Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Законодательство о госслужбе РК». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
В действующем законодательстве достаточно четко установлены организационно-правовые формы осуществления государственной гражданской службы и ограничен круг лиц, имеющих статус госслужащих. Эти граждане принимают непосредственное участие в управлении страной.
Кто не относится к госслужащим в Российской Федерации
Учитывая, что спектр возможных профессий госслужащих крайне широк, а также учитывая существование множества сходных понятий, часто возникает различная путаница относительно того, кто все же является участником системы государственной службы и органов, а кто не является таковым с точки зрения закона. И во многом легче заранее определить, кто не относится к госслужащим в принципе в России. А это:
-
Работники региональных властей и муниципальных органов. Несмотря на то, что муниципальные служащие обладают статусом во многом тождественным госслужащим, они с точки зрения юридической системы не являются государственными служащими, так как в первую очередь они представляют не все государство в целом, а конкретные регионы.
- Трудящиеся государственных предприятий. В Российской Федерации есть множество стратегических предприятий, управление которыми через владение контрольным пакетом осуществляет Российская Федерация как государство. В то же время работники таких компаний не обладают дополнительными социальными гарантиями и не считаются госслужащими в принципе.
- Судьи. Лица, занимающиеся отправлением правосудия в Российской Федерации, не являются госслужащими. Они относятся к обособленной категории лиц, обладающими иными принципами правового регулирования. Однако, лица, которые обеспечивают обслуживание работы судебного аппарата, уже считаются государственными служащими.
- Работники бюджетных учреждений. Более подробно о том, чем госслужащие отличаются от бюджетников, и почему это не одно и то же — можно будет прочитать далее. В целом следует понимать, что работа в бюджетном учреждении не делает из человека государственного служащего.
Кто является госслужащим в России?
Статья 10. Федерального закона от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О системе государственной службы Российской Федерации» дает четкое определение государственным служащим.
К госслужащим относятся сотрудники, которые работают в:
Должности государственной гражданской службы создают на основании указов Президента РФ, федерального законодательства, актов субъектов РФ.
Все должности государственных служащих условно подразделяют на пять основных групп:
Сюда входят как высшие руководители государства, так и их помощники. Им присваивают чины действительных государственных советников.
К госслужащим относятся те специалисты, которые работают в госорганах федерального или регионального уровня. Заработную плату им выплачивают из федерального или регионального бюджета. Госслужащие могут быть военные и гражданские.
Так, по закону к гражданским госслужащим относят:
Ограничения Условия и порядок принятия на госслужбу, а также требования к гражданским служащим установлены в ФЗ № 79. В 16 статье этого нормативного акта закреплены определенные ограничения.
На госслужбу не могут приниматься субъекты:
Прочие ограничения могут предусматриваться федеральными законами.
Они установлены в 15 статье ФЗ № 79. В обязанности госслужащего входят:
Соблюдение положений Конституции, ФКЗ, иных федеральных законов и нормативных актов и обеспечение их выполнения.
Исполнение должностных обязанностей согласно регламенту.
Выполнение поручений руководителей, данных в рамках их полномочий. В должностном регламенте устанавливается перечень лиц, чьи распоряжения должен исполнять служащий. Вместе с тем должностное лицо вправе не выполнять поручение, носящее явно противоправный характер.
Соблюдение интересов и прав организаций и граждан при исполнении обязанностей по службе.
Поддержание уровня квалификации, необходимого для надлежащей реализации поставленных задач. Данная обязанность корреспондирует с правом госслужащего на повышение квалификации, стажировку, профессиональную переподготовку.
Соблюдение служебного распорядка госоргана, утвержденного руководителем.
Сохранение конфиденциальности информации, отнесенной к тайне, охраняемой законодательством, и сведений, которые стали известны при исполнении обязанностей, в том числе данные, затрагивающие достоинство и честь граждан и касающиеся их жизни и здоровья. За разглашение такой информации предусмотрены не только дисциплинарные взыскания, но и уголовное наказание.
Бережное отношение к государственному имуществу, материальным ценностям, предоставленным служащему для исполнения обязанностей.
Предоставление в установленном законом порядке сведений о себе и членах семьи. Речь, в частности, о декларации. В отчет включаются сведения обо всем имуществе, находящемся в собственности. Декларации о доходах госслужащих размещены на официальных сайтах соответствующих министерств и ведомств.
Сообщение о выходе из гражданства РФ, приобретении гражданства иностранного государства.
Соблюдение ограничений, выполнение предписаний, установленных ФЗ № 79.
Сообщение руководителю о личной заинтересованности, которая может повлечь конфликт интересов, и принятие мер по его предотвращению.
Список необходимых требований
Условия для принятия на госслужбу:
- достаточное образование;
- владение навыками, которые нужны для выполнения служебных обязанностей;
- наличие стажа;
- владение умениями, которые необходимы для той или иной должности.
Руководители и их помощники обязательно должны иметь высшее образование, специалисты могут ограничиться только бакалавриатом, а простые работники – средним или профессиональным образованием.
По такой же системе предъявляются требования к стажу:
Для руководителей и специалистов | Более 4 лет. |
Для менеджеров среднего уровня | Больше 2 лет. |
Обеспечивающие работники | Могут быть приняты на должность без стажа работы. |
Ранее, в советские времена, не было разграничений на государственных служащих и просто служащих. Представленные понятия обладали схожим правовым статусом – этому свидетельствовали и специализированные документы, в которых указывалось место работы и социальное положение в качестве рабочего, крестьянина или служащего. Следовательно, в представленную категорию включали всех, кто не подходил в прочие категории. Сюда попадали не только работники госучреждений, но и учителя, военные, врачи и даже некоторые работники других отраслей негосударственных структур.
Важно! Все общественные организации, профсоюзы и партийные люди относились к служащим.
В отдельные периоды отдельные представители науки пытались дать определение государственным служащим. Особо часто это возникало на фоне реформ конца 50-х годов прошлого столетия. Многочисленные попытки зачастую сводились к необходимости разделения понятия на узкую и широкую трактовку. В общем смысле в представленную категорию служащих относятся работники умственного труда, которые относятся к государственному управлению. Сюда относятся управленческие органы, армия, учреждения образования, медицина и так далее.
Важно! В узком профиле под представленным понятием необходимо определить профессионального управленца, который работает в органах властных структур.
Современный служащий наделен целым рядом прав, которые регламентируются трудовым законодательством. ГС могут требовать соответствующих условий работы для исполнения поставленных перед ними задачами. Чтобы выполнять обязательства и полностью соответствовать правовому регламенту, последних должны ознакомиться с документацией, где внесены критерии работы.
Важно! Все работники государственной службы обладают правами на отдых, который регламентирован законодательством. Это перерыв в виде отпуска, а также выходные дни. В некоторых случаях предусматриваются каникулы в соответствии с праздничными датами.
Зарплата рассчитывается на основании ФЗ-79, а также других нормативных актов. Все позиции относительно начисления прописываются в контрактных отношениях. В некоторых случаях служба связывается с работой с секретными данными. При взаимодействии с государственной тайной необходимо подписать соответствующий документ о неразглашении. Это гарант получения доступа к важной документации для проработки и принятия к работе.
Государственный служащий: понятие, виды
Государственный служащий – гражданин Российской Федерации, занимающий государственную должность, наделенный соответствующими правами и обязанностями, осуществляющий функции государственного органа на возмездных началах.
В соответствии с принципом разделения властей существуют государственные служащие, замещающие должности в органах государственной власти: представительной, исполнительной, судебной, иных органах.
В зависимости от наличия специальных полномочий характера государственной службы выделяются гражданские государственные служащие и милитаризованные государственные служащие (военнослужащие, сотрудники милиции, ФСБ и т. д.).
Какие профессии относятся к служащим?
Служащие – это такие профессии, с которыми мы сталкиваемся каждый день и повсеместно. Так что это вовсе не про воинскую службу или органы охраны и правопорядка. Множество из работников сами относятся к служащим, но об этом либо не знают, либо предпочитают называть себя иначе.
Примеры служащих есть в школе, на предприятиях, в промышленности, на транспорте, в медицине, да и, пожалуй, в любой отрасли можно найти работника, который относится к этой категории.
Какие должности относятся к служащим на предприятии?
Раньше к таковым относились работники, не имеющие высшего образования, в круг обязанностей которых входило в прямом смысле обслуживание организации или населения.
Сегодня классификация не настолько категорична и к служащим относятся и агенты по снабжению, и экспедиторы, и секретари. Кассиров, диспетчеров, помощников руководителей, как правило, тоже относят к служащим.
Так что служащий персонал организации – это целая плеяда работников, удерживающих бизнес на плаву. Быть таким работником отнюдь не стыдно, а иногда даже и престижно.
Какие категории относятся к служащим?
На рынке труда существуют разные категории персонала: руководители, специалисты, служащие и рабочие. У каждого свои функции и сфера ответственности. С точки зрения официального определения, к служащим категориям относятся работники, чей труд нефизический, а сфера деятельности связана с промышленностью, торговлей и сферой услуг. Но не все так однозначно. Нередко можно быть представителем сразу 2х категорий.
Кто относится к другим служащим?
Каждое предприятие обязано вести учет своих работников, составляя соответствующую ведомость. И, конечно, в структуре организации каждый работник относится к той или иной категории. Кто-то является руководителем, кому-то присваивается статус специалиста, а кто-то является служащим с приставкой «другие». Кто такие другие служащие, кто к ним относится?
Четкого правила нет, поэтому это могут быть любые работники, чей труд связан с оформлением документации, работой с информацией, контролем и учетом. Таких профессий очень много и перечислить их все вряд ли возможно.
В качестве ярких примеров: делопроизводитель, который работает с документами и осуществляет делопроизводство организации является служащим и мерчендайзер магазина, скорее всего, тоже, а вот администратор того же магазина может быть уже «другим служащим».
А еще к категории служащих можно отнести, например, кладовщика, работающего на складе, но, при этом, старшего смены, который осуществляет контроль в том числе и за работой кладовщика уже могут обозначать как рабочего или того самого другого служащего. Точный ответ на вопрос всегда можно посмотреть в общероссийском классификаторе профессий, но часто это решение остается за работодателем.
Кто такие руководители: специалисты, служащие или рабочие?
Руководителей принято отделять от любой другой категории работников, поскольку у них более высокий статус и более высокая зона ответственности. Поэтому в официальной структуре организации он всегда будет находиться на высшей ступени и никогда не попадает в категорию специалистов, служащих или рабочих.
Но на самом деле руководители тоже могут быть служащими, поскольку и они тоже работают с информацией, контролируют деятельность предприятия, подписывают и оформляют документацию, осуществляют учет финансовых показателей. Так что, пусть в официальных документах организации начальник – это всегда руководитель, но по факту даже тут бывают исключения.
Разница между рабочим и служащим
Пожалуй, самое важное, чем отличается служащий от рабочего – это какой вид работ он осуществляет: физический или интеллектуальный. Если в деятельности работника преобладает физический труд, он с высокой вероятностью относится к рабочим. Если же больше приходится прилагать усилий не физического, а интеллектуального характера, он скорее всего служащий. При этом, важно отличать, например, военнослужащих, чей труд может быть физическим от просто служащих.
Также разница между рабочим и служащим существует и в полученном образовании. Чтобы называться служащим, как правило, нужно образование не ниже среднего профессионального, а для статуса рабочего это может быть вообще не важно или достаточно будет пройти краткосрочные курсы обучения.
Раньше разница между служащими и рабочими была и в уровне дохода. Доход первых был выше. Сегодня рабочие нередко зарабатывают даже больше топ-менеджеров и уж точно не меньше служащих.
Функции государственной службы
Люди, работающие в системе государственной службы, должны осуществлять определённые функции. В частности:
- правомерная. Заключается в том, чтобы правильно распределить и отрегулировать исполнение возложенных полномочий;
- правообразующая – создание и развитие правовой государственной системы, нормативных актов, верное их трактование со стороны уполномоченных лиц;
- регулятивная – развитие и выполнение принятой государством политики в рамках исполнения основных принципов на всех уровнях власти и общественной жизни;
- организационная – реализация компетентности и правомерности госорганов всех уровней;
- правовая – разработка системы мероприятий, их внедрение и реализация для всецелого обеспечения прав российских граждан, и одновременное исполнение их обязанностей.
Государственные служащие всех ветвей и уровней власти должны исполнять эти функции в полном объёме, но с учётом специфики своей деятельности в рамках вида службы.
Кого не примут на государственную службу
Есть установленный список ограничений, при наличии которого кандидат не будет принят на госслужбу. Это:
- наличие полной или частичной недееспособности, установленной судом;
- наличие непогашенной судимости и запрета на занимание определённых должностей;
- наличие определённых заболеваний, что подтверждается медицинскими документами. Полный список «запретных» диагнозов прописан в Постановлении РФ и региональных законах;
- отказ оформлять допуск к информации, которая является закрытой, к гостайне и секретным данным;
- отказ от гражданства РФ и приобретение гражданства другого государства;
- подача документов с заведомо ложными сведениями;
- наличие близкого родственника на той должности, которую кандидат собирается получить. Данное обстоятельство работает также при замещении должностей по вертикальной ветви подчинённости;
- отказ от предоставления данных о собственном имуществе или предоставление заведомо ложных сведений;
- утрата доверия со стороны нанимателя по причинам, выявленным в соответствии с Законом № 79-ФЗ;
- непрохождение срочной службы в рядах ВС РФ без уважительных на то оснований.
Все группы делятся по принадлежности к федеральным или региональным структурам власти. К высшей группе относятся те, которым присвоен в пределах группы классный чин действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3 класса. Чин присваивает президент РФ.
Служащим в структурах госслужбы субъекта РФ в пределах группы присваивается классный чин действительный государственный советник субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3 класса. Присвоение чина для этого вида осуществляется правительством РФ.
В других органах федеральной исполнительной власти чин присваивается руководителем федерального госоргана.
Эта категория включает в себя такие должности, как помощник президента Российской Федерации, заместитель руководителя администрации президента Российской Федерации — пресс-секретарь президента Российской Федерации.
Как правило, служащие, занимающие их, относятся к администрации президента, Совета безопасности РФ и аналогичным структурам власти.
Профессия «госслужащий» считается престижной и высоко оплачиваемой, хотя в среднем по стране зарплата госчиновника находится в пределах 35-45 тысяч рублей в месяц. Но разброс в этой сфере достаточно велик: опытные руководители на высоких постах получают значительно больше молодых специалистов.
В структуру заработной платы государственного служащего входят:
- должностной оклад;
- ежемесячная надбавка за стаж, которая увеличивается в зависимости от выслуги лет;
- надбавка за особые условия работы или работу с государственной тайной;
- надбавка за классный чин;
- премия;
- материальная помощь при оформлении отпуска.
Кроме того, люди, работающие на государство, имеют ряд льгот:
- бесплатную медицинскую помощь в специализированных центрах;
- оплачиваемый отпуск с увеличением его продолжительности;
- оформление детей в дошкольные учреждения без очереди;
- возможность получить субсидию для покупки собственного жилья;
- компенсацию затрат на бензин, если работа предполагает использование своего авто;
- бесплатное повышение квалификации;
- повышенную пенсию и сохранение ряда гарантий для пенсионеров госслужбы.
Такой подход к стимулированию работников обеспечивает низкую текучесть кадров и стабильную работу всей системы.
Описание и характеристика профессии
Итак, кто такие госслужащие? Это сотрудники федеральных и региональных органов власти, которые выполняют функции государства в разных сферах. Вся государственная служба страны подразделяется на военную и гражданскую. Основной признак чиновника – выплата ему заработной платы из государственного или регионального бюджета. Военнослужащим платят зарплату из бюджета Министерства обороны.
Основными местами работы госслужащих выступают:
- Администрация Президента;
- Правительство РФ;
- Государственная Дума;
- Совет Федерации;
- министерства и различные федеральные ведомства;
- органы местного самоуправления;
- государственные корпорации;
- силовые ведомства (прокуратура, ФСБ, суд, полиция).
Граждане чаще всего в жизни сталкиваются с обычными чиновниками, то есть сотрудниками государственной гражданской службы. Их должности могут создаваться на основании федерального законодательства, указов Президента или актов субъектов Российской Федерации.
Все должности госслужащих в России делятся на 5 групп. Чтобы разобраться, что это за группы и кто к ним относится, рассмотрим этот реестр по возрастанию:
- Младшая. Сюда относятся сотрудники, обеспечивающие работу государственных органов (курьеры, секретари). Таким работникам присваивается классный чин «секретарь госслужбы РФ».
- Старшая. Включает в себя, кроме обеспечивающих работников, еще и специалистов ведомств. Здесь сосредоточены менеджеры средней руки, имеющие чин «референт госслужбы».
- Ведущая. В эту группу, кроме специалистов, входят руководители, их заместители и помощники. Таким сотрудникам присваивается чин советника.
- Главная. К данной группе относят специалистов центральных органов власти и руководителей. Чин – государственный советник.
- Высшая. В эту группу входят высшие руководители государства, а также их помощники. Они имеют чин действительного государственного советника.
В зависимости от того, какое место занимает та или иная должность в этой иерархии, сотруднику устанавливается заработная плата.
Список профессий госслужащих в России очень широк, он включает в себя, кроме чиновников органов исполнительной власти и муниципальных органов, еще и сотрудников полиции, судов, МЧС, санэпидслужбы. Все эти работники обеспечивают исполнение функций государства в рамках действующего законодательства.
Даже во времена зарождения первых государств были нужны люди для выполнения важных функций: сбора налогов, создания законов, обслуживания правителя. Изначально это были не профессионалы, а царедворцы, при этом должности нередко передавались по наследству. Со временем для исполнения служебных обязанностей потребовалось быть специалистом в каком-либо вопросе.
История российской профессиональной государственной службы берет свое начало в XV-XVII веках – в эпоху централизации страны. В 1722 году Петр I утвердил Табель о рангах. Согласно этому основополагающему документу все чины служащих подразделялись на три группы: воинские, гражданские и придворные. Еще через полвека для чиновников было введено постоянное денежное жалование. Минусом документа являлось заметное преимущество представителей дворянства перед другими сословиями.
В XIX веке активно нарабатывалась законодательная база, регулирующая бюрократию в Российской империи. Была введена зависимость должностей от уровня образования, установлен минимальный возраст поступления на службу (14 лет) и право на отпуск. В советские времена деятельность служащих регулировалась многочисленными юридическими актами, в основном отраслевой направленности. И только в 1995 году был принят Федеральный закон «Об основах государственной службы РФ», который дал определение понятия, установил принципы деятельности госслужащих, перечень категорий должностей и требования к ним.