Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Мораторий на проверки малого бизнеса в 2023 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Налоговая анонсировала проект Программы профилактики причинения вреда в сфере применения касс на 2023 год. Это документ, в котором инспекция рассказывает о новых правилах применения контрольно-кассовой техники, которые планируется ввести с января 2023 года.
Профилактические визиты: что это и кого посетят
Сотрудники контролирующих органов могут прийти к предпринимателю или организации с профилактическим визитом. Штрафов и ограничений не будет, инспектор проведёт беседу и предоставит рекомендации. При необходимости составит предписание, по которому до определённого срока нужно будет устранить недочёты.
Занимаются профилактическими визитами ведомства федерального или регионального уровня. Другие этим заниматься не могут.
Визиты могут быть:
- Обязательными. Отказать нельзя, но для малого и среднего бизнеса подобные визиты контролирующими органами не планируются. Их проводить будут для образовательных учреждений.
- Необязательными. Предприниматель или организация может отказаться, но решение должно быть мотивированным и отправлено как минимум за три рабочих дня.
Так что будет теперь? Конечно, нельзя говорить о том, что отныне малый бизнес и другие предприятия будут постоянно проверять. Ведь мы знаем, в какой стране живем, и что не всегда такие проверки могут положительно влиять на сотрудников. Это может иметь негативные тенденции для всех.
Но если рассматривать идеальную ситуацию, то фактически на данный момент появилось больше причин и оснований, по которым проверка может быть осуществлена.
Теперь каждый, кто считает нужным, даже если он не имеет никакого отношения к работодателю, может пожаловаться.
Такая жалоба является полным основанием для того, чтобы инспекция моментально отреагировала на такие факты и приехала на предприятие.
Например, все прекрасно знают, что многие работодатели грешат тем, что не хотят оформлять в штат сотрудников именно по трудовому договору. Они советуют всему персоналу (конечно, если их мало) зарегистрировать себя как индивидуальные предприниматели и платить все полагающиеся налоги и сборы самостоятельно. Это снимает ответственность с работодателя за то, что некий ИП не оплатил налог, социальный взнос и т.д. При этом сама компания имеет полное право не платить таким сотрудникам никаких компенсационных выплат ни при увольнении, ни при выходе на пенсию, больничный и т.д. Социального пакета для ИП именно от работодателя нет.
Формы внеплановых налоговых проверок в 2021 году
С 1 июля 2021 года на основании 248-го закона налоговые органы могут навестить представителей МСП, используя следующие формы проверок:
-
Контрольная закупка – позволяет оценить соблюдение требований при продаже товаров или услуг, выполнения работ. Проводится без предварительного уведомления.
-
Мониторинговая закупка – проводится для того, чтобы направить товары или результат оказания услуг на дальнейшую экспертизу. Проводится без предварительного уведомления.
-
Выборочный контроль – отбор проб (образцов) товаров в местах хранения или продаж для определения степени их безопасности. Проводится по согласованию с прокуратурой, а также в том случае, если ранее были нарушения и нужно проверить устранение.
-
Рейдовый осмотр – проверка того, как каждый из владельцев соблюдает требования по эксплуатации объекта контроля. Проводится по согласованию с прокуратурой, по требованию правительства или президента, а также при наличии угрозы для людей, окружающей среды или культурного наследия.
-
Документарная проверка – проводится без предварительного согласования, подразумевает изучение документов, относящихся к деятельности компании, ее организационно-правовой форме, а также к исполнению требований контролирующих органов.
-
Выездная проверка – позволяет оценить соблюдение действующих требований контролирующего ведомства, а также полученных предписаний. Проводится по согласованию с прокуратурой, организация получает уведомление за сутки до начала мероприятия.
-
Выездное обследование – визуальная оценка соблюдения требований (например, инспекторы могут изучить входную группу с точки зрения удобства маломобильных граждан). Проводится без предварительного уведомления.
Как подготовиться к проверке
Визит сотрудников надзирающих органов не означает, что они могут получать любые данные от любых работников предприятия. У проверяющего, как и проверяемого есть определенные права и обязанности. Например, проверять бизнес можно только в присутствии собственника или его доверенного лица, и только они могут давать разъяснения по вопросам финансово-хозяйственной деятельности. Наемные работники могут отвечать проверяющим только в рамках своих должностных инструкций — то есть только о своей работе, не давая оценку и не делая выводы о предприятии в целом.
По статистике, во время проверок малого бизнеса чаще всего выявляют семь основных видов нарушений. Соответственно, чтобы подготовиться к проверке, нужно проконтролировать правильное документальное оформление и аргументацию таких событий:
За каждое выявленное нарушение надзорными органами будет устанавливаться сумма штрафа. Она соответствует значимости правонарушения, иногда могут только вынести предупреждение.
УСПЕЙТЕ ДО НГ!
Самый посещаемый курс «Клерка» про управленческий учет проходят уже более 100 ваших коллег. Успейте записаться на курс по старой цене 2021 года. Потом – дороже. Оплатите сейчас, учитесь в 2022 году в удобном потоке.
Налоговым кодексом предусмотрены плановые и внеплановые проверки (согласно пп. 2 п. 1 ст. 32 НК РФ). Оформили информацию о них в таблице ниже.
Виды проверок / Свойства
Проверки, которые проводятся по заранее установленному плану.
Проверки, которые проводятся по уведомлению налогового органа.
по заявлению потребителей либо третьих лиц.
Основание для визитов налоговых инспекторов
Налоговые органы обязаны регулярный осуществлять контроль (согласно требованиям налогового законодательства).
отсутствие реакции на предписание налогового органа в рамках оговоренного срока;
если проверка является условием для выдачи специального разрешения (лицензии) или разрешения (согласования);
обращение граждан (с доказательствами) об угрозе и причинению вреда организацией или бизнесменом жизни, здоровью граждан, животных, растений, окружающей среде, объектам культурного наследия народов России, безопасности государства;
нарушение прав потребителей; нарушения требований к маркировке товаров;
обнаружение фактов, которые могут вести к нарушениям;
отдельное поручение Президента РФ, Правительства РФ, требование прокурора на основании предоставленных фактов.
Согласно налоговому Законодательству налоговая проверка обязательно произойдет по факту предоставления налоговой отчетности — сообщается на официальном сайте ФНС.
Изменения в составе отчетности компаний и ИП
С 1 января, после объединения пенсионного и социального фондов России, у предпринимателей появилась обязанность предоставлять единый ежемесячный отчет по работникам «Персонифицированные сведения о физических лицах» до 25 числа месяца, но уже в налоговую, а не в ПФР. Таким образом, свой первый такой отчет компании и ИП направят уже в феврале. Отметим, что отчет заменяет собой пять отмененных форм отчетности, что должно ощутимо разгрузить бизнес.
Другая хорошая новость для предпринимателей связана с сокращением отчетности по налогу на имущество. Так, с 1 января компании не будут подавать декларации по налогу на имущество в части недвижимости, если налоговая база по ней определена на основании кадастровой стоимости. При этом ФНС будет информировать налогоплательщиков об исчисленной сумме налога.
Мораторий на проверки малого бизнеса
В декабре 2015 года Президент России Владимир Путин подписан закон об установлении моратория на проверки малого бизнеса. Цель принятия закона – снизить давление ФНС и прочих контролирующих органов на субъекты малого предпринимательства и тем самым создать благоприятные условия для развития малого и среднего бизнеса.
Согласно закону, запрет на проверки малых предприятий и ИП действует с 01.01.2016 по 31.12.2023 года.
В рамках «надзорных каникул» со стороны контролирующих органов запрещены следующие виды проверок:
- контрольные мероприятия, осуществляемые фискальной службой с целью проверки соблюдения налогового законодательства;
- проверки Ростехнадзора, которые орган осуществляет внепланово (на основании жалоб, по факту аварии на производстве либо в связи с прочими чрезвычайными происшествиями на предприятии);
- контроль организации со стороны прокуратуры и ФТС (соблюдение правил трудового законодательства, проверка операций импорта/экспорта, т.п.).
Отметим, что в период с 01.01.2016 по 31.12.2023 года запрещены проверки прокуратурой работодателей-субъектов малого бизнеса, осуществляемые на основании жалоб работников. В то же время сотрудник, чьи трудовые права нарушение работодателем, может подать жалобу в Трудовую инспекцию, которая, в свою очередь назначит внеплановую проверку организации.
Как вести себя предпринимателю, если на горизонте внеплановые проверки бизнеса
Если на территорию предприятия нельзя попасть, минуя пост охраны, руководитель будет наверняка предупрежден о визите проверяющих и сможет сопровождать их.
Законодатель предусмотрел необходимость присутствия в ходе проведения контрольных мероприятий предпринимателя или его представителя, однако на деле сотрудники ФНС могут зафиксировать нарушения сразу, как попадут на территорию проверяемого предприятия.
Чтобы свести к минимуму неприятные последствия, рекомендуется:
-
продумать систему безопасности, чтобы исключить беспрепятственное попадание посторонних на территорию;
-
проинструктировать работников о правилах общения с инспекторами.
В отсутствие руководителя или уполномоченного им лица выездная проверка проводится только в чрезвычайных ситуациях, например когда причинен вред здоровью людей или животных.
Перед началом выездной проверки предприниматель имеет право убедиться в полномочиях сотрудников ФНС:
-
Изучить удостоверения проверяющих, в том числе записать их данные.
-
Принять и изучить копию приказа о проверке, удостоверить своей подписью факт ознакомления. В приказе отражаются цели проверки, виды мероприятий по контролю, состав комиссии, срок проведения и другие условия.
В 2023 году бизнес ждут следующие изменения:
- переход на единый налоговый платеж;
- уплата взносов в единый социальный фонд;
- изменение критериев перехода на упрощенку;
- проверки IT-компаний;
- второй этап перехода на АУСН;
- повышение акцизов;
- возобновление валютных проверок;
- увеличение МРОТ;
- изменение по ГПХ;
- приостановка плановых и внеплановых проверок;
- товарные знаки станут доступны для самозанятых;
- штрафы за отсутствие маркировки интернет-рекламы;
- ювелирный бизнес перейдет на ОСНО;
- маркировка новых групп товаров;
- возможность оплаты qr-кодом станет обязательной.
Незавершённые проверки
Если на 10.03.2022 внеплановая проверка не завершена, её проведение недопустимо до момента составления акта и внесением органом контроля/надзора соответствующих сведений в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, Единый реестр проверок (см. далее). За исключением внеплановых мероприятий и проверок, проведение которых разрешено в рамках моратория (см. всю таблицу выше).
Проверки, проведение которых недопустимо в силу моратория и они не завершены на 10.03.2022, должны быть окончены в течение 5 рабочих дней с этой даты путем составления акта и внесением органом контроля/надзора соответствующих сведений в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, Единый реестр проверок.
Предписание об устранении выявленных нарушений контролируемому лицу выдадут исключительно в случае, если в ходе проверки были выявлены факты нарушений, влекущих непосредственную угрозу:
- причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью;
- возникновения ЧС природного и техногенного характера;
- ущерба обороне страны и безопасности государства.
Прокурорской проверке регламент не писан
Проверку прокуратуры можно назвать непредсказуемой и потому наиболее опасной для ИП. Причина кроется в том, что правовое регулирование для прокуратуры как надзорного органа фактически отсутствует. Более 10 лет назад (18.02.2000 г.) Конституционный суд РФ принял Постановление № 3-П, в котором отметил, что сроки и процедура прокурорских проверок законодательно не утверждены. Новых документов по этому поводу с тех пор не принималось. Поэтому остается руководствоваться косвенными правовыми актами:
- Федеральный закон «О прокуратуре РФ»;
- разъяснения Конституционного суда РФ;
- документы, изданные самой Генеральной прокуратурой.
Из этих документов следуют лишь 3 момента, касающиеся регламента проверки, которые прописаны четко и однозначно.
- Служащие прокуратуры при проведении проверки должны рассматривать только то, что касается подозреваемого ими правонарушения. В основную деятельность предприятия вмешиваться им не положено.
- Срок проверки не превышает 30 дней. Но не потому, что таково положение о сроках, а по причине того, что именно в месячный срок прокуратура должна дать заявителю ответ на обращение, послужившее поводом для этой проверки.
- Реакция прокурора в случае, если проверка установила нарушение, может быть выражена в следующих формах:
- постановление;
- протест;
- представление;
- предостережение.
Как оспорить предписание прокурора?
Если в отношении Вашей организации прокурором все-таки вынесено предписание, то за разъяснением каких-либо его положений, вызывающих вопросы, можно обратиться непосредственному к должностному лицу, которое его вынесло.
Если же Вы полностью не согласны с вынесенным предписанием, следует обращаться в суд.
Заявление об оспаривании решения прокурора подается в суд не позднее трех месяцев со дня, когда стало известно о его вынесении. При этом закон содержит оговорку о том, что при наличии уважительных причин пропущенный трехмесячный срок может быть восстановлен судом.
Заявление об оспаривании представления прокурора должно содержать:
- наименование и адрес суда, куда подается заявление,
- наименование и данные заявителя,
- данные предписания и наименование органа, которым это предписание вынесено,
- доказательства того, что предписание является незаконным,
- требование об отмене предписания,
- при необходимости – ходатайство о приостановлении действия предписания
К заявлению следует приложить все документы, на которые Вы ссылаетесь, а также доказательства, подтверждающие Вашу позицию.
Такие дела Арбитражный суд рассматривает в течение трех месяцев со дня поступления заявления в суд. Этот срок может быт продлен судом до шести месяцев по причине особой сложности дела.
Что может стать причиной внеплановой проверки малого бизнеса
Если предприятие замечено в грубом нарушении законодательных норм, налогового кодекса или прав потребителя, то проверок от разных инстанций не избежать. В остальных случаях предсказать внеплановую проверку достаточно сложно — здесь играют роль множество факторов, в том числе и человеческий.
В первую очередь, должно насторожить то, что налоговики вдруг потребовали от ИП или организации полный пакет документов или какие-либо пояснения по своей предпринимательской деятельности. Нужно просмотреть, с какими контрагентами были совершены сделки за последнее время — возможно среди них есть субъект, давно находящийся под подозрением у ФНС.
Чаще всего налоговые проверки происходят по таким причинам:
- налоговая база сформирована с ошибками и противоречиями;
- отчисления бизнеса по налогам ниже, чем в среднем по данной отрасли;
- в отчетности за этот год имеются значительные отличия финансово-хозяйственных показателей от значений в прошлом году;
- ФНС получила сведения, которые противоречат показаниям предпринимателя в его отчетности;
- налоги платятся с опозданием, отчетность сдается не вовремя.
Спровоцировать внеплановую проверку также может конфликт с конкурентом — владелец предприятия может подать заявление с серьезными обвинениями в прокуратору или в другие органы.
Правительство продлит мораторий на проверки малого бизнеса на 2022 год
Ограничения на проведение проверок в отношении некоторых категорий предприятий были введены постановлениями Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 438 и от 30 ноября 2020 г. № 1969. В частности, в 2020 и 2021 гг. бремя проверок облегчили для малого и среднего бизнеса. Проверять деятельность таких предприятий предписывалось только в случаях, указанных в этих постановлениях. Но на практике возник вопрос о пределах действия этих ограничений.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 1 апреля 2020 г. № 98-ФЗ, вносящего изменения в законодательство о предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций, Правительству РФ было предоставлено право принимать решения о порядке проведения контрольных мероприятий в отношении бизнеса в части, предусмотренной тремя специальными федеральными законами: Законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ), Законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» и вступающим в силу с 1 июля 2021 г. Законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248-ФЗ).
Однако отдельные сферы не подпадают под действие Закона № 294-ФЗ, например таможенный, налоговый, валютный контроль, финансово-бюджетный надзор, банковский и страховой надзор. Постановление Правительства РФ № 438, распространявшее свое действие на 2020 г., прямо предусматривало мораторий на проведение проверок малого и среднего бизнеса, не охваченных действием Закона № 294-ФЗ, за исключением налогового и валютного контроля. Но проведение проверок в 2021 г. регламентировано Постановлением Правительства РФ № 1969, в котором положения о запрете проверок в указанных областях отсутствуют. Потому и возник вопрос о действии моратория на проведение проверок в таможенной, финансово-бюджетной, банковской, страховой и иных сферах, перечисленных в п. 3.1 ст. 1 Закона № 294-ФЗ, за исключением налоговой и валютной, по аналогии с запретом, установленным на 2020 г. Постановлением Правительства РФ № 438.
Генеральная прокуратура РФ, осуществляющая надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов, в своем Письме от 16 марта 2021 г. № 76/2-573-2018 «О применении положений постановления Правительства РФ от 30 ноября 2020 г. № 1969» вполне ожидаемо упомянула, что не уполномочена разъяснять действующее законодательство. Очевидно, эта оговорка сделана для того, чтобы исключить использование официальной позиции контрольного органа для оспаривания результатов государственных и муниципальных проверок.
Тем не менее дальше в этом письме указывается, что мораторий на проведение проверок действует в отношении тех контрольно-надзорных мероприятий, которые предусмотрены законами № 294-ФЗ и № 248-ФЗ. Надо учитывать, что Постановление Правительства РФ № 1969 содержит отсылки к Закону № 248-ФЗ, вступающему в силу 1 июля 2021 г. При этом согласно п. 4 и 5 ст. 2 названного закона он не распространяется на налоговый, валютный, таможенный, финансовый контроль, контроль (надзор) за деятельностью кредитных организаций и банковских групп, некредитных финансовых организаций и иные виды контроля (надзора). Это значит, что в 2021 г., например, в налоговой, таможенной и валютной сферах проверки будут осуществляться в общем порядке. Исключение было сделано для субъектов малого предпринимательства, которых по общему правилу запрещено включать в ежегодные планы проверок согласно п. 7 Постановления Правительства РФ № 1969, кроме случаев, установленных п. 8 этого постановления.
Важно иметь в виду, что в ч. 3 и 3.1 ст. 1 Закона № 294-ФЗ перечислены сферы, которые не подпадают под действие этого закона. Причем список внушительный. Аналогично в п. 4 и 5 ст. 2 Закона № 248-ФЗ перечислены виды государственного (муниципального) контроля, при осуществлении которых положения этого закона не применяются. Потому предпринимателям при планировании своей деятельности и работе с контрольно-надзорными органами в 2021 г. следует внимательно изучить законодательство или проконсультироваться с юристом. Это позволит установить, может ли предприятие рассчитывать на освобождение от проверок.
По общему же правилу, установленному п. 7 Постановления Правительства РФ № 1969, от проведения проверок в 2021 г. освобождаются субъекты малого предпринимательства. Исключения из этого правила содержатся в п. 8 указанного постановления. Проверки субъектов среднего предпринимательства осуществляются в общем порядке, без каких-либо изъятий.
Прокуратурой области и контрольно-надзорными органами завершен второй этап формирования регионального сегмента сводного плана проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год.
Всего на 2021 год органами контроля (надзора) Костромской области запланировано 1723 проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. По результатам рассмотрения прокуратурой области 324 (19 %) проверки отклонены как включенные в план с нарушением требований нормативных актов.
Проведена работа по совмещению сроков проверок несколькими органами контроля в отношении одного проверяемого лица.
Вместе с тем Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2020 № 1969 введен запрет на проведение в 2021 году плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого предпринимательства, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Исключением из данного запрета являются плановые проверки:
— лиц, деятельность или (и) производственные объекты которых отнесены к категориям чрезвычайно высокого и высокого рисков либо 1, 2 классам опасности, I, II, III классам опасности производственных объектов и гидротехнических сооружений;
— при осуществлении лицензионного контроля;
— лиц, осуществляющих деятельность в сфере здравоохранения, образования, социальной сфере, в области производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, включенных в перечень, определенный Постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 № 944;
— субъектов, в отношении которых имеется вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения, или административного наказания в виде дисквалификации или административного приостановления деятельности либо принято решение о приостановлении действия и (или) аннулирования лицензии, и с даты проверки, по результатам которой вынесено указанное решение прошло менее 3 лет;
— плановые проверки в рамках отдельных видов федерального надзора (радиационная безопасность, государственная тайна, атомная энергия).
Кроме того, срок проведения плановых проверок, дата начала которых наступает после 30 июня 2021 года, сокращен до 10 рабочих дней.
Прокуратурой области проводится работа по исключению из регионального сегмента сводного плана проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год плановых проверок в отношении малого бизнеса.
Работа по корректировке сводного плана в соответствии с п. 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2020 № 1969 будет завершена до 15.12.2020.
Мораторий на проверки малого бизнеса продлен на 2022 год
+ Диалектическая взаимосвязь производительных сил, производственных отношений и хозяйственного механизма, действующих в условиях частной собственности на средства производства, свободы предпринимательства и свободной конкуренции
— Производительные силы, материальные и трудовые ресурсы, находящиеся в свободном для предпринимателей доступе
14. Что лежит в основе любого предпринимательства?
+ Четкая направленность на получение финансового результата
— Желание максимально удовлетворить потребности общества в товарах и услугах
— Желание занять максимально перспективную нишу на рынке
15. Коллективное предпринимательство осуществляется группой граждан на основе:
— Четкого разделения ответственности в зависимости от доли участия в предприятии
+ Личных интересов каждого из них
— Равноценного участия в деятельности предприятия
16. Производственное предпринимательство — вид бизнеса, основу которого составляет:
— Материальное производство и оказание услуг
+ Материальное, интеллектуальное и духовное производство
17. Экономической основой индивидуального предпринимательства является … собственность.
18 — тест. Экономической основой государственного предпринимательства является … собственность.
19. Финансовое предпринимательство — вид бизнеса, основу которого составляют:
+ Деньги, в том числе иностранная валюта, ценные бумаги
20. Семейное предпринимательство может осуществляться на основе:
+ Совместного владения крестьянским (фермерским) хозяйством и/или приватизированным жильем
— Юридически подтвержденных родственных связей
— Долевого владения производительными силами
21. Предпринимательство на основе частичной занятости предполагает:
— Вынужденное занятие иными видами деятельности, приносящими доход
— Одновременную реализацию нескольких коммерческих проектов
+ Совмещение или чередование занятия предпринимательством с другими видами производственной и непроизводственной трудовой деятельности
22. Экономист И. Шумпетер выделял следующие побудительные мотивы деятельности предпринимателя:
— Постоянное желание рисковать, потребность во влиянии
+ Стремление к успеху, внедрение инноваций
— Удовлетворение от самостоятельного ведения дел, постоянное желание рисковать
23. Укажите вид предпринимательства, который предусматривает постоянные торгово-обменные операции по купле-продаже товаров:
24. Предпринимателю необходимы навыки:
— Экономические, производственные, концептуальные
+ Экономические, коммуникативные, технологические
25. Что является источниками формирования предпринимательской идеи?
— Конкуренция, инновации, товарный рынок
— Экономическая нестабильность, товарный рынок, конкуренция
+ Конкуренция, географические и структурные «разрывы», достижения НТП
26. В какой форме регистрируют индивидуальное предпринимательство?
27. Финансовыми ресурсами производства являются:
— Здания и оборудование
28. Кого относят к юридическим лицам?
Постановление, о котором было сказано выше, принято для снижения административной нагрузки на малый бизнес и быстрого экономического роста. Однако мораторий будет действовать не для всех субъектов предпринимательства и не всегда.
Полностью освобождены от плановых проверок:
- некоммерческие объединения, в которых работает в среднем не более 200 сотрудников. Исключение — некоммерческие организации, признанные иностранными агентами, и политические партии;
- ООО и ИП, которые относятся к малому и среднему бизнесу.
Причинами для внеплановой проверки таких предприятий могут быть:
- персональные проверки — если мониторинг деятельности бизнеса производится в рамках поручения правительства или президента РФ относительно конкретного юридического или физического лица;
- мероприятия, которые осуществляются для контроля выполнения предписаний предыдущей проверки. Предприниматель или ООО должны продемонстрировать, что приняты меры для предотвращения угрозы здоровью и жизни граждан;
- факты угрозы или совершения вреда жизни и здоровью граждан, а также если имеется опасность возникновения чрезвычайной ситуации. Проверка должна быть согласована с прокуратурой;
- выявление неправдивых сведений, указанных в лицензионных документах, а также проверки предприятия перед восстановлением действия лицензии;
- требование прокуратуры, когда основанием для проверки служит обращение граждан или материалы дела;
- выявление грубого нарушения законодательства предпринимателем или ООО;
- принудительная приостановка деятельности бизнеса.
С 1 июля вступает в силу принятый ранее закон № 248 от 31.07.2020 г. Теперь инспекторы смогут проводить не выездные проверки, а инспекционные визиты, а длительность проверки составит максимум 10 дней. К тому же контрольные мероприятия могут проводиться дистанционно — онлайн через видеосвязь.
Проверку могут инициировать не только налоговики, но и другие ведомства: ФСС, ПФР, ФМС, Роспотребнадзор, пожарная служба, трудовая инспекция и др.
Если предприятие замечено в грубом нарушении законодательных норм, налогового кодекса или прав потребителя, то проверок от разных инстанций не избежать. В остальных случаях предсказать внеплановую проверку достаточно сложно — здесь играют роль множество факторов, в том числе и человеческий.
В первую очередь, должно насторожить то, что налоговики вдруг потребовали от ИП или организации полный пакет документов или какие-либо пояснения по своей предпринимательской деятельности. Нужно просмотреть, с какими контрагентами были совершены сделки за последнее время — возможно среди них есть субъект, давно находящийся под подозрением у ФНС.
Чаще всего налоговые проверки происходят по таким причинам:
- налоговая база сформирована с ошибками и противоречиями;
- отчисления бизнеса по налогам ниже, чем в среднем по данной отрасли;
- в отчетности за этот год имеются значительные отличия финансово-хозяйственных показателей от значений в прошлом году;
- ФНС получила сведения, которые противоречат показаниям предпринимателя в его отчетности;
- налоги платятся с опозданием, отчетность сдается не вовремя.
Спровоцировать внеплановую проверку также может конфликт с конкурентом — владелец предприятия может подать заявление с серьезными обвинениями в прокуратору или в другие органы.
Сейчас активно формируется новая система проверок ИП и ООО. При этом сокращается число и плановых, и внеплановых мероприятий, а информация о запланированных визитах имеется в открытом доступе.
Например, через онлайн-сервис Генпрокуратуры «Единый реестр проверок» можно найти информацию о запланированных проверках на 2021 год. ФНС публикует документ с данными по плановым контрольным мероприятиям на своем сайте — каждый может скачать документ и выполнить поиск своего предприятия по ИНН.
Если ООО или ИП нашел себя в списке проверяемых в 2021 году, но на него распространяется действие моратория, то просто игнорировать полученную информацию не стоит. Чтобы исключить себя из реестра проверяемых, нужно:
- подать заявление по форме № 1268 «Об утверждении правил подачи и рассмотрения заявления об исключении проверки юридического лица и ИП из ежегодного плана правовых проверок»;
- приложить к заявлению обосновывающую документацию (справку о численности сотрудников, копию книги учета доходов и расходов и др.).
У контролирующего органа будет 10 дней на рассмотрение полученного заявления. После чего данные о предприятии будут исключены из реестра или заявитель получит аргументированный отказ.
Писать заявление можно не только до начала проверки, но и если она уже инициирована сотрудниками ведомства. В этом случае на время рассмотрения заявления все мероприятия приостанавливаются.