Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность водителя за нарушение Правил дорожного движения». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
И очень здорово, что к этим нашим рассуждениям и листаниям бумажек у нас есть еще и решение суда. Рузский районный суд Московской области два года назад принял решение по аналогичной ситуации и отменил протокол инспектора по ст. 12.5.2 КоАП и постановление начальника ГИБДД г. Рузы из тех же самых соображений, подкрепленных информацией от производителей грузовой техники и экспертов НАМИ: АБС не является рабочей тормозной системой.
Обязан ли я устранить поломку на месте?
Да, но только если вы в состоянии это сделать. А, если в состоянии, и сотрудник ГИБДД об этом в курсе, то далее вы не имеете права передвигаться. Дело в том, что в ПДД речь идёт об обязательной проверке в начале движения. Остановка вас инспектором на дороге по сути является прекращением движения. Соответственно, такая обязанность возникает и в этот момент.
Но в любом случае ситуация здесь достаточно спорная. Например, у вас перегорела подсветка госномера. Вы имеете право ехать до места её замены с одной стороны. Но вы показали сотруднику ГИБДД лампочку подсветки номерного знака. С одной стороны, любой дееспособный водитель в состоянии её поменять на большинстве автомобилей. С другой, вы не обязаны знать и понимать, как это делается, искать место снятия плафона освещения и так далее. Более того, у некоторых моделей автомобилей добраться до лампы не так просто.
Поэтому в каждой ситуации придётся разбираться индивидуально, и совет здесь всего один – если уверены, что сможете доказать отсутствие квалификации для той или иной работы по устранению неисправности, действуйте смело, ведь хотя бы на одном из этапов обжалования постановления со штрафом вас выслушают и поймут.
Какие неисправности запрещают использование автомобиля
Все машины имеют свойство ломаться. Неполадки могут быть самыми разными, от перегоревшей лампочки в указателе поворота, до обрыва ремня газораспределительного механизма.
Многие неполадки почти не отражаются на техническом состоянии транспортных средств, и водитель может еще долго ездить, даже не подозревая об их наличии.
Однако существуют неисправности, запрещающие эксплуатацию автомобиля.
Их перечень довольно внушителен, с некоторыми возможность поездки исключается полностью, с другими «можно, но осторожно».
Важно твердо знать одно: все они требуют немедленного устранения, поскольку нет никаких гарантий того, что во время поездки не возникнут обстоятельства, из-за которых дальнейшее движение станет невозможным (например, в машине не работают стеклоочистители, и внезапно пойдет дождь).
Все неисправности, при которых запрещена эксплуатация транспортных средств, разделим на три основные группы.
- В первую входят те, при возникновении которых дальнейшая эксплуатация автомобиля категорически запрещена, т.е. ТС своим ходом не может добраться даже до автомастерской.
- Во вторую группу неисправностей входят те, с которыми водитель может добраться до гаража или мастерской, соблюдая при этом меры предосторожности.
- Неисправности третьей группы запрещают эксплуатацию ТС только в определенных условиях.
Отметим, что все неисправности, при которых нельзя использовать автомобильную технику, разъяснены в специальном постановлении от 1993 года «О правилах дорожного движения». Однако важно иметь представление об отличии неисправности систем, категорически запрещающие использование машины, от поломок, возникших непосредственно в движении, и допускающих при строгом соблюдении мер осторожности движение автомобиля до станции технического обслуживания. Перечень таких поломок довольно внушителен, но не каждая поломка вынуждает буксировать машину.
Впрочем, административный штраф все равно положен, если в таком ТС имеются дефекты из списка поломок, запрещающих какое-либо движение.
Один из примеров – неработающий стеклоочиститель. Да это неприятная поломка, однако с ней можно доехать до мастерской, а вот ехать под дождем – большой риск. Другое дело – неисправная тормозная система. Водитель авто с плохо функционирующей тормозной системой нанесет вред не только себе и пассажирам, но и другим автовладельцам. Дальше рассмотрим подробный перечень неисправностей, при которых запрещается эксплуатация ТС.
Как пройти техосмотр после обнаруженных неисправностей
Система будет работать так: выявив неисправный автомобиль, инспектор в течение суток обязан будет внести в информационную систему МВД России данные об этой машине. В том числе, указать полный перечень выявленных неисправностей. Если окажется, что на автомобиль оформлена диагностическая карта, то ее действие приостановят. Это произойдет автоматически с момента внесения сведений о запрещении эксплуатации в базу МВД. Если диагностическая карта на автомобиль изначально не нужна, то в системе все равно появится информация, что теперь машине придется пройти обязательную проверку.
Перед тем, как поехать на техосмотр, автомобилисту придется сначала посетить СТО, где исправят выявленные инспектором ГИБДД проблемы (либо произвести ремонт самостоятельно). Ведь сразу отправляться на пункт техосмотра смысла нет — при наличии неисправностей диагностическую карту не получить. Согласно поправкам, водителю дадут семь дней на устранение неисправностей и посещение пункта техосмотра для оформления новой диагностической карты.
Управление ТС с неисправностью при которой запрещена эксплуатация
Вопрос: Меня остановили сотрудники ДПС на посту, у меня не горела правая блок фара, я признал что моя машина не исправна, и попросил что бы мне разрешили доехать до ближайшего ТО, на что мне ответили — либо штраф, либо устраняйте на мете. Я не механик и устранить неисправность не мог. Кто прав? Для составления протокола сотрудник взял у меня документы и отказался мне их возвращать пока протокол не будет составлен, т. е. что бы я его подписал. ЗАКОННО ли это, и могу ли я подать в суд на сотрудника, я всё снял на видео.
Ответ: В силу ч. 1 ст. 12.5 КРФоАП, управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена, за исключением неисправностей и условий, указанных в частях 2-6 настоящей статьи, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере ста рублей. Ваши действия, т. е. управление а/м с неисправными внешними световыми приборами, квалифицируются по ч. 1 ст. 12.5 КРФоАП. Имеются два варианта развития событий: 1) Действия происходили в темное время суток, в условиях недостаточной видимости В силу п. 19.1. ПДД РФ, в темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях на движущемся транспортном средстве должны быть включены следующие световые приборы: на всех механических транспортных средствах и мопедах — фары дальнего или ближнего света. Согласно п. 2.3.1. ПДД РФ, запрещается движение при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе автопоезда), негорящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, недействующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада. Таким образом, при указанных обстоятельствах Вы не имеете право двигаться на ТС. Необходимо либо устранить неисправность на месте, либо ждать светлого времени суток, рассеивания тумана и т. д.
В соответствии с п. 145 Административного регламента, в случае выявления транспортного средства, эксплуатирующегося при наличии неисправности или условия, включенных в Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, за исключением указанных в частях 2-6 статьи 12.5 Кодекса, сотрудником при возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.5 Кодекса, предлагается водителю прекратить движение до устранения соответствующих неисправностей или условий, учитывая при этом, что назначение административного наказания не освобождает водителя от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено. При этом стоянка транспортного средства не должна создавать угрозу безопасности дорожного движения.
Неисправности, не влияющие на безопасность
Подобных дефектов в машине может быть множество. Например, вдруг перестал работать стеклоподъемник. Конечно, если окно осталось открытым, а погода на улице — совсем не сахар, то это окажет воздействие на безопасность при вождении. Но по Правилам, тем не менее, считается, что эта поломка привнесет лишь легкий дискомфорт. Тем, кто собирается сдавать экзамены на вождение, этот факт следует просто запомнить, не надеясь в этом случае на логику.
Однако при ограниченной способности работы мотора (не на полную мощность) или слишком большом расходе топлива говорить, что подобная неисправность ТС влияет на безопасность, не приходится.
Итак, характер поломок, не влияющих на безопасность при езде, теперь понятен. Вернемся же к тем ситуациям, когда не разрешается водить машину, и рассмотрим их подробнее.
Какое административное наказание может быть применено к водителю транспортного средства за оставление в нарушение Правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он является?
1. | ? | Штраф в размере от 1000 до 1500 рублей. |
2. | ? | Штраф в размере от 1000 до 1500 рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от 1 года до 1,5 лет. |
3. | ? | Лишение права управления транспортными средствами на срок от 1 года до 1,5 лет или административный арест на срок до 15 суток. |
В соответствии со статьей 12.27 часть 2 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ — оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, — влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет, или административный арест на срок до пятнадцати суток.
У водителя, совершившего административное правонарушение, влекущее лишение права управления транспортными средствами, водительское удостоверение изымается:
1. | ? | Немедленно после вынесения постановления о лишении права управления транспортными средствами. |
2. | ? | После истечения срока обжалования постановления о лишении права управления транспортными средствами, если оно не было обжаловано или опротестовано. |
3. | ? | При выявлении и пресечении правонарушения. |
С 01.09.2013 водительское удостоверение изымается после истечения срока обжалования постановления о лишении права управления транспортными средствами, если оно не было обжаловано или опротестовано.
Неисправности, при которых запрещена эксплуатация автомобиля
Любое транспортное средство — это источник повышенной опасности. И даже велосипед. Поэтому водитель, усаживающийся за руль, должен четко себе представлять ту степень ответственности, которую он возлагает на себя.
Очень часто бывает, что водители адекватно оценивают свою обязанность по безаварийному управлению своим транспортным средством: двигаются без формальных нарушений ПДД, уважают права других участников (например, пешеходов), уступают дорогу приоритетным участникам движения. Но ДТП все равно имеют место быть. В чем причина этого, на первый взгляд, парадоксального явления? А секрет таится в пренебрежении элементарными требованиями по обеспечению исправности движущегося транспортного средства.
Неисправности… Как часто водители забывают о них, наивно полагая, что никакой опасности (даже потенциальной) для безопасности движения они в себе не несут. Кроме того, убеждая других в своей законопослушности и одновременно передвигаясь на неисправном автомобиле, водитель впадает в жесточайшее противоречие, ибо ПДД однозначно трактуют последнее, как грубое нарушения закона. Попробуем разобраться.
Все возможные неисправности транспортного средства российский законодатель разделил на три группы.
В первую вошли неисправности, с которыми категорически запрещается движение (даже до места стоянки или ремонта). Данный перечень неисправностей позиционирован самим текстом ПДД (раздел 2). При неисправности или нефункционировании, во-первых, тормозной системы, во-вторых, рулевого управления, категорически запрещается движение. Причем, абсолютно неважны условия движения — видимости, состояния проезжей части, времени года или суток и пр. Еще три неисправности обозначены под условием: нельзя эксплуатировать автомобиль, если:
1) Не функционируют внешние световые приборы (в темное время или при недостаточной видимости);
2) Не работает сцепное устройство (когда осуществляется движение на автомобиле с прицепом);
3) Не действует стеклоочиститель (однако только со стороны водителя и в условиях необходимости его использования).
Стоит задаться вопросом: «А по какой причине законодатель определил именно такой перечень неисправностей?» Ответ на вопрос очевиден. При наличии данных неисправностей транспортное средство становится источником тотальной опасности на дороге. Независимо от водителя, даже неукоснительно соблюдающего правила безопасности движения и невероятную осторожность и аккуратность, данные неисправности функционально влияют на дорожную ситуацию.
Именно поэтому при возникновении любого из пяти, указанных выше, неисправностей водитель обязан воздержаться от дальнейшего движения, и в случае невозможности устранения проблемы на месте, вообще отказаться от использования транспортного средства. В противном случае, забрезжит неприятная перспектива запрета на эксплуатацию автомобиля со снятием регистрационных знаков, как административной санкции. Это — в лучшем случае. В худшем — практически неизбежно ДТП.
Полный текст статьи 12.5.1
Статья 12.5 КоАП РФ. Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена, или транспортным средством, на котором незаконно установлен опознавательный знак «Инвалид»
1. Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена, за исключением неисправностей и условий, указанных в частях 1.1 — 7 настоящей статьи, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
1.1. Управление транспортным средством, в отношении которого не оформлена в установленном порядке диагностическая карта, подтверждающая допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, — влечет наложение административного штрафа в размере двух тысяч рублей.
Перечень неисправностей, при которых запрещается эксплуатация ТС в 2017 году
Любое транспортное средство — от велосипеда до многотонной фуры — должно быть исправно, если оно выезжает на дорогу. И если неисправности велосипеда — проблема безопасности в первую очередь велосипедиста (да и не такое это сложное в техническом смысле устройство), то от технического “самочувствия” мотоцикла, автомобиля, автобуса и т.д. зависит уже безопасность и других людей.
Водитель, по правилам, должен перед каждой поездкой проверять и обеспечивать в пути исправность своего средства передвижения, при этом в правилах существует два списка неисправностей, при которых запрещается движение и эксплуатация транспортных средств.
Перечень неисправностей, при которых запрещается эксплуатация ТС в 2017 году, чем этот список отличается от списка неисправностей, запрещающих движение.
7.1. Количество, расположение и класс зеркал заднего вида не соответствуют ГОСТу Р 51709-2001, отсутствуют стекла, предусмотренные конструкцией транспортного средства.
7.2. Не работает звуковой сигнал.
7.3. Установлены дополнительные предметы или нанесены покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя.
Примечание. На верхней части ветрового стекла автомобилей и автобусов могут прикрепляться прозрачные цветные пленки. Разрешается применять тонированные стекла (кроме зеркальных), светопропускание которых соответствует ГОСТу 5727-88. Допускается применять шторки на окнах туристских автобусов, а также жалюзи и шторки на задних стеклах легковых автомобилей при наличии с обеих сторон наружных зеркал заднего вида.
7.4. Не работают предусмотренные конструкцией замки дверей кузова или кабины, запоры бортов грузовой платформы, запоры горловин цистерн и пробки топливных баков, механизм регулировки положения сиденья водителя, аварийный выключатель дверей и сигнал требования остановки на автобусе, приборы внутреннего освещения салона автобуса, аварийные выходы и устройства приведения их в действие, привод управления дверьми, спидометр, тахограф, противоугонные устройства, устройства обогрева и обдува стекол.
7.5. Отсутствуют предусмотренные конструкцией заднее защитное устройство, грязезащитные фартуки и брызговики.
7.6. Неисправны тягово-сцепное и опорно-сцепное устройства тягача и прицепного звена, а также отсутствуют или неисправны предусмотренные их конструкцией страховочные тросы (цепи). Имеются люфты в соединениях рамы мотоцикла с рамой бокового прицепа.
7.7. Отсутствуют:
- на автобусе, легковом и грузовом автомобилях, колесных тракторах — медицинская аптечка, огнетушитель, знак аварийной остановки по ГОСТу Р 41.27-2001;
- на грузовых автомобилях с разрешенной максимальной массой свыше 3,5 т и автобусах с разрешенной максимальной массой свыше 5 т — противооткатные упоры (должно быть не менее двух);
- на мотоцикле с боковым прицепом — медицинская аптечка, знак аварийной остановки по ГОСТу Р 41.27-2001.