- Торговое право

Приватизация муниципальных унитарных предприятий плюсы и минусы в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Приватизация муниципальных унитарных предприятий плюсы и минусы в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Более того, по результатам проведенных Росимуществом совещаний с 55 федеральными органами исполнительной власти, в которых также принимали участие представители Экспертного совета при Правительстве РФ, были консолидированы предложения ФОИВ по целевым функциям для 100% ФГУП. Однако при этом министерства и ведомства настаивают на сохранении 155 предприятий в форме ФГУП. Более того, количество предприятий, которые отраслевые ведомства предлагают преобразовать в бюджетные учреждения и казённые предприятия, за прошедший год возросло с 79 до 247, а в отношении 194 предприятий, уже включённых в программу приватизации, предлагается принять иные решения.

  • В составе имущества унитарного предприятия могут находиться объекты, которые не подлежат приватизации:это имущество, изъятое из оборота; это объекты социальной, культурной инфраструктуры муниципалитета и объекты жилищно-коммунального хозяйства. Поэтому возникают сложности на этапе определения, какие объекты имущественного комплекса подлежат передаче в частные руки, а какие нет.
  • Приватизация – это процесс, предусматривающий отчуждение имущества у органов власти и поступление средств от приватизации в доход соответствующего бюджета. Все процедуры оценки и аудита имеющегося имущества и финансового состояния реорганизуемого предприятия нацелены на то, чтобы дать объективную оценку стоимости имеющегося в управлении МУП муниципального имущества. Таким образом, процедура «разгосударствления» осуществляется на возмездной основе.
  • Процесс передачи имущества из собственности государства в частные руки законодательно регламентирован, кроме того, на уровне муниципального образования принимаются нормативные акты, определяющие эту процедуру. Для начала, решение о приватизации должен принять орган местного самоуправления. Далее весь процесс включает в себя несколько последовательных шагов – это оценка и аудит имущества, уведомление общественности, кредиторов предприятия, информирование налоговой инспекции о проводимой деятельности по смене организационно-правовой формы. Все эти шаги четко регламентированы на уровне муниципалитета и требуют времени.
  • При приватизации у унитарных предприятий отчуждаются земельные участки, которые находились на праве постоянного пользования или аренды, и земельные участки, на которых размещены объекты недвижимости, входящие в состав приватизируемого имущества.
  • При реорганизации муниципального унитарного предприятия к вновь созданному ООО переходят все права и обязанности преобразованного МУП в соответствии с передаточными актами.

Сколько занимает процесс приватизации

Если говорить о сроках, то приватизация МУП – достаточно долгий процесс, который может занять многие месяцы, а то и годы. Чтобы максимально сократить период реорганизации, закон устанавливает четкие ограничения по времени процедуры:

  • Информация о приватизационной программе публикуется местными органами власти в Интернете ежегодно до 1 марта.
  • Уведомление налоговых служб о переходе к реорганизации должно осуществляться руководителем предприятия в срок не более 3 дней.
  • Передача результатов инвентаризации и утверждение промежуточного баланса производятся по истечению времени, которое отведено кредиторам на предъявление претензий. Срок исчисляется от даты публикации сообщения и составляет 30 дней.
  • Регистрация в налоговых органах – 5 дней.

Еще какое-то время может понадобиться на оформление права собственности на сооружения, передаваемые хозяйственному обществу. Этот период варьируется в зависимости от типа недвижимости и способа подачи заявления.

Если вы хотите, чтобы процесс преобразования прошел максимально быстро, приглашаем воспользоваться услугами компании ООО «АКРУС». Мы несем полную ответственность за результаты своей работы и гарантируем, что приватизация МУП с нашей помощью будет выполнена оперативно и на высоком профессиональном уровне.

Приватизация муниципальных унитарных предприятий плюсы и минусы в 2022 году

Особенностями обладают акционерные общества, созданные на базе реорганизованных колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, а также крестьянских (фермерских) хозяйств, обслуживающих и сервисных предприятий для сельскохозяйственных производителей, которые должны определяться отдельными федеральными законами. Поскольку таковые до сих пор не приняты, совместный Пленум Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ своим Постановлением разъяснил, что до принятия и введения в действие соответствующих федеральных законов акционерные общества агропромышленного комплекса действуют на основании правовых актов Российской Федерации, принятых до введения в действие Закона об акционерных обществах. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 апреля 1997 г. N 4/8 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах»//Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, N6, 1997, п.1

Унитарное предприятие при приватизации обязательно должно преобразоваться в открытое акционерное общество в случае, если размер имущества подлежащего приватизации унитарного предприятия превышает минимальный размер уставного капитала открытого акционерного общества. Открытое акционерное общество, созданное путем преобразования унитарного предприятия, становится правопреемником этого унитарного предприятия. Размер уставного капитала такого общества определяется в порядке, предусмотренном ст.11 Закона о приватизации, а требования устава должны соответствовать ст.11 Закона об акционерных обществах. До первого собрания акционеров руководитель государственного или муниципального унитарного предприятия, преобразованного в открытое акционерное общество, назначается директором (генеральным директором) этого общества.

Решение о приватизации

Подготовительным этапом приватизации является подготовка прогнозного плана (программы) приватизации федерального (муниципального) имущества. На его основе собственник имущества (публично-правовое образование) принимает решение о приватизации. В нем указываются (п. 2 ст. 14 Закона о приватизации):

  • состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия;
  • перечень объектов (в том числе исключительных прав), не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия.

Примечание. Согласно п. 1 ст. 11 Закона о приватизации состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия определяется в передаточном акте. Именно на основании этого документа все права и обязанности преобразованного ГУП (МУП) переходят ОАО (п. 4 ст. 58 ГК РФ). Передаточный акт составляется на основе данных инвентаризации унитарного предприятия, аудиторского заключения, документов о земельных участках и правах на них.

При подготовке решения о приватизации осуществляются следующие мероприятия (п. 6 Письма Минимущества России от 06.06.2002 N АБ-2/10099):

  • инвентаризация имущества и обязательств. Оценка выявленных инвентаризацией неучтенных объектов производится с учетом рыночных цен, при необходимости — на основании отчета об оценке, составленного в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»;
  • составление промежуточного баланса и его аудиторская проверка. Промежуточный баланс и иные отчетные документы унитарного предприятия составляются в объеме и по формам годовой бухгалтерской отчетности.

При необходимости оформляются план земельного участка и документы на иные объекты недвижимости (и исключительные права). Согласно п. 1 ст. 28 Закона о приватизации приватизация зданий без одновременной приватизации земельных участков, на которых они расположены, не возможна (кроме земель, изъятых из оборота или ограниченных в обороте). При приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий переходят в частную собственность земельные участки:

  • находящиеся у унитарного предприятия на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды;
  • занимаемые объектами недвижимости, входящими в состав приватизируемого имущественного комплекса унитарного предприятия, и необходимые для использования этих объектов.

Также на данном этапе закрепляется способ приватизации унитарного предприятия, поскольку преобразование ГУП (МУП) в ОАО не является единственным вариантом отчуждения имущества из государственной (муниципальной) собственности. К примеру, приватизация возможна посредством продажи имущества на аукционе, путем проведения конкурса, публичного предложения и т.д., исчерпывающий перечень способов приватизации приведен в ст. 13 Закона о приватизации. Если при приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия размер уставного капитала, определяемого по правилам ст. 11 Закона о приватизации, превышает минимальный размер уставного капитала ОАО (согласно ст. 26 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» он равен 100 000 руб.), то приватизация осуществляется только путем преобразования. В связи с этим одним из ключевых моментов при подготовке решения о приватизации являются:

  • расчет балансовой стоимости подлежащих приватизации активов унитарного предприятия;
  • определение размера уставного капитала, количества и номинальной стоимости акций (состава совета директоров и ревизионной комиссии, устава общества).

Формирование передаточного акта

В акте указываются все виды подлежащего приватизации имущества (в том числе здания, строения, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукция, права требования, долги, права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги, и другие исключительные права) и их балансовая стоимость. Также в передаточном акте фиксируются сведения о земельных участках, подлежащих приватизации, и размер уставного капитала, количество и номинальная стоимость акций.

Передаточный акт подписывается принимающей стороной (единоличным исполнительным органом) только после регистрации ОАО (п. 29 Письма Минимущества России от 06.06.2002 N АБ-2/10099).

Пример 1. Согласно прогнозному плану на 2009 г. МУП «Жилцентр» включено в состав предприятий, имущественный комплекс которых подлежит приватизации. По состоянию на 31.03.2009 (с учетом результатов инвентаризации и аудиторской проверки) составлена промежуточная отчетность предприятия. Все имущество, находящееся в хозведении МУП «Жилцентр», отчуждается в собственность ОАО «Жилцентр». Кроме того, сверх указанного имущества обществу передаются земельные участки. Их совокупная кадастровая стоимость равна 500 тыс. руб.

Депутаты согласились на приватизацию, пообещав контролировать реорганизацию МУПов

Как пояснил председатель депутатской комиссии по бюджету, местным налогам и муниципальной собственности Игорь Климов, для приятия решения по МУПам, которые заняты в организации детского питания, была создана специальная рабочая группа с администрацией.

— Не могу сказать, что комиссия на 100 процентов осталась удовлетворена полученными ответами на возникающие вопросы. Во всяком случае, администрация пыталась дать исчерпывающие ответы. Принятие решения можно откладывать ещё на некоторое время, но есть федеральный закон, который обязывает до конца 2024 года провести приватизацию или реорганизацию муниципальных предприятий. Если будем откладывать до последнего, в дальнейшем придется использовать скоропомощные методы, а в такой сфере, как детское питание, они недопустимы, — заявил депутат.

Игорь Климов подчеркнул, что имуществом МУПов продолжит управлять муниципалитет, сохранят силу и все заключённые контракты.

— На сегодняшний день МУПы заключили контракты на обеспечение детским питанием до 2025 года. То есть до этого срока, перезаключения контрактов не должно быть. Будет полная правопреемственность, — уточнил депутат.

При этом он акцентировал внимание на том, что экономические проблемы, которые есть у сегодняшних МУПов не решатся сами собой после их превращения в акционерные общества.

— Обращаем внимание администрации на то, что это социально значимое направление. Сегодня в городе школьным питанием охвачено около 62 тысяч учащихся, и все решения, которые будут приниматься, должны быть скоординированы и просчитаны. А мы заслушаем, как будет проходить процесс реорганизации, — заявил Климов.

  • При проведении приватизации будет проведена ревизия всего имущества, принадлежащего унитарному предприятию. Акт, сформированный по итогам проведения ревизии, должен пройти аудиторскую проверку. Соответственно, совершение этих действий будет исключать возможность хищения муниципального имущества, и предприятие пройдет многоуровневую проверку до смены организационно-правой формы.
  • При преобразовании МУП в ООО, вновь создаваемое общество с ограниченной ответственностью может соответствовать требованиям закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в котором определены критерии отнесения хозяйственных обществ к субъектам малого и среднего предпринимательства. Это или количество его сотрудников, или прибыль за последние 3 года, или остаточная стоимость его средств. Таким образом, ООО может претендовать на меры государственной поддержки, оказываемой субъектам малого и среднего предпринимательства, как то: получение микрофинансовых займов, субсидирование процентных ставок по кредитам, полученным в банках, информирование и консультирование по актуальным вопросам ведения предпринимательской деятельности.
  • Вновь созданное ООО имеет возможность привлекать дополнительные средства для развития своей деятельности, это прежде всего инвестиционные средства.
  • ООО может перейти на упрощенную систему налогообложения, соответственно, снизить налоговую нагрузку, направив средства на свое развитие. Кроме того, при переходе на «упрощенку» становится менее сложным взаимодействие с проверяющими органами – сокращается количество отчетных документов, направляемых в различные инстанции.
  • В случае если общество с ограниченной ответственностью не применяет специальный налоговый режим, у него имеется возможность уменьшать налог на прибыль за счет списания убытков прошлых лет текущими доходами.

Условия для преобразования

Прежде всего, имущество, которое вы хотите приватизировать, нужно зафиксировать в передаточном акте. Обязательно нужно провести ревизию всего имущества, которое имеется в МУП. При этом отметим, что муниципальное унитарное предприятие – компания коммерческого типа и права собственности на закрепленное имущество она не имеет.

После того как ревизия будет проведена, акт, составленный по ее результатам, должны проверить аудиторы. Это позволяет предотвратить возможное хищение имущества.

Также специалисты по аудиту проверяют, насколько правильно выставлена стоимость балансового имущества, отданного в руки частников.

Доход, который поступит в соответствующий бюджет от приватизации объекта, должен быть равен стоимости объекта в реальности.

✅ Разница между государственным и муниципальным имуществом

Собственность государства может находиться в ведении федеральных и местных органов власти. Различие между государственным и муниципальным имуществом имеет принципиальное значение.

В первом случае распорядителем выступает федеральный орган (например, Министерство обороны РФ – по отношению к общежитиям для военнослужащих и их семей).

Если имущество передано муниципалитету, собственником может быть местная администрация. Пример – жилье по договору социального найма.

Для наглядности рассмотрим разницу в сводной таблице:

Критерий сравнения Государственное имущество Муниципальное имущество
Субъект права Граждане Российской Федерации, государственные органы Жители конкретного муниципального образования, муниципальные органы власти (например, города Химки)
Объект права Все виды имущества Имущество, находящееся в ведении муниципалитета, за исключением федеральной собственности
Основания для приобретения прав • Федеральные законы;
• Разграничение собственности на земельные участки;
• Положения Гражданского кодекса;
• Передача имущества из федеральной собственности.
• Федеральные законы, а также локальные акты местных органов власти;
• Установление правового режима земли;
• Положения Гражданского кодекса;
• Передача государственного имущества в распоряжение муниципальных властей.
Особенности распоряжения Свободное распоряжение имуществом в рамках законодательства РФ Государственные органы ограничивают право муниципалитета распоряжаться имуществом

На основании утвержденного Правительством РФ прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества принимается решение об условиях приватизации имущественного комплекса ФГУП.

Подготовка и принятие решений об условиях приватизации осуществляются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 9 июля 2002 г. N 512.

Решения об условиях приватизации принимаются Правительством РФ, Минимуществом России либо по поручению Министерства — его территориальным органом.

В целях организации подготовки и принятия решения об условиях приватизации конкретного ФГУП Минимущество России издает распоряжение, которым определяет структурные подразделения центрального аппарата и (или) территориальные органы, ответственные за подготовку решения об условиях приватизации ФГУП, и территориальные органы, уполномоченные принять такое решение.

Подготовка решений об условиях приватизации предусматривает определение состава имущества, подлежащего приватизации, способа его приватизации и нормативной цены, а также иных необходимых для приватизации имущества сведений. Для этого необходимо проведение следующих мероприятий.

Что значит унитарное предприятие

Унитарным предприятием называется коммерческая организация, имущество которой полностью неделимо. Форма собственности предусмотрена для различных госструктур и муниципальных образований. Официальное название всегда должно содержать отсылку к учредителю.

Главной и явной отличительной особенностью является указание в уставе лица, которое полностью владеет всем имуществом (государственные структуры или муниципальные управления). Следовательно, само предприятие не владеет своим имуществом как собственник частного бизнеса. Вверенное имущество такому юридическому лицу находится в доверительном управлении.

Собственниками имущества УП может быть: Российская Федерация, субъект РФ, конкретный орган местного самоуправления.

Примеры унитарных предприятий в России

ГУП осуществляют свою деятельность в совершенно различных отраслях. Перед их созданием правительство проверяет право от той или иной структуры на создание УП. Например в транспортной сфере: дорожные организации, которые занимаются укладкой и обслуживанием дорог, придорожных зон.

В сфере муниципальных организаций — жилищно-коммунальные хозяйства и иные обслуживающие предприятия.

Заводы и фабрики — отдельная сфера применения указанной формы собственности. Здесь весь ее потенциал проявляется максимально. Так как, данные предприятия перерабатывают сырье, производят различные товары, в том числе товары стратегического назначения, а также обслуживают население.

Наиболее известными унитарными предприятиями в России являются ФГУП «Почта России», ФГУП «Мосфильм», ФГУП «Гознак»

*упомянутые в текстах организации, признанные на территории Российской Федерации террористическими и/или в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о запрете деятельности. В том числе:

«Мы уже нахлебались, и достаточно много раз, когда приходил частник. Надеялись на то, что сейчас вот он починит все теплотрассы и водопроводы. Нет! Частник приходит с одной целью — извлечь прибыль. Там, где мы продали все котельные, — там тепла уже давно нет. Собственников нет. Все брошено на произвол судьбы. Больше всего пострадают муниципалитеты, у которых и так ничего нет, а у них отбирают последнее — воду, канализацию, электроэнергию», — негодует первый зампред думского комитета по экономической политике Николай Арефьев.

В разговоре с Daily Storm коммунисты также рассказали, что уже послали президенту Владимиру Путину и председателю правительства Дмитрию Медведеву телеграммы с обоснованием необходимости отказа от ликвидации ГУПов и МУПов.

Признаны террористическими организациями :«Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»),«Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Движение Талибан», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), Джебхат ан-Нусра (Фронт победы)(другие названия: «Джабха аль-Нусра ли-Ахль аш-Шам» (Фронт поддержки Великой Сирии), Всероссийское общественное движение «Народное ополчение имени К. Минина и Д. Пожарского», Международное религиозное объединение «АУМ Синрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph)

Преобразование МУП в ООО

Он основывается на акте инвентаризации, аудиторском заключении, земельных документах и содержит информацию обо всем приватизируемом имуществе МУП, а также о размере и номинальной доле учредителя ООО. Передаточный акт подписывается руководителем МУП, с одной стороны, и руководителем ООО, с другой.

Нужно составить промежуточный бухгалтерский баланс и оформить документы на земельный участок (статья 28 №178-ФЗ). Аудиторская компания по договору с организаторами преобразования проводит проверку деятельности предприятия. Далее следует определить, что относится к имущественному комплексу предприятия, какие объекты приватизируются, какие нет (таковые остаются в собственности муниципального образования согласно статье 30 №178-ФЗ). Также нужно определить балансную стоимость приватизируемых активов МУП и размер равного ей уставного капитала.

Реформа унитарных предприятий: проблемы и предложения

Однако на практике зачастую складывается обратная ситуация, когда отраслевые органы власти заинтересованы в как можно более долгом сохранении подведомственных им ФГУПов и не только не способствуют, но и саботируют процедуры акционирования предприятий. Так, например, из направленных в 2022 году Росимуществом предписаний в 34 отраслевых органа исполнительной власти в отношении 254 ФГУПов меры дисциплинарной ответственности были применены только 3 органами власти к руководителям 21 предприятия.

Второй, более интенсивный сценарий предполагает признание с определённой даты, например с 1 января 2022 года, утратившими силу законодательных актов об унитарных предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения. Основные риски такого сценария — сохраняющаяся возможность хищений и утраты имущества и потери управляемости в отдельных социально значимых отраслях или на локальных рынках. Однако в случае выбора этого сценария до указанной даты возможно будет реализовать мероприятия, направленные на учёт прав на имущество и преобразование унитарных предприятий в хозяйственные общества или учреждения, указывают эксперты. Кроме того, к реализации такого сценария можно и нужно будет привлечь различные контролирующие и правоохранительные органы.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *