Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пенсионный возраст в Беларуси увеличится с 1 января 2022 года». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Государственные службы планируют меры, которые позволят уменьшить бремя финансовых выплат ФСЗН, связанных с увеличением числа стареющих граждан. Подсчеты экономистов утверждают, что молодые белорусы 30-35 лет получают гарантию социальных выплат при условии реформирования пенсионной системы и увеличения возраста выхода на заслуженный отдых.
Таблица выхода на пенсию с 2017 года
Дата рождения | Пенсионный возраст, лет | Период выхода на пенсию | ||
---|---|---|---|---|
женщины | мужчины | женщины | мужчины | |
01.01-30.06.1962 | 01.01-30.06.1957 | 55,5 | 60,5 | 01.07-31.12.2017 |
01.07-31.12.1962 | 01.07-31.12.1957 | 56 | 61 | 01.07-31.12.2018 |
01.01-30.06.1963 | 01.01-30.06.1958 | 56,5 | 61,5 | 01.07-31.12.2019 |
01.07-31.12.1963 | 01.07-31.12.1958 | 57 | 62 | 01.07-31.12.2020 |
01.01-30.06.1964 | 01.01-30.06.1959 | 57,5 | 62,5 | 01.07-31.12.2021 |
01.07-31.12.1964 и младше | 01.07-31.12.1959 и младше | 58 | 63 | 01.07-31.12.2022 |
Таблица выхода на персию в РБ, женщины
Дата рождения
Дата выхода на пенсию
Пенсионный возраст, лет
Уровень пенсионных выплат поддерживают периодические перерасчеты.
Минтруда и соцзащиты гарантирует, что в 2023 г. трудовые пенсии будут повышены как минимум один раз. Прогноз главы государства оптимистичнее: на совещании 23 декабря он утверждал, что в следующем году трудовые пенсии могут поднять трижды.
По законодательству перерасчет осуществляется:
– трудовых пенсий – в связи с ростом средней заработной платы работников в республике на основании указов Президента не реже 1 раза в год в пределах средств ФСЗН;
– минимальных трудовых пенсий, социальных пенсий, надбавок и повышений к пенсиям, доплат к пенсиям лицам в возрасте старше 75 лет – в связи с изменением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (БПМ). БПМ обновляют 4 раза в год – 1 февраля, 1 мая, 1 августа и 1 ноября. Соответственно, социальные пенсии и доплаты, будем надеяться, пересмотрят четырежды.
Что нужно для назначения трудовой пенсии по возрасту
Право на такую пенсию получают жители Беларуси, достигшие общеустановленного пенсионного возраста, которые до этого трудились и получали доход и уплачивали страховые взносы в ФЗСН.
Основными показателями, определяющими размер пенсии, являются:
- стаж работы;
- величина заработка;
- доплаты и льготы за трудные условия и особые заслуги.
Последний пункт касается вредных условий труда, например, при горных работах; заслугами могут счесть и многодетность матери, и научные степени и т.д.
О стаже
Первым основанием для назначения пенсии является стаж. Он учитывается двумя способами:
- страховой стаж – время, в которое с зарплаты уплачивались взносы в Фонд соцзащиты;
- общий трудовой стаж – сюда включают и те периоды, за которые взносы не платили, например, отпуска по уходы за ребенком, срочная служба в армии и пр.
Пенсия по возрасту при 10 годах страхового стажа назначается:
- женщинам, родившим четверых детей и воспитавшим их до 8-летнего возраста, имеющим общий стаж не менее 20 лет;
- лицам, имеющим продолжительный общий стаж: мужчины – не менее 40 лет, женщины – 35 лет;
- лицам, которые не менее 10 календарных лет, без учета времени нахождения в социальном отпуске по уходу за детьми, проходили военную службу (или службу в военизированных организациях), но не приобрели права на пенсию по нормам закона о пенсионном обеспечении для военнослужащих. При этом у них должен быть общий стаж не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин;
- лицам, которые более 10 лет являются инвалидами I или II группы, страховой стаж для назначения пенсии по возрасту (например, в 2021 году – это 18 лет) снижается на 6 месяцев за каждый полный год нахождения на инвалидности.
С 1 января 2021 года мужчинам, достигшим возраста 65 лет, и женщинам 60 лет, имеющим страховой стаж не менее 10 лет, но менее требуемого страхового стажа для назначения пенсии по возрасту на общих основаниях, назначается трудовая пенсия по возрасту при неполном страховом стаже. Размер такой пенсии исчисляется в процентном отношении от бюджета прожиточного минимума пенсионера.
Условия назначения пенсии в 2022 г.
Трудовая пенсия по возрасту назначается гражданам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста и накопившим страховой стаж.
Общеустановленный пенсионный возраст в 2022 г.:
– 63 года – для мужчин;
– 58 лет – для женщин.
Соответственно, право на пенсию получат
– мужчины 1959 (II полугодие) года рождения;
– женщины 1964 (II полугодие) года рождения.
Право на пенсию возникнет у «молодых» пенсионеров во второй половине 2022 г.
Трудовая пенсия по возрасту назначается при наличии страхового стажа, в который включаются периоды работы с уплатой обязательных страховых взносов в ФСЗН.
Страховой стаж в 2022 г. составляет 18 лет 6 месяцев.
Он будет расти ежегодно на 6 месяцев, пока не достигнет 20 лет в 2025 г.
Есть категории получателей трудовых пенсий по возрасту, для которых страховой стаж составляет 5 лет (например, инвалиды с детства I и II группы) или 10 лет (например, матери четверых детей).
Напомним, что повышение пенсионного возраста на 3 года для мужчин и для женщин началось с 1 января 2017 г. и в 2022 г. заданная пенсионной реформой планка будет взята. Поднимать ее пока не планируют. Закончится также переходный период, особенностью которого было действие требований к пенсионному возрасту и стажу в течение календарного года (с 1 января по 31 декабря), на который они предусмотрены. Для пенсионеров очень важна была дата обращения за пенсией.
Например, если у женщины право на пенсию возникло в декабре 2021 г. (достигла в декабре общеустановленного пенсионного возраста 57 лет 6 месяцев и имеет страховой стаж, требуемый для назначения пенсии в 2021 г. (18 лет)), но она обратится в орган по труду, занятости и социальной защите за пенсией в январе 2022 г., то для определения ее права на пенсию будут применяться новые требования к пенсионному возрасту и страховому стажу, действующие с 1 января 2022 г. (58 лет и 18 лет 6 месяцев соответственно).
Ежегодно также на 1 год увеличивается период, из заработка за который исчисляется пенсия. В 2022 г. пенсия будет рассчитываться из заработка за последние 28 лет подряд стажа работы.
Кому положена трудовая пенсия
В Беларуси можно получать либо трудовую, либо социальную пенсию. Размер трудовой пенсии значительно выше социальной, для ее получения необходимо:
- достичь установленного законодательством возраста;
- иметь трудовой стаж — женщинам 20, мужчинам 25 лет;
- выработать определенный законом страховой стаж.
Страховой стаж — это срок, на протяжении которого человек платил взносы в Пенсионный фонд (соответствующими удержаниями из зарплаты занимается бухгалтерия предприятия-нанимателя). Также к нему может относиться время, на протяжении которого гражданин занимался видами деятельности, определенными законодательством.
Не стоит путать понятия трудового и страхового стажа. В первом случае речь идет о более широком понятии; от него может зависеть сумма трудовой пенсии, но только страховой стаж дает право на ее получение. Иначе говоря, если у вас достаточно трудового стажа, но не хватает страхового — будете получать только социальную пенсию. Она назначается позже трудовой: мужчинам с 65 лет, женщинам с 60 лет. Ее размер — 50% прожиточного минимума, сейчас это 123,39 руб.
Ниже перечислены виды деятельности, которые входят в трудовой стаж, но не включаются в страховой:
- армейская служба;
- уход за лицами, которые в нем нуждаются: престарелый человек старше 80 лет, инвалид, ребенок-инвалид;
- обучение в ССУЗах и ВУЗах на дневной форме;
- декретный отпуск;
- получение пособия по безработице.
Когда можно выйти на пенсию
С 2017 г. до 31.12.2022 г. в РБ ежегодно пенсионный возраст возрастает на полгода.
Следовательно, с 2020 года на пенсию выходят женщины от 57 лет, и мужчины от 62 лет. Через год пенсионеркой можно будет стать по достижении 57,5 лет, а пенсионером — 62,5 лет. Завершится реформа 31 декабря 2022 года, когда женщины смогут получать пенсию с 58 лет, а мужчины — с 63 лет.
Дата рождения | Пенсионный возраст (лет) | Период выхода на пенсию | ||
мужчины | женщины | мужчины | женщины | |
01.01-30.06.1957 | 01.01-30.06.1962 | 60,5 | 55,5 | 01.07-31.12.2017 |
01.07-31.12.1957 | 01.07-31.12.1962 | 61 | 56 | 01.07-31.12.2018 |
01.01-30.06.1958 | 01.01-30.06.1963 | 61,5 | 56,5 | 01.07-31.12.2019 |
01.07-31.12.1958 | 01.07-31.12.1963 | 62 | 57 | 01.07-31.12.2020 |
01.01-30.06.1959 | 01.01-30.06.1964 | 62,5 | 57,5 | 01.07-31.12.2021 |
01.07-31.12.1959 и младше | 01.07-31.12.1964 и младше | 63 | 58 | 01.07-31.12.2022 |
Тонкости оформления пенсии
Назначение пенсионных выплат не производится автоматически. Белорус должен подать ходатайство в орган по труду, занятости и соцзащите граждан. Оформлять и подавать обязательные бумаги должен наниматель (для трудоустроенных белорусов) или сам заявитель.
Перечень бумаг, которые потребуются, зависит от типа пенсионного обеспечения. Общими считаются документы, которые подтверждают трудовой стаж и доходы.
Документами, которые удостоверяют личность, возраст, адрес проживания, гражданскую принадлежность считаются:
- белорусский паспорт – для граждан Беларуси;
- паспорт иностранного гражданина, ВНЖ – для иностранцев и апатридов;
- свидетельство о рождении, паспорт – для детей, которые не достигли шестнадцатилетнего возраста.
К ходатайству может понадобиться приложить такие документы:
- представление нанимателя (для трудоустроенных белорусов);
- трудовая книжка;
- военный билет;
- бумаги, подтверждающие, что заявитель обучается по очной форме;
- свидетельства о рождении детей;
- выписка, подтверждающая, что заявитель находился в декрете в течение определенного периода;
- выписка, подтверждающая, что заявитель получал пособие для безработных в течение определенного периода.
Так как прогресс не стоит на месте, то механизация труда позволила сохранять людям здоровье в хорошем состоянии на более долгие годы. И теперь продолжительность жизни значительно увеличилась, а значит, денег для выплат необходимо больше. К тому же темпы производства значительно сократились, по сравнению с прошлым веком. А этот показатель влияет на наполнение Пенсионного фонда.
Также на такое непопулярное решение мог оказать влияние демографический кризис. Еще в начале прошлого века практически все семьи были многодетными. По историческим данным воспитывалось более шести детей. Сейчас рожают в основном только одного ребенка, а многодетной считается мама, у которой трое детей. Это сокращает количество трудоспособного населения, которые должны трудиться, чтобы наполнять Пенсионный фонд. Согласно расчетам, необходимое число работающих для обеспечения выплат на одного пенсионера сократить нельзя, а, наоборот, оно на данный момент даже увеличено. Как следствие, поступления для выплаты таких средств уже недостаточно. Другого решения этой проблемы пока не нашли.
Размер пенсионных выплат в Беларуси
Выход на пенсию в Белоруссии в 2021 году предполагает получение выплаты, которая не может быть ниже следующих величин:
Вид пенсии | Размер, % от минимального размера пенсии по возрасту на 01.10.2019 — 57,73 белорусских руб. |
Социальная пенсия по старости | 25 от прожиточного минимума |
По инвалидности I, II группы | 100 |
По инвалидности III группы | 50 |
Матерям-героиням | 100 |
По потере кормильца | 100 |
Детям-сиротам | 200 |
По выслуге лет | 100 |
Для некоторых категорий устанавливаются доплаты. Периодически проводится перерасчет, если выросла средняя зарплата в стране или изменился уровень прожиточного минимума. В зависимости от инфляции, как в России, выплаты не индексируются.
Пенсионный возраст в Беларуси
Пенсионер – это человек, достигший пенсионного возраста и имеющий право на выплаты от государства. Не так давно пенсионный возраст в Беларуси для женщин составлял 55 лет при стаже 20 лет. А для мужчин – 60 лет, при стаже 25 лет. Но с 2017 года происходит постепенное повышение срока выхода на пенсию. Завершение реформы планируется на 2020 год. К тому времени пенсионный возраст в Беларуси для мужчин будет составлять 63 года, а для женщин 58 лет.
Повышение пенсий в Беларуси в 2020 году была вынужденной мерой. Наблюдается падение рождаемости, старение населения и рост среднего возраста белорусов.
Выясним, сколько в Беларуси пенсионеров. В общей численности наблюдается увеличение доли этой категории населения. Количество пенсионеров в 2017 году было 2,6 млн. человек.
Кто не имеет права на трудовую пенсию?
Важно понимать, что это касается именно трудовой пенсии, право на которую имеют не все граждане. Чтобы ее получить, необходимо достигнуть пенсионного возраста и отработать минимальный страховой стаж (его продолжительность прописана в законе), т.е. выработать некий временной интервал, на протяжении которого из заработка человека делались отчисления в пенсионный фонд.
Этот показатель до 2013 года исчислялся пятью годами. С 2014 года он поднялся до 10 лет, а затем и до 15 лет. В настоящее время его уровень растет каждый год на 6 месяцев, так будет до той поры, пока минимальный страховой стаж не увеличиться до 20 лет.
Если человек не выработал минимальный страховой стаж, то он получает лишь социальную пенсию по достижению им пенсионного возраста. Выплачивается она после 60 лет женщинам и после 65 – мужчинам. Ее размер составляет 50% от прожиточного минимума.
Есть ли запрос на повышение пенсионного возраста?
Наблюдения экспертов подтверждает и блиц-опрос десятка минчан, согласившихся ответить на вопросы DW. Марина, сотрудник одного из институтов Академии наук, в знак протеста против повышения пенсионного возраста вышла из профсоюза: «Считаю, что мои интересы ущемлены. Обидно при стаже 38 лет перерабатывать год. Пенсию мне назначат в 56 лет». Назначат, — потому что об уходе с работы Марина даже не думает. Как и большинство собеседников DW, она рассматривает пенсию как дополнительный к зарплате доход около 150 долларов в эквиваленте: «К моему среднемесячному заработку в 300 долларов — это не роскошь, а необходимость».
Аналогичное мнение высказывает и строитель Сергей с гораздо более высокой зарплатой. Реформа ему категорически не нравится, на пенсию он выйдет в 63 года: «Несмотря на механизацию, приходится иногда и мешок с цементом поднять, и на строительных лесах на большой высоте работать, а это и сегодня уже тяжелее, чем даже 5 лет назад». При сравнении средней зарплаты и средней пенсии становится понятно, что при выходе на пенсию доходы падают более чем на 60 процентов. Поэтому большинство пенсионеров работают в первые годы после выхода на пенсию.
Среди приветствующих реформу — минчане не занятые тяжелым физическим трудом, часто с высоким социальным статусом. Госслужащая Ольга будет «даже рада, если пенсионный возраст в Беларуси повысят до 68, как в Англии. Сам статус пенсионера не радует. Претендующие на мое место коллеги на работе не будут косо смотреть на меня в мои 55, ожидая пока я освобожу путь для их карьерного роста».
Социолог Елена Артеменко называет серьезной проблемой незащищенность людей старшего возраста на рынке труда (непродление контракта в связи с приближающейся пенсией, трудности при поиске работы). По ее словам, при повышении пенсионного возраста уязвимая группа расширилась: нижняя граница уязвимого возраста вряд ли увеличивается, а верхняя отодвигается до 58 лет для женщин и 63-х для мужчин.
Особенности пенсионной системы в Беларуси
В отличие от граждан России, пенсионные отчисления белорусов не разделены на страховые и накопительные. Каждый работающий в Белоруссии ежемесячно делает взносы в ФСЗН. Из этих средств государство выплачивает пенсии, пособия и иные социальные выплаты нетрудоспособным лицам.
До 1 января 2017 года пенсионерами считались мужчины, достигшие 60 лет, женщины – 55 лет. Они получали право на трудовую пенсию. Для ее оформления необходимо «наработать» определенное количество лет стажа с обязательными отчислениями. В случае недостаточного периода работы человек получает социальную выплату, равную половине прожиточного минимума.
Такая система существовала в Белоруссии со времен Советского Союза. Однако современный уровень жизни, улучшение качества медицины, увеличение продолжительности жизни уже не позволяют относить нынешних мужчин и женщин, достигших 60 и 55 лет соответственно, к пожилым и не способным продолжать трудовую деятельность. Кроме того, при падающем уровне рождаемости появляется риск дефицита трудоспособного населения.
Число пенсионеров растет, государству необходимо принимать меры по их обеспечению. Следуя международной практике, правительство Белоруссии выбрало наиболее демократичный и гуманный вариант – повысить пенсионный возраст. Программа предусматривает ежегодное увеличение возраста выхода на заслуженный отдых на 6 месяцев до 2022 года.
Полугодовые увеличения относятся не только к возрасту. В таком же порядке повышается минимальный трудовой стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии. В 2017 году он составлял 15 лет.
В связи с пенсионной реформой по увеличению пенсионного возраста порядок назначения и выплаты пенсии в Белоруссии уже в 2018 году кардинально изменился. И теперь ежегодно он претерпевает установленные законом корректировки.