Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инвентарные Номера В Бюджетном Учреждении В 2021 Году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Кодовый идентификатор закрепляется за имуществом в момент постановки на учет и закрепляет его статус в качестве предмета, подлежащего инвентаризации. Номерное значение наносится различными способами: с помощью лакокрасочных средств, фиксации жетона, гравировки или штрихового кода. Возможны и другие варианты, соответствующие двум приоритетным критериям — невозможность быстрого удаления, и простота визуальной идентификации при проведении ревизионных мероприятий.
Амортизационная и аналитическая группы
Амортизационная группа выбирается в зависимости от Общероссийского классификатора основных фондов (ОКОФ) в разделе «Основные сведения».
Аналитическая группа выбирается по объектам имущества. Заполняется по данным регистра «Учетные данные объекта ОС, НМА, НПА». Запись в регистре сведений формируется при проведении документов: «Принятие к учету ОС и НМА», «Безвозмездное поступление ОС и НМА». Аналитическая группа может быть:
- 10 «Недвижимое имущество учреждения»
- 20 «Особо ценное движимое имущество учреждения»
- 30 «Иное движимое имущество учреждения»
- 40 «Имущество – предметы лизинга»
- 50 «Нефинансовые активы, составляющие казну»
Инвентарный номер и особенности его применения
Инвентарный номер присваивается имущественному объекту в момент принятия его к учету. После этого тот приобретает статус инвентарного объекта – единицы БУ. Номер наносится на объект с помощью устойчивой краски, штрихкода, гравировкой, с помощью жетона, который не подлежит быстрому и незаметному удалению, другим аналогичным способом. Номер должен быть нанесен так, чтобы при проведении инвентаризации его можно было легко и без ошибок идентифицировать с данными БУ.
Основными объектами, в отношении которых таким способом организуется БУ и осуществляется контроль, являются:
Объектам стоимостью менее 3 тыс. руб. инвентарный номер не нужен.
К инвентарным номерам предъявляются обязательные требования:
Кроме того, важно при использовании инвентарных номеров в БУ руководствоваться следующей важной информацией:
Основные средства в бюджетном учете — 2020-2021: вводная информация
В соответствии с п. 21 приказа № 157н понятие «бюджетный учет основных средств» применяется только к определенным государственным организациям. Например, казенным учреждениям, госорганам, внебюджетным фондам. Помимо единого плана счетов, в бюджетном учете должен применяться специальный план счетов (приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н).
Остальные госучреждения, ведя бухгалтерский и налоговый учет ОС в 2020-2021 годах, кроме единого плана счетов, используют планы счетов, утвержденные приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (бюджетные учреждения) или от 23.12.2010 № 183н (автономные учреждения) и другие нормативные акты.
Например, ФСБУ «Основные средства», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257. Что учесть учреждениям при применении данного стандарта, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный демо-доступ к системе К+ и бесплатно изучите обзорный материал.
О нормативных документах, регулирующих бухучет в бюджетных структурах, читайте здесь.
В данной статье мы будем ссылаться на приказ № 157н как на основу бюджетного учета. С начала 2018 года организации госсектора должны руководствоваться новым федеральным стандартом «Основные средства», утв. приказом Минфина от 31.12.2016 №257н (далее Стандарт). Эти документы раскрывают общие принципы бухгалтерского учета ОС, а также логику составления проводок.
Согласно п.8 Стандарта для отнесения актива к основным средствам должны выполняться следующие критерии:
Если актив не соответствует хотя бы одному из вышеприведенных критериев, он учитывается на забалансовых счетах. Информация о таких материальных ценностях раскрывается в бухгалтерской отчетности.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В состав основных средств не входят объекты, отнесенные согласно п. 99 приказа № 157н к материальным запасам. Например, орудия лова, бензомоторные пилы и т. д.
Каждому инвентарному объекту как единице учета основных средств должен быть присвоен номер. И на каждый объект заводится инвентарная карточка.
Для учета основных средств предусмотрен синтетический счет 010100000 «Основные средства». Номер счета бюджетного учета состоит из 26 цифр, и только 18–26 разряды используются в бухучете учреждения. В зависимости от группы и вида ОС, а также сути их движения в номере счета меняется код в 22–26 разряде.
Ниже рассмотрена схема формирования номера счета бухучета в бюджетной организации, а также расшифрованы на примере коды разрядов. Подробную расшифровку разрядов также можно найти в п. 21 инструкции к плану счетов (приказ № 157н).
Номер разряда счета
Группа объекта учета
Вид поступлений, выбытий объекта учета
Пример: счет 110118310 «Увеличение стоимости прочих основных средств — недвижимого имущества учреждения»
1 — за счет средств бюджета
101 —основные средства
1 —недвижимое имущество
8 — прочие основные средства
310 — увеличение стоимости ОС
О создании рабочего плана счетов в бюджетной организации читайте здесь.
Что такое инвентарный номер
Основные средства могут использоваться в работе только после принятия их к бухучёту. Единица такого учёта — инвентарный объект. Чтобы следить за сохранностью предметов, их использованием и состоянием, им присваивают номера.
Для организации бухгалтерского учёта и обеспечения контроля за сохранностью основных средств каждому инвентарному объекту основных средств должен присваиваться при принятии их к бухгалтерскому учёту соответствующий инвентарный номер.
Приказ Минфина РФ от 13.10.2003 N 91н (ред. от 24.12.2010) «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учёту основных средств», п. 1, пп. 11
Особенности присвоения номера:
- Номер указывают на каждом объекте.
- Изменять код во время использования нельзя.
- Номер можно присвоить объекту, части которого имеют равный срок полезного использования.
Частям единого объекта нельзя присваивать разные коды. Также не предусмотрено объединение нескольких объектов под одним номером. Этот вид нумерации используется только во внутреннем учёте компании. При передаче прав собственности номер не сохраняется.
Основные средства в бухгалтерском учете в 2021 году
В январе 2021 года организация приобрела основное средство стоимостью 150 000 руб.
А при желании все объекты, удовлетворяющие условиям признания их основными средствами, могут учитываться на счет 01 «Основные средства» независимо от их стоимости ().
Объект был принят на учет в феврале, а оплачен в мае этого же года. Значит, сумму в 150 000 руб. нужно разделить на 3: ведь до конца года осталось три квартала с учетом квартала ввода ОС в эксплуацию. В 2021 году организация полностью списала на расходы стоимость основного средства. При расчете налоговой базы эту сумму организация учла равными долями по 50 000 руб.
(150 000 руб. : 3) на 30 июня, 30 сентября и 31 декабря.
Срок полезного использования основных средств Период, в течение которого остаточная стоимость объектов будет включаться в расходы при УСН (подп. 3 п. 3 ст. 346.16 НК РФ) Порядок отнесения стоимости объектов на расходы в течение налогового периода (подп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ) До трех лет (включительно) В течение первого календарного года применения УСН В последний день каждого отчетного периода равными долями в размере уплаченных сумм (оплаченной стоимости)
Учет прав пользования нематериальными активами
С 01.01.2021 вступил в силу федеральный стандарт бухгалтерского учета государственных финансов «Нематериальные активы», утв. приказом Минфина России от 15.11.2019 № 181н.
Действие Стандарта «Нематериальные активы» распространяется в том числе на права в соответствии с лицензионными договорами либо иными документами, подтверждающими существование права на такой актив.
Выдержка из документа: «Нематериальный актив — объект нефинансовых активов, предназначенный для неоднократного и (или) постоянного использования в деятельности учреждения свыше 12 месяцев, не имеющий материально-вещественной формы, с возможностью идентификации (выделения, отделения) от другого имущества, в отношении которого у субъекта учета при приобретении (создании) возникли исключительные права, права в соответствии с лицензионными договорами либо иными документами, подтверждающими существование права на такой актив.»
п. 6 Стандарта НМА
В Едином плане счетов бухгалтерского учета, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (в ред. от 14.09.2020 № 198н), права в соответствии с лицензионными договорами (права пользования на РИД в соответствии с лицензионными договорами) либо иными документами, подтверждающими существование права на такой актив, учитываются на соответствующих счетах аналитического учета счета 0 111 60 000 «Права пользования нематериальными активами»:
- 0 111 6N 000 «Права пользования научными исследованиями (научно-исследовательскими разработками)»;
- 0 111 6R 000 «Права пользования опытно-конструкторскими и технологическими разработками»;
- 0 111 6I 000 «Права пользования программным обеспечением и базами данных»;
- 0 111 6D 000 «Права пользования иными объектами интеллектуальной собственности».
В целях отражения прав пользования нематериальными активами (неисключительных прав на РИД) применяются следующие подстатьи Классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ):
1. Для неисключительных прав с определенным сроком полезного использования (СПИ) — подстатьи (п.п. 11.5.2, 12.5.2 Порядка, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н):
- 352 «Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с определенным сроком полезного использования»;
- 452 «Уменьшение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с определенным сроком полезного использования».
2. Для неисключительных прав с неопределенным сроком полезного использования — подстатьи (п.п. 11.5.3, 12.5.3 Порядка № 209н):
- 353 «Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с неопределенным сроком полезного использования»;
- 453 «Уменьшение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с неопределенным сроком полезного использования».
Отметим, что кассовые расходы на приобретение неисключительных прав пользования на РИД в соответствии с лицензионными договорами либо иными документами, подтверждающими существование права пользования на РИД, как прежде подлежат отражению по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ (п. 10.2.6 Порядка № 209н).
Оформление операций в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения» (ред. 2)
В редакции 2 программы «1С:Бухгалтерия государственного учреждения» (БГУ КОРП) в соответствии с Таблицей операции 1.1, 1.2, 2.1 оформляются в обычном порядке.
Формирование капитальных вложений в право пользования НМА (операция 2.2) оформляется документом Операция (бухгалтерская).
В карточке права пользования НМА (элементе справочника Основные средства) на этом этапе достаточно указать краткое и полное наименование объекта и Вид НФА «Нематериальные активы».
Как было сказано выше, объектам НМА, в том числе правам пользования НМА, следует присвоить инвентарные номера. Инвентарные номера объектам — правам пользования НМА присваиваются в том же порядке, как объектам ОС, НМА, НПА.
Если при учете на счете 01 у объекта не было инвентарного номера, то его можно принять к учету на существующий элемент справочника Основные средства и присвоить инвентарный номер в соответствии с шаблоном учреждения.
Если на счете 01 объект учитывался с инвентарным номером, то для принятия к учету в состав прав пользования НМА в справочник Основные средства следует ввести новую позицию и присвоить новый инвентарный номер.
Как присвоить номера основных средств и прочих типов объектов
Код наносится сотрудником, который несёт материальную ответственность. Процедура проводится под наблюдением члена комиссии по поступлению и выбытию активов.
Номера наносятся на объекты учёта. Удобнее использовать нестираемые полипропиленовые этикетки. Также номер можно наносить краской, прикреплять к предмету металлический жетон с надписью. Можно использовать также другие способы нанесения: гравировка, сварка, проставление штампа. Наносить код нужно таким способом, чтобы его нельзя было исправить или подменить. Номер должен быть чётким, легко читаться.
Иногда объект имеет особые свойства при эксплуатации, что не позволяет проставить на нём номер. В таком случае, в бухгалтерском учёте описывают предмет и его номер, отмечают отсутствие номера непосредственно на объекте.
Общие правила присвоения:
Чтобы номер был легкочитаемым, рекомендуется придерживаться следующей схемы составления:
Как присвоить инвентарные номера основным средствам
Первое, о чем следует помнить при создании инвентарного номера – это о его уникальности и последовательности.
Применяя систему инвентарных номеров необходимо придерживаться следующих принципов:
- Нанесение на объект инвентарного номера происходит в присутствии специальной комиссии с одновременной фиксацией номера актива в журнале инвентарных номеров;
- В случаях, когда инвентарный объект в своей структуре содержит несколько отдельных частей, то инвентарный номер присваивается каждой из таких частей;
- Внутренние перемещения объекта, в том числе и передача оборудования в другое обособленное подразделение не влечет за собой корректировку инвентарного номера;
- Арендованное оборудование как правило учитывается по инвентарным номерам, присвоенным им арендодателями;
- Номер может принадлежать только одному объекту и при его списании не может быть использован для другого актива.
- 21.07.2011 ВОПРОС:
- В учреждении учёт ведётся в соответствии с Инструкцией, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н. Порядок присвоения инвентарных номеров утверждён учётной политикой. При безвозмездном получении основных средств, например, от главного распорядителя использовались инвентарные номера, присвоенные передающей стороной (указаны в передаточных документах). В 2009 году была реорганизация в форме присоединения к учреждению трёх однотипных учреждений одного подчинения. Порядок формирования инвентарных номеров у всех был разный. В настоящее время инвентарные номера объектов ОС имеют разную структуру в силу вышеуказанных причин. Как правильно поступить? Должно ли учреждение присвоить объектам ОС собственные инвентарные номера?
- моральный и физический износ объекта, нецелесообразность дальнейшей эксплуатации и/или неэффективность его восстановления;
- передача объекта недвижимости другому учреждению, органу государственной власти или местного самоуправления;
- ликвидация объекта в результате аварии, во время стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций.
- инвентарный номер является уникальным, то есть не должно быть двух основных средств с одинаковыми инвентарными номерами,
- если объект составной, т. е. состоит из элементов, которые составляют единое целое, то всем частям комплексного основного средства выделяют один единый инвентарный номер,
- инвентарные номера должны идти по порядку,
- инвентарный номер не изменяется при смене местонахождения объекта основных средств внутри одной организации,
- однажды прикрепленный основному средству инвентарный номер остается за ним на протяжении всего времени нахождения в организации,
- инвентарные номера основных средств, выбывших с балансового учета, не присваиваются вновь принимаемым к учету основным средствам,
- для поступившего в организацию основного средства по договору аренды может 6ыть использован тот же инвентарный номер, что был присвоен основному средству арендодателем.
- номер бухгалтерского счета/субсчета учета объекта основных средств;
- код обособленного подразделения;
- порядковый номер основного средства.
- прикрепление жетона с номером;
- нанесение номера краской;
- иные способы, обеспечивающие сохранность маркировки (гравировка, штамповка, сварка и т.п.).
-
20 – особо ценное движимое имущество;
-
30 – иное движимое имущество;
-
90 – имущество в концессии;
-
N «Научные исследования (научно-исследовательские разработки)»;
-
R «Опытно-конструкторские и технологические разработки»;
-
I «Программное обеспечение и базы данных»;
-
D «Иные объекты интеллектуальной собственности».
ОТВЕТ:
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При принятии к учету объекта основных средств, закрепляемых за учреждением на праве оперативного управления, учреждение обязано присвоить ему новый инвентарный номер.
Обоснование вывода:
Порядок присвоения уникальных инвентарных порядковых номеров (далее — инвентарный номер) объектам основных средств, закрепленных за учреждением на праве оперативного управления, установлен п. 46 «Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета…», утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н), согласно которому:
* инвентарный номер присваивается каждому инвентарному объекту недвижимого имущества, а также инвентарному объекту движимого имущества (кроме объектов стоимостью до 3 000 рублей включительно и объектов библиотечного фонда) независимо от того, находится ли он в эксплуатации, запасе или на консервации;
* присвоенный объекту инвентарный номер обозначается материально ответственным лицом в присутствии уполномоченного члена комиссии по поступлению и выбытию активов путем прикрепления к нему жетона, нанесения на объект учета краской или иным способом, обеспечивающим сохранность маркировки. При невозможности обозначения инвентарного номера на объекте основных средств в случаях, определенных требованиями его эксплуатации, присвоенный ему инвентарный номер применяется в целях бухгалтерского учета с отражением в соответствующих регистрах бухгалтерского учета без нанесения на объект основного средства;
* в случае если объект основного средства является сложным (комплексом конструктивно-сочлененных предметов), т.е. включает в себя обособленные элементы (конструктивные предметы), составляющие вместе с ним единое целое, то на каждом таком элементе (конструктивном предмете) должен быть обозначен инвентарный номер, присвоенный основному средству (сложному объекту, комплексу конструктивно-сочлененных предметов);
* инвентарный номер, присвоенный объекту основных средств, сохраняется за ним на весь период его нахождения в учреждении;
* инвентарные номера выбывших с балансового учета инвентарных объектов основных средств вновь принятым к учету объектам не присваиваются.
Отметим, что положения Инструкции N 157н предполагают сохранение инвентарного номера только по объектам основных средств, полученным в безвозмездное пользование без закрепления права оперативного управления, а также в возмездное пользование, кроме финансовой аренды, если объект имущества находится на балансе лизингополучателя (п. 334 Инструкции N 157н). Таким образом, при принятии к учету объекта основных средств, закрепляемых за учреждением на праве оперативного управления, учреждение обязано присвоить ему новый инвентарный номер. Неприсвоение инвентарных номеров объектам основных средств при их поступлении в учреждение является нарушением методологии бюджетного учета*(1).
Положениями Инструкции N 157н не установлено каких-либо требований к порядку формирования учреждениями инвентарных номеров объектов основных средств. Поэтому учреждения могут самостоятельно разработать правила формирования инвентарных номеров и отразить эти правила в учетной политике*(2). Например, при формировании инвентарного номера в его структуре может быть предусмотрено шифрование способа поступления объекта в учреждение (приобретение, безвозмездное получение).
В зависимости от закрепленного способа присвоения инвентарных номеров присвоенный инвентарный номер может в том числе и совпадать со старым инвентарным номером, присвоенным прежним собственником, однако в такой ситуации присвоенный инвентарный номер не должен совпадать с каким-либо из инвентарных номеров, присвоенных основным средствам, уже числящимся в учете учреждения.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Пименов Владимир
*(1) Ревизии и проверки бюджетных учреждений — 2010. Что должен знать бухгалтер? (под общей редакцией д.э.н. Ю.А. Васильева). — Издательство «Аюдар Пресс», 2010 г.; Организация и осуществление ведомственного контроля в системе ФСИН (С. Валова, «Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение», N 11, ноябрь 2010 г.).
*(2) Положение о присвоении инвентарных номеров объектам учета в министерстве экономического развития Ставропольского края (утверждено приказом министерства экономического развития Ставропольского края от 04.05.2011 N 144/од); письмо Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 28.05.2007 N 19-1965/07; распоряжение Губернатора Ставропольского края от 30.12.2008 N 1332-р «Об учетной политике в аппарате Правительства Ставропольского края».
Инструкция 174н с изменениями на 2023 год — изменения в плане счетов (счет 206 00)
В КОСГУ в счет 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам» были добавлены новые подстатьи, а потому вводятся и новые счета:
Счет | Подстатья КОСГУ |
0 206 96 000 «Расчеты по авансам по оплате иных расходов» | 296 (с 1 января 2023 года) |
0 206 27 000 «Расчеты по авансам по страхованию» | 227 (с 1 января 2023 года) |
0 206 28 000 «Расчеты по авансам по услугам, работам для целей капитальных вложений» | 228 (с 1 января 2023 года) |
0 206 29 000 «Расчеты по авансам по арендной плате за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами» | 229 (с 1 января 2023 года) |
Какие нововведения ожидают бухгалтера бюджетной сферы в 2021 году?
В организации должна быть создана постоянная комиссия, которая уполномочена на принятие решений по аналогичным вопросам. Состав специальной комиссии закрепите отдельным распоряжением руководителя госучреждения или определите в учетной политике.
Порядок действий, как списать основные средства с баланса, подразумевает в первую очередь выявление причин, по которым имущество должно быть снято с бухучета учреждения. Ситуации, в которых требуется списание с бухгалтерского учета:
Каждому инвентарному объекту как единице учета основных средств должен быть присвоен номер. И на каждый объект заводится инвентарная карточка, за исключением предметов, стоящих менее 3 000 руб., и библиотечных объектов.
В данной статье мы будем ссылаться на приказы № 157н и 162н как на основу бюджетного учета. Однако этот материал может быть полезен и прочим бюджетным структурам, поскольку раскрывает общие принципы бухгалтерского учета ОС с 2021 года, а особенно логику составления проводок.
Групповой учет основных средств до 01.01.2021 применялся в отношении объектов библиотечных фондов и однородных предметов производственного и хозяйственного инвентаря стоимостью до 40 000 рублей включительно.
На объекты, подлежащие групповому учету, открывалась Инвентарная карточка группового учета нефинансовых активов (ф. 0504032). При этом каждому из учтенных на карточке объектов производственного и хозяйственного инвентаря присваивался индивидуальный инвентарный номер. Объектам библиотечного фонда инвентарные номера не присваивались.
Все исправления оформляются актом изменения инвентарных номеров, утверждаемым инвентаризационной комиссией (в приложении к учетной политике следует представить образец такого акта). По итогам изменения инвентарных номеров производится исправление номеров, нанесенных на основные средства, их составные части, приспособления и принадлежности.
Этот принцип используется при постановке на бухгалтерский учет зданий и отдельных помещений. В наименовании объекта учета указываются соответствующие идентификационные данные, например, литеры, этажность, подземная этажность.
Инвентарный номер основных средств в бюджетных учреждениях 2021 год
Присвоенный инвентарному объекту номер может быть обозначен материально ответственным лицом в присутствии руководителя учреждения или его заместителя и работника бухгалтерии путем прикрепления жетона, нанесения краской или иным способом, обеспечивающим сохранность маркировки. В тех случаях, когда инвентарный объект имеет несколько частей, имеющих разный срок полезного использования и учитывающихся как самостоятельные инвентарные объекты, каждой части присваивается отдельный инвентарный номер.
С 1 января 2021 года учреждения отражают материальные запасы и незавершенное производство с учетом федерального стандарта. Для основной части новых правил не потребуются уточнения инструкций. Их можете начинать применять сейчас, чтобы не корректировать учет в дальнейшем. О том, как это сделать, читайте в нашем обзоре.
Например, оказание образовательных услуг может фиксироваться ежемесячно. В таком случае непереданного результата на отчетную дату не окажется. А вот по краткосрочной образовательной услуге результат может передаваться единовременно в конце срока действия договора. В этом случае затраты отражаются в составе незавершенного производства до даты начисления доходов от переданного результата.
Теперь к ним также относятся материальные ценности, предназначенные для обеспечения ими отдельных категорий граждан и организаций: технические средства реабилитации, лекарственные средства, медицинские изделия и др.
При поступлении объектов недвижимости руководитель или уполномоченный им сотрудник подписывает форму 0306030 «Акт о приеме-передаче здания (сооружения)», к которой присоединяются документы о государственной регистрации прав. Если речь идет о перемещении объекта от одного материально ответственного лица другому в рамках одно и того же учреждения — форму 0306032 «Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств».
Инструкция № 157н диктует строгое правило: объекты недвижимости принимать и снимать с учета можно только на основании первичных форм с обязательным приложением регистрационных документов (свидетельства о регистрации права собственности или права оперативного управления (выписка из ЕГРП). А значит, принимая здание или помещение к учету, руководитель учреждения и бухгалтер прежде всего уточняют условия передачи имущества (аренда, хранение и пр.). Эти условия должны быть где-то зафиксированы: в отдельном письме или в акте приема-передачи собственник указывает, что до регистрации права оперативного управления недвижимость переходит в безвозмездное пользование учреждению. Когда статус объекта уже уточнен, бухгалтерия может применять соответствующую норму Инструкции № 157н.
Каждому объекту основных средств, входящему в комплекс объектов, присваивается внутренний порядковый инвентарный номер комплекса объектов (п. 46 Инструкции N 157н*(3)). Он формируется как совокупность инвентарного номера комплекса объектов и порядкового номера объекта, входящего в комплекс.
При этом критерии объединения основных средств в комплекс объектов учреждение определяет самостоятельно в учетной политике*(2). К примеру, критерием отнесения стоимости объектов основных средств к несущественной может быть критерий начисления 100% амортизации при вводе в эксплуатацию (100 000 рублей).
В то же время Приказом Минфина России от 30.03.2021 N 52н, который устанавливает порядок ведения регистров бухгалтерского учета, в частности, инвентарных карточек, соответствующие новшества пока не учтены. В данном нормативном акте понятие «комплекс объектов основных средств» не применяется. Стоимостные критерии для возможности учета объектов на Инвентарной карточке группового учета нефинансовых активов (ф. 0504032) остались прежними (стоимость до 40 000 руб.).
При ведении учета в одной базе по нескольким учреждениям для каждого из них может быть задана своя структура — свой шаблон инвентарных номеров. Шаблоны хранятся в справочнике «Шаблоны формирования инвентарных номеров», который подчинен справочнику “Учреждения” (Смотрите Рис.1) Ввести новый шаблон инвентарного номера можно непосредственно в карточке учреждения (элементе справочника «Учреждения»), на панели «Настройки учета».
П.9 Стандарта, утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2021 № 257н «Каждому инвентарному объекту основных средств присваивается инвентарный номер в порядке, установленном учетной политикой субъекта учета с учетом положений настоящего Стандарта и Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учрежденийКак с этого года бюджетным учреждениям ставить на учет основные средства?
Общие подходы к присвоению инвентарных номеров основным средствам указаны в Методических указаниях по бухгалтерскому учету основных средств (Приказ Минфина РФ № 91н от 13.10.2003 (ред. от 24.12.2010)) и Инструкции № 157н (Приказ Минфина РФ от 01.12.2010). В соответствии с ними:
Подходы к формированию инвентарных номеров не регламентируются нормативными документами. Поэтому организации самостоятельно устанавливают порядок присвоения инвентарных номеров основным средствам. Данный порядок приводится в учетной политике организации или другом локальном акте.
Для того, чтобы правильно присвоить инвентарный номер основному средству и чтобы в дальнейшем легче было его находить по инвентарному номеру, может быть выбран следующая последовательность цифр в номере:
Если в организации немного основных средств, то инвентарные номера выделяются по порядку, например 001, 002, 003 и т.д. Для фиксации данных номеров ведется журнал учета инвентарных номеров.
Нанесение присвоенного основному средству инвентарного номера производится материально ответственным сотрудником под наблюдением уполномоченного члена комиссии по поступлению и выбытию активов.
Способы нанесения инвентарного номера на основные средства:
Если основное средство является комплексом конструктивно сочлененных объектов, т. е. состоит из обособленных элементов, составляющих вместе единое целое, то на каждом элементе комплексного основного средства указывается единый инвентарный номер, присвоенный всему комплексу в целом.
При отсутствии возможности нанесения инвентарного номера на основное средство из-за особых требований к его эксплуатации инвентарный номер не проставляется. Данный факт отражается в бухгалтерском учете с указанием соответствующего основного средства без нанесенного инвентарного номера.
Одним из обязательных условий ввода в эксплуатацию основного средства на любом производстве является присвоение ему инвентарного номера . О том, как этот процесс происходит, каким нормативным актом регламентируется, и какие сведения зашифрованы в этом номерном знаке, пойдет речь в статье.
Обзор изменений в первичке и регистрах бухучета в бюджетных организациях
Учет объектов нематериальных активов осуществляется на счете 0 102 00 000 «Нематериальные активы». Согласно дополнениям, внесенным в п. 67 Инструкции № 157н, данный счет содержит:
1) аналитические коды группы синтетического счета:
2) аналитические коды вида синтетического счета объекта учета:
В Единый план счетов введены следующие счета:
Синтетический счет |
Аналитические счета |
0 102 90 000 «Нематериальные активы – имущество в концессии» |
0 102 0N 000 «Научные исследования (научно-исследовательские разработки)»; 0 102 0R 000 «Опытно-конструкторские и технологические разработки»; 0 102 0I 000 «Программное обеспечение и базы данных»; 0 102 0D 000 «Иные объекты интеллектуальной собственности» |
Таким образом, счет 0 102 00 000 детализируется соответствующими аналитическими счетами в зависимости от принадлежности и вида объекта.
Инвентарные Номера В Бюджетном Учреждении В 2022 Году
Обоснование вывода:
Обязательные для применения учреждениями государственного сектора формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2022 N 402-ФЗ, далее — Закон N 402-ФЗ, п. 28 Федерального стандарта «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2022 N 256н, далее — СГС «Концептуальные основы»).
С учетом положений Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2022 N 157н (далее — Инструкция N 157н), п. 25 СГС «Концептуальные основы» бюджетные учреждения обязаны применять:
— унифицированные формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, утвержденные приказом Минфина России от 30.03.2022 N 52н (далее — Приказ N 52н);
— установленные правовыми актами уполномоченных органов на основании федеральных законов.
В иных случаях могут применяться формы, разработанные бюджетным учреждением самостоятельно (порядок их применения и заполнения должен быть предусмотрен учетной политикой).
В соответствии с п. 54 Инструкции N 157н аналитический учет основных средств ведется на инвентарных карточках, открываемых на соответствующие объекты (группу объектов) основных средств, за исключением объектов библиотечного фонда и объектов движимого имущества стоимостью до 3000 рублей включительно, в разрезе материально ответственных лиц и видов имущества. Инвентарная карточка учета нефинансовых активов (далее — Инвентарная карточка (ф. 0504031)) открывается на каждый инвентарный объект, заполняется на основании первичных учетных документов по поступлению (созданию) объекта нефинансового актива, в том числе Акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101), Приходного ордера на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207), паспортов заводов-изготовителей, технической и иной документации, характеризующей объект, принимаемый к учету.
Прежде всего обратим внимание, что в настоящее время приоритет отдается электронным документам и регистрам, подписанным квалифицированной электронной подписью. На бумажном носителе документы составляются в случае отсутствия возможности их формирования и хранения в виде электронных документов и (или) в случае, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления (хранения) документа исключительно на бумажном носителе (п. 32 СГС «Концептуальные основы»).
Кроме того, в Приказе N 52н также содержится рекомендация о том, что при наличии технической возможности Инвентарная карточка (ф. 0504031) формируется на машинном носителе в виде электронного документа (регистра), содержащего электронную подпись. При ведении Инвентарных карточек (ф. 0504031) в виде электронных документов (регистров), указывается дата формирования копии инвентарной карточки на бумажном носителе. Для этих целей в типовой форме Инвентарной карточки (ф. 0504031) предусмотрено отдельное поле «Дата формирования карточки (по требованию)».
Согласно нормам Приказа N 52н в отношении Инвентарной карточки (ф. 0504031) копии электронных документов формируются на бумажных носителях в обязательном порядке:
— при закрытии Инвентарной карточки (выбытии инвентарного объекта);
— по требованию органов, осуществляющих контроль;
— в иных случаях, предусмотренных учетной политикой.
В то же время у организации государственного сектора может отсутствовать возможность ведения электронного документооборота с применением квалифицированной электронной подписи. Относительно данной ситуации отметим следующее.
В силу ст. 9 Закона N 402-ФЗ при ведении бухгалтерского учета каждый факт хозяйственной жизни должен быть оформлен соответствующим первичным учетным документом и отражен в регистрах бухгалтерского учета. В соответствии с п. 29 СГС «Концептуальные основы» записи в регистры бухгалтерского учета производятся по мере осуществления соответствующих операций и принятия первичных (сводных) учетных документов к бухгалтерскому учету, но не позднее следующего дня после получения (составления) первичных (сводных) учетных документов. Из этого следует, что Инвентарная карточка (ф. 0504031) должна быть оформлена непосредственно после принятия к учету основного средства.
Аналогичные положения содержатся и в Приказе N 52н. Нормами Приказа N 52н определено, что Инвентарная карточка (ф. 0504031) открывается учреждением на каждый инвентарный объект, заполняется на основании первичных учетных документов по поступлению (созданию) объекта нефинансового актива. Иных требований относительно Инвентарных карточек (ф. 0504031), формируемых на бумажных носителях, действующим законодательством не предусмотрено.
Таким образом, в случае отсутствия у учреждения возможности формирования и хранения Инвентарной карточки (ф. 0504031) в электронном виде ее следует заполнить и распечатать при поступлении (создании) объекта нефинансового актива. Обязательного требования о дальнейшем ежегодном формировании Инвентарных карточек (ф. 0504031) на бумажных носителях законодательно не установлено. Однако данное требование может быть закреплено в рамках формирования учетной политики бюджетного учреждения.