Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Зачем нужна диагностическая карта для ОСАГО?». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Требованиями аккредитации являются:
…
3) наличие технических возможностей для ежедневной передачи сведений о результатах проведения технического осмотра в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра, а также документирования сведений о таких результатах.
Проверок стало меньше
С 1 сентября 2022 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 9 марта 2022 г. № 306. Документ изменил регламент проведения технического осмотра – проверок стало меньше. Теперь в списке 55 пунктов, против 82-х, которые были раньше. Не будут, например, контролировать:
- наличие коррозии элементов тормозной системы;
- наличие повреждений тормозных трубопроводов;
- наличие мест для установки государственного регистрационного знака;
- уровень шума выпускной системы;
- наличие каплепадения масла и других жидкостей из двигателя, коробки передач, мостов, аккумуляторов;
- наличие аптечки, огнетушителя, знака аварийной остановки;
- способность стеклоомывателя подавать жидкость на лобовое стекло;
- работу штатного противоугонного устройства.
Также отменены и некоторые другие требования к проверке автомобиля. При этом закон по-прежнему запрещает самостоятельно вносить изменения в конструкцию авто. С явными переделками конструкции и дополнительным оборудованием, которые не внесены в регистрационные документы, пройти осмотр не получится. Аптечку и огнетушитель, которые не проверяют по новым правилам при техосмотре, обязательно нужно иметь в автомобиле. Это требование ПДД, которое никто не отменял.
Новое в законодательстве
Федеральный закон № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предписывал оформлять обязательное страхование гражданской ответственности (ОСАГО) владельцев транспортных средств только при условии проведения технического осмотра. Данная норма до 22 августа 2021 года содержалась в пункте 3 статьи 16 данного Закона. Ранее страховые компании проверяли наличие действующей диагностической карты, которая свидетельствовала о прохождении технического осмотра автомобиля. Сейчас такого требования в законодательстве нет. Приобрести полис ОСАГО без этого документа можно уже с 22 августа 2021 года.
Но спасает ли это от прохождения самого техосмотра и нужно ли иметь действующую диагностическую карту?
Федеральный закон «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 170-ФЗ от 01.07.2011 по-прежнему предусматривает обязанность прохождения технического осмотра автомобилей. Следовательно, диагностическая карта также остаётся обязательной.
Для тех, у кого не окажется действительной диагностической карты, Госдума России приготовила сюрприз. Подвох заключается в том, что в статью 12.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вводится новая часть — управление транспортным средством, в отношении которого не оформлена в установленном порядке диагностическая карта, подтверждающая допуск транспортного средства к участию в дорожном движении. Мера ответственности по этой статье предусматривает штраф в размере двух тысяч рублей. Причём выписывать его планируют с помощью камер наблюдения. Как сказано в примечании к данной статье, лицо не будет привлекаться к административной ответственности за второй и последующие случаи выявления такого правонарушения в течение двадцати четырёх часов с момента первого выявления нарушения. То есть из текста статьи явно следует, что если у тебя нет диагностической карты, то штраф будут выписывать ежедневно.
Вступает в силу такая статья с 1 марта 2022 года, так что ещё есть время подготовиться к данным нововведениям и пройти техосмотр.
Зачем нужен техосмотр
При прохождении технического осмотра делаются соответствующие отметки о том, что он действительно был пройден, в диагностической карте. Существует даже возможность купить эту бумагу, если по каким-либо причинам водитель не хочет пригонять автомобиль для осмотра.
Проходить ТО самостоятельно или покупать его – это, конечно же, дело каждого, но тут нужно понимать, для чего нужен техосмотр вашего автомобиля и почему он так важен. Ведь на самом деле эта процедура направлена на то, чтобы не допустить к езде по дорогам транспорт, который является неисправным и потенциально угрожает безопасности других людей и самого водителя.
На данный момент существуют нелегальные конторы, которые осуществляют продажу поддельных документов.
Никто в аккредитованном центре не пойдет вам навстречу, поскольку при выявлении нарушения на него будут наложены существенные санкции в виде штрафа и оплаты суммы последствий за ДТП.
Кроме того, если при проверке документа через базу ЕАИСТО страховщик обнаружит, что документ является поддельным, то и ОСАГО оформлено не будет.
Этапы оформления диагностической карты
Для получения ДК необходимо выполнить ряд действий:
- Выбрать пункт осмотра. Работать с машинами автомобилистов могут станции, имеющие аккредитацию. Сотрудничество с ними – гарантия того, что пройти гостехосмотр удастся честно. Как правило, автовладельцы выбирают ближайшие пункты с минимальной ценой услуг. Это позволяет пройти техосмотр недорого и быстро.
- Запись на прием. Владелец авто связывается с представителем станции, выбирает дату и время проведения процедуры. Многие пункты позволяют выполнить данную операцию онлайн. Достаточно перейти на сайт оператора в интернете, найти подходящий раздел и оставить запрос. При отсутствии доступа к сети заявку можно оформить официально в офисе.
- Прохождение проверки. В назначенное время водитель приезжает на осмотр. Машина проверяется на соответствие действующим требованиям. После диагностики принимается решение о выдаче диагностической карты. Если окажется, что техника имеет неполадки – ее отправят на ремонт. Если работоспособность авто не вызовет нареканий – клиент получит диагностическую карту.
Водители, приезжающие на вторичный осмотр, обязаны повторно производить оплату. Для этого можно воспользоваться наличными или мобильным банком.
Условия оказания услуг установлены федеральным законодательством. Оно регламентирует перечень выполняемых работ, параметры и периодичность осмотра, нормы заполнения документов и проверки их подлинности.
Отправляясь на осмотр, важно знать, что станции не запрещено проводить подобные процедуры. Для этого рекомендуется получить информацию о том, когда истекает ее лицензия. Если уточнить данный параметр невозможно, стоит обратить внимание на прочие предложения.
Что такое диагностическая карта
ДК – это техническое подтверждение исправности любого автомобиля. Она свидетельствует о пригодности использования транспорта и гарантирует безопасное передвижение по дорогам, в том числе для выполнения работ по перевозке пассажиров и транспортировке грузов. Карту обязан получать владелец транспортного средства, он же предоставляет машину на осмотр.
Вместо выдаваемого ранее талона о прохождении технического осмотра теперь оформляется диагностическая карта. Она напечатана в виде таблицы на листе бумаги формата А4, заполняется с двух сторон. Ее подлинность заверяется индивидуальной печатью оператора ТО и подписывается квалифицированным мастером. Период действия документа для каждой конкретной машины индивидуален. Зависит этот параметр от даты выпуска и состояния на момент проверки:
- Машины, перевозящие людей – 6 месяцев.
- Транспортные средства, период эксплуатации которых, начиная от даты производства, менее 7 лет – 2 года.
- Остальные легковые средства – 1 год.
- Грузовые ТС – 1 год.
Диагностическая карта автомобиля для страховки оформляется в виде листа формата А4. Информация в ней размещена тоже с двух сторон несколькими блоками. Никакой защиты этот документ не имеет, кроме печати и подписи эксперта. А как же проверить подлинность документа? Для этого сегодня существует специальная электронная база данных ЕАИСТО, в которой и можно сверить индивидуальный номер, состоящий из 15 и 21 цифры. Карта содержит таблицу, отражающую сведения обо всех проверенных механизмах и системах транспортного средства. В документе представлено 65 пунктов, содержащих информацию о тормозной системе машины, рулевом управлении, состоянии и марке колес, приборах освещения, пробеге и др. Кроме того, документ содержит сведения о ПТС, фамилию оператора, который проводил проверку, и дату следующего технического осмотра. Далее в диагностической карте делается вывод о том, соответствует или не соответствует автомобиль требованиям и нормам безопасности. В карте отражается срок ее действия, по истечении которого автовладелец должен вновь пройти техосмотр.
Помимо общего ознакомления с интерьером выбранного вами оператора технического осмотра, рекомендуется:
- проверять факт наличия этого оператора в Общем реестре операторов ТО;
- до заключения договора на ТО (до оплаты услуги техосмотра) необходимо получить от сотрудника СТОА подтверждение (на практике оно будет устным) о том, что фактические идентификационные номера вашего автомобиля соответствуют данным, указанным в правоустанавливающих документах на автомобиль.
Если вы и без данной процедуры знаете, что такую проверку автомобиль по каким-либо причинам не пройдет, будет целесообразным до прохождения ТО принять меры по полной легализации автомобиля в соответствии с порядком, определенным законодательством; - по окончании прохождения техосмотра получить диагностическую карту на бумажном носителе;
- как ни банально это звучит, соблюдать закон. Тем более, что по итогам прочтения этой статьи вы ознакомились с возможными последствиями его нарушения.
Что будет, если ДТП и нет бланка
Согласно закону страховая компания обязана оформить бланк обязательного страхования при наличии действующего ТО. При этом неважно, через сколько дней бланк прекратит свое действие.
В результате некоторые водители получают заветную страховку и не продлевают документ, который подтверждает техническое состояние автомобиля. Но какое наказание за это предусмотрено? Как уже было сказано, сотрудники ГИБДД не могут выписать штраф за его отсутствие.
Что касается выплаты компенсации, в результате наступления дорожно-транспортного происшествия, то тут компания может отказать. При принятии бланка заявления страховщик запрашивает бланк, чтобы убедиться, что машина находилась в исправном состоянии.
Если клиент получает отказ, необходимо отстаивать свои права, а именно:
- требовать письменный отказ в отказе выплате, с указанием причины;
- писать досудебную претензию, с которой обращаться к страховщику;
- получить ответ по досудебной претензии от страховщика;
- если компания повторно откажет, обратиться в суд.
Однако суд всегда встает на сторону клиента и обязывает страховщика выплатить не только средства для восстановительного ремонта, но и штрафные санкции. Бывают случаи, когда компания доказывает свои права и клиент компенсирует все расходы за собственные средства.
Как самостоятельно проверить ДК по базе РСА?
Действие карты продолжает действовать весь срок, указанный в базе РСА, даже если авто будет продано и поменяется его владелец.
В случае если вы потеряли оригинал карты, вы всегда можете запросить дубликат, причем у любого оператора технического центра. К тому же вы самостоятельно дома можете проверить диагностическую техосмотра по базе ЕАИСТО, ее подлинность и срок действия. Такую услугу предоставляет множество сайтов. После того как перейдете на главную страницу, необходимо внести данные транспорта и номер диагностической карты. Если все параметры вписаны, то вы увидите сведения по вашему техосмотру и дату следующего ТО.
Если вы приобрели ДК у нечестных предпринимателей или дешевле 300 рублей, то, возможно, ваши данные будут удалены, а полис ОСАГО аннулируют.
Как проверить на подлинность
Итак, проверка подлинности техосмотра по номеру и другим данным диагностической карты. Давайте разберемся.
- Чтобы не сомневаться в подлинности диагностической карты, техосмотр можно пройти в одном из пунктов технического обслуживания при ГИБДД. Самой карте присвоен уникальный номер из 21 знака. Этот номер регистрируется в электронной базе. По нему можно увидеть электронный вариант диагностической карты. Он содержит все требуемые данные и является индивидуальным. Электронную карту нельзя заполнить задним числом или скрыть какие-либо проблемы автомобиля.
- Если техосмотр проходится в частной организации, можно попросить бумаги, которые подтверждают ее право на проведение этой процедуры.
Так стоит ли покупать техосмотр в интернете? На этот счет у водителей сложились разные мнения. Одни утверждают, что с точки зрения безопасности лучше потратить время и заехать на СТО. Совесть будет чиста, да и за состояние своего автомобиля или мотоцикла можно быть спокойным.
Как юрист советую всем проходить техосмотр только на СТО, а не покупать онлайн. Потому что нет никаких гарантий, так как вы не заключаете договор.
Другие, наоборот, не хотят тратить много времени на формальности. Зачем куда-то ехать, когда есть возможность заказать в интернете? Тем более, если владелец регулярно обслуживает свое транспортное средство, то ему незачем делать дополнительную диагностику.
В Питере почти все так проходят техосмотр и получают диагностические карты, даже те, у кого почти новые авто. Никто не хочет делать ТО по закону – это не просто. Бывает такое, что даже свежие авто с завода не проходят по всем пунктам техосмотра. Поэтому людям проще денежку заплатить и получить готовый техосмотр.
«Раньше проходил по-честному, больше не хочу. За авто слежу, так что оф. техосмотр не нужен, мне лишь бы ОСАГО получить».
Как приобрести бланк без фактического осмотра машины?
Если по какой-то причине вы не можете или не хотите проходить техосмотр обычным порядком, можно немного схитрить. Оформить диагностическую карту, не проходя техосмотра, вполне реально. Вариантов несколько.
- Фиктивный техосмотр. Как обычно, вы пригоняете свой автомобиль на станцию технического обслуживания. Ее сотрудники заполняют диагностическую карту, как и положено, вносят результаты в базу, не проводя самого осмотра. Это самый лучший вариант, потому, что вы получаете на руки стопроцентно легальный документ, на основании которого вам выдаст полис ОСАГО даже Росгосстрах.
- Техосмотр по интернету. Сайтов, предлагающих эту услугу, очень много. Найти их просто, достаточно вбить в поисковик что-то вроде «оформить диагностическую карту онлайн». Достаточно оставить заявку на сайте, заполнить анкету на транспортное средство и указать свои координаты. Заполненный документ доставят вам курьером, или предложат воспользоваться самовывозом.
- Купить готовую диагностическую карту на станции техобслуживания. Машину предъявлять не нужно. Достаточно приехать и отплатить.
При всех плюсах покупки этого документа, есть и существенные минусы. Во-первых, прохождение ТО любым из приведенных здесь методов обойдется вам существенно дороже. Во-вторых, очень велик шанс нарваться на мошенников, которые выдадут вам заключение на поддельном бланке и не внесут его в базу.
Важно! Даже если вы оформите страховку по такой карте, она тоже будет во многом фиктивной. И если застрахованная таким образом машина попадет в ДТП, от страховой компании ее владелец не получит ничего.
Получить действительную диагностическую карту можно только на лицензированных станциях технического осмотра. Полный перечень таких СТО находится на официальном сайте РСА. Особенностью лицензированных станций является наличие полного списка требуемого электрооборудования, для того, чтобы осматривать машину, в том числе: смотровые ямы и подъёмники, стоянка для всех типов транспортных средств и асфальтированный подъезд к СТО. Также сам персонал обязан быть квалифицирован для проведения работ.
Проходить осмотр разрешено в любой точке России, оформление данного документа никак не привязано к месту жительства владельца или регистрации самого транспортного средства.
К документам, которые потребуются при прохождении диагностирования, относятся следующие:
- паспорт или свидетельство о регистрации транспортного средства;
- документ, удостоверяющий личность клиента – владельца автомобиля;
- если проверку контролирует доверенное лицо, то официальный документ, подтверждающий его право на проведение ТО с данной машиной.
Таким образом, для получения карты диагностики не требуется большого перечня документации. Достаточно базовых материалов техобслуживания и самого автомобиля.