Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Социальная адаптация детей и подростков: семья и коллектив». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Еще находясь в животике у мамы – малыш «привыкает» к ограниченному пространству и после рождения нуждается в столь же ограниченном состоянии. Успокаивается на руках у мамы, в тесной пеленке, рядом с грудью (ореола которой пахнет, как околоплодные воды). То есть, чтобы «прийти в себя» — необходимо почувствовать себя в среде, близкой к предшествующей – тогда будет понимание – МНЕ БЕЗОПАСНО.
Адаптация в мире с рождения до года
После полутора месяцев, ребенок с интересом осматривает комнату… на руках у мамы. Это по-прежнему важное условие его адаптации в большом пространстве – быть рядом с безопасностью.
Потом начинает ползать, недалеко от мамы и близких. Может самостоятельно изучать понравившиеся вещички, оглядываясь, чтобы «точка опоры» была рядом. Нету? Крик!
Гуляя на улице, мама впервые ставит ребенка на землю. Как бы ему не были интересны птички во дворе, качели, другие дети – далеко от мамы он отходить не будет. Он разглядывает все это, «привыкает», осваивается. День за днем – малыш будет двигаться все дальше и дальше – изучать и взаимодействовать со всем, что ему попадется, зная, что в случае опасности, боли – он найдет, куда вернуться.
“Большинство родителей и общество, которое их (и детей и родителей) окружает, растят детей основываясь на страхах. То есть они совершают действия, направленные не на конкретный результат, который хотят получить, а делают что-то, что бы не получить отрицательного результата. Я не знаю, понятна ли глубина этой мысли, но она основополагающая в моей картине мира. Я ее даже озвучиваю раньше, чем безусловную любовь и безопасность.
Есть материнские ожидания и есть материнское намерение. Ожидание – это видение картинки будущего, основываясь на страхах. Намерение – видение будущего, основываясь на вере. К какой части человека (ребенка) вы обращаетесь, такая вам и отвечает.
Думаете, что он злой и агрессивный, он вам ответит. Считаете, что он адекватен, со временем вы дозоветесь и эту часть, даже если она далеко ушла. Сила намерения творит чудеса не только в визуализации желаний.
Готовность и адаптация к школе
Родители ошибочно считают, что ребенка нужно научить читать, считать, заранее выучить таблицу умножения, и он готов к школе. Когда начинается учебный процесс, они недоумевают, почему ребенок, прекрасно (по их мнению) подготовленный к школе, отстает от одноклассников.
- Интеллектуальная готовность
- Способность ребенка правильно составлять предложения, понятно и доходчиво доносить свою мысль
- Умение первоклассника выделять главное, обобщать, делать выводы
- Возможность ребенка рассуждать, основываясь на своих наблюдениях и жизненном опыте
Все эти качества помогут первокласснику усваивать школьную программу, вызывать интерес к изучаемым предметам и желание узнать больше, расширяя для себя рамки школьной программы.
На поведение и успеваемость ребенка оказывает влияние отношение с одноклассниками, он должен научиться жить в коллективе.
- Социальная готовность
- Ребенок должен уметь налаживать отношения с одноклассниками, иметь навыки личностного общения
- Уметь презентовать себя, сам начинать разговор или поддерживать беседу
- У него должны быть навыки общения с взрослыми людьми — учителями, администрацией
- Личностная готовность
- Ребенок понимает, что он вырос и детский сад уже позади, начинается новый, более ответственный и взрослый, этап в жизни.
- Ему понятна мотивация учебы, он ставит цель достичь хороших результатов. Может реально оценить свои способности и понимает, что ему многому необходимо научиться.
- Знает, несмотря на то, что игра интереснее, чем домашнее задание, но его нужно сделать в первую очередь.
Чтобы ребенок не испытал серьезных проблем при знакомстве с новой для себя средой, родителям необходимо правильно его подготовить.
Первый шаг – это соблюдение правильного режима дня, который бы соответствовал режиму, который ждет ребенка в группе детского сада. Ребенок должен приучиться вставать в одно и то же время, принимать пищу по часам (завтрак, обед и ужин), а также ложиться спать вовремя.
Важно развитие навыков самообслуживания, чтобы ребенок как можно меньше зависел от педагогов. Ребенок должен самостоятельно завязывать шнурки, мыть руки, пользоваться туалетом, одеваться и т.д. Когда ребенок будет видеть, что он все делает самостоятельно без посторонней помощи, то это положительно повлияет на его самооценку.
Особое внимание следует уделять коммуникативным навыкам ребенка. Для развития навыков общения с его сверстниками, родители должны:
- Обеспечить полноценный контакт ребенка с другими детьми во дворе.
- Стараться ограничить свое участие в общении детей. Безусловно, если возникает открытая конфликтная ситуация, то необходимо вмешиваться.
- Развить в ребенке адекватную реакцию на возможные сложные ситуации в общении. Он не должен при первом конфликте сразу же бежать за помощью к маме. Важно донести до него, что он должен разбираться в таких вопросах сам, но при этом не проявляя агрессии по отношению к другим детям.
Достигнув возраста 3-4 лет, большинство детей попадают в совершенно новую для себя среду – дошкольное учреждение. Начало посещения детского сада требует от малыша приспособления к новой социальной среде, налаживания контактов со взрослыми и сверстниками, развития гибкости поведения и адаптивных механизмов. Режим дня, требования и обязанности становятся для ребенка неожиданностью, вгоняя его тем самым в стрессовое состояние. Отсутствие предварительной подготовки, направленной на социальную адаптацию детей дошкольного возраста, может привести к таким невротическим реакциям, как:
- Нарушение эмоционального состояния;
- Ухудшение сна и аппетита;
- Развитие страха перед дошкольным учреждением;
- Повышение заболеваемости.
“Задумывались ли вы когда-нибудь, какие задачи должна решать школа? Научить ребенка писать, читать, таблице Менделеева и склонению существительных? Вот и я так думала, что школа должна давать знания. Но мало кто задумывается, что школа должна при этом научить ребенка эти знания брать. У ребенка огромный познавательный интерес. Он хочет быть хорошим, умным, взрослым. Готов слушаться мудрых взрослых и учителей.
Есть еще одна задача школы, от которой она всячески открещивается, но все этого ждут по умолчанию – это социальная адаптация. Учителя утверждают, что за воспитание отвечают родители, а школа только дает знания. Отчасти, они правы. Родители первичны и фундаментальные представления о мире ребенок получает в семье. Но глупо утверждать, что, находясь по 6 часов в стенах школы ребенок только получает знания. Он адаптируется в том социуме, который ему предоставили родители, объявив (по факту) учителей, как своих заместителей, уважаемых и безопасных…”
Елизавета вполне обоснованно, и спорить тут наверное с ней никто не будет задается вопросом: А все ли учителя уважаемы и безопасны? Ведь
“Ребенок живет чувствами, принимая мир по факту(безоценочно) и живет он быстро. Если он оказывается в ситуации несправедливости, которая не соответствует его ощущению правильности, он проживает боль, обиду, злость, унижение и прочее молниеносно, практически сразу, как событие произошло. При этом стараясь быстро забыть это, потому что для него это, во-первых, некомфортное состояние, а во-вторых, он хочет быть хорошим и на фасад родителям будет выносить то, что сделает его хорошим в их глазах. Меня всегда веселят разговоры взрослых:” Я своей дочери сказала, что если что будет в школе не так, чтобы она обязательно мне рассказала, я за нее заступлюсь и во всем разберусь!» Ну откуда, скажите ради Бога, ребенок знает что так, а что не так? Вот если мальчик обижает, то она, когда будет совсем невмоготу расскажет, потому что к 7 годам она знает, что драться, это «не так». А если учитель сделает что-то такое, что больно цепанет вашего ребенка, несправедливо рассудит конфликт или просто проигнорирует просьбу, разве ребенок знает, что это «не так»? Нет, он думает, что учитель все делает «так» и постарается забыть, решив, что он неправильный. Ребенок не может, как взрослый заниматься самоанализом, отследить, идентифицировать, а уж тем более ясно изложить свои чувства в той или иной ситуации. Это навык, которому его учит взрослый сопровождая и отслеживая чувства ребенка и облекая их в слова, давая им выход и демонстрируя выход из ситуации.
Поэтому не ждите, отдавая в школу ребенка, что с его слов вы будете контролировать процесс. Вы сможете понять, что же там происходит только по результатам.”
Как пример, история из моего детства. …Конец 80-х в стране ж…, мне 3 года. В детский сад меня отдали в 1,5 и мама туда же устроилась работать. Помню, что воспиталка И.Ю. мне категорически не нравилась и ходить к ней я не хотела. Мама мне так и говорила “Если что не так ты мне скажи я с ней поговорю и вообще я тут рядом и пр..” Ничего я конечно вразумительного сказать ей не могла. Но вот однажды папа маме подарил клипсы, они были такие красивые, так они мне нравились! Что через пару недель я тайком от родителей в коробке из под спичек в кармашке детского платья принесла их в детский сад. И.Ю. быстро обнаружила их у меня и пригрозив пальчиком забрала. Вы наверное можете себе представить с каким ужасом я ждала вечера и разбора полетов: “Зачем взяла? Почему без спроса? Ты знаешь сколько они стоят? А если бы ты их потеряла?”. Но его не случилось ни вечером, ни на следующий день, вообще никогда. Уважаемая И.Ю. “хорошая, просто строгая” не вернула клипсы маме. Чувство вины за эту потерю, а больше за то, что я не нашла в себе силы рассказать родителям о случившимся, живо во мне до сих пор.
Ребенок изначально хороший.
Все его побуждения и мотивации изначально правильные, направленные на удовлетворение своих потребностей. Взрослые, такие мудрые и умные, которым они, вообще-то изначально доверяют и ХОТЯТ их слушаться, должны понимать истинные потребности ребенка и давать возможности для их реализации или показывать путь, как эти возможности взять самому.
Вообще оценочная система хороший-плохой, весьма относительна. Когда я спрашиваю родителей: «А что вы хотите получить в конечном итоге?» Я слышу – добрый, послушный, целеустремленный, самостоятельный и бла-бла-бла. Этакий Плюс Плюсович Плюсов. Еще один отличник боевой и какой-то там еще подготовки. Давайте зайдем с другой стороны.
Доброта граничит с жертвенностью. Целеустремленность с подлостью, послушание с унижением. И грань очень тонкая. У каждой монеты есть две стороны.
У ребенка нет «плохих» проявлений. Есть адекватные и неадекватные. Все человеческие качества даны человеку, как инструменты для взаимодействия с этим миром.
Повторюсь – нет хорошо-плохо, есть адекватно-неадекватно.
Жадность прекрасное качество, когда нужно отстоять свое. Врать тоже надо уметь, когда хранишь секреты, например. Да и кто из вас не врал ни разу в жизни? Хотя бы самому себе))) Что еще? Агрессивность? Когда надо защищать себя и близких, то не грех и в морду дать.
Все «плохие» качества на самом деле не плохие. И не хорошие. Они никакие. Они просто есть по факту в нашем дуальном мире. А вот использование их может быть просто неадекватным.
Ну а теперь ребенок… Ребенок изначально хороший, как мы обозначили. И он учится жить в этом мире. Учится, применяя все доступные для него инструменты взаимодействия с ним и выбирает те, с помощью которых он достигает быстрых и эффективных результатов, согласно своим целям.
Актуальность, целесообразность выбора данной темы.
Адаптация к школе – сложный и длительный процесс. Он может длиться от 1 месяца до полугода. У разных детей по-разному.
«Различные проблемы в это время испытывают все первоклассники, потому что систематическая учёба для ребёнка — совершенно незнакомая ситуация. Даже если он ходил в детский сад или в группу подготовки к школе. Там ему приходилось высиживать максимум два занятия в день по 20-30 минут, а не четыре урока подряд по 35 минут каждый, как положено в начале учебного года. Тем более это сложно сразу после длительного летнего отдыха. Очень немногие дети физически способны без перенапряжения выдержать резкую интеллектуальную нагрузку» – рассуждает Марьяна Безруких, директор Института возрастной физиологии РАО, профессор, академик РАО.
Психологическая нагрузка в школе несравнима с тем, к чему ребёнок привык в детском саду и уж тем более в семье. В школе и народу больше (особенно это заметно на переменах, когда все ребята из разных классов высыпают в коридор), и шумно, и многое в новинку, и напряжение на уроках сильное.
Нередко первоклассники впадают в школе в состояние некоторой прострации, заторможенности. Это состояние служит им психологической защитой от непосильной нагрузки. Дети могут забывать элементарные вещи, «считать ворон», не отвечать даже на самые простые вопросы учительницы. И, если вовремя это не преодолеть, защитная броня может стать почти непробиваемой.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что вышеуказанные проблемы не единичны. С ними сталкиваются учащиеся и педагоги.
Родители жалуются на то, что ребёнок дома соображает нормально, а на контрольной способен целый час просидеть, уставившись в пустой лист тетради.
Нелегко приходится и детям по природе флегматичным, вяловатым. Особенно если их учительница обладает холерическим темпераментом. Медлительные дети под напором активного взрослого затормаживаются ещё сильнее, а взрослому кажется, что ребёнок нарочно тянет с выполнением задания, испытывая его терпение.
Целесообразность выбора темы состоит в том, что родители тоже, порой, не знают, как помочь ребёнку. Им нужен компетентный совет.
Цель работы: исследовать признаки успешной адаптации детей младшего школьного возраста при вступлении их в новую социальную роль – школьник, первоклассник.
Задачи:
- Изучить литературу, в которой отражена проблема исследования.
- Проанализировать степень адаптации детей на примере учащихся 1- А класса МБОУ СОШ № 2 с. Верхнеяркеево.
- Разработать Памятку для родителей с рекомендациями для родителей «Как помочь ребёнку 1 класса успешно адаптироваться к новой роли — обучение».
Вы часто видите ребёнка уставшим, он не может заснуть вечером и с трудом просыпается утром. Ребёнок жалуется на одноклассников, на требования учителя. Ему сложно соответствовать школьным требованиям, он внутренне сопротивляется, капризничает, обижается. Обычно такие дети испытывают трудности в учебной деятельности. Лишь к концу первого полугодия при помощи работы педагога, психолога, родителей они адаптируются к школьной среде.
Причины этому разные. С ними надо разбираться индивидуально. Так, например:
Олег жалуется на маму, что она дома «орёт» на него, если он что-то не понимает.
Кире приходится часто сидеть с младшим братом, пока мама занята домашними делами, а он умеет «хорошенько» испортить настроение.
А Мария трижды в неделю занимается гимнастикой и танцами, к урокам приступает после 17.00. и т. п.
Из этого можно сделать вывод, что родители часто, о том не задумываясь, усложняют жизнь первоклассника. (Приложение 3)
Изучив психолого-педагогическую характеристику первоклассника,
можно сделать вывод о том, что переход в школьный возраст связан с
решительными изменениями в деятельности обучающегося, общении,
отношениях с другими людьми. Происходит изменение уклада жизни,
появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения
первоклассника с окружающими.
Ведущей деятельностью первоклассников становится учение. В этом
возрасте у ребенка есть желание и возможность учиться, его нужно научить
верить в свои силы, он открыт ко всему новому.
Социальная адаптация — это процесс активного приспособления субъекта
к условиям новой среды на основе выработки общих норм, ценностей,
регламентированных правил поведения, в результате чего происходят
определенные изменения личности, позволяющие ей отождествлять себя с
носителями ценностных ориентаций данного социума.
Результатом успешной социальной адаптации первоклассника является
адаптированность ребенка в социальной среде. Мы считаем, что наиболее
важными показателями адаптированности являются следующие: статусное
место ребенка в группе; социальные переживания, отражающие его отношение
к нормам, ценностям и правилам поведения и его эмоциональное состояние;
самооценка; уровень общения и взаимодействия.
Поэтому необходимо использовать такие формы и методы, которые
будут способствовать социальной адаптации первоклассников. Системное и
профессиональное применение указанных форм и методов является залогом
обеспечения успешной социальной адаптации первоклассников. Активное
усвоение ими новой социальной среды позволяет быстрее и с меньшими
издержками приспособиться к новым условиям жизни, изменившемуся
социальному статусу, сложностям учебы и особым требованиям учебной
деятельности.
Проблемы социальной адаптации первоклассников к школе являются
актуальными для всей системы образования. Каждый ребенок, попадая первый раз в школу, волнуется, переживает и ждет поддержки от взрослых – родителей и учителя. Главная задача, которая должна быть решена в этот период–сохранение, поддержка и развитие индивидуальности ребенка.
Анализ деятельности школы по социальной адаптации первоклассников
позволяет сделать вывод о том, что в школе ведется работа по организации
благоприятной социальной адаптации первоклассников. Целенаправленная
деятельность осуществляется совместной работой психолога, социального
педагога, классного руководителя, а также ведется работа с родителями и
первоклассниками.
Совместные усилия педагогов, родителей, врачей, школьного психолога
и социального педагога способны снизить риск возникновения у ребенка
школьной дезадаптации и трудностей обучения.
Первичная диагностика социальной адаптации первоклассников
показала, что процесс адаптации у многих детей завершен (поскольку их
внешнее поведение благополучно), на самом деле у 27% детей в классе
имеются проблемы с социальной адаптацией. Они испытывают тревожность,
негативные эмоции.
Поэтому для благоприятной социальной адаптации ребенка к условиям
школьного обучения требуется организация специальной программы,
включающей в себя следующие направления работы: работа с родителями,
работа с педагогами, работа с детьми. Предполагаемый результат программы:
благоприятная и быстрая социально-психологическая адаптация
первоклассников к обучению в школе.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Процесс социальной адаптации является составной частью социализации. Социализация служит для обучения, а адаптация – изменения того, чему научили. Социум навязывает индивидам определенные социальные роли, но их принятие, выполнение или отрицание всегда обусловлено личностным характером. Социальная адаптация детей имеет свои определенные уровни социальной адаптации: общественный, групповой и индивидуальный.
Для малыша поступлению в дошкольное образовательное заведение всегда сопутствуют определенные психологические трудности. Такие трудности появляются вследствие того, что родительское чадо переходит из привычной для него семейной обстановки в условия дошкольного заведения. Обстановка дошкольных учреждений может казаться малышу несколько специфичной. Ведь детский сад является особым микросоциальным мирком, который условиям семьи не может быть противопоставлен. К таким специфическим особенностям детских дошкольных учреждений следует отнести продолжительное пребывание в одном месте довольно большего числа сверстников одновременно, что ведет к росту вероятности инфицирования и быстрому утомлению детей.
Следующей специфической особенностью можно считать определенные педагогические приемы в подходах к малышам, которые провоцируют сковывание проявления индивидуальности детей. При неправильном воспитании это может привести к негативным реакциям и проявлениям со стороны детского поведения. Новая социальная обстановка требует от детей соответствующих такой обстановке форм поведения.
Способность субъектов модифицировать собственное поведение в соответствии изменениями социальной среды называется социальной адаптацией.
Понятие адаптация дословно означает приспособление. Способностью приспосабливаться к меняющейся обстановке обладают все живые существа на планете. Это универсальное явление. Так, например, растения адаптируются к почве и климату, а животные к среде обитания.
Для наиболее оптимального и комфортного существования организма создаются определенные условия благодаря свойствам адаптации. Если индивид полностью здоров, обладает хорошей эмоциональной реакцией, доволен собственной жизнью, то такое состояние называется физиологической адаптацией. Однако при возникновении необходимости какого-либо изменения, участвующие в этом системы начинают трудиться более интенсивно, ведь любое переустройство реакций требует усиление процессов напряжения. Например, когда индивид поднимается вверх, у него учащается дыхание и ускоряется сердцебиение. Такое состояние называется напряженной адаптацией. В случае такой перестройки, если при этом не наблюдается превышение возможностей адаптационных механизмов, то эта перестройка и вызванное ею напряжение приведут к следующему уровню физиологической адаптации, другими словами вызовут реакции, наиболее оптимально отвечающие потребностям конкретной ситуации.
В ходе превышения адаптационного потенциала функциональные системы принимаются трудиться в неблагоприятных нагрузках, что будет являться формой патологической адаптации. Типичным проявлением патологии адаптации считается болезнь. Стрессовые состояния возникают вследствие превышения возможностей адаптационных механизмов. В соответствии с тем, какая система организма более заинтересована в стрессовых реакциях, можно выделить болевой, эмоциональный или психический стресс.
Итак, каким образом формируются у малышей способности к адаптационным процессам? В какой мере это качество является врожденным, а что завоевывается в ходе развития? Ярчайшим проявлением биологической адаптации является рождение малыша. Переход из внутриутробного существования к внеутробному требует от крохотного человеческого организма перестройки коренным образом деятельности всех его стержневых систем, таких как система кровообращения, пищеварения, дыхания. К моменту рождения перечисленные системы должны обладать возможностью осуществления функционального преобразования, другими словами должен иметься в наличии соответственная врожденная степень готовности адаптационных инструментов. Здоровый новорожденный малыш обладает должной степенью готовности и довольно быстро адаптируется к бытию во внеутробной обстановке.
Система адаптационных механизмов аналогично другим функциональным системам продолжает собственное формирование и совершенствование на протяжении многих лет постнатального онтогенетического развития. У ребенка непосредственно после рождения формируется возможность к социальному адаптационному процессу постепенно по мере овладения ребенком окружающей его социальной обстановкой. Зарождение возможности к адаптации, с одной стороны, проистекает одновременно с развитием функциональной системы нервной деятельности, а с другой, тесно связано с выработкой поведенческих реакций, типичных для условий семьи.
Итак, для малыша меняются абсолютно все ключевые параметры среды, когда он зачисляется в детское учреждение. Все дети могут совершенно по-разному переносить сложности, связанные с эмоциональным напряжением в ходе приспособления к условиям детского дошкольного заведения. Здесь можно выделить легкий адаптационный процесс, средней тяжести и тяжелый.
Что такое адаптация к школе
Проблема школьной адаптации находится на стыке ряда наук (психология, педагогика, социология, медицина). Говоря о школьной адаптации, мы будем рассматривать ее как психолого-педагогический феномен.
- само понятие адаптации относится к биологии и означает приспособление организма к изменяющимся окружающим условиям. По определению В. И. Долговой, адаптация – процесс и результат внутренних изменений, внешнего активного приспособления и самоизменения индивида к новым условиям существования;
- для человека это процесс усвоения норм и ценностей, сменившихся условий, обязанностей и требований.
Школьная адаптация – процесс принятия и усвоения ребенком социальной ситуации школьного обучения, своего нового статуса (школьник) и новых систем взаимодействия («ребенок – учитель», «ребенок – сверстник»); выработки новых средств поведения.С точки зрения психологии школьную адаптацию можно охарактеризовать 4 специфическими критериями:
- освоение ребенком новой социальной ситуации в единстве ее компонентов;
- принятие новой социальной позиции и статуса, отражающегося во внутренней позиции школьника;
- освоение новых форм и средств социального взаимодействия в возникших системах «ученик – учитель», «ученик – ученик»;
- дифференциация отношений «ребенок – взрослый», целенаправленная перестройка всего жизненного уклада ребенка (инициатор и управляющий – взрослый).
А. Л. Венгер выделил 3 уровня школьной адаптации (низкий, средний, высокий) и следующие компоненты школьной адаптации: отношение к школе, интерес к учебной деятельности, поведение, положение в классе (смотрите таблицу ниже).
Уровень адаптации | Характеристика ученика |
---|---|
Низкий | Отрицательное или индифферентное отношение к школе; отсутствует интерес к учебе; нередко нарушает дисциплину, игнорирует задания, нуждается в направлении и контроле родителей и учителя; не имеет друзей, знает некоторых одноклассников по именам |
Средний | Положительно относится к школе; легко справляется с основным материалом; соблюдает дисциплину, выполняет поручения; дружит с одноклассниками |
Высокий | Положительно относится к школе; усваивает быстро и легко даже дополнительный материал; проявляет инициативу в классных делах; лидер класса |
Первый день ребёнка в детском саду – крайне важный социальный этап в жизни маленького человека. Это один из тех моментов, которые могут повлиять на дальнейшее психологическое развитие ещё не сформированной личности.
Социальная адаптация в коллективе сверстников предполагает включение ребенка в сложную систему отношений, что требует от него перестройки его поведения и структуры деятельности.
В этой работе должны быть задействованы все, кто будет окружать ребёнка – педагогический коллектив, детский психолог и обязательно его родители.
Задача родителей – подготовить ребёнка к посещению детского сада. Это крайне важная и ответственная задача, потому что в детском саду ребёнок попадает в совершенно другую атмосферу, другую социальную среду, сталкивается с совершенно новыми и незнакомыми ему до сих пор проблемами и задачами.
Часто основным вопросом, волнующим родителей по поводу посещения детского сада, становится то, чтобы ребенок ходил в садик без слез и истерик. Но отправиться утром в садик без капризов – это только половина дела, важно еще позаботиться о социальной адаптации в детском саду. Всё-таки, большинство родителей хотят, чтобы у ребенка не было проблем с адаптацией в дальнейшей взрослой жизни.
Что такое социальная адаптация в детском саду? По сути, это то, насколько хорошо у ребенка получается влиться в детский коллектив и найти в нем свое место. Роль родителей в этом сложном вопросе очень важна, ведь они должны многому научить своего ребёнка. Вот наиболее важные вопросы, которые должны поставить перед собой родители, занимаясь подготовкой ребёнка к детскому саду:
1. Необходимо научиться видеть в своём ребёнке самостоятельную личность, осознать, что ребенок – это не только часть вас, это другой человек, который имеет свои психологические особенности и характер.
2. Учить ребёнка самостоятельности, поощрять проявления инициативы и самостоятельности. Научить ребёнка самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, самостоятельно следить за своей гигиеной.
3. Объяснить ребенку, как вести себя в конфликтных ситуациях. Детские ссоры неизбежны и ребёнок должен быть к ним готов. Он должен понимать, что тоже может являться причиной ссоры, что не всегда может быть прав. Научить ребёнка основам хорошего и доброжелательного отношения с другими детьми.
4. Больше дел делайте вместе в кругу семьи, желательно всем составом семьи – прогулки, игры, уборка и т. п. Это научит ребёнка работе в команде, значительно ускорит социальную адаптацию в детском саду и безусловно улучшит внутреннюю атмосферу в вашей семье.
5. В выходные дни старайтесь придерживаться распорядка дня детского сада, чтобы по понедельникам у ребёнка не было лишнего стресса.
6. Развивайте у ребёнка интерес к групповым играм и получению новых знаний.
7. Разделяйте вместе с ребёнком первые трудности, которые неизбежны во время адаптации ребенка к детскому саду. Как можно чаще хвалите за любое достижение, а если вас огорчают его поступки, постарайтесь как можно спокойнее сказать ему об этом в корректной форме.
8. Чаще разговаривайте с ребёнком, спрашивайте, как складываются отношения с воспитателями и другими детьми.
9. Укрепите иммунную и нервную системы ребенка посредством закаливания, водных процедур, контрастного душа, спортивных занятий.
10. Помните, что адаптация ребенка к детскому саду всегда связана со стрессом и дополнительной нагрузкой на психику. Это может проявляться в виде депрессии (эмоциональная подавленность, могут появиться различные страхи (многие дети просто бояться оставаться без вас, кто-то боится, что вы за ними не придёте). У некоторых детей на фоне стресса иногда проявляется гнев. Кроме того, стрессовые реакции могут приводить к снижению и угасанию познавательной деятельности и даже сопровождаться регрессией речи. Могут произойти изменения темперамента, двигательной активности (причём в обе стороны, снижение аппетита. Задача родителей – понимать сложность данных процессов и соответственно, помогать своим детям в их решении. Зачастую, по причине перенесения стресса, снижается иммунитет ребёнка, он становится более уязвим к простудным и инфекционным недугам. В психологической практике есть достаточно распространенное явление, называемое «бегством в болезнь». Оно влечет за собой наиболее частые заболевания именно в первый месяц посещения детского сада. Это не означает, что ребенок простудился нарочно, чтобы не посещать детский сад или что за ним так плохой уход со стороны воспитателей – это достаточно сложный и плохо управляемый психологический процесс.
11. Создавайте для ребёнка положительный образ детского сада. Безусловно, в частных случаях, вы можете быть чем-то недовольны, но вы должны понимать, что польза детского сада в вопросе социализации ребёнка велика и перевешивает индивидуальные негативные моменты, к которым часто относится то, что ребёнок болеет в детском саду (особенно в первое время) или вы не согласны с педагогической манерой воспитателей. Конечно, вы должны (и имеете полное право) выражать своё мнение по последнему вопросу, но нельзя это делать в присутствии ребёнка, чтобы не вызвать у него отрицательных эмоций по отношению к детском саду в целом.
12. Принимайте участия во всех делах и мероприятиях детского сада. Будьте социально активнее. Ваша помощь очень важна, потому что никто не может знать вашего ребёнка лучше, чем вы.
Как правило, на адаптационный период приходятся первые 3-4 месяца посещения сада.
Главное то, что детский сад даёт ребёнку возможность искать и находить свое место в коллективе, учиться строить отношения со сверстниками.
Адаптация ребенка к детскому саду: советы психолога
Обычно адаптация сопровождается стрессом, и родители могут помочь ребенку справиться с ним.
Итак, какие способы позволят это сделать?
- Попытайтесь понять, какие аспекты мешают комфортной адаптации. Зачатую проблема лежит на поверхности: достаточно спросить у ребенка напрямую. Бывает и так, что родителям приходится столкнуться с рядом скрытых сложностей. Если адаптация затянулась, необходимо проконсультироваться с психологом.
- Важно осознавать, какие эмоции могут появиться у ребенка в период адаптации, чтобы нейтрализовать отрицательные и усилить положительные. Среди отрицательных наиболее ярко выражаются: гнев, обида, страх. В числе положительных: любознательность, удовлетворение чувством самостоятельности.
- В первые недели желательно ограничить пребывания ребенка в саду тремя часами. Увеличивайте интервал неспешно. Всегда говорите ребенку, когда вы придете, чтобы он не ощущал себя покинутым. Не проявляйте беспокойство при прощании: оно передастся вдвойне. Будьте расслаблены, шутите.
- Позволяйте малышу брать в сад любимые игрушки. С их помощью он ощутит связь с домом. Может помочь еще одна хитрость: пусть в сад его отводит не мама или папа, а другой член семьи, к которому он не так сильно привязан. В таком случае первые минуты в группе пройдут не так болезненно, как после расставания с мамой.
- Переживайте вместе с малышом новый для него период. Спрашивайте о подробностях прошедшего дня. Вас должно интересовать все: с кем он играл, что узнал, что ему понравилось и чем он недоволен. Ребенку важно ощущать ваше внимание и поддержку. У него не должно возникнуть ощущения, что он предоставлен сам себе.
- Незадолго до сна поговорите с ребенком о планах на завтра. Напомните о том, что завтра он вновь пойдет в сад, подбодрите его, дайте задание поиграть с какой-то детсадовской игрушкой или дайте другое «задание», которое ему следует выполнить в саду.
Технология социальной адаптации предполагает использование специальных методов, формирующих у человека правовую основу сознания, активность, стрессоустойчивость, коммуникабельность, ответственность, самостоятельность, самоорганизованность и навыки самоконтроля.
Дополнительная информация. По мнению известных педагогов, самыми эффективными методами формирования социальной адаптации являются положительный пример взрослых, методы трудового воспитания, убеждение, разъяснение, анализ поведения литературных персонажей. Родители могут способствовать этому процессу, предоставляя ребенку самостоятельно прибираться в своей комнате, выполнять посильные обязанности по дому.
Полная социальная адаптация складывается из следующих видов этого процесса:
- Управленческая адаптация – это умение создавать комфортную обстановку дома и на рабочем месте. Этот вид преобразования окружающей действительности помогает человеку лучше понять и освоить широкий спектр социальных ролей, научиться получать удовольствие от работы и приносить пользу обществу.
Адаптация к школе в 5 классе
Кризис середины школы для многих приходит неожиданно, поскольку наибольшие тревоги связаны с началом обучения. Сложности, которые возникают в 5 классе, связаны с переходом из начальной школы в среднюю, физиологическими и психологическими изменениями, связанными с вступлением в пубертат, появлением множества учителей, предметов, кабинетов, а также с необходимостью завоевания нового авторитета. Ребенок испытывает значительный стресс в связи с тем, что теперь его знания будет оценивать не один привычный учитель, а несколько разных в соответствии с предметами. Психологически это так же трудно, как и оказаться первый раз в школе. В 5-м классе снова ломаются привычные стереотипы, подвергаются сомнению выработанные успешные стратегии поведения и отношений в классе.
Часто именно в 5 классе может меняться внутренняя структура взаимоотношений детей. Лидерами становятся те, кто таковыми являются по природе, а не те, кто больше нравился учителю. Появляется возможность проявить себя в каком-то одном предмете без влияния оценок другого. На первый план в этот период для ребенка выходят:
- межличностные отношения;
- установка собственного авторитета;
- поиск собственного «Я» и его социальная реализация.
Однако это не значит, что учеба становится абсолютно неинтересной. Наоборот, переживания относительно своей успеваемости могут приобретать очень большой вес, но не каждый подросток начнет это демонстрировать, поскольку приоритетом является мнение класса. Данные личностные изменения нельзя предотвратить, можно только постоянно оставаться доступным для своего ребенка, чтобы тот в любой момент мог обратиться за советом.
Преодолеть новые перемены в образовательном процессе могут помочь родители – заранее рассказать, как теперь будет выглядеть обучение, показать, какие плюсы ребенок получит от этого. Возможны варианты знакомства с каждым преподавателем отдельно, если это будет снижать тревогу.