- Гражданское право

Глава 6. ОХРАНА ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Глава 6. ОХРАНА ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Порядок установления прибрежной защитной полосы регулируется Постановлением Правительства РФ от 10.01.2009 N 17 «Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов».

Комментарии к ст. 65 ВК РФ

Вокруг водоохранных зон в последние годы возникло немало дискуссий, обусловленных их интенсивным освоением и повышенной рекреационной и материальной ценностью, а также неведением и незнанием природоохранного, природоресурсного (земельного, водного, лесного) и гражданского законодательства Российской Федерации.

В водоохранных зонах не исключаются земле-, водо- и иное природопользование, оно лишь ограничивается в целях, указанных в первой части комментируемой статьи (о береговой линии и береговой полосе см. часть шестую ст. 6 Кодекса; о среде обитания — Законы о животном мире и о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов) .

———————————

См.: Заславская Л.А., Панкратов И.Ф., Улитин А.А. и др. Комментарий к Закону о животном мире // Законодательство и экономика. 1996. N 1, 2; Комментарий к Федеральному закону «О животном мире» / Под ред. С.А. Боголюбова. М.: Юстицинформ, 2003; Кичигин Н.В., Пономарев М.В., Сиваков Д.О. О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов: Постатейный комментарий к Федеральному закону. М.: Юстицинформ, 2006.

Предоставление земельных участков в водоохранных зонах и контроль над их использованием имеют свои особенности. Земельные участки в водоохранных зонах водных объектов предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном российским земельным законодательством по согласованию с уполномоченным Правительством РФ государственным органом исполнительной власти.

Государственный контроль над соблюдением режима использования и охраны природных ресурсов и иной хозяйственной деятельности граждан и юридических лиц в водоохранной зоне осуществляется органами исполнительной власти субъектов Федерации, уполномоченным Правительством РФ государственным органом управления использованием и охраной водного фонда, уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды, государственным органом управления использованием и охраной земель, уполномоченным государственным органом управления лесным хозяйством в пределах их полномочий.

Водоохранные зоны являются одним из видов экологических зон, создаваемых для предупреждения вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности. В лесах водоохранных зон и прибрежных защитных полос запрещаются сплошные рубки, в них разрешается проведение выборочных рубок и других лесохозяйственных мероприятий, обеспечивающих охрану водных объектов (ст. 63 ВК РФ).

Проблемы установления и охраны водоохранных зон и прибрежных защитных полос в поселениях, обострившиеся в последнее время, решаются с учетом ливневой канализации и наличия набережных в городах и иных поселениях (см. комментарий к п. 8 ст. 14 Закона о введении в действие Водного кодекса РФ).

В регионах, где раньше проводилась работа по выделению водоохранных зон, новые собственники земель, как правило, были уведомлены о наличии таких зон и о необходимости соблюдения в них водоохранного режима. Однако работа по выделению этих зон на местности порой не выполнялась (кроме того, границы фермерских владений не всегда отбиты в натуре). Не всегда они отмечались и на земельных планах.

Нормы Водного, Земельного кодексов РФ и иного федерального законодательства нацелены на то, чтобы свести указанные промахи к минимуму. Для этого устанавливается порядок, согласно которому само выделение земель в водоохранных зонах поставлено под контроль уполномоченных государственных органов. Это касается не только сельскохозяйственных земель и земель, передаваемых в частную собственность, но и любых земель, если в их составе имеются водоохранные зоны.

Передача земли в частную собственность или иную форму владения не лишает государство права устанавливать ограничения в ее использовании в интересах охраны природы, памятников культуры, с целью соблюдения прав и законных интересов третьих лиц, а также в экстремальных ситуациях (см. ст. ст. 13, 22, 41 и др. ВК РФ).

В комментируемый Федеральный закон перенесены нормы из соответствующего Постановления Правительства РФ 1996 г. о водоохранных зонах. При этом ширина водоохранных зон, как объясняется, уменьшена с учетом практики правоприменения и потребностей охраны водных объектов в условиях научно-технического прогресса и перехода к рыночным отношениям.

В части тринадцатой комментируемой статьи устанавливается постоянная ширина прибрежной защитной полосы с дополнительными ограничениями хозяйственной и иной деятельности. Обеспечение режимов водоохранных зон и прибрежных защитных полос имеет актуальное значение в условиях сокращения рекреационных возможностей населения, приватизации ценных, особенно расположенных вдоль водоемов, земель и массовых нарушений земельного, водного и иного законодательства, допущенных в последние 15 лет. Только в Московской области прокуратурой предъявлены в суды десятки исков о незаконном использовании земель вокруг водоемов и нарушении режимов водоохранных зон и защитных прибрежных полос. Иски удовлетворены, и исполнением судебных решений занимается служба судебных приставов. Повышенная защита водоохранных зон присуща большинству мегаполисов мира.

Установленный в Кодексе режим использования и охраны территорий водоохранных зон и прибрежных защитных полос является более мягким, чем предусмотренный в Постановлении Правительства РФ 1996 г.

При землеустройстве в соответствии со статьей 68 ЗК РФ определяются границы ограниченных в использовании частей объектов землеустройства; варианты использования земель с учетом целевого назначения, разрешенного использования земель и расположенных на них объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур .

———————————

См.: Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о проведении территориального землеустройства» // СЗ РФ. 2002. N 23. Ст. 2193; Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации / Под ред. С.А. Боголюбова. М.: Проспект, 2007.

Проводимое в ходе землеустройства межевание объекта землеустройства включает в себя установку границ объекта на местности и их согласование; закрепление на местности местоположения границ объекта землеустройства межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения .

———————————

См.: Федеральный закон от 18 июня 2001 г. «О землеустройстве»; Комментарий к Федеральному закону «О государственном земельном кадастре» / Под ред. Е.А. Галиновской. М.: Юстицинформ, 2006.

Статья 65. Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы

1. Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

2. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

3. За пределами территорий городов и других населенных пунктов ширина водоохранной зоны рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и ширина их прибрежной защитной полосы устанавливаются от местоположения соответствующей береговой линии (границы водного объекта), а ширина водоохранной зоны морей и ширина их прибрежной защитной полосы — от линии максимального прилива. При наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос этих водных объектов совпадают с парапетами набережных, ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной.

4. Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:

  • 1) до десяти километров — в размере пятидесяти метров;
  • 2) от десяти до пятидесяти километров — в размере ста метров;
  • 3) от пятидесяти километров и более — в размере двухсот метров.

5. Для реки, ручья протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров.

6. Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере пятидесяти метров. Ширина водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока.

7. Границы водоохранной зоны озера Байкал устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ «Об охране озера Байкал».

8. Ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров.

9. Водоохранные зоны магистральных или межхозяйственных каналов совпадают по ширине с полосами отводов таких каналов.

10. Водоохранные зоны рек, их частей, помещенных в закрытые коллекторы, не устанавливаются.

11. Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса.

12. Для расположенных в границах болот проточных и сточных озер и соответствующих водотоков ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в размере пятидесяти метров.

13. Ширина прибрежной защитной полосы реки, озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель.

14. На территориях населенных пунктов при наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами набережных. Ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной. При отсутствии набережной ширина водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы измеряется от местоположения береговой линии (границы водного объекта).

15. В границах водоохранных зон запрещаются:

  • 1) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;
  • 2) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;
  • 3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами;
  • 4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;
  • 5) размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, судостроительных и судоремонтных организаций, инфраструктуры внутренних водных путей при условии соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;
  • 6) размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов;
  • 7) сброс сточных, в том числе дренажных, вод;
  • 8) разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 «О недрах»).

16. В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются:

  • 1) централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения;
  • 2) сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод;
  • 3) локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса;
  • 4) сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов.

16.1. В отношении территорий садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, размещенных в границах водоохранных зон и не оборудованных сооружениями для очистки сточных вод, до момента их оборудования такими сооружениями и (или) подключения к системам, указанным в пункте 1 части 16 настоящей статьи, допускается применение приемников, изготовленных из водонепроницаемых материалов, предотвращающих поступление загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду.

17. В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 настоящей статьи ограничениями запрещаются:

  • 1) распашка земель;
  • 2) размещение отвалов размываемых грунтов;
  • 3) выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

Порядок установления и обозначения прибрежной защитной полосы

Порядок установления прибрежной защитной полосы регулируется Постановлением Правительства РФ от 10.01.2009 N 17 «Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов».

Установлением прибрежной защитной полосы занимаются властные органы, в зависимости от того, где расположен водоём:

  • Территориальные органы Росводресурсов в отношении морей (их частей), водоёмов, используемых на территории двух и более соответствующих субъектов, при этом включённых в перечень Правительства РФ.
  • Региональные органы власти – в отношении водоёмов, находящихся в пределах соответствующего субъекта (в случае, если ему переданы полномочия соответствующие Российской Федерации).

Для установления границ прибрежной защитной полосы, органы осуществляют следующие действия:

1) определяют ее ширину;

2) описывают границы полосы, её координаты и опорные точки;

3) фиксируют границы на картах;

4) устанавливают границы на местности (размещают информационные знаки);

5) представляют документы в Росводресурсы (сведения о типе и наименовании водного объекта, границы ПЗП, их координаты, площадь, текстовое и графическое описание, схемы в формате XML), которое вносит сведения в государственный водный реестр.

Затем Росводресурсы направляет сведения в Росреестр для внесения их в ЕГРН. Только со дня внесения сведений в ЕГРН, границы прибрежной защитной полосы считаются установленными.

Поскольку прибрежная защитная полоса является частью водоохранной зоны, то их установление происходит одномоментно.

Органы, занимающиеся установлением границ прибрежной защитной полосы, в обязательном порядке размещают на всем протяжении этих границ специальные информационные знаки – специальные таблички или указатели, свидетельствующие о том, что данная территория имеет особый режим её использования. Такие знаки устанавливаются:

  • в характерных точках рельефа (ямы, холмы и т.д.);
  • в местах пересечения водных объектов дорогами;
  • в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан.

Требования к информационным знакам ПЗП установлены в Приказе Минприроды России от 13 августа 2009 г. N 249 «Об утверждении образцов специальных информационных знаков для обозначения границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов».

Можно ли там строить по нормам и что

На этой территории можно расположить любой объект, кроме описанных выше. Однако также имеется ряд нюансов, которые требуется обязательно учесть:

  1. Строительство допускается только с учетом обеспечения условий охраны области от загрязнения и истощения.
  2. Законодательство обязует собственников использовать системы очистных сооружений, а также септик. Можно подключиться к ливневой канализации или же разработать свою.
  3. При строительстве производственных предприятий, требуется установить свою собственную систему. Отсутствие вышеописанных условий является основанием для привлечения к административной ответственности.

Собственники индивидуальных жилых сооружений могут использовать вместо очистных систем стоки из водонепроницаемых материалов.

Также при расположении этих объектов обязательно требуется:

  • сделать дорогу для подъездов;
  • оборудовать стоянку асфальтовым покрытием.

Застройщику нужно знать о принадлежности участка к водоохранной территории. Чтобы получить эту информацию, требуется обратиться в службу кадастрового учета. Для строительства необходимо официальное разрешение из государственного реестра.

Индивидуальное строительство в этих зонах осуществляется в соответствии с общими требованиями законодательства Российской Федерации, а также с учетом 65 статьи Водного Кодекса.

Во время проведения работ требуется знать ширину охраняемой области. Также вся используемая документация тщательно проверяется на факт соблюдения экологических норм.

Можно ли строить вблизи водоемов

Береговые полосы — это земли общего пользования вдоль береговой линии (границы водного объекта). Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет 20 метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров (их ширина составляет 5 метров). На береговой полосе можно устроить пляж или место для рыбалки, но строить там нельзя. Также нельзя и выкупить у государства эти участки в собственность.

А вот за пределами береговой полосы можно приобрести, сдать в аренду или построить недвижимость при условии соблюдения всех санитарных и водоохранных требований и норм. Это значит, что на участке, расположенном в водоохраной зоне, можно возвести индивидуальный жилой или садовый дом. Но при этом нужно будет оборудовать его сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления, истощения вод. К таким устройствам относятся канализации, ливнеотводы, колодцы, дренажные установки, системы очистки воды.

В границах водоохранных зон также запрещается:

  • сбрасывать сточные и дренажные воды, использовать сточные воды для удобрения почв;
  • размещать кладбища, свалки, заправки;
  • сбрасывать из самолета химикаты на насекомых;
  • мыть транспортные средства;
  • движение допускается только на дорогах, а стоянки — на дорогах и в оборудованных местах с твердым покрытием;
  • не допускается распашка земель и выпас сельскохозяйственных животных.

Как изменить границы водоохранной зоны

Может случиться так, что из-за неточных координат характерных точек границы водоохранной зоны на карте не соответствуют положению на местности. Фактически участок лежит дальше опасных пределов, а по карте он подлежит ограничениям. В таком случае требуется корректировка водоохранной зоны с помощью кадастровых инженеров. Они действую по установленному алгоритму:

  • уточняют координаты характерных точек береговой линии на местности;
  • корректируют ширину ВОЗ в ходе камеральных расчётов;
  • описывают словами и графически изображают новое положение 200-метровой защитной зоны водоема;
  • согласуют материалы с территориальным БВУ;
  • передают органам Росводресурсов электронную версию изменений ВОЗ для внесения в государственные реестры.

Возможно лишь уточнение границ водоохранной зоны, но не изменение их в интересах владельцев земельных участков.

Порядок установления и обозначения прибрежной защитной полосы

Порядок установления прибрежной защитной полосы регулируется Постановлением Правительства РФ от 10.01.2009 N 17 «Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов».

Установлением прибрежной защитной полосы занимаются властные органы, в зависимости от того, где расположен водоём:

  • Территориальные органы Росводресурсов в отношении морей (их частей), водоёмов, используемых на территории двух и более соответствующих субъектов, при этом включённых в перечень Правительства РФ.
  • Региональные органы власти – в отношении водоёмов, находящихся в пределах соответствующего субъекта (в случае, если ему переданы полномочия соответствующие Российской Федерации).

Водоохранная зона. Петиция об отмене данной статьи или приостановки ее действия

Тема водоохранной зоны практически для всех рыболовов оказалась очень важной, многие авторы на данной платформе осветили ее по полной программе, даже с использованием всевозможных интервью заинтересованных сторон. Я же, если честно, как-то не особо на ней внимание акцентирую, но по одной простой причине, так как не имею личного автотранспорта. А все те знакомые, с кем неоднократно ездил на рыбалку, еще не получали по этому поводу волшебных квитков.

Но на самом деле, прочитав данную статью Водного кодекса Российской Федерации тоже был «слегка возмущен» данным моментом. Так как по факту очень сложно подъехать к воде не нарушив эту зону, а уж припарковать машину рядом с водоемом оказалось еще сложнее.

Понятное дело, что сейчас построено огромное количество всевозможный рыболовных баз, которые оборудованы стоянками для автотранспорта, хорошими слипами для спуска лодок и так далее. Но, во первых, все это нынче не самое дешевое удовольствие, а во вторых, слава Богу, не до всех водоемов еще добралась цивилизация. Да и как правило, такие базы есть только на берегах крупных и достаточно популярных среди рыбаков водоемов. А что же делать с глухоманью, исключительно надеяться на русский «авось» и, что инспекторов по близости не окажется, а вдруг не повезет.

Ведь везет у нас только тем, кто может себе позволить строить дома на берегах рек, огораживать подходы к водоемам и нагло заниматься попранием всех законов, в том числе и закона о водоохранной зоне!

Если читать внимательно саму статью, комментарии компетентных органов или ее обсуждения среди пользователей интернета, то становится понятно, насколько она абсурдна и противоречит здравому смыслу. Но все наши возмущения остаются лишь возмущениями, из серии бумага (интернет) все стерпит. Правда есть среди таких комментаторов и очень адекватные, здравомыслящие люди, которые не хотят сидеть сложа руки и пытаются что-то сделать, одним из таких людей стал Сергей Викторович (за что ему отдельное спасибо). Который создал петицию «За отмену запрета стоянки транспорта в водоохранной зоне. Приостановка действия статьи 65.» Поэтому друзья, давайте не будем равнодушными к данной проблеме и примем посильное участие в решении столь глобальной проблемы и подпишем петицию.

Перейти на нее можно по этой ссылке — ПЕТИЦИЯ.

Делитесь заметкой в соц. сетях, так МЫ соберем больше подписей!

Признаки прибрежных территорий, запрещенных для подъезда на транспорте

Чтобы не стать нарушителем и не получить штраф, необходимо руководствоваться следующими фактами:

  1. На основании Постановления Правительства РФ №17 «Об установлении границ водоохранных зон и защитных полос» в любой местности должны быть установлены соответствующие таблички.
  2. Водоохранная зона зависит от вида водного объекта и составляет: от 50 метров для ручьев и рек и заканчивая 500 метрами для морей.
  3. Части 15 ст. 65 ВК РФ указывает все возможные варианты действий, которые запрещены в обозначенной зоне. Если это имеет отношение к транспортному средству, то запрещено: устройство кемпингов, мойка и обслуживание автотракторного парка.

Что запрещено в зонах

В наши дни на этих площадях запрещено:

  1. Добывать полезные ископаемые, которые используются в области строительства и в промышленности.
  2. Размещать для хранения вредные для окружающей среды вещества, такие как пестициды и агрохимикаты. Строго запрещено сбрасывать в реки, озёра и другие водные образования сточные воды.
  3. По берегам водных объектов запрещено размещать заправки, мойки и склады горюче-смазочных материалов. Исключение вводится для портов и площадок, где проводятся работы связанные со строительством и ремонтом судов.
  4. Близлежащие от водных преград территории запрещено обрабатывать ядохимикатами с воздуха.
  5. Здесь же нельзя размещать скотомогильники и кладбища.
  6. В охраняемой территории нельзя утилизировать радиоактивные и другие опасные отходы.
  7. Правила запрещают использовать сточные воды для повышения плодородия почв на участках водоохранной площади.
  8. Здесь запрещается строительство любых строений.
  9. Объекты, предоставляющие воду для питья имеют дополнительный защитный санитарный периметр. На этих площадях действуют более ужесточённые правила. Загрязнение таких вод может привести к непредсказуемым последствиям. В этой зоне действуют санитарные нормы и правила, которые должны защищать питьевые ресурсы.

Что такое «прибрежная защитная полоса»?

Начнём с определения. Прибрежная защитная полоса – это территория, которая примыкает к береговой линии и на которой вводятся дополнительные ограничения к режиму её использования по сравнению с теми, которые установлены для территории водоохранной зоны. Береговая линия – это граница водного объекта, которая для разных водоёмов определяется по-разному: для моря – по линии максимального отлива, для рек и озёр – по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом и т.д. Прибрежная защитная полоса устанавливается для того, чтобы предотвратить загрязнение водоёма, а также сохранить благоприятную окружающую среду для рыб, зверей и растений.

Запреты в границах ВОЗ и ПЗП

На берегу водоемов граждане могут отдыхать, рыбачить, заниматься сельским хозяйством, возводить объекты недвижимости – эти действия согласно Водному кодексу не являются противоправными. По статье 65 ВК РФ в границах водоохранных зон запрещаются:

  • полив огородов и садов сточными водами;
  • захоронения органических останков, бытовых отходов и токсических веществ;
  • хранение и распыление с воздуха гербицидов и пестицидов;
  • строительство АЗС и пунктов обслуживания транспортных средств.

Особенного внимания заслуживает п. 4, ч. 15, ст. 65 Кодекса, где говорится о запрете на проезд и остановку автомашин в пределах водоохранной зоны, если в ней нет трасс и стоянок с твердым покрытием. Фактически это значит:

  • к ручью и небольшой речке по грунтовой дороге на машине разрешается подъехать на расстояние 50—100 м;
  • у средних и больших рек придется разбивать лагерь в 200 м от водоема;
  • а возле моря – ставить машину за полкилометра от берега, если поблизости нет платных автостоянок.

В связи с этими нормами у рыбаков есть проблемы с доставкой снастей и спуском лодок на воду. Понятно стремление людей добиться смягчения закона в этой его части, но пока пребывание на авто вблизи водоемов запрещено, нарушителей ожидает штраф за административное правонарушение.

Какие ограничения существуют в пределах прибрежной защитной полосы? На расстоянии 30-50 м от берега нельзя распахивать землю и создавать отвалы из грунта, который легко размывается и может оказаться в водоеме. В непосредственной близости к воде запрещен законом выпас скота, купание животных; летние базы отдыха должны отстоять от берега дальше 50 м.

Когда строительство на береговой полосе запрещено

Уполномоченные органы стремятся предотвратить нарушение водного законодательства. Это делается для того, чтобы избежать проблем, с которыми можно столкнуться после завершения строительства на береговой полосе. Неприятности могут возникнуть и при оформлении свидетельства на право собственности. Получая разрешение на застройку, гражданин должен соблюдать нормы закона и быть готов столкнуться с непредвиденными обстоятельствами. Поэтому эксперты рекомендуют выполнить предварительное согласование и получить разрешение на строительство и только потом заниматься непосредственно возведением зданий и сооружений на берегах водохранилищ. В иной ситуации можно столкнуться с потребностью в уплате штрафа за нарушение, которое было доказано.

Сколько метров граница водоохранной зоны, порядок оформления

  • Водоохранная зона — это особая территория, примыкающая в береговой линии (границе водного объекта), на которой устанавливается специальный режим использования земельных участков, объектов недвижимости и осуществления хозяйственной деятельности человека.
  • К водным объектам, на которые распространяется действие Водного кодекса Российской Федерации, относятся: водохранилища, озера, реки, ручьи, каналы, моря и даже океаны.
  • Целью установления водоохранных зон и особо режима использования недвижимости является сохранение экологического благополучия водного объекта: предотвращение его загрязнения, засорения и истощения вод, сохранение водных биологических ресурсов, растительного и животного мира.

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы — это территории с дополнительными ограничениями. Режим использования недвижимости в границах таких защитных полос еще более строгий по сравнению с водоохранными зонами.

С точки зрения градостроительства и кадастра недвижимости водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы водных объектов — это зоны с особыми условиями использования территорий.

Строительная компания, занимающаяся возведением объекта недвижимости, обязательно должна быть ознакомлена о принадлежности земельного участка к охраняемой зоне. Информацию об этом может предоставить кадастровая служба. Для получения сведений необходимо направить туда соответствующий запрос.

При возведении объекта в охраняемой зоне необходимо предусмотреть очистные сооружения для сточных вод. Факт их присутствия может быть проконтролирован Роспотребнадзором.

Согласно статистике, около 1/5 всех застройщиков нарушают установленные нормативы природопользования. В итоге их может ожидать штраф за противоправные действия и нанесение вреда экологической ситуации.

Подводя итоги, стоит отметить, что параметры эксплуатации любого участка земли, включая области прибрежных зон, подлежат тщательной проверке в индивидуальном порядке.Только в этом случае можно говорить о правильном использовании земельного надела и избежании ответственности застройщиком.

Что такое водные объекты общего пользования?

Итак, начнём с определения, что же такое «водные объекты общего пользования»? Для этого посмотрим в статью 6 Водного кодекса РФ. Там сказано, что под водными объектами общего пользования (или общедоступными водными объектами) понимаются поверхностные водные объекты, которые находятся в государственной или муниципальной собственности. Для то чтобы написанное юридическим языком определение стало более понятным, разберём его на части и поясним каждую из них.

Для начала нужно разобраться с тем, что же скрывается за словосочетанием «поверхностные водные объекты». Ответ найдём в статье 5 Водного кодекса. К ним относятся следующие виды водных объектов:

  • моря или их отдельные части (проливы, заливы, бухты, лиманы и др.);
  • водотоки: реки, ручьи, каналы;
  • водоемы: озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища;
  • болота;
  • родники, гейзеры;
  • ледники, снежники.

Что же касается указания на то, что такие водные объекты находятся в государственной или муниципальной собственности, то тут всё просто. Это значит, что такой водный объект находится не в частной собственности определённого гражданина или компании, а принадлежит Российской Федерации, её субъекту (краю, области, республике и т.д.) или муниципальному образованию (городскому или сельскому поселению, городскому округу и др.). Таких объектов довольно много.

И последнее: почему такие водные объекты называются «общедоступными»? Это связано с тем, что доступ к таким водным объектам имеет каждый гражданин, который вправе использовать их бесплатно для личных и бытовых нужд, то есть купаться, использовать для питья, плавать на лодках и пр.

Несмотря на это, законами могут устанавливаться различные ограничения их использования, такие как запрет на купание, водопой, забор воды для питья и использования в хозяйственной деятельности и др. Органы местного самоуправления должны сообщать о таких ограничениях, размещая эту информацию в местных СМИ, а также на указателях и табличках, размещаемых вдоль берега водоёма.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *