- Договорное право

Анализ фискального значения косвенных налогов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Анализ фискального значения косвенных налогов». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Кocвeнныe нaлoги – этo oбязaтeльныe oтчиcлeния, взимaeмыe c пpибыли oт пpoдaжи тoвapoв и ycлyг. Глaвнaя ocoбeннocть нeпpямoгo нaлoгa (кoтopый тaкжe мoжeт имeнoвaтьcя дoбaвoчным) зaключaeтcя в тoм, чтo oн изнaчaльнo включaeтcя в итoгoвyю cтoимocть. Taким oбpaзoм, пpиoбpeтaя тoвap или ycлyгy, пoкyпaтeль oплaчивaeт, в тoм чиcлe, и cyммy oтчиcлeний, кoтopыe бyдyт нaпpaвлeны пpoдaвцoм в бюджeт гocyдapcтвa.

Кocвeнныe oтчиcлeния в бюджeт

BAЖНO! Пo мнeнию мнoгиx экcпepтoв, пpямыe нaлoги пpинocят в кaзнy cтpaны гopaздo мeньший дoxoд пo cpaвнeнию c кocвeнными oтчиcлeниями. Пoэтoмy дoбaвoчныe нaлoги являютcя вaжнoй cocтaвляющeй нaциoнaльнoй экoнoмики.

B итoгe нa вoпpoc «чтo знaчит кocвeнный нaлoг пpocтыми cлoвaми?» мoжнo oтвeтить, чтo этo дoпoлнитeльнaя нaцeнкa нa тoвap, ycтaнaвливaeмaя пpoдaвцoм c цeлью дaльнeйшeгo oтчиcлeния в гocyдapcтвeнный бюджeт.

Налоги и сборы представляют собой часть национального дохода, мобилизуемую во все звенья бюджетной системы. Под налогом понимается обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований, и поступающий им в заранее установленных законом размерах и в определенные сроки.

Налоговая система любого государства включает в себя прямые и косвенные налоги. Классификационным признаком при этом выступает механизм взимания: для прямых налогов плательщик и носитель налогового бремени — это одно и то же лицо, для косвенных — они не совпадают.

Практика использования косвенных налогов характерна для большинства развитых стран, и традиционно в рыночной экономике они используются для сдерживания потребления, а в России стали одним из основных источников формирования госбюджетных средств.

Опыт российской налоговой системы демонстрирует необходимость использования косвенных налогов, как в фискальных целях, так и в регулирующих. В соответствии с этим требуется детальное изучение экономического значения и особенностей практического использования косвенных налогов, поэтому тема исследования является актуальной.

Цель данного исследования заключается в изучении теоретических аспектов системы налогообложения в Российской Федерации, определении социально-экономической сущности и роли косвенных налогов.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

изучить сущность налога и налоговой системы; рассмотреть структуру налогообложения и налоговое бремя; представить косвенные налоги в системе налогообложения, их социально-экономическую сущность;

рассмотреть нормативно-правовое регулирование исчисления косвенных налогов;

раскрыть особенности исчисления и уплаты косвенных налогов в РФ; проанализировать структуру и динамику поступления косвенных налогов в бюджет РФ;

определить значение исчисления косвенных налогов в системе налогообложения РФ в условиях снижения уровня развития отечественной экономики.

Объектом исследования является система налогообложения экономических субъектов в РФ.

Предметом исследования — косвенные налоги и их значение в системе налогообложения.

Методология исследования: в процессе работы были использованы методы анализа, синтеза, дедукции, индукции, метод сравнения и пр.

Информационной базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых Ивлиевой М. Ф., Бурбело О. А., Малаевой Т. В., Перова А. В., Толкушкина А. В., Брызгалина А. В., Александрова И. М., Медведева А. Н., Шаталова С. Д. и пр.

Нормативную базу курсовой работы составили Налоговый кодекс Российской Федерации, другие нормативно-правовые акты применительно к теме косвенного налогообложения в РФ.

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

Налог на добавленную стоимость (НДС) — представляет собой форму изъятия в бюджет части прироста стоимости, которая создается на всех стадиях производства — от сырья до предметов потребления. Если говорить простым языком, то НДС — это плата государству за то, что оно позволяет предпринимателям и юридическим лицам реализовывать товар, работы или услуги, при этом «накручивая» на них свою цену.

Плательщиками налога на добавленную стоимость являются: организации; индивидуальные предприниматели; лица, признаваемые плательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Для всех налогоплательщиков (в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов) налоговый период по НДС устанавливается как квартал (ст. 163 НК РФ).

Плательщики НДС — посредники при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров должны будут включать в налоговую декларацию сведения, указанные в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур в отношении их посреднической деятельности (помимо данных об их остальной деятельности).

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые не являются плательщиками НДС, но выставляют или получают счета — фактуры с суммой НДС в качестве посредников на основе договоров поручения, договоров комиссии, агентских договоров должны будут включать в налоговую декларацию сведения, указанные в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур.

Лица, относящиеся к вышеуказанным категориям, обязаны представить декларацию по НДС в электронном виде. Такая декларация на бумажном носителе или по почте с 1 января 2015 года больше не считается сданной, налоговые органы ее не примут, возможна блокировка банковского счета.

Налоговая ставка является одним из основных элементов налогообложения. В соответствии с п. 1 ст. 53 НК РФ налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Применительно к НДС в ст. 164 НК РФ законодатель выделяет два вида налоговых ставок. К первому виду относятся налоговые ставки 0%, 10%, 18%; ко второму виду (расчетные налоговые ставки) — 10/110, 18/118 и 15,25%.

Ставка в размере 10% устанавливается для налогообложения жизненно и социально важных товаров, в том числе продовольственных товаров и товаров для детей, полный перечень которых содержится в п. 2 ст. 164 НК РФ. Указанные товары подлежат налогообложению по ставке 10% как в случае их непосредственного производства на территории Российской Федерации, так и в случае их ввоза на территорию Российской Федерации. Статья 164 НК РФ вменяет в обязанность Правительству РФ в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, а также Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определить коды видов продукции, подлежащей налогообложению по ставке 10%.

Налоговая ставка 18% является самой распространенной. Она применяется во всех случаях, когда операции по реализации товаров (работ, услуг) не облагаются по основным ставкам 0% и 10%, расчетным ставкам 10/110 и 18/118%, когда указанные операции по реализации и ввоз товаров не освобождены от налогообложения в соответствии со статьями 149 и 150 НК РФ, а также когда налогоплательщик не освобожден от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со ст. 145 НК РФ.

Расчетные налоговые ставки 10/110 и 18/118 используются вместо основных налоговых ставок соответственно 10% и 18% в случаях, когда известна цена товара, уже включающая в себя НДС, и требуется определить сумму налога. Случаи применения расчетных налоговых ставок содержатся в п. 4 ст. 164 НК РФ.

Итак, НДС играет активную роль в формировании федерального бюджета. Из этого налога состоит большая часть (около 40%) доходной части бюджета нашей страны. Из года в год поступления от НДС только увеличиваются. Это говорит о том, что в России появилось много крупных налогоплательщиков, которые не имеют налогового права применять льготные режимы.

Акциз относится к одной из старейших форм косвенного налогообложения. В настоящее время акцизы используются в налоговых системах практически всех стран рыночной экономики, что связано с их значительным влиянием на формирование финансовых ресурсов государства. Являясь федеральным налогом, акцизы выступают одним из основных источников формирования доходов бюджетов всех уровней, подчеркивая тем самым свою высокую фискальную значимость.

Следует заметить, что взимаемый в доход бюджета акциз не является ни показателем качества подакцизной продукции, ни показателем эффективности производства подакцизной продукции. Акцизы устанавливаются на ограниченный перечень высокорентабельных товаров для изъятия в доход государства части сверхприбыли, которую получают производители подакцизных товаров вследствие особых условий их производства и реализации. Акцизы также выступают средством ограничения потребления подакцизных товаров и регулирования спроса и предложения на них.

Сумма акциза включается производителем подакцизной продукции в ее цену и фактически перекладывается на потребителя. С целью ослабить его негативное влияние на малообеспеченные слои населения в число подакцизных товаров традиционно включают предметы роскоши и утвари, пользующиеся повышенным спросом, производство которых не столь дорогостояще (спиртные и табачные изделия, бензин и т.д.). Таким образом, введение акциза препятствует образованию сверхвысокой прибыли у производителя подакцизной продукции. С этой же целью акцизами облагаются компании, добывающие минеральное сырье.

Плательщиками акциза являются: юридические лица, индивидуальные предприниматели, лица, осуществляющие перевозку продукции через таможенную границу. Но, независимо от выборочности объектов налогообложения, акцизные сборы составляют около 20% от общих налоговых поступлений в бюджет страны. Подобные показатели говорят о том, что косвенные налоги сдерживают развитие российской экономики, особенно во время затянувшегося кризиса.

Сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет, определяется по итогам каждого налогового периода как сумма налога, исчисленная по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с налоговым законодательством, уменьшенная на налоговые вычеты.

Налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту своей регистрации налоговую декларацию за налоговый период в части осуществляемых ими операций, признаваемых объектом налогообложения, в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено НК РФ.

Акцизный сбор играет значительную роль в осуществлении налоговой политики разных стран. Этот налог позволяет покрывать убытки бюджетных организаций.

Таможенные пошлины — косвенные налоги (взносы, платежи) на импортные, экспортные и транзитные товары, поступающие в доход государственного бюджета; взимаются таможенными органами данной страны при ввозе товара на ее таможенную территорию или его вывозе с этой территории по ставкам, предусмотренным в таможенном тарифе, и являются неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.

В этих взаимоотношениях сторону государства представляет таможня — структурное подразделение Федеральной таможенной службы.

Российские организации уплачивают таможенные пошлины как при продаже товаров за границу — вывозные таможенные пошлины, так и при покупке товара за границей — ввозные таможенные пошлины. Пошлины уплачиваются при перемещении товара через таможенную границу Российской Федерации, которая за некоторыми исключениями совпадает с государственной границей.

Ставки таможенных пошлин определяются в Таможенном тарифе Российской Федерации и зависят от вида товара (по классификации ТН ВЭД), страны происхождения, а также условий, определяющих применение специальных видов пошлин.

В зависимости от направления облагаемых товаров выделяют: Импортные (ввозные) пошлины — наиболее распространенный как в мировой практике, так и в России вид пошлин;

Экспортные (вывозные) пошлины — встречается значительно реже импортных, в России применяется в отношении сырьевых товаров (например, нефти). ВТО призывает к полной отмене таких пошлин;

Транзитные пошлины — в настоящее время в РФ установлены нулевые транзитные пошлины, в мире также почти не используются.

В России действует дифференцированный таможенный тариф, при котором ставки ввозных пошлин зависят от страны происхождения товара:

базовые ставки применяются к товарам, происходящим из стран, торгово-политические отношения которых с Россией предусматривают режим наибольшего благоприятствования (почти все страны, поддерживающие внешнюю торговлю с Россией) и составляют 100 % от указанных в Таможенном тарифе;

если торгово-политические отношения не предусматривают такого режима, применяются максимальные ставки таможенных пошлин, составляющие 200 % от указанных в Таможенном тарифе;

в отношении товаров, страна происхождения которых не установлена, применяются ставки ввозных таможенных пошлин, применяемые к товарам, происходящим из стран, торгово-политические отношения с которыми предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, за исключением случаев, когда таможенным органом обнаружены признаки того, что страной происхождения товаров является страна, торгово- политические отношения с которой не предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, либо предоставляется обеспечение уплаты таможенных пошлин по указанным ставкам;

преференциальные ставки применяются по отношению к товарам, происходящим из стран, отнесенных к категории развивающихся. В настоящее время они составляют 75 % от базовых;

к товарам, происходящим из стран СНГ, применяются нулевые ставки таможенных пошлин.

Однако ставки таможенных пошлин не дифференцируются в зависимости от лиц, осуществляющих внешнеторговые операции, видов сделок и других факторов.

В зависимости от способа исчисления ставок таможенные пошлины подразделяют на:

Адвалорные — (от латинского ad valorem — от стоимости) — определяются в процентах от таможенной стоимости товаров. Таможенная стоимость заявляется декларантом, а поданные им сведения должны основываться на достоверной информации.

Специфические — устанавливаются в виде конкретной денежной суммы за единицу (веса, объема, штуки и др.) товара;

Комбинированные — при исчислении используются оба вышеупомянутых вида ставок, при этом чаще всего уплате подлежит большая из исчисленных сумм.

Рассмотрев 3 основных косвенных налога, можно сделать выводы о достоинствах косвенных налогов:

      1. При правильном и удачном выборе объектов обложения они могут приносить казне такие крупные доходы, которые было бы затруднительно собрать в форме налога прямого, что обусловливается тем, что уплата косвенных налогов производится незначительными долями, большей частью в виде надбавок к цене товаров, между тем как прямые налоги обычно уплачиваются сразу, более или менее крупными суммами;
      2. Момент уплаты косвенных налогов большей частью удобен для плательщиков, так как он совпадает обычно с приобретением каких-нибудь предметов, свидетельствующим о том, что у плательщиков имеются деньги. Этот довод, как и большинство других, приводимых в пользу косвенного налога, применим, впрочем, только к обложению предметов не первой, а более или менее условной необходимости;
      3. При помощи косвенных налогов можно привлечь к обложению большие массы плательщиков, которые только с большим трудом и издержками могли бы быть обложены прямыми налогами. Точно так же этим путем достигается обложение таких лиц и доходов, которые почему-либо не обложены или не могут быть обложены прямыми налогами иностранцы;
      4. В некоторых отношениях и случаях взимать косвенные налоги легче и дешевле, чем прямые, как например, при провозе через границу, в момент производства и т. п.; при этом продавцы или производители являются как бы безвозмездными посредниками по взиманию налогов.

Налог — это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки. Совокупность разных видов налогов, в построении и методах исчисления которых реализуются определенные принципы, образуют налоговую систему страны. Порядок и условия уплаты плательщиками налогов и сборов определяются Налоговым Кодексом РФ (далее НК РФ) и рядом федеральных законов (смотри п. 1 ст. 1 НК РФ). Сама налоговая система России 2015 описана во 2 главе НК РФ. В состав налоговой системы РФ включаются налоги (куда также входят акцизы) и сборы (вместе с государственными пошлинами). Важно, что при этом таможенные пошлины в состав налоговой системы РФ не входят, поскольку целиком и полностью относятся к сфере таможенного регулирования.

Все налоги и сборы в Российской Федерации подразделяются на три иерархических уровня, на три типа или вида: местные, региональные и федеральные. Под налоговым бременем понимается для страны в целом отношение общей суммы взимаемых налогов к величине совокупного национального продукта, а для конкретного налогоплательщика — отношение суммы всех начисленных налогов и налоговых платежей к объему реализации.

Косвенные налоги — это налоги, перекладываемые путем надбавки в цене на потребителя товара, который становится окончательным плательщиком. К косвенным налогам в РФ относятся: налог на добавленную стоимость, включаемый в цену всех товаров (федеральный косвенный налог); акцизы — специальные косвенные налоги, включаемые в цену отдельных товаров (товары иррационального спроса, автомобили, топливо, этиловый спирт); таможенные пошлины; госпошлины в суд, отраслевые сборы, лицензии на отдельные виды деятельности и прочие проявления фискальной монополии государства; взносы работодателей в ФСС.

Основным законом, регулирующим отношения, возникающие по установлению, исчислению и взиманию косвенных налогов в России, является Налоговый кодекс РФ (НК РФ), принятый в соответствии с Конституцией РФ.

Налогообложение добавленной стоимости — одна из наиболее важных форм косвенного налогообложения. НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Порядок исчисления налога и его уплаты в настоящее время регулируется главой 21 Налогового кодекса РФ.

Порядок начисления и уплаты акциза регулируется гл. 22 НК РФ. Перечень подакцизной продукции установлен ст. 181 НК РФ. Сюда входит: этиловый спирт; спиртосодержащая и алкогольная продукция, пиво; табачные изделия; мотоциклы и автомобили; бензин, дизтопливо; моторные масла; печное топливо; авиационный керосин; природный газ (согласно с международными соглашениями). В соответствии с Федеральным законом от 24.11.2014 N 366-ФЗ скорректированы ставки акцизов на алкогольную продукцию, табак и автомобильный бензин, с 1 января 2015 г.

К таможенным платежам в 2015 году относятся: ввозная таможенная пошлина; вывозная таможенная пошлина; налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации; акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации; таможенные сборы. Исчисление и уплата сборов осуществляются на основании Таможенного кодекса Российской Федерации и соответствующих постановлений правительства.

НДС играет активную роль в формировании федерального бюджета. Из этого налога состоит большая часть (около 40%) доходной части бюджета нашей страны.

Акциз относится к одной из старейших форм косвенного налогообложения. В настоящее время акцизы используются в налоговых системах практически всех стран рыночной экономики, что связано с их значительным влиянием на формирование финансовых ресурсов государства.

Таможенные пошлины — косвенные налоги (взносы, платежи) на импортные, экспортные и транзитные товары, поступающие в доход государственного бюджета; взимаются таможенными органами данной страны при ввозе товара на ее таможенную территорию или его вывозе с этой территории по ставкам, предусмотренным в таможенном тарифе, и являются неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.

Руководствуясь материалами отдела учета, анализа налоговых поступлений и отчетности Управления ФНС России, в работе проведён детальный анализ и рассмотрена динамика поступлений налогов и сборов в бюджетную систему в 2012-2014гг.

В федеральном бюджете поступления от НДС уступают только одному налогу на добычу полезных ископаемых и составляют около четверти всех доходов. Превосходя по размеру все налоговые доходы, НДС товаров, которые реализуются в России (в т. ч. НДС при ввозе товаров на территорию РФ), стоит на первом месте. В целом, поступления НДС и акцизов в консолидированный бюджет РФ возрастают. Таким образом, косвенные налоги имеют важное фискальное значение, являясь при этом существенным источником пополнения доходов бюджета.

Одной из главнейших проблем в кризисный период в области налогообложения является достижение оптимальной величины собираемости налогов. Анализ статистических данных за весь период существования налоговой системы РФ показал, что НДС всегда лидировал в доле налоговых поступлений федерального бюджета.

Существующий механизм исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость наряду с достоинствами, присущими косвенным налогам, имеет значительные недостатки, Прежде всего — это сложность администрирования, которые требуют значительных контролирующих мероприятий.

В настоящее время предлагаемые пути развития НДС различны: замена НДС на налог с продаж; принятие единой ставки НДС и исключение льготных ставок для отдельных видов товаров; формирования нового подхода к механизму администрирования данного налога на основе улучшения технологий контроля.

Перспективы развития акцизов в РФ связаны с уточнением перечня подакцизной продукции, дифференциацией ставок, исчислением и уплатой акцизов на спиртосодержащую продукцию и нефтепродукты.

Итак, налоговая система России, в том числе и система косвенных налогов, далеко не совершенна. Тем не менее, по мнению многих исследователей, косвенные налоги являются оптимальными для нестабильной экономики.

Итак, система косвенных налогов должна базироваться на оптимальном сочетании интересов всех социальных слоев общества — предпринимателей, работников, государственных служащих, учащихся, пенсионеров и других, которые имеют большие различия в количестве получаемых доходов, что имеет большое значение для обеспечения социального равновесия в обществе.

Косвенные налоги на бизнес и физических лиц с точки зрения государства

По сравнению с прямыми сбор косвенных налогов для государства представляется более простой задачей. В данном случае основным налогоплательщиком является бизнес, а налоговой базой – выручка от реализации или добавленная стоимость, т.е. показатели, которые несложно проконтролировать во время проверки.

Предприятие может некоторое время не получать прибыль или не иметь в собственности (арендовать) недвижимость, но добавленная стоимость генерируется практически всегда, если ведется хоть какая-нибудь деятельность. Физические лица могут не являться плательщиками НДФЛ (например, пенсионеры), но они любом случае опосредованно платят косвенные налоги, включенные в цену приобретаемых товаров.

Поэтому можно сказать, что, в отличие от прямых, косвенные налоги обязательны для уплаты всеми экономическими субъектами на территории государства.

Кроме того, т.к. эти налоги уплачиваются с оборота, то при наличии инфляции суммы налоговых платежей «автоматически» растут пропорционально росту цен.

Поэтому в государствах с относительно высоким уровнем инфляции и сложностями в налоговом администрировании (к которым относится и Россия) соотношение прямых и косвенных налогов, как правило, сдвигается в пользу последних.

Соотношение прямых и косвенных налогов

Определение степени влияния разных видов налогообложения в РФ необходимо не только для того, чтобы понять, в каком из направлений развивается экономика, но для определения возможности использования наработанного годами опыта разных экономически развитых мировых стран. Вполне понятно, что применение соответствующей системы должно учитывать национальные особенности государства, менталитет его граждан, способы потребления товаров, работ и услуг. Кроме этого, во внимание должна быть принята и действующая структура налоговой системы, составляющей национальную основу фискальной политики.

Чтобы фискальная система оказалась максимально гибкой, учитывающей интересы всех задействованных сторон, необходимо добиться равнозначного вклада каждого вида сборов.

В мировой практике на текущий момент выделяют четыре основных системы, показывающие соотношение прямых налогов и косвенных:

  • англосаксонская. Основная доля приходится на прямые сборы, при этом косвенные составляют небольшую часть. Так, например, в Америке 44 % от всех поступлений составляет подоходный налог;
  • евроконтинентальная. Для нее характерен высокий уровень отчислений на поддержку социального развития и страхования. Основная часть платежей отводится косвенным налогам;
  • латиноамериканская основана на косвенных платежах в бюджет. При этом рост цен и инфляционных процессов приводит к увеличению размеров налоговых отчислений. Поэтому данную систему активно используют при нестабильности экономической ситуации в стране и для защиты государства от финансового кризиса;
  • смешанная используется развитыми странами для расширения диверсификации системы доходов, сглаживая таким образом влияние конкретных видов сборов. Основная задача такой модели связана с тем, чтобы увеличить прямые сборы, но при этом преобладающая доля должна приходиться на поступления от предпринимательской деятельности, а не подоходного налога.

К косвенным налогам — налогам на прибыль в первую очередь — относится НДС. В государственную казну перечисляется добавленная стоимость товара или услуги. Она формируется на протяжении всех этапов его производства. Вносится в бюджет государства только после оказания услуги или приобретения покупателем товара.

Таким образом, бремя НДС ложится на конечных потребителей, а не на реализаторов. Это необходимо для того, чтобы продавцы и производители не уплачивали «налог на налог».

Что касается конечной ставки НДС, она зависит от реализуемого товара или услуги. На сегодня введены такие величины:

  • Базовая ставка налога: 18 %.
  • Величина для некоторых видов продовольственной продукции, товаров для детей — 10 %.
  • НДС на экспортируемые продукты — 0 %.

Законодательством установлен целый ряд работ, товаров и услуг, которые не подлежат обложению НДС. Например, к ним относятся образовательные услуги. Также существует и ряд налогоплательщиков, для которых перечисление налога необязательно. Это, к примеру, предприниматели и юрлица на УСН.

НДС также облагается следующее:

  • Безвозмездная передача продукции, выполнение работ, оказание услуг.
  • Передача на территории РФ каких-либо товаров, оказание услуг, выполнение работ для собственных нужд, растраты на которые не принимаются к вычетам при исчислении налога на прибыль учреждений, предприятий и компаний.
  • Выполнение монтажных и строительных работ для собственных нужд.
  • Импорт — ввоз продукции на таможенную территорию Российской федерации.

НДС: плательщики, размер налога

Платить НДС, в соответствии с российскими законами, обязаны все субъекты бизнеса: ИП, хозяйственные общества. Основные ставки, согласно которым происходит уплата косвенных налогов в рамках НДС, таковы.

1. Товары, вывозимые на экспорт, не облагаются НДС (за исключением некоторых видов сырья).

2. Продукция, относящаяся к продовольственной, а также та, конечные потребители которой — дети, облагается косвенным налогом указанного типа по ставке в 10%.

3. Печатная пресса, лекарства (и иные медицинские изделия, определенные перечнем в главе 21-й НК РФ) — также 10%.

4. Все остальные товары (сервисы, работы) облагаются НДС по ставке в 18%.

Частота внесения НДС в казну зависит от объемов выручки (и это регулируется соответствующими законодательными актами). В некоторых случаях перечислять этот налог предприниматель должен раз в месяц, в других — достаточно делать это ежеквартально (с той же периодичностью в ФНС сдается и декларация по уплате НДС).

Характеристики прямых налогов и косвенных, их отличия друг от друга

Разница между прямыми налогами и косвенными заключается в нескольких основных пунктах. Здесь учитывается сам момент уплаты и связь между налогоплательщиком и предметом налогообложения.

Прямыми налогами являются те, налогоплательщиком которых является тот же субъект, которому принадлежит налогооблагаемый объект. Примером для начисления прямого налога может быть фирма (субъект), получившая прибыль (объект) и заплатившая с нее определенный процент государству или владелец недвижимости, платящий процент государству с кадастровой стоимости владения.

Косвенные налоги тоже платит налогоплательщик, но отличие в том, что ему платит, в свою очередь, другое лицо. К примеру: фирма (субъект) продает продукцию или услугу (объект) покупателю, платит с этого НДС, уже включенный в цену продаваемой продукции или услуги. По сути, налогоплательщик является промежуточным звеном. Здесь платит за все покупатель (даже не подозревая об этом), но не напрямую, а через посредника. Таковы общие отличия. Но есть еще нюансы, которые стоит рассмотреть подробнее.

Виды налогов (прямые и косвенные налоги)

Прямые налоги взимаются с имущества плательщика и его доходов. В качестве имущества выступают те объекты, которыми владеет плательщик – участки земли, недвижимые и движимые объекты, бумаги ценного характера, в качестве доходов – выплаты физлицам сотрудникам (например, в виде зарплаты), прибыль юрлиц, %-ты от различных операций.

То есть прямыми налогами облагается то, что имеется у плательщика. Считаются они в зависимости от стоимостного показателя имущества или величины дохода и подлежат перечислению в государственную казну плательщиком. Данный тип налоговой нагрузки представляет собой стабильное пополнение госбюджета, что составляет его основное достоинство.

Главным недостатком является их открытость для плательщика, что влечет за собой желание последних скрыть реальное положение дел путем занижения налоговой базы и скрытия доходов.

Косвенные налоги – это добавки к реализуемым ценностям, услугам различного характера и произведенным работам. При продажных операциях продавец выставляет покупателю стоимость, увеличенную на сумму дополнительного налога (акцизы, пошлины, НДС). Покупатель оплачивает всю предъявленную стоимость продавцу, в свою очередь, продавец осуществляет перечисления налога государству. Получается, что налоговая нагрузка приходится на конечного потребителя, но в бюджет налог перечисляется через продавца (поставщика), то есть косвенно через посредника.

Скачать налоговые пояснения по налоговым ставкам для акцизов
Скачать налоговые пояснения объекта налогообложения акцизами
Скачать налоговые пояснения “Налогоплательщики акцизов”
Скачать налоговые пояснения “Список подакцизных товаров”
Скачать налоговые пояснения про товары не подлежащие налогообложению акцизом
Скачать налоговые пояснения про “Налоговый вычет по подакцизным товарам”

Главным достоинством косвенных налогов можно назвать их закрытость для лиц, на которых возложено данное налоговое бремя. Потребители покупают товары, оплачивают услуги, уплачивая при этом косвенные налоги, зачастую даже не подозревая и не задумываясь об этом

Такая скрытость имеет важное значение в плане социального и политического положения в стране

Недостаток косвенных налогов в несправедливости распределения налоговой нагрузки среди слоев населения с различным уровнем дохода. Так, граждане с низкими доходами ощущают сильнее повышение цен на величину косвенных налогов, в то время как для богатых граждан это не так значительно. Справедливым было бы применять пониженные ставки в отношении товаров широкого потребления и не облагать налогом вовсе товары, ориентированные на бедные слои населения. Одновременно с этим товары, предназначенные для обеспеченных граждан, нужно облагать более высокими ставками. Частично это и выполняется путем применения различных налоговых ставок (от 0 до 18%).

Еще одним недостатком можно назвать прямую зависимость величины добавляемого косвенного налога от текущей инфляции в стране. Рост цен влечет за собой и повышение налоговой нагрузки.

Отличия прямых налогов от косвенных

Показатель Прямые Косвенные
Носитель налоговой нагрузки Плательщик налога Конечный потребитель
Взаимосвязь с государством Прямая Через посредника (продавца или производителя)
Объект, облагаемый налогом Собственное имущество, доходы различного характера Реализуемые ценности, услуги, работы
Факторы, оказывающие влияние на величину налога Размеры доходов, полученной прибыли, вид деятельности, семейное положение и др. Цены товара, продукции, услуг, их разновидности, тарифы
Зависимость от финансовой и хозяйственной деятельности Зависят напрямую Не зависят
Сложность расчета Сложные Простые
Уровень собираемости Высокий Низкий
Участие в ценообразовании Включаются в цену на стадии производства Включаются в цену на стадии реализации
Степень открытости Открыты (плательщик осознает, что он платит и в каком размере) Закрыты (потребитель часто не осознает факт уплаты)

Соотношение прямых и косвенных налогов

Данный показатель носит важную значимость для характеристики налоговой системы страны.

Для эффективной налоговой модели в РФ требуется установить оптимальное соотношение рассматриваемых видов налогов. Для устойчивого положения государству следует стремиться к такому долевому участию каждого типа налоговых обязательств, при котором будет достигнуто благоприятное положение и для налогоплательщиков, и для страны. При этом нужно учитывать реальные экономические приоритеты и потребности, а также уровень развития государства.

Сегодня в России наблюдается тенденция к формированию налоговой модели смешанного типа соотношения, при которой наблюдается множество разнообразных налоговых обязательств в примерно равном долевом участии. Такое равномерное распределение налоговой нагрузки позволяет исключить возможность влияние какой-то определенной разновидности налога на формирование госбюджета.

Сейчас прямые налоги, перечисляемые организациями, преобладают над налогами, уплачиваемыми физлицами. При этом доля косвенных налогов выше примерно в 2 раза, что обычно характерно для развивающихся стран. Развитые страны делают упор на прямое налогообложение.

Определяя подходящую модель соотношения косвенного и прямого налогообложения нельзя слепо использовать наработки зарубежных стран, необходимо учитывать экономическую и политическую ситуацию в стране, менталитет граждан, особенности российского законодательство в области налогообложения.

Чем отличаются прямые налоги от косвенных

Налог, это обязательное финансовое обязательство, подлежащее уплате государству. Налоговая система в основном делится на две большие категории прямого налога и косвенного налога, состоящие из различного характера налогообложения.

Таблица:

Основа для сравнения Прямой налог Косвенный налог
Значение Прямой налог упоминается как налог, взимаемый с дохода и благосостояния человека, и оплачивается непосредственно правительству. Косвенный налог упоминается как налог, взимаемый с человека, который потребляет товары и услуги и оплачивается косвенно правительству.
Накладные расходы Человек, на которого наложено налоговое бремя. Бремя налога может быть зачислено другому человеку.
Типы Налог на богатство, подоходный, на имущество. Импортных и экспортных пошлин. Налог с продаж, НДС акцизы, таможенная пошлина.
Уклонение от уплаты Возможно Вряд ли возможно, поскольку включен в цену товаров и услуг.
Инфляция Прямой налог помогает в снижении инфляции. Косвенные налоги способствуют инфляции.
Взимается с Лица, ИП, компания, фирма Потребители товаров и услуг.
Действие Прогрессирующий Регрессивный

К прямым налогом относятся

В отличие от прямых, косвенные платежи определяются не доходами налогоплательщиков, а устанавливаются в качестве надбавки к тарифам или ценам товаров.

Приобретая ту или иную продукцию, потребитель платит не только производителю, но и государству. К косвенным налогам относятся те, которые включаются владельцем предприятия в стоимость выпускаемого им товара или оказываемой услуги.

Исчисление пошлины может осуществляться различными способами. В зависимости от этого ее относят к одному из следующих видов:

Расчет налога на добавленную стоимость осуществляется путем определения разницы между НДС, начисленным на произведенный товар, и НДС на приобретение материалов/сырья для его изготовления.

Для каждой отдельной категории товаров устанавливается своя величина акцизов — в индивидуальном порядке. Нередко их размер достигает половины, а то и двух третьих цены продукции или услуги. Помимо вышеперечисленных групп к подакцизным товарам относятся также бензин, топливо, автомобили и проч.

Если есть государство, значит, есть и налоги. Эти принудительные платежи в пользу бюджета страны давно стали неотъемлемой частью жизни людей и компаний. Многие граждане, однако, плохо разбираются в том, какие налоги и каким образом они платят.

Об НДФЛ и налоге на прибыль знают, наверное, все. Но существуют и другие — непрямые сборы, о которых также важно знать. В данной статье мы рассмотрим, какие налоги относятся к косвенным и в чем их отличительная особенность.

Таким образом, реальными плательщиками непрямых налогов являются конечные потребители, а производители продукции выступают в роли посредников — сборщиков платежей. Отсюда и название — «косвенные».


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *