- КОАП

Налоги с зарплаты в Казахстане: какие удерживаются в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоги с зарплаты в Казахстане: какие удерживаются в 2023 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


На общеустановленном порядке налогообложения, по итогу отчетного периода, бухгалтер организации собирает финансовую и бухгалтерскую отчетность, на основании которой необходимо предоставить декларацию в УГД о доходах и расходах. Далее, организация определяет свою прибыль и оплачивает КПН.

Кто и сколько будет платить за ОСМС

Так, работодатели платят за работников 3% от размера заработной платы. Однако облагаемый доход не может превышать 10 МЗП (700 000 тенге), то есть максимально возможное отчисление работодателя составит 21 000 тенге в месяц.

Наемные работники и работники по договору ГПХ – 2% от своего дохода. Так как объект обложения составляет не более 10 МЗП, то максимально возможный взнос составит 14 000 тенге.

Индивидуальные предприниматели – 5% от 1,4-кратного МЗП, то есть 4900 тенге.

Самозанятые граждане (плательщики ЕСП):

  • для жителей городов республиканского и областного значения размер ЕСП составляет 1 МРП, то есть 3450 тенге;
  • для жителей остальных населенных пунктов ЕСП составляет 0,5 МРП, то есть 1725 тенге.

С 2019 года в Казахстане действует Единый совокупный платеж (ЕСП). Он объединяет в себе четыре обязательных вида платежа: подоходный налог, социальные отчисления, пенсионные отчисления, ОСМС.

ЕСП могут платить физические лица, которые занимаются предпринимательством без регистрации в качестве ИП, и соответствуют следующим условиям:

  • уплатили ЕСП;
  • нет наемных работников;
  • оказывают услуги только физическим лицам или реализуют только физическим лицам сельскохозяйственную продукцию личного подсобного хозяйства собственного производства, кроме подакцизной продукции.

Что делать, если нет официальной работы, но есть другой доход?

Граждане могут принять участие в системе соцстрахования, начав оплачивать налог, как самозанятые. В эту категорию попадают граждане, не имеющие договора с работодателем, не являющиеся ИП и не зарегистрированные в качестве безработного. При этом у самозанятого не может быть наемных работников и он может оказывать услуги только физическим лицам.

Чтобы стать самозанятым, не требуется регистрации, достаточно начать платить ЕПС. Прекращение деятельности самозанятого так же не требует подачи документов, прекращение оплаты ЕПС – это сигнал к утрате статуса самозанятого.

Из оплачиваемого ЕПС 20% будет переводиться в качестве соцотчислений. При этом физическому лицу никаких расчетов производить не нужно, система сама распределит средства. Размер ЕПС в 2022 году 3063 тенге для жителей городов, и 1531,5 тенге для сельчан.

Калькулятор расчета заработной платы в Республике Казахстан

  • Как избавиться от долгов

  • Карты рассрочки – в чем выгода

  • Как научиться экономить и вести семейный бюджет

  • Страхование имущества

  • Как лучше платить – карточкой или наличными

  • Как начать инвестировать? Виды инвестиций, их достоинства и недостатки

  • 5 способов оплатить коммунальные платежи, не выходя из дома

  • Ипотека по программе «7-20-25»

  • Лизинг в Казахстане: виды, особенности, преимущества, отличие от кредита

  • Налог на добавленную стоимость: плательщики, ставка, расчет и возврат

  • Подоходный налог в Казахстане: что такое и как рассчитать?

  • Штрафы ГАИ за нарушение ПДД в Казахстане: проверка, оплата

  • Сколько стоит сделать паспорт в Казахстане?

  • Водительские права в Казахстане: получение, замена, лишение

  • Пенсия в Казахстане: расчет, виды, пенсионный возраст

  • Арендное жилье с последующим выкупом: как и кто может получить

  • Налог на имущество физических и юридических лиц

  • Земельный налог РК: ставки, расчет, порядок и сроки уплаты, льготы

  • Виды страхования в Казахстане: ОСАГО, КАСКО, страхование жизни и медицинская страховка

  • Пособия и льготы многодетным семьям в Казахстане

  • Индивидуальное предпринимательство: открытие, проверка, закрытие ИП в Казахстане

  • Как быстрее и выгоднее продать квартиру самостоятельно

  • Как защититься от коллекторов в Казахстане

  • Как получить квартиру от государства в Казахстане

  • Порядок выплаты пенсионных накоплений в Казахстане

  • Налог на транспорт РК: ставки, расчет, льготы, сроки уплаты

  • Кредитная история: как узнать и очистить плохую?

  • Банковская гарантия в РК: виды, условия выдачи

    Социальный налог (СН) – это налог, который платит работодатель за работников из собственных средств в бюджет государства.

    Надо сразу уяснить, что социальный налог и социальные отчисления – это разные вещи.

    Социальные отчисления – это вычеты из зарплаты (ЗП) в Государственный фонд социального страхования (ГФСС). В отличие от социального налога, который идёт общей суммой в государственный бюджет, социальные отчисления поступают на счёт каждому человеку отдельно. Затем, когда конкретному лицу понадобится пособие, в госкорпорации «Правительство для граждан» проверят, какие суммы перечислялись на счёт человека, обратившегося за пособием, и проведут необходимые расчёты для назначения выплат.

    В Законе РК «Об обязательном социальном страховании» определены пять случаев назначения пособий: по беременности и родам, по уходу за ребёнком по достижении им возраста одного года, по потере работы, по потере кормильца и по утрате трудоустройства.

    Социальный налог в Казахстане взимается с 1 января 1999 года.

    Социальный налог в Казахстане обязаны за своих сотрудников отчислять работодатели из собственных средств (сумма не вычитается из вашей заработной платы). К ним относятся:

    1. юридические лица (резиденты и нерезиденты РК);
    2. индивидуальные предприниматели, кроме тех, которые работают по патенту;

    Сумма налога для юрлиц (пункт №1) определяется по формуле, за основу в которой берётся зарплата (ЗП) работника. Наименьшая сумма, от которой необходимо отталкиваться, равна 1 МЗП (в 2019 году это 42 500 тенге).

    По пункту №2 социальный налог работодатель уплачивает в размере 1 МРП (в 2019 году – 2525 тенге) за каждого штатного сотрудника и 2 МРП за себя.

    Плательщиками социального налога не являются:

    1. Предприятия, созданные для трудоустройства лиц с нарушениями зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата.
    2. Фермерские и крестьянские хозяйства, работающие в рамках специального налогового режима (СНР).
    3. ИП, работающие на основе патента.

    Соцналогом не облагаются доходы, указанные в статье 341 Налогового кодекса РК «Корректировка дохода». Это выплаты за счёт средств государственных и международных грантов; премии; стипендии; пенсионные отчисления; взносы по медстраховке (с 2020 года); алименты; вознаграждения по депозитам и ценным бумагам, дивиденды.

    Отказаться от уплаты этого налога компания не может. За неперечисление или неполное перечисление социального налога грозят пени и штрафы. Пеня на не уплаченную в срок сумму налогов и платежей в бюджет начисляется согласно статье 117 Налогового кодекса РК. Штраф составляет 20% от неудержанной суммы налогов для частных нотариусов, частных судебных исполнителей, адвокатов, субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций, 30% для субъектов среднего предпринимательства и 50% для субъектов крупного предпринимательства.

    От уплаты соцналога может отказаться ИП, но только в случае отсутствия доходов в текущем месяце.

    Калькулятор налогов (прямой метод)

    Департамент государственных доходов по г.Шымкент разъясняет порядок расчета социального налога с учетом применения послаблений для бизнеса, предусмотренных Постановлением Правительства РК №721 от 30 октября 2020 года.

    Внесены изменения в пункт 3 статьи 486 Налогового кодекса.
    Согласно данным изменениям, при определении суммы социального налога, подлежащей уплате в бюджет, субъекты микро, малого и среднего предпринимательства, лица, занимающиеся частной практикой, осуществляющие деятельность по перечням видов деятельности, к которым установлен поправочный коэффициент «0» к ставкам обязательных профессиональных пенсионных взносов, социальных отчислений, взносов и отчислений на обязательное социальное медицинское страхование, утвержденным Правительством Республики Казахстан, суммы социальных отчислений учитывают без поправочного коэффициента 0, предусмотренного законодательством Республики Казахстан, действующие с 1 октября 2020 года до 1 января 2021 года.

    Соответственно, при исчислении социального налога без применения коэффициента «0» к ставкам социальных отчислений, в период с 1 октября 2020 года до 1 января 2021 года социальный налог «фактически» подлежит уплате в размере 6%.

    К сведению, в настоящее время в Казахстане действует ставка социального налога 9,5%. Для налогоплательщиков, получивших льготы эта ставка будет составлять 6% до конца текущего года.

    03.02.21

    Ардак Мырзабаева, ardakm, Динара Кожбанова, Дастан Бердібаев, Перов Александр, nyarovikova

    04.02.21

    Елена Костюкова, Павлов Александр, Ербол Амангалиев, Жаныл Мусабекова, Лидия Яценко

    05.02.21

    Кошкимбаев Аскархан, Алпарова Назым, Кужабекова Зарина, Гулзия Тайбекова, Шеркешбай Сұлухан

    2021-02-04 Социальный налог (СН) в Казахстане необходим, чтобы обеспечить гражданам возможность в будущем получать социальные выплаты и пенсионное пособие. Также из этого источника отчисляются необходимые расходы на бесплатную помощь в медицинских учреждениях.

    Хотите узнать, как рассчитать социальный налог в РК? Читайте статью.

    Фото: ИАЦ МГУСоциальный налог РК — это вид налогообложения, который касается субъектов, занимающихся предпринимательской деятельностью. Из заработной платы (ЗП) сотрудников по правилам налогового законодательства делаются определенные отчисления.

    Социальные налоги РК за сотрудников платит работодатель.Юридические лица вносят СН с зарплат работающих людей, а индивидуальные предприниматели (ИП), частные юристы и судебные исполнители уплачивают налог по количеству работающих людей.

    В 2021 году работодатель обязан будет заплатить следующие налоги и отчисления: Размер ОПВ – 10% от ежемесячного дохода, принимаемого для исчисления обязательных пенсионных взносов минимальный размер заработной платы МЗП, установленный на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.

    Т.е. в 2021 году максимальный объект исчисления ОПВ = 42 500 тенге * 50 = 2 125 000 тенге. Максимальный размер ОПВ 212 500 в месяц.

    Таблица новых размеров пособий и выплат на 2023 год

    Вид Размер
    Пенсия
    Минимальная 77 417 тенге
    Солидарная 53 076 тенге
    Базовая 24 341 тенге
    Пособие по инвалидности
    Первая группа 77 889 тенге
    Вторая 62 068 тенге
    Третья 42 190 тенге
    Выплата по рождению ребенка
    На 1, 2, 3 ребенка 131 100 тенге
    4 и более 217 350 тенге
    Пособие по уходу за ребенком
    Первый ребенок 19 872 тенге
    Второй 23 495 тенге
    Третий 27 083 тенге
    Четвертый и более 30 705 тенге
    Пособие по потере кормильца
    При 1 нетрудоспособном члене семьи 34 888 тенге
    При двух 60 445 тенге
    При трех 75 049 тенге
    При четырех 79 512 тенге
    При пяти 82 352 тенге
    При шести 85 597 тенге

    Нельзя умолчать о том, что некоторые наши сограждане глубоко недовольны действующей социальной страховой «обязаловкой» и вычетами по соцналогу. Например, Валентина Сиврюкова, президент Конфедерации НПО Казахстана, президент Гражданского альянса Казахстана, в прошлом году высказала такое мнение: «Несмотря на то, что отчисление в Госфонд соцстрахования идет персональное, никакой персонификации в самом фонде не происходит. Средства попадают в общий котел и не влияют ни на что. Независимо от того, кто сколько в этом фонде накопил, социальные выплаты при страховом случае будут производиться по установленным ставкам». Вице-президента Независимой ассоциации предпринимателей Тимур Назханов в мае прошлого года заявил, что социальный налог «дышит предпринимателям в затылок», и что будет лучше « если эти деньги работодатель выплатит своим работникам в довесок к зарплате».

    Наконец, некоторые предприниматели откровенно признаются, что из-за специфики налогообложения в нашей стране, в том числе манипуляций с социальным налогом, они не заинтересованы в повышении оплаты труда. Экономист Мурат Алейбеков достаточно исчерпывающе прокомментировал и этот момент: «Неадекватный Налоговый кодекс трижды облагает налогом фонд зарплаты. Во-первых, у работника из оклада изымается часть денег в виде подоходного налога. Во-вторых, на зарплату начисляется социальный налог. В-третьих, вся сумма вместе с отчислениями в бюджет облагается еще налогом на добавленную стоимость. В том числе облагается налогом и социальный налог, который у нас, почему-то, считается частью добавленной стоимости». Поэтому неудивительно, что предпринимателю всегда выгоднее платить меньше. Это снижает себестоимость продукции или услуг, повышает его конкурентоспособность.

    «Зарплатные» налоги и социальные платежи в 2021 году

    Социальные отчисления перечисляются ежемесячно, как за работника, так и для ИП в свою пользу (за себя).

    За 1-й месяц, не позже 15 числа 2-го месяца, за 2-й месяц, не позже 15 числа 3-го месяца и т.д.

    Пункт 7 главы 3 постановления «Об утверждении правил и сроков исчисления и перечисления социальных отчислений»

    7. Социальные отчисления в фонд уплачиваются плательщиком ежемесячно путем осуществления платежей через банковский счет государственной корпорации не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным, с указанием месяца, за который уплачиваются социальные отчисления, если иное не установлено настоящим пунктом, в безналичном порядке со своих банковских счетов с приложением списков участников системы обязательного социального страхования, за которых производятся социальные отчисления.

    [свернуть]

    Данные о суммах уплаченных социальных отчислений отображаются в

    • форме 200, каждый квартал;
    • исключение — ИП на упрощенке, которые указывают эти данные в форме 910 (как за себя, так и за работника);
    • а также ИП по патенту — в форме 911 (за себя, работников у него быть не может).

    Сроки сдачи налоговой отчетности для ИП на упрощенке, ИП по патенту смотрите по соответствующим ссылкам.

    Все остальные сдают форму 200 ежеквартально:

    • за 1 квартал 2021 года — до 15 мая 2021 года;
    • за 2 квартал 2021 года — до 15 августа 2021 года;
    • за 3 квартал 2021 года — до 15 ноября 2021 года;
    • за 4 квартал 2021 года — до 15 февраля 2022 года.

    Рассмотрим на нескольких примерах как в 2021 году необходимо производить расчет заработной платы работнику в «стандартных» случаях.

    Как изменился расчет заработной платы в 2021 году?

    Помимо того, что налог социального характера начисляется непосредственно на предприятие, граждане, совершающие трудовую деятельность, обязаны также выплачивать различные социальные отчисления со своих доходов.

    Социальные отчисления дают право гражданам, их выплачивающим на социальные выплаты. Это своего рода страховка от государства, фонд в который собираются средства со всех, а затем распределяются между теми, кто в них нуждается — социально незащищёнными слоями населения (плательщиками социальных отчислений).

    Размер социальных выплат — 5% от МЗП. В этом объёме платят участники ОСС и самостоятельно занятых лиц.

    ОСМС – это процедура, позволяющая за счет регулярных финансовых отчислений формировать активы, которые будут оплачивать полученную медпомощь. Население РК сможет не только получать медицинские услуги за счет сделанных взносов, но и самостоятельно выбирать организации здравоохранения, в которых удобнее наблюдаться и получать помощь.

    Нововведение утверждено Законом об обязательном медицинском страховании №405-V, который был введен в действие 16 ноября 2015 года. Основанием для его разработки стал Кодекс РК «О здоровье народа и системе здравоохранения». Законодательные нормы очерчивают круг правил и обязанностей для плательщиков взносов. Приказ Министерства здравоохранения РК № 478 от 30.06.2017 года разъясняет, как рассчитать размер выплат и перечислить их в бюджет и уточняет размеры штрафных санкций при не своевременных начислениях.

    С 1 января 2007 года социальные отчисления составляют 3 процента. Первоначально ваш бухгалтер считает соцналог, индивидуально с заработной платы каждого работника предприятия. Он исчисляется по особой шкале регрессивных ставок, и в зависимости от уровня установленной оплаты труда колеблется в пределах по от 20 до 7% с суммы облагаемого дохода. Причем, при исчисление социального налога из него вычитается сумма социальных отчислений (те самые три процента), которые направляются в ГФСС.

    Учет поступающих социальных отчислений в Фонде ведется персонифицированно, на базе социального индивидуального кода. В связи с тем, что размер социальной выплаты зависит от стажа участия и среднемесячного дохода человека, значительное влияние на размер соцвыплаты оказывает своевременность и регулярность уплаты соцотчислений. То есть, от того, насколько законопослушным является работодатель, в конечном счете, зависит размер социальной выплаты конкретного человека.

    Движение своих социальных отчислений можно отследить, в отличие от социального налога: каждый работник, за которого работодатель уплачивает отчисления в ГФСС, в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об обязательном социальном страховании» имеет право запрашивать и получать бесплатно информацию от плательщика и Государственного центра по выплате пенсий информацию о полноте и своевременности внесения этих средств на его имя.

    В каком случае человек получит эти выплаты, каждому понятно: при наступлении одного из вышеперечисленных событий – либо в связи с рождением ребенка, либо по утрате трудоспособности и так далее.

    Минтруда Казахстана раскрыло, как изменятся зарплаты и соцвыплаты в 2022 году

    В список налогоплательщиков, которые обязаны подавать Декларацию по индивидуального подоходному налогу и социальному налогу (Форма 200.00) входят юридические лица и индивидуальные предприниматели. Исключение составляют субъекты хозяйственной деятельности, которые работают по специальным налоговым режимам.

    Также декларацию предоставляют лица, которые занимаются частной практикой по отчислениям и взносам в свою пользу. Освобождаются от заполнения Декларации индивидуальные предприниматели и юридические лица, которые работают на специальном налоговом режиме для крестьянских или фермерских хозяйств, на основе патента и упрощенной декларации. Юридическое лицо имеет право признать свое подразделение налоговым агентом, которое самостоятельно подает декларацию.

    В форму 200.00 вносится следующая информация:

    • об объектах налогообложения;
    • исчисленные и удержанные суммы индивидуального подоходного налога;
    • сведения об обязательных пенсионных взносах;
    • социальный налог;
    • социальные отчисления;
    • отчисления и взносы на обязательное социальное медицинское страхование.

    Документ состоит из непосредственной декларации и 5 приложений:

    • в приложение 200.01 вносится информация по доходам для исчисления и начисленным суммам социального налога, индивидуального подоходного налога, обязательных профессиональных пенсионных взносов, обязательных пенсионных взносов, обязательного социального медицинского страхования, взносов на обязательное социальное медицинское страхование, социальных отчислений. Должно быть заполнено как индивидуальными предпринимателями, так и юридическими лицам;
    • в приложении 200.02 отражаются данные по индивидуальному подоходному налогу с доходов иностранцев и лиц без гражданства. Требования к заполнению выдвигаются и к юридическим лицам, и к индивидуальным предпринимателям;
    • в 200.03 вносятся сведения по налогам, взносам и отчислениям по структурному подразделению, которые не относятся к категории «самостоятельных плательщиков» и сдают декларацию в составе основной организации. Приложение заполняется юридическим лицом в разрезе каждого такого структурного подразделения. Индивидуальные предприниматели не обязаны заполнять это приложение, так как согласно своей организационно-правовой форме они не могут иметь представительств и филиалов;
    • в приложение 200.0 вносятся данные по социальному налогу налогоплательщиков категории недропользователей, которые работают на основе контракта. Приложение составляется в отдельности по каждому контракту. Так как индивидуальные предприниматели не имеют права осуществлять деятельность по контрактам на недропользование с правительством, приложение может быть составлено исключительно юридическими лицами;
    • приложение 200.05 содержит сведения о физических лицах, за исключением иностранцев и лиц без гражданства. В нем отражаются данные о доходах, рассчитанных суммах налогов и социальных платежей по ним.

    В соответствии с Налоговым кодексом Казахстана, контролируемой иностранной компанией (КИК) признается организация, удовлетворяющая одновременно двум следующим условиям:

    • 25% или более акций компании-нерезидента принадлежат прямо, косвенно или структурно казахстанскому юридическому лицу или же такая компания-нерезидент связана с резидентом Казахстана посредством контроля (т. е. резидент осуществляет контроль над иностранной организацией); и
    • эффективная ставка налога на прибыль компании-нерезидента составляет менее 10% или компания-нерезидент зарегистрирована в юрисдикции из «черного списка».

    Однако иностранные компании не будут признаваться КИК для целей казахстанского налогообложения, если:

    • иностранное лицо зарегистрировано в стране с действующим Соглашением об избежании двойного налогообложения (СоИДН) с Казахстаном, и при этом номинальная ставка корпоративного налога на прибыль в такой стране превышает 15%;
    • иностранное лицо не зарегистрировано в государстве с льготным налогообложением, и совокупная сумма доходов такого лица, согласно отдельной неконсолидированной финансовой отчетности, составляет менее 150,495-кратного размера МРП (т. е. примерно 1 000 000 USD);
    • по итогам периода в отдельной неконсолидированной финансовой отчетности у такого лица имеется финансовый убыток.

    Как рассчитать социальный налог в РК в 2021 году

    Статья 29. Статус фонда

    Фонд является некоммерческой организацией в форме акционерного общества, учредителем и единственным акционером которого является государство.

    Статья 30. Требования, предъявляемые к руководящим работникам фонда

    1. Руководящими работниками фонда признаются первый руководитель исполнительного органа и его заместители, главный бухгалтер.

    2. К руководящим работникам фонда устанавливаются следующие требования:

    1) для первого руководителя исполнительного органа и его заместителей:

    образование – высшее профессиональное (юридическое, финансово-экономическое);

    не менее пяти лет стажа работы на руководящих должностях, непосредственно связанных с профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг и в организациях, осуществляющих деятельность на финансовом рынке, либо наличие не менее шести лет стажа работы на руководящих должностях в сфере социальной защиты населения;

    2) для главного бухгалтера:

    образование – высшее профессиональное (финансовое, экономическое);

    не менее пяти лет стажа финансово-бухгалтерской работы, в том числе не менее пяти лет на руководящих должностях.

    3. Руководящим работником фонда не может быть избрано (назначено) лицо:

    1) не имеющее высшего профессионального образования и минимально необходимого стажа работы в сферах деятельности, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи;

    2) не имеющее безупречной деловой репутации.

    Безупречной деловой репутацией является наличие фактов, подтверждающих профессионализм, добросовестность, отсутствие неснятой или непогашенной судимости, в том числе отсутствие вступившего в законную силу решения суда о применении уголовного наказания в виде лишения права занимать должность руководящего работника финансовой организации, банковского и (или) страхового холдинга и являться крупным участником (крупным акционером) финансовой организации пожизненно;

    3) ранее являвшееся первым руководителем, заместителем первого руководителя, главным бухгалтером юридического лица, которое было признано банкротом или подвергнуто санации, консервации, принудительной ликвидации в период нахождения данного лица в должности первого руководителя, заместителя первого руководителя, главного бухгалтера данного юридического лица;

    4) совершившее коррупционное преступление либо привлекавшееся в течение трех лет до даты избрания (назначения) к ответственности за совершение коррупционного правонарушения.

    Статья 31. Деятельность фонда

    Фонд осуществляет свою деятельность за счет комиссионного вознаграждения фонда.

    Величина комиссионного вознаграждения может меняться не более двух раз в год.

    Комиссионное вознаграждение фонда взимается от поступивших социальных отчислений, пени за несвоевременную и (или) неполную уплату социальных отчислений, инвестиционного дохода в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

    Собственные средства фонда формируются и состоят из уставного капитала фонда, комиссионного вознаграждения.

    Фонд осуществляет следующие виды деятельности:

    1) ведение учета социальных отчислений, пени за несвоевременную и (или) неполную уплату социальных отчислений, возвратов излишне (ошибочно) уплаченных социальных отчислений и (или) пени за несвоевременную и (или) неполную уплату социальных отчислений, а также инвестиционного дохода;

    2) ведение учета социальных выплат и возвратов излишне зачисленных (выплаченных) сумм социальных выплат;

    3) создание и развитие информационной системы в сфере обязательного социального страхования.

    В части, не урегулированной настоящим Законом, к деятельности фонда применяется законодательство Республики Казахстан об акционерных обществах.

    Статья 32. Права и обязанности фонда

    1. Фонд имеет право:

    1) осуществлять аккумулирование социальных отчислений;

    2) заниматься деятельностью, связанной с ценными бумагами и другими финансовыми инструментами, в порядке, установленном настоящим Законом;

    Статья 37. Разрешение споров

    Все споры, возникающие между фондом, Государственной корпорацией, государственными органами, физическими и юридическими лицами по исполнению настоящего Закона, разрешаются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

    Статья 38. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан об обязательном социальном страховании

    Нарушение законодательства Республики Казахстан об обязательном социальном страховании влечет ответственность, установленную законами Республики Казахстан.

    Статья 39. Переходные положения

    1. Размер социальной выплаты на случай утраты трудоспособности, определенный до введения в действие настоящего Закона, с учетом ежегодного повышения, включая повышение с 1 января 2020 года, подлежит перерасчету путем деления на коэффициенты стажа участия и утраты трудоспособности, учтенные при назначении размера социальной выплаты, и умножения на коэффициенты стажа участия и утраты трудоспособности, предусмотренные в соответствии с настоящим Законом.

    2. Размер социальной выплаты на случай потери кормильца, определенный до введения в действие настоящего Закона, с учетом ежегодного повышения, включая повышение с 1 января 2020 года, подлежит перерасчету путем деления на коэффициенты стажа участия и количества иждивенцев, учтенные при назначении размера социальной выплаты, и умножения на коэффициенты стажа участия и количества иждивенцев, предусмотренные в соответствии с настоящим Законом.

    3. Размер социальной выплаты на случай потери работы, определенный до введения в действие настоящего Закона, подлежит перерасчету путем деления на коэффициенты стажа участия и замещения дохода, учтенные при назначении размера социальной выплаты, и умножения на коэффициенты стажа участия и замещения дохода, предусмотренные в соответствии с настоящим Законом.

    При этом продолжительность социальной выплаты на случай потери работы устанавливается в соответствии с пунктом 3 статьи 22 настоящего Закона.

    Кто платит, каков объект налогообложения

    Отчислять этот вид налога должны все, кто официально работают. Это две большие группы налогоплательщиков.

    1. ИП, занимающиеся частной практикой.

    2. Физлица, не относящиеся к категории индивидуальных предпринимателей; ИП, предприятия и организации, конкретные люди, которые делают выплаты физическим лицам.

    У этих групп несколько отличаются объекты обложения по единому социальному налогу. Первая группа должна сделать отчисления со всех видов доходов, оставшихся после учета обозначенных законом расходов. Для тех, кто попадает во вторую группу, объектами налогообложения становится весь объем выплат, что производились физическим лицам по договорам разного вида: как по трудовым, так и по всему спектру гражданско-правовых.

    Основные изменения по ЕСН

    Говоря о таблице ставок ЕСН в 2022 году, надо помнить еще и о ряде поправок, связанных с уплатой ЕСН, которые внесены в текущем году в связи с изменениями, затронувшими Налоговый Кодекс России.

    1. Теперь нельзя производить округление сумм (в любую сторону), производя отчисления взносов по ЕСН.

    2. Появилось понятие максимального показателя для начислений выплат на пенсионное страхование. Оно зафиксировано законодательно, а также внесены соответствующие изменения и в нормативные акты локального характера, касающиеся налогообложения. Но по медицинскому обязательному страхованию подобных ограничений пока не предусмотрено.

    3. Страховые взносы не будут взысканы с суммы, компенсационных выплат которая меньше трех среднемесячных заработков, если работник увольняется. Также это новшество касается выплаты командировочных расходов. И на них не будут начислены страховые проценты, но только в случае, если данные расходы будут подтверждены документально.

    4. За иностранных граждан, принятых на работу, работодатели отныне тоже будут обязаны отчислять необходимые суммы для целей пенсионного страхования. Исключения предусмотрены лишь для зарубежных специалистов высокого класса.

    5. Число предприятий, которым дано право на электронную отчетность, увеличилось.

    6. Фиксированные взносы ИП не будут рассчитываться, исходя из МРОТ. Размер МРОТ в 2022 году составляет 13 890 рублей.

    №1. Что такое социальный налог?

    Социальный налог (СН) – это налог, который платит работодатель за работников из собственных средств в бюджет государства.

    Надо сразу уяснить, что социальный налог и социальные отчисления – это разные вещи.

    Социальные отчисления – это вычеты из зарплаты (ЗП) в Государственный фонд социального страхования (ГФСС). В отличие от социального налога, который идёт общей суммой в государственный бюджет, социальные отчисления поступают на счёт каждому человеку отдельно. Затем, когда конкретному лицу понадобится пособие, в госкорпорации «Правительство для граждан» проверят, какие суммы перечислялись на счёт человека, обратившегося за пособием, и проведут необходимые расчёты для назначения выплат.

    В Законе РК «Об обязательном социальном страховании» определены пять случаев назначения пособий: по беременности и родам, по уходу за ребёнком по достижении им возраста одного года, по потере работы, по потере кормильца и по утрате трудоустройства.

    Социальный налог в Казахстане взимается с 1 января 1999 года.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *