Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как принять на работу бывшего госслужащего и стоит ли это того?». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Соискатель может оказаться забывчивым или намеренно не сообщить об имеющихся в его послужном списке государственных должностях. Работодателю стоит быть внимательнее к записям в трудовых книжках потенциальных работников.
Работник не сообщил о своем опыте государственной службы
Порядок приема на госслужбу, ее прохождения, а так же увольнения госслужащих регулирует закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ. Соответственно, если в качестве основания для внесения записи в гр. 4 трудовой книжки есть ссылка на этот закон, то это должно привлечь внимание кадровика. Проверить записи нужно за последние два года.
Кроме того, забывчивость бывшего госслужащего оставит его без работы. Поскольку нарушение требований ст. 12 Закона № 273-ФЗ лицом, замещавшим государственные должности, приводят к расторжению трудового договора с ним (абз. 5 ч. 1 ст. 84 ТК РФ). Увольнение в этом случае производится по п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Причем при увольнении по данному основанию выходное пособие ему не выплачивается (ч. 3 ст. 84 ТК РФ).
Информация, предоставляемая бывшему работодателю сотрудника
В течение 10 дней после заключения договора с сотрудником необходимо направить письмо с информацией о трудоустройстве. Перечень сведений, обязательных к представлению, содержится в Постановлении Правительства РФ от 21.01. 2015 № 29.
Сведения | Подробная информация |
Личные данные работника | Указывают фамилию, имя, отчество, дату и место рождения |
Должность, замещаемая бывшим служащим по месту трудоустройства | Используется информация, имеющаяся в трудовой книжке |
Сведения об организации или ИП | Указывают полное и сокращенное название, закрепленные в учредительных документах предприятия |
Информация о трудовом договоре с работником | Отражают полные сведения о дате, номере, виде, периоде действия |
Сведения о приказе | Указывают дату, номер и основание приказа о приеме сотрудника |
Данные о предоставленной должности | Представляется информация о должности и вмененных лицу обязанностях |
Санкции, налагаемые при выявлении дополнительного трудоустройстве
В отношении работников и государственных и муниципальных структур предусмотрена санкция в соответствии со ст. 19.29 КоАП. К работодателям, привлекшим к работам госслужащих, также применяются административные штрафы аналогичной статьи КоАП.
Пример о наложении штрафов при совместительстве госслужащего
Инспектор В., являющийся госслужащим сферы земельных отношений, получил предложение от коммерческой структуры ООО «Азимут» о совместительстве. Должность требовала использования знаний по основной работе лица. В результате выявления нарушения были выписаны минимальные штрафы:
- Инспектору В. как должностному лицу в размере 20 тысяч рублей.
- Предприятию ООО «Азимут» в размере 100 тысяч рублей.
При выявлении участия должностного лица предприятия в незаконном привлечении госслужащего к работам на сотрудника или руководителя также налагается штраф.
Судебная практика: простые и сложные дела
Судебная практика по привлечению к ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ очень немногочисленна. Статья 64.1 ТК РФ и ст. 19.29 КоАП РФ были введены Федеральным законом от 25.12.2008 № 280-ФЗ1 и начали действовать только с 10.01.2009. Однако в связи с наличием пробелов в законодательстве (долгое время не было перечня должностей, с занятием которых законодатель связывал обязанности бывшего госслужащего и его нового работодателя в области противодействия коррупции; данный перечень был введен лишь Указом Президента РФ от 18.05.2009 № 557), затруднена была как реализация работодателем своей обязанности по уведомлению бывшего нанимателя вновь принятого работника о приеме его на работу, так и привлечение работодателя к административной ответственности за неисполнение требований закона2.
Таким образом, формирование обширной практики, по сути, началось лишь с конца 2010 года.
Рассмотрение обращения подразделением кадровой службы.
Первоначально обращение служащего рассматривается в подразделении кадровой службы государственного (муниципального) органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений. Указанное подразделение также осуществляет подготовку мотивированного заключения.
При подготовке мотивированного заключения должностные лица кадрового подразделения могут проводить собеседование со служащим, получать от него письменные пояснения, а руководитель государственного (муниципального) органа или его заместитель, специально на то уполномоченный, может направлять в установленном порядке запросы в любые заинтересованные организации.
К сведению:
При проведении собеседования и получении письменных пояснений может быть рекомендовано уточнить информацию, изложенную в обращении, получить дополнительные данные о причинах выбора именно этой организации для трудоустройства, способе трудоустройства (рекомендации знакомых, размещение резюме в кадровых агентствах, конкурс на должность и т. д.), предполагаемом круге обязанностей.
Согласно п. 17.5 Положения о комиссиях обращение гражданина, а также мотивированное заключение и другие материалы в течение семи рабочих дней со дня поступления обращения представляются председателю комиссии.
В случае направления запросов обращение, а также мотивированное заключение и другие материалы представляются председателю комиссии в течение 45 дней со дня поступления обращения. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на 30 дней.
Результатом первоначального рассмотрения обращения гражданина становится мотивированное заключение, в котором делается вывод о возможности или невозможности дать гражданину согласие на трудоустройство с обоснованием причин.
Минтруд в Письме от 11.05.2017 № 18-4/10/П-2943 рекомендует:
- проанализировать, в чем заключались функции по государственному, муниципальному (административному) управлению, которые ранее выполнял гражданин, уточнив при необходимости, какой конкретной хозяйственной деятельности данной коммерческой (некоммерческой) организации касались принимаемые государственным служащим решения (например, решения о лицензировании отдельных видов деятельности, выдаче разрешений на отдельные виды работ, размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, проведении государственной экспертизы и выдаче заключений и пр.);
- установить наличие либо отсутствие выгоды, преимуществ, преференций, полученных организацией по сравнению с другими юридическими лицами при замещении гражданином должности государственной (муниципальной) службы. При этом необходимо разграничить такие решения, принятые государственным (муниципальным) служащим самостоятельно и в порядке исполнения поручений вышестоящего органа или должностного лица. Кроме того, следует обратить внимание на круг трудовых обязанностей в организации, в которую планирует трудоустроиться гражданин, размер платы за выполнение (оказание) работ (услуг) по договору, поскольку необоснованно высокий размер оплаты работ (услуг), явно отличающийся от средне установленного, может рассматриваться в качестве одного из признаков, свидетельствующих о компенсации за ранее совершенные гражданином действия в интересах организации.
Вопросы уведомления бывшего нанимателя и административной ответственности
Верховный суд Российской Федерации в своем Постановлении от 28.11.2017 № 46, Обзоре судебной практики за четвертый квартал 2012 года, Обзоре судебной практики по делам о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.29 КоАП РФ, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016 обобщили наиболее часто встречающие спорные моменты при уведомлении бывшего нанимателя:
- если работник не сообщил будущему работодателю о несении им ранее государственной или муниципальной службы, при этом указанные сведения отсутствовали в трудовой книжке, документах воинского учета, анкете, заполняемой гражданином при трудоустройстве, работодатель освобождается от административной ответственности;
- обязанность направлять уведомления сохраняется в течение двух лет после увольнения гражданина с государственной (муниципальной) службы независимо от его последнего места работы и количества заключенных им за этот период трудовых договоров. Данная обязанность сохраняется в том числе при заключении трудового договора по совместительству;
- если на момент заключения трудового (гражданско-правового) договора с бывшим служащим государственный (муниципальный) орган, в котором данное лицо проходило службу, реорганизован или упразднен, сообщение следует направлять в орган, который осуществляет функции реорганизованного (упраздненного);
- предусмотренный десятидневный срок для направления сообщения о заключении трудового (гражданско-правового) договора с бывшим служащим нужно исчислять со дня, следующего за днем заключения договора с указанным лицом либо его фактического допущения к работе;
- не является нарушением несообщение о переводе бывшего служащего на другую должность или на другую работу в пределах одной организации, а также о заключении с ним трудового договора о внутреннем совместительстве.
Бывший государственный служащий может оказаться отличным специалистом в какой-либо области, обладать знаниями, необходимыми для организации, поэтому несколько усложненный (по сравнению с «обычным») порядок приема на работу бывшего госслужащего не должен стать непреодолимым препятствием при получении высококвалифицированных кадров.
В чем специфика приема на работу бывшего госслужащего?
Если ваш новый сотрудник ранее работал в госорганах, и с момента его увольнения не прошло более 2 лет, вы должны сообщить о найме такого человека его бывшему работодателю-госоргану (ст. 64.1 ТК РФ). Бывший бюджетник должен сам сообщить вам, что ранее трудился на государственной либо муниципальной службе (ст. 12 Закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ). Зачем это нужно?
Формальная цель процедуры уведомления госорганов о новом месте работы бывшего сотрудника — противодействие коррупции. На деле за неуведомление о приеме на работу бывшего госслужащего для работодателя предусмотрен штраф по ст. 19.29 КоАП:
- 20-50 тыс. руб. для должностных лиц и предпринимателей;
- 100-500 тыс. руб. для юридических лиц.
Согласитесь, внушительная сумма. Разберемся, как не получить штраф.
Статья 64 Трудового кодекса гласит, что, принимая на работу бывшего государственного служащего, новый работодатель обязан сообщить о своём новом сотруднике в ту организацию, в которой тот работал ранее.
Однако этого недостаточно, поскольку законом устанавливается, что и сам работник должен придерживаться некоторых правил, несмотря на то что прекратил деятельность в госструктурах, ещё два года после того, как сложил полномочия.
Итак, что представляет собой уведомление о приеме на работу бывшего госслужащего?
Такие порядки вводятся не на пустом месте.
Они обоснованы тем, что, прекратив трудовые отношения, госслужащий всё равно может использовать какие-либо данные, к которым он имел доступ, выполняя свои обязанности.
Поскольку такая информация является государственной принадлежностью и может быть даже тайной, то использование её в целях коммерческих категорически запрещено, это регламентирует ст. 79 ФЗ.
Уведомление о приеме на работу госслужащего – образец
Законодательство обязывает работодателей оповещать о трудоустройстве бывших государственных служащих, но не ограничивает их в форме уведомления. Устное оповещение не предусмотрено, такой способ взаимодействия с бывшими работодателями госслужащих чреват негативными последствиями – новый работодатель при возникновении спорных ситуаций не сможет ничем доказать, что он связывался с соответствующим государственным или муниципальным органом. Поэтому уведомление работодателя о приеме на работу госслужащего (муниципального служащего) оформляется исключительно в письменном виде.
При составлении уведомления руководствоваться следует нормами правительственного Постановления от 21.01.2015 г. № 29:
- документ печатается на фирменном бланке работодателя;
- его подписывает руководитель предприятия или иное лицо, подпись которого стоит на трудовом договоре (от имени работодателя) или договоре ГПХ;
- при наличии у нанимателя печати, документ должен быть заверен ею.
Документ должен содержать следующие реквизиты:
- ФИО трудоустраиваемого физического лица (фамилия приводится та, которая была у человека в период нахождения на государственной службе), его дата и место рождения;
- должность бывшего госслужащего, занимаемая им накануне увольнения из госоргана, согласно записи в трудовой книжке или в «Сведениях о трудовой деятельности»;
- наименование организации-работодателя (и полное, и сокращенное при наличии);
- реквизиты заключенного с бывшим госслужащим трудового договора – его дата и номер, срок действия, занимаемая должность по штатному расписанию, основные направления функциональных обязанностей;
- для договоров ГПХ указывают дату, номер соглашения, срок действия, предмет договора и сумму вознаграждения.
Область трудоустройства бывших госслужащих регулируют многие нормативно-правовые акты РФ, но главным является федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 №273-ФЗ.
Новый работодатель обязан отправить уведомление о приеме на работу бывшего госслужащего на место его прошлой службы, если лицо занимало одну из должностей, утвержденных перечнем, и прошло менее двух лет с момента увольнения.
Сообщение отправляется при подписании ГПХ (при сроке менее 1 месяца или заработной плате свыше 100 тысяч рублей в месяц) и трудового договора (в том числе при внешнем совместительстве).
Желательно подготавливать документ на фирменном бланке.
Уведомление заверяют бывший госслужащий и лицо, принявшее его на работу.
Оно должно быть направлено в течение 10 рабочих дней с даты, следующей за днем подписания трудового договора или ГПХ.
Ответственность работника и работодателя
Чем может обернуться устройство на работу бывшего госслужащего?
Так как на федеральном уровне закреплена обязанность сообщать о трудоустройстве бывшего государственного служащего, то нарушение её может привести к административной и даже уголовной ответственности.
Так, граждане РФ, отказывающиеся уведомлять о своём новом трудоустройстве предыдущего работодателя, могут привлечься в уголовной ответственности, если в их действиях специальная комиссия увидит коррупционную подоплёку. Кроме того, если уведомление отсутствует, то заключённый с сотрудником трудовой договор должен быть прекращён. В качестве наказания предусматривается также штраф, варьирующийся от двух до четырёх тысяч рублей при трудоустройстве бывшего госслужащего.
А вот по отношению к работодателю в случае нарушения установленных норм принимаются гораздо более серьёзные меры. Размер штрафа напрямую обусловливается формой собственности организации, поэтому, невзирая на то, крупное ли это предприятие или индивидуальный предприниматель, нормы закона для всех одни и те же, и исполнять их нужно в любом случае. Административная ответственность предусматривает штрафные санкции, размер которых колеблется от пятидесяти тысяч рублей до пятисот тысяч.
Трудоустройство госслужащих
На протяжении работы в госструктуре чиновник может иметь доступ к государственной тайне и в зависимости от должностных обязанностей тем или иным образом участвовать в деятельности коммерческих предприятий. И после увольнения он может владеть информацией, недобросовестное использование которой может привести к коррупционной деятельности. Чтобы этого избежать, применяются некоторые ограничения и требования к госслужащим при приеме на работу.
Бывший сотрудник госорганов может работать в организации, с которой контактировал по месту предыдущей службы, если его ежемесячная заработная плата на новом месте будет менее 100 тысяч рублей. Если же зарплата больше, то он должен подать письменное обращение о получении согласия на замещение этой должности в специальную комиссию по урегулированию конфликта интересов (как предусмотрено статьей 64.1 Трудового кодекса РФ и частью 1 статьи 12 ФЗ № 273).
Комиссия рассматривает это обращение на протяжении семи дней и информирует о своем решении: на письменное уведомление отводится один день, а устно можно сообщить в течение трех дней. Если комиссия запрещает экс-чиновнику замещать выбранную должность, то работодателю, как требует пункт 13 части 1 статьи 83 ТК РФ, следует расторгнуть с таким сотрудником трудовой договор.
Как принять на работу бывшего госслужащего и стоит ли это того?
Когда к нам, в коммерческие организации, устраиваются новые специалисты, то как правило, и в голову не может прийти, что очередной новичок – это бывший чиновник.
Обычно люди из коммерческой сферы идут в сектор государственного управления – это «правильная» схема, при которой обратный путь уже не предполагается (ну, если не считать Грефа и Сечина). Но не всегда же у людей все складывается гладко в жизни, всякое происходит.
Вот и мы задумались, а вдруг к вам или к нам в компанию завтра «постучится» бывший муниципальный депутат и изъявит желание работать бухгалтером или руководителем отдела продаж? Как говорится, чем черт не шутит, правда?
Но, как оказалось на деле, не все так просто. Те, кто напрямую или хотя бы косвенно знаком с этой темой знают, что с бывшими государственными служащими (депутатами и полицейскими в том числе) директора предпочитают лишний раз не связываться. Почему? Вот как раз сейчас и узнаем.
Обязанности бывшего госслужащего
Федеральный закон № 273-ФЗ от 25 декабря 2008 года в статье 12 «О противодействии коррупции» устанавливает обязанность бывших государственных или муниципальных служащих сообщить новому работодателю сведения о своем последнем месте службы. Эта обязанность сохраняется в течение 2 лет после увольнения. Аналогичные обязательства следуют из Трудового кодекса РФ (статья 64.1).
Обязательство уведомлять распространяется не только на бывших госслужащих, поступающих на работу по трудовому договору, но и при заключении ими гражданско-правовых договоров на выполнение работ или оказание услуг. Это сделано, чтобы избежать обхода закона об уведомлении о найме госслужащих через заключение договоров подряда или услуг. Однако для гражданско-правовых договоров установлено исключение по цене – если стоимость договора не превышает 100 000 рублей в месяц (или единовременно, если договор заключен на срок менее одного месяца), уведомление не требуется. Для трудовых договоров размер зарплаты значения не имеет, важен сам факт потенциального или состоявшегося трудоустройства.
Форма для сообщения новому работодателю этих сведений законом не установлена. На практике уведомление происходит, когда бывший госслужащий предоставляет работодателю свое резюме или трудовую книжку.
Если же госслужащий проигнорировал эту обязанность, при выявлении нарушения трудовой договор с ним будет расторгнут. Основанием будет являться ч. 3 ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Какой-либо административной или иной ответственности за неуведомление для бывшего госслужащего не предусмотрено.
Мнение эксперта
Юрист по трудовому праву Ольга Смирнова
Правомерность расторжения трудового договора в этом случае была подтверждена Минтруда России в п. 48 Методических рекомендаций по вопросам соблюдения ограничений, налагаемых на гражданина, замещавшего должность государственной (муниципальной) службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора с организацией (утверждены Письмом Минтруда РФ от 11 мая 2021 года № 18-4/10/П-2943).
Поэтому, даже если уведомление не направлено, работодателю рекомендуется проверить предыдущие места трудоустройства своего нового сотрудника – не было ли среди них государственной или муниципальной службы?
Гражданин, который ранее замещал должности государственной или муниципальной службы, в течение двух лет после увольнения с соответствующей службы обязан при заключении трудового договора (гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) стоимостью более 100 000 руб. в месяц; далее — гражданско-правовой договор) сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы. Такой вывод следует из положений ч. 2 ст. 64.1 ТК РФ, ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ (далее — Закон N 273-ФЗ).
Данная обязанность налагается на тех бывших служащих, чьи должности в соответствии с положениями указанных норм включены в специальные устанавливаемые нормативными правовыми актами РФ перечни. Под ними следует понимать перечни, изданные во исполнение Закона N 273-ФЗ.
К таким перечням, например, относятся Перечень, утвержденный Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 557, перечни, предусмотренные ведомственными нормативными правовыми актами, в частности Приказом ФССП России от 26.01.2018 N 38. Кроме того, исходя из положений п. 3 Указа Президента РФ от 18.05.2009 N 557 соответствующие перечни должностей устанавливаются на региональных и муниципальных уровнях власти и управления. Сказанное также подтверждается, в частности, положениями Указа Президента РФ от 21.07.2010 N 925.
Ознакомиться с перечнями можно в справочно-правовых системах, на официальном сайте госоргана или органа местного самоуправления, в котором бывший служащий проходил службу. Помимо этого, информацию о включении той или иной должности в конкретный перечень можно получить по запросу в соответствующем госоргане, органе местного самоуправления (пп. 1 п. 51 Методических рекомендаций по вопросам соблюдения ограничений, налагаемых на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора с организацией; далее — Методические рекомендации).
Работодатель при заключении трудового договора с указанным гражданином, замещавшим соответствующие должности, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в 10-дневный срок сообщить представителю нанимателя (работодателю) по последнему месту службы этого лица о заключении договора (ч. 3 ст. 64.1 ТК РФ, ч. 4 ст. 12 Закона N 273-ФЗ). Данная обязанность возникает при заключении трудового договора как по основному месту работы, так и по совместительству, независимо от размера заработной платы (п. п. 61 — 63 Методических рекомендаций, п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 N 46). При этом согласно позиции Верховного Суда РФ о заключении трудового договора по совместительству необходимо сообщить, если по основному месту работы бывший служащий трудится у другого работодателя, т.е. совместительство является внешним. О внутреннем совместительстве можно не сообщать (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 N 46).
Необходимо иметь в виду и то, что вышеназванная обязанность работодателя подлежит исполнению в течение двух лет после увольнения гражданина с государственной службы независимо от последнего места работы бывшего госслужащего и количества заключенных им за этот период трудовых договоров (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 N 46).