство.
Новые правила ГИМС для маломерных судов 2020 — правовая база
Весной 2022 года в СМИ появилась информация, что специалистами МЧС России разрабатывается новый проект ФЗ «О безопасности судоходства маломерных судов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В частности, будет изменен ряд понятий о судоходстве «маломерок» и их правовом статусе. Также планируется корректировка критериев определения маломерных судов, не подлежащих обязательной регистрации в ГИМС, т.к. действующий регламент толкуется неоднозначно.
Однако, с тех пор официальных заявлений от чиновников об изменении правил судоходства на маломерных судах по территориальным водам России в 2022 году пока не поступало. Это значит, что разработка проекта еще продолжается и на будущий год важных поправок к действующему законодательству не предвидится. Однако, не будет лишним освежить в памяти правила вождения маломерных судов, которые, кстати, были изменены в РФ всего год назад, в канун наступления 2022 года. Ведь, скорее всего, принятые правила судоходства для маломерных судов продолжат действовать в такой же редакции и на протяжении 2022 года.
Что будет, если вовремя не поменять удостоверение
Перед тем как продлить или заменить удостоверение на право управления маломерным судном, многие задумываются: нужно ли платить штраф за просроченный документ? Наказание не предусмотрено, если у прав закончился срок действия и судоводитель больше не управляет маломерным судном. Однако если эксплуатация продолжается, а человек использует старые просроченные права, есть риск заплатить штраф.
За подобное нарушение штраф составляет одну тысячу рублей.
Однако некоторые считают, что права нужно менять сразу же, даже когда судоводитель не управляет водным транспортом. Не важно на сколько просрочено удостоверение: на день, месяц или несколько лет.
Если человек больше не занимается судоходством (другими словами, права ему теперь не нужны), то он может вообще не посещать ГИМС для получения нового документа. Штрафа за это не предусмотрено, его выписывают только в случае управления плавсредством.
Замена удостоверения ГИМС производится каждые 10 лет, если нет других причин для получения новых прав. Для этого нужно подать заявку и предоставить необходимые документы в Государственную инспекцию по маломерным судам. Требуется пройти медицинскую комиссию и оплатить госпошлину.