Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Грубое нарушение правил бухгалтерского учета». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Невыполнение требований ведения учета предполагает наказание, предусмотренное НК РФ и КоАП РФ. Речь идет не об одиночных или несущественных ошибках, а серьезных нарушениях, влекущих значительные искажения.
Комментарий к ст. 15.11 КоАП
Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемую на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности. К основным задачам бухгалтерского учета относятся:
— формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности — руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним — инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;
— обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
— предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.
По смыслу диспозиции данной статьи административным правонарушением является грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, выразившееся в искажении сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов, либо в искажении любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов.
Согласно ст. 120 Налогового кодекса РФ под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения понимается:
а) отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета;
б) систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.
Вместе с тем в соответствии с ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», налоговая декларация в перечень элементов состава бухгалтерской отчетности не входит, а представляет собой самостоятельный документ — письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога (ч. 1 ст. 80 НК РФ).
Таким образом, искажение сумм начисленного налога, указанных в налоговой декларации, должно рассматриваться в качестве деяния, образующего состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ «Непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля», санкция которой является более мягкой (от трехсот до пятисот рублей) по отношению к санкции ст. 15.11 КоАП РФ (от двух тысяч до трех тысяч рублей).
В данном случае судьей может быть решен вопрос о переквалификации действий должностного лица со ст. 15.11 КоАП РФ на ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ, так как составы данных статей имеют единый родовой объект посягательства, а также учитывая соотношения санкций данных статей, можно сделать вывод, что такая переквалификация не ухудшает положения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. Также учитывая положения ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ, данная переквалификация не повлечет за собой изменение подведомственности рассмотрения данного дела.
Привлекая к ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ст. 15.11, конкретное должностное лицо, необходимо учитывать субъективную сторону правонарушения. С субъективной стороны данное нарушение характеризуется виной в форме умысла, то есть должностное лицо должно знать и осознавать, что нарушает основные требования, предъявляемые к ведению бухгалтерского учета и предоставлению бухгалтерской отчетности, желает этого или безразлично относится к установленным требованиям по ведению бухгалтерского учета. Очень часто суды не придают значения характеристике субъективной стороны административного правонарушения, что приводит к вынесению постановлений не соответствующих положениям КоАП РФ. Необходимо учитывать положения статьи 1.5 КоАП РФ, из которых следует, что обязанность доказывания вины правонарушителя лежит на субъекте, ведущем производство по делу об административном правонарушении, а неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. И при установлении вины должностного лица в грубом нарушении правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности суду необходимо детально проанализировать обязанности конкретных должностных лиц, отраженные в приказах и инструкциях организации, неисполнение или ненадлежащее исполнение которых повлекло за собой совершение данного административного правонарушения.
При привлечении к административной ответственности по статье 15.11 КоАП РФ в постановлениях о назначении административного наказания судам необходимо указывать, какие именно правила ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности были нарушены, и должны содержаться ссылки на конкретные нормы законодательства о бухгалтерском учете.
Суды при рассмотрении дел данной категории нередко совершают ошибки в определении надлежащего субъекта административной ответственности. В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при решении вопроса о привлечении должностного лица организации к административной ответственности по статье 15.11 КоАП РФ необходимо руководствоваться положениями пункта 1 статьи 6 и пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», в соответствии с которыми руководитель несет ответственность за надлежащую организацию бухгалтерского учета, а главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) — за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Необходимо также принимать во внимание пункт 4 статьи 7 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», согласно которому в случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций.
В случае если ведение бухгалтерского учета в организации производится на основании гражданско-правового договора третьими лицами, которые не представляли сведения, необходимые для осуществления налогового контроля, либо представляли их с нарушением установленного законодательством срока или грубо нарушали правила ведения бухгалтерского учета и представления отчетности, то это обстоятельство не освобождает руководителя организации от административной ответственности, предусмотренной статьями 15.6 и 15.11 КоАП РФ, поскольку в соответствии со статьями 6 и 18 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» именно он несет ответственность за организацию бухгалтерского учета.
Искажение бухгалтерской отчетности: ответственность
Статья 15.11 КоАП РФ перечисляет ряд последствий, которые повлекло грубое нарушение требований бухучета. К ним относятся:
- ведение счетов бухучета без отражения хозопераций в регистрах синтетического учета;
- принятие к учету фиктивных первичных документов, оформленных по несуществующим операциям, отражение в учетных регистрах нереальных объектов учета;
- формирование отчетности не на базе данных бухучета;
- занижение сумм налогов на 10% и более;
- искажение любого показателя в бухотчетности на 10% и более;
- отсутствие в компании регистров бухучета, отчетности и обязательного заключения аудитора на протяжении всего периода хранения, установленного для подобных документов.
Штраф за неправильное ведение бухгалтерского учета и остальные нарушения, указанные выше, для должностного лица (главного бухгалтера или руководителя, если он сам ведет учет) составляет от 5 до 10 тыс. руб. Если в течение года подобные инциденты выявлены вновь, то повторный штраф составит уже от 10 до 20 тыс. руб. В особо серьезных случаях бухгалтер может быть дисквалифицирован на срок от 1-го до 2-х лет.
Кроме того, за непредставление в ИФНС в установленные сроки бухотчетности предусмотрены санкции для:
- должностных лиц – штраф от 300 до 500 руб. (ст. 15.6 КоАП РФ);
- компаний – штраф 200 руб. за каждый документ (ст. 126 НК РФ).
Что является правонарушением
Итак, нарушением считается занижение сумм начисленных налогов и сборов вследствие искажения данных бухгалтерского учета, а также искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности. Причем ответственность наступит, когда сумма занижения/искажения составит не менее 10 процентов.
Очевидно, что объектом рассматриваемого административного нарушения являются правила ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, порядок составления и представления сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организации, доходах и расходах.
Значит, для привлечения к ответственности по статье 15.11 чиновникам нужно установить факт занижения сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов именно вследствие нарушения установленных правил ведения бухгалтерского учета. А также определить, какие конкретные нормы, регламентирующие порядок ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, были нарушены.
Налоговая декларация в перечень элементов состава бухгалтерской отчетности, согласно Закону № 402-ФЗ, не входит. Однако правильное ведение компаниями бухгалтерского учета оказывает непосредственное влияние на представляемые ими налоговые декларации, поскольку ошибки, допущенные в ведении бухгалтерского учета, могут быть перенесены налогоплательщиками и в налоговые декларации. Следовательно, можно сделать вывод, что под грубым нарушением в смысле статьи 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях следует понимать отражение заведомо неправильных, недостоверных данных не только в бухгалтерской, но и в налоговой отчетности, приведших к занижению суммы налога не менее чем на 10 процентов.
При этом остается неясным, будут ли квалифицироваться как правонарушения деяния, которые можно отнести к грубому нарушению правил ведения бухгалтерского учета, такие как:
- отсутствие первичных документов;
- отсутствие регистров бухгалтерского учета;
- отсутствие бухгалтерской отчетности;
- систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное и неправильное отражение в первичных документах, на счетах бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности хозяйственных операций, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений;
- нарушение установленных законодательством порядка и сроков хранения бухгалтерской отчетности;
- нарушение установленных законодательством о бухгалтерском учете сроков представления бухгалтерской отчетности.
Что понимается под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета?
Расшифровка названного понятия приведена в примечании к ст. 15.11 КоАП РФ. Изменения, вносимые Федеральным законом N 276-ФЗ, в первую очередь были направлены на уточнение поименованной нормы. Согласно новой редакции примечания 1 к ст. 15.11 КоАП РФ под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимаются:
- занижение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10% вследствие искажения данных бухгалтерского учета. Заметим, что ранее говорилось не о занижении, а об искажении сумм начисленных налогов. Также отсутствовало уточнение, что это занижение должно быть следствием искажения данных бухгалтерского учета;
- искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%.
В каких случаях лицо может быть освобождено от ответственности?
Федеральным законом N 276-ФЗ предусматривается ранее отсутствовавшая возможность освобождения от ответственности в случае исправления допущенных ошибок и представления уточненных документов. Исходя из примечания 2 к ст. 15.11 КоАП РФ должностные лица освобождаются от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные указанной статьей, в следующих случаях:
- Представление уточненной налоговой декларации (расчета) и уплата на основании данной налоговой декларации (расчета) неуплаченных сумм налогов, сборов и соответствующих пеней с соблюдением условий, предусмотренных п. п. 3, 4 и 6 ст. 81 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации:
- факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, — налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию;
- недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, — налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию.
В соответствии с п. 3 ст. 81 НК РФ, когда уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока ее подачи, но до истечения срока уплаты налога, налогоплательщик освобождается от ответственности, если уточненная налоговая декларация была представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом факта неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации либо ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, или о назначении выездной налоговой проверки.
Если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока ее подачи и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случаях (п. 4 ст. 81 НК РФ):
- представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом факта неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по названному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени;
- представления уточненной налоговой декларации после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога.
При обнаружении налоговым агентом в поданном им в налоговый орган расчете факта неотражения или неполноты отражения сведений либо ошибок, приводящих к занижению или завышению суммы налога, подлежащей перечислению, налоговый агент обязан внести необходимые изменения и представить в налоговый орган уточненный расчет в порядке, установленном ст. 81 НК РФ.
В заключение кратко сформулируем основные выводы.
Законопроектом предусматриваются:
- внесение дополнения в ст. 15.11 КоАП РФ, исключающего действие ее положений на организации государственного сектора. Одновременно с этим в новой редакции будет представлена ст. 15.15.6 КоАП РФ;
- классификация нарушений порядка представления бюджетной (бухгалтерской) отчетности в зависимости от существенности искажения показателей бюджетной (бухгалтерской) отчетности, выраженного в процентном и (или) денежном выражении;
- внесение изменений в ст. 15.15.6 КоАП РФ в части конкретизации случаев признания бюджетной (бухгалтерской) отчетности недостоверной;
- корректировка ст. 15.15.7 КоАП РФ – внесение положений об административной ответственности за нарушение казенным учреждением порядка бюджетного учета показателей принимаемых и отложенных обязательств с ее выделением в отдельную ст. 15.15.6-1 КоАП РФ;
- расширение перечня должностных лиц органов исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, обладающих полномочиями рассматривать дела об административных правонарушениях.
Уголовная ответственность
Уголовным кодексом РФ предусмотрена уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов и сборов с организации.
Согласно ст. 199 УК РФ уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, наказывается штрафом в размере от 100 000 до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Если то же деяние совершено группой лиц по предварительному сговору или в особо крупном размере, последует наказание в виде штрафа в размере от 200 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо в виде принудительных работ на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишения свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
При этом крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 5 млн руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 25% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 15 млн руб. Особо крупным размером считается сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 15 млн руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 50% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 45 млн руб.
Порядок привлечения к уголовной ответственности по ст. 199 УК РФ разъяснен в постановлении Пленума Верховного суда РФ от 28.12.2006 № 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления» (далее — постановление № 64).
Согласно п. 7 постановления № 64 к субъектам преступления, предусмотренного ст. 199 УК РФ, могут быть отнесены руководитель организации-налогоплательщика, главный бухгалтер, в обязанности которых входит подписание отчетной документации, представляемой в налоговые органы, обеспечение полной и своевременной уплаты налогов и сборов.
Уклонением от уплаты налогов и (или) сборов, влекущим уголовную ответственность, являются деяния, направленные на неуплату налогов и (или) сборов, повлекшие вредные последствия — полное или частичное непоступление соответствующих налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации. При этом уголовная ответственность может наступить только в случае, если уклонение от уплаты налогов и (или) сборов осуществлялось способами, указанными в УК РФ, а именно:
-
путем бездействия, выражающегося в умышленном непредставлении налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным;
-
путем совершения действия — умышленного включения в налоговую декларацию или в иные документы заведомо ложных сведений (п. 3 постановления № 64).
Суд разъяснил, что последний способ совершения налогового преступления предполагает указание в налоговой отчетности любых не соответствующих действительности данных об объекте налогообложения, о расчете налоговой базы, наличии налоговых льгот или вычетов и любой иной информации, влияющей на правильное исчисление и уплату налогов и сборов (п. 9 постановления № 64).
Кроме того, руководитель или главный бухгалтер в зависимости от вины, степени участия в содеянном может быть привлечен к ответственности:
-
за неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента в крупном или особо крупном размере (ст. 199.1 УК РФ);
-
за сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов (ст. 199.2 УК РФ).
Когда точно оштрафуют
Приблизимся к жизни и приведем несколько случаев, с которыми сталкиваются многие бухгалтеры (см. таблицу).
Тип грубого нарушения бухгалтерского учета | В чем выражается |
Нет нужной «первички» | Бухгалтер взял на учет ценности по сделке накладных (ТН, ТТН) и договора с продавцом |
Ошибка в бухгалтерском учете привела к снижению суммы налога | Специалист неправильно установил первоначальную стоимость ОС. Это повлияло в итоге на налог на имущество организаций: он на 10% меньше реальной величины |
По причине ошибки показатель в бухгалтерской отчетности неверен на 10% или больше | Фирма не формирует в бухучете резерв по сомнительным долгам. В итоге, в балансе величина активов – неправильная |
В регистрах есть мнимые объекты | Бухгалтер учел затраты на строительные работы, которых вообще не проводилось |
В регистрах фигурируют притворные сделки | К примеру, начальство решило прикрыть аренду помещений взносами учредителей в основной капитал |
Налицо разница между движением по счетам и данными в регистрах бухгалтерского учета | Типичный пример «серой» и/или «черной» зарплаты |
Несовпадение бухотчетности и данных из регистров | Иногда такое делают, чтобы повысить шансы компании на получение в банке заемных средств |
Хранение бухгалтерских документов меньше установленных законом сроков | Так избавляются от ОС: списали с баланса, договор на его покупку «потерян навсегда» |
Обозначим ответственных
Прежде чем определить размеры штрафных санкций и перечислить причины взысканий, необходимо разобраться, кого и за что могут наказать контролеры.
Категория субъекта | Нормативный акт | Пояснения к применению ответственности |
Организация | Статья 120 НК РФ | В первую очередь за нарушения в части ведения бухгалтерского и налогового учета могут наказать саму организацию. То есть штраф или арест счетов будет применен не к руководству или ответственным работникам, а непосредственно к юридическому лицу.
Напомним, что предприниматели не могут быть наказаны за ошибки в бухучете. Так как ИП освобождены от обязательств вести бухучет. |
Должностное лицо | Статья 15.11 КоАП РФ | Помимо штрафа на юридическое лицо, контролеры вправе применить санкции и к должностным лицам: к руководству компании, которое непосредственно несет ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета. |
В вопросе о должностных лицах без путаницы не обойтись. Кого за что наказывать? Конечно, если в фирме нет главбуха, то нет причин для споров. Единственное должностное лицо, которое оштрафуют, — это директор. Но что, если в компании имеется главбух? Как тогда распределить штрафные санкции?
По сути, руководитель несет ответственность за организацию бухучета на предприятии. Директор назначает главного бухгалтера на должность, определяет ему круг обязанностей, при необходимости нанимает дополнительных работников в бухгалтерский отдел.
А сам главбух уже ответственен за ведение учета: главный бухгалтер отвечает за составление учетной политики, полноту и своевременность регистрации бухгалтерских операций, правильность и достоверность составления отчетности.
Самое нежелательное для расчетного специалиста – нарушение бухгалтерского учета, которое закон признает грубым. За него штрафы предусмотрены в ст. 120 НК РФ.
Штраф за грубое нарушение ведения бухгалтерского учета по ней варьируется от 10 до 30 000 рублей. Здесь играет роль повторность нарушения ведения бухгалтерского учета. И это не всё: если имело место занижение базы по налогам (с 2021 г. – также и по страховым взносам), в бюджет придется отдать 20% от недоплаты. Тогда точно не избежать минимального штрафа за нарушение правил бухгалтерского учета – 40 000 рублей.
С 2021 года ст. 120 НК РФ в полной мере применяется к базе для расчета страховых взносов.
Сами нарушения правил ведения бухгалтерского учета, которые закон признает грубыми, довольно стандартны. Это и отсутствие «первички», счетов-фактур, регистров учета, не оперативная или неверная работа со счетами бухучета, нарушения с бухгалтерской отчетностью.
Грубые нарушения в бухучете
Ошибиться в работе не может только тот, кто не работает. В деятельности остальных ошибки и недочеты — дело распространенное. Но ведь за грубые ошибки могут серьезно наказать. Так что считается грубым нарушением правил учета?
Исчерпывающий перечень наказуемых деяний закрепляет статья 15.11 КоАП РФ. Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету — это:
- занижение сумм налогов, взносов и сборов на 10% и более, допущенных вследствие искажения показателей бухгалтерского учета;
- искажение бухгалтерской отчетности (нарушение определяется для денежных показателей, значение которых отклоняется от факта на 10% и более);
- регистрация в учете мнимой или несуществующей операции или объекта;
- ведение счетов бухгалтерского учета вне установленных учетных журналов и регистров;
- подготовка и составление бухотчетности на основе данных, не подтвержденных регистрами и журналами бухучета;
- отсутствие первичной и учетной документации в течение предусмотренных сроков ответственного хранения.
Обозначенные грубые нарушения приведут к наложению штрафа. Причем размер санкции зависит от того, впервые ли допущен проступок или наказание накладывают повторно. Например, за грубое нарушение бухучета, допущенное впервые, предусмотрено взыскание от 5000 до 10 000 рублей. За повторные проступки накажут посерьезнее — от 10 000 до 20 000 рублей. Либо должностное лицо могут дисквалифицировать на срок от одного года до двух лет.
Санкции за корректировку бухгалтерского баланса
Цитата:4. Выявленные ошибки и их последствия подлежат обязательному исправлению.
5. Ошибка отчетного года, выявленная до окончания этого года, исправляется записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в том месяце отчетного года, в котором выявлена ошибка.
6. Ошибка отчетного года, выявленная после окончания этого года, но до даты подписания бухгалтерской отчетности за этот год, исправляется записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета за декабрь отчетного года (года, за который составляется годовая бухгалтерская отчетность).
7. Существенная ошибка предшествующего отчетного года, выявленная после даты подписания бухгалтерской отчетности за этот год, но до даты представления такой отчетности акционерам акционерного общества, участникам общества с ограниченной ответственностью, органу государственной власти, органу местного самоуправления или иному органу, уполномоченному осуществлять права собственника, и т.п., исправляется в порядке, установленном пунктом 6 настоящего Положения. Если указанная бухгалтерская отчетность была представлена каким-либо иным пользователям, то она подлежит замене на отчетность, в которой выявленная существенная ошибка исправлена (пересмотренная бухгалтерская отчетность).
8. Существенная ошибка предшествующего отчетного года, выявленная после представления бухгалтерской отчетности за этот год акционерам акционерного общества, участникам общества с ограниченной ответственностью, органу государственной власти, органу местного самоуправления или иному органу, уполномоченному осуществлять права собственника, и т.п., но до даты утверждения такой отчетности в установленном законодательством Российской Федерации порядке, исправляется в порядке, установленном пунктом 6 настоящего Положения. При этом в пересмотренной бухгалтерской отчетности раскрывается информация о том, что данная бухгалтерская отчетность заменяет первоначально представленную бухгалтерскую отчетность, а также об основаниях составления пересмотренной бухгалтерской отчетности.
Пересмотренная бухгалтерская отчетность представляется во все адреса, в которые была представлена первоначальная бухгалтерская отчетность.
9. Существенная ошибка предшествующего отчетного года, выявленная после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год, исправляется:
1) записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в текущем отчетном периоде. При этом корреспондирующим счетом в записях является счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка);
2) путем пересчета сравнительных показателей бухгалтерской отчетности за отчетные периоды, отраженные в бухгалтерской отчетности организации за текущий отчетный год, за исключением случаев, когда невозможно установить связь этой ошибки с конкретным периодом либо невозможно определить влияние этой ошибки накопительным итогом в отношении всех предшествующих отчетных периодов.
Пересчет сравнительных показателей бухгалтерской отчетности осуществляется путем исправления показателей бухгалтерской отчетности, как если бы ошибка предшествующего отчетного периода никогда не была допущена (ретроспективный пересчет).
Ретроспективный пересчет производится в отношении сравнительных показателей начиная с того предшествующего отчетного периода, представленного в бухгалтерской отчетности за текущий отчетный год, в котором была допущена соответствующая ошибка.
Субъекты малого предпринимательства, за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг, а также социально ориентированные некоммерческие организации вправе исправлять существенную ошибку предшествующего отчетного года, выявленную после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год, в порядке, установленном пунктом 14 настоящего Положения, без ретроспективного пересчета.
10. В случае исправления существенной ошибки предшествующего отчетного года, выявленной после утверждения бухгалтерской отчетности, утвержденная бухгалтерская отчетность за предшествующие отчетные периоды не подлежит пересмотру, замене и повторному представлению пользователям бухгалтерской отчетности.
11. В случае если существенная ошибка была допущена до начала самого раннего из представленных в бухгалтерской отчетности за текущий отчетный год предшествующих отчетных периодов, корректировке подлежат вступительные сальдо по соответствующим статьям активов, обязательств и капитала на начало самого раннего из представленных отчетных периодов.
12. В случае если определить влияние существенной ошибки на один или более предшествующих отчетных периодов, представленных в бухгалтерской отчетности, невозможно, организация должна скорректировать вступительное сальдо по соответствующим статьям активов, обязательств и капитала на начало самого раннего из периодов, пересчет за который возможен.
13. Влияние существенной ошибки на предшествующий отчетный период определить невозможно, если требуются сложные и (или) многочисленные расчеты, при выполнении которых невозможно выделить информацию, свидетельствующую об обстоятельствах, существовавших на дату совершения ошибки, либо необходимо использовать информацию, полученную после даты утверждения бухгалтерской отчетности за такой предшествующий отчетный период.
14. Ошибка предшествующего отчетного года, не являющаяся существенной, выявленная после даты подписания бухгалтерской отчетности за этот год, исправляется записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в том месяце отчетного года, в котором выявлена ошибка. Прибыль или убыток, возникшие в результате исправления указанной ошибки, отражаются в составе прочих доходов или расходов текущего отчетного периода.
Уголовное наказание заменяется на штраф, если виновный возместил ущерб и заплатил штраф (новая ст. 76.2 УК РФ).
Размер штрафа назначает суд. И если его не заплатить в установленный судом срок, то виновный привлекается к уголовной ответственности в общем порядке.
Размер судебного штрафа не может превышать половину максимального размера штрафа, предусмотренного статьей УК РФ, за которую предусмотрена уголовная ответственность (новые ст. 104.4 и 105.5 УК РФ).
Если же штраф статьей УК РФ не предусмотрен (например, за нарушение сразу сажают в тюрьму), то штраф для отмены уголовного наказания не может быть больше 250 000 рублей. Размер штрафа определяется с учетом тяжести преступления и зарплаты нарушителя.
В зависимости от характера и степени общественной опасности деяния преступления на подразделяются (ст. 15 УК РФ) на:
- небольшой тяжести
- средней тяжести
- тяжкие преступления
- особо тяжкие преступления
Первые два вида преступления заменены на штрафы, если бухгалтер, руководитель, ИП совершили их впервые. Эти изменения в УК РФ с 15 июля предусмотрены новым федеральным законом от 03.07.2016 № 323-ФЗ.
Преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы.
Преступлениями средней тяжести признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает пяти лет лишения свободы.
В таблице — примеры таких предступлений.
Нарушение |
Максимальное наказание |
Норма УК РФ |
---|---|---|
Уклонение от уплаты налогов |
Лишение свободы до 3 лет |
ч. 1 ст. 198 ч. 2 ст. 198 ч. 1 ст. 199 |
Неуплата налогов налоговым агентом |
Лишение свободы до 2 лет |
ч. 1 ст. 199.1 |
Всего мы насчитали боле 420 преступлений небольшой и средней и тяжести. Журнале «Упрощенка» новый сервис про штрафы для бухгалтеров и руководителей. Не забудьте оформить или продлить подписку. |
Проводим экспресс-аудит учёта
Мало просто принять документы по списку — в идеале следует их проанализировать. Конечно, проверить все документы физически невозможно. Важно не упустить главное.
Начать можно с изучения учётной политики. Во-первых, проверьте, насколько она соответствует законодательству. Во-вторых, убедитесь, что учёт на предприятии ведётся в рамках утвержденной учётной политикой.
Обязательно изучите отчётность. Цифры в отчётности должны совпадать с данными бухгалтерской программы. Иногда бухгалтеры корректируют цифры в отчетах вручную. Возможно, такая корректировка обоснована. Однако есть риск, что бухгалтер таким образом скрывает свои ошибки: в программу внесены корректировки, а уточнённая отчётность не сдана. Чтобы не возникло проблем, попросите у предшественника объяснительную записку о несоответствии данных. Если позволяет время, сверьтесь с налоговой по сданной отчётности и выполнению обязательств.
Сверяйтесь с бюджетом по всем вашим клиентам через Контур.Экстерн.
Свериться с бюджетом
Тщательно проанализируйте оборотно-сальдовую ведомость в разрезе по субсчетам. Например, остатки по счетам учёта основных средств, материалов можно сверить с инвентаризационными описями. Лучше сверять данные описей с остатками в учётной программе. Результаты инвентаризации покажут проблемные участки.
Часто проблемы есть в учёте поставщиков и покупателей. Проверьте самых крупных дебиторов и кредиторов — остатки по счетам 60, 62, 76 должны совпадать с результатами актов сверок. Если актов нет, постарайтесь их запросить.
Если организация применяет ОСНО, проанализируйте расчёт основных налогов — НДС и налога на прибыль. Должны быть оригиналы всех счетов-фактур. Проверьте наличие документов по крупным сделкам. Можно проверить некоторые контрольные соотношения в декларациях. Так, выручка от реализации в декларации по НДС должна совпадать с аналогичной суммой в декларации по налогу на прибыль (не забудьте, что декларация по прибыли сдается нарастающим итогом).
Сверьте остатки по банковским счетам. Банковская выписка должна сходится с остатками по расчётным счетам в бухгалтерской программе.
Проверьте соблюдение лимита кассы.