Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое реорганизация юрлица. Объясняем простыми словами». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Разумеется, в налоговом органе, но в каком именно? Если юридическое лицо, возникшее в результате реорганизации, будет территориально относиться к тому же отделению ФНС, то вопросов не возникнет. Но если адрес хотя бы у одной из новых организаций будет изменен, нужно руководствоваться Постановлением Правительства РФ № 110 от 26 февраля 2004 г., которое обозначает места регистрации при изменении местоположения реорганизуемых фирм.
Что такое реорганизация
Фактически, это преобразование предприятия в новое, которое становится правопреемником, то есть принимает все права и обязанности старой компании. В ходе процедуры меняется организационно-правовая форма организации или создается новая компания.
Иногда реорганизацию путают с ликвидацией. Сходства действительно есть: после завершения реорганизации юридическое лицо исключают из Государственного Реестра, как при ликвидации. Но если компания ликвидируется, то она полностью прекращает работу. А при реорганизации на базе старой компании появляется новая или организация меняет профиль.
Реорганизация бывает добровольной и принудительной. В первом случае решение о проведении процедуры принимает руководство. Во втором – надзорные органы, например суд. Часто требования о реорганизации предъявляют крупным компаниям, которые нарушают закон о конкуренции.
Часто реорганизация юридического лица – это способ решить задачи бизнеса: повысить рентабельность, уменьшить налоги с помощью вывода проблемных подразделений из состава организации. Реорганизация крупной компании – сложный многоступенчатый процесс: чтобы избежать штрафов и других санкций, нужно тщательно соблюдать требования закона. Если допустить нарушения, то решение о реорганизации можно оспорить в судебном порядке и признать его недействительным.
Когда компания не выходит в плюс, нужно проанализировать расходы. Возможно, вы найдете убыточные рекламные кампании, в которые не стоит больше вкладываться.
Отслеживайте, какие источники приводят клиентов с помощью коллтрекинга от Calltouch и оптимизируйте расходы на рекламу. Система автоматически собирает данные и генерирует отчеты и позволяет контролировать работу отдела маркетинга.
Порядок действий при реорганизации
Реорганизация начинается с принятия на общем собрании участников (акционеров) решения о ее проведении.
Далее в течение трех рабочих дней со дня принятия упомянутого решения необходимо уведомить:
-
налоговый орган по месту нахождения организации. Получив информацию о реорганизации, налоговые органы имеют право назначить выездную налоговую проверку, причем независимо от того, когда была проведена предыдущая выездная проверка. Проверка коснется периода не более чем 3 календарных года, предшествующие году реорганизации. Доплачивать в бюджет налоги по результатам проверки будут преемники, созданные в результате реорганизации. Исключение составляют выделившиеся организации — к ним долги предшественника по налогам не переходят;
-
внебюджетные фонды. Уведомление можно подать в произвольной форме. К уведомлению можно приложить копию решения о реорганизации, чтобы у фондов не возникало каких-либо вопросов;
-
кредиторов. О реорганизации уведомляются все кредиторы. При реорганизации учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о реорганизации юридического лица, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица, а те, в свою очередь, вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков.
Некоторые виды юридических лиц, у которых имеются особенности реорганизации
Особенности реорганизации устанавливаются для следующих видов организаций: кредитных, страховых, клиринговых организаций, специализированных финансовых обществ, специализированных обществ проектного финансирования, профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, негосударственных пенсионных фондов и иных некредитных финансовых организаций, акционерных обществ работников (народных предприятий) и определяются законами, регулирующими деятельность таких организаций.
Также имеются особенности при реорганизации некоммерческих юридических лиц, которые устанавливаются ст.16 и 17 Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Эти особенности связаны с порядком принятия решения о реорганизации НКО и организационно-правовыми формами при преобразовании НКО. Например, частное учреждение может быть преобразовано в фонд, автономную некоммерческую организацию, хозяйственное общество, а Автономная некоммерческая организация вправе преобразоваться в фонд и т.д. При реорганизации НКО следует учитывать, что решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) некоммерческой организации принимается Министерством юстиции РФ.
Реорганизация в форме выделения
Выделение – создание новой (одной или более) компании в форме выделения из основной организации. Основная цель – выделение активов или открытие нового направления в деятельности.
Реорганизация в форме выделения – это вид реорганизации, при котором компания не прекращает своего существования. Реорганизация путем выделения означает сохранение уже существующей организации и создание одной или нескольких новых – выделенных. К ним, в соответствии с разделительным балансом, переходит часть прав и обязанностей реорганизованного предприятия.
Реорганизация в форме выделения означает создание обособленного общества, наследующего определенные права и обязанности изначального общества, и направлена на разделение бизнеса. Часто используется для минимизации рисков потери и рейдерского захвата, а также в целях разделения капитала между участниками общества, находящихся в конфликтных отношениях друг с другом.
Чаще всего в предпринимательской деятельности процедура реорганизации компании в форме выделения используется для реструктуризации долгов общества, при которой на выделившееся общество переходит определенное имущество и определенные обязательства.
Юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.
При выделении из состава юридического лица одного или нескольких орлиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Передаточный акт должен содержать:
- положения о правопреемстве по всем обязательствам юрлица в отношении его кредиторов и должников,
- порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества,
- положения о возникновении, изменении и прекращении прав и обязанностей реорганизуемого юрлица после даты, на которую составлен передаточный акт.
Юридическая сторона вопроса
Процесс реорганизации компании регламентируется частью первой Гражданского кодекса РФ. В частности, ст. 57 ГК РФ определяет ее виды, рассмотренные нами ранее.
- Статья 58 ГК РФ определяет правопреемство при реорганизации юридических лиц.
- В Статье 59 ГК РФ речь идет об передаточном акте.
- А Статья 60 ГК РФ обеспечивает гарантии прав кредиторов реорганизуемого юридического лица.
Также необходимо изучить:
- Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 15.04.2019) «Об акционерных обществах».
- Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «Об обществах с ограниченной ответственностью» и
- Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002 N 161-ФЗ (в последней редакции).
Основания для реорганизации
Решение о проведении реорганизации принимается учредителями или акционерами юридического лица. Так же реорганизация может быть осуществлена на основании решения суда или антимонопольного ведомства за ряд нарушений в законодательстве о защите конкуренции.
В качестве оснований для реорганизации компании можно выделить два основных направления:
- Добровольная реорганизация. Проводится по решению учредителей компании или же на основании решения органа компании (например, совета директоров), если такие полномочия предоставлены ему Уставом или иным учредительным документом. Основанием в каждом из случаев будет являться решение учредителей или соответствующего органа.
- Принудительная реорганизация. Проводится на основании уполномоченного государственного органа или же по судебному решению ввиду нарушения каких-либо требований закона. Аналогично, основанием будет являться решение органа или вступившее в силу решение суда.
Особенности документации
В случае преобразования, выделения, слияния и разделения в регистрирующий орган предоставляется такой перечень документов:
- Заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, подписанное заявителем;
- Учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
- Решение о реорганизации юридического лица;
- Договор о слиянии в случаях, предусмотренных федеральными законами;
- Передаточный акт или разделительный баланс;
- Квитанция об уплате государственной пошлины;
- Документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений, предусмотренных пенсионным законодательством РФ.
- В случае присоединения регистратор должен получить такие документы как:
- Заявление о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица по форме № Р16003, утвержденной Постановлением № 439;
- Решение о реорганизации юридического лица;
- Договор о присоединении;
- Передаточный акт.
Юридическая сторона вопроса
Процесс реорганизации компании регламентируется частью первой Гражданского кодекса РФ. В частности, ст. 57 ГК РФ определяет ее виды, рассмотренные нами ранее.
- Статья 58 ГК РФ определяет правопреемство при реорганизации юридических лиц.
- В Статье 59 ГК РФ речь идет об передаточном акте.
- А Статья 60 ГК РФ обеспечивает гарантии прав кредиторов реорганизуемого юридического лица.
Также необходимо изучить:
- Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 15.04.2019) «Об акционерных обществах».
- Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «Об обществах с ограниченной ответственностью» и
- Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002 N 161-ФЗ (в последней редакции).
В том случае, если речь идет о государственном предприятии, процессом реорганизации руководит Правительство РФ, то есть уполномоченные на данную деятельность федеральные органы исполнительной власти. Данный процесс они производят в обязательно порядке согласовывают свою деятельность с Министерством экономического развития РФ (Минэкономразвития), Министерством здравоохранения и социального развития РФ (Минздравсоцразвития) и Министерством финансов РФ (Минфин России) на основании п. 1 Постановления Правительства РФ от 10.02.2004 № 71 “О создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений”.
Процесс реорганизации также регулируется п. 2 Письма Минфина России от 16.06.2003 № 03-01-01/08-176 “О порядке проведения реорганизации и ликвидации федеральных органов исполнительной власти и федеральных учреждений и отражении указанных процедур и их результатов при исполнении федерального бюджета и в бухгалтерском учете и отчетности учреждений”.
Процесс государственной регистрации, в частности перечень документов, предоставляемых регистратору, регулируется ст. 8 Закона № 129-ФЗ.
В каких формах может быть проведена реорганизация?
Гражданский кодекс (ГК РФ) предусматривает 5 форм реорганизации юридических лиц:
- Слияние: две и более организации лиц объединяются в новое юридическое лицо, при этом все объединяющиеся организации прекращают свое существование, а их права и обязанности переходят к вновь возникшему юридическому лицу.
- Присоединение: одна организация присоединяется к другой, при этом к последней переходят права и обязанности присоединяемого юридического лица, прекращающего своё существование в результате присоединения.
- Разделение: одно юридическое лицо делится на несколько новых, прекращая своё существование, а его права и обязанности переходят к вновь возникшим организациям.
- Выделение: новое юридическое лицо (или несколько новых) выделяется из уже существующего, при этом существующее юридическое лицо своего существования не прекращает – в этом состоит основное отличие от данной формы реорганизации от разделения. Часть прав и обязанностей существующего юридического лица при такой форме реорганизации переходит к вновь возникшей (выделившейся) организации.
- Преобразование: существующее юридическое лицо меняет свою организационно-правовую форму (ОПФ), т.е. прекращается его существование в прежней форме. Формально при этом возникает новое юридическое лицо (с иным регистрационным номером и т.п.), но фактически права и обязанности данной организации в отношении других лиц не меняются (за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей, если их изменения требует новая ОПФ).
Кроме того, согласно ГК РФ (пункт 1 статьи 57) допускается реорганизация юридического лица с одновременным сочетанием различных ее форм.
Неотменяемая реорганизация
В настоящее время существует ещё один вид изменения формы организации — неотменяемая реорганизация. Данный способ применяется не очень часто. В этом случае предприятие присоединяется к правопреемнику, которым выступает организация с участниками — гражданами иностранных государств и управляющей компанией, как исполнительным органом (директором).
При соблюдении протокола процесса и необходимых мер предосторожности, этот способ считается безопасным и отменить его нельзя. Важный момент, влияющий на успешность процедуры — кем заверяются документы правопреемника у нотариуса, и подписывается необходимая документация. Имеется два безопасных способа:
- Документы заверяют за границей, апостилируют и переводят. Заявителем считается иностранное лицо. Это увеличивает сроки и стоимость процесса.
- Документы заверяются представителем – резидентом на территории России по доверенности, которую сдают в регистрационные органы. В доверенности указывается, что данное лицо не вправе вести финансово-хозяйственную деятельность, только выполняет курьерские функции.
Ответственность уполномоченных субъектов за неисполнение обязанностей по реорганизации юридического лица
Предусмотрена солидарная ответственность перед кредитором наряду с юр.лицами, созданными в результате реорганизации.
Более того, если передаточный акт не содержит четкую и понятную информацию субъекта правопреемства, или активы были распределены недобросовестно между правопреемниками, в т.ч. с целью уйти от выполнения обязательств, тогда за возникшие проблемы солидарно отвечают как реорганизованное лицо, так и правопреемник.
Существует ответственность за невыполнение принудительного решения о реорганизации.
Так, в предписании Антимонопольного органа излагается ряд таких «требований», как, например, устранение последствий нарушений, также восстановление положения, существовавшего изначально; принудительное разделение или выделение определенных подразделений субъекта.
За невыполнение обязанностей по реорганизации предусмотрен административный штраф. Но это не все виды санкций. За неисполнение решения суда по данному вопросу ждут проблемы серьезнее – уголовная ответственность.
Виды реорганизации юридических лиц
Реорганизация юрлиц может быть осуществлена по решению:
- учредителей (участников) организации (п. 1 ст. 57 ГК РФ);
- органа юрлица, наделенного соответствующими полномочиями учредительными документами;
- уполномоченных госорганов (п. 2 ст. 57 ГК РФ);
- суда.
В первых 2 случаях можно говорить о добровольной реорганизации юрлица, в остальных — о принудительной.
Законодательство не содержит определений таких терминов, как добровольная и принудительная реорганизация. Основное различие между ними — субъект инициирования данной процедуры.
Добровольная реорганизация обычно преследует коммерческие цели, может быть связана с необходимостью избежать ликвидации юрлица, произвести смену состава участников и т. д.
К случаям принудительной реорганизации можно отнести:
- разделение или выделение коммерческих организаций или приносящих доход некоммерческих фирм в принудительном порядке (ст. 38 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ);
- разделение или выделение в принудительном порядке организаций, являющихся хозяйствующими субъектами в области электроэнергетики и не выполняющих предписаний ст. 6 ФЗ «Об особенностях функционирования…» от 26.03.2003 № 36-ФЗ (абз. 19);
- слияние или присоединение кредитных организаций в принудительном порядке по требованию Банка России (ст. 32 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 25.02.1999 № 40-ФЗ).
Деятельность юридического лица может быть прекращена в результате его реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования).
Реорганизация — это прекращение юридического лица с правопреемством (переход прав и обязанностей от одного лица к другому), кроме случаев выделения, когда юридическое лицо не прекращает своей деятельности.
В отличие от ликвидации юридического лица его реорганизация предполагает в дальнейшем существование хозяйственных прав и обязанностей, сохранение имущества, имущественных комплексов либо в сокращенном (уменьшенном), либо в укрупненном объеме. Реорганизация всегда связана с правопреемством, переходом имущественных и иных прав (обязанностей) от одного прекращаемого (видоизменяемого) субъекта права к другому, вновь образуемому юридическому лицу. В случае реорганизации право собственности на принадлежащее ему имущество переходит к другим юридическим лицам — правопреемникам реорганизованного юридического лица (п. 2 ст. 218 ГК РФ).
Реорганизация юридического лица может быть осуществлена добровольно или принудительно.
Добровольная реорганизация осуществляется по решению либо учредителей (участников) юридического лица, либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Общества, участвующие в слиянии, заключают договор о слиянии, в котором определяются порядок и условия слияния, а также порядок конвертации акций каждого акционерного общества в акции нового общества. Утверждение устава и выборы совета директоров (наблюдательного совета) вновь возникшего общества проводятся на совместном общем собрании акционеров обществ, участвующих в слиянии.
Принудительная реорганизация осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.
Порядок принудительной реорганизации
Гражданский Кодекс РФ выделяет три схемы принудительной реорганизации. Это реорганизация по решению суда; по решению уполномоченного государственного органа или по решению внешнего управляющего. При этом внешний управляющий должен быть назначен судом по иску уполномоченного государственного органа, если учредители юридического лица, либо уполномоченные ими лица, либо лица, уполномоченные на реорганизацию в Учредительных документах, не приняли решения о реорганизации в установленный срок.
Перечисляя способы и порядок реорганизации, ГК РФ не указывает когда осуществляется та или иная схема, как и не называет орган и лицо, которое вправе обращаться в суд с иском о принудительной реорганизации. Следовательно, эти и некоторые другие вопросы принудительной реорганизации отнесены к компетенции федерального законодательства. Например, при нарушении норм антимонопольного законодательства РФ принудительная реорганизация осуществляется по решению суда. Судебный порядок принудительной реорганизации предусмотрен для жилищного накопительного кооператива, для реорганизации которого необходимо требование федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственной регистрации юридических лиц, или федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере финансовых рынков. А вот при принудительной реорганизации кредитных организаций приоритет отдается требованию Банка России.
Более детально урегулирован в Гражданском Кодексе и в Федеральных Законах порядок проведения принудительной реорганизации по решению внешнего управляющего, назначенного судом. Именно с момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению организацией. Следовательно, внешний управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет разделительный баланс и передает его на рассмотрение суда вместе с Учредительными документами, которые были сформированы в результате реорганизации. Если суд утвердит вышеуказанные документы, то это станет основанием для государственной регистрации юридических лиц возникающих в результате принудительной реорганизации. Примерно такие же положения можно найти в специальных законах. В общем и целом Федеральные Законы, регулирующие принудительную реорганизацию юридических лиц, практически не содержат других правил и условий, оставляя все основные вопросы на решение внешнего управляющего.
Формы реорганизации юридического лица
Реорганизация реализуется в следующих формах:
Слияние: идет прекращение юридического лица путем реорганизации и образования другого.
Особенности:
- Участвует как минимум две компании;
- Ни один субъект не сохраняет свое правовое положение – происходит их ликвидация;
- Все активы «вливаются» во вновь созданный субъект.
В форме присоединения: идет процесс присоединения одного лица к другому.
Особенности:
- Присоединяться могут сразу одно или несколько субъектов;
- Те, кто присоединяются, теряют свою правовую природу, передавая все активы третьему лицу, то есть происходит их ликвидация;
- Третье лицо (то, к кому присоединяются) приобретает права и обязанности, при этом продолжает функционировать;
Разделение: представляет собой процесс деления одного субъекта на несколько. Условно говоря, предприятие «раскалывается» на части. Они представляют собой объем активов, каждый из которых переходит к новому субъекту.