- Гражданское право

Как бороться с родительским комитетом в школе совет юриста

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как бороться с родительским комитетом в школе совет юриста». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Школы получают финансирование из бюджета, из него выплачивают зарплату учителям, производят ремонт здания, закупают мебель и оборудование. Сборы средств для школьных нужд могут быть только добровольными.

За что школа денег брать не может

Перечень не закрытый:

  • за основное образование, если школа не частная, а государственная или муниципальная;
  • за питание;
  • за учебники, нужные для обучения по основной программе;
  • за спортинвентарь;
  • за охрану;
  • за гардероб;
  • за уборку;
  • за организацию праздников.

Опять же, ничего из этого являться поборами не будет, если вы решили помочь без принуждения, или хотите, чтобы школа оказывала услуги сверх нормативов, установленных законом.

Наша команда стремится помочь вам принимать более взвешенные финансовые решения. Мы придерживаемся строгой редакционной политики. Данная статья может содержать ссылки на финансовые продукты наших партнеров. Мы открыто говорим о том, как мы зарабатываем деньги. —>

  • Высшее экономическое образование.
  • 15 лет работы в банке.
  • Независимый эксперт.
  • Финансовый аналитик.
  • Обладает сертификатами от ЦБ РФ. . Facebook. .

Родительский комитет и организация экскурсий и выездов

Родительский комитет часто предлагает классу сходить в театр или музей. Или поехать всем вместе с классным руководителем на экскурсии.

В некоторых регионах существуют всевозможные бесплатные возможности для школьных групп. Их предоставляют некоммерческие организации, которые получили грант, городские программы могут включать музейные или экскурсионные услуги для школьных групп бесплатно. В этом случае родителям нужно оплатить проезд ребенку и питание в длительной поездке, либо дать перекус с собой. А родительский комитет организует сопровождение детей. И это довольно серьезная работа: по правилам один учитель не может поехать с организованной детской группой даже в театр. При этом школа обязана назначить ответственных за жизнь и здоровье детей из числа штатных сотрудников, потому что требовать она может только с них. И вот тут родительский комитет и учитель договариваются со школой, как оформить бумаги, если реальных сопровождающих от школы в нужном количестве не нашлось. Чтобы директор одобрил такую поездку, а учитель не боялся ее провести, нужны хорошие отношения родительского комитета с администрацией школы.

По городским программам администрация часто соглашается, ведь за это поощряют.

Однако не во всех регионах есть такие возможности, либо по бюджетным программам предлагают не то, что интересно детям. Даже при хороших отношениях школа может отказаться оформлять поездку школьной группы от себя. И тогда вновь родительский комитет возьмет на себя большую ответственность: не только провести все платежи от физического лица или ИП кого-то из родителей, но и договориться с учителем, который будет “в гостях” у класса. Да даже оформление бумаг на заказ автобуса с перевозкой детей от частного лица — та еще проблема. Не забудьте о комиссиях за банковские услуги — с каждой оплаты что-то будет отдано банку. Многие траты рассчитываются с группы, а не за человека, поэтому точную сумму с человека просчитать довольно сложно.

Организация интересных поездок — это огромная нагрузка на тех, кто делает эту работу для всего класса.

Конечно, родительский комитет не имеет права заставлять всех участвовать. Но если у вас возникают претензии к стоимости поездки, уточните у родительского комитета, из чего она складывается. Наверняка, классный руководитель поедет с детьми без оплаты. Родитель, который также берется сопровождать группу, попросит скидку хотя бы для своего ребенка. Предложите свою помощь, если вы видите, как можно сократить расходы без потери качества — вам наверняка пойдут навстречу.

Класс – это маленькое государство. Со своим «главой» – классным руководителем и «боярами» — членами родительского комитета. Но бывает так, что «бояре» захватывают власть и пытаются сами управлять государством.

В классе моей дочери за 5 лет сменилось 6 учителей. Динамика такова, что, оставив классное руководство, учителя меняли школу. Что происходило в прошлые годы, я могу сейчас только догадываться — у меня не было ни сил, ни времени во всё это вникать.

Но сейчас то ли время у меня появилось, то ли глаз уже стал более намётан, определённые действия со стороны родительского комитета меня насторожили, и я решила копнуть глубже… Что я вытянула на поверхность, меня сильно удивило.

В преддверии Нового года родители стали активно обсуждать подарки от класса, каждый предлагал своё – снежные шары, светящихся снеговиков, книги. Традиционный сладкие подарки были запрещены администрацией школы. Поэтому родители стали ломать голову, делясь в группе тем, кто что нашёл на просторах интерната и в местных складах- магазинах, попутно создавая себе добродушное предновогоднее настроение.

Глава родительского комитета сказала: «Ок. Посмотрим.»

А через несколько дней ко мне пришла рассылка: «Мы решили детям дарить новогодние подарки. Это по секрету. Другим говорить не надо. Комментариев не нужно. Просто да или нет». Удивительно, правда? Похоже на игру. Почему так скрытно, тайно? Что за подарки? Сколько стоит? Кто такие «мы»?

— Стоит столько-то. Подарок такой-то.
— А почему ни с кем нельзя обсуждать?
— Потому что всем не угодить.

Во как.

Глава родительского комитета – взрослая женщина с двумя детьми на протяжении всех школьных лет единолично принимала решения, требуя только в рассылке смс, а теперь по ватсапп ответа «да или нет». «Вам подходит или нет? Если нет, до свидания». Сама идея что-то обсуждать среди всех родителей её совсем не грела. С её слов -«Она- человек дела».

Поэтому моё высказывание во всеобщую группу на тему: «А не обсудить ли нам это?» «Почему мы не можем обсудить новогодние подарки и выбрать лучший вариант?»- моментально пресеклось. «От вас требуется только «да или нет». Что вы здесь разводите базар?» Часть родителей всполошились:»А вообще на какие вопросы надо ответить «да или нет»? Что обсуждаем то?»

«Мне смута не нужна» — написала мне грозная глава родительского комитета в личном сообщении и выдворила меня из общей официальной родительской группы.

Не перевелись Цари на Земле русской.

Нам и мне в частности повезло — учитель создала свою группу, став её администратором. Власть в классе вернулась в законные руки.

Пока всё это происходило с моим исключение из родительской группы, мне написали несколько родителей с поддержкой и рассказали про травлю в личных сообщениях.

Стратегия нашего родительского комитета в лице властной дамы-государыни и пары приспешников была в том, чтобы общаться с каждым из родителем по одиночке, только через личные сообщения. Но не в коем случае не допускать публичных обсуждений в общей группе. Чтобы у каждого было ощущение, что это с ним что-то не так, все согласны, а он нет. Так проводились сборы денег, покупки подарков, утверждение решений.

«Какое вам дело до других?! Скажите: «Да или нет». От вас больше ничего не требуется.

Вот такая тоталитарная система правления в отдельно взятом государстве. Ничего вам не напоминает?

Ответственность за нарушение прав и интересов ребенка

Родители, не исполняя предписанные семейным законодательством обязанности или злоупотребляя ими, могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности.

Если родители или иные законные представители несовершеннолетнего не защищают должным образом его права и интересы, то они могут быть подвергнуты административному наказанию в виде предупреждения или административного штрафа.

Родители или иные законные представители подвергаются уголовному наказанию в случае, когда неисполнение своих обязанностей по воспитанию ребенка или ненадлежащее исполнение связано с жестоким обращением в отношении несовершеннолетнего.

За совершение данного преступления родители могут быть подвергнуты уголовному наказанию в виде штрафа, обязательных, исправительных или принудительных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишения свободы.

Деятельность и состав родительского комитета

Родительский комитет должен состоять минимум из 3-х родителей, дети которых обучаются в данной школе или саду, на добровольной форме желающих принять участие в развитии учебного заведения. Из собранных людей голосованием выбирается председатель родительского комитета, на плечи которого и возлагается вся ответственность.

Родители, входящие в состав родительского комитета, должно проводить плановые заседания минимум 3-4 раза в течение учебного года (в школе – четверти). Деятельность родительского комитета контролируется уставом учебного заведения. Каждая школа (или детский сад) может иметь свои определенные положения. Однако, главными задачами родительского комитета, почти всегда, являются:

  • Улучшение образовательного процесса;
  • Постоянное сотрудничество и регулярное общение с администрацией учебного заведения;
  • Помощь школе в плане улучшения материально-технической базы;
  • Организация (или помощь при ней) развлекательных мероприятий для детей и их проведение;
  • Постоянная защита прав обучающегося.

Помимо этого, родительский комитет может рассматривать и вопросы, не входящие в их компетенцию. В таком случае его члены имеют право попросить администрацию учебного заведения о разрешении об их участии в данной проблеме. К таковым могут относится: плохое семейное положение в одной из семей, организация дополнительных выходных и т.д.

Каждое заседание родительского комитета должно иметь документальную фиксацию в виде протокола. В нем должны быть указаны:

  • Вопрос заседания;
  • Предложения членов комитета;
  • Ход обсуждений родителей;
  • Решение поставленной проблемы.

Подписывается протокол под датой его проведения председателем родительского комитета, после чего он должен передаваться в архив администрации учебного заведения.

Правовое регулирование деятельности родительского комитета

В пункте 6.1 ст.26 ФЗ «Об образовании в РФ» говорится, что в учебных заведениях могут быть созданы родительские комитеты, которые будут учитывать мнение учащихся и родителей в вопросах, касающихся «управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы».

Родительский комитет и финансы

Зачастую, основные претензии от родителей к родкому заключаются в том, что родительский комитет в школе собирает деньги то на одно, то на другое. Обращаться в администрацию при этом бывает бесполезно, там делают вид, что они ни при чем. И второй повод для конфликта – это неэффективность комитета, когда речь заходит о защите интересов детей перед школьной администрацией или органами власти.

Кто и как выбирает родительский комитет

Многие мамы и папы уверены, что права и обязанности родительского комитета в школе до сих пор регулируются традициями в большей степени, чем законодательством.

Отчасти это верно. Единого прописанного нормативного акта нет, есть п. 7 ст. 44 Закона «Об образовании в РФ», согласно которому родители вправе «принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации», и п. 6 ст. 26: для учета мнения обучающихся, родителей «создаются… советы родителей (законных представителей)…».

Таким образом, родительские комитеты — добрая воля всех заинтересованных лиц.

Выборы происходят на классном собрании, а из представителей комитетов классов выбирается общешкольный.

И участие в такой общественной деятельности, и распределение обязанностей среди родительского комитета — дело сугубо добровольное: обычно актив состоит из трех-четырех человек, из них выбираются председатель и казначей, ответственный за сбор и распределение денег на нужды класса. Последнее — веяние времени, и возмущаться, похоже, бесполезно, но контролировать финансы вполне реально. Комитет обязан регулярно отчитываться о своей деятельности, и если с работой он не справляется, собрание вправе его заменить, не дожидаясь ежегодных выборов.

На что же имеет право родительский комитет?

  • оказывать помощь школе и классному руководителю в приобретении пособий и учебников, необходимых для полноценного учебного процесса;
  • посещать внеклассные мероприятия и уроки (с разрешения учителя);
  • проводить совместную работу и оказывать помощь классному руководителю по взаимодействию с родителями, не занимающимися воспитанием своего ребенка, а так же принимать применительно к ним допустимые меры воздействия;
  • с проблемными учащимися совместно с педагогом проводить беседы;
  • в целях защиты прав и интересов детей и семьи поддерживать контакт с органами правопорядка и общественными организациями;
  • принимать активное непосредственное участие в организации, на уровне класса, образовательно-воспитательного процесса;
  • организовывать и принимать участие в посещении семей учеников совместно с классным руководителем;
  • высказывать субъективное мнение о мероприятиях, проводимых на уровне класса;
  • в случае возникающей необходимости содействовать в привлечении специалистов разного рода для решения создавшихся проблем в семьях учащихся класса;
  • решать хозяйственно – бытовые вопросы внутри класса.

Ответственность за вымогательство в школах

Школьные поборы по своей сущности близки к вымогательству, ведь родителям прямым текстом озвучиваются суммы, которые необходимо периодически сдавать на разные цели. Однако даже в случае несогласия родителей платить, учителя и директоры школ редко несут ответственность в соответствии с законом.

Как отмечено выше, родители могут жаловаться на поборы в школах как в вышестоящие инстанции, так и в правоохранительные органы. Во втором случае, как правило, производится прокурорская проверка. По результатам школу и директора могут привлечь к дисциплинарной или административной ответственности.

В практике отмечены случаи, когда по результатам проверки прокуратура внесла представление об устранении нарушений на имя директора школы, в которой с учеников собирали деньги на приобретение рабочих тетрадей и на косметический ремонт. Также был случай, когда за систематическое требование оплатить добровольные взносы директору школы был сделан выговор.

Как мы создали родительский комитет

На первом собрании нашего класса родители подняли вопрос, нужно ли создавать фонд класса. Решили, что нужно, поэтому, когда понадобились активисты, я подняла руку. Мне хотелось разобраться, на что тратятся родительские деньги и на какую сумму в месяц класс может «ни в чем себе не отказывать». Пару мне составил еще один доброволец — так у нас появился родительский комитет.

Создание фонда класса — дело добровольное, заставить родителей сдавать деньги никто не может. Нам повезло — у нас не было тех, кто против. Если бы нашлись, было бы два пути.

Первый — спросить отказавшихся родителей, как поступим, если сломается принтер, закончится бумага, а дети будут ждать подарки на праздник. Второй — собирать деньги и знать, что не все родители будут сдавать. Но здесь тонкий вопрос с подарками — покупать ли их детям родителей, не сдававших деньги, или вообще убрать эту статью расходов. Здесь все решается обсуждением.

Хотя учительница помогла нам создать родительский комитет, от фонда класса она дистанцировалась. Обычно учителя предпочитают не касаться денежного вопроса, чтобы не спровоцировать лишнюю проверку и не услышать в свой адрес нареканий.

У государства на этот счет однозначная позиция — оно против незаконных денежных сборов и разрешает только добровольные пожертвования образовательной организации на расчетный счет.

Сколько и когда собираем

Существуют разные способы сбора денег: регулярные — каждый месяц или раз в год, и по ситуации — от случая к случаю. Мы выбрали первый — определили фиксированную сумму и сдаем каждый месяц. Мне нравится этот способ, и вот почему.

Можно планировать бюджет на праздники. Основная нагрузка на бюджет класса приходится с сентября и до 8 марта. Мы закупаем подарки на День учителя, Новый год, 23 Февраля и 8 Марта. После этого расходы падают: требуются только мелочи вроде туалетной бумаги, мыла, воды или заправки картриджа. Даже если сломается принтер в конце года — мы уверены, что нам хватит на ремонт.

Можно оптимизировать траты. В прошлом году учителю требовались апельсины и лимоны для опытов на уроке. В классе 26 человек — даже если каждый принесет по штуке, окажется слишком много. Мы уточнили нужное количество, купили 4 апельсина и 4 лимона на всех и потратили 230 Р — по 8,85 Р на человека. Если бы мы собирали от случая к случаю, то каждый сдал бы по 8,85 Р или покупал самостоятельно.

Позволяет каждому выбрать свой темп сдачи денег. По нашей системе одни родители сдают сразу всю сумму до конца года, «чтобы никто больше не дергал». Другим удобно сдавать каждый месяц по чуть-чуть. Нам повезло — у нас большинство родителей сдают сразу всю сумму, поэтому наша система работает без сбоев.

Интуитивно мы остановились на сумме 200 рублей в месяц за ребенка. Если в классе учится двое детей из одной семьи — 300 рублей за обоих. Такая сумма не обременительна для бюджета большинства семей, поэтому ни один родитель не отказался сдавать деньги. Решили, если хватать не будет — пересмотрим и повысим. Но мы не прогадали, и на все хватило.

Родительский комитет и организация экскурсий и выездов

Родительский комитет часто предлагает классу сходить в театр или музей. Или поехать всем вместе с классным руководителем на экскурсии.

В некоторых регионах существуют всевозможные бесплатные возможности для школьных групп. Их предоставляют некоммерческие организации, которые получили грант, городские программы могут включать музейные или экскурсионные услуги для школьных групп бесплатно. В этом случае родителям нужно оплатить проезд ребенку и питание в длительной поездке, либо дать перекус с собой. А родительский комитет организует сопровождение детей. И это довольно серьезная работа: по правилам один учитель не может поехать с организованной детской группой даже в театр. При этом школа обязана назначить ответственных за жизнь и здоровье детей из числа штатных сотрудников, потому что требовать она может только с них. И вот тут родительский комитет и учитель договариваются со школой, как оформить бумаги, если реальных сопровождающих от школы в нужном количестве не нашлось. Чтобы директор одобрил такую поездку, а учитель не боялся ее провести, нужны хорошие отношения родительского комитета с администрацией школы.

По городским программам администрация часто соглашается, ведь за это поощряют.

Права и обязанности родителей в школе помимо государственного уровня устанавливаются локально — непосредственно в школе, то есть права родителей в школе устанавливаются Уставом ОУ. В соответствии с этим местным актом родители законные представители обучающихся имеют право на:

  • прохождение обучения их детьми на безвозмездной основе;
  • выбор режима обучения (школьное учреждение, домашние условия, экстернат, сочетание нескольких форм одновременно);
  • выбор методики, обучения малыша, на основании тех стандартов, которые были разработаны государством;
  • выбор организации и право перевод из одной школы в другую;
  • получение помощи при реализации образовательных программ, а также в ходе воспитания, которая выражается в следующих формах:
  • консультации учителей, организуемые в связи с возникновением у родителей вопросов касаемо программы и методики обучения;
  • консультации учителей по вопросам режима процесса обучения;
  • выдачи ребёнку учебной литературы, необходимой для учебы, предоставление возможности использования библиотечных или информационных ресурсов;
  • получение материального обеспечения со стороны государства;
  • оформление ребенка в группу продленного дня;
  • получение доброжелательное уважительное отношение со стороны учителей, а также администрации школы;
  • сохранение конфиденциальных данных;
  • участие в предусмотренных формах взаимодействия с представителями организации;
  • помощь в организации свободного времени, как в школе, так и вне ее пределов.

Получение информацию о:

  • степени квалификации учителя;
  • занятиях, в которых участвовал учащийся.

Лучше всё продумывать заранее

Ирина Власова состояла в родительском комитете детского сада пять лет. Она оказалась в нем по просьбе одной из воспитательниц, поскольку ее там уже знали. Женщина нашла в своей деятельности множество плюсов. Например, можно выбрать для детей что-то лучшего качества или сэкономить деньги на чем-либо. Конечно, были и некоторые недостатки: многие родители все равно оставались недовольны, поскольку мнение всех все равно не учтешь.

Трудно угодить и воспитателям. Одной из самых сложных задач оставался выбор подарков. Сбор денег тоже не всегда проходил гладко, поскольку пара нежелающих сдавать деньги всегда найдется. Желающим пойти в родительский комитет необходимо все планировать заранее и использовать чужой опыт.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *