- КОАП

Невозврат валютной выручки – административная ответственность

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Невозврат валютной выручки – административная ответственность». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Физлица вправе покупать и продавать иностранную валюту исключительно в головных офисах, подразделениях, филиалах и операционных офисах банковских организаций. Ранее существовали специальные пункты обмена валюты, но они были упразднены несколько лет назад. Физлица обязаны заполнять заявления при проведении обменных операций, в котором указывают свои паспортные данные.

Ответственность за противоправные операции с валютой

На основании Закона от 13.07.2022 г. № 235-ФЗ существенно уменьшили величину административных штрафов, выписываемых компаниям, ИП и физлицам в связи с проведением противозаконных валютных операций. Под ними подразумевают все валютные операции, которые прямо запрещены законодательством или нарушают его требования. Незаконными операциями считаются (ч. 1 ст. 15.25 КоАП):

  • купля-продажа зарубежной валюты и чеков (в т.ч. дорожных чеков), номинальная стоимость которых указывается в зарубежной валюте, минуя уполномоченные банки;
  • проведение валютных операций, минуя счет в уполномоченных банках;
  • проведение переводов денег без открытия счета в банке.

Ненаказуемая несвоевременность

До введения изменений российские компании-экспортеры и индивидуальные предприниматели попадали под штрафные санкции за любые, даже незначительные, нарушения сроков поступления валютной выручки на счет в уполномоченном банке.
Большинство из них происходило по вине контрагента-нерезидента. В итоге российские компании и индивидуальные предприниматели вынуждены были нести дополнительную финансовую нагрузку, вести переговоры с иностранными контрагентами, оформлять допсоглашения к контрактам на «мелкие просрочки» и представлять их в уполномоченные банки для учета.

Теперь российская организация, которая не обеспечила на свой счет в уполномоченном банке своевременное получение иностранной валюты или рублей по заключенному с иностранной компанией внешнеторговому договору, не привлекается к ответственности по ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ.

Изменения в законодательстве

Новости в России в 2021 году почти не затрагивали валютное регулирование. Ни для кого не секрет, кто сегодня осуществляет валютный контроль. В 2021 году за операциями резидентов и нерезидентов следят ФНС, ФТС и агенты валютного контроля (банки).

Все новое в валютном регулировании начинает действовать с 2018 года. Валютное законодательство в РФ в 2021 году строго относилось к юридическим лицам, а в частности, к их руководителям, которые не просто ведут внешнеэкономический бизнес, но и в основное время пребывают за границей. Уже с января изменяется статус валютного резидента. Для граждан РФ, которые преимущественно проживают за границей (более 183 дней в году), устанавливается льготный режим с расширенными правами на распоряжение валютными счетами.

Что касается изменений суммы штрафов в 2021 году, то уже одобренный Федеральный Закон N 325-ФЗ вступает в силу с 18 мая 2018 года. Он вводит несколько незначительных поправок в упомянутые выше законы.

К примеру, штраф для юр. лиц за незаконные валютные операций и платежи, минующие агентов валютного контроля, будет высчитываться не от суммы платежа, а составит 20 000 — 30 000 рублей. Юридическим лицам, которые повторно не вернут в срок денежные средства, уплаченные нерезидентам за непредоставленные товары или услуги, будет грозить дисквалификация от полугода до трех лет.

Штраф за нарушение валютного контроля

Закон здесь предусматривает административную ответственность, а при крупных суммах – возможно и уголовное преследование.

Если сумма неполученной выручки сравнительно «мала» (до 9 млн руб. единовременно или в течение года), то применяется ст. 15.25 КоАП РФ.

Штраф для организаций и ИП в данном случае составит:

  • 1/150 ключевой ставки ЦБ от суммы нарушения за каждый день просрочки;
  • от 75% до 100% от суммы сделки.

Указанные виды санкций могут применяться как по отдельности, так и совместно. Виновные должностные лица будут оштрафованы на сумму от 20 до 30 тыс. руб.

За нарушения в области представления документов для валютного контроля предусмотрены отдельные санкции. Нарушение регламента представления данных документов влечет за собой штраф для юридических лиц в сумме от 40 до 50 тыс. руб., а для ИП и должностных лиц – от 4 до 5 тыс. руб.

При непредоставлении документов размер санкций зависит от длительности просрочки:

Просрочка

Юридические лица

Должностные лица и ИП

до 10 дней от 5 до 15 тыс. руб. от 0,5 до 1 тыс. руб.
от 10 до 30 дней от 20 до 30 тыс. руб. от 2 до 3 тыс. руб.
более 30 дней от 40 до 50 тыс. руб. от 4 до 5 тыс. руб.

Изменения в Валютном контроле для юридических лиц

1.Либерализация валютного контроля и поддержка экспорта

Действующее на н.в.: Репатриация валютной выручки в полном объеме при экспорте. Валютная выручка должна быть зачислена на счет Экспортера в российском банке.

Изменения с 01.01.2020:Отказ от валютного контроля за репатриацией рублевой выручки при выполнении условий, что валюта цены контракта и валюта платежа — российский рубль:- по экспорту несырьевых/неэнергетических товаров, а также любых услуг требование по репатриации не применяется. Штрафов не будет!- по экспорту сырья (кроме леса) требование по репатриации не применяется к 10 % суммы контракта, а с 2024 года — в отношении всей суммы обязательств.

2. Поддержка расчетов в рублях через иностранные счета в иностранных банках. Стимулируется альтернативный вариант рублевых расчетов по экспорту – через счета компаний в зарубежных банках.Действующее на н.в.:Разрешены только зачисления на счета за рубежом валютных резидентов РФ, открытых в филиалах банков РФ за рубежом.Если зачисление идет на счета в иностранном банк, то применяется санкция в вводе штрафа за зачисление экспортной выручки на счет за рубежом (незаконная валютная операция).

Изменения с 01.01.2020: Разрешено для получения экспортной выручки использовать счета экспортеров открытые в иностранном банке в размере отмененной репатриации. Штрафы не применяются, если все полученные на зарубежные счета денежные средства в срок до 30 кал. дней будут переведены в российские банки.

3. В целях поддержки экспорта вводятся послабления в санкциях/ штрафах за незначительные нарушения в валютном контроле, таких как: незначительные просрочки по платежам, нарушения сроков представления документов в банк, а также по контрактам на небольшие суммы

Действующее на н.в.:Штрафные санкции за незначительные нарушения сроков поступления валютной выручки.

  • штраф в размере 75-100% за невозврат денежных средств независимо от валюты долга.штраф в размере 75-100% за невозврат денежных средств независимо от валюты долга;
  • штраф за непредставление отчетности, информации и документов по валютным операциям в банк с первого дня просрочки;
  • отсутствует стоимостной порог контрактов при привлечении к ответственности за нарушения.

Проект изменении в 2020 году (пока не утверждены , информация на на 25.01.2020):

  • Штрафов не будет! — для всех участников ВЭД (в т.ч. экспорт/импорт в иностранной валюте) разрешается отсрочка исполнения обязательств по контракту на льготный 30-дневный срок, для решение проблем с иностранным партнером по факту неисполнения обязательств в срок.
  • Размер штрафа по рублевым контрактам -планируется составит 3-10% от суммы не зачисленных/не возвращенных в страну денежных средств, по валютным контрактам — 5-30%;
  • Может быть введен 90-дневный мораторий на штраф за непредставление отчетности, информации и документов по валютным операциям в банк;
  • Если сумма экспортного контракта не более 200 тысяч рублей (или эквивалент в иностранной валюте валюте), то штрафы за НЕ ЗАЧИСЛЕНИЕ экспортной выручки применяется НЕ БУДУТ. ВНИМАНИЕ ! Это НЕ будет касаться импортных сделок!

Как можно использовать выше указанные преимущества?1. Перевести контракты в рубли, если в стране партнера есть такая практика (т.е. в иностранном банке партнёра зарубежом обязательно наличие рублевых корреспондентских счетов, сейчас такая практика есть при торговле со странами ЕАЭС, Китаем, Индией, Турцией, Ираном, Вьетнамом, и ряд др стран .

  • Открыть банковский счет в рублях в стране иностранного партнера и проводить расчеты по нему.
  • Не бояться штрафов и уверенно проходить проверку валютного контроля при отгрузке на экспорт! Однако, если допустите «разрешенную» просрочку оплаты (репатриации), то штрафов не будет, но, контролирующие органы, вероятно, зафиксируют данный факт, и статуса нарушителя валютного законодательства вам не избежать. (Экспорт леса не подпадает в зону лояльности государства по репатриации. Отказ от требования по репатриации только по рублевым контрактам).

2. В случае открытия счета в зарубежном банке не забудьте про новую отчетность в налоговую.

Сроки могут быть, а могут и не быть

Действующее валютное законодательство не определяет сроков зачисления валютной выручки за переданные резидентом нерезиденту товары, в связи с чем эти сроки устанавливаются внешнеторговыми контрактами. Из анализа судебной практики следует, что при вынесении постановлений о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ органы валютного контроля иногда не учитывают соответствующие положения контрактов и привлекают лицо к ответственности при отсутствии объективной стороны состава вменяемого правонарушения.

Своими постановлениями суды регулярно ориентируют контролирующие органы при определении срока поступления денежных средств исходить из условий контракта, а также учитывать наличие дополнительных соглашений к контракту, продлевающих сроки поступления денежных средств.

Так, отсутствуют правовые основания для привлечения общества к ответственности, если оплата товара произведена в пределах срока, установленного дополнительным соглашением к контракту (Постановления ФАС ДВО от 02.09.2009 N Ф03-4390/2009, от 20.07.2010 N Ф03-4610/2010; ФАС СЗО от 19.03.2010 N А52-2123/2009, от 12.07.2010 N А56-34717/2009).

Сроки поступления денежных средств в контракте могут быть не только фиксированными, то есть установленными в виде конкретной календарной даты, но и расчетными — определяемыми иными способами.

Ответственность экспортера за действия покупателя

Поскольку российский резидент является стороной внешнеторгового договора, исполнение им своей обязанности по получению денежных средств на банковские счета или ввозу товаров зависит от исполнения обязательств контрагента по договору. Соответственно неисполнение обязательств контрагентом не должно быть причиной привлечения к административной ответственности российского резидента в том случае, если он принял все необходимые меры для исполнения своих обязательств.

С этим согласны и таможенные органы.

При этом в Методических рекомендациях перечислены предпринятые резидентом меры, которые будут учитываться таможенными органами при доказывании субъективной стороны правонарушения.

Итак, резиденту для подтверждения исполнения своей обязанности по получению денежных средств на счета или ввозу товаров необходимо совершать следующие действия.

Безусловно, если дисконт Urals к Brent в будущем вернётся к привычным для 2022 г. значениям ($25–30/барр.), а цены на нефть уверенно вернутся выше $100/барр., поскольку риски рецессии в Европе и США нивелируются, а китайская экономика возобновит уверенную экспансию (Россия при этом может сократить добычу), то новое бюджетное правило будет ограничивать укрепление рубля, пополняя ФНБ дополнительными объёмами юаней.

Но что, если импорт в РФ будет восстанавливаться более уверенно, нежели в 2022 году, а нефтегазовые доходы страны все-таки существенно сократятся? По состоянию на 1 сентября 2022 г. объём ликвидных активов ФНБ составлял эквивалент 8,3 трлн руб. По текущему курсу это около $120 млрд. По данным Минфина РФ, средняя цена Urals в декабре 2022 г. составила $50,47/барр. По грубым оценкам, если средняя цена Urals в 2023 году будет, как в декабре — около $50,5/барр., то ЦБ/Минфин по итогам текущего года потратят около 20% ликвидных средств ФНБ. На наш взгляд, такую нагрузку фонд может выдержать. В рисковом сценарии, если глобальная рецессия приведет к существенному снижению спроса на энергоносители, то по грубым оценкам бюджетное правило может потратить 30–35% ликвидной части ФНБ, что уже выглядит ближе к критическому уровню.

Для участников ВЭД приняты послабляющие изменения

Установлена дифференциация размеров штрафов за нарушения резидентами порядка репатриации, снижены размеры штрафов.

Размер штрафа за нарушение срока репатриации теперь зависит от валюты обязательств, вида внешнеторгового контракта и статуса самого резидента. Размер штрафа от суммы денежных средств, не зачисленных в установленный срок на банковские счета в уполномоченных банках, будет определяться следующим образом (ч. 4, ч. 4.2. ст. 15.25 КоАП РФ в редакции закона 218-ФЗ):

  • от 3 до 10 % от суммы, если во внешнеторговом договоре сумма обязательств определена в валюте РФ и предусмотрена оплата в валюте РФ,
  • от 5 до 30 % если с нерезидентом заключен внешнеторговый договор (контракт), предусматривающий оплату в иностранной валюте,
  • от 5 до 30 % если с нерезидентом заключен договор займа,
  • от 3 до 5 % если резидент, допустивший нарушение, включен в перечень профессиональных участников внешнеэкономической деятельности.

Ранее размер штрафа за аналогичные нарушения составлял от 75 до 100%.

Предусмотрена ответственность за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по исполнению или прекращению обязательств по внешнеторговому договору (контракту), заключенному между резидентом и нерезидентом, на который распространяются требования валютного законодательства РФ в виде штрафа:

  • в размере от 5 до 30 % суммы денежных средств, причитающихся резиденту от нерезидента;
  • на должностных лиц — от 20 000 до 30 000 рублей (ч.4.3. ст. 15.25 КоАП РФ в редакции закона 218-ФЗ).

Дифференцированы и уменьшены размеры штрафа за нарушение срока репатриации денежных средств, уплаченных за неввезенные в РФ товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них. Размер штрафа составит:

  • от 3 до 10 % суммы не возвращенных в установленный срок в РФ денежных средств, уплаченных нерезиденту по условиям внешнеторгового договора (контракта), сумма обязательств по которому определена в валюте РФ и условиями которого предусмотрена оплата в валюте РФ,
  • от 5 до 30 % от той же суммы, если контракт в иностранной валюте;
  • от 3 до 5 % если резидент, допустивший нарушение, включен в перечень профессиональных участников внешнеэкономической деятельности.

Ранее размер штрафа за аналогичные нарушения составлял от 75 до 100%.

При значительных нарушениях сумма штрафа осталась прежней. Если сумма не своевременно зачисленных денежных средств в течение одного года превышает 100 миллионов рублей, то сумма штрафа определяется, как и раньше — от 75 до 100%.

Административная ответственность за нарушение срока представления резидентом в уполномоченный банк форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций предусмотрена только за просрочку на 90 дней и более, размер штрафа составит:

  • на должностных лиц — от 4 000 до 5 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 40 000 до 50 000 рублей.

Установлены случаи освобождения от административной ответственности за нарушение порядка проведения валютных операций:

  • за нарушение срока репатриации, если сумма контракта равна или не превышает 200 тысяч рублей (или эквиваленту этой суммы в иностранной валюте);
  • если расчеты произведены, минуя счета в уполномоченных банках, но в течение 45 дней резидент зачислил их на вклад или счет в российском банке;

Введен дополнительный срок, после истечения которого возможно применение ответственности за нарушение валютного законодательства. Административная ответственность за нарушение срока репатриации применяется только по истечении 45 дней после окончания срока, установленного для выполнения соответствующей обязанности, в случае ее невыполнения в течение указанного времени.

Обязанность по возврату не закрытых поставками платежей

Эта обязанность, налагаемая на резидентов-импортеров, закрывает второй возможный путь вывода валют из РФ. Смысл этой меры в том, чтобы лишить участников внешнеэкономической деятельности возможности заключать подложные договоры, по которым из РФ будут выводиться деньги на зарубежные счета без реальных поставок соответствующих товаров в РФ.

В данном случае в качестве контрольных моментов:

  • тоже оформляются паспорта сделок по импортным контрактам;
  • действует система обмена информацией между органами и агентами валютного контроля, отслеживающими переводы денег и фактические поставки товаров (об этом также рассказывается в предлагаемой выше статье о валютном контроле на таможне).

Что поменялось в законе

Настоящий момент Что будет
Резиденты должны уведомлять уполномоченные банковские учреждения о максимально возможных сроках получения выручки, подтвержденных договором, от нерезидентов на собственные счета в указанных банках, а также о поставках продукции от нерезидентов в счет ранее переведенной предоплаты. Данное правило регулируется ч. 1.1. ст. 19 ФЗ «О валютном регулировании при внешнеторговой деятельности» В статье будет прописано, что сроки, когда будут исполнены обязательства обеих сторон, обязаны регламентироваться договором.
Ст. 23, а именно 5-я ее часть гласит, что уполномоченным банком может быть отказано в проведении валютной операции, если предприниматель не предоставил необходимые документы или они содержат ложную информацию. Данное правило дополнено. Если осуществление валютной операции нарушает правила, указанные в ст. 9, ст. 12, ст. 14 (одновременно или по отдельности) вышеуказанного закона, то банк может и отказать в проведении процедуры.

Кроме того, в операции будет отказано, если предприниматель-гражданин РФ отправил по просьбе банка не удовлетворяющие требования закона «О валютных операциях» документы. Предприниматели будут получать решение в письменной форме об отказе в осуществлении вышеназванной операции на протяжении следующего рабочего дня.

Полномочия по валютному контролю

Центробанк РФ осуществляет контроль проведения операций с иностранной валютой в кредитных компаниях. Правительство РФ свои функции осуществляет с помощью исполнительных органов. До 2016 года это осуществлял Русфиннадзор. А в настоящее время оборот иностранной валюты контролирует Федеральная таможенная служба и налоговый орган.

Некоторые функции переданы специальным агентам валютного контроля, которыми являются Внешэкономбанк и иные банки. Данные структуры могут проверять соблюдение валютного законодательства в РФ резидентами и нерезидентами. С этой целью ими запрашиваются документы и сведения, связанные с обслуживанием валютных счетов, а также проведением операций с иностранной валютой, в том числе у лиц, являющихся участниками внешнеэкономической деятельности.

Важно! Если документы предоставлены не будут, либо окажутся недостоверными, то кредитная компания откажет в проведении операции с иностранной валютой и в совершении сделки.

Налоговый орган может контролировать правила обращения с иностранной валютой при камеральных и выездных проверках. Уполномоченные банки в целях контроля оформляют паспорта сделок, а сведения передают в Центробанк. Таможенный орган осуществляет контроль за оборотом иностранной валюты при экспорте или импорте товаров, при пересечении границы.

Какой срок исковой давности есть у органов валютного контроля для привлечения к ответственности?

Срок давности по привлечению к ответственности за нарушение валютного законодательства в 2019-2020 годах составляет 2 года. Этот временной промежуток установлен в 2016 году, до этого момента он не превышал 1 год.

Увеличение потребовалось по той причине, что документы таможенных органов или банков о нарушении законодательства зачастую поступали в Росфиннадзор, а после его упразднения — в ФНС уже после того, как истекал срок, в течение которого можно было привлекать к ответственности нарушителей.

Указанный двухлетний срок давности распространяется на привлечение к ответственности по всем валютным нарушениям, указанным в ст. 15.25 КоАП РФ. Например, это положение коснется и отсутствие перечисления на счет резидента валютной выручки за реализованный товар, и несвоевременной отчетности за проведение валютной операции и т. д.

В Думу внесли законопроект о моратории на штрафы за невозврат экспортной выручки

На данный момент в уголовном кодексе РФ предусмотрена одна статья, устанавливающая ответственность за валютные нарушения – ст. 193 УК РФ.

В ней речь идет о неисполнении обязанности резидента по возврату денежных средств (репатриации), пороговой суммой привлечения к уголовной ответственности является крупный размер — сумма от 9 миллионов рублей, непоступивших или невозвращенных на банковский счёт, особо крупный – от 45 миллионов рублей. На текущий момент идет дискуссия об упразднении ст. 193 УК РФ, при этом её состав будет отнесен к квалифицирующим признакам преступлений, уголовная ответственность за совершение которых предусмотрена ст. 159, 171, 174, 196 УК РФ.

Возможность избежать штрафа по ст. 15.25 КоАП РФ есть, при этом универсального порядка действий для достижения данной цели не существует, поскольку формальное привлечение к административной ответственности за валютные правонарушения без штрафа главным образом зависит не от действий резидента после нарушения сроков валютного контроля, а ДО такового.

Депутаты внесли в Думу проект закона об обязательной продаже валютной выручки физическими и юридическими лицами. В проекте рассматривается обязательная продажа валютной выручки в размере 50 процентов, кроме случаев установленных Центробанком РФ.

Такой закон, на данный момент не действующий, предусматривал подобные меры для предпринимателей всех рангов.

Название статьи, отмененной в 2007 году, звучит как «обязательная продажа части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации». На его основании экспортеры в обязательном порядке реализовывали часть полученной в результате предпринимательской деятельности валюты на специальных торгах и валютной бирже. Некоторое время нормы продажи даже были повышены до 75 процентов от суммы заработанного дохода. Выход из кризиса ознаменовал снижение норм в пределах 25 процентов.

Проект отклонили, более того, в правительстве и Центробанке считают, что возвращение к системе обязательной продажи в таком объеме могут существенно снизить возможные перспективы вложения иностранного капитала в российскую экономику. А также приведут к снижению курса внутренней валюты, так как резидентов РФ будут пугать возможные меры по усилению контроля за капиталовложениями.

По мнению депутатов Госдумы, введение подобных мер простимулирует инфляцию, затруднит для субъектов предпринимательской деятельности доступность денежных средств, дестабилизирует инвестиционную политику страны. Все это приведет к дестабилизации экономического положения в стране, тогда как стабильность рынка должна обеспечиваться адекватными поступками, в том числе в сфере экономики и денежной политики.

Кроме того, как отмечают эксперты, курс внутригосударственной валюты уже прошел критическую точку нижней стоимости. Теперь маловероятно, что цены на нефтепродукты сильно упадут, в связи с чем ясно, что рубль не будет падать ниже. Обеспечивать этим законопроектом борьбу с инфляцией и ростом цен нецелесообразно, в экономике наметилась стабилизация и курс на рост рубля.

На данный момент Центробанк РФ утвердил нормы обязательной продажи валютной выручки, в которых говорится о снижении до нулевого значения норматива обязательной продажи части валютной выручки.

Принятое Центробанком решение обусловлено состоянием российской экономики, которая характеризуется ростом и позитивной динамикой, профицитом госбюджета, систематическим превышением предложений валюты над спросом внутри страны.

Когда резидент РФ заключает договор с экспортной компанией, на оказание услуг, продажу товаров, услуг и т. д. оплатой в результате вашей деятельности будет определенная сумма. Это и называется валютная выручка.

Для ее получения необходимо узаконить деятельность и правильно оформить документацию: открыть валютный счет в банке. В свою очередь, банк на основании договора откроет для вас:

  • текущий валютный счет;
  • транзитный валютный счет;
  • специальный транзитный валютный счет.

Дальнейшая процедура осуществляется так:

  1. Вы уведомляете налоговую службу, о том, что открыли валютный счет. Если не сделать этого вовремя, налоговая имеет право оштрафовать вашу организацию. Кроме того, не забывайте, что о каждом счете вы должны сообщить отдельно. Это требование оговаривается отдельно.
  2. О счетах филиалов сообщается дополнительно; если вы не сделаете этого, налоговая имеет право оштрафовать вас
  3. Подписанный контракт и нотариально заверенную копию нужно представить в банк, где вы открыли счета.
  4. Банк оформляет паспорт сделки, документ валютного контроля, содержащий все сведения о движении валютных средств.

На основании некоторых причин банк может отказать в оформлении паспорта сделки, а это делает все предыдущие мероприятия недействительными:

  1. Несоответствие данных, которые содержатся в контракте, сведениям, содержащимся в паспорте сделки.
  2. Непредусмотренные требованиями закона РФ валютные операции, содержащиеся в контракте.
  3. Оформление ПС с нарушением установленных норм и правил.
  4. Отсутствие в контракте условий, которые предусматривают поступление средств на счет экспортера в банке.
  5. Предоставление контракта и иных документов без сопроводительного документа на русском языке.
  6. Отсутствие копий специального разрешения.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *