Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как платить налоги после утраты статуса резидента: разбор». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Основной налог, который возникает при приобретении недвижимого имущества, — это налог на имущество организаций. Поскольку он является региональным, ставки его устанавливаются законодательством субъектов Федерации и не могут превышать 2% (п. 1.1 ст. 380 НК РФ). В отношении объектов недвижимого имущества, расположенных в Москве, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, налоговая ставка в 2018 году составляет 1,5 процента (п. 2 ст. 2 Закона г. Москвы от 05.11.2003 N 64 «О налоге на имущество организаций»).
Налоговые последствия договора девелопмента, заключенного с иностранной компанией
Предмет договора девелопмента — возмездное оказание услуг (выполнение работ), а также совершение как от имени и за счет инвестора, так и от имени заказчика и за счет инвестора юридических и иных действий, связанных с сопровождением и контролем за ходом и результатами проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию объекта недвижимости, расположенного на территории России. Заключение и исполнение договора девелопмента предлагается рассмотреть на примере договора между российской и кипрской компанией. Итак, инвестором строительства и заказчиком услуг выступает кипрская компания, имеющая постоянное представительство на территории РФ, а исполнитель услуг — кипрская компания, привлекающая российского субагента и субподрядчиков.
Учитывая характер услуг, в соответствии со ст. 148 НК РФ, названные услуги могут быть отнесены к одной из следующих групп:
- инжиниринговые услуги (инженерно-консультационные услуги по подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов, предпроектные и проектные услуги, в частности, подготовка техникоэкономических обоснований, проектно-конструкторские разработки и другие подобные услуги), информационные, консультационные или проектные;
- услуги агента, привлекающего лицо (организацию или физическое лицо) для оказания услуг, предусмотренных подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ (в частности, инжиниринговых, информационных, консультационных, и проектных), от своего имени или от имени инвестора.
Налогообложение вознаграждения, получаемого иностранной компанией — исполнителем услуг, зависит от квалификации услуг.
В силу подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ Российская Федерация признается местом реализации услуг, если покупатель услуг ведет свою деятельность на территории РФ. Правило применяется, в частности:
- при оказании консультационных, юридических, бухгалтерских, инжиниринговых, рекламных, маркетинговых услуг, услуг по обработке информации, а также при проведении научно-исследовательских и опытноконструкторских работ. При этом к инжиниринговым услугам относятся инженерно-консультационные услуги по подготовке процесса производства и реализации продукции (работ, услуг), подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов, предпроектные и проектные услуги (подготовка технико-экономических обоснований, проектно-конструкторские разработки и др.);
- оказании услуг агента, привлекающего от имени основного участника контракта лицо (организацию или физическое лицо) для оказания перечисленных видов услуг (услуг, предусмотренных подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ).
В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ место реализации услуг, не предусмотренных подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, определяется по месту деятельности исполнителя таких работ, услуг.
Местом деятельности покупателя для целей применения подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ определена территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя работ (услуг) на ее территории на основе государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя, а при ее отсутствии — на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если работы (услуги) оказаны через это постоянное представительство), места жительства физического лица.
Покупатель услуг в рассматриваемой ситуации — кипрская компания (инвестор и собственник земельного участка), имеющая на территории РФ постоянное представительство (филиал), которое напрямую оплачивает услуги субподрядчиков на территории РФ, аккумулирует выполненные объемы работ (услуг), получает средства на оплату услуг субподрядчиков и, в случае договоренности, на оплату вознаграждения российскому субагенту, привлеченному кипрским исполнителем.
Приведенные условия взаимодействия сторон свидетельствуют о том, что в соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ местом деятельности кипрской компании-инвестора для целей НДС должна признаваться РФ, поскольку фактическим покупателем услуг является ее постоянное представительство на территории РФ.
Соответственно, для определения места реализации этих услуг в целях НДС следует установить, относятся ли фактически выполняемые кипрской компанией-заказчиком и (или) привлеченным субагентом (субподрядчиками) действия к услугам, поименованным в подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ. Если они являются таковыми, место их реализации — Российская Федерация (по месту деятельности покупателя услуг, которым в любом случае предстает российское постоянное представительство кипрской компании инвестора) на основании абзаца пятого подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ. Если кипрская компания действует в отношениях с российским суб агентом или субподрядчиками от имени инвестора, такие агентские услуги на основании абзаца восьмого подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ также облагаются НДС на территории РФ.
Инвестор привлекает заказчика для «возмездного оказания услуг (выполнения работ), а также для совершения как от имени и за счет инвестора, так и от имени заказчика и за счет инвестора юридических и иных действий по оформлению, разработке всей необходимой предварительной, предпроектной, проектной, рабочей и разрешительной документации, управлению проектированием и строительством объекта и для выполнения иных функций, включая привлечение и контроль за техническим заказчиком, а также оказания различных, в том числе консультационных, услуг по осуществлению проектирования и строительства объекта, продаже, оформлению и содействия в регистрации прав при продаже объекта или его части». К оказываемым по договору услугам относятся, в частности, следующие виды услуг:
- услуги управления проектированием (управление процессом проектирования, включая получение полного комплекта проектной документации, необходимой и достаточной для получения разрешений на строительство объекта, выполнения строительства объекта и получения разрешений на ввод объекта в эксплуатацию);
- услуги управления строительством (привлечение специализированных организаций для подготовки, проектирования, строительства объекта, управление всеми процессами по возведению объекта в соответствии с утвержденной разрешительной и проектной документацией объекта и разработанными на ее основе регламентами);
- услуги выполнения функций технического надзора (технический надзор за строительством в объеме и в соответствии с требованиями, предусмотренными договором);
- услуги обеспечения сдачи объекта, законченного строительством, приемочной комиссии (сдача законченного строительством объекта приемочной комиссии и получение акта, надлежащим образом оформленного и подписанного всеми членами приемочной комиссии);
- услуги ввода объекта, законченного строительством, в эксплуатацию (получение надлежащим образом оформленного разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, разработка и передача инвестору перечня правил и ограничений для арендаторов, включая технические характеристики объекта и отдельных входящих в него зданий).
Как открыть ИП иностранцу
Сначала иностранному гражданину нужно получить один из документов:
- вид на жительство или ВНЖ. На основании этого документа нерезидент вправе выбрать любой регион для регистрации и осуществления предпринимательской деятельности;
- разрешение на временное пребывание или РВП. Иностранец с РВП может заниматься предпринимательской деятельностью только в том регионе России, где он оформил РВП.
Как открыть ООО иностранцу
По законодательству РФ открыть компанию можно как физическому, так и юридическому лицу. Это относится и к иностранцам.
- Когда регистрирует ООО иностранный гражданин или иностранная организация открывает компанию на территории РФ и является единственным учредителем, то такая форма бизнеса считается ООО с иностранными инвестициями.
- Когда в составе учредителей ООО, помимо иностранцев, есть граждане РФ или российские юридические лица, то это уже организация с долевым участием или совместное предприятие.
Валютное резидентство
Не стоит путать понятия «налоговый резидент» и «валютный резидент». Утрата статуса налогового резидента не влечет потерю валютного резидентства и наоборот.
Валютное резидентство определяет порядок применение к субъекту законодательства России о валютном контроле, в данном случае Федеральный закон № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 года («ФЗ-173»).
Так, валютными резидентами признаются:
- Граждане России;
- Иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие в России на основании вида на жительство;
- Юридические лица, зарегистрированные по законодательству России;
- Филиалы, представительства и иные подразделения российских юридических лиц за рубежом;
- Дипломатические представительства, консульские учреждения России и прочие лица из пп. (д) п. 6 ч. 1 ст. 1 ФЗ-173, находящиеся за пределами РФ;
- Россия, субъекты РФ, муниципальные образования.
Нерезиденты (все остальные), в т.ч.:
- Иностранцы и лица без гражданства, не имеющие вида на жительство;
- Юридические лица, зарегистрированные по законодательству иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами России;
- Организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ, и т.д.
Поскольку иностранная компания не осуществляет деятельность в РФ через постоянное представительство (не уплачивает налог самостоятельно), обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налога с ее доходов возлагаются на организацию, выплачивающую доходы иностранной компании, — на налогового агента. В этой роли могут выступать российские организации или иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянное представительство (п. 1 ст. 310 НК РФ). При выплате дохода «иностранцу» налоговый агент удерживает налог по ставке 20% (ст. 284 НК РФ) и не позднее рабочего дня, следующего за днем такой выплаты, перечисляет его в бюджет (п. 2 ст. 287 НК РФ), а в сроки, определенные для подачи налоговых расчетов в ст. 289 НК РФ, представляет в налоговый орган информацию о суммах выплаченных «иностранцу» доходов и удержанных налогов за прошедший отчетный (налоговый) период (п. 4 ст. 310 НК РФ).
Примечание. Круг налоговых агентов, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию и перечислению налога на прибыль, взимаемого с доходов, полученных «иностранцами», не осуществляющими деятельность в РФ через постоянное представительство, определен ст. 310 НК РФ (Письмо УФНС России по г. Москве от 11.11.2011 N 16-15/109734@).
Да, еще один момент: если до выплаты дохода иностранный продавец представит покупателю документы, подтверждающие его затраты на приобретение недвижимости, такие расходы можно учесть при расчете налоговой базы и с полученной разницы (а не со всего дохода иностранной компании) удержать налог (п. 4 ст. 309 НК РФ).
Обратите внимание! При выплате дохода «иностранцу» — продавцу недвижимости, находящейся на территории РФ, следует ориентироваться на международные соглашения об избежании двойного налогообложения (если таковые имеют место). Статьей 7 НК РФ установлено: если международным договором установлены иные правила и нормы, чем предусмотрены НК РФ, то применяются правила и нормы международных договоров РФ (см. также Письмо Минфина России от 29.09.2011 N 03-03-06/1/602).
Какие налоги в Армении в 2023 году?
В Армении применяется три основных налоговых режима, которые позволяют выбрать наиболее подходящее налогообложение исходя из оборотов денежных средств и видов деятельности, например импорта / экспорта услуг IT-компаний, консалтинговых услуг или купли продажи товаров.
Налоги в Армении разделяются на государственные налоги, среди которых: подоходный налог 20% – аналог НДФЛ, налог на прибыль (корпоративный налог) 18% – аналог ОСНО, налог с оборота 5% (1,5% — 10%) – аналог УСН, налог на добавленную стоимость – НДС 20%, а также акцизный налог, дорожный налог и патентный налог и местные налоги: налог на недвижимое имущество и транспортные средства.
Для граждан РФ, регистрация в Армении ИП / ООО в 2023 году, доступна без ВНЖ и наоборот может стать первым этапом, для легализации и получения ВНЖ в стране.
Подоходный налог в Армении – 20%
Плательщиками подоходного налога в Армении (аналог НДФЛ) являются физические лица, как налоговые резиденты Армении, которые уплачивают налог с доходов от источников в Армении, так и с мировых доходов (например доходов ИП в РФ) так и налоговые нерезиденты Армении, которые уплачивают налог только с доходов от источников в Армении.
В том числе, подоходный налог уплачивается работодателями (налоговыми агентами) за сотрудников в рамках трудовых отношений в РА и бенефициарами юридических лиц в Армении с полученных дивидендов, но в размере 5%, ставка подоходного налога для резидентов и нерезидентов не отличается.
ИП в Армении, применяющие специальный режим налогообложения «Налог с оборота» или общий режим налогообложения «Налог на прибыль» как и в РФ освобождаются от уплаты подоходного налога, в части доходов полученных от предпринимательской деятельности. |
Налоговые последствия купли-продажи доли в уставном капитале нерезидентами и резидентами
Согласно ст. 246 НК иностранные предприятия, имеющие доходы от российских источников, должны уплачивать налог на прибыль. При этом его исчисление и уплата может являться обязанностью налогового агента – компании, которая выплатила доход (ст. 24, 309 НК). Необходимо учитывать, что международные соглашения, определяющие порядок налогообложения, имеют приоритет перед российскими законами (ст. 7 НК), и их нормами нужно руководствоваться в первую очередь. Положения этих договоров, которые позволяют избежать двойного налогообложения, распространяются только на резидентов.
Продажа доли в уставном капитале ООО нерезидентом облагается налогом на прибыль согласно ст. 25 НК. Вне зависимости от статуса организации он уплачивается только при соблюдении следующего условия: более половины активов общества, доля которого продана, составляют финансовые инструменты, производные от нее, а также недвижимость, расположенная в РФ (п1. ст.309 НК). В других случаях продажа доли ООО нерезидентами и резидентами налогом на прибыль не облагается.
Источник прибыли может быть всегда российским? Последние новости от Минфина для нерезидентов РФ.
Сравнительно недавно (июль 2022 года), Министерство Финансов РФ представило поправки к Налоговому кодексу РФ на ближайшие три года. Самый важный пункт новых правил, который, несомненно, заинтересует многих россиян-иммигрантов – признать выплаты от российского работодателя или заказчика российскими доходами, независимо от Трудового соглашения и места работы.
Если говорить простыми словами, то все удаленные работники в статусе резидента или нерезидента РФ будут платить налог у источника в России при заключении соглашения с российскими заказчиками/работодателями. Местом происхождения прибыли будет признаваться не место работы по договору сторон, а местонахождение работодателя.
Проект пока не внесен в Государственную Думу, но уже заставил забеспокоиться многих российских удаленщиков. Даже если данные поправки будут приняты и вступят в законную силу, остается другой вариант жить и работать за рубежом без налогов в России – найти там же работодателя. Платить с таких доходов НДФЛ в РФ не придется, что и радует.
Налоговое резидентство ОАЭ: почему выгодно и как получить
Согласно договорам об отмене двойного налогообложения, в том числе между РФ и ОАЭ, иностранные граждане, являющиеся налоговыми резидентами Арабских Эмиратов, освобождаются от сборов со следующих доходов физических лиц и компаний:
- от недвижимого имущества и его отчуждения;
- от бизнес-деятельности;
- от эксплуатации морского и воздушного транспорта;
- с дивидендов, процентов, роялти.
Налоговое резидентство ОАЭ выгодно не только иностранным компаниям, расположенным в Арабских Эмиратах, но и обычным работникам.
Статус налогового резидента не присваивается автоматически, иностранцу необходимо получить соответствующий сертификат. Главные требования:
- физическое лицо должно иметь резидентскую визу и жилье, а также проживать в стране не менее 180 дней;
- юридическое лицо должно существовать минимум год на момент подачи заявки, а также предоставить финансовую отчетность.
Порядок постановки на учет
Так, постановка на учет осуществляется в зависимости от ситуации в налоговых органах по месту нахождения филиала/представительства, по месту регистрации имущества или открытия банковского счета. Постановка иностранной организации на налоговый учет в РФ осуществляется в соответствии с поданным представителем такой компании заявлением.
Формы таких заявлений для каждой отдельной категории лиц, подлежащих учету, утверждены приказом ФНС N ММВ-7-6/80@ от 13.02.2012.
В случаях, когда компания не является инвестором, заявление должно будет также отвечать особенностям, утв. приказом Минфина № 117н от 30.09.2010. Согласно п. 4 таких особенностей, вместе с заявлением обычно подается пакет документов, включающий в себя:
- свидетельство о регистрации или выписку из торгового реестра по месту регистрации;
- учредительные документы, в частности, учредительный договор или устав хозяйственного общества;
- решение о назначении исполнительного органа управления;
- справку из налогового органа в стране регистрации о присвоении идентифицирующего налогоплательщика номера;
- документы, подтверждающие аккредитацию, если это филиал/представительство;
- документ, подтверждающий право на использование недр – в соответствии с деятельностью компании;
- доверенность, если регистрационный учет будет проходить представитель.
В зависимости от особенностей компании пакет документов может отличаться. Все вышеуказанные документы должны иметь нотариально заверенный перевод на русский язык и должны быть легализованы апостилем.
Что из себя представляет контролируемая иностранная компания?
Контролируемая иностранная компания (КИК) – это юридическое лицо или структура без образования юридического лица, которая не является налоговым резидентом Российской Федерации и находится под контролем физических лиц и (или) организаций, признаваемых налоговыми резидентами России.
В рамках указанного понятия, НК РФ под структурой без образования юридического лица понимает такую форму объединения хозяйствующих субъектов, при которой не образуется новое юридическое лицо. Участники такой структуры посредством инвестиций и передачи имущества в доверительное управление имеют возможность извлекать доход в своих интересах. При этом данная деятельность должна соответствовать личному закону (государственная (национальная) принадлежность) создаваемой структуры.
К структурам без образования юридического лица можно отнести фонд, партнерство, товарищество, траст.
Контролирующие лица КИК и доли участия
К контролирующим субъектам относятся физические или юридические лица с долей участия в КИК более 25 %, а также юридические лица и физические лица (в том числе в совокупности с супругом и несовершеннолетними детьми) с долей участия более 10 %, если доля участия всех резидентов Российской Федерации в этой организации превышает 50 %.
Порядок определения доли участия установлен статьей 105.2 НК РФ
Согласно налоговому законодательству выделяются два вида участия организации в другой организации.
Прямое участие (принадлежность контролирующей организации долей уставного (складочного) капитала, голосующих акций контролируемой организации, а также принадлежность доли пропорциональной количеству других участников в организации).
Косвенное участие (все последовательности участия одной компании в другой, определяемые через прямое участие каждой предыдущей компании в каждой последующей в соответствующей последовательности и измеряемая через долю прямого участия каждой предыдущей компании в последующей компании)
Положения, установленные в статье 105.2 НК РФ, также используется при определении участия физлиц.
Можно заключить, что увеличился (по сравнению с изначальным проектом закона) порог процента владения до 25 % для признания лица, контролирующим иностранную компанию. Однако, если в иностранной компании налоговым резидентам Российской Федерации принадлежат более половины акций или иных составных средств уставного капитала, в зависимости от организационной формы компании, контролирующим процентом для одного резидента становится доля в размере 10 %.
Стоит отметить, что в соответствии с пунктом 5 статьи 25.13 НК РФ лицо может считаться контролирующим даже без прямого соответствия, установленным выше признакам, если им осуществляется контроль над компанией в собственных или «семейных» (жены и несовершеннолетних детей) интересах. Следовательно, контролем является не только конкретная доля участия.
Прибыль КИК и ее определение
По смыслу пункта 1 статьи 309.1 Налогового кодекса прибыль контролируемой иностранной компании – это количество прибыли данной организации, которая определяется по средствам двух способов: на основе данных ее финансовой отчетности, которая должна составляться в соответствии с личным законом контролируемой организации за финансовый год. В этом случае прибылью (убытком) КИК признается величина прибыли (убытка) этой компании до налогообложения; по правилам, установленным главой 25 НК РФ для налогоплательщиков — российских организаций.
Прибыль КИК приравнивается к прибыли организации (доходу физических лиц), полученной налогоплательщиком, признаваемым контролирующим лицом этой КИК, и учитывается при определении налоговой базы по налогам у налогоплательщиков, признаваемых контролирующими лицами этой КИК в соответствии с главами части второй НК РФ.
Прибыль КИК учитывается при определении налоговой базы у налогоплательщика — контролирующего лица в доле, соответствующей доле участия этого лица в КИК на дату принятия решения о распределении прибыли, принятого в календарном году, следующем за налоговым периодом по соответствующему налогу для налогоплательщика — контролирующего лица, на который приходится дата окончания финансового года в соответствии с личным законом этой КИК, а в случае, если такое решение не принято, то на 31 декабря календарного года, следующего за налоговым периодом по соответствующему налогу для налогоплательщика — контролирующего лица, на который приходится дата окончания финансового года КИК.
Прибыль КИК уменьшается на величину дивидендов, выплаченных этой иностранной компанией в календарном году, следующем за годом, за который в соответствии с личным законом такой компании составляется финансовая отчетность, с учетом промежуточных дивидендов, выплаченных в течение финансового года, за который составляется эта финансовая отчетность.
Прибыль КИК, являющейся иностранной структурой без образования юридического лица или иностранным юридическим лицом, для которого в соответствии с его личным законом не предусмотрено участие в капитале, уменьшается на величину распределенной прибыли.
При определении прибыли КИК, являющейся структурой без образования юридического лица, не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства) и (или) имущественных прав, которые получены в качестве взноса (вклада) от учредителя (основателя) данной структуры и (или) лиц, являющихся членами его семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации, а также от иной контролируемой иностранной компании (в том числе иностранной структуры без образования юридического лица), в отношении которой хотя бы одно из указанных выше лиц является контролирующим лицом. При этом, если передающая сторона является КИК, при определении прибыли этой контролируемой иностранной компании не учитываются расходы в виде переданного имущества (включая денежные средства) и (или) имущественных прав.
Если по итогам периода, за который в соответствии с личным законом такой компании составляется финансовая отчетность за финансовый год, у иностранной организации отсутствует возможность распределения прибыли (полностью или частично) между участниками (пайщиками, доверителями или иными лицами) по причине установленной личным законом такой организации обязанности направления этой прибыли на увеличение уставного капитала, такая прибыль не учитывается при определении налоговой базы у налогоплательщика — контролирующего лица.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что в налоговом законодательстве закреплены два варианта определении прибыли КИК. Согласно первому варианту прибыль определяется по данным финансовой отчетности, которую должна представлять организация в налоговый орган, а с государством данной организации должно быть соглашение об избежание двойного налогообложения. В остальных случаях применяется второй вариант, то есть прибыль будет определяться по правилам главы 5 НК РФ по иным документам, позволяющим определить сумму прибыли.
Возможность зачета сумм налогов, которые организация оплатила государству, в котором она зарегистрирована предусмотрена пунктом 11 статьи 309.1 НК РФ, в соответствии с которым сумма налога, исчисленного в отношении прибыли контролируемой иностранной компании за соответствующий период, уменьшается пропорционально доле участия контролирующего лица на величину налога, исчисленного в отношении этой прибыли в соответствии с законодательством иностранных государств и (или) законодательством Российской Федерации (в том числе налога на доходы, удерживаемого у источника выплаты дохода), а также на величину налога на прибыль организаций, исчисленного в отношении прибыли постоянного
Сумма налога, исчисленного в соответствии с законодательством иностранного государства, должна быть документально подтверждена, а в случае отсутствия у Российской Федерации с государством (территорией) действующего международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения заверена компетентным органом иностранного государства, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов.