- Автоюрист

Расторжение контракта в одностороннем порядке по 44-ФЗ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Расторжение контракта в одностороннем порядке по 44-ФЗ». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Содержание

В письме Федеральной антимонопольной службы от 12 марта 2019 г. N ИА/18794/19 разъясняется: «Вместе с тем, положениями частей 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено право заказчика на расторжение контракта в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством Российской Федерации. При этом принятие решения допускается исключительно в связи с существенным нарушением условий контракта». И далее: «…при отсутствии основания для расторжения контракта (неисполнение/ненадлежащее исполнение обязательств по контракту) сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) не подлежат включению в Реестр, а действия заказчика, принявшего решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в нарушение положений частей 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Ошибки заказчиков и меры ответственности за них при одностороннем расторжении

Ошибка 1. Нарушать сроки. Заказчик обязан направить информацию о расторжении в Казначейство в течение пяти рабочих дней с даты расторжения контракта (ч. 3 ст. 103 Закона № 44-ФЗ). За неразмещение или просрочку размещения сведений в реестре контрактов заказчика привлекут к административной ответственности по части 1.4 статьи 7.30 КоАП — штраф 15 тыс. руб. или по части 2 статьи 7.31 КоАП — 20 тыс. руб.

Также заказчик обязан направить сведения о включении поставщика в РНП в течение двух рабочих дней с даты вступления в силу решения об одностороннем отказе любой из сторон. При этом дополнительно держать на контроле появление документа от поставщика в ЕИС. За нарушение заказчика привлекут к ответственности по части 2 статьи 7.31 КоАП или по части 1 статьи 19.7.2 КоАП — штраф 15 тыс. руб.

Ошибка 2. Неправомерно расторгать контракт при отсутствии правовых оснований. Заказчика привлекли к ответственности по части 6 статьи 7.32 КоАП за то, что не отменил решение о расторжении контракта, хотя исполнитель в течение 10 дней исправил нарушение. Дело было так: заказчику нужны были транспортные услуги на майские праздники. Исполнитель ответил, что не сможет предоставить необходимое количество транспорта в указанный период. Тогда заказчик решил не рисковать и в одностороннем порядке отказался от исполнения контракта. Но в установленный законом срок исполнитель все-таки нашел машины и сообщил об этом заказчику (решение Татарстанского УФАС от 19.05.2022 № АЯ-04/6564).

Дату расторжения контракта нужно определять согласно ч. 13 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, а также с учетом ст. ст. 191 и 193 ГК РФ

В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона № 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком контрагента об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Статья 191 ГК РФ устанавливает, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Если же последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (ст. 193 ГК РФ).

Возмещение убытков, причиненных расторжением договора.

Если основанием для расторжения договора послужило существенное нарушение договора одной из сторон, другая вправе требовать возмещения убытков, причиненных изменением или расторжением договора (п. 5 ст. 453 ГК РФ).

Убытки могут быть возмещены в досудебном порядке. Однако если это оказывается невозможным, потерпевшая сторона вправе обратиться в суд. Рассмотрим пример – Постановление АС СКО от 12.04.2016 № Ф08-1643/2016 по делу № А32-6430/2015.

В 2014 году федеральное казенное учреждение здравоохранения «Санаторий-профилакторий «Солнечный» внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации» заключило в рамках Закона № 44-ФЗ государственный контракт со строительной фирмой на выполнение работ по капитальному ремонту на сумму 3,5 млн руб. В результате исполнения контракта подрядчик допустил различные нарушения его условий: не в полном объеме и некачественно выполнил предусмотренные контрактом работы, не устранил выявленные недостатки, не освободил объект работ от строительного мусора и т. д. На основании всего перечисленного заказчик в одностороннем порядке отказался от исполнения контракта, причем для подтверждения нарушений условий контракта и оснований одностороннего отказа от его исполнения заказчик провел экспертизу. После этого заказчик обратился в суд с требованием о взыскании с подрядчика возмещения своих убытков, связанных с устранением недостатков некачественно выполненных работ, расходов, обусловленных исполнением за подрядчика его контрактных обязательств (вывоз строительного мусора) и проведением экспертизы. По результатам судебных разбирательств, в ходе которых была проведена дополнительная судебная экспертиза нарушений, допущенных подрядчиком, арбитры приняли решение о взыскании с подрядчика в пользу заказчика суммы убытков в размере 1,9 млн руб.


[1] Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

[2] Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

[3] Часть 1 ст. 2 Закона № 44-ФЗ, ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ.

[4] Здесь и далее понятия «договор» и «контракт» будут использоваться как тождественные.

[5] Статья 95 Закона № 44-ФЗ.

[6] См., например, Постановление АС ВВО от 09.06.2016 № Ф01-1936/2016 по делу № А79-9006/2015.

[7] Постановление АС ВСО от 25.09.2014 по делу № А19-2397/2014.

[8] Распоряжение Правительства РФ от 02.11.2009 № 1629-р «О перечне объектов, подлежащих обязательной охране полицией».

[9] Распоряжение Правительства РФ от 10.12.2013 № 2324-p «Об изменении перечня объектов, подлежащих обязательной охране полицией».

РАСТОРЖЕНИЕ КОНТРАКТА В ОДНОСТОРОННЕМ ПОРЯДКЕ ИСПОЛНИТЕЛЕМ (ПОДРЯДЧИКОМ, ПОСТАВЩИКОМ)

В соответствии с пунктом 19 ст. 95 исполнитель (подрядчик, поставщик) также имеет право принять решение и расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, в случае если в контракте было прописано право заказчика принять решение об расторжении контракта в одностороннем порядке.

Исполнитель (подрядчик, поставщик), не позднее трёх рабочих дней с даты принятия решения, уведомляет заказчика о принятом решении, по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу заказчика, указанному заказчиком в контракте или телеграммой, или по адресу электронной почты, либо другими средствами доставки, обеспечивающими получения исполнителем, подтверждения о его вручении адресату.

При этом датой уведомления заказчика считается дата получения исполнителем (поставщиком, подрядчиком) подтверждения о вручении заказчику уведомления о решении исполнителя расторгнуть контракт, при этом решение о расторжении контракта вступает в законную силу через десять дней после уведомления заказчика.

Письмо Минэкономразвития России от 13.04.2017 № Д28и-1577 «Об отказе в приемке товара и расторжении контракта в одностороннем порядке заказчиком в случае отклонения от размеров товаров, указанных в заявке; о разъяснении положений законодательства…»

Письмо Минэкономразвития России от 13.04.2017 № Д28и-1577.

Письмо Минэкономразвития России от 15.03.2017 № ОГ-Д28-2906 «О сроке размещения в ЕИС информации об изменении (расторжении) контракта»

Письмо Минэкономразвития России от 22.02.2017 № Д28и-1229 «Об оплате выполненных досрочно работ при расторжении контракта по соглашению сторон.

Письмо Минфина России от 25.10.2017 № 24-03-08/70001 «Об исчислении сроков вступления в силу решений об одностороннем отказе от исполнения контракта, а также размещения в ЕИС такого решения заказчика и информации об изменении (расторжении) контракта»

Действует ли правило об изменении цены в пределах 10% при расторжении контракта?

Если контрактом предусмотрено право заказчика на одностороннее расторжение контракта в соответствии с нормами закона № 44-ФЗ и ГК РФ, то заказчик вправе это сделать, составив решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направив его исполнителю. Решение об одностороннем отказе и будет являться основанием для расторжения договора. Для соблюдения надлежащей процедуры необходимо также осуществить следующее:

  • разместить электронную версию решения в ЕИС. На сайте ЕИС для этого предусмотрен реестр дополнительной информации о закупках, контрактах;
  • направить решение поставщику заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу, который указан в контракте;
  • направить решение любым из следующих способов: телеграммой, по факсу, по электронной почте, иным способом, позволяющим зафиксировать уведомление и получить подтверждение о его вручении.

Особенности одностороннего внесудебного отказа от договора

Право на такой отказ осуществляется через уведомление другой стороне. Согласно п. 1 ст. 450.1 ГК РФ договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не вытекает из закона или условий договора.

Если вы используете бумажный вариант обмена юридически значимыми сообщениями, то направлять уведомление об одностороннем отказе от договора нужно именно на юридический адрес контрагента. Делается это заказным письмом с уведомлением либо иным способом, позволяющим отследить такое направление (экспресс-почта, курьерская доставка).

Если партнёр будет умышленно избегать направленное ему уведомление или не получит его по каким-либо иным причинам в течение срока хранения, то он понесёт ответственность. Неполученное им юридически значимое сообщение будет считаться полученным, а правовые последствия, отражённые в нём, — наступившими.

Вышеуказанное находит свое отражение в ст. 165.1 ГК РФ, а также в п. 67 Постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 № 25.

В то же время необходимо изучить условия договора, так как п. 1. ст. 450.1 ГК РФ упоминает о ином моменте его прекращения, который может быть установлен сторонами в нём. Например, в документе может содержаться формулировка о том, что договор будет считаться прекратившим действие по истечении 10 календарных дней месяца, следующего за тем, в котором было направлено уведомление об отказе. Тем самым такой договор прекратит свое действие не с момента получения уведомления, а по истечении определенного периода.

Одностороннее расторжение по инициативе поставщика

Процесс такой же, как и со стороны заказчика, требуется оформить аналогичные документы. Для этого можно использовать образцы, которые мы привели выше.

Шаг 1. Принять решение и уведомить об этом заказчика. В течение 3 рабочих дней уведомление направляется с подтверждением вручения.

Шаг 2. Отказаться исполнять контракт или отменить решение. Через 10 дней после надлежащего уведомления контракт расторгается или, аналогично предыдущему случаю, отменяется решение, если за это время все нарушения устранены, а убытки компенсированы.

Односторонний отказ — относительно оперативный процесс. Благодаря ему заказчик и поставщик могут отстоять свои интересы и законные права при нарушении другой стороной условий договора. При этом потерпевшая сторона может потребовать возмещение понесенного ущерба. Однако не злоупотребляйте правом на односторонний отказ. Помните, что попытки уклониться от исполнения договора через неправомерное одностороннее расторжение легко выявляются в ходе арбитражного процесса.

Когда нужно расторгнуть госконтракт

Расторжение по соглашению сторон по 44 ФЗ оформляется из-за того, что изменились условия выполнения обязательства. Причины могут быть разные, среди них:

  • пропала нужда в товарах, работах, услугах (например, сократили штат государственного учреждения. Ему больше не нужны услуги по повышению квалификации для сотрудников, которые больше не работают);
  • поставщик не выполняет обязательства по госконтракту по обстоятельствам, которые от него не зависят (например стихийные бедствия, забастовки и т. д.);
  • не выбрали весь объем товара, который заложили (как пример, в течение года заказчик по заявкам заказывает продукты питания, к окончанию срока действия оказалось, что объем продуктов в спецификации больше, чем фактически съел заказчик).

Расторжение контракта допускается по 44 ФЗ по договоренности заказчика и поставщика, по решению суда, а также можно расторгнуть сделку в одностороннем порядке. Разберем ситуацию, когда заказчик и поставщик решили, что дальше выполнять обязательства невозможно, и расторгают госконтракт по взаимному согласию.

Как правильно посчитать сроки

14.03.2018 ФАС в письме № РП/16764/18 ответила на обращение о правилах расчета сроков. Собрали в таблицу выводы контрольного органа:

Дата Как считается
Надлежащее уведомление

Считают, что поставщик уведомлен об одностороннем отказе от исполнения госконтракта, если прошло 30 дней с момента публикации решения госзаказчика об одностороннем расторжении госконтракта в ЕИС.

Не имеет значения, выпадает завершение срока на рабочий или нерабочий день. Получается, что нормы гражданского законодательства в части определения периода времени ФАС в этом случае не работают.

В ч. 13 ст. 95 44-ФЗ указано, что решение заказчика о расторжении госконтракта начинает действовать, а госконтракт расторгается после 10 дней от даты, когда поставщика уведомили надлежащим образом о расторжении в одностороннем порядке.

В ст. 191 Гражданского кодекса закреплено, что период времени начинает течь на следующий день после даты в календаре или когда произойдет факт, который определит его старт.

Получается, что первый день начала исчисления периода, который прописан в ч. 13 ст. 95 44-ФЗ, — это день, который следует за днем, когда поставщика надлежаще уведомили. Получается, вот как считать 10 дней с даты надлежащего уведомления: на 11-й день от даты правильного уведомления госзаказчиком поставщика о прекращении обязательств в одностороннем порядке контракт расторгается.

Для исправления нарушений Если последний день 10-дневного периода, в рамках которого поставщики исправляют нарушения, попадает на нерабочий день, то, по ст. 193 Гражданского кодекса, день окончания срока — ближайший следующий за ним рабочий день.

При каких условиях поставщик может расторгнуть контракт по своей инициативе?

Законом о контрактной системе предусмотрена возможность расторжения контракта, если обе стороны согласны, либо есть решение суда, а также, когда имеются основания для одностороннего отказа от исполнения контракта по правилам Гражданского кодекса РФ как со стороны заказчика, так и со стороны поставщика.

Обратите внимание! Условие о возможности расторжения контракта в одностороннем порядке должно быть предусмотрено в контракте. При этом закон обуславливает наличие права поставщика на расторжение указанием в контракте на аналогичное право у заказчика. То есть достаточно, чтобы контракт содержал пункт, где говорится о праве государственного заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения контракта.

Пример условия контракта: «9.7. Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны Контракта от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств».

Подобное условие может находиться в разделе «Изменение и расторжение контракта» или «Дополнительные условия».

Таким образом, для расторжения контракта со стороны поставщика должны быть соблюдены 2 условия:

  • в контракте предусмотрено право на односторонний отказ от исполнения своих обязательств, причем не обязательно для поставщика, достаточно будет на указание такого права для заказчика;
  • в процессе реализации контракта возникли обстоятельства, которые дают поставщику право расторгнуть контракт в соответствии с положениями гражданского законодательства. О таких обстоятельствах можно узнать из следующего раздела.

Порядок расторжения контракта поставщиком без суда

Итак, контракт проверили и нашли там право на односторонний отказ, заказчик не исполняет своих обязательств по оплате или выборке товара уже несколько раз. Теперь необходимо правильно и в соответствии с законом оформить расторжение контракта.

  1. Решение поставщика об одностороннем отказе от исполнения обязательств по контракту – так правильно должен называться документ, который следует направить заказчику, если вы решили завершить с ним правовые отношения.
  2. Указанное решение, подписанное руководителем компании или иным уполномоченным на это лицом, нужно направить государственному заказчику не позднее 3 рабочих дней. Как правильно направить решение? Во-первых, посмотрите в контракте официальный адрес государственного заказчика, по данному адресу необходимо направить решение. Если есть в контракте ссылка на электронный адрес заказчика или вы вели переписку по определенному электронному адресу с представителем заказчика, то также можно направить решение в электронном виде по указанным адресам электронной почты. Закон выделяет следующие способы доставки решения: — заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения по адресу из контракта – обязательно; — телеграммой, факсом, по электронной почте или иными способами, которые позволят зафиксировать факт доставки решения представителю заказчика – дополнительно.Только подобные действия могут свидетельствовать о том, что поставщик добросовестно выполнил свои обязательства по уведомлению заказчика о расторжении контракта. Дата надлежащего уведомления – дата получения поставщиком документа-подтверждения вручения заказчику решения об одностороннем отказе.
  1. С указанной выше даты, когда поставщик получил бумагу о вручении заказчику решения, необходимо отсчитать 10 дней, и после этого срока решение вступает в силу, контракт признается расторгнутым. Так, например, поставщик направил заказчику заказное письмо с решением об одностороннем отказе от контракта 01 ноября 2018 года. А 15 ноября 2020 года поставщику вернулось уведомление о вручении заказчику письма. Вот с 15 ноября мы и начинаем отсчет 10 дней. Таким образом, 26 ноября 2020 года решение вступает в силу и контракт с этого дня расторгнут.

Основными предпосылками для расторжения договора по соглашению сторон может служить нарушение условий контракта, которые были установлены в соответствии с гражданским кодексом Российской Федерации, а также в ряде федеральных законов.

Согласно существующей норме законодательства, вполне допустимо прекращение прав и обязанности по условиям определенного договора, если один из участников изъявил желание прервать контрактные отношения, а второй и последующий участник не предъявил по этому поводу претензий и противоречий.

То есть расторжение (заключённого предварительное соглашения) возможно, если условия сотрудничества не предусматривают иного исхода событий.

Более подробное рассмотрение причин расторжения договора, выделяют следующие предпосылки:

  • прекращении контракта в связи с форс-мажорными или иными обстоятельствами;
  • второй участник сделки не в силах преодолеть возникшие обстоятельства;
  • расторжение в случае исполнения прописанных условий, обязанностей по отношению ко всем участникам из договора, имеющих имущественные интересы;
  • расторжение в случае обстоятельств, которые влекут нарушение имущественных интересов одного из участников предварительное составленного договора;
  • прекращение взаимоотношений при неисполнении одним участником взятых на себя обязательств по существующему договору.

Согласно существующей статистике чаще всего сегодня прекращение договорных отношений по соглашению сторон происходит из-за несоблюдения обязанностей, которые прописаны в ранее заключенных договорах.

Примерно 75% случаев расторгается именно по этой причине. Больше половины договорных обязательств между участниками не является взаимовыгодным. Следовательно, сделка не приносит обоюдной выгоды. В таком случае договор расторгается по согласию двух сторон договора.

Эти причины не являются непреодолимыми сложностями при расторжении контракта. Более трудный путь решения проблемы, когда только одна из сторон не имеет выгоды.

При каких условиях поставщик может расторгнуть контракт по своей инициативе?

Законом о контрактной системе предусмотрена возможность расторжения контракта, если обе стороны согласны, либо есть решение суда, а также, когда имеются основания для одностороннего отказа от исполнения контракта по правилам Гражданского кодекса РФ как со стороны заказчика, так и со стороны поставщика.

Обратите внимание! Условие о возможности расторжения контракта в одностороннем порядке должно быть предусмотрено в контракте. При этом закон обуславливает наличие права поставщика на расторжение указанием в контракте на аналогичное право у заказчика. То есть достаточно, чтобы контракт содержал пункт, где говорится о праве государственного заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения контракта.

Пример условия контракта: «9.7. Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны Контракта от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств».

Подобное условие может находиться в разделе «Изменение и расторжение контракта» или «Дополнительные условия».

Таким образом, для расторжения контракта со стороны поставщика должны быть соблюдены 2 условия:

  • в контракте предусмотрено право на односторонний отказ от исполнения своих обязательств, причем не обязательно для поставщика, достаточно будет на указание такого права для заказчика;
  • в процессе реализации контракта возникли обстоятельства, которые дают поставщику право расторгнуть контракт в соответствии с положениями гражданского законодательства. О таких обстоятельствах можно узнать из следующего раздела.

Предположим, в условиях контракта указано, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Так, односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) допускается в случае существенного нарушения договора одной из сторон (п. 1 ст. 523 ГК РФ). При этом нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным при следующих обстоятельствах:

  • поставлены товары ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
  • неоднократно нарушены сроки поставки товаров.

В соответствии с п. 4 ст. 523 ГК РФ договор поставки считается измененным или расторгнутым с момента получения одной стороной уведомления другой стороны об одностороннем отказе от исполнения договора полностью или частично, если иной срок расторжения или изменения договора не предусмотрен в уведомлении либо не определен соглашением сторон. В случае с государственным контрактом другие сроки установлены Законом N 94-ФЗ.

Кстати, до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчик может провести экспертизу поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги. Тогда односторонний отказ от исполнения контракта возможен только в том случае, если экспертом (экспертной организацией) будут подтверждены факты нарушения условий контракта, выступившие в качестве основания для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (п. п. 2, 3 ст. 19.2 Закона N 94-ФЗ).

Вопросы допустимости одностороннего отказа от исполнения государственных и муниципальных контрактов

Актуальность вопроса о возможности одностороннего отказа от исполнения государственного или муниципального контракта для заказчиков обусловлена в первую очередь спецификой бюджетного финансирования, предусматривающей срочный характер бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств[1]. В условиях необходимости полного «освоения» бюджетных средств в рамках текущего финансового года существенные временные затраты на расторжение контракта в судебном порядке, как правило, не отвечают интересам заказчиков.

Между тем, как в юридической литературе, так и в правоприменительной практике отсутствует единый подход к допустимости одностороннего отказа от исполнения контракта.

Первая точка зрения состоит в недопустимости одностороннего отказа от исполнения контракта и основывается на положениях ч. 8 ст. 9 Федерального закона N 94-ФЗ, согласно которой «расторжение контракта допускается исключительно по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством».

Главным приверженцем такого подхода является Федеральная антимонопольная служба, осуществляющая контроль в сфере размещения заказов[2], считающая нарушением законодательства не только односторонний отказ от исполнения контракта, но и включение в проект контракта условий, предусматривающих право заказчика на такой отказ. Действия заказчика, предусмотревшего в проекте контракта условия о возможности одностороннего отказа, квалифицируются по ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей ответственность за утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, не соответствующей требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд[3].

Поддерживает ФАС России и Министерство экономического развития Российской Федерации, указавшее в письме от 4 февраля 2008 г. N Д04-252, что «контракты на выполнение работ, оказание услуг, поставку товаров могут быть расторгнуты по соглашению сторон при наличии взаимного согласия сторон либо по решению суда».

В юридической литературе мнение о недопустимости одностороннего отказа от исполнения контрактов также является превалирующим. Так, отмечено, что «право заказчика на односторонний отказ от договора подряда и возмещение убытков может быть ограничено законом. Согласно п. 8 ст.

9 Федерального закона N 94-ФЗ — расторжение государственного или муниципального контракта допускается исключительно по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Следовательно, расторжение муниципального контракта в одностороннем порядке не соответствует данному Закону» [4].

Арбитражные суды при рассмотрении дел в большей части также склоняются к недопустимости одностороннего отказа[5]. Например, Федеральным арбитражным судом Московского округа была поддержана точка зрения о недопустимости одностороннего отказа от исполнения контракта в 17 из 20 постановлений[6].

При этом зачастую арбитражными судами отмечается, что запрет на односторонний отказ от исполнения контракта введен с 1 марта 2009 г. (с указанной даты вступили в силу изменения[7], согласно которым текст ч. 8 ст. 9 Закона N 94-ФЗ был дополнен словом «исключительно»).

Так, ФАС Северо-Западного округа указал, что «указанная норма Закона N 94-ФЗ, действующая с 1 марта 2009 г. и являющаяся специальной по отношению к нормам Гражданского кодекса Российской Федерации, не предусматривает возможности расторжения в одностороннем порядке государственного контракта, заключенного после 1 марта 2009 г»[8].

Малочисленные сторонники второй точки зрения полагают односторонний отказ от исполнения контракта допустимым, используя при этом следующую аргументацию: «расторжения контракта…

в связи с односторонним отказом от него, Закон о закупках не касается, оставляя его регламентацию в ведении ГК РФ. Иными словами, интересующее нас положение Закона о закупках (п. 8 ст.

9) и нормы ГК РФ об одностороннем отказе не исключают, а дополняют друг друга»[9].

Другой специалист аргументирует возможность одностороннего отказа приоритетом норм Гражданского кодекса Российской Федерации перед нормами Закона N 94-ФЗ в силу ч. 1 ст. 2 Закона N 94-ФЗ, п. 2 ст. 3, п. 2 ст. 525, ст. 768 ГК РФ.

Однако с учетом негативной позиции контролирующих органов относительно одностороннего отказа от исполнения контракта и складывающейся судебной практики заказчикам все же не рекомендуется включать условия об одностороннем отказе в проекты контрактов[10].

Так, например в одном из Постановлений Девятого арбитражного апелляционного суда отмечено, что в силу абз. 2 п. 2 ст. 3 ГК РФ нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.

Согласно ст. 768 ГК РФ к отношениям по государственным или муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной настоящим Кодексом, применяется закон о подрядах для государственных или муниципальных нужд.

Таким образом, отсутствие в отсылочной норме соответствующей главы ГК РФ указания на приоритет определенного закона, в данном случае Закона о размещении заказов, означает, что его нормы могут применяться лишь субсидиарно. В таких случаях вступает в действие предусмотренное абз. 2 п. 2 ст. 3 ГК РФ общее положение о приоритете норм ГК.

В соответствии с ч. 8 ст. 9 Закона расторжение государственного контракта допускается исключительно по соглашению сторон или на основании решения суда.

Таким образом, указанная норма права не регулирует вопросы одностороннего отказа от исполнения государственного контракта и не запрещает устанавливать в условиях государственного контракта право государственного заказчика отказаться в одностороннем порядке от исполнения обязательств по государственному контракту, когда такая возможность допускается законом[11].

Точка в спорах поставлена Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 октября 2011 г. N 9382/11, принятым по делу N А56-43217/2010 по иску ООО «Гарант-Строй» к Комитету по строительству правительства Санкт-Петербурга о признании недействительной односторонней сделки по расторжению государственного контракта.

Высшая инстанция поддержала сторонников второй точки зрения и признала допустимым односторонний отказ от исполнения контрактов.

При этом особого внимания заслуживает приведенный в рассматриваемом Постановлении подход к соотношению норм ГК РФ и Закона N 94-ФЗ.

Отклоняя доводы истца о несоответствии одностороннего отказа положениям ст. 9 Закона N 94-ФЗ, суд указал, что «согласно ч. 1 ст.

1 названного Закона он регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, а не вопросы исполнения и расторжения государственных и муниципальных контрактов на выполнение подрядных работ для государственных нужд».

Таким образом, формально законодатель в ч. 1 ст. 1 Закона N 94-ФЗ ограничил сферу действия закона только действиями по подысканию потенциальных контрагентов.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, выявив противоречие между положениями ч. 1 ст. 1 и нормами ст. 9 Закона N 94-ФЗ, фактически принял решение о недействительности норм ст.

9 Закона N 94-ФЗ в части, выходящей за пределы очерченной сферы действия закона, тем самым проигнорировав выраженную в указанных нормах волю законодателя на установление определенного правового регулирования отношений по исполнению контрактов.

Таким образом, в регулировании отношений по заключению, исполнению, изменению и прекращению (расторжению) государственных и муниципальных контрактов общие нормы Гражданского кодекса Российской Федерации должны применяться в части, не противоречащей специальным нормам закона.

С учетом изложенного судом надзорной инстанции был сделан вывод о правомерности одностороннего отказа от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *