Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Вор в законе — кто это, требования к кандидату и особенности посвящения». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Истоки явления обычно находят в еще дореволюционной России. Еще в начале 18 века в Российской империи появлялись организованные преступные группировки со своими правилами и установками. Кроме того, там же появились негласные лидеры-воры (яркий пример — Ванька-Каин).
В современном же понимании воры в законе появились в 1930-х в СССР. В то время происходили массовые репрессии и ссылки уголовников в трудовые лагеря. В них зарождался современный «воровской мир» — культура со своим обществом и строгой иерархией, языком (сленгом) и негласным сводом правил.
Воровской мир — это совокупное понятие. Суть явления в том, что часть заключенных в лагерях не хотели подчиняться надзирателям и законам СССР, отвергали общественные нормы и моральные устои. На замену им пришел негласный свод «воровских понятий», по которому и жили заключенные. Вокруг этих понятий появился воровской мир и воры в законе.
Ключевые позиции воровских понятий включают в себя: отвержение общественных устоев, неприятие сотрудничества с властью и полицией в любой форме, отказ от семьи, отсутствие политических взглядов. Кроме этого, по воровским понятиям каждый вор должен держать свое слово и выполнять свои обещания.
Подробности церемонии «коронации» вора в законе известны очень ограниченному кругу лиц, как и большая часть ритуалов криминального мира. Тем не менее, как и в любой достаточно развитой сфере деятельности, в порядке приема в воры «в законе» существует утвержденный порядок действий и обычаи, которые нужно хранить — и они как раз известны.
Общая информация все же позволяет представить картину событий: желающий получить статус «законника» член синдиката обязан отвечать довольно большому количеству строгих требований. Во-первых, кандидат должен заниматься видом деятельности, который требует особых умений, вроде домушников или тех, кто вскрывает сейфы, их называют «медвежатниками». Во-вторых,
обязательно наличие двух или более судимостей, при этом у будущего вора «в законе» не должно быть никаких контактов с представителями власти и, как ни странно, карточных долгов.
Особое значение имеет образ жизни «по понятиям». Кроме того, вор «в законе» не имеет права быть гомосексуалом.
После того, как кандидат подтверждает соответствие требованиям, по всем тюрьмам и другим местам обитания его коллег по «масти», то есть по специализации, рассылаются записки, в которых указаны намерения индивида подняться вверх по социальной лестнице.
В случае, если один из адресатов выступает против назначения вора «законником», он должен представить доказательства и сведения, согласно которым кандидат нарушал законы братвы. При этом, в отличие от преступлений против законов государства, у этого проступка не может быть срока годности.
Если конфликтов не осталось, назначается собрание — сходка, на которой должны присутствовать два вора «в законе», которые в дальнейшем будут выступать на церемонии на правах поручителей новичка.
Предпочтительным местом для торжественного мероприятия считается тюрьма, но в случае, если все действующие лица на данный момент находятся на свободе, принято совмещать «коронацию» со свадьбой или празднованием большого праздника. Ритуал предполагает оголение торса и ступней будущего «законника» — это делается для того, чтобы ответственный за проведение обряда вор мог изучить все татуировки, которыми обладает кандидат.
Кожа любого вора представляет собой его своеобразную краткую биографическую справку, в которую иногда вносят неприятные моменты жизни, вроде измены братве.
Далее соискатель на новую должность произносит клятву, в которой присягает своему клану и обещает придерживаться всех традиций и обычаев братанов. После присяги произносят нечто похожее на свадебный ритуал священника: «если кто-то против, то пусть скажет сейчас» и так далее.
После завершения действия уже состоявшемуся вору в законе наносят новые татуировки. Известны три «наколки», по которым можно узнать законника: две звезды под ключицами символизируют авторитет, две звезды на коленях «бьют» в знак того, что носящий татуировку никогда не склонится перед законом, а пронзенное кинжалом сердце буквально означает «смерть за измену».
Филологи считают, что слово «вор» произошло от глагола «врать», «вру». Именно поэтому в период Смуты и несколько веков позднее ворами называли не только людей, занимавшихся кражами и хищениями, но и авантюристов, «задумавших худое». Например, Лжедмитрий II, пытавшийся обманом получить царский трон, получил в народе прозвище «Тушинский вор». Да и в дальнейшем закоренелых преступников клеймили надписью на лбу «вор», независимо от характера их преступления. Так, царским указом от 1691 года людей, выпущенных с тленной экзекуции, было велено отправлять в ссылку, обозначив буквой «В» на лбу: «с целью этого, если в дальнейшем кто именно с этих грабителей с ссылки убежит, а объявится в Столице, существовало б вследствие того постичь». Позднее существовала определена новейшая модель клеймения устанавливали на лбу литеру «В», а в щеках «О» и «Р».
После окончания войны криминальное прошлое отдельных фронтовиков вновь дало о себе знать, и многие опять вернулись в лагеря. Здесь и состоялась встреча с коллегами, осудившими их желание защитить Родину. В их глазах воры фронтовики, пойдя на службу к власти, ссучились. Оттого их и прозвали суками. Другими обидными прозвищами фронтовиков были «польские воры», «автоматчики», «военщина». Между вчерашними корешами в лагерях развернулась война не на жизнь, а на смерть. В 1948 году на пересылке в Ванино фронтовики объявили новый воровской закон. После этого и началась полномасштабная первая сучья война. Как вспоминали очевидцы, ножи и стволы тогда суки собирали по всей Колыме. Обладая боевым опытом, а иногда и численным преимуществом, они стали одерживать верх. В таких условиях перед ворами старой формации встал непростой выбор умереть от ножа или стать ссученным. Отказников эксколлеги далеко не попросту уничтожали, а «трюмили» били арматурой и прессовали стальными ставнями. Отчего многие не выдерживали и ломались, переходя в стан ссученных. К концу 50х от тысяч правильных воров образца 30х годов осталось лишь 3%. В таких условиях, чтобы выжить, воры должны были частично изменить свой кодекс. Именно поэтому на одной из всесоюзных сходок было принято решение, что воры могут занимать в лагерях должности бригадиров и парикмахеров. Получив бригадирскую должность, вор формально не только вставал на путь исправления, но и получал реальные рычаги для отстаивания воровской идеи. А должность парикмахера предполагала свободный доступ к колюще режущим предметам, которые на зоне могли обеспечить преимущество противостоянии. В результате, к истоку 60х годов правительство опрометчиво решили, что навсегда искоренили воровское движение в СССР. Однако данное существовало далеко не таким образом.
Кто может претендовать на громкий титул, и как назначают воров в законе
В уголовном мире титул является одним из самых высоких — претендовать на него могут только преступники, действительно отвечающие всем воровским «понятиям». Вором в законе может стать человек, который:
- пользуется уважением среди других воров и неоднократно подтверждал свою приверженность законам преступного мира;
- никогда не был замечен в каких-либо контактах или сделках с представителями власти или тюремной администрации;
- не имеет карточных и иных долгов — уголовный мир крайне чувствительно относится к понятию долга и не уважает тех, кто не умеет расплачиваться по своим обязательствам;
- никогда не совершал подлостей по отношению к другим представителям преступного мира;
- хотя бы раз отбывал срок в тюрьме — вор, не сидевший за решеткой, не может претендовать на титул «короля».
Воры в законе относятся к элите преступного мира и обладают огромной властью. Короновать и лишить короны вора может только сходка (собрание воров в законе), участники которой предварительно рассылают запросы (малявы) во все колонии и регионы, собирая сведения о претенденте.
Вором в законе может стать человек:
- имеющий рекомендации от двух авторитетов;
- не замеченный в общении с представителями власти;
- без карточных долгов;
- с послужным списком, в котором отсутствуют прощенные оскорбления;
- не замеченный в гомосексуальных связях.
Если сведений, порочащих честь вора, не поступает, вора инициируют (коронуют). Короны как таковой не существует, это понятие условное. Но авторитету делают наколку либо в виде сердца, пробитого кинжалом, либо парящего орла с короной. При этом дается клятва следовать воровскому уставу и покончить с собой в случае предательства.
Просьба о защите от беспредела
Заключенные низших рангов обращаются к ворам, ища защиты от беспредела — как в тех случаях, когда им уже нанесен вред, так и тогда, когда подозревают, что другие зэки замышляют против них нечто, запрещенное понятиями. Часто воров просят о помощи не напрямую, а через смотрящего, если только обидчик не он сам.
К беспределу относятся воровство («крысятничество») и шулерство в карточной игре, увечья, побои, словесные оскорбления и отъем денег и других ценностей, совершенные без достаточных на то оснований.
Сюда же входят клевета и роспуск лживых слухов. В уголовной среде, особенно в тюрьме и на зоне, это куда более серьезное дело, чем в остальном мире. Оклеветанный человек рискует, например, подвергнуться ритуалу «опускания» – показательного публичного изнасилования – и попасть в категорию «петухов», самых бесправных и презираемых заключенных.
Но просить вора о заступничестве могут даже «петухи», которых «опустили» в соответствии с понятиями. Хотя приятельствовать с этими парнями означает навеки замарать и унизить себя, обижать их тоже западло.
Также заключенные жалуются ворам на обиды, которые терпят от администрации или персонала исправительной колонии. Самый мирный способ решения проблемы в этом случае – взятка из контролируемого ворами общего фонда — общака.
Просьбы о разрешении споров
Когда заключенные просят вора стать третейским судьей и разрешить их спор, не связанный с беспределом, тот, как правило, соглашается на это за мзду – подарок или денежное подношение.
Конфликты подобного рода, в частности, касаются вопросов бытового устройства, распределения трудовых обязанностей внутри отрядов. Ворам зачастую удается решать такие проблемы куда более эффективно и разумно, чем сотрудникам ИТУ. Споры иногда возникают и из-за иерархических нюансов, которыми так богата сложная структура лагерной жизни.
Местечковость «новых» воров»
На самом деле, термины «лаврушник» и «апельсин» применительно к статусу вор в законе изначально имели территориальное обособление – так называли, главным образом, грузинских воров в законе, которые заполучили свой коронный воровской статус благодаря заслугам, не имеющим отношения к прежней, привычной, «шкале ценностей» настоящего «законника».
Просто по национальному признаку таких «законников» на постсоветском пространстве оказалось количественно больше, и они были заметнее остальных. Лишь много позже эти термины повсеместно стали синонимом нелегитимности воровского статуса.
История возникновения
Появление в тридцатых годах двадцатого века воров в законе в России спровоцировала политика молодой советской власти. На фоне усиления борьбы с криминальным миром, Чека проводила политику коллективизации и раскулачивания, число недовольных новым порядком росло, что неизбежно приводило к созданию противодействующей неполитической силы в виде «законников», провозгласивших себя стражниками воровских традиций царской России.
Был разработан «кодекс вора», основанный на полном отвержении общепринятых норм морали и устоев советского общества. Так, вору в законе было «западло» не только иметь детей и семью, но даже поддерживать длительные любовные связи. Запрет налагался и на любое содействие государственным органам – от содействия в раскрытии преступления до участия в мирных сборах и праздничных демонстрациях.
Очень многие уважаемые банкиры и бизнесмены Москвы и Московской области в трудную минуту не видели для себя другого помощника и спасителя, кроме старого вора в законе Савоськи. Внимательно изучив проблемы просителя, Савоська правил суд скорый, но справедливый.
Вор в законе Владимир Савоськин — Савоська
На одних налагал штраф, другим включал счетчик, третьим повелевал расплатиться сполна, а иных и миловал. Гонорар Савоськи исчислялся иногда десятками миллионов рублей, а то и сотнями тысяч долларов. Как утверждают близкие к Савоське люди, он спокойно клал эти деньжищи в собственный карман.
Это, кстати, тоже примета наших дней — совсем недавно об этакой вольности ворам и подумать было страшно. По тогдашним законам преступного мира прибыль от судейства должна была идти только в «общак», а оттуда расходоваться на неотложные нужды самих преступников. Например, для подготовки побега, подкупа должностных лиц, приобретения оружия и т. п.
Сегодня не то. Недавно автору рассказали, как один вор в законе после очередной разборки затребовал мзду, значительно превышающую стоимость сделки и кредитора и должника. Когда же обалдевший от такой наглости проситель вознамерился протестовать, его благодетель поинтересовался, не надоело ли человеку ходить по земле.
Надеюсь, теперь понятно, за счет чего или, вернее, кого, большинство преступных авторитетов живут на широкую ногу, откуда у них роскошные дачи, автомобили, охрана, десятки стволов огнестрельного оружия. Воровские третейские функции, нередко перерастающие в вымогательство и другие преступления, являются одним из основных видов криминального дохода.
Какие татуировки накалывают законникам
Когда воровская сходка принимает решение о коронации нового уважаемого законника, ему в знак нового статуса наносят на тело татуировки, или “наколки”. К ним относятся звезды под обеими ключицами и на коленях, обозначающие, что вор никогда не будет стоять на коленях перед законом.
Летящий орел с короной на голове символизирует силу и нежелание подчиняться другим. Частой вариации такой татуировки является орел, нападающий на жертву.
Кроме того, многие, наверное, замечали, что люди, причастные к уголовному миру, делают много тату с использованием религиозных символов, что не вполне вяжется с их образом жизни.
Дело в том, что уголовный мир привык жить по собственным законам в некоторой изоляции от остального общества, как и те, кто отдал жизнь служению церкви.
Определенный вклад могли внести и сами священники, которых после революции часто подвергали гонениям и арестам. А поскольку уважение к служителям в церкви в те годы было обязательной частью воспитания, то уголовники принимали их как братьев по несчастью.
В целом, чем больше религиозных тату на теле человека, тем выше статус владельца.
Ворами в законе не становятся — ими рождаются. Желающий примкнуть к воровской семье урка должен обладать многими сильными качествами — к примеру, хорошими организаторскими способностями и задатками лидера, которые даны далеко не всем. А ведь настоящий вор должен уметь управлять не просто ватагой уличных пацанов — а карманниками, грабителями и даже убийцами. Именно поэтому говорят, что «вором нужно родиться».
Меня часто спрашивают, почему я, один из лучших карманников СССР, не стал вором в законе. По сути, в душе я всегда был вором — но этого было мало: требовалось признание сходняка. О нем я мечтал почти всю жизнь — и моя мечта сбылась бы, но помешал случай: судьба дважды повернулась ко мне спиной. Первый раз я поднимал свой воровской вопрос на свободе, но тот сходняк накрыли легавые. Позже почти то же самое произошло и в заключении. Это было не один десяток лет тому назад.
Кстати, любопытно, что сама воровская профессия — скажем, карманник, как у меня, — почти никакого отношения к понятиям воров в законе не имела. В мое время можно было часто встретить неплохого карманника или домушника, которые работали, находясь в заключении. Они считались воровскими мужиками (ВМ) — самой уважаемой в арестантском мире категорией мужиков. ВМ чтят воровские законы и поддерживают блатной мир, хотя сами не входят в состав отрицалова — тех, кто категорически отвергает любые контакты с тюремщиками. Именно из числа ВМ и сегодня порой выбирают положенцев (полномочных представителей криминальных авторитетов) на зонах и держателей разных общаков. Каждый ВМ зачастую имел и имеет огромное влияние среди общей массы арестантов.
Но путь в воровскую семью им был заказан. С одной стороны, ВМ сами знали, что не потянут эту ношу. С другой, как я уже говорил, они работали, находясь за решеткой, что противоречило воровскому кодексу. Обычно это была вынужденная мера: их некому было греть [поддерживать] — не было родственников — и работа была для них единственным выходом из положения. И человек мог быть карманником высшей пробы, не золотой — бриллиантовой ручкой, но из-за таких вот нюансов вход в воровскую семью ему был заказан.