- Льготы

Теперь любой квадрокоптер надо регистрировать, иначе штраф. Как это делать

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Теперь любой квадрокоптер надо регистрировать, иначе штраф. Как это делать». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Если беспилотник безнаказанно летает над частной собственностью, то владельцы земли, как правило, хотят этому помешать. Но могут ли они его сбить? Ответ простой: в большинстве случаев нет. Давайте разберемся с этой ситуацией более подробно.

Используемая в разделе аббревиатура:

  • БВС — беспилотное воздушное судно (тоже, что и БГВС/БЛА/БПЛА).
  • БГВС — беспилотное гражданское воздушное судно.
  • БЛА (БПЛА) — беспилотный летательный аппарат.
  • ВС — воздушные суда (БВС, самолёты, вертолёты гражданской и военной авиации).
  • ВП — воздушное пространство.
  • ИВП — использование воздушного пространства.
  • ЕС ОрВД РФ — Единая система организации воздушного движения РФ.
  • ГЦ ЕС ОрВД — главный центр Единой системы организации воздушного движения.
  • ЗЦ ЕС ОрВД — зональные центры Единой системы организации воздушного движения.
  • РЦ ЕС ОрВД — районные центры Единой системы организации воздушного движения.
  • МР — местный режим.
  • ВР — временный режим.
  • ФАВТ — Федеральное агентство воздушного транспорта.

Зарегистрировал дрон? Теперь получи разрешение на полет!

Для беспилотных самолетов, коптеров и авиамоделей с массой менее 30 кг не нужно проходить регистрацию для получения разрешения и предоставлять план полета в случае, если:

  • полет осуществляется в светлое время суток при условии хорошей погоды и при условии прямой видимости дрона;

  • относительная (ATL) максимальная высота полета БПЛА от водной или земной поверхности составляет не больше 150 метров;

  • маршрут устройства пролегает вне аэродромных диспетчерских зон, запретных или специальных территорий, зон проведения мероприятий с массовым скоплением людей, охранных территорий и находится от них на удалении не менее 5 км.

Последствия нарушения правил эксплуатации

Основной целью правил эксплуатации БПЛА является безопасность пользования воздушными аппаратами, управляемыми на расстоянии.

Владельца дрона (другого типа беспилотника), благодаря учету можно привлечь к ответственности.

Благодаря идентификации собственника воздушного судна, есть шанс предотвратить его столкновение с другими объектами в воздухе или на земле. Так, уполномоченные представители власти могут связаться с владельцем для координации траектории полета или посадки беспилотника.

Сотрудники правоохранительных органов и прочих государственных структур безопасности вправе, при отсутствии распознавательных знаков на дроне, его уничтожить, если:

  • есть риска причинения вреда жизни и здоровью людей, нанести непоправимый ущерб;
  • может быть угроза безопасности стратегическим объектам инфраструктуры;
  • и тому подобное.

Дрон летает над участком: что можно сделать

Любой гражданин имеет право применить силу в случае самообороны, но о самообороне речи в данном случае нет – дрон не нападает и не способен что-то украсть.

Кроме этого, гражданин имеет право защищать свою личную жизнь. Но в этом случае необходимо действовать аккуратно – если чужой квадрокоптер завис в воздухе в метре от вас и ведется съемка, то сначала следует зафиксировать данный факт (например, сфотографировать на телефон).

А вот стрелять с него с воздушного оружия не следует, так как полет беспилотника может быть согласован, и съемка ведется, например для картографии. Но, стоит отметить, что в этом случае квадрокоптер не будет летать в паре метров от земли, расстояние будет намного больше.

Кроме прочего, обратите внимание, что частная собственность – это земля и все то, что на ней. А вот воздушное пространство не является собственностью человека, оно принадлежит государству. Поэтому сбивать беспилотников, полеты которых не зарегистрированы, имеют право только государственные структуры.

Регистрация квадрокоптера в 2019 году: обзор документов и правил

Приветствуем всех читателей, которые так или иначе проявляют интерес к техническим достижениям гражданской авиации! В настоящее время актуальной становится тема оформления приобретаемых беспилотников – особый интерес вызывает регистрация квадрокоптера в 2019 году.

Как зарегистрировать квадрокоптер, есть ли тут подводные камни и трудности? Почему и за какие нарушения назначается административная ответственность? Какие модели подлежат обязательной регистрации дронов в России, а какие могут без нее обойтись? Какие документы необходимо собрать чтобы зарегистрировать дрон? Какой надо регистрировать дрон с камерой для получения разрешения на использование и съемку в других странах? Где можно, а где нельзя летать в соответствии с действующими ограничениями по закону?

На эти и другие вопросы мы будем искать ответы в нашем сегодняшнем материале. Информации по этой теме на просторах интернета, как правило, хватает, однако достаточно редко она представлена в исчерпывающем, структурированном варианте. Постараемся восполнить этот пробел и как можно более исчерпывающе осветить данный вопрос.

Нормативно-правовая база

Управление квадрокоптером подпадает под федеральное законодательство касательно общей регуляции полетов гражданских беспилотных аппаратов и регламентируется полетным кодексом, вступившим в силу 20 марта 2016 года, а также «Закону о квадрокоптерах» от 5 июля 2017 года. Пере тем, как летать обязательную регистрацию в уполномоченных органах должны пройти владельцы, вес моделей которых превышает 0,25 кг (но меньше 30 кг). Обязательное оформление разрешения и постановка на учет проводятся в ближайшем отделении департамента транспорта или местном уполномоченном ФГУП.

Согласно федеральному закону от 30 декабря 2015 года № 462 «О внесении изменений в Воздушный кодекс РФ об использовании квадрокоптеров», если вес беспилотника превышает 30 кг, перед его запуском нужна его обязательная регистрация в представительстве Росссавиации.

Для получения разрешения, чтобы летать в черте города владелец должен уплатить госпошлину (350 рублей) и получить письменное разрешение всех ответственных госструктур. Лишь после этого аппарат можно использовать.

Что нужно знать владельцам квадрокоптеров в 2020 году?

Российское законодательство начинает регулировать полеты дронов, квадрокоптеров и других беспилотных летательных аппаратов. В 2019 году Государственная Дума приняла законопроект, который предотвращает использование беспилотных воздушных судов в противоправных целях. Любой дрон или квадрокоптер — это беспилотное воздушное судно (БВС), а человек, который управляет устройством — внешний пилот.

Согласно пункту 5 статьи 32 «Воздушного кодекса Российской федерации», любые беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой от 0,25 кг до 30 кг, ввезенные в РФ или произведенные в РФ, подлежат учету. Это значит, что по закону владелец квадрокоптера должен поставить на учет беспилотный летательный аппарат — за исключением устройств, вес которых меньше 0,25 кг. Заявления принимает Федеральное агентство воздушного транспорта.

Новые правила регистрации и эксплуатации дронов в РФ

Важным моментом являются действия владельца в ситуации, когда квадрокоптер разбит, потерян или украден. В такой ситуации от владельца требуется в течение двух суток с момента данного события известить федеральное агентство соответствующим заявлением.

В заявке на отмену регистрации аппарата необходимо сообщить:

  • свои паспортные данные;
  • полные характеристики дрона;
  • регистрационный номер;
  • причину снятия устройства с государственного учета.

На данный момент закон не устанавливает размер штрафных санкций за эксплуатацию неучтенных дронов. Однако, в таких случаях возможно применение закона об административной ответственности за нарушение порядка использования воздушного пространства.

Размер штрафа равен 2 тысячам рублей. Кроме того, существуют территориальные ограничения для запуска беспилотников. Полеты таких устройств разрешаются за городской чертой, в удалении от аэродромов и иных объектов, где осуществляется особый контроль за эксплуатацией воздушного пространства.

Для полета над особыми зонами необходимо получить разрешение местных органов исполнительной власти или иных государственных структур. Подобные нарушения караются более серьезными штрафами.

Помимо этого, существует и наказание за незаконную съемку как в формате видео, так и фотосъемку. Предусмотрен штраф в размере 5 тысяч рублей.

Разрешение, как показывает практика, может быть получено на срок в пределах одного календарного года.

В разработке проект закона об упрощении применения любительских беспилотников. Предполагается, что запускать их за пределами населенных пунктов на высоту до 150 метров разрешат без особых ограничений. Что касается объектов с особым режимом, то съемка их с воздуха категорически запрещена.

Причиной отказа в постановке коптера на государственный учет могут послужить:

  • некорректное заполнение заявления с указанием ошибочных персональных данных;
  • неверно внесенные в заявку технические характеристики устройства или его серийный номер;
  • несоответствие заявленных характеристик заводским нормам.

Планируя обратиться в Росавиацию с заявкой о постановке дрона на учет, важно учесть, что обращения, переданные в общественную приемную или на официальный почтовый адрес электронной почты, агентством не принимаются к рассмотрению. Обращения рекомендуется отсылать на официальный почтовый адрес агентства в Москве.

Согласно постановлению № 658, требование о регистрации и учете распространяется на беспилотные гражданские воздушные суда, ввозимые на территорию РФ либо производимые в России. Масса регистрируемых беспилотников должна составлять от 0,25 до 30 кг.

Не нужно регистрировать беспилотники, временно ввозимые иностранцами на территорию РФ для участия в спортивных мероприятиях по авиамодельному спорту.

По итогам регистрации каждому беспилотнику присваивается уникальный учетный номер. Присвоенный учетный номер необходимо нанести на элементы конструкции до начала выполнения полетов.

Внесение изменений в учетную запись осуществляется в случаях:

  1. изменения сведений о владельце;
  2. перехода права владения (пользования);
  3. утери или хищения беспилотника;
  4. изменения данных о технических характеристиках судна.

Об этих изменениях нужно также подать заявление в Росавиацию. Снятие судна с учета осуществляется в случае разрушения или по просьбе владельца беспилотника. После снятия с учета эксплуатация устройства запрещается. Если такие факты будут установлены, беспилотник будет конфискован с наложением штрафа (сейчас в КоАП РФ разрабатываются соответствующие поправки).

Это все касается лишь дронов от 250 г до 30 кг.

Все что легче можно не регистрировать и летать смело в допустимых зонах ниже 150 м.

Расходы на аэромониторинг

  • Дрон — от 230 000 рублей за DJI Phantom 4 PRO* до 2 402 500 за Геоскан 201 Геодезия (*к сожалению, DJI приостановил свою работу в России, цена указана за покупку этой модели в Казахстане. Цена за Геоскан — актуальная. На нее не сильно повлияли валютные скачки и логистические разрывы, поскольку это российская компания)
  • Инженер/пилот — от 50 000 до 150 000 рублей в месяц.
  • Программное обеспечение для фотограмметрии (например, Pix4D) — от 291 доллара в месяц (22 000 рублей).
  • Полис страхования гражданской ответственности — от 1 000 до 100 000 за дрон в год в зависимости от его веса и стоимости.
  • Обучение на пилота — от 7 000 до 40 000 рублей.
  • Инженер по обработке данных — от 65 000 до 140 000 рублей в месяц.
  • Устранение проблем с программным обеспечением, оборудованием и воздушным пространством — от 60 000 до 200 000 рублей в месяц.

Мировой рынок беспилотников

Диапазон существующих и разрабатываемых аппаратов очень широк, от микро- и мини-дронов до тяжелых многотонных аппаратов, а также БПЛА, способных выполнять сверхдальние и сверхвысотные полеты.

Назначение современных беспилотников не ограничивается только военной областью. Стремительно расширяется и сфера их гражданского применения в таких отраслях, как нефтегазовая промышленность, транспорт, строительство, сельское хозяйство, связь и др., что придает дополнительный импульс развитию беспилотной авиационной техники.

По оценкам экспертов, мировой рынок БПЛА составляет около 8 млрд долларов, а к 2022 г. достигнет 15 млрд долларов, то есть увеличится практически в два раза3.

При этом, опять же согласно прогнозам, мировой рынок беспилотников будет расти намного быстрее в количественном выражении, чем в стоимостном. Таким образом, количество малоразмерных, сложных в обнаружении и нейтрализации и доступных по цене БПЛА в ближайшее время значительно увеличится. Соответственно, возрастет и уровень их доступности.

К счастью, на территории государств – участников СНГ не было зафиксировано совершение террористических акций с использованием БПЛА. В то же время в ходе проведения международной выставки «ЭКСПО-2017» в Астане, Республика Казахстан, в качестве угрозы был определен риск совершения террористических атак с применением БПЛА.

В связи с этим над воздушным пространством выставки была введена 3-километровая зона ограничения полетов. Для выявления и подавления дронов использовались мобильные комплексы радиоэлектронной борьбы. В итоге за сравнительно небольшой период времени в зоне проведения выставки было пресечено 58 фактов несанкционированных полетов беспилотников, которые потенциально могли быть использованы для проведения террористических актов.

Таким образом, на сегодняшний день можно констатировать, что государства – участники СНГ, как и все страны, уже столкнулись с очевидным дисбалансом между темпами роста технологических возможностей террористических структур (в частности, использованием ими беспилотников) и недостаточностью опыта противодействия таким технологиям.

В некоторых ситуациях регистрация дрона невозможна, и гражданин не сможет получить права на использование данного вида техники. Законодатель определяет следующие причины для отказа в регистрации:

  • заявитель состоит на учете в наркологическом или психиатрическом центре;
  • имеются нарушения правил использования воздушного пространства;
  • действует судебный запрет на деятельность с применением БПЛА;
  • технические характеристики дрона (сила, мощность и т.д.) не соответствуют требованиям российского законодательства;
  • в результате тщательной проверки выявлено, что квадрокоптер оснащен специальными устройствами для сбора закрытой и конфиденциальной информации;
  • нарушение экологических норм (повышенный уровень шума, СО и т.д.);
  • отсутствие сертификата допуска к использованию на территории России (пилот не может управлять беспилотником);
  • запрещены дроны, в которых установлено наличие опасных элементов. В частности датчиков с радиоактивными веществами, водородными блоками и мощными лазерными установками. Летать на таких приспособлениях нельзя.

Лицензия на квадрокоптер

Лицензия на квадрокоптер является одним из основных документов, который должен иметь на руках любой собственник летательного устройства. В противном случае использование коптера признается незаконным, и нарушитель понесет ответственность.

Воздушный кодекс РФ гласит, что получение лицензии на летательные аппараты с беспилотным управлением является обязательной процедурой. Нарушения, связанные с отсутствием разрешения на квадрокоптер, влекут за собой штрафные санкции в отношении нарушителя (2-5 тыс. рублей для физ. лиц, до 20 тыс. рублей для юридических лиц).

Для получения лицензии пользователю предстоит собрать определенный пакет документов, включающий в себя:

  • данные технических возможностей устройства;
  • персональные сведения о владельце аппарата;
  • удостоверение летной годности;
  • разрешение на использование воздушного пространства;
  • бумага, удостоверяющая допуск гражданина к управлению воздушным судном.

В настоящее время большинство стран мира активно создает перспективные образцы беспилотных летательных аппаратов (БЛА). Стали частыми случаи, когда при решении повседневных задач предпочтение отдается роботизированной системе, нежели человеку. Одной из основных причин этому является то, что воздушные роботизированные комплексы (дроны) способны выполнять свои функции круглосуточно без перерыва на отдых и сон и являются в разы выносливее человека. В условиях высоких перегрузок, и там, где человеческий организм может не справиться с нагрузкой, дрон продолжает свою работу фактически бесперебойно. Также важным фактором является отсутствие человеческого воздействия, что гарантирует выполнение задания, согласно заложенной в компьютерный комплекс программе.

Беспилотные летательные аппараты являются высокоэффективным инструментом ведения войны. Их используют не только профессиональные армии, но и террористические и криминальные группировки. Дроны применялись для атаки на критически важные топливно-энергетические объекты Саудовской Аравии. Основными противозаконными задачами беспилотных летательных аппаратов являются ведение разведки, доставка запрещенных грузов, а также нанесение ударов по объектам транспортной и энергетической инфраструктуры. Незначительные линейные размеры беспилотников снижают эффективность их обнаружения и противодействия им. Основными средствами борьбы с малоразмерными дронами являются комплексы радиоэлектронного воздействия на каналы управления. Для пилотирования беспилотников и выполнения ими полетного задания используются следующие каналы связи: канал приема сигнала управления от наземного пульта, обратный канал передачи данных к наземному пульту управления и канал спутниковой навигации. Подавление даже одного из этих каналов приводит к невозможности выполнения им задачи и к дезориентации дрона. Результат – принудительная посадка дрона или его возвращение на базу.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *