- Гражданское право

Отличие уголовного наказания от иных мер государственного принуждения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отличие уголовного наказания от иных мер государственного принуждения». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Уголовное наказание ставит перед собой гораздо более узкие цели применения, чем уголовные законы. Основополагающая цель уголовного законодательства заключается в охране и защите общества от посягательств, которые способны подрывать условия его существования. Целью использования уголовного наказания является тот результат, которого желает достичь государство (включая правоприменителя) и общество посредством назначений и исполнений принудительных мер воздействия.

Общие начала назначения наказания

1. Регламентации деятельности судов по правильному назначению наказания в уголовном праве уделено большое внимание. Уголовное право с учетом опыта законодательной деятельности российского государства и зарубежных стран пришло к системе общих начал назначения наказания, обозначенных в ст. 60—74 УК РФ. Тем самым создана важнейшая правовая предпосылка обеспечения законности и справедливости при применении мер данного вида государственного принуждения.

Статья 60 устанавливает: «Лицу, признанному виновным в совершении преступления, назначается справедливое наказание в пределах, предусмотренных соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса, и с учетом положений Общей части настоящего Кодекса…» Из анализа этой нормы видно, что закон требует от судов реализовать в конкретизированном виде положения ч. 1 ст. 6 УК РФ: «Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного». Справедливость наказания требует прежде всего, чтобы оно не было неоправданно мягким. Чрезмерно мягкое наказание порождает чувство безнаказанности как у самого виновного, так и у других лиц.

В то же время максимальный размер этого наказания должен быть предрешен пределами содеянного, его опасностью. Необоснованно завышенное наказание порождает чувство обиды, неверие в справедливость закона и объективность суда. Только справедливое наказание может способствовать достижению целей социальной справедливости, исправления осужденного и предупреждения новых преступлений. Следовательно, эффективность назначенного наказания и, соответственно, достижение его целей зависят прежде всего от того, насколько правильно, индивидуально оно назначено. А это возможно лишь в том случае, если суды неукоснительно руководствуются установленными принципами уголовного права и оценивают совершенное деяние в соответствии с общими началами, сформулированными в законе.

Общее начало — это четко обозначенное в законе правило определения меры наказания, отвечающей объективным и субъективным признакам преступления.

Уголовный закон предусматривает следующие общие начала:

а) соблюдение пределов санкции, установленной статьей Особенной части УК; б) учет положений Общей части УК; в) учет характера и степени общественной опасности совершенного преступления; г) учет личности виновного; д) учет обстоятельств дела, смягчающих и отягчающих наказание; е) влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи (ст. 60 УК).

2. Первым важнейшим правилом определения конкретному лицу конкретной меры наказания закон называет соблюдение пределов санкции. Сложившийся в уголовном праве России порядок законодательного закрепления границ наказуемости преступного деяния оказывает направляющее влияние на практику борьбы с преступностью. Санкции с ясно очерченными минимальными и максимальными пределами, конкретным указанием физических, моральных либо материальных лишений, наступающих за совершение преступления, являются сдерживающим фактором, выполняют немаловажную роль в .предупреждении преступлений.

Твердо установленные законом минимум и максимум наказания служат гарантией соблюдения законности, они обязывают суд при всем различии обстоятельств совершения того или иного преступления назначать наказание в пределах, определенных законодателем и ясно обозначенных в статье Особенной части УК. Вместе с тем существующие в уголовном законодательстве сравнительно широкие рамки санкций создают правовую основу индивидуализации наказания, позволяя суду учитывать специфические обстоятельства преступления, социальные и психологические особенности личности виновного.

Возможности выбора наказания, соответствующего конкретному случаю, во многом зависят от построения санкции. Принятые в уголовном праве альтернативные и относительно определенные санкции дают необходимый простор в выборе справедливого наказания. Альтернативные санкции, включающие два и более видов наказания, позволяют выбирать не только размер, но и вид наказания.

При относительно определенных санкциях суд избирает размер наказания между его минимальным и максимальным пределами, обозначенными в законе. При этом превышение максимального предела санкции (ч. 2 ст. 60 УК) возможно лишь при назначении наказания по совокупности преступлений и при совокупности приговоров в соответствии со ст. 69 и 70 УК. Основания для назначения менее строгого наказания, чем предусмотрено соответствующей статьей Особенной части УК за совершенное преступление, определяются ст. 64 УК.

Большинство санкций статей Особенной части УК предусматривают альтернативные виды наказаний, отличающихся степенью строгости (лишение свободы, штраф, арест и т.д.), что является необходимой предпосылкой назначения справедливого и индивидуального наказания. Поэтому в ч. 1 ст. 60 УК включено специальное правило, заключающееся в том, что «более строгий вид наказания из числа предусмотренных за совершенное преступление назначается только в случае, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение целей наказания».

Санкции многих статей Особенной части УК РФ предусматривают дополнительные виды наказаний, причем, как правило, альтернативно к основному. Например, ч. 1 ст. 209 УК за создание банды устанавливает в санкции лишение свободы на срок от десяти до пятнадцати лет с конфискацией имущества или без таковой. Следовательно, суду предоставлено право решать — назначать или не назначать дополнительное наказание. Если суд приходит к выводу о необходимости его назначения, то он определяет размер с учетом установленных правил. Однако в некоторых статьях дополнительные наказания устанавливаются императивно к основному.

Например, ч. 2 ст. 290 УК за получение взятки предусматривает лишение свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. В этом случае суд обязан применить дополнительное наказание, определив вид и размер.

Такой регламентацией суду дается широкий простор в выборе минимальной меры и более строго ограничиваются его правомочия в назначении максимального по размеру наказания, что само по себе выступает одним из проявлений гуманизма уголовного законодательства.

3. Часть 1 ст. 60 УК требует от суда назначать наказание с учетом положений Общей части УК. В рамках этого общего начала необходимо учитывать следующие группы норм: устанавливающие общие положения и принципы уголовного наказания (ст. 43—59 УК); предусматривающие особенности назначения наказания за отдельные формы преступных деяний (ст. 31, 35 УК). Суд, определяя виновному меру наказания, должен учитывать задачи, стоящие перед уголовным законом, форму и вид вины. По смыслу ст. 25, 26, 27 УК умышленное совершение преступления, при прочих равных условиях, должно наказываться более строго, чем неосторожное. С учетом пониженной общественной опасности неосторожного деяния уголовное законодательство предусматривает разные виды исправительных колоний и порядок их определения в случаях осуждения за неосторожные и умышленные преступления.

Цели использования уголовного наказания

Применение уголовного наказания предусмотрено для нескольких целей (см. ч. 2 ст. 43 УК РФ):

  • социальная справедливость, ее достижение и восстановление, в процессе чего возмещается причиненный преступлением вред человеку, обществу, стране, заглаживается иным образом, назначается наказание, соразмерное опасности для общества совершенного деяния и личности виновных;
  • процесс исправления осужденных в виде реализации мер принуждения в такой мере, чтобы они утрачивали общественную опасность, осознавали нецелесообразность осуществленных преступлений, убедились в необходимости вести себя правомерно;
  • предупреждение новых деяний преступного характера, включая частную и общую превенцию.

Общая превенция наказания характеризуется созданием в сознании человека образа требуемого правомерного поведения, включая убежденность в недопущении совершения преступления. Ее сущность состоит, во-первых, в формировании в сознании граждан РФ и других лиц модели требуемого правопослушного поведения, а, во-вторых, в качестве примера использовать наказание для удержания указанных лиц от совершения преступления. Частную превенция наказания отличает применение уголовного наказания в виде принудительных мер к лицам, которые совершили преступление. Она осуществляется с целью исключения совершения нового преступления.

Замечание 2

Здесь назначение уголовного наказания не несет и не может нести в цивилизованном обществе цель причинить физические страдания или унизить человеческое достоинство.

Цели уголовного наказания имеют большое значение, которое выражается:

  • отражением государственной политики в сфере противостояния преступности;
  • обеспечение справедливого приговора.

Можно сказать, что указанные цели связаны между собой и взаимообусловлены, но, к сожалению, их не всегда можно достичь. От того, в какой мере они достигаются, в большей степени будет зависеть эффективность наказания. Эффективность уголовного наказания можно определить посредством реальности достижения его целей, включая число латентных и зарегистрированных преступлений, общественное мнение о состоянии преступности и правопорядке, уровень рецидивной преступности и др.

Понятие и суть уголовного наказания

Уголовный кодекс РФ дает определение наказания, понимая под ним меру государственного принуждения, назначаемую по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных УК РФ лишении или ограничении прав и свобод этого лица (ч. 1 ст. 43 УК РФ).

Наказание является прежде всего принуждением, поскольку его назначение и исполнение осуществляется вопреки воле осужденного. Оно назначается только судом, от имени Российской Федерации и выражает отрицательную оценку государства личности виновного и преступления, совершенного им.

От других мер государственного принуждения наказание отличается, в первую очередь, объемом и качеством ограничений прав и свобод лица, совершившего преступление, субъектом его применения — судом, а также тем, что влечет правовое последствие — судимость.

Таким образом, уголовное наказание:

1) мера государственного принуждения;

2) заключается в предусмотренных уголовным законом лишении или ограничении прав и свобод осужденного. Являясь мерой государственного принуждения, наказание обладает карательной сущностью. Это означает, что оно заключается в лишении или ограничении прав и свобод осужденного, т.е. способно принуждать его к законопослушному поведению. Например, лишение свободы влечет ущемление не только личной свободы осужденного, но также некоторых политических, трудовых, гражданских и иных прав. Наказание в виде штрафа связано с некоторым ущемлением имущественных прав осужденного;

3) применяется только к лицу, признанному виновным в совершении преступления, т.е. имеет строго личный характер: оно может быть назначено только лицу, которое судом признано виновным в совершении преступления. Его адресатом не могут выступать родители, другие родственники или законные представители виновного, а также организации, от имени или в интересах которых он действовал, или другие физические или юридические лица. Наказание не теряет своего личного характера и в том случае, когда штраф, назначенный несовершеннолетнему осужденному, может по решению суда взыскиваться с его родителей или иных законных представителей с их согласия (ч. 2 ст. 88 УК РФ);

4) назначается по приговору суда. Единственной процессуальной формой назначения наказания может быть только обвинительный приговор суда, в соответствии с которым лицо признается виновным в совершении определенного преступления. Ни постановлением судьи, ни определением суда, ни тем более решением иного органа власти не может назначаться уголовное наказание;

5) носит публичный характер, т.е. назначается лицу, виновному в совершении преступления, от имени государства и в интересах всего общества, а не в интересах отдельных лиц, органов или организаций.

Определение и признаки наказания. Отличие уголовного наказания от иных мер государственного принуждения

Уголовное наказание как самостоятельный институт впервые появился с разделением общества на классы, с образованием государства и права, с возникновением понятия преступления. В доклассовом обществе отдельные его члены совершали действия, противоречащие сложившимся нормам поведения, обычаям. Однако эти действия не являлись преступлениями, равно как и меры, которые они влекли за собой, не являлись наказанием. Характеристика определенных действий как преступных связана с правовой оценкой этих действий и применением за их совершение мер государственного принуждения. При этом понятие преступления и наказания, а также установление различных видов наказаний за совершение преступлений определяются конкретными историческими условиями, в которых развивается общество и государство.

Первым отечественным законодательным источником, в котором впервые упоминается термин «наказание», является Соборное Уложение 1649 г. Так, в частности, в главе XXII этого нормативного акта указывалось, «за какие вины кому чинити смертная казнь, и за какие вины смертию не казнити, а чинити наказание». До этого, например, в Псковской Судной грамоте, в Судебниках 1497 и 1550 гг. законодатель использовал термин «казнити».

Однако определение наказания в отечественном законодательстве впервые было дано только в Руководящих началах по уголовному праву РСФСР 1919 г. В соответствии со ст. 7 Руководящих начал, «наказание — это те меры принудительного воздействия, посредством которых власть обеспечивает данный порядок общественных отношений от нарушителей (преступников)». В дальнейшем, вплоть до принятия УК РФ 1996 г., определений наказания ни в одном отечественном источнике уголовного права законодатель не давал.

Так как в теории уголовного права учеными предлагались различные трактовки уголовного наказания, закрепление законодателем определения уголовного наказания в ч. 1 ст. 43 УК РФ имеет большое теоретическое значение. Законодательное определение позволяет также установить отличие уголовного наказания от иных мер государственного принуждения. Важным является такое определение и в практике работы следственных и судебных органов.

В соответствии с ч. 1 ст. 43 УК РФ, «наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренном настоящим Кодексом лишении или ограничении прав этого лица». Из данного определения можно выделить следующие признаки уголовного наказания:

1. Уголовное наказание — это мера государственного принуждения.

Применение наказания носит принудительный характер, обеспечивается силой государственной власти. Принудительный характер наказания означает, что оно назначается и исполняется вопреки воле осужденного лица. В случаях уклонения от назначенного судом наказания лицо может быть подвергнуто другим, более суровым мерам уголовно-правового воздействия.

2. Уголовное наказание применяется от имени государства и только по приговору суда.

В соответствии с ч. 1 ст. 118 Конституции РФ, только суд осуществляет правосудие в Российской Федерации. Это означает, что никакие иные государственные органы не имеют права реализовывать функцию судебной власти, в частности рассматривать и разрешать уголовные дела, назначать уголовное наказание.

Обвинительный приговор выносится от имени государства и является единственным правовым актом, в котором может быть назначено уголовное наказание за совершенное преступление.

3. Уголовное наказание применяется только к лицу, признанному виновным в совершении преступления.

Назначение наказания невозможно без вины. Если суд не установит вину конкретного лица в совершении преступления, то такое лицо не может быть подвергнуто уголовному наказанию. Уголовное наказание за невиновное причинение вреда не допускается.

4. Уголовное наказание заключается в лишении или ограничении прав или свобод лица, совершившего преступление.

Наказание может причинить моральные страдания, лишение свободы, ущемление имущественных прав и т.д.

При таком виде наказания, как лишение свободы, осужденный ограничивается в целом ряде личных прав, и, прежде всего, он лишается свободы, разрываются социальные связи. При применении штрафа осужденный лишается материальных благ, при лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью ограничивается в трудовых правах и т.д. При этом тяжесть назначенного наказания всегда зависит от характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности виновного и других обстоятельств.

5. Уголовное наказание носит личный характер.

Уголовному наказанию по российскому уголовному законодательству не подлежат юридические лица. Оно возможно только в отношении индивидов — физических лиц.

6. Уголовное наказание влечет особое правовое последствие — судимость.

Этот признак наказания не назван законодателем в ч. 1 ст. 43 УК РФ, однако он является характерным и отличительным свойством только уголовного наказания.

Рассмотренные признаки уголовного наказания позволяют отличить его от иных мер государственного принуждения.

Так, уголовное наказание имеет общие признаки с принудительным исполнением решения по гражданским делам, так как и то и другое выносятся судом от имени государства и осуществляются в принудительном порядке. Однако взыскание по гражданскому делу суд выносит не в связи с совершением преступления, а по поводу споров имущественного или личного неимущественного характер. Кроме того, такое взыскание не всегда носит личный характер (так как оно возможно и в отношении юридических лиц) и не влечет судимости.

Уголовное наказание отличается и от такой меры государственного принуждения, как административное наказание. Некоторые из административных наказаний весьма схожи с уголовными наказаниями (арест, исправительные работы, штраф). Но административные наказания возможны не за совершение преступлений, а за совершение административных правонарушений, они выносятся не от имени государства, а от имени государственных органов или должностных лиц, не всегда носят личный характер, не влекут судимости.

Уголовное наказание отличается и от мер дисциплинарного взыскания, которые налагаются в порядке служебного подчинения за нарушения обязанностей по службе. В отличие от уголовного наказания, дисциплинарное взыскание налагается не от имени государства, а от имени должностного лица или организации за совершение дисциплинарного проступка, не влечет судимости.

Уголовное наказание следует отличать и от таких мер государственного принуждения, как принудительные меры медицинского характера и принудительные меры воспитательного воздействия.

Принудительные меры медицинского характера могут быть назначены не приговором, а определением суда за совершение преступления, и только трём категориям лиц, указанных в ст. 97 УК РФ. Цели применения принудительных мер медицинского характера указаны в ст. 98 УК РФ: это излечение лиц или улучшение их психического состояния, а также предупреждение совершения ими новых преступлений. Такие меры не влекут судимости.

Принудительные меры воспитательного воздействия применяются в соответствии с определением суда к несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет за совершение преступлений небольшой или средней тяжести (ст. 90-91 УК РФ). От уголовного наказания они отличаются по целям применения и по видам. В отличие от уголовного наказания, они не влекут судимости.

Необходимо отметить, что следует различать такие понятия, как «уголовное наказание» и «уголовная ответственность». Уголовное наказание представляет собой реализацию уголовной ответственности по обвинительному приговору суда. Наказание является важнейшим этапом уголовной ответственности. С момента совершения преступления лицо подлежит привлечению к уголовной ответственности, но необязательно этому лицу может быть назначено наказание: в случаях и по основаниям, предусмотренным действующим законодательством, к нему могут быть применены принудительные меры медицинского характера или принудительные меры воспитательного воздействия, это лицо может быть освобождено от уголовной ответственности.

Законодатель также разграничивает эти понятия. Так, например, глава 11 УК РФ посвящена освобождению от уголовной ответственности, а глава 12 УК РФ — освобождению от уголовного наказания.

Цели уголовного наказания

Методами понуждения преследуется список задач.

Цели уголовного понуждения представлены ниже:

  1. Вменяемая санкция соответствует совершённому преступлению. Государство восстанавливает справедливость в социуме. Важно, чтобы метод пресечения равнялся вреду, нанесённому обществу противоправными действиями, соответствовать степени нанесённого вреда. Посредством применения этого класса правового воздействия государство восстанавливает справедливость относительно социума и конкретно потерпевшей стороны. Так реализуется принцип справедливости;
  2. Воздействие на осуждённого с целью его исправления. Посредством применения к осуждённому санкций, у него вырабатывается уважительное отношение к обществу, способность ценить чужое имущество, жизнь, уважительно относиться к общепринятым нормам морали и устоявшимся в социуме ценностям. С помощью обязательного воздействия на психосоциальные стороны подсудимого вносятся изменения в его восприятие мира и принятие моральных норм и принципов общества, закладывается понимание, что нарушение закона влечёт необратимые последствия, и что при повторном его нарушении применяются санкции, серьёзнее, чем вменяемые за конкретное преступление;
  3. Профилактика новых противоправных деяний. У кары показательный характер: она предупреждает тех, кто намеревается поступить юридически неправильно, и показывает, какими бывают последствия нарушения закона.

Понятие системы уголовного наказаний

Система карательных мер в уголовном праве – это закреплённый законодательно закрытый список типов уголовно-правого принуждения, сформированный в определённом порядке. В этом списке типы санкций расположены от самого лёгкого и до самого тяжкого по возрастанию тяжести меры пресечения.
Эта система используется судом с целью осуществления продуктивного воздействия на подсудимого. Учитывая опыт и судебные прецеденты, председательствующий назначает тот тип принуждения, который закреплён в списке допустимых санкций. Назначить кару выше той, что указана за конкретное преступление, суд не вправе, несмотря на то что ему государство делегировало свои полномочия в отправлении правосудия.

Законодатель соорудил систему так, чтобы соблюсти принципы:

  • равенства всех граждан перед законом;
  • справедливости;
  • законности;
  • вины;
  • гуманизма.

Цели наказания в российском праве

Цели наказания — это «конечные социальные результаты, достижение которых преследуется установлением наказаний в уголовном законе».

В современной российской правовой литературе на основе действующего УК РФ 1996 года выделяется три цели наказания:

  • Восстановление социальной справедливости. Социальная справедливость — это морально-правовая и социально-политическая категория, которая отражает «общественное представление о должном, соответствующее сущности и правам человека» [9] . Преступление нарушает социальную справедливость: оно ущемляет законные права граждан, причиняет им моральный, материальный или физический вред, вызывает у общества негодование, связанное с негативной оценкой действий преступника. Восстановление социальной справедливости, таким образом, подразумевает, во-первых, подкрепление негативной оценки преступника и преступления со стороны государства; во-вторых, ограничение прав и свобод преступника, соответствующее тяжести и характеру совершённого преступления; в-третьих, компенсацию материального и идеального ущерба, причинённого обществу и его институтам.
  • Исправление осуждённого. Согласно Уголовно-исполнительному кодексу РФ, исправление осуждённых подразумевает формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общества и стимулирование правопослушного поведения. Некоторыми учёными отмечается, что в уголовном праве исправление осуждённого трактуется более узко: чтобы осуждённый был признан исправившимся, достаточно, чтобы он не совершал новых преступлений, хотя бы причиной этого и был всего лишь страх перед наказанием [10] . Тем не менее, уголовное право предусматривает стимулы и для фактического исправления осуждённого: так, с таким исправлением связывается возможность сокращения срока наказания или замены его более мягким наказанием.
  • Предупреждение совершения новых преступлений — как самим наказанным лицом (специальная превенция), так и другими лицами (общая превенция). Общая превенция достигается за счёт создания у «неустойчивых» граждан, склонных совершать преступления, страха перед возможным применением наказания. Факторами, влияющими на эффективность общей превенции, являются неотвратимость наказания и его строгость. Кроме того, наказание выполняет функцию общей превенции только в условиях гласности и открытости судебного разбирательства. Специальная превенция связана как с исправлением преступника, так и с ограничением возможностей для совершения преступлений в ходе отбывания наказания.

Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений (ст. 43 ч. 2).

Восстановление социальной справедливости. С обще-социальных и философско-правовых позиций восстановление социальной справедливости применением наказания подразумевает ее обеспечение одновременно на нескольких уровнях:

  1. Уровень требования к справедливости наказания, предъявляемый к обществам с позиций господствующих в нем представлений о должном поведении и ожидаемых мерах, указывающих на адекватный ответ на отклоняющееся поведение. Население оценивает справедливость наказания, главным образом с позиции его общей соразмерности, общественной опасности содеянного, а также способности условного обеспечения возмещения причиненного вреда. Назначение наказания, отвечающего ожиданиям общественности, способствует повышению авторитета государства и воспитывает у людей уважение к закону.
  2. Уровень требований к наказанию со стороны государства, который находит отражение в санкциях, предусмотренных уголовным законом за конкретные преступления. Справедливой может быть признана такая санкция, которая не только соответствует тяжести описанного в законе преступного деяния, но и согласуется также с санкциями, предусмотренными за совершение других преступлений, тем самым суду предоставляются разумные возможности по индивидуализации наказания.
  3. Уровень требований к наказанию, подлежащего к учету со стороны суда. Оно должно соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного (ч. 1 ст. 6 УК РФ, ч. 1 и 3 ст. 60).
  4. Уровень учета интересов потерпевшего. В соответствии со ст. 52 Конституции, ст. 2 УК РФ, уголовный закон должен обеспечивать права и свободы человека и гражданина. Соответственно, наказание должно тем или иным образом удовлетворять мнение потерпевшего о содеянном. (Наказание не возмещает никакого материального ущерба).
  5. Уровень учета законных интересов осужденного. Он имеет право на справедливое наказание, а суд обязан назначить ему наказание соразмерное содеянному и личности виновного.

Исправление осужденного. Уголовный кодекс не содержит понятия исправления, оно содержится в уголовно-исполнительном кодексе. Исправление – это формирование у осужденного уважительного отношения к человеку, обществу, нормам, правилам, традициям человеческого общежития, к труду и стимулированию право-послушного поведения. Исправление может оцениваться на 2х уровнях:

  1. основной (внешний) – законопослушное поведение осужденного, независимо от его воззрений и взглядов;
  2. внутренний – положительное изменение мировоззрения осужденного.

Предупреждение совершения новых преступлений. Имеет 2 аспекта:

  1. Частное предупреждение (специальная, частная превенция). Принудительно-воспитательное воздействие наказания на самого осужденного с целью исключить совершение им новых преступлений. Средства такого предупреждения:
    1. устрашение;
    2. поставление осужденного в условия на период отбывания наказания, которые либо исключают, либо существенно затрудняют совершение преступления;
    3. изменение сознания осужденного путем его общего, политического, правового и т.д. воспитания с целью приспособить к социальной жизни и сделать безопасным для общества.
  2. Общее предупреждение (общая превенция).

Отличие уголовного наказания от других видов государственного принуждения.

Понятие и признаки уголовного наказания.

Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица (ч. 1 ст. 43 УК РФ).

Наказание – логическое следствие нарушения гражданином уголовно-правового запрета, порождающего конфликтное отношение и необходимость его разрешения обществом, государством.

Основными признаками наказания являются:

1. Это мера государственного принуждения, т.е. наказание является правовым последствием совершения преступления.

2. Применяется к лицу, признанным виновным в совершении преступления, т.е. за действия (бездействия) которые предусмотрены уголовным законом в качестве преступления.

3. Наказание носит личный характер и всегда направлено против совершителя преступления и ни в при каких обстоятельствах не может быть переложена на других лиц.

4. Наказание назначается по приговору суда и от имени государства.

5. Наказание влечет за собой особое правовое последствие — судимость, которая может быть погашена или снята в соответствии со ст. 86 УК РФ.

6. Наказание связано с лишением и ограничением прав и свобод лица, признанного виновным, лишает его определенных благ и причиняет ему моральные страдания.

7. Эти признаки отличают уголовное наказание от других мер государственного принуждения (административных, дисциплинарных и т.д.).

В части 2 ст. 43 УК РФ названы три цели наказания: восстановление социальной справедливости; исправление осужденного; предупреждение совершения новых преступлений.

Отличие уголовного наказания от других видов государственного принуждения.

1. По источнику права (принадлежности санкции к отрасли права). Это формальный критерий отграничения.

Наказание как мера государственного принуждения устанавливается уголовным законом, в России — УК РФ. Например, при назначении мер административной ответственности источниками права будут законы (федеральные конституционные и федеральные), в которых содержатся административно-правовые нормы; в том числе соответствующие кодексы (КоАП, Таможенный Кодекс и др.); постановления Федерального Собрания, содержащие административно-правовые нормы; нормативные акты Президента, Правительства, федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (например, инструкции и положения Министерства внутренних дел Российской Федерации, предусматривающие дисциплинарную ответственность для подчинённых сотрудников).

2. По основаниям ответственности. Это формально-материальный критерий отграничения.

Уголовные наказания назначаются за совершение деяния, содержащего состав преступления. Другие меры государственного принуждения назначаются за совершение деяний, содержащих составы соответственно административного, дисциплинарного, гражданско-правового правонарушения.

Меры административной ответственности применяются за совершение административных проступков. Административные проступки — это правонарушения, посягающие, главным образом, на порядок государственного управления (нарушение правил уличного движения, противопожарной безопасности, санитарных правил и др).

Меры дисциплинарной ответственности (дисциплинарные взыскания) применяются к лицам, совершившим дисциплинарный проступок т.е. противоправное нарушение трудовой, служебной или учебной дисциплины.

Гражданско-правовая ответственность наступает за нарушения гражданского законодательства, состоящие в неисполнении или ненадлежащем исполнении взятых обязательств, в причинении тем или иным субъектом того или иного имущественного вреда, в заключении противоправных сделок и т.д.

3. По процессуальной форме.

Наказание выносится только по приговору суда. Никакой другой орган не имеет право налагать уголовные наказания. В то время как проступки имеют другие процессуальные формы: решение суда, постановления государственных органов, приказы и распоряжения должностных лиц.

Понятие наказания. Отличие наказания от иных мер воздействия.

Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений (ст. 43 ч. 2).

Восстановление социальной справедливости. С обще-социальных и философско-правовых позиций восстановление социальной справедливости применением наказания подразумевает ее обеспечение одновременно на нескольких уровнях:

  1. Уровень требования к справедливости наказания, предъявляемый к обществам с позиций господствующих в нем представлений о должном поведении и ожидаемых мерах, указывающих на адекватный ответ на отклоняющееся поведение. Население оценивает справедливость наказания, главным образом с позиции его общей соразмерности, общественной опасности содеянного, а также способности условного обеспечения возмещения причиненного вреда. Назначение наказания, отвечающего ожиданиям общественности, способствует повышению авторитета государства и воспитывает у людей уважение к закону.
  2. Уровень требований к наказанию со стороны государства, который находит отражение в санкциях, предусмотренных уголовным законом за конкретные преступления. Справедливой может быть признана такая санкция, которая не только соответствует тяжести описанного в законе преступного деяния, но и согласуется также с санкциями, предусмотренными за совершение других преступлений, тем самым суду предоставляются разумные возможности по индивидуализации наказания.
  3. Уровень требований к наказанию, подлежащего к учету со стороны суда. Оно должно соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного (ч. 1 ст. 6 УК РФ, ч. 1 и 3 ст. 60).
  4. Уровень учета интересов потерпевшего. В соответствии со ст. 52 Конституции, ст. 2 УК РФ, уголовный закон должен обеспечивать права и свободы человека и гражданина. Соответственно, наказание должно тем или иным образом удовлетворять мнение потерпевшего о содеянном. (Наказание не возмещает никакого материального ущерба).
  5. Уровень учета законных интересов осужденного. Он имеет право на справедливое наказание, а суд обязан назначить ему наказание соразмерное содеянному и личности виновного.

Исправление осужденного. Уголовный кодекс не содержит понятия исправления, оно содержится в уголовно-исполнительном кодексе. Исправление – это формирование у осужденного уважительного отношения к человеку, обществу, нормам, правилам, традициям человеческого общежития, к труду и стимулированию право-послушного поведения. Исправление может оцениваться на 2х уровнях:

  1. основной (внешний) – законопослушное поведение осужденного, независимо от его воззрений и взглядов;
  2. внутренний – положительное изменение мировоззрения осужденного.

Предупреждение совершения новых преступлений. Имеет 2 аспекта:

  1. Частное предупреждение (специальная, частная превенция). Принудительно-воспитательное воздействие наказания на самого осужденного с целью исключить совершение им новых преступлений. Средства такого предупреждения:
    1. устрашение;
    2. поставление осужденного в условия на период отбывания наказания, которые либо исключают, либо существенно затрудняют совершение преступления;
    3. изменение сознания осужденного путем его общего, политического, правового и т.д. воспитания с целью приспособить к социальной жизни и сделать безопасным для общества.
  2. Общее предупреждение (общая превенция).

Чтобы детальнее разбираться в понятии наказания и его юридической природе, необходимо разграничивать уголовное воздействие и другие способы государственного воздействия. Несмотря на то, что цели у них схожи, различия существенные.

Отличается санкция от других методов государственного принуждения по следующим характеристикам:

  1. Правовой источник. Уголовное принуждение описывается только Уголовным законом. Ни один другой закон не прописывает формы и применение карательных мероприятий к гражданину, которого председательствующий признал виновным.
  2. Уголовное взыскание нацелено только на лицо, совершившее преступление. Государственное принуждение применяется к лицу, совершившему правонарушение. Эти два, на первый взгляд похожих понятия, совершенно различны по своей правовой природе.
  3. Назначается председательствующим, в отличие от других видов принуждения. Другие виды репрессалий назначаются органами муниципалитетов или уполномоченными на то лицами государственных органов.
  4. Отличия по типу и размеру ограничения. Кара в представлении уголовного права являет собой серьёзные ограничения прав и свобод для гражданина, совершившего преступление. Иные репрессалии отличаются не столь значимыми запрещениями и лишениями.
  5. Правовое последствие в виде судимости. Административное или гражданское правонарушение таких последствий не несёт.

Указанные характеристики дают понимание, что взыскание – это не предупредительная мера, а серьёзные последствия совершения преступления. Избежать этих последствий после вынесения обвинительного приговора судом невозможно.

Существуют меры воздействия общества, которые применяются от лица организации. От иных мер они отличаются юридической природой и их применение не делегировано государством. В настоящем законодательстве общественные методы не рассматриваются как вид взыскания для лиц, виновных в противоправных деяниях.

Нельзя путать формы принуждения медицинского характера и карательные мероприятия. Принуждение, носящее медицинский характер, относится к иным видам принуждения государства и назначается председательствующим на неопределённый срок в то время, как при вынесении приговора обязательно указывается срок и размер санкции.

Цели применения уголовного наказания и его эффективность

Ну и последней на сегодня классификацией у нас будут базовые условия выкупа. Надо понимать, что долговые обязательства привязываются к ставкам Центробанка. Если процент низкий, то активы становятся выгодными. Естественно, применимо это вообще ко всем рыночным облигациям. И вот тут надо понимать одну простую вещь. По сути, рискуют все:

  1. Эмитенты.
  2. Держатели облигаций.

Поэтому, предполагается механизм, при помощи которого действие обязательства (долгового) может быть прервано досрочно. Этот механизм выгоден всем. По сути, он позволяет выстраивать более гибкие отношения между всеми участниками сделки. Поскольку участникам сделки обычно такие условия выгодны, то появляется дополнительная возможность. И на базе этого механизма появилась отдельная классификация облигаций. А именно:

  1. Конвертируемые бумаги.
  2. Отзывные бумаги.

Конвертируемые бумаги позволяют текущему держателю превратить определенное количество облигаций в акции компании-эмитента. Фактически, это система реинвестирования. Что до отзывных бумаг, то они открывают возможности уже для эмитента. Ведь он может выкупить свои ценные бумаги (долговые) раньше положенного срока. Более того, если это происходит, держатель получает еще и дополнительный доход в виде премиальной суммы.

Вот тут надо разобраться основательно. Потому что в одних ситуациях доход по купонам действительно подходит под налоговую базу. А в других ситуациях ничего платить не придется. Начнем от обратного. На основании 217 статьи Налогового Кодекса РФ, вам не придется платить налоги за:

  1. Ценные бумаги союзного государства.
  2. Ценные бумаги отдельных регионов РФ.
  3. Проценты по ОФЗ.

Кроме того, не придется платить за доход через купоны, которые в связке с корпоративными облигациями. Правда тут еще важно понимать критерий эмиссии. Дело в том, что правил применяется только к тем облигациями, которые были выпущены до 1.01.2017.

Если срок упущен, то устанавливается налоговая база. В этом случае примеряется так называемый «налог» на превышение ставки. Проблема в том, что он равен доле в 35 процентов. Едва ли кто-то в восторге от такой щедрости государства.

Надо еще и учитывать правила применения такого налога. Предположим, что вы приобрели какой-нибудь пакет облигаций с доходом (по купонам) в 10 процентов. И приобрели вы эту облигацию за 50 единиц. Получается, что на данный момент доходность составляет 20 процентов. Вот за это налог не удерживается.

Однако, если вы приобрели какую-нибудь долговую бумагу за 200, с доходностью 16 процентов, при том что по факту доходность вдвое меньше, то с вас уже будут удерживать налог. Вот такая хитрая система, и во-многом, достаточно странная.

1. Наказание в теории уголовного права рассматривается как реализация уголовной ответственности, т.е. реализация обязанности претерпеть страдания и лишения за совершенное преступление. С учетом этого ч. 1 ст. 43 УК устанавливает, что наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных УК лишении или ограничении его прав и свобод.

1. Регламентации деятельности судов по правильному назначению наказания в уголовном праве уделено большое внимание. Уголовное право с учетом опыта законодательной деятельности российского государства и зарубежных стран пришло к системе общих начал назначения наказания, обозначенных в ст. 60—74 УК РФ. Тем самым создана важнейшая правовая предпосылка обеспечения законности и справедливости при применении мер данного вида государственного принуждения.

Статья 60 устанавливает: «Лицу, признанному виновным в совершении преступления, назначается справедливое наказание в пределах, предусмотренных соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса, и с учетом положений Общей части настоящего Кодекса…» Из анализа этой нормы видно, что закон требует от судов реализовать в конкретизированном виде положения ч. 1 ст. 6 УК РФ: «Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного». Справедливость наказания требует прежде всего, чтобы оно не было неоправданно мягким. Чрезмерно мягкое наказание порождает чувство безнаказанности как у самого виновного, так и у других лиц.

В то же время максимальный размер этого наказания должен быть предрешен пределами содеянного, его опасностью. Необоснованно завышенное наказание порождает чувство обиды, неверие в справедливость закона и объективность суда. Только справедливое наказание может способствовать достижению целей социальной справедливости, исправления осужденного и предупреждения новых преступлений. Следовательно, эффективность назначенного наказания и, соответственно, достижение его целей зависят прежде всего от того, насколько правильно, индивидуально оно назначено. А это возможно лишь в том случае, если суды неукоснительно руководствуются установленными принципами уголовного права и оценивают совершенное деяние в соответствии с общими началами, сформулированными в законе.

Общее начало — это четко обозначенное в законе правило определения меры наказания, отвечающей объективным и субъективным признакам преступления.

Уголовный закон предусматривает следующие общие начала:

а) соблюдение пределов санкции, установленной статьей Особенной части УК; б) учет положений Общей части УК; в) учет характера и степени общественной опасности совершенного преступления; г) учет личности виновного; д) учет обстоятельств дела, смягчающих и отягчающих наказание; е) влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи (ст. 60 УК).

2. Первым важнейшим правилом определения конкретному лицу конкретной меры наказания закон называет соблюдение пределов санкции. Сложившийся в уголовном праве России порядок законодательного закрепления границ наказуемости преступного деяния оказывает направляющее влияние на практику борьбы с преступностью. Санкции с ясно очерченными минимальными и максимальными пределами, конкретным указанием физических, моральных либо материальных лишений, наступающих за совершение преступления, являются сдерживающим фактором, выполняют немаловажную роль в .предупреждении преступлений.

Твердо установленные законом минимум и максимум наказания служат гарантией соблюдения законности, они обязывают суд при всем различии обстоятельств совершения того или иного преступления назначать наказание в пределах, определенных законодателем и ясно обозначенных в статье Особенной части УК. Вместе с тем существующие в уголовном законодательстве сравнительно широкие рамки санкций создают правовую основу индивидуализации наказания, позволяя суду учитывать специфические обстоятельства преступления, социальные и психологические особенности личности виновного.

Возможности выбора наказания, соответствующего конкретному случаю, во многом зависят от построения санкции. Принятые в уголовном праве альтернативные и относительно определенные санкции дают необходимый простор в выборе справедливого наказания. Альтернативные санкции, включающие два и более видов наказания, позволяют выбирать не только размер, но и вид наказания.

При относительно определенных санкциях суд избирает размер наказания между его минимальным и максимальным пределами, обозначенными в законе. При этом превышение максимального предела санкции (ч. 2 ст. 60 УК) возможно лишь при назначении наказания по совокупности преступлений и при совокупности приговоров в соответствии со ст. 69 и 70 УК. Основания для назначения менее строгого наказания, чем предусмотрено соответствующей статьей Особенной части УК за совершенное преступление, определяются ст. 64 УК.

1. Смягчающими обстоятельствами в смысле ст. 61 УК являются выходящие за пределы состава преступления объективные и субъективные признаки деяния, личности виновного, которые снижают степень общественной опасности преступного события либо лица, его совершившего.

2. Пункт «а» ч. 1 ст. 61 УК признает в качестве смягчающего обстоятельства совершение впервые преступления небольшой тяжести вследствие случайного стечения обстоятельств.

Суду, применяющему это положение закона, необходимо установить три условия в совокупности:

  • во-первых, преступление должно быть совершено впервые, виновный ранее не совершал преступления либо совершал, но судимость снята или погашена;
  • во-вторых, вследствие стечения случайных обстоятельств, что является вопросом факта (попал под влияние более взрослых, сильных правонарушителей и т.д.);
  • в-третьих, преступление должно быть небольшой тяжести, т.е. наказание за его совершение по закону не превышает двух лет лишения свободы (ч. 2 ст. 15 УК).

Наказание снижается и в случае совершения преступления несовершеннолетним (п. «б» ч. 1 ст. 61 УК). При решении вопроса о наказании несовершеннолетних суду необходимо помнить о том, что каждое решение правоохранительных органов должно быть направлено на предупреждение правонарушений со стороны подростков, на недопущение рецидива. Изоляция несовершеннолетнего от положительно влияющего коллектива (учебного или трудового), родителей и помещение его в среду правонарушителей могут способствовать укреплению антиобщественной установки у виновного и совершению повторных преступлений. Возможна и прямо противоположная ситуация, когда оставление на свободе несовершеннолетнего лица, виновного в совершении общественно опасного деяния, влечет совершение им новых преступлений. Следовательно, чтобы назначаемое наказание достигло целей исправления осужденного, недопущения рецидива, суду необходимо решить: назначить наказание с лишением свободы или без него, направить осужденного в воспитательную колонию или применить условное осуждение.

Пункт «в» ч. 1 ст. 61 УК признает смягчающим обстоятельством состояние беременности. Снижение наказания в этом случае обусловливается тем, что беременность влечет за собой значительные психофизиологические изменения, повышает эмоциональную возбудимость и т.п., что ослабляет контроль за поведением, поступками женщины. Кроме того, смягчение наказания беременной свидетельствует о том, что общество проявляет заботу о материнстве, физической и психической полноценности потомства. Непомерно строгое уголовное наказание может повлечь неблагоприятные последствия и для ребенка.

Забота государства о детях, их воспитании в семье проявилась и в том, что п. «г» ч. 1 ст. 61 УК в качестве смягчающего наказание обстоятельства называет наличие малолетних детей у виновного. В законе употреблено понятие во множественном числе, однако наличие и одного малолетнего ребенка должно быть учтено как смягчающее обстоятельство.

Смягчающим обстоятельством при назначении наказания является также совершение преступления вследствие стечения тяжелых личных, семейных обстоятельств либо по мотиву сострадания (п. «д» ч. 1 ст. 61 УК). Если они складываются не по вине лица, совершившего преступление, то могут существенно повлиять на его поведение и должны быть учтены судом. В качестве названных обстоятельств могут выступать, например, потеря кормильца, смерть близких, серьезное заболевание самого виновного или членов его семьи, сложившееся тяжелое материальное положение, различные конфликтные ситуации и др. Эти обстоятельства учитываются в том случае, если именно их наличие и обусловило совершение преступления. Например, утратившее работу лицо, не имея средств к существованию, совершает преступление против собственности, чтобы обеспечить продуктами питания себя и нетрудоспособных членов семьи.

Мотив сострадания обусловливает, как правило, совершение преступлений против личности (например, убийство безнадежно больного, испытывающего мучения лица).

Смягчающим обстоятельством признается и совершение преступления под влиянием физического или психического принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости (п. «е» ч. 1 ст. 61 УК). По смыслу этой нормы степень общественной опасности деяния снижается, поскольку свобода волеизъявления виновного значительно ограничивается. Правда, он не лишается возможности действовать по собственному выбору, однако условия его правомерного поведения значительно сужаются, что и определяет смягчающее значение этого обстоятельства. Если же воля лица подавляется целиком, то оно не подлежит уголовной ответственности.

1. Закон содержит строго ограниченный перечень обстоятельств, отягчающих наказание. Под отягчающими обстоятельствами понимаются выходящие за пределы состава преступления объективные и субъективные признаки деяния и личности виновного, которые повышают степень их общественной опасности.

2. Пункт «а» ч. 1 ст. 63 УК называет таким обстоятельством неоднократность преступлений, рецидив преступлений. Одной из основных причин рецидива зачастую является то, что в первый раз виновному было назначено недостаточно эффективное наказание, не достигшее целей исправления и предупреждения совершения новых преступлений. Поэтому целесообразно выяснить, почему подсудимый вновь встал на путь совершения преступлений: неправильно назначено наказание, исполнение наказания оказалось неэффективным или не было оказано достаточно внимания осужденному со стороны органов внутренних дел после освобождения в решении вопросов трудового и бытового устройства.

Иногда в нарушение ст. 63 УК отягчающим обстоятельством признается погашенная или снятая судимость либо ранее совершенное преступление, по которому истекли сроки давности.

Закон обязывает суд учитывать при назначении наказания причинение преступлением тяжких последствий (п. «б» ч. 1 ст. 63 УК). Наступление последствий в объеме, предусмотренном диспозицией, учтено в законе при установлении санкции. Такие тяжкие последствия не могут быть признаны отягчающими обстоятельствами в смысле ст. 63 УК. Если же наступают последствия, по объему выходящие за пределы состава преступления, то их причинение считается отягчающим обстоятельством.

Так, К, совершил покушение на убийство женщины в присутствии ее 11-летнего сына, что повлекло психическое заболевание последнего. Суд обоснованно учел заболевание сына в качестве отягчающего обстоятельства.

Одним из отягчающих обстоятельств является совершение преступления в составе группы лиц, группы лиц по предварительному сговору, организованной группы или преступного сообщества (преступной организации) — п. «в» ч. 1 ст. 63 УК.

Общественная опасность групповых посягательств гораздо более высокая (не говоря уже о деятельности организованных групп и преступных сообществ), поскольку процесс совершения преступления в данном случае облегчается тем, что участвующие в нем лица содействуют друг другу, объединяют усилия для тщательной подготовки к преступлению, достижения преступного результата и сокрытия следов преступления. Как правило, эти объединения создаются для совершения ряда преступных посягательств. Выявление преступных групп, их разобщение и применение к участникам необходимых мер государственного принуждения — важная проблема в деятельности по предупреждению преступности.

С учетом повышенной опасности совместных форм преступного поведения в УК введено еще одно обстоятельство, отягчающее наказание — особо активная роль в совершении преступления (п. «г» ч. 1 ст. 63 УК). Закон делает акцент на особую активность, которая характерна, как правило, для деятельности организатора, руководителя совершения преступления, а также конкретных исполнителей, иногда подстрекателей.

Преступление признается совершенным при отягчающих обстоятельствах, если к его совершению привлечены лица, страдающие тяжелыми психическими расстройствами либо находящиеся в состоянии опьянения, малолетние лица, не достигшие возраста, с которого наступает уголовная ответственность (п. «д» ч. 1 ст. 63 УК). Факт заболевания или опьянения должен быть заведомо известен виновному. Привлечение к совершению преступления лица, страдающего тяжелым психическим заболеванием, исключающим вменяемость, а равно лица, не достигшего возраста, с которого наступает уголовная ответственность, образует так называемое опосредованное исполнение. Деяние виновного, привлекшего таких лиц к совершению преступления, должно быть квалифицировано как его исполнение. При назначении наказания сам факт привлечения суд учитывает как обстоятельство, отягчающее наказание.

Привлечение к совершению преступления лиц, заболевание которых не исключает вменяемости, а равно находящихся в состоянии опьянения, на квалификацию деяния виновного не влияет, но учитывается при назначении наказания в качестве обстоятельства, его отягчающего. Это объясняется тем, что виновный в данном случае использует при совершении преступления лиц, которые не в состоянии в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими.

Привлечение к преступлению подростков (лиц, не достигших возраста наступления уголовной ответственности) оказывает негативное влияние на процесс формирования их личности и не может не отягчать наказания.

Совершение преступления по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды, из мести за правомерные действия других лиц, а равно с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение также признается обстоятельством, отягчающим наказание (п. «е» ч. 1 ст. 63 УК).

1. Статья 64 УК в соответствии с провозглашением принципа справедливости и гуманизма предусматривает возможность назначить наказание ниже низшего предела санкции или назначить более мягкий вид наказания, чем предусмотрен статьей, или не применять дополнительный вид наказания, предусмотренный в качестве обязательного. Это право у суда появляется при установлении особых обстоятельств, связанных с личностью конкретного виновного, его общественно опасной деятельностью, посткриминальным поведением. Следовательно, при общем правиле соблюдения санкций норм Особенной части УК суд может назначить более мягкое наказание, чем предусмотрено за данное преступление, при наличии исключительных обстоятельств.

Действующее законодательство обстоятельно регламентирует основания и правила назначения более мягкого наказания, связывая исключительность обстоятельств с целями и мотивами преступления, ролью виновного, его поведением во время или после совершения преступления и другими обстоятельствами, существенно уменьшающими степень общественной опасности преступления, а равно активным способствованием участника группового преступления его раскрытию. Следовательно, наряду с обстоятельствами, связанными с событием преступления и личностью виновного, закон акцентирует внимание на особенности посткриминального поведения лиц, совершивших преступление в группе. Интересы борьбы с организованными формами преступного поведения обусловили включение этого важного дополнения в редакцию ст. 64 УК РФ.

Изучение судебной практики показывает сравнительно высокий процент назначения более мягкого наказания, чем предусмотрено за преступление, — почти по каждому двенадцатому приговору. Такой крен практики может привести к тому, что вместо исключительных случаев назначение наказания ниже установленного предела превратится в своего рода правило, что вряд ли отвечает духу и букве закона. В случае необоснованного применения этой нормы у виновного складывается убеждение в безнаказанности, поэтому он вновь может встать на путь совершения преступления. Таким образом утрачивается основное назначение нормы — оказывать эффективное исправительно-предупредительное воздействие. Нежелание вновь переживать тяготы и лишения, содержащиеся в наказании, существенным образом влияет на альтернативу поведения лица, отбывающего наказание. Несоответствие практики ст. 64 УК выражается, главным образом, в следующем: не указывается, в чем исключительность обстоятельств, обосновывающих необходимость снижения наказания; не выделяются исключительные обстоятельства, характеризующие деяние и личность виновного; в качестве исключительных признаются обстоятельства, фактически не носящие такого характера.

Так, в ряде случаев «исключительными обстоятельствами» признаются: несовершеннолетие, отсутствие судимости и др. К. и С., угрожая ножом, дважды изнасиловали несовершеннолетнюю М. Суд признал возможным назначить наказание ниже низшего предела в связи с тем, что подсудимые молоды по возрасту и не имеют судимости. Такие обстоятельства вряд ли позволяли применить наказание ниже низшего предела. Двукратное изнасилование несовершеннолетней с применением оружия свидетельствовало, скорее, о повышенной общественной опасности деяния и личности виновных.

По закону для применения этой нормы требуются исключительные обстоятельства, относящиеся как к преступному деянию, так и к личности виновного. Они представляют собой такое сочетание обстоятельств, которое свидетельствует о значительно меньшей степени опасности данного деяния в сравнении с другими случаями совершения преступлений этого вида. Названные обстоятельства могут относиться к обстановке совершения преступления, степени осуществления преступного намерения, характера и степени участия в преступлении, совершенном в соучастии. Одновременно необходимо иметь в виду личностные черты виновного, не связанные с совершенным преступлением, которые, однако, не могут не оказывать существенного влияния на общественный и моральный облик виновного: производственная характеристика, состояние здоровья, количество лиц, находящихся на его иждивении, и т.п. При этом оценка обстоятельств дела и оценка личности виновного должны быть неразрывно связаны.

Закон не содержит перечня исключительных обстоятельств, так как их установление доступно лишь суду с учетом индивидуальных особенностей дела. Поэтому очень важна мотивировка применения данной нормы. В приговоре следует отражать, какие именно обстоятельства (или обстоятельство), установленные по делу, признаются исключительными, на основании которых в сочетании с данными о личности виновного возможно применить ст. 64 УК РФ.

Следует иметь в виду, что суд может не только назначить наказание ниже низшего предела, но и перейти к любому другому более мягкому виду наказания, предусмотренному уголовным законодательством. Градация отдельных видов наказания по их сравнительной тяжести содержится в ст. 44 УК РФ. При наличии указанных обстоятельств суд вправе не применить дополнительный вид наказания, предусмотренный в качестве обязательного.

Написать комментарий

      • она наступает только за те действия, которые имеют действительно общественно опасный характер, то есть, такие, которые по своему характеру и последствиям могут причинить существенный вред фундаментальным ценностям общества: жизни граждан, миру и безопасности человечества;
      • имеет более тяжкий характер, в отличие от иных форм юридической ответственности и проявляется в виде определенных лишений личного и имущественного характера;
      • будучи составным элементом уголовно-правовых отношений, определяет их смысл;
      • ее наступление возможно только в том случае, если деяния настолько общественно опасны, что попали под запрет уголовного закона под угрозой наказания;
      • для того, чтобы уголовная ответственность была реализована, должна быть доказана виновность лица в преступлении: т.е. доказанное в установленном законом процессуальным порядке наличие преступления и факт его совершения данным лицом [3].

      Отличие по временным рамкам и основаниям применения

      Для большего понимания, в чём заключается разница, приведём пример.

      Петров С.А. украл в магазине набор отверток, а значит, совершил кражу, и когда он с краденым набором вышел из магазина, уже наступила ответственность. Однако еще не произошло его привлечение к ней.

      Во время следствия было установлено, что кражу из магазина совершил Петров С.А. Были собраны доказательства. Материалы переданы в суд. Согласно приговору суда, вина Петрова С.А. была доказана и вынесен обвинительный приговор.

      Момент приобретения имущества является началом наказания.

      Разница, между этими уголовно-правовыми факторами заключается в моменте их наступления: ответственность наступает, когда только что совершено неправомерное деяние, а наказание тогда, когда совершение противоправного поступка доказано в судебном процессе и признано путем вынесения приговора.

      Комментарий к Ст. 43 Уголовного кодекса

      1. Наказание — это мера государственного принуждения, которая является одной из форм реализации уголовной ответственности. С помощью наказания государство принуждает лицо, совершившее преступление, к законопослушному поведению, соблюдению уголовно-правовых запретов.

      2. Под целями наказания в уголовном праве понимаются конечные социальные результаты, достижение которых преследуется установлением наказаний в уголовном законе.

      3. Социальная справедливость характеризуется четырьмя аспектами, выражающими интересы: а) осужденного; б) потерпевшего; в) общества и г) государства. Справедливость означает соразмерность между преступлением, которое человек совершил, и наказанием, которое он за это понес. Согласно принципу справедливости суд должен назначить такое наказание, которое соответствует характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного (ч. 1 ст. 6 УК). При этом цель восстановления социальной справедливости и принцип справедливости нетождественны. Между ними такая же разница, как между конечным результатом, т.е. целью, к которой стремится законодатель, и средствами, т.е. основными правилами, с помощью которых эта цель может быть достигнута.

      4. Исправление осужденного согласно ст. 9 УИК РФ — это формирование уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения (социальное исправление). В уголовном праве подтверждением достижения этой цели является несовершение лицом новых преступлений после хотя бы раз отбытого наказания либо освобождения по каким-либо основаниям от его отбывания (юридическое исправление).

      5. Цель предупреждения совершения новых преступлений заключается в удержании лиц от совершения преступлений путем угрозы наказанием либо его реальным применением. Предупреждение нарушений уголовно-правовых запретов возможно как со стороны лиц, уже совершивших преступление, так и со стороны иных лиц. В связи с этим в теории уголовного права предупреждение преступлений подразделяется на частное (частную превенцию) и общее (общую превенцию).

      Государственная система создана для организации жизни общества. Одной из ее элементов является законодательство, в том числе уголовное. Нарушение такового требует мер реагирования со стороны системы. Последние прописаны в законе – Уголовном кодексе Российской Федерации. В том числе в его тексте приводится определение наказания. Содержится оно в 43-й статье УК.

      Наказанием признана мера воздействия на человека, нарушившего норму Уголовного кодекса. Таковое поведение считается на законодательном уровне преступным. То есть кара – это следствие действия, описанного в одной из статей УК. Акту назначения того или иного вида ответственности предшествует судебное разбирательство. Наказать в рамках криминального процесса разрешено только виновного человека. Последний факт определяется вердиктом суда.

      Система наказаний в УК РФ

      Статья 44 УК РФ содержит исчерпывающий перечень видов наказаний, построенный по определенной системе и по определенным принципам. Включенные в этот перечень виды наказаний располагаются от менее тяжкого к наиболее тяжкому. В таком же порядке наказания располагаются и в санкциях статей Особенной части УК РФ. Это обязывает суд начинать рассмотрение вопроса о мере наказания осужденному с самой мягкой. Данный принцип соответствует общим началам назначения наказания, содержащимся в ст. 60 УК РФ, согласно которому наиболее строгий вид наказания назначается исключительно в тех случаях, когда менее строгий вид наказания не может обеспечить достижение целей наказания, и тем самым ориентирует суды при выборе вида и размера наказания, предусмотренного за соответствующее преступление.

      При назначении наказания по конкретному уголовному делу суд не может руководствоваться ст. 44 УК РФ непосредственно, а обязан выбрать наказание только из числа тех, которые названы в санкции статьи Особенной части УК РФ, по которой подсудимый признан виновным.

      Уголовное наказание — штраф

      Такой вид уголовного наказания, как штраф (ст. 46 УК РФ), представляет собой денежное взыскание, которое может быть назначено судом в пределах, предусмотренных статьями УК РФ. Сущность данного наказания состоит в ущемлении имущественных интересов лица, совершившего преступление. Размер штрафа определяется двумя способами:

      • в виде фиксированной денежной суммы – от 5000 рублей до 5 000 000 руб., точная сумма штрафа определяется судом в зависимости от степени тяжести совершенного преступления и имущественным положением осужденного;
      • в виде заработной платы или другого дохода осужденного за период от 2-х недель до 5-ти лет.

      Более подробно о наказании в виде штрафа Вы можете прочитать в статье «Штраф, как уголовное наказание».


      Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *