Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пошаговая инструкция и образец заполнения платежного поручения в 2023 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Не хотите заполнять уведомление по ЕНП по страховым взносам в 2023 году? Это возможно, поскольку 2023 год – это переходный период. В 2023 году платежное поручение на уплату страховых взносов можно заполнить таким образом, чтобы не потребовалось дополнительно представлять в ФНС уведомление об исчисленных суммах страховых взносов. То есть, по сути, привычная всем платежка по страховым взносам в 2023 году может заменить “новое” уведомление.
Какой способ уплаты налогов лучше выбрать: сравнительная таблица
Сроки |
Отчетность |
Платежи |
|
Как платили и отчитывались в 2022 году |
Для каждого налога свой срок сдачи декларации и оплаты |
По каждому налогу подается отдельная декларация |
Для каждого налога необходимо было формировать отдельную платежку |
Единый налоговый платеж в 2023 году |
Срок сдачи отчетности и уплаты налогов стал единым — 25-е и 28-е число соответственно |
По каждому налогу компании также обязаны отчитаться декларациями. Однако по налогам, которые компания уплачивает до сдачи отчетности, она обязана подавать уведомления |
Формируется единая платежка с общей суммой по всем налоговым обязательствам |
Разные платежки с КБК вместо уведомлений |
Срок отчетности и уплаты также стали едиными |
По каждому налогу компании также обязаны отчитаться декларациями, но уведомления подавать не нужно |
Подаются отдельные платежки по конкретным КБК. Однако в случае ошибки в одном из платежных поручений компания обязана подать уведомление с правильными данными. С этого момента компания будет обязана подавать уведомления на постоянной основе |
Альтернативный вариант заполнения налоговых платежек в 2023 г.
Федеральный закон от 14.07.2022 № 263-ФЗ (пп. 12-14 ст. 4) устанавливает на 2023 г. следующие переходные положения:
- в течение 2023 года уведомления об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов могут представляться в налоговые органы в виде распоряжений на перевод денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации (прим. – т.е. платежных поручений), на основании которых налоговые органы могут однозначно определить принадлежность денежных средств к источнику доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, срок уплаты и иные реквизиты, необходимые для определения соответствующей обязанности;
- налогоплательщики могут воспользоваться правом на представление в течение 2023 года уведомлений об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов в виде распоряжений на перевод денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации при условии, что ранее ими указанные уведомления в налоговые органы не представлялись;
- денежные средства, поступившие по распоряжениям на перевод денежных средств, учитываются в качестве единого налогового платежа и определяются по принадлежности в соответствии со статьей 45 НК РФ.
Получается, что при желании в 2023 г. вместо «классических» уведомлений, о которых речь шла в предыдущем разделе, можно направлять в налоговые органы «образы» платежных поручений в те же сроки, что и уведомления – до 25 числа месяца, в котором установлен срок уплаты соответствующих налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов – и в тех же случаях, т.е. если уплата происходит до представления соответствующей налоговой декларации (расчета) либо если обязанность по представлению налоговой декларации (расчета) не установлена НК РФ.
Чтобы такая платежка дала налоговому органу все необходимые для распределения платежей сведения, в ней должны быть заполнены привычные нам реквизиты, идентифицирующие платеж.
Когда налогоплательщик, выбравший этот вариант коммуникации с налоговыми органами, собирается внести платежи в бюджет, он направляет в банк такие же платежки – по отдельности на каждый налог, авансовый платеж, страховые взносы с учетом места их уплаты, включая, естественно, и те, которые декларируются до уплаты, т. е. не требуют подачи уведомлений в виде распоряжений на перевод денежных средств в налоговые органы.
Это объясняет особенности заполнения отдельных реквизитов платежных поручений, предусмотренные на такой случай вышеназванным проектом Приказа Минфина:
Реквизит платежного поручения | Значение |
---|---|
Статус плательщика | «01» – налогоплательщик (плательщик сборов, страховых взносов и иных платежей, администрируемых налоговыми органами) — юридическое лицо, ИП, нотариус, занимающийся частной практикой, адвокат, учредивший адвокатский кабинет, глава КФХ, представивший в налоговый орган уведомление об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов в виде распоряжения на перевод денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему РФ |
наименование плательщика |
для юридических лиц – наименование юридического лица (его обособленного подразделения); для ИП, нотариусов, занимающиеся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, глав КФХ – фамилию, имя, отчество (при наличии); |
ИНН плательщика | ИНН налогоплательщика, чья обязанность по уплате (перечислению) налогов, сборов, страховых взносов исполняется |
КПП плательщика | КПП подразделения, чья обязанность по уплате исполняется |
наименование получателя | 0 |
ИНН получателя | 0 |
КПП получателя | 0 |
банковские реквизиты получателя платежа | БИК и наименование банка, номер счета банка получателя средств (номер банковского счета, входящего в состав единого казначейского счета), номер счета получателя (номер казначейского счета) |
КБК | КБК конкретного налога, страховых взносов |
ОКТМО | код ОКТМО территории, на которой мобилизуются денежные средства от уплаты налога, сбора, страховых взносов и иного платежа |
основание платежа | 0 |
период | значение показателя налогового периода, который имеет 10 знаков, 8 из которых имеют смысловое значение, а 2 являются разделительными знаками и заполняются точкой («.»). Например, «МС.02.2023»; «КВ.01.2023»; «ГД.00.2023» |
номер документа – основания для перечисления налога | 0 |
дата документа – основания для перечисления налога | 0 |
назначение платежа | 0 |
Реквизиты получателя в платежном поручении по страховым взносам
С 2017 года взносы необходимо перечислять:
КУДА | Кто за что | На что – на какие виды обязательного страхования |
---|---|---|
В Налоговую инспекцию по месту регистрации предпринимателя или фирмы | ИП без работников – «за себя» с собственных доходов |
|
Юрлицам и ИП, у которых есть наёмные сотрудники, — с начисляемой им зарплаты |
|
|
В ФСС | ИП и юрлица — с зарплаты сотрудников |
|
КБК для взносов по дополнительному тарифу ОПС
Изменения коснулись и КБК для пенсионного доптарифа по «вредным» работам. В 2016 году КБК доптарифа различались по выполняемой работе, а точнее, по отнесению работы к 1 или 2 списку, указанным в ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях». Размеры взносов в зависимости от списка устанавливались в 6% и 9%. При этом результаты оценки труда, проводимой для некоторых работ, сильно влияли на размер итогового взноса, а вот на цифры в КБК не влияли.
Это делало учёт и разноску средств плательщика неудобными и медленными. Часто совершались ошибки в доначислениях, вызываемые понижением взноса после оценки.
Проблема решена в 2017 году введением в качестве обязательных 2 дополнительных КБК по доптарифу – также по спискам, но с учётом результатов спецоценки персонала.
Теперь, если уплачиваете по доптарифу, выбирать следует из приведённых ниже КБК:
Список 1 | Без оценки сотрудника – 6% | 182 1 02 02131 06 1010 160 |
После спецоценки | 182 1 02 02131 06 1020 160 | |
Список 2 | Без спецоценки сотрудника – 9% | 182 1 02 02132 06 1010 160 |
После спецоценки | 182 1 02 02132 06 1020 160 |
Статус страхователя и реквизиты адресата в платежке на уплату общеобязательных взносов
Ответ на вопрос о том, какой статус страхователя нужно прописывать по позиции «101», выглядит неоднозначно. До сего момента страхователи отчасти на свое усмотрение вписывали сюда одно из действующих значений: «01» (организации, уплачивающие налоги), «09» (ИП, перечисляющие налоги), 08 (плательщики взносов в бюджет), «14» (налогоплательщики, производящие выплаты работникам).
Письмо налоговой службы № ЗН-4-1/1931@ от 3.02 2017 включает детальные разъяснения по статусу страхователя. Сообразно предписаниям налоговой службы в платежке на уплату взносов рекомендуется прописывать следующие значения:
- «01» — организациям;
- «09» — ИП;
- «10» — нотариусам;
- «11» — адвокатам;
- «12» — главам КФХ;
- «13» — физическим лицам.
Подробнее о применении кодов в позиции о статусе страхователя (для кредитных организаций, участников внешнеэкономической деятельности тоже) — в настоящем письме налоговой службы.
Реквизиты адресата прописываются по позициям: «61» — ИНН (10 цифр), «103» — КПП (9 цифр) и «16» — сокращенное название казначейства и налоговой службы. Так, позицию «18» заполняют так: УФК по г. Москве (ИФНС России № 12 по г. Москве).
Сроки уплаты фиксированных взносов в 2023 году
Фиксированные платежи ИП может перечислять любыми платежами: ежемесячно, поквартально или одним платежом в конце года. Главное, чтоб к последнему дню оплаты на балансе ЕНП находилась нужная сумма.
Взносы ИП перечисляются по общим правилам – не позднее 31 декабря 2023 года. Но поскольку это будет выходной день, то внести платеж нужно до первого рабочего дня 2024 года.
Обычно предприниматели на УСН-6% или с объектом «доход-расход» предпочитают платить взносы поквартально для уменьшения налоговой базы или единого налога за счет суммы уплаченных взносов.
Дополнительные взносы с суммы свыше 300 тыс.р. перечисляют не позднее 1 июля 2024 года.
В 2023 году ФНС вводит единый платежный день – 28 числа каждого месяца. В этот день ИП обязаны перечислить все налоги за квартал или месяц. Но взносы предпринимателей за себя изменения не затронули – они переводятся ИП в прежние сроки.
Новый получатель фиксированных страховых взносов – ИФНС
Передача администрирования сборов в федеральную налоговую инспекцию неудивительна. Еще до внедрения страховых взносов именно этот орган принимал платежи по единому социальному налогу, который ИП и организации платили за свое страхование и страхование сотрудников.
Когда же вместо ЕСН стали применять страховые взносы, было принято решение о формировании внебюджетных фондов, которые и занялись их сбором. Это всем знакомые ПФР, ФФОМС, ФСС. Они не справились со своей задачей, что подтверждается статистикой – с 2011 г. задолженность по пенсионным отчислениям превысила 200 млрд. Так что, идея вернуть сбор взносов под контроль налоговой напрашивалась сама собой.
Теперь по постановлению правительства РФ платежное поручение по страховым взносам в ПФР в 2023 году для ИП за себя составлять не нужно. Теперь сбор фиксированных выплат – удел налоговой службы.
ИФНС будет принимать следующие фиксированные страховые взносы:
- Пенсионные;
- Медицинские;
- Социальные (необязательные для предпринимателя).
В НК российской федерации добавлена глава номер 34, в которой закреплены как размеры взносов, так и порядок их оплаты. Поэтому кроме заполнения п/п с учетом изменений ни с какими неприятными новшествами ИП не столкнутся.
Что же касается платежки, то теперь в поле «Получатель» следует писать краткое название федерального казначейства и краткое наименование своей налоговой инспекции. Второе заключается в скобки. К примеру, УФК по г. Москве (ИФНС России №56 по г. Москве). Выбирать нужно инспекцию по месту жительства либо регистрации, а не ту, которая работает где-то поблизости.
Что такое единый налоговый счёт
ЕНС — это спецсчёт компании в Казначействе. Единый налоговый счёт с 2023 года есть у каждого плательщика. На него будут зачисляться все суммы, переведённые в виде ЕНП. Когда настанет день уплаты налога, он спишется с ЕНС автоматически. Это очень приближённое описание новой системы — на самом деле всё сложнее, и есть много нюансов.
Единый налоговый счёт с 2023 года для ИП и организаций — это обязательное нововведение. Отказаться от перечисления налогов через него невозможно.
Как любой счёт, ЕНС состоит из приходной и расходной частей. В приходной части ЕНС отражаются все налоговые поступления, которые перечисляет компания. То есть все суммы, которые она отправит в бюджет в виде ЕНП.
В 2023 году зачисляться на налоговый счёт будут и другие суммы. Все платежи, направленные в рамках переходного периода по индивидуальным платёжкам, также попадут на ЕНС.
В расходной части этого счёта будет формироваться совокупная налоговая обязанность плательщика. Это все обязательства — налоги, сборы, взносы, пени, штрафы, проценты, госпошлины, — которые он должен заплатить на сегодняшний день.
Как заполнить платежное поручение по единому налоговому платежу в 2023 году.
Основной способ перечисления налогов и сборов с 2023 года — перевод средств в счет пополнения баланса ЕНП. Его можно пополнить через личный кабинет на сайте ФНС или обычным платежным поручением. В платежном поручении на пополнение ЕНП необходимо отразить следующие сведения:
- Данные плательщика, то есть предприятия или ИП,
- Данные получателя, то есть налогового органа,
- КБК единого налогового платежа.
В 2022 году в ходе эксперимента по вводу ЕНП применяется КБК 18201061201010000510. Возможно, этот же КБК оставят в 2023 году. В экспертном сообществе есть мнение о том, что КБК в скором времени могут полностью отменить. В этом есть логика, ведь для зачисления средств на единый налоговый счет достаточно ИНН плательщика.В платежке на пополнение ЕНС не заполняются следующие поля:
- 101 — статус плательщика,
- 105 — ОКТМО,
- 106 — код основания,
- 107 — код периода,
- 108 — номер документа,
- 109 — дата документа,
- 24 — назначение платежа.
Нулевой тариф страховых взносов
В число плательщиков, имеющих право на уплату страховых взносов по общему тарифу 0% с 2023 года, вошли (п. 2.3 ст. 427 НК РФ):
- организации, производящие выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов (за исключением судов, используемых для хранения и перевалки нефти, нефтепродуктов и сжиженного природного газа в морских портах);
- международные организации, получившие статус участника специального административного района на территориях Калининградской области или Приморского края и производящие выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском открытом реестре судов.
Заполнение таможенного платёжного поручения
Заполнение таможенного платёжного поручения очень ответственная задача, тем более что в порядок заполнения регулярно вносятся изменения, которые необходимо постоянно отслеживать. Очень важно, чтобы все поля платёжного поручения были заполнены правильно, в соответствии с последними требованиями. К сожалению, при их заполнении, несмотря на кажущуюся простоту, участниками ВЭД допускаются ошибки. Хорошо, если заполнение документа производится опытным специалистом. Чтобы уменьшить число ошибок и соответственно избежать возникающих из-за них проблем нужно изучать законы и инструкцию по заполнению платёжных поручений в таможню.
В верхней части таможенного платёжного поручения расположены поля, в которые необходимо ввести реквизиты плательщика. Например, ИНН, КПП, при этом нужно обратить внимание, что при одинаковом ИНН могут быть разные КПП. Например, если у организации есть филиалы, ИНН у них будет одно и тоже, КПП будет разным.
- 10 – Банк плательщика;
- 60 – ИНН плательщика;
101 – поле в которое нужно ввести цифровой код, определяющий вид плательщика, состоящий из двух знаков:
- «06» – для юрлиц;
- «16» – для физлиц;
- «17» – для ИП;
- «28» – получатель международного почтового отправления.
Банковские реквизиты и размеры госпошлин
Правительство РФ разработало проект, утвердивший новый порядок взаимоотношений организаций с Казначейством по ГОЗ:
- Контроль всех контрактов по ГОЗ стоимостью более 300 тыс. руб.
- Все финансовые действия происходят на счетах, открытых в ТОФК.
- Счета открываются после проверки информации о головном исполнителе или исполнителе на следующий день после окончания контроля. Заказчики подтверждают открытие лицевого счета исполнителю.
- За каждым соглашением закрепляется код госконтракта, который следует указывать во всех платежных документах.
- Списание производится после санкционирования расходов. Санкционирование — это проверка соответствия источников поступления средств и их расходов.
- Действия с лицевым счетом реализуются в специальном режиме и только при наличии идентификатора госконтракта.
- Заказчик отчитывается перед ФК после полного исполнения обязательств.
К «минусам» казначейского сопровождения можно отнести:
- Подготовка дополнительной документации для получения целевых денег. Каждую поставку товара или выполнение работ (услуг) потребуется подтверждать дополнительно. Это значительно усложняет участие в закупках.
- Время на посещение казначейства. Несмотря на то, что представительств ведомства в РФ около 2 тысяч, придется лично посетить учреждение, если не будет возможности вести документооборот в электронном виде.
- Недостаточно оперативное общение со специалистами ФК, которое может возникнуть из-за отсутствия опыта и внутренних регламентов в ведомстве.
«Плюсы» в сопровождении тоже можно найти:
- Реализуется принцип открытости и прозрачности при исполнении обязательств. Это популярно для закупок с большой конкуренцией.
- Отпадут недобросовестные подрядчики.
- Гарантированное получение целевых средств без отговорок заказчика «бюджет еще не поступил», «израсходовали на другие закупки» и т.д.
ИНН/КПП 7813045547/781301001
р/с 40503810490274000001 в ПАО «Банк «Санкт-Петербург»,
к/с 30101810900000000790, БИК 044030790, ОКТМО 40390000
ПРИМЕЧАНИЯ:
-
При перечислении денежных средств в адрес Университета ИТМО в начале графы «Назначение платежа» следует указывать в скобках код подстатьи доходов бюджетной классификации Российской Федерации в соответствии с приказом Минфина России от 29.11.2017 №209н, в том числе (но не ограничиваясь):
(КБК 121) – при осуществлении платежей за аренду помещений;
(КБК 131) – при оплате работ, услуг и готовой продукции (включая плату за образовательные, консультационные, экскурсионные и иные услуги, пользование общежитием, выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ);
(КБК 134) – при компенсации затрат университета;
(КБК 135) — при возмещении арендаторами коммунально-эксплуатационных расходов;
(КБК 141) – при уплате неустойки университету в случае нарушения условий договора поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
(КБК 155) – при перечислении средств грантов, пожертвований от физических и юридических лиц, являющихся резидентами Российской Федерации (кроме организаций государственного управления и государственного сектора), на цели текущего характера;
(КБК 158) – при перечислении средств грантов, пожертвований от физических и юридических лиц, НЕ являющихся резидентами Российской Федерации (за исключением международных и наднациональных организаций, правительств иностранных государств), на цели текущего характера;
(КБК 165) – при перечислении средств грантов, пожертвований от физических и юридических лиц, являющихся резидентами Российской Федерации (кроме организаций государственного управления и государственного сектора), на цели капитального характера (создание или приобретение основных средств и нематериальных активов);
(КБК 168) – при перечислении средств грантов, пожертвований от физических и юридических лиц, НЕ являющихся резидентами Российской Федерации (за исключением международных и наднациональных организаций, правительств иностранных государств), на цели капитального характера (создание или приобретение основных средств и нематериальных активов);
(КБК 410) – при реализации университетом принадлежащих ему основных средств;
(КБК 446) – при реализации университетом макулатуры, лома;
(КБК 510) – при перечислении университету средств обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке или средств обеспечения исполнения договора.
ИНН/КПП 7813045547/781301001
УФК по г. Санкт-Петербургу (Университет ИТМО, л/с 31726Щ43860)
р/сч 40501810300002000001
Северо-Западное ГУ Банка России г. Санкт-Петербург
БИК 044030001
ПРИМЕЧАНИЯ:
-
Расчетный счет, указанный в реквизитах, принадлежит Управлению Федерального казначейства (УФК) по городу Санкт-Петербургу. Учет операций Университета ИТМО на этом счету осуществляется с использованием казначейских лицевых счетов.
-
Корреспондентский счет в банковских реквизитах отсутствует.
Сумма страховых взносов для ИП в 2022 году
Согласно федеральному закону от 15.10.2020 № 322-ФЗ, размер фиксированных взносов за текущий год составляет 43 211 ₽:
- пенсионные взносы — 34 445 ₽;
- медицинские взносы — 8766 ₽.
Платёж на медицинское страхование полностью фиксирован, не зависит от суммы дохода, который получил ИП.
Взносы на пенсионное страхование привязаны к доходам. Если предприниматель зарабатывает до 300 000 ₽, то сумма фиксированная — 34 445 ₽. При доходах свыше 300 000 ₽ необходимо заплатить фиксированную ставку плюс 1% от суммы превышения налогового лимита.
Дополнительный взнос рассчитывается по формуле:
(Прибыль за 2022 год — 300 000 ₽) х 1% = итоговая сумма дополнительного взноса в Пенсионный фонд РФ (ПФР).
Пример расчёта. Индивидуальный предприниматель заработал за год 3 750 000 ₽. Расчёт взноса на пенсионное страхование:
- 3 750 000 — 300 000 = 3 450 000 ₽.
- 3 450 000 х 1% = 34 500 ₽.
- 34 445 + 34 500 = 68 945 ₽.
Итого общая сумма пенсионных взносов составит 68 945 ₽, из которых 34 445 — это фиксированный платёж, 34 500 — дополнительный.
При этом для дополнительных взносов установлен верхний предел. Сумма не может превышать восьмикратный размер фиксированных пенсионных взносов. 275 560 ₽ — это максимум, который можно заплатить в ПФР (п. 1 ст. 430 НК).
Код бюджетной классификации НС и ПЗ
Большинство ошибок и помарок, которые являются причинами штрафных санкций, кроются в коде бюджетной классификации платежа. Действующие КБК в ФСС по травматизму в 2022 году за сотрудников собрали в таблице:
Назначение | КБК в Соцстрах 2022 году |
---|---|
Код для основного платежа | 393 1 02 02050 07 1000 160 |
КБК пени НС и ПЗ в 2022 | 393 1 02 02050 07 2100 160 |
Код для штрафов | 393 1 02 02050 07 3000 160 |