Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отдел работы с налогоплательщиками чем занимается». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Главные задачи налоговой инспекции – это контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты платежей и сборов в государственный бюджет, а также за соблюдением налогового законодательства (на основании п. 1 Положения о ФНС Постановления Правительства РФ №506 от 2004 года). Именно ФНС отвечает за формирование доходной части местного и федерального бюджетов, поэтому все выполняемые задачи, по сути, подчинены единой цели – увеличить эффективность сбора налогов для их дальнейшего поступления в бюджет.
Профессия налогового инспектора
Меня зовут Оксана, мне 42 года, уже почти 20 лет я работаю в налоговой инспекции в городе Владивостоке.
Налоговый инспектор — это очень специфичная профессия. В основном, эта работа связана с проведением проверок, ведением документации, анализом оплат налогоплательщиков и, конечно же, применением санкций в случае нарушений.
Данная работа довольно монотонная и однообразная, часто приходится засиживаться допоздна, чтобы успеть выполнить все поставленные задачи. В основном, я работаю с предприятиями и организациями, а вот мои коллеги чаще сталкиваются с обычными гражданами.
Налоговики распределяются по чинам. Существует 1, 2 и 3 ранг. Чем выше ранг, тем серьезнее и солиднее занимаемая должность. У меня 2 ранг, например. Ранг (или класс, как мы его называем) зависит от длительности работы в этой сфере и успешности. Если у человека есть лидерские качества, то он имеет больше шансов для повышения по карьерной лестнице. Некоторые начинают карьеру в небольшом городе, а уже через 10-15 лет становятся налоговиками в краевом центре.
Плюсы и минусы работы в налоговой
Основным плюсом моей профессии считаю ее важность для общества.
Налоговики выполняют очень важную роль для государства, помогают контролировать налогообложение и контролируют наполнение бюджета страны. Это способствует стабильности и налаженной работе государства. Еще один плюс — достаточно высокая заработная плата, особенно по сравнению с зарплатами других бюджетников. Считаю, что это оправдано, ведь ежедневно нам приходится выполнять большой объем работы, при этом быть сконцентрированными и внимательными к деталям. Также, мне нравится, что это достаточно стабильная работа, то есть работник налоговой сферы в течение своей рабочей деятельности накапливает стаж и повышается в звании. Это престижно, а в будущем дает возможность больше зарабатывать и надеяться на хорошие пенсионные выплаты.
Минусов в этой работе тоже немало:
1. Часто работа распределяется неравномерно. В обычные дни обязанностей много, но до конца рабочего дня можно успеть, а в периоды сдачи налоговой отчетности начинается коллапс, потому что работы просто очень много и ты ничего не успеваешь.
2. Никто не любит платить налоги, поэтому люди, приезжающие в налоговую, часто бывают не в духе и грубят. Это оставляет осадок на весь день.
3. От такой работы сложно абстрагироваться и дома. В голове постоянно крутятся отчеты и документация, а со временем работа становится большей частью твоей жизни.
4. Большой минус для здоровья приносит работа в офисе. Ты постоянно сидишь перед компьютером, мало двигаешься, напрягаешь глаза, смотря на экран. У меня уже испортилось зрение и фигура. Часто времени нет даже на обеденный перерыв, желудок тоже не в восторге.
Что касается заработной платы, то с ней все в порядке. Конечно, всегда хочется больше, но все-таки я довольна тем, что есть. На данный момент я зарабатываю 25 тысяч рублей.
Зарплата работника налоговой зависит от города размещения, отдела и должности и формируется из фиксированной ставки, премий, надбавок и выплат, стандартных для работников государственных служб.
Перечислим функции аналитического отдела налоговой службы.
Расследует наиболее трудоемкие случаи с налоговыми недостачами.
Занимается исследованием схем уклонения от уплаты налогов, вскрывающихся налоговыми инспекторами в процессе своей работы.
Работники аналитического отдела по имеющимся у инспекторов доказательствам, догадкам и предположениям прослеживают всю цепочку шагов, предпринимаемых субъектами налогообложения для избавления от налогового бремени или существенного уменьшения налоговой нагрузки, и ищут эффективные способы борьбы с мошенническими уловками.
Таким образом, аналитический отдел предоставляет налоговым инспекторам разработанные ими методики борьбы с серыми налоговыми схемами, а также предоставляет методические материалы, знакомящие молодой кадровый состав с исследованными противозаконными схемами.
Сводит воедино всю имеющуюся информацию о текущей деятельности штата налоговых сотрудников для выведения статистических закономерностей о сумме налоговых поступлений, числе субъектов налогообложения, охваченных в тот или иной отчетный период, сумме задолженностей по налогам и сборам.
Такая деятельность необходима прежде всего для понимания уровня эффективности того или иного налогового подразделения: справляется ли данный территориальный отдел с порученными ему подконтрольными организациями и предпринимательской деятельностью; есть ли у него какие-либо проблемы со взиманием налогов с граждан (касательно налогов на землю, автотранспортные средства, на сдачу в найм квартир и прочие виды сборов).
Проводит статистическую работу по числу судебных разбирательств с участием налогового подразделения.
После комиссии по легализации налоговой базы назначат выездную проверку?
Это зависит от очень многих факторов. Говорить «в общем», не на примере конкретной ситуации — то же самое, что блуждать в тумане. Но мы попробуем.
Назначение выездной проверки зависит от конкретной ИФНС и её плана. По неофициальным комментариям налоговых инспекторов в Москве, риски назначения выездной возникают если на комиссии вам вменяют доплату более 5 млн руб.
В период пандемии продолжительность проверок сильно увеличилась, потому что налоговики всё согласовывают в управлении службы. В среднем ВНП длится до 12 месяцев, плюс оформление результатов выездной проверки – еще несколько месяцев. Но поступление НДС в бюджет налоговой требуется прямо сейчас, чтобы показать хорошие цифры по результатам года. Что из этого следует?
Отчасти это значит, что инспекция будет рада любым деньгам. С этой позиции имеет смысл согласиться с налоговой и доплатить НДС, если это можно сделать без серьёзных последствий для финансов компании.
Есть мнение, что стоит один раз «повестись» и заплатить по требованию инспекции, то она начнёт «доить» постоянно. С этой позицией мы можем поспорить. По нашему мнению, доплачивать надо по тем контрагентам, претензии по которым обоснованы, например:
Доплата по контрагентам у которых повышенный риск, позволит точечно уточнить налоговые обязательства. В свою очередь когда «плохие» контрагенты будут исключены из книги покупок, то у инспекции не будет «серьезных» причин включать вас в план выездных.
Взаимосвязь отдела работы налогоплательщиками другими подразделениями инспекции
С отдела работы с налогоплательщиками в налоговой инспекции начинается вся технологическая цепочка. Отделы работают со всеми налогоплательщиками: юридическими, физическими лицами, индивидуальными предпринимателями. При приеме пакета документов от налогоплательщика специалисты отделов работы с налогоплательщиками контролируют только, все ли документы представил налогоплательщик, разборчиво ли они заполнены, если на них необходимые реквизиты, печати и подписи. Затем отдел работы с налогоплательщиками передает в отдел ввода информации, сотрудники которого вводят информацию в базу данных. А непосредственно проверки расчетов налогоплательщиков занимаются работники отдела камеральных проверок.
Отдел работы с налогоплательщиками регистрирует заявление налогоплательщика о зачете переплаты в счет погашения задолженности по налогам или о возврате. Отсюда заявление налогоплательщика попадает в отдел учета, отчетности и анализа, где оно проверяется. Дальше это заявление попадает в отдел камеральных проверок. Если отдел камеральных проверок выявил, какие-либо расхождения, то в отдел работы с налогоплательщиками отправляется уведомление о необходимости проведения сверки расчетов.
Отдел работы с налогоплательщиками производит информирование отдела регистрации и учета налогоплательщиков о наличии оснований для инициирования ликвидации налогоплательщиков — юридических лиц. Так же отдел работы с налогоплательщиками отвечает за организацию публикации сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, а так же сведений признанных не действительными. Отдел информационных технологий обеспечивает в отделе работы с налогоплательщиками работоспособность аппаратной части, системного и прикладного программного обеспечения общего применения.
Отдел камеральных проверок проводит работы по проставлению отметок на счетах — фактурах, представляемых лицами, совершающими операции с нефтепродуктами только, когда из отдела работы с налогоплательщиками поступит заявление от конкретного лица. Потом отдел работы с налогоплательщиками выдает счет-фактуру с отметкой налогового органа или с отказом о проставлении отметки.
Отдел работы с налогоплательщиками принимает заявление от налогоплательщика — экспортера о выдаче справки для представления в таможенный орган. Передает это заявление в отдел камеральных проверок, который подготавливает эту справку. Выдачу справки производит отдел работы с налогоплательщиками.
Отдел работы с налогоплательщиками подготавливает ответы на письменные запросы налогоплательщиков. В этом принимает участие отдел выездных проверок.
Организация информационной работы
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговой отчетности и разъяснения о порядке их заполнения.
Этому праву налогоплательщиков корреспондирует обязанность налоговых органов, закрепленная в пп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ: бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговой отчетности и разъяснять порядок их заполнения.
Во исполнение этих норм законодательства о налогах и сборах Регламентом предусмотрен порядок информационной работы с налогоплательщиками. Не знаем почему, но в нем налоговое ведомство не упоминает о своей обязанности по бесплатному информированию налогоплательщиков, которая содержится в ст. 32 НК РФ. То ли оно посчитало, что их подопечные и так прекрасно знают свои обязанности, то ли это требование налогового законодательства показалось им не столь важным и заслуживающим внимания.
Основной акцент в Регламенте сделан на необходимости информационной работы по представлению налоговой отчетности в электронном виде, подробно расписано, в каком порядке и какие аргументы надо приводить при объяснении преимуществ электронной сдачи отчетности.
Публичное информирование
Публичное информирование осуществляется с использованием стендов и посредством проведения семинаров с налогоплательщиками.
Стенды могут размещаться как в здании инспекции, так и в других учреждениях и общественных местах. В п. 4.4.1.5 Регламента указаны сведения, которые должны размещаться на стендах с организационно-распорядительной информацией, в п. 4.4.1.6 — тематических. В соответствии с новым Регламентом в данный перечень включена информация, связанная с порядком учета физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям.
Для информирования налогоплательщиков о действующем законодательстве и по иным вопросам организуются семинары, в которых принимают участие специалисты инспекции ФНС России и УМНС по субъекту РФ. Семинары могут быть как тематическими, так и по общим вопросам.
👩💻 Состав типовой инспекции. Спектр полномочий сотрудников наиболее крупных подразделений
Основными тенденциями последних лет в части организации работы налоговых инспекций является сокращение числа подразделений (укрупнение инспекций), а также сокращение численности персонала.
Последний тренд обусловлен ростом автоматизации в части сдачи формирования и сдачи отчетности. Внедрение электронного документооборота сделало возможной сдачу всей необходимой отчетности без личного посещения инспекции. Ошибки в отчетности налогоплательщики могут проконтролировать еще на этапе отправки отчетности, что сокращает объем работы по контролю и проверке со стороны инспекторов.
В состав типовой инспекции входят следующие подразделения:
Все указанные подразделения решают как общие для всех инспекторов, так и специфические задачи. Приведенная структура является необязательной и на практике количество отделов может быть сокращено.
Ниже рассмотрим, чем занимаются наиболее крупные подразделения в ИФНС.
Структура и задачи налоговых органов
В Российской Федерации к налоговым органам относятся Федеральная налоговая служба (ФНС) и ее подразделения в регионах. Органы наделены широкими полномочиями в области налогообложения.
Функция ФНС – формирование доходной части бюджета государства. Обеспечивается это путем:
- контроля соблюдения положений законодательства о сборах и налогах;
- проверки правильности начисленных налогов и их своевременного внесения в бюджет;
- регистрации и контроля деятельности субъектов налогообложения;
- проверки подлинности документов бухгалтерского учета.
Налоговые органы имеют право передавать материалы по фактам нарушения в органы МВД, если по этим нарушениям предусмотрена уголовная ответственность, а также подавать иски в суд.
Система органов налогообложения едина и централизована. В иерархии есть 3 уровня:
- федеральный;
- региональный;
- местный.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Структурные подразделения налогового органа, их функции
Организационная структура налоговых органов и функции отделов:
Отдел работы с налогоплательщиками №1:
· -прием и регистрация налоговой и бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки;
· — информирование налогоплательщиков о состоянии их расчетов с бюджетной системой Российской Федерации;
· -разъяснение физическим лицам и индивидуальным предпринимателям вопросов по уплате налогов.
Отдел учета налогоплательщиков:
· -учет налогоплательщиков — физических лиц;
· -формирование и ведение территориального реестра индивидуальных предпринимателей;
· -формирование и ведение территориального раздела Единого государственного реестра налогоплательщиков.
Отдел урегулирования задолженности и анализа поступлений:
· -мониторинг состояния, динамики и причин образования задолженности по налогам, сборам и другим обязательным платежам в бюджетную систему РФ;
· — направление требований об уплате налогов, пеней, штрафов;
· -ведение оперативно-бухгалтерского учёта и поступления налоговых платежей и других доходов в бюджетную систему РФ;
· — подготовка аналитической информации о поступлении налогов и сборов и задолженности по ним в бюджетную систему РФ и направление в вышестоящий налоговый орган;
Отдел информатизации:
· — ввод и обработка данных, поступающих от налогоплательщиков и сторонних организаций, а также платёжных документов из внешних источников (банк, казначейство),
· — администрирование программного обеспечения;
· — внедрение, сопровождение автоматизированных информационных и телекоммуникационных систем инспекции;
· — администрирование сетевых ресурсов и телекоммуникационного оборудования;
· — обеспечение работоспособности программно-аппаратной части.
Отдел выездных проверок:
· — контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогоплательщиками в соответствующие налоговые декларации;
· — проведение выездных проверок ИП и физических лиц.
Отделы камеральных проверок:
· — контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогоплательщиками в соответствующие налоговые декларации налогоплательщиками;
· — камеральная налоговая проверка деклараций, представляемых налогоплательщиками, проведение мероприятий при выявленных ошибках и неточностях.
Отдел общего обеспечения:
· — обеспечение документооборота в инспекции;
· — ведение архива инспекции;
· — учёт наличия имущества;
· — контроль за состоянием пожарной безопасности и работой оборудования;
· — ведение бухгалтерского учёта, документальное оформление и отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с движением средств инспекции;
· — учёт заработной платы;
· — подбор и расстановка кадров в инспекции, формирование и ведение личных дел, ведение трудовых книжек, личных карточек;
· — составление штатного расписания;
· — проведение аттестации государственных служащих.
Правовой отдел:
· — оказание правовой помощи отделам инспекции;
· — защита интересов инспекций в арбитражных судах и судах общей юрисдикции;
· — рассмотрение возражений (разногласий) налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков споров), с дачей заключения по результатам рассмотрения.
Отдел оперативного контроля:
· -контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о применении контрольно-кассовой техники.
Отдел по работе с налогоплательщиками №2:
· — расчет и начисление налогов по налогу имущество, транспортному и земельному налогов и направление единого налогового уведомления об уплате налога.
Отдел предпроверочного анализа:
· — проведение мероприятий налогового контроля в части подготовки и включения в план выездных налоговых проверок физических лиц и ИП.
· — анализ выписок банка по операциям на счете;
· — анализ налоговой отчетности, полноты и своевременности уплаты налогов.
Напомним, что в структуре органа есть не только большие Управления по субъектам РФ, межрайонные инспекции, инспекции по районам и городам, но и ИФНС по конкретным районам города, ИФНС по небольшим городам, не имеющим районного деления. Их руководство вправе организовывать работу в соответствии с конкретной ситуацией, количеством зарегистрированных плательщиков. В структуру обычно включают и отдел учета и работы с налогоплательщиками.
Обычно структурные подразделения территориального органа занимаются:
- организацией и проведением камеральных и выездных проверок;
- контролем и надзором за правильностью составления отчетности;
- анализом информации;
- работой с образовавшейся задолженностью и т. д.
Для каждого из направлений в структуре инспекции ФНС может быть организован профильный отдел.
В инспекциях, которые не являются слишком загруженными (в силу своего расположения, иных причин) в плане регистрации новых ИП и юрлиц, часто не выделяют отдельно отдел регистрации и учета налогоплательщиков. Чем занимается объединенное подразделение (чаще всего объединяют регистраторов, консультантов и специалистов по приему документов), рассмотрим в таблице.
Основные направления деятельности |
|
По регистрации и учету |
По взаимодействию с плательщиками |
Регистрация и учет граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Ведение ЕГРЮЛ и ЕГРИП, обработка информации, ее предоставление по запросам заинтересованных лиц, ведение реестра дисквалифицированных лиц. Консультирование граждан и юрлиц по вопросам регистрации и постановки на учет. |
Прием и первичная обработка отчетности (ее ввод), обеспечение поступления документации и информации по телекоммуникационным системам связи, по почте и на бумажных носителях. Производство сверки расчетов с бюджетом. Консультационная работа по вопросам применения законодательства в сфере налогов. |
Таким образом инспекторы, которые принимают декларации и иные документы, запросы на выдачу информации из ЕГРЮЛ и ЕГРИП, документы на регистрацию плательщиков, консультируют граждан и представителей юрлиц, производят сверку расчетов, они и являются работниками данного отдела. То есть все чаще всего непосредственно взаимодействующие с налогоплательщиками сотрудники (что и понятно из названия), за исключением проведения проверок и иных экстраординарных случаев.
Если нужно узнать их данные, место и время работы ИФНС, следует обратиться к официальному сайту службы, где есть все контактные данные и информация о времени работы и графике приема.
Аналитический отдел, как явствует из названия, занимается производством анализа всех находящихся в его распоряжении сведений — то есть исследованием фактов, поиском новых, обобщением информации и цифр, расстановкой информационных блоков, распределением информационных тортов, выведением общих закономерностей, на основе которых идет прогрессирование и поступательное развитие профессионализма в деятельности налоговых служб.
Данная работа требует применения всего логического инструментария и умения оперировать большими массивами цифровых данных.
Четкое следование официальным инструкциям, исключение утечек информации и неукоснительное соблюдение порядка работы (заданной последовательности и строгой подотчетности вышестоящим налоговым инстанциям) делают профессию налогового аналитика одной из наиболее взыскательных, к которым предъявляются повышенные требования личной ответственности, пунктуальности, добросовестности и владения специальными познаниями.
Функция контроля, прогнозирования и анализа
Полноценная организация с последующим контролем всех поступлений. Речь идет о том, что налоги поступают в бюджет РФ. Аналитический отдел должен безошибочно вести подсчеты, выявлять махинации.
Поэтому к работе допускаются высококвалифицированные специалисты, которые постоянно повышают свою квалификацию. Пожалуй, это одна из самых важных задач, стоящих перед рассматриваемым в обзоре отделом. Но существуют и другие, которые также нужно рассмотреть.
Перспективное прогнозирование всех имеющихся средств. Важно оценить ситуацию, да и в компетенцию специалистов входит анализ дальнейших поступлений. Это важный момент. Управляя ситуацией, профессионалы делают прогнозы.
Это позволяет выше стоящим инстанциям рационально подходить к обращению денежными средствами, не забывая и о рисках. Как правило, специалист должен делать прогнозирование для всех уровней бюджета. Это кропотливая работа, требующая большой ответственности.
Осуществляется анализ по области и внутриведомственный аудит. Это также приоритетное направление деятельности контрольно-аналитического отдела. Как правило, данная компетенция позволяет проводить анализ по всей области.
От точности данных зависят будущие результаты. Поэтому после всех подсчетов наступает этап перепроверки. Это важный и ответственный момент, впрочем, как и вся работа.
Если пеня начислена неверно, то в аналитическом отделе специалисты должны помочь. Ошибки не допускаются, ведь финансовая сфера требует предельной точности. Не всегда налоговая служба ошибается, но иногда бывают и такие отрицательные моменты.
Чаще люди не понимают, почему им начисляют определенную сумму пени. Тогда работа специалиста заключается в разъяснении всех непонятных моментов.
Стоит понимать: работники контрольно-аналитического отдела сталкиваются с необходимостью работать с неклассифицированными платежами. Это достаточно сложная сфера. Поэтому каждый сотрудник проходит соответствующую подготовку.