Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Разновидности и особенности ГСМ». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Когда появились и стали широко использоваться двигатели внутреннего сгорания и дизельные установки, они потребовали для себя особых видов топлива. Исходным сырьем для него стала нефть и ее производные. Как дизельное топливо, так и бензин представляют собой сложную смесь из углеводородов и особых присадок, которые улучшают рабочие свойства ГСМ. Производство топливных смесей – сложный технологический процесс, включающий многоступенчатую переработку нефти и нефтепродуктов.
Наибольшую долю продукции, которая относится к ГСМ, составляют различные виды топлива. В данную категорию включены:
-
Бензин – горючая смесь летучих углеводородов, которая используется в двигателях внутреннего сгорания автомобилей, самодвижущихся устройствах, мотоциклах, садовой технике и прочих машинах. Основная характеристика топлива – скорость воспламенения, на основе которой происходит выделение энергии движения. При выборе нужного горючего необходимо обращать внимание на следующие характеристики: наличие присадок, октановое число, состав, давление паров и т. д.
-
Дизельное горючее – углеводородная смесь, которая характеризуется степенью вязкости. Маловязкое используется для ДВС быстроходного транспорта, грузовых автомобилей. Виды топлива высокой вязкости применяются в промышленной сфере – оборудование, сельскохозяйственные машины, специальная техника, тепловозы, военные машины. Востребованность обусловлена низкой взрывоопасностью, высоким КПД, мягкой и плавной работой ДВС.
-
Керосин – продукт, который получают после вторичной переработки углеводородного сырья. Применяется в ракетостроении и авиации, а также в технических целях (промывка механизмов, очистка приборов). Получил популярность за счет высокого показателя испаряемости и теплоты сгорания. Благодаря тому, что керосин хорошо выдерживает низкие температуры и уменьшает силу трения деталей, применяется в качестве смазки.
Тормозные и охлаждающие жидкости используют как рабочее вещество, а для повышения эксплуатационных свойств в них добавляют специальные присадки.
Охлаждающие жидкости отводят тепло от ДВС. Они:
-
закипают при высокой температуре;
-
не образуют накипь;
-
замерзают при температуре ниже температуры окружающей среды;
-
сохраняют детали из резины;
-
не вызывают поломки;
-
в горячем виде увеличиваются в объеме.
Тормозные жидкости:
-
имеют высокую вязкость;
-
замерзают при низкой температуре;
-
закипают при высокой температуре;
-
обладают хорошими смазочными характеристиками;
-
не повреждают резиновые детали.
К этой категории относятся вещества, выполняющие функцию рабочей среды. Чтобы повысить качество, производители добавляют ряд присадок, предотвращающих возникновение коррозии. Основным представителями специальных жидкостей являются охлаждающие и тормозные жидкости.
Задача ОЖ заключается в отводе тепла от источников их возникновения (цилиндров двигателя внутреннего сгорания). Отличительные особенности:
- высокая температура кипения;
- при испарении не образовывается накипь;
- резиновые детали остаются целыми;
- низкая температура замерзания;
- незначительное увеличение в объеме в процессе нагревания;
Наиболее распространенными представителями этих ГСМ являются антифриз и вода.
В процессе производства тормозной жидкости нефтяное масло подвергают глубокой очистке. Химический состав содержит ряд эфиров и гликолей. Характерные особенности:
- повышенная тягучесть и подвижность при высокой и низкой температуре соответственно;
- низкий порог температуры замерзания;
- высокая температура кипения (190+ для дисковой и 115 градусов Цельсия для барабанной тормозной системы соответственно);
- нейтралитет к резиновым элементам системы.
Смазочные материалы как разновидность ГСМ
Смазочные материалы применяются для снижения трения между частями машин и их защиты от износа. В зависимости от консистенции смазки могут быть:
- полужидкими;
- пластичными;
- твердыми
Их характеристики зависят от наличия в составе присадок — дополнительных веществ, улучшающих эксплуатационные свойства. Добавки могут улучшать как один, так и сразу несколько показателей. Различают, к примеру, противоизносные и моющие добавки, оберегающие детали от наслоения отложений.
В зависимости от способа изготовления масла делятся на три вида:
- синтетические;
- минеральные;
- полусинтетические.
Последние являются комбинацией фракций, полученных искусственным путем, с минеральными составами, являющимися результатом нефтепереработки. Каждый продукт имеет свою маркировку, по которой определяют его предназначение. В ней отражены качество, вязкость, наличие присадок, соответствие определенному стандарту и сезонность. Более полную информацию о горюче-смазочных материалах можно получить у наших менеджеров.
Правила учета ГСМ обновлены
Бухгалтеры, которые отвечают за учет горюче-смазочных материалов (ГСМ), сталкиваются со множеством проблем. Как рассчитать нормативы, для чего их применять, как отразить бензин, который находился в баке купленного автомобиля? Ответы на эти и другие злободневные вопросы вы найдете в статье.
Начнем с новации. Методические рекомендации по нормам расхода топлива и смазочных материалов для ряда марок автомобилей, выпущенных с 2008 года, в очередной раз обновлены (распоряжение Минтранса от 06.04.2018 № НА-51-р). Примечательно, что документ действует с 4 апреля, однако в правовых базах появился совсем недавно. С «рекомендательными» документами такое случается.
Итак, для целей расчета норм расхода топлива обновлены следующие разделы:
- «Легковые автомобили отечественные и стран СНГ выпуска с 2008 года». В этот перечень добавлены девять моделей и модификации автомобилей, в том числе для марок «Lada Granta», – «Lada Priora», «Lada Kalina», «Lada Vesta»;
- «Автобусы отечественные и стран СНГ выпуска с 2008 года»;
- «Грузовые бортовые автомобили отечественные и стран СНГ выпуска с 2008 года»;
- «Фургоны отечественные и стран СНГ выпуска с 2008 года».
Кроме этого, установлены предельные значения зимних надбавок к нормам расхода топлива отдельно в Крыму и Севастополе.
К этой категории относятся вещества, выполняющие функцию рабочей среды. Чтобы повысить качество, производители добавляют ряд присадок, предотвращающих возникновение коррозии. Основным представителями специальных жидкостей являются охлаждающие и тормозные жидкости.
Задача ОЖ заключается в отводе тепла от источников их возникновения (цилиндров двигателя внутреннего сгорания). Отличительные особенности:
Наиболее распространенными представителями этих ГСМ являются антифриз и вода.
В процессе производства тормозной жидкости нефтяное масло подвергают глубокой очистке. Химический состав содержит ряд эфиров и гликолей. Характерные особенности:
Сфера применения – тормозные системы гидропневматического и гидравлического типа, гидравлический привод сцепления.
Бухгалтерский учет ГСМ
Как и все материально-производственные запасы, учет ГСМ в бухгалтерии ведется по фактической стоимости. Расходы, которые входят в фактическую стоимость, указаны в разделе II ФСБУ 5/2019 «Запасы».
Важно! С 2021 года учет МПЗ ведется в соответствии с новым федеральным стандартом ФСБУ 5/2019 «Запасы» (он заменил ПБУ 5/01). О том, как изменились правила учета МПЗ, подробно рассказали эксперты КонсультантПлюс. Вы можете посмотреть разъяснения, если получите пробный доступ к правовой системе. Он бесплатный.
Принятие к учету ГСМ может осуществляться на основании приложенных к авансовому отчету чеков АЗС (если ГСМ приобретал водитель за наличный расчет) или на основании корешков талонов (если бензин приобретался по талонам). Если же водитель приобретает бензин по топливной карте, то учет ГСМ по топливным картам ведется на основании отчета компании — эмитента карты. Списание ГСМ может производиться следующими методами (раздел III):
Есть еще один способ списания — по себестоимости каждой единицы. Но на практике для списания ГСМ он неприменим.
Самый распространенный способ списания ГСМ — по средней себестоимости, когда стоимость остатка материала складывается со стоимостью его поступления и делится на суммарное количество остатка и поступления в натуральном выражении.
Компенсации работникам
Работникам выплачивается компенсация за износ личного транспорта и возмещаются расходы, если личный транспорт используется с согласия работодателя в служебных целях (ст. 188 ТК РФ). Размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме.
Часто по приказу работнику выплачивают компенсацию по норме, установленной Правительством РФ и сверх этого расходы на бензин.
Поскольку такое положение прямо не предусмотрено письмом Минфина России от 21.07.1992 № 57, то представляется правомерным и позиция налоговых органов по данному вопросу. В размерах компенсации работнику учтено возмещение затрат по эксплуатации используемого для служебных поездок личного легкового автомобиля: сумма износа, затраты на горюче-смазочные материалы, техническое обслуживание и текущий ремонт (письмо МНС России от 02.06.2004 № 04-2-06/419).
Компенсация за использование личного транспорта в служебных целях выплачивается работникам в тех случаях, когда их работа по роду производственной (служебной) деятельности связана с постоянными служебными разъездами в соответствии с их должностными обязанностями.
Расчет размеров компенсации производится по формуле:
Всё, что вы не знали о горюче-смазочных материалах (ГСМ)
Что означает ГСМ, когда речь заходит о маслах? Этот нефтепродукт является неотъемлемым элементом любого механизма, поскольку его основная задача – уменьшение трения между частями машин и их защита от износа. По консистенции смазки делятся на:
Их качество зависит от наличия в составе присадок – дополнительных веществ, улучшающих эксплуатационные характеристики. Добавки могут улучшить как один, так и несколько показателей сразу. Различают, например, противоизносные или же моющие, оберегающие запчасти от наслоения отложений.
Особенности состава добавок к моторному маслу
Предоставленной информации будет достаточно в качестве ознакомительного материала.
Чтобы более подробно узнать о том, что такое горюче-смазочные материалы и какие из них лучше всего подойдут для поставленных целей, обращайтесь к специалистам компании «Аммокс».
Бухгалтерский учет ГСМ
Как и все материально-производственные запасы, учет ГСМ в бухгалтерии ведется по фактической стоимости. Расходы, которые входят в фактическую стоимость, указаны в разделе II ПБУ 5/01.
Принятие к учету ГСМ может осуществляться на основании приложенных к авансовому отчету чеков АЗС (если ГСМ приобретал водитель за наличный расчет) или на основании корешков талонов (если бензин приобретался по талонам). Если же водитель приобретает бензин по топливной карте, то учет ГСМ по топливным картам ведется на основании отчета компании — эмитента карты. Списание ГСМ может производиться следующими методами (раздел III):
- по средней себестоимости;
- по себестоимости 1-х по времени приобретения запасов (ФИФО).
В ПБУ 5/01 есть еще один способ списания — по себестоимости каждой единицы. Но на практике для списания ГСМ он неприменим.
Самый распространенный способ списания ГСМ — по средней себестоимости, когда стоимость остатка материала складывается со стоимостью его поступления и делится на суммарное количество остатка и поступления в натуральном выражении.
Операции с техническими жидкостями
Документ : ГСМ = нефтепродукты? Или чем еще нельзя торговать единщику-физлицу
Комментарий к письму Государственного комитета
регуляторной политики и предпринимательства
от 21.06.2004 г. № 4123
ГСМ = нефтепродукты?
Или чем еще нельзя торговать единщику-физлицу
Единщику-физлицу запрещено продавать горюче-смазочные материалы (далее — ГСМ). Все коротко и предельно ясно. Дело за малым: определиться, что входит в это понятие. Однако, как указал в комментируемом письме Госкомпредпринимательства Украины, на сегодня понятие «ГСМ» не стандартизировано. Проще говоря, четко в нормативке не указано, какая продукция — ГСМ, а какая — нет.
Теперь перейдем к конкретике: считать ли ГСМ «Литол-24» («Литол 24РК») и «Тосол»? Ответ Госкомпредпринимательства — да. Доводы — в письме.
Что касается «Литол-24», то здесь логика железная: по ГОСТу 21150-87 это антифрикционная многоцелевая водостойкая смазка. Да и по технологии изготовления-типичная консистентная смазка. К тому же она горюча. Ну чем не горюче-смазочный материал!
А вот с «Тосолом» все не столь однозначно. «Тосол» — охлаждающая жидкость, которой посвящен ГОСТ 28084-89. Основной компонент таких жидкостей — этиленгликоль (двухосновный спирт).
Что такое антифриз и зачем он нужен?
Очередная статья про охлаждающую жидкость. Информация будет действительно полезная, если хотите — собирал «по крохам». Суть такая — многие владельцы иномарок заливают в своих железных коней красный антифриз, другие заливают зеленый, третьи льют синий! А вот в чем разница между этими веществами? Отличия конечно в цвете, и все? Что, например будет если смешать зеленый и красный антифризы?
Плательщиком акциза в бюджет является организация, ИП или иное лицо, которое осуществляет операции по реализации или производству подакцизного товара.
Этиленгликоль известен еще во второй половине 19 века, но широкое распространение получил лишь после Первой мировой войны. В 20-х года прошлого века его стали использовать для превращения воды в «антифриз», что в переводе с английского языка означало «против мороза». Со временем антифриз начали выпускать в промышленных масштабах.
Изготовление всего, что относится к ГСМ, происходит в строгом соответствии принятым нормами и требованиям. Поэтому каждая партия должна обязательно сопровождаться документацией с результатами лабораторных исследований, подтверждающей ее качество.
Изначально выполнял осветительную функцию. Но наличие особенных характеристик сделали его основным компонентом ракетного топлива. Это высокий показатель испаряемости и теплоты сгорания керосина ТС 1, хорошая переносимость низких температур, уменьшение трения между деталями.
Никак. Приготовленный ТОСОЛ бесцветен и окрашивается для того, чтобы его случайно не выпили. Обычно выбирается цвет, неестественный для живой природы.
К горюче-смазочным материалам также относятся специальные жидкости, в числе которых охлаждающие и тормозные жидкости.
Таким образом, данные Методические указания РД 34.09.105-96 устанавливают только общий порядок учета топлива на электростанциях.
Инвентаризация должна проводиться ежемесячно по состоянию на первое число каждого месяца (п. 1.4 РД 34.09.109).
Так уж сложилось, что моторному маслу уделяется много внимания, и большинство автолюбителей довольно легко ориентируется в хитросплетениях названий, букв и цифр, разделяющих масла на разные классы. А вот антифризы — незаслуженно забыты. Многие считают, что к жидкости в системе охлаждения двигателя требования невелики – лишь бы зимой не замерзла и летом не закипела. И зря.
Охлаждающая жидкость – это химическое вещество, применяющееся в системе охлаждения двигателей, и характеризующееся улучшенными показателями замерзания и кипения, что позволяет эксплуатировать автомобиль при любой наружной температуре воздуха.
Авторитетен стандарт AFNOR (Французская ассоциация стандартизации) NFR 15-601 BASF. Кроме общих стандартов, многие изготовители автомобилей применяют свои спецификации с дополнительными требованиями. Их достаточно много и перечислять их в данной статье нет смысла. Большой популярностью пользуется система нормативов G концерна Volkswagen, разделяющая антифризы по цвету.
Федеральный закон Российской Федерации от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и Методические указания, утвержденные приказами Минфина России.
Следует иметь в виду, что, исходя из буквального прочтения текста п. 6 ПБУ 5/01, данные расходы включаются в себестоимость только в том случае, если информационные и консультационные услуги оказаны организацией. Если же аналогичные услуги оказаны частным предпринимателем, организация не имеет права включить эти расходы в себестоимость ГСМ.
Нормальная работа двигателя внутреннего сгорания возможна только при правильном функционировании системы охлаждения, которая обеспечивает отвод излишков тепла и сброс их в атмосферу. Основная часть организаций вряд ли имеет возможность производить топливо собственными силами, поэтому мы не будем рассматривать этот способ поступления материальных запасов. Оставшиеся способы рассмотрим.
И все-таки, что же такое антифриз? Антифриз — это гликолевая основа (этиленгликоль или пропиленгликоль) и пакет присадок (антикоррозионных, противопенных, стабилизирующих). Этиленгликоли – это низкозамерзающие водные растворы многоатомных спиртов. Чистый этиленгликоль — это маслянистая жидкость, сладковатая на вкус, с температурой кипения 196°С и замерзания -12,3°С.
Стандартов, регламентирующих срок службы антифриза и условия ресурсных испытаний, пока нет. Сертификация антифризов необязательна.
Последние 3 пункта вошли в этот перечень с 10.01.2017 (п. 6 ст. 2 закона «О внесении изменений…» от 30.11.2016 № 401-ФЗ).
Их качество зависит от наличия в составе присадок – дополнительных веществ, улучшающих эксплуатационные характеристики. Добавки могут улучшить как один, так и несколько показателей сразу. Различают, например, противоизносные или же моющие, оберегающие запчасти от наслоения отложений.
Условия и места хранения
Для того, чтобы сохранить ГСМ необходимо определить специально оборудованное место, которое должно обязательно соответствовать всем нижеизложенным стандартам. Первое, что необходимо для безопасного нахождения данным материалов — это возможность свободного подъезда, необходимая для транспорта, который приехал на разгрузку. Также, наличие специальной территории для пустых емкостей, присутствие необходимого места для разгрузки, которое оснащено необходимым оборудованием. Стоит учитывать, что вскрытие закупоренной тары должно происходить только в чистом месте, с полным отсутствием пыли.
Можно рассмотреть два варианта хранения ГСМ. Они делятся на нахождении в открытом и закрытом месте. Но есть отдельные виды материалов, которые не должны находиться на воздухе, поскольку погодные условия могут существенно на них повлиять. Это такие исключения как: пластичные, медицинские, пищевые (с соответствующим допуском), холодильные материалы.
О нормах расхода горюче-смазочных материалов
Целью такого техобслуживания является подготовка авто к использованию в условиях осенне-зимнего и весенне-летнего периодов.
Списание ГСМ производится на основании Руководящего документа Р3112194-0366-03 «Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте» утвержденного Минтрансом России 29.04.2003 г.
Трансмиссионные масла , пластичные смазки и специальные жидкости выдаются по накладным (форма 2) со склада горючего воинской части для нужд пунктов технического обслуживания машин. Смазки выдаются только по массе, а масла могут выдаваться как по массе, так и по объёму.
Выдача охлаждающей жидкости для залива в системы охлаждения двигателей военной автомобильной техники производится по раздаточной ведомости (форма 8).
Горюче-смазочные материалы (сокращённо ГСМ) — нефтепродукты, к которым относят различные виды горючего и смазки, в основном в применении к автотранспорту: топливо (бензин, дизельное топливо, сжиженный нефтяной газ, сжатый природный газ), смазочные материалы (моторные, трансмиссионные и специальные масла, пластичные смазки), специальные жидкости (тормозные и охлаждающие).
При работе автомобиля с прицепом норма расхода топлива на 100 км пробега увеличивается на 2 л на каждую тонну собственной массы прицепа для автомобилей с карбюраторным двигателем и на 1,3л — для автомобилей с дизельными двигателями.
Норма расхода топлива может снижаться при работе на дорогах общего пользования за пределами пригородной зоны на равнинной слабохолмистой местности (высота над уровнем моря до 300 м) до 15 %. В случае эксплуатации автотранспорта в пригородной зоне вне границы города поправочные (городские) коэффициенты не применяются.
Нормы расхода трансмиссионного масла установлены для автомобилей КамАЗ 4310 и Урал-4320 — 0,4 л. , для автомобиля ЗИЛ-131 0,3л на 100 л расхода горючего.
Стоит отметить, что с 6 апреля 2018 года указанные нормы были обновлены по некоторым легковым и грузовым автомобилям (автобусам, фургонам) отечественного производства и стран СНГ, которые выпускаются с 2008 года. Также с указанной даты в новой редакции приведены предельные значения зимних надбавок к нормам расхода топлива по субъектам РФ и их частям.
Если для автомобиля не учитывается выполненная работа, для него устанавливается основная норма рахода горючего. Эта норма составляет для автомобилей КамАЗ-4310- 47, для, УРАЛ-4320 — 45,0л, для ЗиЛ-131 — 31,0 л. Если работа автомобиля учитывается в тонно-киллометрах, то для него устанавливается линейная норма и добавка к норме на 100 т. км выполнении работы.
В качестве рабочих жидкостей применяются минеральные, синтетические и полусинтетические масла, жидкости на силиконовой основе, водомасляные эмульсии, масляно-водяные эмульсии.
Охлаждающие низкозамерзающие жидкости марок 40 и 65 после зимней эксплуатации обязательно сливаются из системы охлаждения двигателей военной техники и сдаются на склад горючего части в перерасчете на стандартную жидкость соответствующей марки.
Аббревиатура «ГСМ» – общее обозначение топлива, которое используется для двигателей внутреннего сгорания. ГСМ – это горюче-смазочные материалы: различные материалы, которые производятся из нефти.
В перечень ГСМ включен широкий спектр веществ, которые обеспечивают бесперебойную работу двигателей внутреннего сгорания и различных технических узлов. Среди них:
смазочные материалы – пластичные вещества и различные виды масел;
горючее – разные марки бензина, дизельное топливо, керосин;
технические жидкости – охлаждающие и тормозные.
Производством горюче-смазочных материалов занимаются промышленные предприятия. В большинстве случаев это компании, которые могут организовать полный цикл производства, начиная от добычи и заканчивая реализацией.
Изготовление нефтепродуктов возможно лишь при соблюдении стандартов и норм, поэтому каждая партия товара проходит лабораторные исследования на соответствие качеству. Для реализации топлива, жидкостей и смазок нужно предоставить пакет документов, в котором отражаются технические и эксплуатационные характеристики, относящиеся к определенному виду продукции.
Такие продукты применяются в различных механизмах в качестве рабочего вещества. Для повышения качества в специальные жидкости добавляют присадки, которые защищают от коррозии.
К этому виду ГСМ относят тормозные и охлаждающие жидкости.
Охлаждающие жидкости применяются для отвода тепла в двигателях внутреннего сгорания. Отвечают следующим требованиям:
отличаются высокой температурой кипения;
не образуют накипи;
температура замерзания ниже температурных показателей окружающей среды;
не разрушают резиновые детали;
способность вспениваться при попадании нефтепродуктов и вызывать поломки при замерзании равна нулю;
при нагревании немного увеличиваются в объеме.
Наиболее распространенные горюче-смазочные материалы – вода и антифризы.
Заполните форму обратной связи, наши менеджеры свяжутся с вами!
На каком счете учитывать Тосол — 105 36 или 105 33?
В соответствии со словарем финансовых и юридических терминов к ГСМ как особому виду производственных запасов относятся:
Определение ГСМ в словаре взято из Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету горюче-смазочных материалов в сельскохозяйственных организациях, утв. Минсельхозом России 16.05.2005. Это ведомственный нормативный акт, который применяется только сельскохозяйственными организациями.
Тосол – торговое обозначение незамерзающей охлаждающей жидкости, ее основными компонентами являются вода и производные спирта. Состав охлаждающих жидкостей регулируется документом «ГОСТ 28084-89 (СТ СЭВ 2130-80). Государственный стандарт Союза ССР. Жидкости охлаждающие низкозамерзающие. Общие технические условия», утв. и введен в действие постановлением Госстандарта СССР от 30.03.1989 № 913.
Строго говоря, Тосол и другие охлаждающие жидкости (антифризы) по своему составу ГСМ не являются. Если обратиться к данным единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, утв. решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54, антифризы относятся к другой номенклатурной группе, отличной от ГСМ.
В Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), утв. приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст, антифризам присвоен код 20.59.43.120. Они входят в группировку 20.59.4 «Материалы смазочные; присадки; антифризы», однако к смазочным материалам не относятся и учитываются под отдельным кодом.
Следовательно, Тосол можно отнести к прочим материальным запасам – продукции химической промышленности и учитывать на счете 105 06.
В то же время многие коммерческие организации и государственные (муниципальные) учреждения принимают решение об учете специальных жидкостей (тормозных и охлаждающих) в составе ГСМ. В частности, в целях планирования так сделано в МВД России (письмо МВД России от 30.11.2016 № 1/12588 «О принятых мерах по выполнению представления Счетной палаты Российской Федерации»).
В силу пп. 117, 118 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, для учета ГСМ предназначен счет 105 03, на котором учитываются все виды топлива, горючего и смазочных материалов – дрова, уголь, торф, бензин, керосин, мазут, автол и т.д. Этот перечень является открытым.
Кроме того, согласно разд. III приложения 1 распоряжения Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р расход тормозных, охлаждающих и других рабочих жидкостей контролируется и рассчитывается. Это обстоятельство является дополнительным аргументом в пользу того, чтобы учитывать Тосол на счете 105 03.
В связи с тем, что в отношении специальных жидкостей (тормозных и охлаждающих) нет четких ведомственных рекомендаций или дополнительных разъяснений, во избежание претензий со стороны ревизоров учреждение вправе закрепить в учетной политике наиболее приемлемый счет учета – 105 03 или 105 06.
На наш взгляд, оба варианта допустимы и не являются ошибкой. Главное, чтобы выбор счета был подтвержден документально. Принимая во внимание сложившуюся практику, рекомендуем учитывать специальные жидкости (тормозные и охлаждающие) на счете 105 03 «Горюче-смазочные материалы».