Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Конспект для одной темы: Земельный налог и арендная плата за землю-2023». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Нaлoгoвoй бaзoй выcтyпaeт кaдacтpoвaя cтoимocть oбъeктa (КC) caмoгo зeмeльнoгo yчacткa, ycтaнoвлeннaя нa мoмeнт нaчaлa нaлoгoвoгo пepиoдa. B cooтвeтcтвии co cт 391 НК PФ, нaлoгoвый пepиoд нaчинaeтcя c пepвoгo янвapя. Cooтвeтcтвeннo, имeннo c этoй дaты и пpoиcxoдит pacчeт зeмeльнoгo нaлoгa нa кoнкpeтный 3У. Cтoит oтмeтить, чтo oцeнкa кaдacтpoвoй cтoимocти пpoиcxoдит c yчeтoм изнoca oбъeктa и динaмики цeн.
Кaк paccчитaть нaлoг нa зeмлю: нaлoгoвaя бaзa
Нoвый yчacтoк — этo зeмeльный yчacтoк, кoтopый был oбpaзoвaн в тeчeниe нaлoгoвoгo пepиoдa. Нaлoгoвoй бaзoй для тaкиx 3У cлyжит кaдacтpoвaя cтoимocть, oпpeдeлeннaя нa мoмeнт peгиcтpaции в EГPН.
Для yчacткoв, нaxoдящиxcя нa тeppитopии paзличныx MO, нaлoг paccчитывaeтcя пo кaждoй дoлe oтдeльнo. Чтoбы oпpeдeлить нaлoгoвyю бaзy дoли, пoнaдoбитcя yмнoжить кaдacтpoвyю cтoимocть вceгo зeмeльнoгo yчacткa нa oтнoшeниe плoщaди oтдeльнoй дoли к oбщeй плoщaди 3У.
Ecли y зeмли ecть нecкoлькo coбcтвeнникoв или yчacтoк paздeлeн нa нecкoлькo дoлeй c paзличнoй нaлoгoвoй cтaвкoй пo ним, НC для кaждoй дoли oпpeдeляeтcя oтдeльнo.
Ставки земельного налога
Налог на земельный участок в 2022 году зависит от ставки. Ставка должна быть утверждена муниципальными властями, но она не может быть выше 0,3% кадастровой цены физической территории. Поэтому земельный налог и кадастровая стоимость взаимосвязаны. Но ограничение касается не любой земли, а только участков некоторых типов:
- Что находятся в ограниченном обороте из-за использования их в таможенных нуждах или в обороне.
- Имеющие сельскохозяйственное назначение (сельхозпроизводство).
- Находятся в жилищном фонде, инфраструктуре ЖКХ и т.п.
- Участки, что предназначены под личное подсобное хозяйство, садоводство, дачи и не только.
Как и кому выплачивать арендную плату за земельные паи?
Земельный пай является недвижимостью и на него необходимо оформить собственность. Тогда владелец участка получит возможность распоряжаться им свободно и извлекать прибыль. Как правило, распоряжение участком заключается в передаче его в аренду крупным землепользователям.
Соответственно, сторонами в правоотношениях являются частный собственник территории и ее арендатор. Такая форма отношений означает необходимость заключения между сторонами договора об аренде. Следовательно, пользователь должен будет перечислять плату владельцу за обработку его территории.
Таким образом, арендатор должен регулярно производить выплаты арендной платы за территорию, которую он использует. Данная процедура происходит в соответствии с положениями заключенного между сторонами договора. В нем отражается порядок выплаты и ее размер.
При этом выплата может осуществляться в денежном эквиваленте или же в натуральном выражении, то есть в получении сельскохозяйственной продукции.
ФСБУ 25/2018 и земли для геологоразведки
Стандарт не применяется в отношении земельных участков, которые передаются в аренду или субаренду для геологоразведки. Правило актуально для всех сторон договора. Если арендатор по первичному договору указанной деятельностью не занимается, но сдает землю в субаренду геологоразведочной компании, стандарт учета не применяется всеми сторонами: арендодателем, арендатором, субарендатором.
Нередко в субаренду сдается часть участка. Если субарендатор занимается геологоразведкой, а арендатор – нет, договор считается комбинированным. В отношении учета субаренды земли ФСБУ 25/2018 не применяется. Аренда остальной части участка учитывается в обычном порядке, как раз с использованием норм и правил упомянутого стандарта.
Как учитывать аренду и субаренду участка для геологоразведки? Используйте МСФО (IFRS) 16.
В договоре аренды может указываться переменная и фиксированная плата. Первая определяется порядком формирования стоимости земли. Обязательство по аренде и ППА для ФСБУ 25/2018 формируют не все переменные платежи. Это касается, например, арендной платы по размеру ставки инфляции или по кадастровой стоимости. Учитывается такая плата в текущих расходах.
Переменные платежи, рассчитанные по кадастру, не формируют ППА, поскольку они не указаны в перечне платежей, которые формируют состав арендных платежей (ФСБУ 25/2018 п. 7). Кадастровая стоимость устанавливается государством. И арендные переменные платежи, исходящие из такой оценки, не считаются рыночными.
Важно: также не формируют ППА переменные платежи, рассчитанные из ставки за единицу площади.
Прямые нормы по учету переменных платежей по кадастру в ФСБУ 25/2018 отсутствуют. Соответственно, возможны другие варианты учета. Если тема актуальна, запросите консультацию профильного специалиста!
Размер арендной платы за земельный пай
Очевидно, что размер выплаты напрямую зависит от площади переданного в аренду участка. Чем больше пай, тем выше будет арендная плата за его эксплуатацию.
Кроме того, гражданским законодательством установлена свобода договорных отношений. Поэтому, конкретные размеры могут быть любыми и определяются по результатам согласования выплаты между сторонами. При этом минимальный размер арендной платы за земельный пай не установлен.
Вместе с тем, арендная выплата может устанавливаться в процентном отношении к стоимости самого участка. Условия, сколько процентов составляет арендная плата за земельные паи, определяются местными властями. По сложившейся практике, размер выплаты не превышает 5% от кадастровой цены территории.
Сроки уплати аренды за землю 2022
Когда объект находится в долевой собственности, оплата делится на всех собственников пропорционально долям, как и на имущественный налог . Если участок относится к землям населенных пунктов, ставки зависят от региона и целей использования.Сумма земельного налога исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующих ставок земельного налога. Налоговая база земельного налога определяется в размере кадастровой стоимости земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных ст.
Использование льготных систем налогообложения не освобождает юрлиц от обязанности уплачивать налог на землю, которая принадлежит им на правах собственности. Земельный налог носит местный характер и вводится в действие законодательными актами на муниципальном уровне (п.
В соответствии с ГК РФ по договору аренды обязанность арендодателя по отношению к арендатору состоит в предоставлении последнему имущества в пользование, а обязанность арендатора — во внесении платежей за пользование этим имуществом. кодекс РФ относит арендную плату к существенным условиям договора аренды участка.
Владельцы земельных наделов — лица, владеющие ими на правах бессрочного пользования, пожизненно унаследованного владения, собственности, — обязаны перечислять в бюджет налог на землю. В 2022 году доходы от сдачи физическим лицом имущества в аренду облагались НДФЛ по минимальной ставке 7,5% исходя из суммы арендной платы, установленной договором. Однако по недвижимости и автотранспорту они должны были быть не ниже сумм, рассчитанных исходя из минимальных ставок арендной платы.
* 0,3% * 11/12 = 24750 рублей. Значение 11/12 является коэффициентом учета полных месяцев владения недвижимостью. Общее количество таких месяцев за отчетный период равняется 11, так как право собственности оформлено в конце января (соответственно, январь не может приниматься за полный месяц).Важно: лица, использующие землю на правах безвозмездного пользования либо по арендному договору, не могут быть признаны налогоплательщиками, соответственно, обязательств по уплате земельных налогов перед государством не имеют.Отчет об использовании сумм страховых взносов на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников подается одновременно с 4-ФСС (п.
Переход на новые принципы исчисления арендной платы на базе кадастровой стоимости земельного участка позволит более точно отражать стоимость земли. В настоящее время основным параметром, влияющим на размер арендной платы, является вид деятельности арендатора, и практически не учитывается стоимость самого земельного участка.
Арендная плата за землю в 2017 году выплачивается сельскохозяйственным производителем, который взял земельный надел для работы на нём в аренду в силу того, что не захотел или не смог его купить. Как происходит взимание платы и что нового ожидать в 2017 году.
- заповедные территории, национальные парки, ботанические садовые участки;
- научные организации, пользующиеся землей в экспериментальных и исследовательских целях;
- физические лица и организации, занятые народным промыслом;
- организации социального сервиса, искусства, образовательные и здравоохранительные учреждения;
- лица, получившие в арендное пользование нарушенные земли, требующие рекультивации и др.
Куда перечислять налог с арендной платы за земельный участок (пай), выплачиваемой физлицу
Нередко случается, что земельные участки, которые арендуются сельхозпредприятиями у граждан, расположены на территории разных местных громад (объединенных громад). Эти громады могут располагаться как в пределах одного района, области, так и в других областях. Каждая из этих громад имеет в своем распоряжении собственный бюджет, из которого и осуществляется финансирование ее расходов. Понятно, что в таком случае каждая громада имеет целью получить как можно больше поступлений в собственный бюджет в связи с использованием ресурсов (имущества), которые находятся на территории громады и принадлежат ей или членам такой громады. Имуществом членов громады являются, в том числе, земельные участки, которые принадлежат физлицам и предоставляются в аренду сельхозпредприятиям. Из доходов в виде аренды арендаторами удерживается НДФЛ, который местные громады и пытаются получить в свой бюджет.
Давайте разберемся, как правильно перечислять НДФЛ арендатору – налоговому агенту в случае, если земельные участки, которые им арендуются у физлиц, находятся на территории иных местных громад, нежели та, на которой такой арендатор фактически находится или где зарегистрирован его налоговый адрес.
Земельный налог или арендная плата?
В налоговом законодательстве четко закреплено, что плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Важно четко знать, что юридическим основанием для взимания земельного налога является наличие правоустанавливающих документов, которые подтверждают зарегистрированные в установленном порядке указанные права.
Не платят земельный налог организации и физические лица за земельные участки, находящиеся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданные им по договору аренды, то есть арендаторы (ст. 388 гл. 31 «Земельный налог» НК РФ). Отсутствие подписанного договора аренды, а также документов, подтверждающих уплату арендных платежей, само по себе не влечет признание арендатора плательщиком земельного налога при наличии фактических арендных отношений между собственником земельного участка и арендатором. Этот вывод подтверждает судебная практика (например, Постановление ФАС Поволжского округа от 11 декабря 2008 г. по делу N А12-8999/2008). Арендаторы платят арендную плату.
Арендные платежи за землю пп. 10 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса отнесены к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Возможна ситуация, когда необходимо переоформить и зарегистрировать новый договор аренды того же земельного участка, например, в связи с утверждением его новых границ. С формально юридической точки зрения вносить арендную плату в период между расторжением и оформлением нового договора аренды земли арендатор не обязан. Но не исключено, что арендатор продолжает платить арендную плату. Встает вопрос, что ему делать с понесенными расходами и как их рассматривать с точки зрения налогообложения прибыли.
В Письме Минфина России от 6 марта 2008 г. N 03-03-06/1/152 сделан вывод, что обязательным условием учета расходов в виде арендных платежей за арендуемый земельный участок является государственная регистрация такого договора. Следовательно, расходы в виде арендных платежей за земельный участок, договор аренды которого расторгнут, не учитываются при налогообложении прибыли начиная с даты расторжения договора. На основании п. 1 ст. 252 Налогового кодекса такие расходы нельзя признать обоснованными (экономически оправданными) и документально подтвержденными.
Земельный налог при аренде земельных участков: кто и сколько? Предоставляются ли льготы по арендной плате за земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, лицам, освобожденным от уплаты земельного налога
Является земельный участок. Для определения его границ существует специальная документация, карты и планы. Наиболее точная информация о земельном участке находится в .
Размер налога на землю определяется финансовым доходом владельца или пользователя, полученным с этого участка, а также плодородностью участка, его расположением и другими факторами. Налог на участки сельскохозяйственного назначения зависит от качества земли, размера общей площади и местонахождения.
Юридическое лицо самостоятельно рассчитывает размер земельного налога, если это не относится к сельскохозяйственным участкам. Существует специальная формула, согласно которой можно высчитать размер налогообложения.
Размер налогообложения (Рн) несельскохозяйственного участка нужно рассчитать по такой формуле:
Рн=Сн*К1*К2*Оп , где:
- Сн — существующая ставка налога (за 1 м2 участка) с учетом размера города и экономического района;
- К1- коэффициент увеличения это ставки в курортных районах;
- К2 — коэффициент увеличения ставки налога в связи со статусом города, где располагается участок;
- Оп- общую площадь земли (в квадратных метрах).
Налоговая ставка не должна превышать 0,3% если земля:
- используется в сельском хозяйстве;
- задействована в жилищном фонде, а также куплена с целью строительства жилищного комплекса;
- приобретена для личного пользования, огородничества, выращивания цветов или растений, разведения хозяйства.
Во всех других случаях налоговая ставка составляет 1,5%. Она определяется муниципальными органами в законодательных актах.
Процент исчисляется от стоимости участка, указанной в кадастровом паспорте.
Налогоплательщики, у которых есть льготы, могут представить соответствующие документы в налоговую инспекцию, которая находится в районе расположения участка.
Налогообложение бывает таких видов:
- земельный налог;
- арендная плата.
Понижающие коэффициенты
Определен порядок применения понижающих коэффициентов к арендной плате за земельные участки (их части), на которых расположены возведенные после 1 января 2019 г. юридическими лицами капитальные строения (здания, сооружения), их части (п. 20 Положения № 160).
Площадь земельного участка (его части), приходящаяся на капитальные строения (здания, сооружения), их части, для применения коэффициентов определяется путем:
– деления общей площади земельного участка на общую площадь всех капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, расположенных на этом земельном участке,
– умножения полученного значения на общую площадь капитальных строений (зданий, сооружений), их частей в части площади, приходящейся на земельный участок (его часть), в отношении которого применяется понижающий коэффициент.
Исчисление арендной платы с применением понижающих коэффициентов производится юридическими лицами с 1-го числа первого месяца квартала, следующего за кварталом, на который приходится дата истечения годичного, двухлетнего, трехлетнего или четырехлетнего периода соответственно с даты приемки в эксплуатацию возведенных капитальных строений (зданий, сооружений), их частей.
Исключается возможность применения юрлицами понижающих коэффициентов к размеру ежегодной арендной платы за земельные участки (их части), на которых расположены возведенные после 1 января 2019 г. капитальные строения (здания, сооружения), их части и принятые в эксплуатацию на основании решений местных исполнительных и распорядительных органов о принятии самовольных построек в эксплуатацию (п. 6 Указа № 160).
Гражданам, за сданный в аренду земельный пай, необходимо отчитаться о доходах
• земельные участки резидентов СЭЗ независимо от их целевого назначения, расположенные в границах СЭЗ (за исключением земельных участков, предоставленных во временное пользование и своевременно не возвращенных в соответствии с законодательством, самовольно занятых) (подп.5.2 п.5 ст.383 НК).
Государственное учреждение культуры получает субсидии из бюджета, но не является бюджетной организацией. На основании подп.1.9 п.1 ст.239 Налогового кодекса Республики Беларусь учреждение применяет льготу по земельному налогу. Оно сдает в аренду коммерческим организациям часть своих помещений, расположенных на земельном участке, освобожденном от земельного налога, сроком на дни и часы в пределах одного календарного месяца. При этом на 1-е число месяца у учреждения нет площадей в аренде. Как учреждению культуры уплачивать земельный налог?
Решения местных исполнительных комитетов, администраций свободных экономических зон об увеличении размера арендной платы за земельные участки, принятые в соответствии с частью одиннадцатой настоящего подпункта, не распространяются на:
Арендная плата за земельные участки, предоставленные для ведения коллективного садоводства, дачного строительства, уплачивается гражданами путем внесения ее садоводческим товариществам, дачным кооперативам, осуществляющим прием и перечисление в бюджет такой платы.
- 0,015% — за участки земли, предназначенные для постройки многоквартирных жилых домов
- 0,05% — за участки земли, предназначенные для постройки одноквартирных блокированных домов, стоянок авто, гаражной застройки, разведение сада и(или) огорода
- 0,36% — за участки земли, предназначенные строительства общественных и бизнес-объектов
- 3% — за участки земли, предназначенные для строительства автозаправок
Получателями платы за землю являются местные исполнительные комитеты. Они же, являясь по сути арендодателями, наравне с местными распорядительными органами власти могут в рамках своих компетенций осуществлять повышение или снижение базовой арендной ставки, устанавливаемой один раз в год.
То есть как в прошлом году, так и в текущем плательщиками платы за землю в части арендной платы будут выступать субъекты хозяйствования и физические лица — граждане, которые арендуют землю государственной и коммунальной собственности, то есть берут землю напрокат у органов местного самоуправления (п. 288.2 НКУ).
Если лицо арендует землю частной собственности у обычного юридического или физического лица, то оно не является плательщиком платы за землю. Такие лица просто платят арендодателю указанную в договоре арендную плату и не переживают по поводу подачи декларации по плате за землю.
Земельный налог и оплата за аренду земли
Основные принципы определения платы по установлению российского правительства:
- Предсказуемость. Органы государственной власти, местного самоуправления нормативно (правовыми актами) закрепляют особенности ценовой политики.
- Стабильность. При переоформлении прав на землю не допускается превышение размера платы более чем в два раза относительно земельного налога.
- Защита. При социально значимой деятельности арендная оплата фиксируется наравне с земельным налогом.
Размер налога за землю зависит от экономического положения страны, отдельно взятого региона и географического положения.
Арендную плату можно рассчитать на основании двух важных показателей:
- Географическое расположение арендуемого земельного участка. Рассматриваются природные зоны: земли сельскохозяйственного назначения юга страны значительно дороже аналогичных участков северных районов. Учитываются расположения вблизи экономически развитых городов. В Подмосковье плата за аренду земельного участка в 4 раза дороже, чем в других пригородах.
- Ценность земельного участка. В зависимости от целевого назначения каждый тип земли имеет свои показатели ценности.
Основные параметры:
- ценность для строительства и инженерных решений;
- социальная значимость;
- экономическая роль;
- природные особенности;
- ценность в историческом и архитектурном плане.
Арендная стоимость формируется от назначения земли.
Стоимость под строительство торговой площади или жилого дома выше оплаты аренды земли сельскохозяйственного назначения.
Условия аренды земельного участка у государства или физического лица отличаются. Государство ориентируется при назначении цены арендной платы на местоположение, назначение участка, а также учитывает планы города.
Частник, как арендодатель, ценовую политику ведёт, учитывая собственные интересы. Если территория привлекательна по разным показателям для арендаторов (удобное расположение, подведённые коммуникации), цена назначается выше.
Законодательными органами государства сформированы разные виды арендной стоимости участка:
- кадастровый,
- нормативный,
- рыночный.
Есть параметры, которые определяют ценовую политику при определении кадастровой стоимости:
- Характеристика состояния земли;
- Дата, когда ввели в Росреестр;
- Транспортная инфраструктура;
- Инженерная инфраструктура;
- Экологическая обстановка;
- Региональная привязка. Каждый регион имеет определённый коэффициент по учётным параметрам;
- Инвестиционная привлекательность.
После инвентаризации земельный участок прикрепляется к кадастровому номеру. На карте отмечается место расположения участка. Определяется категория.
Арендную плату определяет корректирующий коэффициент от кадастровой стоимости участка:
- Гражданину (организации), имеющему налоговые привилегии или освобождённому от уплаты земельного налога, назначается 0,01% . Если земля не используется из-за ряда причин, при передаче в аренду оценивается таким же коэффициентом;
- При использовании арендной земли для ЛПХ или развития сельского хозяйства назначается 0,6 %;
- Аренда земли для реализации взаимовыгодного проекта между частником и государством — 1 %;
- Аренда на основании п. 5 ст. 39.7 ЗК РФ – 1,5 %;
- Аренда участка для пользования недрами земли – 2 %.
Кадастровую стоимость земельного участка можно узнать на сайте Росреестра по кадастровому номеру участка.
Постановление Правительства РФ от 15.03. 1997 г. № 319 регулирует порядок определения нормативной стоимости надела.
Цена формируется из характерных особенностей:
- по качеству,
- местоположению,
- доходности
- и самоокупаемости земли
за расчётный период.
Нормативная цена нужна:
- для экономического расчёта при передаче в собственность надела,
- оформлении дарственной
- и выполнение других операций, где земля является капиталом владельца.
Органам местного самоуправления дано право решением на 25% менять нормативную цену в сторону повышения или понижения. По отношению рыночной цены нормативная не может превышать 75 процентов.
Если не определена кадастровая стоимость арендуемого надела, оформляется налогообложение по нормативной цене.
При сделках продажи применяется рыночная стоимость надела, которая не может быть ниже кадастровой. Независимые оценщики определяют рыночную цену земельного участка. Также и владелец может установить свою цену. Существует сравнительный, доходный и затратный метод определения цены.
Изучаются объявления на сайтах, в средствах массовой информации цены аналогичных участков. Определяется средняя цена, которая и определит рыночную стоимость определённого надела.
Прогнозируется, какой доход можно получить от надела, если использовать по целевому назначению. Инфраструктура, перспектива развития окружающей среды увеличат рыночную стоимость.
Подсчитываются затраты, которые предполагаются для освоения земли и возведения строений. Рассматриваются и прогнозируемые доходы. Разница между доходами и затратами и есть рыночная цена земельного участка.
Цены в зависимости от арендодателя отличаются. В аренду можно брать у государства и у частника. Расчёт совершается по разным формулам.
За земли государственной собственности исчисляется по формуле: АП = Цк * k.
Примечание:
- АП – размер арендной платы (земельного налога);
- Цк – кадастровая стоимость;
- k – корректирующий коэффициент.
За земли частной собственности действует формула расчёта: АП = Цр * k.
Примечание:
- АП – арендная плата за один год;
- Цр – рыночная цена земли;
- k – ставка рефинансирования центрального банка.
Иногда право на аренду приобретается на торгах, конкурсах. В таких случаях расчёт арендной платы ведётся по разработанной схеме площадки этого мероприятия.
Для определения размера арендной платы в случае передачи земли во временное пользование физическим лицом используется утвержденная формула.
Арендная плата за земельный пай — размер выплаты
Действующее законодательство РФ не запрещает сторонам арендных отношений включать в договор условие об обязанности арендатора компенсировать арендодателю затраты, связанные с уплатой обозначенного налога. Поясним.
В соответствии с ч. 1 ст. 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. Согласно пп. 5 ч. 2 данной статьи арендная плата устанавливается за все арендуемое имущество в целом или отдельно по каждой из его составных частей в виде, в том числе, возложения на арендатора обусловленных договором затрат на улучшение арендованного имущества. Стороны могут предусматривать в договоре сочетание указанных форм арендной платы или иные формы оплаты аренды. В части 1 ст. 424 ГК РФ сказано, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предписанных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т. п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Таким образом, в гражданско-правовых отношениях цена договора определяется соглашением сторон договора, если закон не требует иного. Но если сумма компенсации земельного налога имеет прямое отношение к сдаче земельного участка в аренду (то есть фактически связана с оплатой аренды участка), ее следует рассматривать в качестве дополнительной платы по договору аренды. Значит, с точки зрения уплаты НДС компенсация квалифицируется как денежная сумма, связанная с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), и учитывается в базе при налогообложении.
Реализацией товаров, работ или услуг признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу (п. 1 ст. 39 НК РФ).
При определении облагаемой базы выручка от реализации определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами (п. 2 ст. 153 НК РФ).
По общему правилу налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 105.3 НК РФ (п. 1 ст. 154 НК РФ). Проще говоря, базой для исчисления НДС является стоимость товаров (работ, услуг), рассчитанная на основании указанных в договоре цен, без учета налога.
Кроме того, п. 8 ст. 154 НК РФ установлено, что в зависимости от особенностей реализации товаров (работ, услуг) налоговая база определяется в соответствии со ст. 155 – 162 НК РФ. А в пп. 2 п. 1 ст. 162 закреплено, что облагаемая база по НДС увеличивается на суммы, связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Получается, что сумма компенсации земельного налога подлежит включению в базу по НДС, так как:
- является составной частью арендной платы;
- прямо связана с оплатой аренды земельного участка.
Добавим: АС МО в Постановлении от 05.05.2016 № Ф05-5070/2016 по делу № А40-144005/2015 пришел к выводу, что арендодатель обязан исчислить и уплатить в бюджет НДС с денежных средств, полученных от арендатора земельного участка в виде возмещения расходов по уплате земельного налога. Более того, выводы кассационной инстанции были поддержаны судьей Верховного суда. В Определении от 12.08.2016 № 305-КГ16-10312 (по данному делу) указано, что возмещение арендодателю сумм земельного налога, который налогоплательщик в соответствии с законом обязан уплачивать в бюджет за свой счет, представляет собой экономическую выгоду в размере сумм земельного налога, компенсируемых арендатором. А раз так, дополнительная плата в виде компенсации затрат арендодателя на уплату земельного налога в силу ст. 39, 153, 154 и 162 НК РФ подлежит учету в базе по НДС.
Таким образом, если цена в договоре аренды в соответствии со ст. 614 ГК РФ включает в себя не только арендную плату за использование земельного участка, но и компенсацию расходов на уплату земельного налога, то обложению НДС в равной степени подлежит и арендная плата (ст. 146 НК РФ), и сумма обозначенной компенсации (п. 2 ст. 162 НК РФ), так как возмещаемая сумма земельного налога представляет собой экономическую выгоду. Подобная квалификация указанной компенсации (см. Определение ВС РФ № 305-КГ16-10312), на наш взгляд, является экономически корректной.
Пример
В соответствии с условиями договора аренды арендатор возмещает арендодателю затраты, связанные с уплатой земельного налога. Так, авансовый платеж за II квартал 2016 года в размере 143 524 руб. был возмещен арендатором в августе 2016 года.
Сумму компенсации земельного налога арендодатель в силу пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ должен включить в базу по НДС.
Согласно п. 1 ст. 167 НК РФ моментом определения налоговой базы, если иное не предусмотрено п. 3, 7 – 11, 13 – 15 настоящей статьи, является наиболее ранняя из следующих дат:
- день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
- день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
Следовательно, арендодатель должен учесть обозначенную сумму компенсации в облагаемой базе за III квартал 2016 года и уплатить налог по сроку 20.10.2016. С полученной компенсации НДС исчисляется по расчетной ставке 18/118 (п. 4 ст. 164 НК РФ).
В описанной ситуации размер налога к уплате в бюджет составит 21 894 руб. (143 524 руб. х 18/118).
При этом счет-фактура при увеличении базы по НДС в порядке, установленном ст. 162 НК РФ, оформляется в одном экземпляре (п. 18 Правил ведения книги продаж[2]).