- Договорное право

Какой штраф за обгон на мосту в 2022 году?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какой штраф за обгон на мосту в 2022 году?». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Мосты и путепроводы можно отнести к спорным местам. А там, где возникают спорные вопросы, всегда есть риск злоупотребления со стороны инспекторов ГИБДД. Многие из инспекторов пользуются незнанием водителями своих прав и выносят штрафы за нарушение п. 11.4 ПДД.

Сводная таблица: когда будет штраф или лишение за обгон?

Итак, давайте теперь рассмотрим все виды нарушений (или ситуаций с их отсутствием), и какое наказание будет применяться в том или ином случае.

Таблица наказаний за обгон
Ситуация на дороге или манёвр Это разрешено? Наказание
«Обгон» без выезда на встречную полосу Разрешено Нет ответственности, так как это и не обгон вовсе
«Обгон» справа по дороге Разрешено, если нет сплошной Нет наказания. Если была сплошная, то штраф 500 рублей по ч.1 ст. 12.16 КоАП РФ
«Обгон» по попутной обочине Запрещено Штраф 1 500 рублей по части 1 статьи 12.15
На пешеходном переходе Запрещено Штраф 5 000 рублей или лишение прав от 4 до 6 месяцев по ч.4 ст. 12.15
Через сплошную линию разметки Запрещено Также 12.15, часть 4
Через двойную сплошную Запрещено Статья 12.15, часть 4
Под знак «Обгон запрещён» Запрещено Статья 12.15, часть 4
На перекрёстке Условно разрешено Только на неравнозначных нерегулируемых перекрёстках и если вы едете по главной дороге. Иначе снова ч.4 ст. 12.15 со штрафом или лишением прав
Колонной Запрещено Статья 12.15, часть 4
На ж/д переезде Запрещено Статья 12.15, часть 4
На мостах (а также эстакадах и путепроводах (развязках) Запрещено Статья 12.15, часть 4
В туннеле Запрещено Статья 12.15, часть 4
В конце подъёма, в крутых поворотах и везде, где ограничена видимость дороги Условно запрещено Статья 12.15, часть 4, но применимость данной нормы спорная, так как участки конца подъёма и критерии крутости поворотов и ограниченной видимости не обозначены в законодательстве 2023 года
Если на дороге 4 и более полосы Запрещено Статья 12.15, часть 4
Если на дороге вообще нет разметки Условно разрешено Нет наказания, только если это не 4-полосная или более дорога
Обгон по трамвайным путям Условно разрешено Нет ответственности, если вы едете по попутным трамвайным путям, они не отделены сплошной и находятся на одном уровне с проезжей частью
Обгон трамвая Запрещено Статья 12.15, часть 4

Когда грозит штраф, а когда лишение прав

Исходя из имеющейся на сегодняшний день судебной практики, можно утверждать, что при нарушении статьи 8.6 ПДД в ряде случаев удается обойтись штрафом (если нарушение квалифицируют п. 2 ст. 12.16 КоАП РФ):

Поворот налево или разворот в нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, — влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

В случаях нарушения разметки или дорожных знаков, несоблюдения правил обгона, если нарушение было зафиксировано камерой — водителю грозит только штраф. Если же оно зафиксировано сотрудником ГИБДД — грозит также лишение прав до 6 месяцев.

Когда можно выехать на встречную полосу в 2021 году?

Перечислим дорожные ситуации, когда выезд на встречную полосу возможен:

  • объезд аварии, ямы, иного препятствия, когда проезд по своей полосе становится невозможен;
  • на узкой дороге при условии, что обгон медленно едущего ТС не запрещен;
  • обгон на участке трассы, где сплошная линия переходит в прерывистую;
  • на 3-полосных дорогах, когда средняя полоса предназначена для движения в противоположных направлениях (появляться на ней разрешается для обгона, левого поворота, совершая разворот);
  • попытка избежать столкновения или любого другого потенциального ДТП (эти действия попадают под ст. 2.7 КоАП).

В последнем примере водителя не накажут, но инспектор ГИБДД обязан вынести ему предупреждение в устной форме.

Знаки, обозначающие мост

Интересный факт – ПДД обгон на мосту запрещает, но специального знака, обозначающего такой запрет или наличие моста, не существует. Есть только табличка 1.9 – разводной мост или знак 1.33 со значением «прочие опасности».

Водитель в первую очередь должен ориентироваться на наличие сплошной разметки.

Следующие признаки отличают мост от других участков дороги:

  • сплошная разметка, ни в коем случае не прерывистая;
  • наличие железных или бетонных перил, разметка на них должны быть вертикальной, с обозначением габаритов моста;
  • большинство мостов проходит над водотоками, значит, ориентироваться можно на табличку с названием реки.

В правилах дорожного движения сказано: обгон на мостах и путепроводах запрещен. Также запрещено обгонять на эстакадах и под ними, а также в тоннелях. Так гласит пункт 11.4 ПДД. Значит, правила не запрещают обгон на других похожих объектах. Значит, может возникнуть спорная ситуация, в которой сотрудник ДПС будет утверждать, что маневр был совершен на мосту, хотя на самом деле данное сооружение мостом не является. Значит, нужно точно определить, что есть мост, путепровод, эстакада.

Так как темой данной статьи является обгон на мосту, то остановимся именно на этом термине. Сразу оговоримся, что в ПДД четкого определения, что такое мост, нет. Обратимся к словарю. Мост – это комплекс инженерных сооружений, позволяющих осуществлять проезд над чем-либо. Но где он начинается, где заканчивается, не ясно. Значит, нужно обратиться к ГОСТам и СНИПам, которые прописывают характеристики моста. Вот только проблема в том, что мосты все разные, типы разные, назначение разное, соответственно, и ГОСТы все будут разные.

Как показывает практика, мост – это не обязательно только та часть дорожного полотна, что проходит над рекой или пропастью. Мост может начаться гораздо раньше. Но уж точно, согласно ПДД, мост начинается после знака, обозначенного ниже, – после него точно нельзя обгонять. Поэтому каждый водитель должен внимательно смотреть на знаки. Но, к сожалению, многие автомобилисты воспринимают их как «мебель», и даже не замечают, как нарушают правила. А ведь такое нарушение может легко привести к лишению прав управлять транспортным средством.

Можно ли совершать этот маневр на мосту, если прерывистая линия разметки?

Бывают случаи, когда дорожная разметка на мосту нанесена неправильно. Например, когда на мосту две полосы движения — одна в одну сторону, другая в другую, а линия все равно прерывистая. Это ошибка, так быть не должно. Очевидно, дорожные службы недоглядели. Водитель, видя прерывистую линию, закономерно считает, что обгон разрешен. Но это же мост, и по общему правилу обгон запрещен. Создается двоякая ситуация. Водитель решает обогнать и может лишиться прав. Конечно, «знающие люди» могут сказать, мол, может наноситься на мост прерывистая разметка, например, если от линии, отделяющей обочину от отбойников, есть допустимое расстояние и так далее и тому подобное. Но если даже при такой ситуации сотрудник ДПС остановит водителя и водитель аргументирует свой маневр вышеуказанным объяснением, сошлется на СНИПы и тому подобное, дело все равно пойдет в суд. И доказывать свою невиновность придется в суде, тратя время. Гораздо проще так не делать.

Следует запомнить, что с недавних пор определение обгона в ПДД было изменено.

Раньше оно звучало так:

  • Обгон – опережение одного либо же нескольких движущихся автомобилей, связанное с выездом из полосы.

Сейчас:

  • Обгон — опережение на дороге одного или нескольких автомобилей. Обгон непосредственно связан с выездом на полосу встречного движения, и затем возвращением на ранее занимаемую полосу.

Рассмотрим новое определение по порядку:

  1. Раньше обгон считался таковым при опережении движущегося авто, теперь этот пункт убрали и чёткой трактовки этому поводу законодательство не дало. Это значит, что обгоном может считаться также объезд стоящего транспортного средства.
  2. Новые правила в какой-то степени сузили понятие обгона. Теперь обгон предусматривает понятие выезда на встречную полосу. Однако этот выезд разрешён только на участках трассы, где нет чёткого запрета на пересечение (например, двухполосная дорога без разделительной двойной сплошной линии).

Когда возможен обгон под знак «Обгон запрещен»

В некоторых ситуациях, если впереди идущий транспорт очень уж тихоходен, его можно будет попробовать обогнать. Законодательством это не будет преследоваться, но только если водитель при совершении такого обгона не умудрился нарушить запретов пункта 11.4. Однако если все сделать аккуратно и внимательно, то за подобную попытку сделать обгон под знак «Обгон запрещен» наказание может и не последовать.

В той зоне, где работает этот знак, позволено объезжать только некоторые конкретные виды транспортов:

  • гужевые повозки;
  • двухколесный мототранспорт (к нему относят и мопеды, и велосипеды);
  • тракторы или иные сельхозмашины.
  1. Транспорт, который водитель вознамерился обогнать, гужевой или должен иметь на себе соответствующий символ-подтверждение его тихоходности. Этот символ – желто-красный треугольник, прикрепленный к задней части транспорта на видном месте.
  2. Обгоняемый мототранспорт имеет меньше трех колес.
  3. Такой транспорт не может и не должен двигаться со скоростью более 30 километров в час.

Когда обгон запрещён неявно

С 2014 года обгон запрещён на пешеходных переходах вне зависимости от того, есть ли на них сплошная разметка. Обгон, кстати, предполагает выезд на встречную полосу, тогда как аналогичные маневры в пределах своей половины дороги называются опережениями. Опережать на пешеходных переходах можно, но с важной оговоркой: если машины в соседних полосах сбрасывают скорость, должны тормозить и мы. Иначе может произойти вот что.

Обгон запрещён на мостах, эстакадах, путепроводах и под ними, а также в тоннелях. Причём мосты в России могут иметь неявный вид, например, если дорога пересекает мелкий водоем — внимательнее смотрите на обозначения рек и тому подобного.

Не противоречит здравому смыслу и запрет обгона на железнодорожных путях и за 100 метров до них. На трассах предупреждающие знаки «Железнодорожный переезд» могут стоять за 300 метров до путей, но даже 200 метров для полноценного обгона вряд ли достаточно, так что при появлении таких знаков обгон лучше отложить.

Наконец, обгон по умолчанию запрещен в конце подъемов, на опасных поворотах и других участках с ограниченной видимостью. Могут ли наказать за подобный маневр в отсутствие других ограничений? Теоретически могут, но главное не в этом: такой обгон опасен, и вменяемый водитель воздержится от него вне зависимости от запретов.

В каких случаях обгон возможен

Опережение впереди едущего транспорта возможно без совершения правонарушения в следующих случаях:

  • Возникла крайняя необходимость. Этот вопрос освещает статья 2.7 КоАП РФ. Согласно данному документу, административным правонарушением не является деяние, совершенное для устранения опасности при невозможности ее избежать другим путем и в том случае, если причиненный вред менее значителен, чем предотвращенный. Так, если водитель обгоняет впереди едущую машину с пересечением сплошной линии, чтобы избежать аварии и т.д., то это не считается неправомерными действиями.
  • Объезд стоящего автомобиля. Если машина сломалась, припаркована так, что мешает движению, разрешается ее обгон. В такой ситуации маневр разрешен, если нельзя его совершить по правой стороне. При этом запрещено объезжать пассажирский автобус, другой общественный транспорт, если он остановился с целью высадки людей.
  • Некачественная разметка. Водитель вправе выполнить переезд через сплошную линию, если черта стерлась, нанесена на дорожное полотно не по ГОСТу.

В таких ситуациях сотрудник ГИБДД не вправе наказывать водителя. При неправомерном назначении штрафа решение инспектора можно обжаловать в суде.

Все основные моменты, правила и запреты касательно такового маневра, как обгон, обозначены в ПДД в гл. №11. Водителю следует заранее ознакомиться со всей представленной в данной главе информацией.

Это позволит не допустить многих проблем, а также нарушений по причине банального незнания, непонимания темы вопроса.

К основным статьям, ознакомиться с которыми нужно будет в первую очередь, относится следующее:

ст. №11.1 обозначаются правила выполнения рассматриваемого маневра
ст. №11.2 перечень ситуаций когда водителю прямо запрещается осуществлять процесс обгона
ст. №11.3 запрет на препятствование обгона превышением скорости
ст. №11.4 перечень объектов дорожной инфраструктуры рядом и на которых не допускается осуществлять рассматриваемый маневр
ст. №11.5 процесс опережения транспортных средств
ст. №11.6 режим движения тихоходного транспортного средства
ст. №11.7 обозначается перечень ситуаций когда водитель обязан будет уступить дорогу другому участнику движения

Знание законодательных норм не только позволит избежать свершения нарушения, но и защитить свои права при возникновении необходимости в таковом.

Стоит отметить, что в одностороннем движении подразумевается, как правило, не обгон, а опережение. Важно не путать эти два важных понятия.

Под последним подразумевается, как правило, перестроение через прерывистую линию разметки на полосу, параллельную изначальному направлению движения.

Юридическая помощь в вопросах ПДД и при их нарушениях

Споры, которые касаются нарушений Правил дорожного движения и дорожно-транспортных происшествий, являются наиболее распространенными на сегодняшний день. Плюс, они достаточно сложные. Стоит признать, что во многих случаях водители правы и в законодательных актах есть недоработки, противоречия, поэтому следует подходить к рассмотрению вопроса объективно и детально, анализируя любые мелочи. Конечно, самостоятельно человек, не сталкивающийся профессионально с вопросами в области автомобильного права, легко запутается в юридических нюансах, поэтому лучше, не теряя времени, обратиться к профессионалу.

Помощь юриста нужна и тогда, когда вы явно понимаете, что стали нарушителем пусть даже неумышленно, и хотите отделаться самым лёгким наказанием за обгон на мосту — штрафом. Дело в том, что такие дела рассматриваются в суде, а правозащитник поможет вам, представив ваши интересы. Штраф, действительно, намного безобиднее, чем лишение права вождения, пусть даже на несколько месяцев.

В случае, когда автолюбитель не согласен с наложенным на него наказанием, ему предоставляется право обжалования в суде. При подаче иска к нему следует приложить фотографии или видеосъемку с места происшествия, где видно все спорные моменты.

Возможные случаи обжалования действий сотрудника полиции:

  • разметка неудовлетворительного качества: плохо видна, стерта, нанесена не по ГОСТу;
  • дорожные указатели установлены в неположенных местах или трудно читаются;
  • путем выезда на встречную полосу водитель пытается избежать возможного столкновения с другим автомобилем;
  • в машине перевозят человека, здоровье которого находится в опасности, например, после ДТП;
  • за обгон намеренно было принято опережение;
  • инспекторами неправильно были определены границы моста;
  • сооружение не соответствует ГОСТам и СНиПам;
  • попутный тихоходный транспорт двигается со скоростью ниже 30 км/ч.

В случае, если административное нарушение инспекторами было оформлено несоответственно букве закона, в суде примут решение о его прекращении.

Конструктивные особенности дороги

Отдельно обозначим ситуацию, когда обгонять нельзя в силу особых конструктивных особенностей дороги. Они перечислены в таблице ниже:

Штраф за обгон на пешеходном переходе

Есть на переходе светофор или нет, теперь неважно. Любой пешеходный переход запрещает обгонные маневры

Штраф за обгон на перекрестке

Регулируемые перекрестки запрещают обгон, а нерегулируемые — обгонный маневр при движении по второстепенной дороге. Даже если обгон по главной законом разрешен, с точки зрения безопасности он всё равно остается рискованным. Нужно одновременно контролировать полосу встречного движения и второстепенную дорогу, что не всегда удается делать эффективно

Элементы дорожного благоустройства

Штраф за обгон обеспечен, если выполнять его на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях. Сюда же следует отнести железнодорожные переезды и радиус в 100 метров вокруг них


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *