Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пенсионные права – 2023. Новое в законодательстве в вопросах и ответах». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Финансовые основы системы ОПС состоят в формировании бюджета ПФР и в последующем расходовании средств из фонда на выплату страхового финансового обеспечения, на его доставку, на техническое обеспечение текущей деятельности госстраховщика, на уплату гарантийных взносов и на прочие цели, предусмотренные нормативным законодательством.
Зачем нужна система гарантирования в добровольных пенсионных программах
Для того, чтобы обеспечить устойчивость и доверие со стороны клиентов, которые самостоятельно копят средства на будущую пенсию по добровольным пенсионным программам в НПФ, было принято решение реализовать систему гарантирования.
Среди всех способов накоплений НПФ предоставляет специализированный инструмент для долгосрочных накоплений — добровольные пенсионные программы. Суть которых заключается в формировании пенсионного капитала посредством комбинаций условий: заработка на российском финансовом рынке и обеспечении минимальной доходности вместе с налоговыми льготами как для человека, так и для его работодателя.
В связи с увеличением размера страховых взносов и предельной облагаемой базы планируется, что максимальный размер пособий вырастет к 2025 году в 1,5 раза.
Сейчас, напомним, максимальный размер пособия:
- по временной нетрудоспособности при стаже более 8 лет составляет 78 207 рублей за полный календарный месяц;
- по беременности и родам – 360 164 рубля за 140 дней;
- по уходу за ребенком до полутора лет – 31 282,82 рубля за полный календарный месяц. Если у работника заработная плата 150 000 рублей, то он мог бы получить пособие по уходу за ребенком около 60 000 рублей. Но законодатель для всех ограничил предельный размер пособия, независимо от того, какой размер зарплаты.
Новые изменения несколько улучшат ситуацию и работники, зарабатывающие выше среднего, смогут претендовать на более высокие суммы пособий (Таблица 3).
Индивидуальный учет: что это такое, и как зарегистрироваться
Индивидуальным учетом в системе ОПС с 1997 года занимается Пенсионный фонд России. У каждого гражданина есть персональный лицевой счет в ПФР, на который поступают страховые взносы от работодателей. Кроме того, в системе ОПС фиксируется информация о месте работы и периоде трудовой деятельности застрахованного, а также пенсионные коэффициенты (раньше они назывались «пенсионные баллы»), необходимые для расчета будущей пенсии.
Чтобы стать участником системы ОПС, необходимо зарегистрироваться в системе пенсионного персонифицированного учета. Результатом регистрации будут открытый лицевой счет и присвоенный ему СНИЛС (эта аббревиатура обозначает страховой номер индивидуального лицевого счета). Именно на него и будут переводить взносы работодатели.
КСТАТИ С 1 апреля 2019 года ПФР упразднил выдачу страховых пенсионных свидетельств с номером СНИЛС. Теперь каждому, кто регистрируется в системе индивидуального учета, выдают уведомление о регистрации на бумажном носителе. Уведомление содержит в себе номер СНИЛС. Те, у кого на руках есть зеленая пластиковая карточка, могут продолжать ей пользоваться, но новых уже не выдают.
СНИЛС получают с рождения, и этот уникальный номер используется не только для целей пенсионного страхования. Благодаря ему мы на протяжении всей жизни можем получать государственные и муниципальные услуги в различных ведомствах и не носить с собой кипу копий. СНИЛС также необходим для получения пособий и льгот.
Подробнее читайте в статье: «СНИЛС: что это такое и зачем он нужен».
Выбор страховщика – только за вами
В отличие от страховой, накопительная часть – это реальные деньги, которые до 2014 года начислялись на лицевой счет гражданина в ПФР или НПФ. Это еще один вид пенсии к основной страховой части. Накопительная пенсия не индексируется и растет за счет инвестиционного дохода (если страховщик и управляющий этот доход заработали).
Гражданин сам решает, кто будет управлять его накопительной пенсией. Управление можно передать в ПФР или один из негосударственных пенсионных фондов (НПФ). К выбору фонда и УК нужно подойти очень внимательно, ведь от результатов их работы зависит размер вашего дохода в будущем. Всегда важно помнить и о том, что досрочные переходы между страховщиками чреваты потерей инвестдохода. Как показывает практика, отыграть такую потерю в дальнейшем очень проблематично.
По умолчанию накопительной пенсией распоряжается Пенсионный Фонд. ПФР передал средства так называемых «молчунов» (то есть тех, кто не переводил накопления в НПФ и не выбирал частного управляющего, работающего с ПФР) в управление Государственной управляющей компании (ГУК) ВЭБ.РФ. Это крупнейший участник рынка пенсионных накоплений, работающий со средствами 39 млн клиентов ПФР. По итогам 2019 года общая сумма накоплений, с которыми работает ВЭБ.РФ, превысила 1, 8 трлн руб. Хотя у ГУК ВЭБ.РФ нет задачи показать самые высокие результаты по доходности (что чревато повышенными рисками), ее портфели в течение последних нескольких лет стабильно в числе лидеров.
Как платить страховые взносы по общим тарифам с 2023 года
Законом № 239-ФЗ изменен порядок применения общих тарифов для исчисления и уплаты взносов, а также изменены сами тарифы. Предусматривается установление и единого тарифа для всех видов взносов. Согласно новой редакции статьи 425 НК РФ, взносы (на ОПС, ОМС, ОСС на ВНиМ) по общим тарифам необходимо рассчитывать с выплат (п. 10 ст. 2 Закона № 239-ФЗ):
-
не превышающих единую предельную величину базы — по тарифу 30 %;
-
превышающих единую предельную величину базы — по тарифу 15,1 %.
Отдельные тарифы страховых взносов установлены поправками для тех страхователей, которые производят выплаты следующим категориям физлиц (п. 10 ст. 2 Закона № 239-ФЗ): прокурорам, сотрудникам Следственного комитета РФ, судьям федеральных судов, мировым судьям. Взносами на ОПС выплаты названным категориям граждан не облагаются. Тариф взносов на ОМС составляет 5,1 %. Тарифы взносов на ОСС на ВНиМ следующие:
-
с выплат, не превышающих единую предельную величину базы, — 2,9 %;
-
с выплат, превышающих единую предельную величину базы, — 0 %.
Развитие отечественной системы пенсионного обеспечения
Современная российская пенсионная система берет начало в 1990 году, когда был принят закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации», заложивший основы системы обязательного пенсионного страхования. «Закон установил минимальный и максимальный размер страховой пенсии, предусмотрел систему увеличения пенсионных выплат с учетом роста цен и оплаты труда занятого населения».1
Позднее закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации» заменил закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который, в свою очередь, заменил вступивший в силу с 2015 года закон «О страховых пенсиях».
В 1991 году процесс финансирования и выплаты пенсий в Российской Федерации выведен в самостоятельный бюджетный механизм, который формируется за счет поступления обязательных страховых взносов, распорядителем которых выступает Пенсионный фонд России. Однако принцип назначения пенсий оставался уравнительно-распределительным, как во времена СССР. Размер пенсии не зависел от величины заработной платы.
Пенсионный фонд Российской Федерации как самостоятельный внебюджетный фонд образован 2 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 442–1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения России. Его создание позволило внедрить принципиально новый механизм выплаты пенсий на основе страховых выплат.
В 1997 году вступил в силу Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования». По этому закону суммы страховых взносов на индивидуальном лицевом счете каждого застрахованного позволяют рассчитать и начислить пенсию каждому работающему с учетом его индивидуального заработка. Таким образом, размер пенсии стали определять страховой стаж и размеры платежей, которые осуществлял в интересах работника его работодатель, а не длительность общего трудового стажа, как раньше.
В декабре 2001 года был принят ряд законов, ставших основой пенсионной реформы 2002 года. Все страховые взносы работодателей были заменены в 2001 году на Единый социальный налог (ЕСН).
Отчисления в Пенсионный фонд РФ составили 20 % от заработной платы, которые распределялись следующим образом: 6 % – базовая часть, 10 % – страховая часть и 4 % – накопительная часть пенсии. «Правительство мотивировало принятие подобных мер необходимостью снижения налоговой нагрузки на работодателя, повышения собираемости налогов, «вывода экономики из тени» и др.».2
Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» определил новый статус Пенсионного фонда Российской Федерации, как страховщика и государственного учреждения, урегулировал порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расширил функции ПФР и установил новый принцип формирования трудовой пенсии – из трех частей: базовой, страховой и накопительной, фактически устранив дифференциацию выплат в зависимости от трудового вклада гражданина.
Однако сокращение доли работающего населения и высокая доля теневого сектора в экономике способствовали снижению пенсионных поступлений. «В результате, несмотря на дотации из бюджета и замену пенсионных отчислений на единый социальный налог (ЕСН), размер пенсий был ниже прожиточного уровня, а сами пенсии выплачивались с задержками. Сложившаяся ситуация с недостатком средств в государственной системе пенсионного обеспечения вызвала необходимость реформирования пенсионного обеспечения на страховых принципах и дополнения государственного пенсионного обеспечения за счет средств работодателей и работников по примеру развитых европейских стран».3
Федеральный закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» установил правовые основы формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии.
Участникам негосударственных или добровольных пенсионных программ предоставили льготы по налогу на доходы физических лиц.
Важной мерой, направленной на стимулирование активности граждан в области создания собственных пенсионных накоплений, стала программа государственного софинансирования формирования пенсионных накоплений. С 1 октября 2008 года по 31 декабря 2014 года каждый работающий россиянин, добровольно делающий взносы на накопительную часть будущей пенсии не менее тысячи рублей, получал равнозначный взнос из государственных средств на сумму до 12 тыс. рублей в год на протяжении десяти лет. При этом размер дополнительных взносов можно менять по своему усмотрению, а выплаты прекращать и возобновлять в любой момент. По данным ПФР, участниками программы софинансирования стало около 0,5 млн человек, взносы участников превысили 7 млрд рублей, средний размер ежегодного взноса составил 7,6 тыс. рублей.
В 2010 году Единый социальный налог был отменен и вместо него были установлены страховые взносы во внебюджетные фонды. Базовую и страховую части объединили, схема распределения взносов изменилась: 14 % от заработной платы стали направлять на страховую часть и 6 % – на накопительную часть пенсии.
Очередной этап реформирования пенсионной системы Российской Федерации был проведен в 2013–2015 годах. Была ведена новая формула расчета размера трудовой пенсии по старости на основе пенсионных баллов, учитывающая стаж, размер заработка и возраст выхода на пенсию. Гражданам 1967 года рождения и младше предоставили право выбора: формировать им накопительную часть или направлять страховые взносы на пенсионное обеспечение – полностью на страховую часть трудовой пенсии.
С 2014 по 2019 годы законодательно введен мораторий на формирование накопительной части пенсии – страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии по решению государства направляются только на формирование страховой части пенсии. Официальной причиной моратория было заявлено создание системы гарантирования пенсионных накоплений и предстоящее акционирование НПФ, пока НПФ и управляющие компании не смогут подтвердить свое соответствие новым требованиям.
Фактически заморозка средств пенсионных накоплений нарушила положение Федерального закона «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», по которому средства пенсионных накоплений не подлежат изъятию в бюджеты любых уровней. Фактически же эти средства были израсходованы государством, а распоряжение владельцев пенсионных накоплений передать их УК и НПФ для инвестирования было проигнорировано под формальным предлогом.
Центральный банк и Министерство финансов РФ предлагают вывести накопительные взносы из системы обязательного пенсионного страхования и использовать все 20 % тарифа пенсионных взносов для формирования страховой части пенсии. Накопительную часть трудовой пенсии предлагается полностью формировать из собственных средств работников по их желанию.
Накопительная часть пенсии и возможности распоряжения ею
С 1 января 2010 года в России трудовая пенсия по старости состоит из двух частей – страховой и накопительной. Накопительная часть пенсии формируется за счет обязательных страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии и дохода от их инвестирования.
Кроме того, для формирования накопительной части пенсии можно использовать материнский (семейный) капитал, добровольные взносы работника и работодателя, взносы на софинансирование в рамках государственной программы и доход от инвестирования всех этих средств.
Средства, которые формируют накопительную пенсию, называют пенсионными накоплениями.
По состоянию на февраль 2017 года размер страхового взноса в обязательную пенсионную систему составляет 26 % от фонда оплаты труда работника. Из них на формирование пенсионных накоплений направляется 6 %, а 16 % направляется на формирование страховой пенсии.
При этом застрахованное лицо имеет право отказаться от формирования накопительной части пенсии и направлять страховой взнос полностью на формирование страховой части пенсии.
Пенсионные накопления по выбору застрахованного лица можно инвестировать через государственную управляющую компанию (с 2003 года эта функция поручена Внешэкономбанку) либо через частные организации: управляющие компании или негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Управляющие компании и НПФ ежегодно отчитываются о доходности инвестирования средств своих клиентов.
«Клиенты НПФ, контролируя прирост своих вкладов или накопительной части своей государственной пенсии, могут оценить эффективность работы НПФ и управляющей компании и выбрать наилучшую».9
Чтобы распорядиться своими пенсионными накоплениями, необходимо подать заявление в Пенсионный фонд РФ о передаче средств пенсионных накоплений в доверительное управление НПФ или управляющей компании. Владелец пенсионных накоплений также имеет право раз в год передавать их по своему желанию в управление любому НПФ или управляющей компании – частной или государственной.
Накопительную часть пенсии можно получить тремя разными способами, в зависимости от величины накоплений и пожеланий владельца пенсионных накоплений (см. таблицу 2).
Таблица 2.
Вид выплаты |
Особенность выплаты |
Кто может получить |
---|---|---|
Единовременная выплата |
Все пенсионные накопления выплачиваются сразу одной суммой |
Граждане, у которых размер накопительной пенсии составляет 5 % и менее по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости, в том числе с учетом фиксированной выплаты, и размера накопительной пенсии, рассчитанных по состоянию на день назначения накопительной пенсии. Граждане, получающие страховую пенсию по инвалидности или по случаю потери кормильца либо получающие пенсию по государственному пенсионному обеспечению, которые при достижении общеустановленного пенсионного возраста не приобрели право на страховую пенсию по старости из-за отсутствия необходимого страхового стажа или необходимого количества пенсионных баллов. |
Срочная пенсионная выплата |
Регулярные выплаты осуществляются на протяжении фиксированного срока не менее 10 лет (продолжительность срока выплаты определяет владелец накоплений) |
Граждане, у которых размер накопительной пенсии составляет 5 % и более по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости, в том числе с учетом фиксированной выплаты, и размера накопительной пенсии, рассчитанных по состоянию на день назначения накопительной пенсии. |
Накопительная пенсия |
Выплаты осуществляются ежемесячно и пожизненно |
Граждане, у которых размер накопительной пенсии составляет 5 % и более по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости, в том числе с учетом фиксированной выплаты, и размера накопительной пенсии, рассчитанных по состоянию на день назначения накопительной пенсии. |
Роль СМИ в обеспечении успешного внедрения изменений в работе отечественной пенсионной системы и повышении личной ответственности гражданина за будущее пенсионное обеспечение
На протяжении всей пенсионной реформы средства массовой информации разъясняли, как меняется система пенсионного обеспечения. СМИ сообщали об изменениях в законодательстве, наглядно показывали на примерах и схемах новые способы исчисления пенсии, публиковали сообщения и разъяснения представителей Пенсионного фонда РФ.
Первой массовой кампанией по освещению пенсионной реформы стали публикации, посвященные формированию накопительной части пенсии и ее инвестированию через управляющие компании и НПФ, начиная с 2002 года. СМИ распространяли информацию о том, для чего предназначена накопительная часть пенсии, и каким образом можно передать свои накопления для инвестирования. С этого момента населению начали внушать мысль о том, что уровень благосостояния в старости зависит от предприимчивости будущего пенсионера.
Позже СМИ начали регулярно сообщать о результатах инвестирования через УК и НПФ, разъяснять, как отслеживать размер полученного дохода по извещениям ПФР о размере пенсионного капитала, накопленного за истекший год. Также с тех пор и до настоящего времени регулярно публикуются разъяснения, как перевести свои пенсионные накопления в другую УК или НПФ, если владелец накоплений считает, что его средствами управляют недостаточно эффективно.
Отдельная кампания в СМИ была посвящена популяризации программы софинансирования пенсий, в ходе которой в общественное сознание начали внедрять мысль о том, что о своем уровне дохода в старости нужно начинать заботиться заранее и откладывать для этого собственные деньги. Также в 2013-2019 годах в СМИ прошли кампании по информированию населения о введении новой формулы расчета размера трудовой пенсии по старости – на основе пенсионных баллов, по увеличению пенсионного возраста, и по различным подходам к реформе пенсионной сисемы страны.
Чтобы реализовать масштабные цели, поставленные перед ОПС РФ, система выполняет такие функции, как:
- создание базы застрахованных лиц;
- индивидуальный учёт взносов, поступающий в ПФР;
- анализ международного опыта формирования пенсионного страхования;
- контроль за выплатой пенсий и других социальных пособий;
- выдача и учёт сертификатов материнского капитала;
- системное взаимодействие с работодателями;
- грамотное и эффективное управление финансовыми средствами фондов.
ПФР хранит точные сведения о застрахованном, как то:
- ФИО;
- данные паспорта;
- адрес;
- периоды трудовой биографии;
- все данные об официальных доходах;
- пенсионные взносы, начисленные и реально выплаченные;
- выбранный инвестиционный портфель;
- размер инвестиционного дохода.
Что изменится в кадровом делопроизводстве
1. Поскольку с 2023 года за работников по договорам ГПХ необходимо уплачивать дополнительные взносы, нужно будет внести эту информацию в бланки договора подряда.
2. Иностранцы без статуса временно пребывающего высококвалифицированного работника теперь включены в систему обязательного медицинского страхования и при трудоустройстве не должны предъявлять полис ДМС.
3. Работодатели не обязаны будут выдавать справку уволившемуся работнику о начисленных доходах и страховых, если он устраивается на новую работу.
Эти сведения будут в базе Соцфонда. Пока не ясно, нужно ли будет новому работодателю подавать запрос в фонд, чтобы узнать сколько сотрудник получал с начала года на предыдущем месте работы, или сведения будут отправляться работнику автоматически в электронном виде после увольнения.
Данные о выплатах и начисленных взносах работника с начала года необходимы работодателю, чтобы рассчитать больничные и определить, вписывается ли его доход в предельную базу по страховым отчислениям или нет.
4. С 2023 года нужно выплачивать больничные за первые три дня болезни подрядчикам по гражданским договорам. Если подрядчик работает по нескольким контрактам, то за выплатой пособия по болезни за первые три дня может обратится к любому из работодателей.
В связи с этим, нужно разработать бланк заявления на выплату больничных для таких работников, с указанием, что к другим работодателям за пособием он не обращался.
Пенсионный возраст в Европе
В Европейских странах действуют разные условия выхода на пенсию и пенсионные системы, но разброс пенсионных возрастов не очень большой. Еврокомиссия обсуждает планы выхода на 70-летний пенсионный рубеж к 2060г.
Нижняя граница для женщин – в Беларуси (58 лет). Верхняя – 67 лет в ряде стран (Норвегия, Италия, Исландия, Греция).
Для мужчин нижняя планка находится пока на уровне 60 лет – в Словении, частично на Украине. Верхняя – 69,5 лет в Албании, далее по 67 – в Норвегии, Италии, Исландии, Израиле, Греции.
В настоящее время проходят пенсионные реформы в Австрии, Азербайджане, Беларуси, Болгарии, Великобритании, Германии, Латвии, Литве, Молдове, Польше, России, Румынии, Сербии, Украине, Франции, Эстонии.
Это интересно: Единственной страной, снизившей в последние годы пенсионную планку, является Польша. С 2017 г планка опустилась с 67 лет до 60.
Как заработать пенсионные баллы
Работник пенсионного возраста может продолжить работу и дождаться, пока не накопится нужное количество баллов. Все расходы на формирование будущей пенсии сотрудника понесет работодатель.
Уплата взносов – обязанность, а не право работодателя. В 2022 году работодатель перечислял взносы по тарифу 22% от зарплаты. Например, за работника с зарплатой в 40 тыс.р. работодатель ежемесячно платил в ПФР 8,8 тыс.р.
Затем поступившие взносы конверовались в баллы. При этом на индивидуальную часть тарифа шли не все взносы, а только 16%, еще 6% направляли на выплаты нынешним пенсионерам.
Максимальное количество баллов, которые можно получить за год – 10.
В 2023 года Пенсионный фонд и Фонд социального страхования объединили в единый Социальный фонд. Теперь взносы уплачиваются по единому тарифу без разбивки по видам страхования.
От единого тарифа страховых взносов (в 2023 году он по умолчанию установлен как 30%) на обязательное пенсионное страхование идет 72,8%. Из общей суммы на индивидуальную часть тарифа перенаправляют 53,4%.
СФР: взносы «на травматизм» (ВнТ)
Несмотря на многочисленные изменения, появление СФР и применение ЕНП, оплачивать взносы на травматизм нужно в том же порядке, что и раньше. Сумма должна вноситься отдельной платежкой, и в этом кроется единственное различие, так как раньше страховые взносы относились к ФСС, теперь к СФР. Уплата взносов на травматизм осуществляется каждый месяц за предыдущий не позднее 15-го числа с учётом выходных и праздничных дней.
Скидки, надбавки, тарифы сохранились в прежнем размере: в зависимости от класса проф. риска уплачиваемая сумма варьируется от 0,2% до 8,5%. Показатель считают на основе:
- количества несчастных случаев на предприятии на 1000 работающих;
- отношение суммы страхового обеспечения к начисленной сумме взносов;
- среднее количество дней нетрудоспособности для одного страхового случая.