Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закрытые закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Неконкурентный способ закупок подразумевает размещение заказа на приобретение товара, выполнение работ или оказание услуг у заранее установленного исполнителя. Такие закупки называются прямыми, поскольку поставщик определяется без конкурсного отбора, а контракт с ним подписывается напрямую.
Обоснование для неконкурентного способа закупки (у единственного поставщика)
Ранее при заключении контракта с единственным поставщиком заказчики должны были включить обоснование в план-график. Федеральным законом от 1 мая 2019 № 71-ФЗ заказчики были освобождены от этой обязанности — с июля 2019 года обосновывать невозможность использования конкурентных видов процедур при закупке у единственного поставщика больше не требовалось.
Тем не менее это не значит, что можно выбирать любой способ определения поставщика — санкции за неверный выбор способа закупки остались прежними.
Законом о контрактной системе предусмотрены случаи, когда заказчик обязан обосновать НМЦ сделки, которая была заключена с единственным поставщиком (ч.4 ст. 93).
Обоснование НМЦК необходимо, если заказчик приобретает ТРУ у единственного поставщика в следующих случаях:
- заказ на услуги по мобилизационной подготовке;
- закупка товаров, работу или услуг у органов исполнительной власти и подведомственных им учреждений;
- заключение контракта на выполнение работ, оказание услуг по техническому обслуживанию зданий и сооружений;
- закупка ТРУ у предприятия уголовно-исполнительной системы;
- закупка материалов (сырья, комплектующих) для производства ТРУ в рамках трудоустройства осуждённых;
- заказ на услуги по продаже билетов и абонементов на культурные мероприятия;
- приобретение услуг по управлению многоквартирным домом и др.
Если заказчик планирует получить товар, работу или услугу по максимально низкой цене и у него нет особых требований к условиям исполнения контракта, он может провести аукцион или запрос цен.
Аукцион — способ закупки, при котором заказчик объявляет начальную максимальную цену контракта (НМЦК), а участники поочередно понижают свои ценовые предложения до тех пор, пока не определится участник с наименьшей ценой. Электронные аукционы проходят на электронных торговых площадках (ЭТП). Для участия в такой закупке поставщик должен иметь усиленную квалифицированную электронную подпись и аккредитацию на ЭТП. Запрос цен — упрощенная форма аукциона без проведения торгов. Участники указывают свои ценовые предложения сразу в заявках, а победителем становится участник с наименьшей ценой. Если наименьшую цену предложили несколько участников — побеждает тот, кто подал заявку раньше.
Условия проведения запроса цен:
- НМЦК — не выше 500 тыс. руб.;
- годовой объем закупок, которые проводились при помощи запроса цены, — не превысит 10% годового объема всех закупок заказчика и составит не больше 100 млн руб.
Система способов закупок товаров работ услуг
С 01.01.2022 ст. 24 излагается в новой редакции (ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ). См. будущую редакцию.
Статья 24. Способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)
Путеводитель по спорам в сфере закупок. Вопросы применения ст. 24
1. Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
2. Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
(в ред. Федеральных законов от 31.12.2017 N 504-ФЗ, от 27.12.2019 N 449-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2.1. С учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, в электронной форме проводятся открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений, закупка товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона (далее также — электронные процедуры), а также в случаях, установленных решением Правительства Российской Федерации, предусмотренным частью 3 статьи 84.1 настоящего Федерального закона, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион (далее также — закрытые электронные процедуры).
(часть 2.1 введена Федеральным законом от 27.12.2019 N 449-ФЗ)
3. Под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.
4. Под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товаров, работ, услуг (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона).
(в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 71-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
6. При осуществлении закупки путем проведения конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (за исключением запросов котировок и запросов предложений, электронных процедур, закрытых электронных процедур) могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в документации о закупке отдельно указываются объект закупки, начальная (максимальная) цена контракта и ее обоснование в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона, размер обеспечения заявки на участие в закупке (если требование об обеспечении заявки установлено заказчиком), сроки и иные условия поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, размер обеспечения исполнения контракта. В этих случаях участник закупки подает заявку на участие в закупке в отношении определенного лота. В отношении каждого лота заключается отдельный контракт.
Для проведения закупки заказчик вправе выбрать способ определения поставщика, предусмотренный ст. 24 44-ФЗ, при этом такой способ не должен вести к необоснованному сокращению участников закупки, поскольку это является прямым нарушением установленных принципов закупочной деятельности и равноправия участников торгов.
В соответствии с ч.6 ст. 24 44-ФЗ при необходимости заказчик может выделять в своей закупке отдельные лоты.
Так как контракт в таком случае будет заключаться в отношении конкретного лота, поставщик подает заявку не на участие в тендере в целом, а на поставку ТРУ конкретного лота.
В таком случае для каждого конкретного лота указывается:
- объект;
- НМЦК и ее обоснование;
- размер обеспечения (при наличии);
- сроки исполнения контракта, осуществления поставки;
- иные существенные условия контракта.
Конкурентные и неконкурентные процедуры
В этом смысле особых изменений не произошло. Все существующие типы процедур являются конкурентными, за исключением контракта с единственным поставщиком. Но тут действуют жесткие ограничения из статьи 93 закона 44-ФЗ. Чаще всего с единственным поставщиком заключают контракты стоимостью до 100 000 рублей. Кроме того, есть основания для закупки подобным способом у естественных монополий (вода, электроэнергии, услуги связи) и некоторые другие.
При определенных условиях заказчик должен уведомить контролирующие органы о заключении контракта в обход конкурентной процедуре. Иногда ему следует обосновать выбор такого способа.
Для выбора закрытого типа процедуры существует несколько оснований:
- Объект закупки связан в гостайной.
- Данные о государственных нуждах составляют тайну.
- Объектом выступают услуги по страхованию, транспортировке либо охране государственных ценностей — редких музейных коллекций, изданий, драгоценных камней и металлов.
- Закупаются водительские либо клининговые услуги для судей, судебных приставов.
- Проводится закупка в рамках гособоронзаказа.
Максимальная прозрачность и объективность в выборе победителя — основная причина популярности электронных аукционов.
Достоинства электронного аукциона:
- минимальный риск предъявления претензий относительно процедуры проведения закупки: приема и регистрации заявок, возврата обеспечения заявок, хранения электронных документов, поскольку эти функции обеспечиваются оператором электронной площадки.
- незначительное количество ограничений на проведение электронного аукциона. В этом случае снижается вероятность проверки правильности выбора способа определения поставщика;
- сохраняется конфиденциальность участников и, следовательно, снижается вероятность сговора или подлога;
- возможность привлечь к организации и проведению электронного аукциона специализированную организацию.
Однако, электронный аукцион имеет ряд недостатков, которые тоже нужно учитывать:
- невозможно оценить качество поставляемых товаров (работы, услуги), так как заявки участников оцениваются только по цене;
- более длительная процедура определения поставщика по сравнению с запросом котировок, запросом предложений и закупкой у единственного поставщика;
- риск срыва сроков и нарушения процедуры проведения электронного аукциона по причине технических сбоев на электронной площадке;
- риск возникновения претензий к заказчику из-за возможных ошибок в ходе процедуры, так как она сложна и многоэтапна;
- невозможно выделить несколько лотов, как это предусмотрено при проведении конкурса и закрытого аукциона.
Формат электронного аукциона используется в двух случаях: когда этот способ прямо предписан нормами закона или, когда применить другие, более удобные для заказчика, способы невозможно из-за существующих ограничений.
1) если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенные в перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ — заказчик обязан провести электронный аукцион.
2) заказчик вправе самостоятельно выбрать электронный аукцион:
- если закон не позволяет закупить товары (работы, услуги) у единственного поставщика или путем запроса котировок,
- если оценивать предложения участников по качеству товаров (квалификации участников, опыту работы и другим нестоимостным критериям) не нужно.
Контрагент размещает информацию о себе в ЕИС
Данное требование вытекает из подпункта “а” п.3 ч.5 ст.93 Закона №44-ФЗ.
Кроме того, в соответствии с абзацем пятым подпункта “а” п. 9 Правил №961 информация о контрагенте, включаемая заказчиком в обращение о согласовании заключения контракта, формируется автоматически в соответствии с единым реестром участников закупок.
Чтобы включить информацию о себе в единый реестр участников закупок, контрагенту необходимо:
- получить усиленную электронную подпись (ст.5 Закона №44-ФЗ).
- зарегистрироваться в ЕИС ( ч.1 ст.24.2 Закона №44-ФЗ). После регистрации в ЕИС информация о контрагенте передается в единый реестр участников закупок. Правила регистрации участников закупок в единой информационной системе в сфере закупок и ведения единого реестра участников закупок утверждены Постановлением Правительства РФ от 27.01.2022 №60.
Информация о заключении контракта направляется заказчиком в реестр контрактов в течение пяти рабочих дней с даты заключения контракта (ч.3 ст.103 Закона №44-ФЗ).
В заключение рассмотрим еще 2 вопроса относительно заключения контракта с единственным поставщиком в случае несостоявшейся закупки без заявок:
Лоты не могут выделяться при проведении
Лот – это однородная или функционально взаимосвязанная партия продукции, которая выделена Заказчиком или Уполномоченным органом для проведения закупки однотипной продукции.
В извещении и аукционной (конкурсной) документации указываются конкретные условия. Например, обязательно указываются начальная (максимальная цена контракта), место, срок, предмет закупки, а также и иные условия исполнения контракта. Заявка составляется на каждый отдельный лот непосредственно Заказчиком. При этом на каждый отдельный лот заключается отдельный контракт.
При проведении процедуры закупки могут выделяться лоты, в которых указывается отдельной строкой предмет и условия поставки продукции, а также критерии и порядок выбора поставщика. При этом Поставщик может подавать заявку на отдельный лот. Документы, общие для всех лотов, не дублируются и включаются в состав заявки на самый первый лот (выписки из ЕГРЮЛ и ЕГРИП, копии лицензий, Устав, приказы, решения и т.д.), на который поставщик подает заявку.
Что ждет лоты в электронных закупках
В силу Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения конкурса или закрытого аукциона могут выделяться лоты, в отношении которых отдельно указываются объект закупки, начальная (максимальная) цена контракта и ее обоснование, сроки и иные условия поставки товара, выполнения работы или оказания услуги. Участник закупки подает заявку на участие в конкурсе или аукционе в отношении определенного лота. В отношении каждого лота заключается отдельный контракт.
Разъяснено, что лоты могут выделяться только при проведении конкурсов и закрытых аукционов. Заказчик принимает решение о внесении изменений в извещение о проведении открытого конкурса не позднее чем за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок. Срок подачи заявок продлевается таким образом, чтобы с даты размещения таких изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе этот срок составлял не менее чем 10 рабочих дней.
При проведении закрытого аукциона на закупку товара, работы или услуги, сведения о которых составляют гостайну, при условии, что эти сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта, извещение о проведении закрытого аукциона размещается заказчиком в ЕИС не менее чем за 30 дней до даты вскрытия конвертов.
- On 01.05.2018
- 0 Комментарии
- 223-ФЗ, 44-ФЗ, Запрос котировок, Запрос предложений, Конкурс, НМЦК, Статьи, ФАС, Электронные закупки, Электронный аукцион
Продолжаем рассказывать о том, какие изменения ждут сферу госзаказа в связи с переходом к электронным закупкам. В прошлой статье мы рассказали . Сегодня речь пойдет о том, что нового вводится в отношении лотов.
Поправки, которые вносятся в 44-ФЗ для перевода торгов в электронной формат, утверждены законом № 504-ФЗ от 31 декабря 2017 года . Этот закон не водит какого-либо нового определения понятия лот, однако серьезно изменяет сферу его применения.
Читайте в статье ответ на вопрос: Если при формировании технического задания не просим конкретные показатели на гвозди, нужно ли указывать страну происхождения гвоздей, и если просим конкретные показатели на краску, нужно ли указывать страну?
В соответствии с ч. 6 ст. 24 Закона № 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения конкурса или закрытого аукциона могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении о проведении открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием или двухэтапного конкурса либо приглашении принять участие в закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе или закрытом аукционе, в конкурсной документации, документации об аукционе отдельно указываются объект закупки, НМЦК и ее обоснование в соответствии со ст. 22 Закона № 44-ФЗ, сроки и иные условия поставки товара, выполнения работы или оказания услуги. Участник закупки подает заявку на участие в конкурсе или аукционе в отношении определенного лота. В отношении каждого лота заключается отдельный контракт.
Также обращаем внимание, что в Руководстве пользователя ЕИС, например, при описании порядка размещения информации о закупках, определении поставщиков для которых осуществляется путем проведения открытого конкурса предусмотрен порядок формирования лотов после выбора вкладки «Список Лотов».
Однако данным Руководством пользователя ЕИС при описании порядка размещения информации о закупках, определении поставщиков для которых осуществляется путем проведения электронного аукциона не предусмотрен порядок формирования лотов и соответствующая вкладка «Список Лотов» отсутствует.
Таким образом, Закон № 44-ФЗ однозначно указывает на выделение лотов в отношении таких способов определения поставщика (исполнителя, подрядчика) как конкурс (выше перечислены виды), закрытый аукцион и не предусматривает выделение лотов в отношении электронного аукциона и технически это не осуществимо на ЕИС.
Положениями Закона № 44-ФЗ не установлена возможность выделения лотов при проведении таких способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) как электронный аукцион, запрос котировок и запрос предложений.
В соответствии с частью 6 статьи 24 Закона № 44-ФЗ лоты могут выделяться только при проведении конкурсов и закрытых аукционов. >
Положения Закона № 44-ФЗ не устанавливают возможности выделения лотов при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона.
Заказчики самостоятельно выделяют лоты, когда проводят закупки, однако объединение не должно противоречить общим принципам Закона № 44-ФЗ. Нельзя ограничивать конкуренцию и включать в состав одного лота товары, работы, услуги, которые технологически и функционально не связаны. Об этом сказано в пункте 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ, а также в Законе от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ.
Трудность состоит в том, что законодатель не установил критерии, по которым заказчик определяет технологическую и функциональную связанность товаров, работ, услуг. Признаки, которые ограничивают конкуренцию, также не прописаны. Однако за время, когда заказчики начали работать по 44-ФЗ, сложилась административная и судебная практика. Решения ФАС России и судей позволяют заказчикам сделать выводы о том, как формировать лоты, чтобы не нарушить Закон № 44-ФЗ.
Закупки, на которые чаще всего жалуются участники, смотрите в рекомендации.
Внимание: если специалист по закупкам объединит в один лот товары, работы, услуги, которые технологически и функционально не связаны, он рискует получить штраф до 50 000 руб. (ч. 4.1 ст. 7.30 КоАП РФ).
Заказчик выделяет лоты, когда планирует конкурс или закрытый аукцион, а также составляет извещение и документацию о закупке. Для каждого лота сформируйте отдельное техническое задание.
В лоте заказчик указывает отдельно:
- описание объекта закупки;
- НМЦК и ее обоснование;
- сроки, в которые поставляют товар, выполняют работу, оказывают услугу;
- условия контракта.
Участник закупки подает заявку по определенному лоту. По каждому лоту стороны заключают отдельный контракт. Такие правила установлены в части 6 статьи 24 Закона № 44-ФЗ.
Можно ли выделить лоты, когда заказчик проводит электронный аукцион?
Нет, Закон № 44-ФЗ не предусматривает возможность выделять лоты в электронном аукционе. Кроме того, разбить электронный аукцион на лоты технически невозможно в ЕИС. Поэтому, если нельзя закупить продукцию одним лотом, заказчик должен провести несколько аукционов.
Заказчик вправе выделить лоты, если способ закупки – любой вид конкурса или закрытый аукцион (ч. 6 ст. 24 Закона № 44-ФЗ).
Заказчик создает извещение в ЕИС. На вкладке «лот №…» реализована возможность указать план оплаты по контракту. Обязательно ли заполнять этот показатель ?
Нет, план оплаты заказчик формирует на свое усмотрение. Показатель нужен, чтобы участнику было удобно пользоваться ЕИС. Впоследствии, когда заказчик формирует информацию о контракте, план оплаты можно изменять и заполнять вручную. Не обязательно указывать план оплаты по контракту в извещении (ст. 42 Закона № 44-ФЗ).
Показатель «план оплаты» не влияет на то, как заказчик размещает закупку в ЕИС и формирует информацию о контракте.
Допустимо ли объединить в один лот закупки на строительство нескольких объектов на территории региона?
Допустимо, Закон № 44-ФЗ не запрещает объединять объекты закупки по разным адресам. На это указано в письме Минэкономразвития России от 28 сентября 2016 года № Д28и-2635 и решении УФАС России по Республике Татарстан от 26 апреля 2016 года № ИП-04/5837.
Учтите, Минэкономразвития поясняет, что закупка с несколькими адресами в одном лоте может ограничить конкуренцию участников (письмо от 28 сентября 2016 г. № Д28и-2635).
Не включайте в один лот товары, работы или услуги, которые не связаны между собой технологически и функционально. Например, не объединяйте в один лот ГСМ и лекарства. В противном случае нарушите часть 3 статьи 17 Закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ.
Кроме того, нельзя:
- координировать действия участников закупки, заключать с участниками соглашения, которые ограничат конкуренцию;
- создавать конкурентные преимущества для отдельных участников;
- нарушать порядок, в котором определяют победителя закупки;
- участвовать в закупке, которую проводите. Запрет распространяется и на сотрудников организации.
Как выбрать способ закупки по 44‑ФЗ
Нельзя объединять в один лот медицинские товары, на которые требуются разные лицензии, – так считают судьи. Доводы заказчиков, что такая закупка удобна и отвечает их интересам, суды не принимают.
Пример закупки лекарств с разными лицензиями – постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 15 апреля 2015 г. по делу № А69-2678/2014. Заказчик приобретал наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры вместе с обычными лекарствами. В документации заказчик установил, что участники закупки должны представить одновременно три лицензии: на фармацевтическую деятельность, на оборот наркотических средств и на оборот психотропных веществ. Судья указал, что заказчик ограничил количество участников закупки и нарушил часть 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ. Ведь лицензии на оборот наркотических средств и психотропных веществ выдают только государственным унитарным предприятиям и госучреждениям. А лицензию на фармацевтическую деятельность может получить любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.
Объединять продукты с разными наименованиями в один лот нельзя – это ограничивает число участников закупки. Вместе с тем, судебная практика по данному вопросу неоднозначна: судьи поддержат позицию заказчика, который докажет, что ему нужны различные продукты в рамках одного контракта.
Когда формируете лот на закупку продуктов, соблюдайте два правила.
Правило 1. Учитывайте технологическую и функциональную взаимосвязь продукции.
Когда определяете технологическую и функциональную взаимосвязь товаров, исходите из совокупности критериев:
- техническая однородность;
- потребительское назначение;
- взаимозаменяемость.
Заказчик вправе объединить в один лот выполнение строительных работ, поставку оборудования и его монтаж, но только если закупает оборудование, которое неразрывно связано с объектом строительства. То есть заказчик не сможет поставить и установить оборудование и не изменить объект строительства после того, как стройка завершится. Такой позиции придерживается ФАС России, и суды ее поддерживают.
Если же ФАС России или суд решат, что поставка мебели и оборудования технологически и функционально не связана с объектом строительства, закупку признают незаконной. Подобное дело рассмотрел Арбитражный суд Москвы. Заказчик включил в один лот строительные работы под ключ и поставку медицинской техники. Антимонопольный орган признал, что заказчик нарушил закон. Суд согласился с решением ФАС России. Заказчик не доказал, что невозможно смонтировать оборудование уже после строительства и не изменить конструктивные решения здания (решение Арбитражного суда г. Москвы от 20 июля 2015 г. № А40-57028/15).
Лицензируемые и нелицензируемые работы объединять нельзя – это снижает число участников закупки. В результате заказчик нарушает антимонопольное законодательство и 44-ФЗ. Такое мнение ФАС России высказала в письме от 9 февраля 2015 г. № АЦ/5147/15. Суды поддерживают позицию антимонопольного органа.
Решение о проведении запроса предложений заказчик принимает и обосновывает в ситуациях заключения контракта (договора) на:
- услуги по защите интересов РФ в судебных органах иностранных государств, международных судах и арбитраже;
- поставку спортинвентаря и оборудования для подготовки сборных команд по олимпийским и паралимпийским видам спорта;
- заказ после принятого заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта;
- заказ лекарственных препаратов по решению врачебной комиссии;
- заказ изделий народных художественных промыслов;
- закупки жилых квартир для детей-сирот и детей, которые остались без попечения родителей у собственников этих жилых помещений. Это основание действует с 01.01.2019, только если квартиры покупаются у физлиц.
А также после признания несостоявшимся повторного конкурса, согласно ч. 4 ст. 55 44-ФЗ.
Как проходят конкурентные закупки
- Заказчик описывает, какие товары, работы или услуги ему нужны, и определяет условия проведения закупки. Эту информацию он публикует в Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС).
- Все, кто хочет получить контракт, подают заявки на участие в тендере. Участником закупки может стать любое физическое и юридическое лицо.
- Заказчик рассматривает каждую заявку, после чего он может отклонить ее или допустить до дальнейшего участия в торгах.
- Определяется победитель закупки.
В зависимости от способа проведения закупки, победителем может стать:
- поставщик, предложивший наименьшую цену (аукцион, запрос цен);
- поставщик, предложивший наилучшие условия исполнения контракта (конкурс, запрос предложений).
Если заказчик планирует получить товар, работу или услугу по максимально низкой цене и у него нет особых требований к условиям исполнения контракта, он может провести аукцион или запрос цен.
Аукцион — способ закупки, при котором заказчик объявляет начальную максимальную цену контракта (НМЦК), а участники поочередно понижают свои ценовые предложения до тех пор, пока не определится участник с наименьшей ценой. Электронные аукционы проходят на электронных торговых площадках (ЭТП). Для участия в такой закупке поставщик должен иметь усиленную квалифицированную электронную подпись и аккредитацию на ЭТП. Запрос цен — упрощенная форма аукциона без проведения торгов. Участники указывают свои ценовые предложения сразу в заявках, а победителем становится участник с наименьшей ценой. Если наименьшую цену предложили несколько участников — побеждает тот, кто подал заявку раньше.
Условия проведения запроса цен:
- НМЦК — не выше 500 тыс. руб.;
- годовой объем закупок, которые проводились при помощи запроса цены, — не превысит 10% годового объема всех закупок заказчика и составит не больше 100 млн руб.
Запрет на ограничение конкуренции между участниками торгов при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов
При размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг путем проведения торгов могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении о проведении конкурса или аукциона, в конкурсной документации, документации об аукционе отдельно указываются предмет, начальная (максимальная) цена, сроки и иные условия поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг. Участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе или аукционе в отношении определенного лота. В отношении каждого лота заключается отдельный государственный или муниципальный контракт (ч. 2.1 ст. 10 Закона о размещении заказов).
Следует обратить внимание, что ЗоЗК фактически дополняет Закон о размещении заказов, устанавливая правила, направленные на обеспечение конкурентной среды, защиту конкуренции и предупреждение неблагоприятного воздействия на нее. Поэтому со стороны ЗоЗК предметом контроля будут нормы права, регулирующие отношения, связанные с защитой конкуренции при проведении торгов, объектом контроля — отношения по распределению любых ограниченных ресурсов, а основным принципом рассмотрения претензий — анализ факторов, влияющих на состояние рынка и конкурентную среду.
В отличие от этого предметом контроля со стороны Закона о размещении заказов являются нормы права, регулирующие отношения, связанные с размещением заказа любым указанным в законе способом (не только путем проведения торгов), объектом контроля выступают отношения по расходованию государственных и муниципальных бюджетных средств, а основным принципом рассмотрения претензий будет проверка соответствия процедуры размещения заказа.
Исходя из этого, при осуществлении антимонопольного контроля за торгами важно не только обеспечить соблюдение процедуры их организации и проведения, что обеспечивается в том числе и за счет целого ряда запретов (создание преимущественных условий участия в торгах; ограничение доступа к участию в торгах; участие организаторов торгов или заказчиков и (или) работников организаторов торгов или работников заказчиков в торгах; нарушение порядка определения победителя или победителей торгов). Не менее важно гарантировать наличие условий для существования конкурентной среды в ходе осуществления заказчиком (организатором торгов) предусмотренных законом прав, для чего также антимонопольным законодательством установлены запреты (включение в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов; координация организаторами торгов или заказчиками деятельности его участников).