- Гражданское право

Камеральная и выездная налоговая проверка: основные отличия

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Камеральная и выездная налоговая проверка: основные отличия». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Если налогоплательщик не согласен с результатами камеральной проверки, он вправе их оспорить. Для этого необходимо составить возражение в письменной форме и направить его по адресу ИФНС, составившей акт.

Оформление результатов камеральной налоговой проверки

Если нарушения не выявлены, камеральная проверка автоматически завершается. Никаких сообщений об отсутствии нарушений и окончании проверки налогоплательщик не получает.

Если выявлены нарушения, то:

  • в течение 10 рабочих дней с момента завершения камеральной проверки составляется акт камеральной проверки в соответствии со ст.100 НК РФ;
  • акт не позднее 5 рабочих дней с даты составления вручается налогоплательщику;
  • налогоплательщик в течение 1 месяца вправе подать возражения на акт камеральной проверки;
  • в течение 10 рабочих дней после окончания срока представления возражений руководитель налогового органа обязан рассмотреть материалы проверки, возражения налогоплательщика, и вынести решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Как проводится камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка проводится по тому периоду и по тому налогу, который указан в сданной декларации. Налоговая инспекция не может выносить решение о доначислении налога, начислении пеней или наложения штрафа в отношении налога или периода, которые не отражены в проверяемой декларации.

Данные из полученной декларации вносятся в автоматизированную информационную систему налоговых органов (АИС Налог), после чего проводится сверка контрольных показателей. Проверяется также, не нарушен ли срок сдачи декларации, нет ли противоречий, ошибок или несоответствий данных или оснований для истребования подтверждающих документов. Если все в порядке, то камеральная налоговая проверка на этом и заканчивается.

Если же вопросы у налоговых органов к вам возникнут, то они должны письменно потребовать представить необходимые пояснения или внести исправления в декларацию. Дать ответ на требование надо в течение пяти рабочих дней. Таким ответом может быть подача уточненной налоговой декларации (если вы согласны с замечаниями налоговиков) или аргументированное письменное пояснение своей позиции.

Здесь надо учесть, что если проверяющие не согласятся с вашими доводами, то может быть составлен акт камеральной налоговой проверки о взыскании недоимки, начислении пени и привлечении к ответственности в виде штрафа. В течение одного месяца со дня получения акта налогоплательщик может подать возражения на нее, которое должно быть рассмотрено в течение 10 рабочих дней.

По результатам рассмотрения данных проверки и возражения на акт руководитель налоговой инспекции должен вынести решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности. О времени и месте рассмотрения материалов камеральной проверки налоговики обязаны сообщить налогоплательщику для возможности участвовать в процессе лично или через своего представителя.

Не устраивающее вас решение по результатам камералки может быть обжаловано и дальше – в вышестоящий налоговый орган и в суд.

Комментарий к Статье 88 НК РФ

Камеральная проверка проводится должностным лицом налоговой инспекции в соответствии со своими служебными обязанностями. Специального решения руководителя налоговой инспекции для проведения камеральной проверки не требуется. Срок такой проверки составляет три месяца, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и документов, которые в соответствии с Налоговым кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.

Правила п. 3 комментируемой статьи применяются, если в ходе проведения камеральной проверки уполномоченное должностное лицо налогового органа выявило:

— ошибки в заполнении представленных в налоговый орган документов. Ошибки могут быть самыми разнообразными: это и чисто арифметические (счетные) ошибки, это и неправильное заполнение форм документов (например, налоговой декларации), это и неверное указание дат в документах, и т.д.;

— противоречия в упомянутых документах.

В этом случае налоговики сообщают об указанных ошибках и неточностях налогоплательщику. В течение пяти дней он обязан представить необходимые пояснения, а также в установленный срок внести соответствующие исправления. Раньше сроков не было, а если налогоплательщику не была предоставлена возможность внести исправления в налоговую декларацию, то это влекло в дальнейшем недействительность всех результатов проверки. Например, Постановление ФАС Поволжского округа от 30 сентября 2003 г. N А57-1246/03-7.

Согласно п. 4 ст. 88 НК РФ налогоплательщик, в декларации которого нашли ошибку или выявили противоречия между сведениями, вправе дополнительно представить в налоговую инспекцию выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию. Заметьте — это право, а не обязанность.

А проверяющие должны рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если представители фирмы или предприниматель не могут внятно пояснить причины ошибок или несоответствий либо налоговики установят факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, то составляется Акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 НК РФ.

Обратите внимание: до 2007 г. по результатам камеральных проверок акт составлять не предписывалось. И налоговики часто, проведя камеральную проверку и выявив (по их мнению) налоговые правонарушения, не сообщали ничего налогоплательщику, а сразу, не заслушав его пояснений или возражений, выносили решение о доначислении налогов и пеней, а также о привлечении к налоговой ответственности. Акт проверки при этом либо вообще не составлялся, либо составлялся, но налогоплательщику о нем ничего не сообщалось. Арбитражные суды также не имели единой точки зрения на эту проблему. Некоторые из них считали несоставление акта камеральной проверки и непривлечение налогоплательщика к рассмотрению материалов проверки нарушением со стороны налогового органа, в других — судьи нередко напрямую говорили: «процессуальные нарушения нас не интересуют, будем рассматривать дело по существу». Как и прежде, все зависело от территориальной подведомственности суда, как и в других случаях, ФАС Северо-Западного округа поддерживал налогоплательщика. Примеры: Постановления от 14 января 2002 г. по делу N А56-23931/01, от 5 июня 2001 г. по делу N А26-500/01-02-04/41. А, скажем, ФАС Московского округа — горой стоял за налоговиков (см., например, Постановление от 28 января 2004 г. по делу N КА-А40/11472-03). Теперь все противоречия устранены. В ст. 88 НК РФ четко сказано, что в случае, если в результате камеральной проверки выявлены налоговые правонарушения, составляется Акт проверки.

Согласно п. 6 указанной статьи Кодекса при проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе также истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на соответствующие налоговые льготы.

Проводя камеральную проверку, налоговая инспекция не вправе требовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получать объяснения, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, если иное не предусмотрено настоящей статьей или представление таких документов вместе с налоговой декларацией не предусмотрено Налоговым кодексом РФ.

Как видите, в п. 7 ст. 88 НК РФ, регулирующей порядок проведения налоговых проверок, прямо предусмотрен запрет налоговиков требовать дополнительные сведения. Однако в ст. 93 НК РФ, которая посвящена истребованию документов при проверках, по-прежнему предусмотрено право налоговиков запрашивать любые документы. И здесь не уточняется, во время каких проверок — выездных или камеральных. Да и в тексте ст. 88 НК РФ непонятно, могут ли проверяющие требовать дополнительные документы, если в отчетности ошибок не найдено.

Отдельно в Налоговом кодексе теперь уточняется, что могут требовать фискалы при подаче налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога. Так, п. 8 ст. 88 НК РФ предписывает, что камеральная налоговая проверка проводится на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с Налоговым кодексом. То есть тех, что предусмотрены ст. 165 НК РФ.

Кроме того, инспекторы могут потребовать у налогоплательщика документы, которые подтверждают в соответствии со ст. 172 НК РФ право на вычет НДС. Что же это за документы? Прежде всего это счета-фактуры. А также документы, которые подтверждают факт уплаты НДС в тех случаях, когда такое условие предусмотрено Кодексом. Это условие действует, когда:

— речь идет о ввозе товаров на таможенную территорию РФ;

— покупатель выступает налоговым агентом;

— товар возвращают продавцу (в том числе в течение действия гарантийного срока);

— имеет место отказ от купленных товаров или выполненных работ;

— возвращают оплату, частичную оплату в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) в случае изменения условий либо расторжения соответствующего договора;

— в расчетах за приобретенные товары (работы, услуги) используют собственное имущество (в том числе векселя третьего лица);

— выполняют строительно-монтажные работы для собственного потребления;

— речь идет об уплате сумм налога по командировкам и представительским расходам, а также правопреемником реорганизованной организации.

Если проводится камеральная проверка декларации по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, налоговики вправе дополнительно запросить у налогоплательщиков иные документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов.

А п. 10 ст. 88 НК РФ предусматривает, что указанная статья распространяется также на плательщиков сборов, налоговых агентов.

Подведем некоторые итоги. Максимальный срок камеральной проверки — три месяца с момента подачи декларации, и специального решения для ее проведения не требуется. Теперь в Кодексе установлен закрытый перечень документов, которые могут запросить налоговики в рамках «камералки». Если в результате ревизии обнаружены факты налоговых правонарушений, составляется Акт.

Сроки проведения камеральных налоговых проверок

Общий срок проведения камеральной налоговой проверки составляет 3 месяца.

По ряду налоговых деклараций устанавливается сокращенный срок проведения камеральных проверок. В частности, в отношении декларации по НДС такой срок составляет 2 месяца с момента подачи декларации. Данный срок, если ИФНС выявит в декларации какие-либо несоответствия и ошибки, может быть продлен до 3 месяцев (абз. 5 п. 2 ст. 88 НК РФ). Если же речь идет о налоговой декларации по НДС, которую представляет иностранная организация, поставленная на учет в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ, срок камеральной проверки увеличивается до 6 месяцев.

Срок, отводимый на проведение проверки, отсчитывается со дня представления в ИФНС налоговой декларации/расчета (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Представление дополнительных документов

Помимо пояснений, при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе потребовать у организации и ИП предоставить и дополнительные документы, подтверждающие обоснованность отраженных в налоговой отчетности сведений. В частности, документы могут быть затребованы в случаях:

  • в налоговой декларации заявлены налоговые льготы (представляются документы, подтверждающие право на данные льготы);
  • представление уточненной налоговой декларации, в которой уменьшается сумма налога, уплачиваемого в бюджет (представляются документы, подтверждающие данные уточненной декларации);
  • в налоговой декларации заявляется налоговый вычет по НДС (представляются документы, подтверждающие такой вычет);
  • при несоответствии сведений, содержащихся в декларации, сведениям, заявленным в отчете об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости (представляются счета-фактуры и первичные документы, относящиеся к прослеживаемым товарам).

Порядок проведения камеральной налоговой проверки

В случае выявления ошибок и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

В случае если налогоплательщик представляет в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, он так же вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).

Налоговый инспектор, который проводит камеральную проверку, в свою очередь обязан рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы.

Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном НК РФ.

Если налоговый орган не выявляет в представленной налогоплательщиком налоговой декларации (расчете) ошибок или не соответствий, то акт проверки не оформляется, т.е. налогоплательщик даже не узнает, что в отношении поданной им декларации (расчете) проводилась камеральная проверка.

В случае если в налоговой декларации налогоплательщик заявил какие-либо льготы или предъявил НДС к возмещению из бюджета, то налоговый орган проводит углубленную камеральную проверку и имеет право истребовать в установленном порядке документы, подтверждающие право налогоплательщиков на налоговые льготы .

Оформление результатов проверки

После окончания камеральной проверки составляется акт с указанием установленных нарушений и суммами доначисленных налогов. В течение 5 рабочих дней акт проверки вручается налогоплательщику.

В течение месяца налогоплательщик вправе предоставить разногласия на акт камеральной проверки.

В течение 10 рабочих дней после истечения срока для предоставления разногласий руководителем инспекции выносится решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Если налогоплательщик не согласен с данным решением, он вправе направить апелляционную жалобу в вышестоящий налоговый орган. Данная жалоба рассматривается в пределах месяца с момента подачи. Срок рассмотрения может быть продлен, о чем налогоплательщику высылается уведомление.

Если налогоплательщик не согласен с решением вышестоящего налогового органа, он вправе обратиться в суд.

Если при проведении камеральной проверки нарушения не выявляются, она автоматически закрывается, налогоплательщик об этом не извещается, документы по проверке ему не вручаются.

Кого коснется проверка, которой посвящена статья 88 НК РФ?

Кому же грозит камеральный налоговый аудит? Если основанием для выездной проверки может стать то, что компания попала под пристальное внимание налоговиков из-за подозрительных схем работы, например, то для камерального аудита не нужны никакие особые основания – она проводится в отношении абсолютно всех компаний, чья деятельность подлежит декларированию:

  • налогоплательщики по налогам, которые они должны уплачивать;
  • лица, представляющие единую упрощенную декларацию;
  • лица, не обязанные платить НДС, если они выставят счет-фактуру с НДС;
  • налоговые агенты;
  • лица, уплачивающие НДС при работе в рамках Таможенного союза.

Что грозит компании, если она не подала декларацию: размеры санкций

Сразу стоит понимать, что нарушением является не только факт ее непредставления, но и несоблюдение сроков и правильность заполнения. Какие компанию ждут последствия?

  • Санкция представляет собой пятипроцентный штраф от обозначенной в декларации суммы налога. Причем этот штраф придется заплатить за каждый месяц со дня просрочки. Однако больше 30% от указанной суммы налога потребовать оплатить не могут. Плюс – руководитель компании заплатит штраф по административной статье.
  • После 10-дневной просрочки подачи декларации все финансовые операции в отношении компании прекращаются. Это решение после направления документа в налоговую оперативно отменяется.
  • Камеральная проверка может быть проведена без декларации. В этом случае налоговые органы будут основываться на уже имеющихся у них данных. Проверка, конечно, после подачи документов прекратится, и начнется новая – уже на основе поданного документа. Но если проверка завершится до того, как компания подаст декларацию, выявленные нарушения станут обязательными к исполнению налогоплательщиком, даже если в новой декларации этих недочетов и оснований для предъявления санкций нет.

Другие статьи раздела

Что делать, если сотрудник налогового органа обнаружил недочеты в декларации, ошибки в расчетах, либо документы, представленные компанией и те, что имеют в базе налоговой, расходятся?

  • Сразу обвинить в нарушении закона предпринимателя никто не может. Преступлением это не считается. Однако налоговый сотрудник обяжет предпринимателя пояснить ситуацию и внести исправления. Срок на это дается весьма короткий – пять дней.
  • Ровно столько же налоговая выделит бизнесмену на представление пояснений в случае, если он претендует на уменьшение размера налога, подав соответствующую уточненную налоговую декларацию.
  • Что можно представить в качестве пояснений? Любые документы, подтверждающие правильность представленных документов. Это могут быть выписки из регистров, бухгалтерские отчеты и другие.

Проводящий проверку налоговый орган обязан принять эти документы, рассмотреть их и по итогам вынести решение – имеет ли место быть факт правонарушения или преступления. Это решение должно быть отражено в соответствующем акте. В соответствии со статьей 100 Налогового кодекса Российской Федерации эта работа должна быть проведена в течение 10 дней.

Итак, если сотрудник налоговой выявил какие-либо недочеты в представленных документах, он не может сразу выписать предпринимателю штраф. Для начала он должен истребовать у него пояснения. Если предприниматель их не предоставит в установленный срок могут ли применить к нему санкции?

  • В налоговом законодательстве статьи, которая бы устанавливала за это штраф, нет. Применить санкции могут только в случае, если требуются конкретные виды документов. Пояснение не относится к ним.
  • Административная ответственность к руководителю компании также в этом случае не может быть применена – для этого просто нет оснований. Оштрафовать могут только за игнорирование требования явиться в инспекцию.

Какой вывод?

Оштрафовать-то предпринимателя не оштрафуют, но вот дополнительные подозрения игнорирование этого требования у налоговых сотрудников точно вызовет. Так что отреагировать на просьбу о пояснениях все же стоит. Даже в том случае, если весомых аргументов в свою пользу у предпринимателя не имеется. Если имеет место быть налоговое нарушение, его выявят в любом случае.

Но если бизнесмен будет «сотрудничать» с налоговым инспектором, у него есть шанс получить минимальное наказание.

Итак, подытожим: срок проверки четко ограничен – три месяца. Причем продлен он быть не может – это не регламентируется Налоговым кодексом Российской Федерации. Об этом свидетельствует и судебная практика. Если налоговый орган попытается затянуть проверку, бизнесмен может смело ссылаться на закон и оспаривать это решений контролирующего органа. При необходимости можно даже подать в суд – он будет на стороне предпринимателя.

Стоит знать и том, что проводить камеральную проверку на основе любых других документов, кроме декларации, налоговая не может. Например, неправомерно проведение проверки по справке 2-НДФЛ, поскольку она попросту не содержит необходимой информации (такие попытки встречались в судебной практике и были истолкованы в пользу предпринимателя).

О чем еще стоит помнить?

Статья 88 НК РФ не запрещает налогоплательщику самостоятельно представлять в налоговый орган до окончания камеральной налоговой проверки документы, которые подтверждают указанные в налоговой декларации сведения. А вот сотрудник налоговой не может запрашивать документы или любые сведения о компании.

Тем не менее ряд исключений здесь все же есть:

  1. Если подается налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость, в которой руководитель организации просит возместить налог, сотрудник контролирующего органа имеет все основания для того, чтобы запросить у предпринимателя данные, которые бы подтвердили законность его требований.
  2. Если проверяется налоговая декларация по НДС или НДФЛ участника инвестиционного контракта, налоговый сотрудник может запросить данные у предпринимателя о периоде его участия в этом контракте и о том, какая на его долю приходилась прибыль.
  3. Если с даты подачи налоговой декларации прошло два года и предприниматель подает «уточненку», чтобы пересчитать размер налога в свою пользу, налоговый сотрудник также может запросит все аналитические документы – как первичные, так и за нынешний период.
  4. Если проверка проводится по налоговой декларации по акцизам и бизнесмен заявляет о своих правах на налоговые вычеты в связи с тем, что покупатель вернул ему товар, налоговый сотрудник также истребует у него подтверждающие документы.
  5. В случае с инвесторами, которые реализуют проект в субъекте и пользуются налоговыми льготами, контролирующий орган может запросить документы о том, соответствуют ли показатели реализуемого инвестпроекта общим к ним требованиям.

Можно ли отменить вынесенное по итогам камеральной проверки решение, если, например, налоговая затянула срок ее проведения?

Ответ для бизнесменов неутешительный: если просрочка не очень длительная, то скорее всего все вынесенные решения вступят в силу и будут обязательными к исполнению. А значительную просрочку налоговые сотрудники просто не допустят.

Суды этот тезис подтверждают, однако по факту в юридической практике все же встречаются случаи, когда при длительном продлении срока проверки бизнесмен отстаивал свою право на отмену вынесенных решений.

Встречались случаи, когда сроки камеральной проверки затягивались даже на два с половиной года, что, естественно, признавалось судом как существенное налоговое нарушение. Однако даже месячное продление срока также судами истолковывалось как нарушение со стороны налоговых сотрудников.

Тем не менее предприниматель должен четко осознавать: если налоговый сотрудник докажет, что проверка затянулась по вине самого бизнесмена (например, если он не представил необходимые документы, и инспектору пришлось искать пути выхода из этой ситуации, собирая нужные данные из других источников), в этом случае суд будет на стороне контролирующего органа. И превышение срока в 90 дней, выделяемого для проведения проверки, не будет являться налоговым нарушением, а значит, все вынесенные решения придется исполнять.

Может ли быть проведена повторная камеральная проверка: узнаем о своих правах

Такого понятия в принципе нет в Налоговом кодексе. Повторный мониторинг может быть осуществлен только в том случае, если предприниматель по своей инициативе и в целях своей выгоды подал уточненную налоговую декларацию.

Других законных оснований для проведения повторной проверки попросту нет. Это подтверждается, в частности, примерами из судебной практики.

Но при этом предприниматель должен понимать, что даже если сведения в первичной и уточненной налоговую декларации совпадают, налоговик все равно может провести проверку – просто опираясь на тот факт, что уточненная налоговая декларация была подана.

О правилах подачи уточненной налоговой декларации стоит также сказать отдельно.

  • Сроки ее представления законом не регламентированы. Ее можно подать даже после того, как срок подачи налоговой деклараций истек – это не будет являться налоговым нарушением.
  • Однако стоит понимать, что подача уточненной налоговой декларации не означает, что первичную налоговую декларацию можно просрочить. Ответственность за несвоевременное ее представление предусмотрена, и штрафа предпринимателю подача уточненной налоговой декларации избежать не поможет.
  • Санкция будет рассчитываться исходя из суммы налога, обозначенной в уточненной налоговой декларации либо по результатам камеральной проверки – опять же по уточненной налоговой декларации.
  • Если в ходе проведения проверки налоговый орган обнаруживает допущенные в налоговой декларации ошибки, он обязан уведомить об этом руководителя организации, чтобы тот внес правки в декларацию. Рассмотрены эти правки должны быть в рамках периода проведения проверки.
  • При подаче уточненной налоговой декларации проверка по «первичке» прекращается. Это общее правило. Однако и оно имеет исключение. Оно касается налога на добавленную стоимость. Налоговик может учесть возмещенный НДС по первоначальной декларации.

Что предпринять компании, если в выданном по итогам проверки акте обнаруживаются ошибки?

Все зависит от того, влияют ли они на деятельность компании.

  • Если эти ошибки не приведут ни к каким санкциям, можно оставить все, как есть, чтобы не тратить свое время на дополнительные разбирательства.
  • Если же выявленные недочеты могут повлиять на вынесенное решение по итогам проверки, стоит подать жалобу в налоговую. У контролирующего органа будет 30 дней на ее рассмотрение.
  • Если ответ налоговой по жалобе не устроит предпринимателя, он может смело обращаться в суд за обжалованием этого решения.

Как подбиваются итоги проверки и обязательно ли составление акта?

Если инспектор не обнаруживает никаких ошибок в налоговой декларации, составления акта не требуется. Законом такой нормы, как обязательная регистрация акта, не установлена. Если же выявлены недочеты в исчислении налогов или какие-либо другие расхождения, акт явится констатацией факта их обнаружения, а значит, обязательным условием.

Что должно быть отражено в этом документе и в какие сроки он должен быть составлен?

  1. В нем должны быть четко указаны сроки проведения проверки (как было сказано выше, они не могут превышать трех месяцев). То есть если проверка, условно говоря, началась 19 июля, то закончиться она должна максимум 19 октября.
  2. В акте должны быть указаны только четкие факты о выявленных нарушениях, основанные на налоговом законодательстве.
  3. Оформлен акт может быть в срок, не превышающий 10 дней. Предпринимателю стоит это четко проконтролировать. Если проверка завершилась 19 октября, то до 29-го числа документ должен быть предоставлен.
  4. Составляется документ в 2 экземплярах. Один остается у налоговика, другой передается руководителю компании. Причем оба акта должны быть подписаны и той, и другой стороной. Кроме того, предприниматель должен быть ознакомлен с документом, что должно быть засвидетельствовано его подписью.

Составленный акт проверки должен иметь четкую структуру, регламентированную соответствующим законом. Как правило, он состоит из введения, основного и итогового блоков и приложений.

  • Во введении указывается, какая компания проверялась, ее реквизиты, данные инспектора (какой отдел он представляет, фамилия и инициалы, должность), а также то, какой конкретно налог проверяется.
  • Далее описывается суть выявленных налоговых нарушений (например, при проведении проверки по налогу на прибыль выявлено, что в состав расходов компании были включены расходы на горючее, которое директор использовал для своего личного автомобиля).
  • Следующий пункт – выводы и предложения инспектора (в указанном выше примере, например, скорее всего будет доначислен налог на прибыль, начислена пеня).
  • Также в качестве приложений должны быть указаны подтверждающие налоговое нарушение документы.

Налоговик обязан ознакомить с актом проверки предпринимателя в течение пяти рабочих дней. Отказываться от получения акта не имеет смысла – его все равно направят почтой.

Факт ознакомления должен быть засвидетельствован подписью предпринимателя. Однако стоит понимать, что эта подпись не означает, что он согласен с выводами инспектора. Акт проверки может быть оспорен руководителем компании. Сделать это нужно, не откладывая. Оформив возражения нужно в письменном виде.

Почему это важно?

  • Устные возражения не могут быть приняты налоговой к рассмотрению;
  • Документ будет являться подтверждением, если придется обращаться в суд.
  • Доводы должны быть максимально продуманными и убедительными – от этого на 100% зависит, будут ли возражения восприняты с нужной предпринимателю позиции.

Возражения на акт проверки: стоит ли игра свеч

Есть еще один важный момент: предпринимателю стоит подумать, стоит ли возражать налоговой. Естественно, если речь идет о существенных суммах санкций и предприниматель уверен в своей правоте, сомнений быть не может.

А вот если аргументы не слишком весомы, а налоговое нарушение – не слишком затратное, то, возможно, стоит выполнить указанные в акте требования. Иначе, это может привести к дополнительному налоговому контролю, и в этот раз по понятным причинам налоговик будет настроен более решительно, что может привести только к дополнительным и более серьезным санкциям в отношении компании. Судебная практика, кстати, подтверждает этот тезис.

Точно не стоит направлять возражение, если обнаружены только формальные нарушения (недочеты в оформлении акта, небольшое нарушение сроков проверки). Доводы могут пригодиться в суде, если придется обжаловать результаты проверки. Эти «мелочи» могут сыграть на руку компании. Если же уведомить налоговика о них заранее, он просто оперативно их устранит и лишит, таким образом, компанию аргументов.

Если все-таки принято решение направить возражения, оформить их будет максимально просто. Никакой спецформы законом для этого не предусмотрено, тест может быть написан в произвольной форме.

  1. Естественно, в нем указывается, на чье имя направляется возражение (как правило, это руководитель региональной налоговой испекции);
  2. От чьего имени возражение (должность, название и реквизиты компании).
  3. По итогам какой именно проверки направляются возражения (номер и дата выдачи акта);
  4. Далее излагается суть (здесь стоит обязательно указать имя проверяющего) и аргументы, подтверждающие, по мнению предпринимателя, нарушение его прав (документы в знак подтверждения нужно не только указать, но и приложить их копии).
  5. Подпись, дата.

Как налоговая выбирает, кого проверять

Классическая камеральная проверка — это процедура, которую проходит каждый налогоплательщик, подающий декларацию или иную отчетность.

Более подробная камеральная проверка будет в случаях, когда требуется возмещение НДС, имеются расхождения в данных или обнаружены пробелы в начислении налогов.

Главными причинами для организации выездных проверок являются:

  • Предприятие имеет наиболее низкую налоговую нагрузку, чем аналогичные компании;
  • Регулярные убытки организации, т.к. любой бизнес создается в целях получения прибыли;
  • Большой налоговый вычет;
  • Доходы и расходы индивидуального предпринимателя равны;
  • Низкая заработная плата сотрудников предприятия, на основании средней в этой сфере;
  • Многократная смена местонахождения плательщика налогов;
  • Регулярное сотрудничество с перекупщиками при отсутствии весомых экономических причин.

Сроки проведения камеральной проверки

Срок проведения камеральной проверки — три месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) (п. 2 ст. 88 НК РФ). Закон не устанавливает, что по истечении данного срока налоговый орган не вправе начинать камеральную проверку. В законе нет и положения, устанавливающего, что камеральная проверка должна быть завершена в установленный срок.

В п. 9 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17 марта 2003 г. N 71 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации» установлено, что проведение камеральной налоговой проверки за пределами срока, предусмотренного ст. 88 НК РФ, не может повлечь отказ в удовлетворении требования налогового органа о взыскании налога и пеней, предъявленного с соблюдением срока, предусмотренного п. 2 ст. 48 НК РФ.

Применяя указанную норму, следует исходить из того, что установленный ею срок не является пресекательным и его истечение не препятствует выявлению фактов неуплаты налога и принятию мер по его принудительному взысканию. В то же время пропуск налоговым органом срока проведения камеральной проверки не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней (п. 2 ст. 48 НК РФ).

Таким образом, нарушение сроков камеральной проверки также не поставит под сомнение законность и обоснованность решения о привлечении к налоговой ответственности, принятого по результатам камеральной проверки.

Часто случается, что проверяющие просят большое количество документов, и налогоплательщик не может представить их в обозначенные в требовании сроки. Документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней со дня получения соответствующего требования. Поэтому налогоплательщик может продлить срок представления документов по согласованию с налоговым органом. Для этого ему необходимо в течение одного рабочего дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомить инспекцию о том, что он не может представить все документы в установленный срок, и объяснить причины, указать срок, когда документы будут представлены.

Не установлено, на какой срок организация может сместить момент представления документов. Данный вопрос решается индивидуально в зависимости от ситуации, в частности от количества документов, наличия штата сотрудников. Если налогоплательщик в принципе не направлял уведомлений о невозможности представления документов, оснований для его освобождения от ответственности не имеется.

8.1. При выявлении противоречий между сведениями об операциях, содержащимися в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, либо при выявлении несоответствия сведений об операциях, содержащихся в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, представленной налогоплательщиком, сведениям об указанных операциях, содержащимся в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, представленной в налоговый орган другим налогоплательщиком (иным лицом, на которое в соответствии с главой 21 настоящего Кодекса возложена обязанность по представлению налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость), или в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, представленном в налоговый орган лицом, на которое в соответствии с главой 21 настоящего Кодекса возложена соответствующая обязанность, в случае, если такие противоречия, несоответствия свидетельствуют о занижении суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюджетную систему Российской Федерации, либо о завышении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, налоговый орган также вправе истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к указанным операциям.

Рекомендуем прочесть: Документы необходимые при продаже квартиры в 2021 году

3) представление уточненной налоговой декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему Российской Федерации, или увеличена сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом);

Порядок проведения «камералки»

Камеральную проверку можно условно разделить на два этапа: автоматизированный контроль и углубленная проверка. Автоматизированный контроль отчетности происходит фактически без участия налоговиков. После того, как данные из декларации (расчета) загружены в информационную систему инспекции, компьютер сам проверяет правильность заполнения строк отчетности и сверяет контрольные соотношения.

Также сведения из деклараций «прогоняются» по специальным базам данных — так называемым автоматическим системам контроля (АСК). Самая известная из них — АСК НДС-2, с помощью которой проводится «перекрестная» проверка данных всех деклараций по НДС и выявляются «разрывы» в цепочках формирования добавленной стоимости. То есть обнаруживаются ситуации, когда налог к вычету принимается, а на следующем этапе в бюджет не перечисляется.

ВНИМАНИЕ. Риск доначислений при камеральной проверке по НДС можно снизить, если заранее сверить с контрагентами полученные и выставленные счета-фактуры.

Проведите автоматическую сверку счетов‑фактур с контрагентами Подключиться к сервису

Если по результатам автоматизированного контроля в отчетности обнаружены ошибки, расхождения или несоответствия, то это является поводом для углубленной проверки. Также расширенная проверка осуществляется в том случае, если в декларации заявлены льготы или сумма НДС к возмещению. Кроме того, обязательной углубленной ревизии подвергается отчетность по налогам, связанным с использованием природных ресурсов (п. 3, 6, 8 и 9 ст. 88 НК РФ).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *