- Договорное право

Перераспределение земельных участков — что это такое?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Перераспределение земельных участков — что это такое?». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Юридическая природа перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, заключается в возможности изменения местоположения границ земельных участков, находящихся в частной собственности, в том числе с увеличением площади таких земельных участков за счет земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Перераспределение земель сельскохозяйственного назначения осуществляется с целью создания территориальных условий для развития различных форм хозяйствования на земле, формирования рациональной и устойчивой системы землевладений и землепользовании, консолидации земельных участков и земельных долей, улучшения использования и охраны земель.

Проекты перераспределения земель могут составляться в следующих случаях:

  • реорганизации сельскохозяйственной организации и приватизации ее земель;

  • выхода членов сельскохозяйственной организации из ее состава после приватизации земель с целью организации крестьянского (фермерского) хозяйства или иной формы хозяйствования;

  • выделения земельных участков для расширения личных подсобных хозяйств за счет земельных долей.

При составлении проекта перераспределения земель с целью проведения реорганизации сельскохозяйственной организации и приватизации ее земель могут быть два основных варианта перераспределения земель:

  • сельскохозяйственные угодья распределяются на земельные доли, которые затем используются реорганизованной сельскохозяйственной организацией на различном праве;

  • собственники земельных долей формируют новые самостоятельные структуры.

При любом из этих вариантов перераспределения земель составление проекта включает:

  • уточнение состава и площадей сельскохозяйственных угодий, подлежащих перераспределению, а при необходимости проведение их инвентаризации;

  • расчет (уточнение) размера земельной доли в гектарах и балло гектарах с учетом среднерайонной нормы бесплатной передачи сельскохозяйственных угодий в собственность граждан;

  • установление площади и размещение сельскохозяйственных угодий, передаваемых в общую долевую и общую совместную собственности, и включаемых в фонд перераспределения земель;

  • установление состава, площадей и местоположения сельскохозяйственных угодий, передаваемых в аренду сельскохозяйственной организации или вновь формируемым структурам;

  • установление состава, площадей и местоположения несельскохозяйственных угодий, передаваемых в общую совместную собственность сельскохозяйственной организации или вновь формируемым структурам;

  • установление границ и площадей земельных участков, занятых зданиями, строениями и сооружениями, передаваемыми вновь формируемым структурам в счет имущественных паев;

  • установление площадей и местоположения земель лесного фонда, передаваемых в безвозмездное пользование сельскохозяйственной организации или вновь формируемым структурам;

  • установление режима и условий использования земель, определение границ и площадей земельных участков, ограниченных в использовании или обремененных правами иных лиц (с использованием материалов ландшафтно-экологического зонирования, рисунок ???).

При составлении проекта перераспределения земель при выходе членов сельскохозяйственной организации с целью формирования крестьянского (фермерского) хозяйства или иной производственной структуры устанавливается:

  • количество земельных долей, испрашиваемых для организации крестьянского (фермерского) хозяйства или иного хозяйствующего образования, их общая площадь и оценка в балло гектарах;

  • местоположение земельного участка, выделяемого для организации крестьянского (фермерского) хозяйства или иного образования, фактический состав и площади выделяемых сельскохозяйственных угодий;

Оформление новых земельных участков после раздела земли

Когда выполнен раздел земельного участка в собственность переходит уже не один, а несколько участков, которые нужно правильно оформить. Если раздел уже выполнен, территория может быть переведена на правасобственности или пользование (постоянное или бессрочное).

После раздела вместо одного участка, образуется несколько отдельных объектов, которые перейдут в собственность разным людям. Чтобы они получили свой юридический статус, им нужно присудить свой адрес. Присвоение адреса это также непростая процедура, которую выполняет орган архитектуры и градостроительства. Именно сюда нужно направить заявление, подкрепленное папкой документов.

Теперь можно ставить новый участок на кадастровый учет, чтобы официально закрепить за собой собственность. Составьте заявление, прикрепите к нему договор с другими собственниками о разделе исходной территории, решениесуда (если обращались в этот орган). Не забудьте взять кадастровый паспорт. Все это нужно отправить в отделение Государственного реестра. Полученная в ЕГРП выписка уже будет указывать новые параметры участка и его владельца.

Получить юридическую помощь по вопросу раздела земельного участка в собственности можно на нашем сайте.

Пополнение фонда в результате земельной реформы

Земельная реформа в 90-х годах, а именно реорганизация колхозов и совхозов, приватизация их земель, формирование коллективно-долевой собственности, привела к появлению земельных излишков, которые стали следующим источником пополнения фонда перераспределения.

Земельная реформа происходила на основании ряда законодательных актов:

  • Земельный Кодекс РСФСР, принятый в 1991г.;
  • Указ Президента РФ № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР (27 декабря 1991г.);
  • Постановление Правительства РФ № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» (29 декабря 1991г.);
  • Постановление Правительства РФ № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса» (04 сентября 1992г.).

Положения данных актов предусматривали осуществление реорганизации и приватизации в срок до 01.01.1993 года путем реализации следующих шагов:

  • формирование комиссий районного и внутрихозяйственного уровня по вопросам приватизации и реорганизации (во всех районах, колхозах и совхозах);
  • выбор коллективным хозяйством параметров реформы: форма собственности на землю, порядок направления заявления на предоставление земельного ресурса в выбранную форму собственности, на выкуп/в аренду участков земли с превышением нормы бесплатного предоставления.

Норма являлась среднерайонной, расчет ее осуществлялся делением общей площади земель в границах всех предприятий района сельскохозяйственного характера (за исключениями, установленными законом) на совокупное количество лиц, трудящихся в сельском хозяйстве, в том числе, пенсионеров и служащих социальной сферы. Совместно с применением такой средней нормы администрации районов были уполномочены использовать дифференциацию норм бесплатного предоставления угодий в собственность в зависимости от плотности населения зон районов.

Несмотря на разницу в плотности населения различных зон, дифференциация в большинстве случаев не применялась. Общая же площадь угодий, составляющих объем совместной долевой собственности, исчислялась перемножением среднерайонной нормы по бесплатному предоставлению и количества лиц, владеющих правом на земельную долю. Таким образом, распределение земельных долей в разных хозяйствах оказалось неравномерным: где-то размер доли получился меньшим, чем среднерайонная норма, в иных хозяйствах он оказался равен ей, а в третьих сложились излишки. Эти излишки отражали разницу между реальной площадью земли предприятия и определенной расчетно через применение среднерайонной нормы и стали очередным поступлением в фонд перераспределения земель.

Порядок действий при перераспределении

Для начала собираем комплект документов. Чтобы выяснить, какие именно документы понадобятся для перераспределения земельных участков именно в вашем случае, следует обратиться в органы местной власти. Статья 39.29 Земельного кодекса гласит, что для перераспределения земельных участков нужно заключить соглашение между собственниками, в целях заключения которого подается заявление.

Заявление о перераспределении земельных участков

Заявление типовое, заполняется легко. Примерную форму можно найти на просторах интернета, однако лучше поинтересоваться в местных органах власти, какой бланк заявления принят в вашем муниципалитете, так как форма заявления не является общепринятой. Также заявление можно подать через госуслуги или по почте.

В заявлении обязательно должно быть указано:

  • ФИО, адрес, паспортные данные (для физ.лиц)
  • Наименование и реквизиты (для юр.лиц)
  • Кадастровые номера участков

Особенности перераспределения земельных участков с 1 января 2022 года

Какие существуют особенности перераспределения земельных участков с 1 января 2022 года? По закону нельзя перераспределить дачные участки. Но это связано лишь с тем, что понятие дачный участок с 2022 года упразднили и заменили на садовый участок. Другие новшества в законодательстве касаются общих изменений в системе кадастра. Они связаны со вступлением в силу с 16.09.2019 закона 150-ФЗ (от 17.06.2019), который предусматривает новый порядок комплексных кадастровых работ для согласования границ земельных участков СНТ, территорий общего пользования и прочих участков, находящихся в собственности граждан. Что же получается в результате перераспределения земельного участка между собственниками? Все просто — возникает новый участок (участки), с другими координатами и площадью. Насчет кадастрового номера – будет ли он изменен или нет, это решит кадастровая палата.

На практике довольно часто встречается ситуация, когда паевая земля находится в аренде у КФХ или сельскохозяйственной организации.

Возникает вопрос – а нужно ли получать согласие арендатора для выдела земельной доли?

Как я упоминал выше, выдел земельных долей подчиняется общим правилам образования земельных участков, закрепленных Земельным Кодексом РФ.

Пункт 4 ст. 11.2 ЗК РФ прямо указывает, что

Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков.

Исключений для выдела земельных долей в этом контексте общие нормы ЗК РФ не содержат.

В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2017), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.07.2017 г., приведена соответствующая правовая позиция:

При наличии согласия всех участников долевой собственности земельного участка сельскохозяйственного назначения на передачу его в аренду выдел собственником земельной доли, обремененной правом аренды, не может осуществляться без согласия арендатора.

При этом необходимо учитывать положения п. 5 ст. 14 Закона 101-ФЗ:

Участник долевой собственности, выразивший на общем собрании участников долевой собственности несогласие с передачей в аренду земельного участка, находящегося в долевой собственности, или с условиями договора аренды такого земельного участка, в случае передачи его в аренду вправе выделить земельный участок в счет принадлежащих ему земельной доли или земельных долей по правилам, установленным пунктом 4 статьи 13 настоящего Федерального закона, и распорядиться выделенным в счет земельной доли или земельных долей земельным участком по своему усмотрению.

И совсем не лишним будет упоминание п. 7 ст. 47 Закон о государственной регистрации недвижимости 218-ФЗ:

В случаях, предусмотренных Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для государственной регистрации права собственности на земельный участок, образуемый при выделе его в счет земельной доли или земельных долей, предоставление согласия арендатора или залогодержателя права аренды исходного земельного участка на образование земельного участка не требуется.

Таким образом, согласие арендатора на выдел земельной доли получать необходимо. Без согласия арендатора Росреестр приостановит регистрационные действия. Это так называемая общепринятая позиция, которая применятся практически повсеместно.

Если исходный участок обременен арендой, то варианта два:

  • получить согласие арендатора на выдел;
  • сделать что-нибудь с самой арендной (к примеру, добиться расторжения договора или признания его недействительным).

Согласие арендатора на выдел земельной доли оформляется в письменном виде и подается в Росреестр совместно с другими документами.

Если выделяющийся пайщик голосовал на общем собрании против передачи участка в аренду или против условий договора, то у него есть право на выдел без согласия арендатора. В этом случае совместно с ПМЗУ в Росреестр необходимо предоставлять заверенный надлежащим образом протокол решения общего собрания, в котором должен быть зафиксирован результат отрицательного голосования.

Перераспределение земельных участков: определение, особенности

Элементарной единицей земельного фонда России признается участок земли. Как объект гражданских и земельных правоотношений он обладает такими характеристиками, как границы, площадь, целевое назначение, виды разрешенного использования. Участок не является чем-то неизменным. Он может быть образован, изменен или ликвидирован.

Суть правовой категории «перераспределение земельных участков» раскрыта в ст. 11.7 Земельного кодекса РФ.

В результате этого юридически значимого события из нескольких ранее существовавших смежных участков образуются новые. В такой трансформации может учувствовать неограниченное количество участков. Все они как самостоятельные объекты гражданских прав прекращают существование в связи с образованием новых.

Фонд перераспределения земельных участков был создан с целью организации государственных территорий конкретно сельскохозяйственного значения. Ключевым фактором в этом вопросе является показатель целевого назначения земель.

Если есть основания для исключения земельного участка и включения его в актив распределительного фонда, то территория не теряет целевого назначения по причине продолжения использования ее для потребностей сельского хозяйства, но после того, как определился собственник или арендатор.

Госфонд перераспределения земель создавался для того, чтобы рационально и грамотно разделить между юридическими и частными лицами все земельные активы. Главная задача — распределить территории для гарантированного соблюдения правил целевого использования.

Перераспределение необходимо для дальнейшей организации хозяйственной деятельности, проведения фермерских работ, расширения сельскохозяйственной деятельности, организации личных подсобных хозяйств, огородничества и садоводства.

Порядок выделения земельного участка в счет земельной доли (земельных долей) из земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящегося в аренде

Порядок выделения земельного участка в счет земельной доли (земельных долей) из земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящегося в аренде

Арендатор по договору аренды использует земельный участок, поставленный на кадастровый учет и находящийся на праве общей долевой собственности граждан. Площадь земельного участка является существенным условием договора.

Действующее законодательство РФ допускает переход права собственности на земельные доли от одного лица к другому, но только в случаях, предусмотренных ст. 12 Федерального закона № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», далее Федеральный закон № 101-ФЗ).

В соответствии с п. 1 ст. 617 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) переход права собственности на сданное в аренду имущество к другому лицу не является основанием для изменения или расторжения договора аренды.

Таким образом, если договор аренды земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, был заключен и в течение срока договора аренды произошло изменение состава участников общей долевой собственности (в том числе, если некоторые из них выбыли, или некоторые продали, а другие приобрели часть земельных долей), это не является основанием для расторжения такого договора как полностью, так и в части.

Федеральный закон N 101-ФЗ предусматривает, что вопросы распоряжения земельными участками, находящимися в общей долевой собственности (в том числе их передача в аренду), принимаются общим собранием участников общей долевой собственности.

Возможность выделения земельных участков в счет долей из состава земельного участка, сданного в аренду, существует исключительно при соблюдении условий, определенных в п. 5 ст. 14 Федерального закона N 101-ФЗ.

В случае если собственник земельной доли на общем собрании согласился с передачей земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, в аренду, но впоследствии продал свою земельную долю иному лицу, новый собственник земельной доли не вправе выделить указанную земельную долю до окончания действия договора аренды.

В случае, если участник общей долевой собственности, голосовавший против заключения аренды, в дальнейшем приобрел дополнительные доли, выделить такие земельные доли в порядке, предусмотренном п. 5 ст. 14 Федерального закона N 101-ФЗ, он может исключительно по истечении срока заключенного ранее договора аренды.

Не согласный с заключением договора аренды и голосовавший на собрании «против» такого заключения, собственник обязан заблаговременно известить арендатора о намерении выделить участок в счет своей земельной доли (земельных долей), а сам выдел производить с таким расчетом, чтобы не препятствовать арендатору земельного участка завершить все сельскохозяйственные работы на выделяемой части.

По истечении действия договора аренды должно проводиться общее собрание участников общей долевой собственности, на котором новый правообладатель земельной доли может заявить о своем несогласии с заключением договора аренды и осуществить выдел соответствующей земельной доли в порядке п. 5 ст. 14 Федерального закона N 101-ФЗ. В противном случае арендатор имеет преимущественное право на заключение договора аренды земельного участка на новый срок.

Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия арендатора земельного участка, из которого при выделе образуются земельные участки (п. 4 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ). При этом, согласно ст. 11.

8 Земельного кодекса РФ в случае образования земельных участков из земельных участков, используемых на основании договоров аренды, арендатор имеет преимущественное право на заключение договоров аренды образуемых и измененных земельных участков на прежних условиях.

Ведение сельского хозяйства характеризуется сезонностью производства, исключительной зависимостью от погодных условий и длительным циклом оборота капитала, в связи с чем сельскохозяйственный товаропроизводитель — арендатор земельного участка планирует хозяйственную деятельность в пределах срока заключенного договора аренды земельного участка. Поэтому стороны этого договора должны надлежащим образом исполнять свои обязательства (ст. 309 ГК РФ). Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются (ст. 310 ГК РФ).

Не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах (п.1 ст. 10 ГК РФ). В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд может отказать лицу в защите принадлежащего ему права.

В случае же нарушения условий заключенного договора аренды должник обязан возместить убытки (ст. 393 ГК РФ).

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (ст. 15 ГК РФ). К тому же, если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.

Соответственно, в случае выдела земельного участка до окончания срока действия договора аренды арендатор имеет право взыскать все причиненные ему убытки, в том числе упущенную выгоду.

Статья 11.7 ЗК РФ Перераспределение земельных участков

Нормами статьи 11.7 Земельного кодекса РФ устанавливается следующее:

  • в случае перераспределения нескольких соседних землевладений создается несколько других соседних участков, а первоначально образованные земли перестают существовать. Если перераспределение происходит в отношении землевладений и участка, изначально сформированные землевладения прекращают существовать, и формируется новое землевладение;
  • если перераспределению подвергаются земли, оформленные на частного землевладельца, их собственники получают соответствующие правомочия на создаваемые землевладения на основании заключенных соглашений между этими владельцами об формировании новых участков земли;
  • при перераспределении землевладений и участков, владельцами которых выступают государство или муниципалитет, между собой либо с частными землевладениями и земельными участками, применяется глава V.4 Земельного кодекса РФ;
  • если вышеуказанный вид перераспределения происходит между частными землевладельцами и органами исполнительной власти государства либо местными органами власти, процедура осуществляется посредством заключения соответствующих соглашений, в соответствиями с условиями которых возникает право частной, государственной, либо муниципальной собственности на формируемые землевладения.

Классификация перераспределения земель

Сегодня законодатель предусматривает такие типы возможной смены земельных границ, которые определяются исходя из их владельцев:

  • при перераспределении участков, собственниками которых являются граждане и организации. В подобных обстоятельствах изменения границ регулируются посредством оформления специального соглашения о перераспределении земель между их владельцами. В это же время государственными органами подготавливается соответствующая разрешительная документация;
  • перераспределение касается только землевладений, находящихся в собственности муниципалитета. Такое возможно в случаях, когда государственные земли переходят от одного ведомства к другому;
  • корректировка границ двух соседних землевладений, когда одним из них владеет частное лицо, а второй является собственностью государства. Этот момент четко регулируется законодателем, предусматривающим возможность проведения необходимых межевальных работ. Также важное значение несет назначение муниципальных земель и вид целевого использования земли владельца.

Стоимость перераспределения земельных участков

Расширение изначально установленных размеров частных землевладений, в итоге проведения мероприятий по перераспределению данных объектов и участков, являющихся собственностью государства или муниципалитета, происходит на возмездной основе.

Размер оплаты при этом устанавливается:

  • согласно предписаниям Правительства нашего государства, относительно землевладений, являющихся федеральной собственностью;
  • согласно установлениям государственных органов субъекта Российской Федерации, касаемо земель, являющихся собственностью субъекта государства, участков с неразграниченной собственностью;
  • в соответствии с указаниями муниципальных органов, касаемо территорий, являющихся собственностью муниципалитета.

Данные о стоимости прирезаемой земли определяются исходя из ее оценки по кадастру.

Сумма будет равна:

  • 15%, если габариты вашего участка не выходят за пределы установленных нормами законодательства нормативов;
  • кадастровой стоимости, если размер земли выше норматива более, чем на 10%.

Как проверить земельный участок перед прирезкой

Чтобы не гадать: удовлетворят вам или откажут в перераспределении земель из-за неизвестных вам ограничений, для Подмосковья запустили новый электронный сервис по предварительной проверке земельных участков. Он рассчитан на арендаторов, которые собираются оформить прирезку чужого земельного участка к основному.

Сервис, позволяет гражданам узнать практически обо всех существующих ограничениях по использованию земельного участка заранее. Для этого:

  1. В разделе «Земля и стройка» на региональном портале госуслуг необходимо найти услугу — «Перераспределение земельных участков»;
  2. Выбрать муниципалитет и указать кадастровый номер или координаты интересующей вас территории.
  3. После этого станет доступна информация о том, не входит ли ваш земельный участок в лесную, охранную или приаэродромную зону, а также короткое резюме, к примеру: строительство на данной территории запрещено. Другими словами, вас уведомляют о возможных проблемах еще до того, как вы обратились за переводом участка в собственность.

Ждем, когда подобный сервис заработает по все России…

Способы выдела: по соглашению и через суд.

Выдел земельной доли сельскохозяйственных угодий обычно происходит на основании решения всех действующих участников-владельцев, которое принимается на общем собрании путем голосования. Итоговый вердикт может предполагать отрицательный вердикт, а результатом положительного рассмотрения становится составление разрешительного документа.

Светлана

Эксперт по недвижимости

Для фиксации привлекаются услуги кадастрового инженера. После проведения комплекса необходимых работ специалист составляет проект межевания. При наличии собственников проводится согласование документа в части определения правильности размера и расположения границ.

В соответствии с действующим законодательством об обороте с/х земель требуется согласовать межевой проект, что делается через СМИ. Если в течение 30 дней с момента публикации возражений не поступило, то проект автоматически приобретает статус одобренного. В документации кадастрового инженера должно быть зафиксировано, что необходимая процедура пройдена и возражений не последовало.

Препятствием для достижения соглашений могут выступать различные обстоятельства и в этом случае привлекается механизм судебного разбирательства.

Причины могут быть связаны со следующими ситуациями:

  • невозможность соблюдения законодательных требований в части размера участка;
  • нарушение интересов действующих собственников и нанесение ущерба их имуществу;
  • сложности с определением правильных границ и территорий;
  • иные проблемы, связанные с разным толкованием вопросов владения участком.

Заявление подается в суд вместе с перечнем основных документов, которые должны подтвердить обоснованность претензий. Также должны быть представлены доказательства, что истец предпринимал попытки мирного урегулирования ситуации.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *