- Льготы

Какой налоговый режим выбрать на 2023 год, чтобы сэкономить

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какой налоговый режим выбрать на 2023 год, чтобы сэкономить». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Ограничения в деятельности предпринимателей, осуществляющих грузоперевозку, одинаковы для обеих форм бизнеса, зависят от выбранной ими специальной системы налогообложения и связаны в основном с количеством работников, единиц транспорта и совокупным годовым доходом.

Особенности сферы грузоперевозок

Чтобы определить, какую налоговую систему выбрать, нужно заранее учитывать расходы бизнеса. В сфере грузовых перевозок предполагают затраты на:

  • сервисное обслуживание машин (ремонт, замена шин и так далее);
  • амортизация;
  • расходы на бензин;
  • зарплата водителям, грузчикам и другим работникам;
  • расходы на парковку, услуги связи и другие накладные затраты;
  • оплата аренды автомобилей (если они не в собственности предпринимателя);
  • страховые взносы — за сотрудников и за самого ИП;
  • страховка автомобилей;
  • налоги и другие обязательные платежи.

Что выбрать для грузоперевозок — ООО или ИП

Универсальной методики, позволяющей выбрать наиболее выгодную организационную форму бизнеса не существует. Тем, кто решил открыть бизнес по грузоперевозке, прежде, чем выбирать, нужно обратить внимание на множество факторов: размер своего стартового капитала, его источник, предполагаемый доход, возможность выполнять требования к отчетности, а также на число участников бизнеса и количество имеющихся в их распоряжении работников и единиц транспорта. Можно дать лишь общие рекомендации. Для личного бизнеса на начальном этапе лучшим вариантом будет открытие ИП. Оптимальный вариант для создания несколькими предпринимателями более крупного бизнеса с привлечением больших финансовых средств, использованием автопарка и перспективами расширения — лучше выбрать ООО.

Парад логистических решений иссякнет

2022 год был богат на необычные на первый взгляд решения по доставке грузов. Например, как альтернатива железнодорожной и автоперевозке из Китая появляется их комбинация – автодоставка до Забайкальска и далее по России железнодорожным транспортом. Осваивается новый путь доставки из Китая через Благовещенск – морем из любого порта Китая в порт Далянь, далее автомобилем или по железной дороге в приграничный Хэйхэ, затем – автоперевозка через мост в Благовещенск и далее по железной дороге. Появились необычные маршруты авиаперевозок, например, через Макао.

Рынку еще предстоит определить, какие из этих решений приживутся, а какие – нет. Но в целом в 2023 году будет происходить дальнейшее оформление рынка логистических предложений в уже сложившихся условиях.

Упрощенная система в грузоперевозках предусматривает два варианта уплаты налогов

В первом случае размер налоговой ставки составляет 6%, в качестве объекта здесь является доход предприятия.

А во втором – объектом являются доходы транспортной компании за вычетом расходов, но ставка в этом случае составляет 15% (сумма налога не может быть менее 1% от налоговой базы). При этом компания, осуществляющая грузоперевозки, может самостоятельно выбирать объект, а также менять его.

Плюсы данной системы:

Применяя упрощенную систему налогообложения, фирма-грузоперевозчик не платит следующие налоги: на прибыль (для индивидуального предпринимателя исключается необходимость уплаты налога на доход физического лица), на добавленную стоимость, на имущество.

В том случае, если фирма не выбирает самостоятельно налоговую систему и не извещает о выбранном способе налоговую инспекцию, то данная система налогообложения избирается автоматически и будет носить Основную систему налогообложения.

Отрицательные моменты:

Расходы при данном методе учета можно учитывать только из утвержденного списка расходов, согласно статье 346.16 НК РФ. Даже если ваши расходы составили большую часть над размером дохода, вам необходимо заплатить минимальный налог в размере 1% от полученного дохода.

Плюсы и минусы дела по доставке грузов

К минусам относят высокий риск профессии водителя, аварийность на дорогах, высокую стоимость новой техники. Кроме того, разорить могут и недобросовестные клиенты, если неправильно оформлять заказы. Таких случаев, увы, немало.

Неподъемным может оказаться и старт. Реальные расчеты многих экспертов показывают, что бизнес оказывается успешным, когда новые малотоннажные грузовики имеют ценник не дороже 600-700 тыс. рублей. Увы, за такие деньги можно взять разве что 3-х и даже 5-летние “Газели”, но их восстановление потребует не только нервов, но и опять-таки денег.

К плюсам относят большие заработки — конечно, если повезет с международными заказами. В то же время опрос бизнесменов показывает, что после 3 лет работы на этом рынке большинству удается найти постоянных клиентов.

Особенности приобретения патента

Для участия в патентной системе налогообложения патент необходимо приобрести по месту регистрации бизнеса. Он приобретается на срок от 1 месяца до 1 года. Условия, которым должен отвечать ИП для возможности приобретения патента:

  • количество работников в части ПСН – до 15 человек;
  • общая выручка за период ведения деятельности на патенте – до 60 млн рублей;
  • площадь помещения, которое занимает бизнес, – не более 50 м2.

Особенности ПСН:

  • невозможность снизить стоимость платежа;
  • необходимость вести учет по КУДиР отдельно по каждому направлению;
  • по каждому направлению деятельности нужен отдельный патент.

Плюсы и минусы для ИП в переходе на новый налог

Преимущество налога на профдоход в том, что в него включены взносы в ФСЗН, дополнительно платить их не придется. Плательщику не нужно вести бухучет, подавать декларации — это тоже должно упростить жизнь.

— Нюанс по сравнению с оформлением ИП — налог на профдоход уплачивается каждый месяц, а не раз в квартал, как привыкли «ипэшники». Если при ведении бизнеса много затрат, то при уплате налога на профдоход их нельзя учесть, а при общей системе налогообложения для ИП можно.

Важно учесть, что при самозанятости и уплате налога на профдоход не может быть наемных работников.

Если планируется не работать одному, а привлекать работников по договору подряда, трудовому договору, тогда налог на профдоход и самозанятость не подойдут, нужно рассматривать ИП или юрлицо. ИП может нанимать до трех человек в целом по договору подряда и трудовому договору. Если бизнес крупный и трех сотрудников мало, нужно оформлять юрлицо.

Перевозка грузов из Китая в Россию по железной дороге

Министерство транспорта РФ готовит план по расширению пограничных переходов в Китай, Казахстан и Монголию. План рассчитан на 8 лет и включает в себя построение новых железнодорожных путей протяжённостью около 3000 километров. На это будет выделено 31 миллиард долларов.

Средняя стоимость доставки из Китая в Москву составляет 9-10 тысяч долларов. Сейчас сильнее всего время доставки зависит от загруженности на станциях отправления и прибытия. Например, на данный момент на станции “Ворсино” проводятся ремонтные работы и поезда перенаправляются на станции “Электроугли” и “Белый Раст”.

Китай субсидирует грузоперевозки, но субсидии постепенно снижаются. Ранее субсидия на доставку одного 40 футового контейнера составляла 3-5 тысяч долларов, а сейчас субсидия составляет 1 тысячу долларов. Скорее всего к 2023 году субсидии будут отменены. В связи с этим отправка грузов будет производится с крупных железнодорожных терминалов, таких как Ченду, Чунцин или Сиань.

Восточный вектор — второй приоритет в перестройке логистического бизнеса. Прежде всего речь идет об интенсификации обмена грузами с Китаем: согласно данным Главного таможенного управления КНР, за 10 месяцев текущего года российско-китайский торговый оборот увеличился по сравнению с тем же периодом прошлого года на 33%, достигнув 154 млрд долларов (для сравнения: товарооборот за весь 2021 год составил 147 млрд). По статистике, самые важные виды товаров приходились на «категории оборудования, механических устройств, электрических машин, электронного оборудования и наземного транспорта».

Традиционно для доставки китайских товаров в европейскую часть РФ использовались контейнерные морские перевозки с перевалкой в портах европейских стран и дальнейшим движением в порты Балтийского бассейна. Но теперь основная часть грузопотока отправляется морем в порты Дальнего Востока, а затем доставляется поездами по российской территории. «Глобальных морских перевозчиков Maersk, MSC, CMA-CGM сменили небольшие китайские», — говорит Григорий Григорьев, генеральный директор логистической компании Novelco.

Однако, как и на южных направлениях, дальневосточная портовая инфраструктура оказалась не готова к такому всплеску логистической активности. «Проблемы со скоростью обработки судов и их простоями на рейде связаны с тем, что ушедшие морские линии были заменены небольшими судами китайских компаний. Поэтому теперь, при меньшем количестве контейнеров, требуется больше времени на их выгрузку, — продолжает Николай Ольшанский, генеральный директор транспортной компании ModernWay. — Однако на примере грузов, перевозимых нашей компанией, можно отметить плавный переход китайского импорта от преимущественно товаров народного потребления к промышленной продукции, от запчастей — к машинам и оборудованию, электронике».

На фоне увеличения объема грузов инфраструктура дальневосточных портов активно модернизируется: строятся новые мощности в портах Владивостока, Ванино, в Хабаровском крае; вкладываются средства в создание специализированных перегрузочных комплексов.

Прорабатываются и новые варианты сухопутной доставки из КНР. «В уходящем году заметно расширилась маршрутная сетка для импортных поставок из Китая через Казахстан, — отмечает Александр Сиверцев из “РЖД Логистики”. — Например, недавно мы впервые отправили поезд из 50 рефрижераторных контейнеров с агропромышленной продукцией (замороженные фрукты и овощи, морепродукты и тому подобно) со станции Нунчжун в городе Цзыбо, провинция Шаньдун, до станции Селятино Московской области через казахстанский Достык. Потенциально на данном маршруте могут проходить минимум четыре поезда в месяц».

Второе дыхание обретают и автомобильные доставки. С одной стороны, это связано с ослаблением Китаем карантинных ограничений, с другой — развивается инфраструктура для грузоперевозок колесным транспортом: в частности, завершено строительство крупного автомобильного моста через Амур на границе с КНР близ Благовещенска (длина основного моста — более километра, подъездных путей — 20 км), осуществляется модернизация ряда погранпереходов. «Перевозки из Китая фурами я бы назвал прорывом года! — восклицает Алексей Захудалин, руководитель отдела логистики Сервисной логистической компании. — Да, они были и раньше, но далеко не такими массовыми, как в 2022 году. Автомобильные грузоперевозки из Китая и стран Юго-Восточной Азии стали реальной альтернативой доставке товаров по железной дороге».

Хорошие новости связаны и со снижением тарифов на перевозку после скачка цен в период ковидных ограничений (подробнее см. «Логистический кризис: блокада или временная пробуксовка?», «Эксперт» № 11 за 2022 год). «В доковидные времена — до осени 2020 года — довезти контейнер из Китая морем в Россию стоило порядка трех-четырех тысяч долларов, — сообщили “Эксперту” в пресс-службе компании Merlion, крупнейшего российского импортера компьютерной техники и электроники. — К лету текущего года тариф вырос до 11,5 тысячи долларов за контейнер. Но международная логистика подстроилась, потоки пошли через другие каналы, и сейчас цена перевозки снизилась до 10 тысяч».

Интересные подвижки происходят и в сфере авиационных доставок из КНР. Как известно, Китай наложил запрет на рейсы из РФ на самолетах Boeing и Airbus. Сейчас отечественные компании пытаются наладить грузовое сообщение с КНР на бортах российского производства. Например, уральская авиакомпания «Геликс», которая раньше занималась вертолетными перевозками, недавно приобрела четыре самолета Ил-76 для полетов в Китай и другие страны. «В мае 2022 года наша авиакомпания закончила сертификационные процедуры, а в августе совершила первый международный рейс по направлению Ульяновск — Дубай — Москва. Сейчас мы получаем права на выполнение рейсов в Китай, — рассказывает Вадим Балдин, директор авиакомпании “Геликс”. — Наши самолеты возят товары народного потребления, станки и различные механизмы. Важно, что при обслуживании российского воздушного судна не возникает сложностей с лизингодателями и двойной регистрацией, это дает нам возможность запросить разрешение на полеты за рубеж. Правда, есть проблемы, связанные с ограниченным числом специалистов, которые могут летать на Ил-76 и обслуживать его. В частности, в России нет современного тренажера для обучения экипажей. Единственный тренажер, находящийся в Ульяновске, не удовлетворяет требованиям, к тому же его не хватает для всех пилотов, нуждающихся в обучении».

На северо-западном направлении санкционные войны привели к существенному сокращению грузопотока, но все же не остановили его полностью. В ответ на запрет российским автоперевозчикам въезжать на территорию ЕС перед западными автотранспортными компаниями, которым необходимо осуществлять перецепку или перегрузку на границе, тоже был опущен шлагбаум (см. «Куда повернуть российскому дальнобойщику?», «Эксперт» № 17 за 2022 год).

«Из Европы перестали возить товары морем; возят в основном фурами, и только несанкционный груз. Многие европейские компании вообще не хотят торговать с Россией, — комментирует Игорь Бурлов из компании “Арнейс”. — Сроки доставки увеличились, усложнился поиск подвижного состава из-за обоюдных ограничений по въезду и перемещению на нашей территории автомобилей недружественных государств. Цены в сравнении со временем до СВО выросли в два-три раза. Перспективы у этого направления пока туманны, многое, а точнее, почти все в сообщении с Европой обусловлено геополитикой и санкциями».

На логистический бизнес на европейском направлении давят и финансовые ограничения, в то время как в перевозках из других стран эти сложности удается решать за счет использования местных валют. «В среднем сроки доставки из Европы сейчас увеличились примерно на 14 дней, — отмечает Фарид Мадани из “Деловых линий”. — Происходят изменения в расчетах валютой: вместо евро и долларов малый и средний бизнес стал использовать китайские юани, индийские рупии, турецкие лиры, эмиратские дирхамы, казахские тенге. Но мы с интересом следим за планами создания единой валюты ЕАЭС».

Сегодня из ЕС доставляют только те товары, которые действительно необходимы. «Некоторые российские компании поддерживают торговлю с европейскими странами, несмотря на кратное увеличение цен. В первую очередь закупается уникальная продукция, которая производится только в Европе: запчасти для оборудования, автомобилей, упаковочных линий, обслуживание и ремонт которых возможны только с помощью оригинальных деталей, — комментирует Александр Морозов, руководитель службы внешнеэкономической деятельности компании СДЭК. — Но в целом европейские маршруты ненадежны: все зависит от санкций, внешнеполитической ситуации. Если она останется прежней, товарооборот продолжит сокращаться».

В новом году перспективы грузопотоков на северо-западном направлении могут быть связаны с морскими перевозками из Азии, а также с потенциалом Северного морского пути. «На наш взгляд, самые большие колебания грузооборота в 2022 году испытал Большой порт Санкт-Петербург. С марта там практически остановились импортные и экспортные грузопотоки, терминалы порта пустовали, очевидны были большие издержки операторов и собственников. После ухода большинства международных морских перевозчиков альтернатив по загрузке порта практически не было, — говорит Анастасия Кизулева, исполнительный вице-президент по морской логистике Noytech Supply Chain Solutions. — Ситуация начала меняться только в третьем квартале, когда были анонсированы судозаходы в Санкт-Петербург вновь образованных контейнерных линий. Первые прямые рейсы из Юго-Восточной Азии воспринимались как эксперимент, и компании внимательно следили за развитием ситуации. Крайне актуальным стал также Северный морской путь — ранее этот проект рассматривался участниками рынка скорее в долгосрочной перспективе. Мы видим, что порт Санкт-Петербурга постепенно возвращается к нормальной работе, хотя, конечно, до восстановления прежних объемов еще далеко».

Но главное, что постепенно к новым логистическим реалиям адаптируется потребитель — российский бизнес, который готовит запасные пути на случай, если грузооборот с Европой окончательно сойдет на нет. «Когда в феврале возникли риски нарушения привычных маршрутов из ЕС, мы оперативно обратились к поставщикам в дружественных странах, — рассказывает Владимир Петюшин, владелец компании “Пластика окон”. — Однако наши европейские партнеры, вопреки своей изначальной позиции, возобновили отгрузки. Если в мае они заявляли, что прекратят с нами работать, то уже к августу ситуация стала просто идеальной: наладились отгрузки, нормализовались цены, то есть они стали максимально клиентоориентированными. Но в случае ухудшения ситуации мы сможем быстро переключиться на поставки турецкого сырья. В свое время мы обратились к турецким компаниям за тестовой партией и выбрали лучшие образцы для промышленного производства. Сейчас у нас на складе есть запас компонентов на три месяца, так что при необходимости компания без потерь перейдет на новые логистические рельсы».

Под ответственностью понимают санкции по причине ненадлежащего исполнения требуемых функций. Учитывая, что логист является специалистом широкого спектра, то ответственность он несет за:

  • отказ от выполнения приказов, не противоречащих ДИ;
  • некачественное исполнение служебных обязанностей;
  • принятие поспешных или заведомо проигрышных решений, из-за которых возможно снижение эффективности деятельности логистики;
  • сокрытие или подтасовка итоговых значений;
  • нарушение режима внутреннего трудового распорядка;
  • действия, не соответствующие утвержденным нормам морали и этики;
  • нарушение отчетных сроков при работе с документацией;
  • отсутствие каких-либо действий в непредвиденной опасной ситуации;
  • растранжиривание финансов организации;
  • предоставление заведомо ложных данных партнерам;
  • передачу конфиденциальных сведений третьим лицам;
  • нанесение материального ущерба компании и лицам, с ней сотрудничающим.

В зависимости от того, статья из какого кодекса (КоАП или УК) нарушена, определяется и соответствующее наказание.

Должностные обязанности транспортного логиста

Логист по грузоперевозкам – это специалист, основной задачей которого является оптимизация транспортных потоков. Сфера его деятельность охватывает все этапы грузоперевозок, от составления оптимальных схем и маршрутов движения по сопровождения грузов и оформления приёмо-сдаточной документации. В силу сложности поставленных задач менеджер по логистике относится к звену руководящего состава. На эту должность принимают специалистов с высшим образованием (экономическим/техническим) и желательным опытом практической работы в данной сфере. Логист по грузоперевозкам должен знать:

  • нормативную базу, касающуюся всех аспектов логистической деятельности;
  • основы планирования бизнес-процессов;
  • базовые принципы построения оптимизированных логистических систем и связей;
  • основы транспортного/таможенного законодательства;
  • современные принципы организации схем грузоперевозок с привлечением всех видов транспортных средств;
  • способы управления складскими запасами;
  • основы науки составления бизнес-планов, соглашений, договоров, контрактов;
  • методы анализа спросов на продукцию компании, способы изучения конъюнктуры рынка;
  • как оформлять транспортную, снабженческую, таможенную, складскую, финансовую документацию;
  • методы логистического анализа и соответствующий математический аппарат;
  • основы финансового, маркетингового управления;
  • базовые знания в области социологии, психологии, навыки делового общения;
  • в обязанности логиста по грузоперевозкам входит знание норм организации ОТ и соблюдения правил ТБ при осуществлении грузоперевозок.

Расчет налога ЕНВД для грузоперевозок

Для проведения расчёта ЕНВД для грузоперевозок необходимо определить:

  • Объект налогообложения – вменённый доход налогоплательщика
  • Налоговую базу – величина вменённого налога.
  • Физический показатель – количество автотранспортных средств, используемых для перевозки груза.
  • Базовая доходность – 6000 рублей.

Для начала необходимо определить налоговую базу за отчётный период:

Налоговая база по ЕНВД за отчётный период = Базовая доходность за месяц (6000,00) * ( Физический показатель за 1 месяц квартала + Физический показатель за 2 месяц квартала + Физический показатель за 3 месяц квартала )

Если муниципальными образованиями не применяется пониженная ставка ЕНВД, то используется налоговая ставка ЕНВД 15%.

Использование онлайн-касс

Онлайн-кассы, несомненно, займут достойное место в ведении бизнеса. Данное нововведение позволит налоговым органам в режиме online получать актуальную информацию о совершённой торговой операции. Для онлайн-кассы требуется несколько иное оснащение:

  • нет необходимости в ЭКЛЗ;
  • нет нужды в фискальной памяти;
  • обязателен фискальный накопитель.

Фискальный накопитель представляет из себя сменный блок, который служит хранилищем, защитой, передатчиком информации в налоговые органы. После того, как фискальный накопитель будет заполнен – его придётся заменить. Каждый экземпляр в обязательном порядке необходимо регистрировать в ИФНС электронно.

Разработчики онлайн-касс заявляют о несомненных преимуществах их использования:

  • налоговые органы в режиме онлайн видят деятельность организации или индивидуального предпринимателя и, если актуальная информация подаётся достоверно – вероятность проведения проверок сведена к минимуму;
  • онлайн-кассы по совокупным затратам на приобретение и обслуживание имеют преимущество перед ККТ, использующейся в настоящее время.

Как рассчитать ЕНВД по грузоперевозкам, мы разобрались. Но важно также не забыть, что по результатам квартала предприниматель обязан подать декларацию в контрольные органы и оплатить налог. Если сотрудников нет, то ИП сдает отчеты по упрощенной схеме – только в ФНС, и только декларацию по вмененному доходу. При этом ему не обязательно регистрироваться в телекоммуникационных каналах связи, а можно прийти лично и сдать ее.

Если сотрудники есть, то кроме налоговых органов нужно посетить ПФР и ФСС. Имея помощников, ИП уже вряд ли обойдется без бухгалтера, потому как бумажная и иная работа возрастает.

Отчетность важно сдать до 20 числа месяца, следующего за отчетным. А произвести оплату нужно до 25 числа месяца, следующего за отчетным.

Какое налогообложение выбрать для грузоперевозок

Сведём в таблицу все данные, которые рассчитали выше для спецрежимов.

Таблица. Сравнение фискальной нагрузки на разных режимах для грузоперевозок (в рублях)

Налог Взносы Всего
Организация
УСН Доходы 540 000 550 000 1 090 000
УСН Доходы-расходы 975 000 550 000 1 525 000
ИП
УСН Доходы 540 000 655 874 1 307 874
УСН Доходы-расходы 975 000 652 874 1 627 874
Патент 120 000 627 874 747 874

Из таблицы видно, на какой режим оптимально перейти нашему предприятию, когда отменят ЕНВД. Если это ИП, ему лучше купить патент. Организации же для грузоперевозок больше подходит УСН со ставкой налога 6% с дохода, чем 15% с разницы между доходом и расходами.

Однако следует понимать, что расчёт этот условный, ведь он основан на примерных данных, хотя и приближённых к реальным. Поэтому перед решением вопроса о том, чем заменить ЕНВД для ИП или организации после отмены вменёнки для грузоперевозки, следует повторить этот расчёт уже исходя из собственных показателей выручки и затрат. Кроме того, важно учитывать специфику регионального законодательства, ведь некоторые параметры налоговых режимов в разных субъектах РФ могут существенно различаться.

Часто перевозчики оказывают услуги по размещению рекламы снаружи и внутри автомобиля. В этом случае организациям подойдет только УСН — и для грузоперевозок, и для рекламы.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *