- Алименты

Как разрешить спор с соседями о границах земельного участка?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как разрешить спор с соседями о границах земельного участка?». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


В пункте 86 Приказа Минэкономразвития России № 412 предусмотрена процедура досудебного урегулирования спора, в соответствии с которой обоснованные возражения о местоположении границы могут быть сняты путем проведения повторного согласования. В этом случае оформляется новая редакция чертежа, на обороте которого составляется акт, содержащий сведения о согласовании местоположения отдельных характерных точек или частей границы, в отношении которых ранее имелись возражения. При этом в состав межевого плана включаются все редакции чертежа и акта согласования. Таким образом, заинтересованное лицо соглашается с местоположением границ смежного землепользователя.

Порядок согласования местоположения границ.

Процедура согласования местоположения границ достаточно четко определена в ст. 39 и 40 Закона № 221-ФЗ и является обязательной при проведении кадастровых работ по уточнению границ земельного участка.

В целом процедуру согласования можно разделить на три этапа.

I этап. Подготовительный.

В рамках данного этапа необходимо осуществить следующие действия:

  1. выявить всех заинтересованных лиц (в ч. 3 ст. 39 Закона № 221-ФЗ указано, что это собственники земельных участков, лица, владеющие земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования и аренды). Следует отметить, что в Законе предусмотрены определенные исключения из данного перечня. Выявить заинтересованных лиц можно путем запроса сведений из государственного кадастра недвижимости (они носят открытый характер), хотя в большинстве случаев все заинтересованные лица известны;

  2. определить, каким образом будет осуществляться согласование местоположения границ участка. Закон наделяет заказчика кадастровых работ, коим, как правило, является собственник земельного участка, правом выбора – устанавливать границы земельного участка на местности или нет (ч. 5 ст. 39 Закона № 221-ФЗ). Однако заказчику кадастровых работ нужно помнить, что заинтересованные лица имеют право потребовать согласования местоположения границ с их установлением на местности;

  3. определить порядок проведения согласования местоположения границ земельного участка. Данное решение принимается кадастровым инженером. Законодательством предусмотрены только два варианта этой процедуры: проведение собрания заинтересованных лиц или согласование с каждым из них в индивидуальном порядке (ч. 7 ст. 39 Закона № 221-ФЗ);

  4. довести до заинтересованных лиц информацию о проведении собрания (если кадастровый инженер решил его проводить). Форма извещения о проведении собрания с целью согласования местоположения границ земельного участка утверждена Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412.

В соответствии с ч. 9 ст. 39 Закона № 221-ФЗ в извещении о проведении собрания с целью согласования местоположения границ земельного участка должны быть указаны:

  • сведения о заказчике соответствующих кадастровых работ, в том числе почтовый адрес и номер контактного телефона;
  • сведения о кадастровом инженере, выполняющем соответствующие кадастровые работы, в том числе его почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефона;
  • кадастровый номер и адрес земельного участка, в отношении которого выполняются кадастровые работы, кадастровые номера и адреса смежных с ним земельных участков (при отсутствии адресов указываются сведения о местоположении земельных участков) либо кадастровый номер кадастрового квартала, в границах которого расположены указанные земельные участки;
  • порядок ознакомления с проектом межевого плана, место или адрес, где можно ознакомиться с проектом;
  • место, дата и время проведения собрания о согласовании местоположения границ;
  • сроки и почтовый адрес для вручения или направления требований о проведении согласования местоположения границ с установлением их на местности и (или) обоснованных возражений в письменной форме.

    Согласно ч. 8 ст. 39 Закона № 221-ФЗ извещение заинтересованных лиц может осуществляться четырьмя способами:

    1. непосредственное вручение извещения под расписку заинтересованным лицам или их представителям;
    2. направление извещения с уведомлением о вручении по почтовым адресам;
    3.направление извещения по адресам электронной почты заинтересованных лиц в соответствии с кадастровыми сведениями (при их наличии);
    4.опубликование сообщения о проведении собрания в порядке, установленном для официальной публикации муниципальных правовых актов и иной официальной информации соответствующего муниципального образования. Однако опубликование допускается лишь в следующих случаях:

      • в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о почтовом адресе любо-го из заинтересованных лиц;
      • получено извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, направленное заинтересованному лицу посредством почтового отправления, с отметкой о невозможности его вручения;
      • смежный земельный участок расположен в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и относится к имуществу общего пользования, либо входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц, либо входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

        Причины появления споров

        Конфликты между соседями возникают не только при определении границ участка, но и при использовании земли.

        Самыми распространенными причинами споров являются:

        1. Несоответствие фактических границ тем, что указаны на межевом плане.
        2. Несоблюдение санитарно-эпидемиологических, пожарных, строительных и прочих мер безопасности. Минимальное расстояние между домом и границей участка должно составлять 3 метра. Нарушение этого правила приводит к увеличению риска во время чрезвычайных ситуаций, а также к возможному пересечению соседних территорий.
        3. Дезинформация новых собственников земли соседями. Недобросовестные жильцы могут солгать о том, что предыдущий хозяин неправильно провел межевание земли и нарушил границу их участка.
        4. Несогласованная застройка земли, не находящейся в собственности. Например, участка лесополосы, пустыря, поля. Если земля не принадлежит частному или юридическому лицу, право собственности остается за государством. Такие вопросы регулируются ст. 222 Гражданского кодекса РФ. По закону самовольная постройка подлежит сносу за счет владельца.
        5. Нарушение правил о предоставлении земли. Согласно ст. 35 Федерального закона «Об охране окружающей среды», при размещении строений следует руководствоваться требованиями по защите и рациональном использовании окружающей среды. В противном случае сооружение будет считаться незаконным, а границы участка недействительными.
        6. Ошибка сотрудников землеустроительной службы при отводе участка в собственность.
        7. Самовольное перенесение границ собственником.

        Примеры из практики судебных споров по границам земельных участков

        Пример 1. Гражданка С. является собственницей земельного участка № 15. Гражданка П., замерив свой участок № 16, «вдруг» поняла, что у нее не хватает 1,5 сотки, и что, конечно же, их (наверно, когда-то) у нее захватила гражданка С. Тогда хозяйка участка № 16 начинает по всей границе между участками рыть новую разделительную канаву на расстоянии 40 см от старой, захватывая землю участка № 15 и подрывая фундамент у дома, возведенного на участке № 15 уже более 20 лет назад. Возник судебный спор.

        Пример 2. Купив престижный земельный участок в границах города, гражданин М. стал строить свой дом в одном метре от границы. Более того, высотность дома предполагала 3 этажа. Строительство было начато вдали от старого фундамента, без разрешений и проекта. Силами наших юристов строительство дома было приостановлено. Дальнейшие действия гражданин М. смог решить только после урегулирования конфликта с соседями.

        Пример 3. Администрацией Сельского Совета в 1991 году был предоставлен земельный участок в аренду под строительство (ИЖС). Гражданин А. обнес забором участок. Построил в соответствии с архитектурным проектом дом, произвел кадастровую съемку земельного участка. В результате точной съемки оказалось, что часть участка гражданина А. находится на земле Лесфонда, а часть — на сельскохозяйственных землях ОАО «М». Возникло большое и долгое судебное дело, потребовавшее серьезной доказательственной базы, дополнительного сбора огромного количества документов.

        Пример 4. В СНТ были предоставлены по генеральному плану участки различных площадей: вдоль дороги — по 8 соток, далее — по 9 соток. Во время проведения кадастровой съемки гражданка Н., у которой участок находился около дороги, геодезистам показала для обмера участок с заступом на соседний, в итоге получив 9 соток земли. Смежный участок гражданина Б. обмеру не подлежал. Третий участок от дороги был приватизирован в своих границах. Через несколько лет гражданин Б тоже решил приватизировать свой участок. Но после обмера участка площадь земли была на 2 сотки меньше той, которой он пользовался фактически и которая была указана в его садовой книжке. Возник спор о границах участка. Земля принадлежит к особой ценности, плюс является привлекательным объектом для вложения капитала. Поэтому важно «не навредить» вначале непрофессиональными действиями, и главное — выиграть в конце с помощью грамотного специалиста. И еще в земельных вопросах важно действовать быстро!

        Пример 5. Внутри участка А располагался участок Б, к которому многие годы вела подъездная дорога. После перепродажи участка Б, собственник участка А отказал в проезде собственнику Б на его земельный участок. В результате нашим юристом был установлен сервитут.

        • ​»Я очень признательна такому замечательному специалисту, как Черевкова Людмила Ивановна. Она моментально все поняла и смогла решить мое годами запутанное дело! Очень ей благодарна»
        • Адвекон- отличная контора. Сделала мне приватизацию земли в СНТ в судебном порядке за 18 тысяч рублей. Очень быстро, профессионально и цены умеренные. Спасибо».
        • «Моим делом занималась Надежда Борисовна. Она дважды приходила к нам, и за эти два раза сумела убедить соседей, что наша граница проходит там, где и должна быть по генеральному плану садоводства. Спасибо ей за ее труд.»
        • «Уважаемая Лариса Петровна! Спасибо Вам за профессиональную работу!»

        Выявить наложение границ ЗУ можно двумя способами:

        Первый – при постановке на учет объектов.

        Второй – в процессе межевания, которое проводится при разделе, перераспределении, объединении или регистрации ЗУ.

        Оба этих варианта являются основанием для проведения судебного или иного разбирательства.

        Первый вариант подразумевает вынесение решения об отказе или приостановке учета надела, на основании обнаружения ошибки в данных государственного реестра.

        Во втором варианте, инженер кадастровой службы оформляет заключение, в котором должно быть конкретно указано, по какой причине произошло наложение и с границами какого участка, тем самым подтверждая факт несоответствия границ определенного участка.

        Исправление кадастровой ошибки производится путем составления заключения, в котором инженер кадастровой палаты обязан указать следующее:

        • подробное описание допущенной ошибки;
        • конкретную причину ее возникновения;
        • текущие данные, полученные в процессе межевания, которые позволяют исправить погрешность в реестре.

        Такое заключение должно учитывать интересы собственников спорных участков, а не только решить проблему обратившегося владельца (например, если после устранения ошибки уменьшится площадь соседнего надела). Чтобы исключить такие негативные моменты, перед составлением заключения производится собрание всех заинтересованных лиц, с целью определения границ спорных участков.

        Сотрудники Росеестра обязаны исправить ошибки в документации, после получения заявления от заинтересованного лица и заключения инженера. Производится корректировка данных в течение 5 рабочих дней.

        ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАДАСТРОВЫЙ УЧЕТ

        Закон о кадастре недвижимости, в пункте 3 статьи 1, определяет это понятие как действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных Законом о кадастре недвижимости сведений о недвижимом имуществе (кадастровый учет).

        В соответствии с действующим законодательством осуществляется государственный кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (пункт 5 статьи 1 Закона о кадастре недвижимости).

        С заявлениями о кадастровом учете объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица, а также их представители.

        С заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица. С заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве (пункты 2 и 3 статьи 20 Закона о кадастре недвижимости).

        Таким образом, ведение кадастра недвижимости осуществляется с целью учета уникальных характеристик объектов недвижимости, что обеспечивает их стабильный оборот. Для описания и фиксирования таких характеристик управомоченными лицами, кадастровыми инженерами, производятся кадастровые работы. Результаты работ, применительно к земельным участкам, оформляются в виде межевого плана и в последующем в результате кадастрового учета воспроизводятся в государственном кадастре недвижимости.

        Если в процессе кадастровой деятельности были допущены ошибки, они будут воспроизведены в ГКН (кадастровые ошибки). Также ошибка может быть совершена в процессе кадастрового учета (техническая).

        В зависимости от того, в чем заключаются допущенные кадастровые или технические ошибки, они могут иметь разные последствия для правообладателя земельного участка.

        § 2. ТЕХНИЧЕСКИЕ И КАДАСТРОВЫЕ ОШИБКИ

        Закон допускает, что государственный кадастр недвижимости может содержать ошибки. При этом в зависимости от причин возникновения законодатель разделил их на технические и кадастровые. Так, ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости, именуется, согласно пункту 1 части 1 статьи 28 Закона о кадастре недвижимости, технической (техническая ошибка в сведениях). Она устраняется на основании решения органа кадастрового учета, в случае обнаружения данным органом такой ошибки или поступления в орган кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке в форме, установленной органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки (части 2 и 3 статьи 28 Закона о кадастре недвижимости).

        Другими словами, сотрудники органа кадастрового учета при учете уникальных характеристик объекта недвижимого имущества могут допустить опечатку, описку, грамматическую или арифметическую ошибку, которая будет устранена при ее обнаружении самим же органом кадастрового учета. Также Закон допускает устранение технической ошибки в сведениях по заявлению любого лица. И только в случае, когда Кадастровая палата по каким-то причинам отказывается корректировать обнаруженную ошибку, последняя может быть устранена в судебном порядке.

        Как правило, такого рода ошибки не вызывают серьезных препятствий к осуществлению правообладателями объектов недвижимого имущества своих прав.

        Гораздо сложнее обстоит дело с кадастровой ошибкой, которая, согласно пункту 2 части 1 статьи 28 Закона о кадастре недвижимости, представляет собой воспроизведенную в государственном кадастре недвижимости ошибку в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (кадастровая ошибка в сведениях).

        Устраняется она в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости, если первоначальным источником ошибки является межевой план, или в порядке информационного взаимодействия, или на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки (часть 4 статьи 28 Закона о кадастре недвижимости).

        Самой проблематичной ошибкой с точки зрения возникающих последствий для правообладателя участка, а также процедуры устранения является наложение границ земельных участков.

        На практике это выглядит примерно следующим образом. Некий гражданин, желающий осуществить кадастровый учет своего земельного участка либо уточнить местоположение границ участка, обращается к кадастровому инженеру с просьбой изготовить межевой план. В процессе выполнения кадастровых работ кадастровый инженер выявляет пересечение (наложение) границ вновь образованного или уточняемого участка с границами смежных участков, сведения об уникальных характеристиках которых уже содержатся в ГКН. То есть на месте земельного участка гражданина, согласно сведениям ГКН, находится, частично или полностью, земельный участок другого правообладателя.

        Межевой план с заключением кадастрового инженера о выявленном пересечении границ отправляется в кадастровую палату, которая принимает решение о приостановлении кадастрового учета в отношении уточняемого земельного участка.

        При этом орган кадастрового учета не может знать, в результате чего возникло пересечение границ. Поэтому в качестве возможных причин указывает на ошибку кадастрового инженера, выполнявшего кадастровые работы в отношении учтенного участка, либо другого кадастрового инженера, который подготовил межевой план для вновь образованного или уточняемого земельного участка.

        Что делать в этом случае гражданину?

        Рассмотрим подробнее.

        Первый вариант, самый простой, предусмотрен законом — устранять пересечение границ в порядке, установленном для учета изменений земельного участка.

        Чтобы им воспользоваться, гражданин должен пойти к правообладателю смежного земельного участка, допустим к своему соседу, и предложить провести заново межевание его, соседа, земельного участка, а затем обратиться в кадастровую палату с заявлением об учете изменений границ этого участка.

        Естественно, далеко не каждый сосед согласится на подобного рода мероприятие.

        В таком случае гражданин имеет право обратиться за защитой права в суд.

        При этом следует обратить внимание на следующие обстоятельства.

        Обращение к правообладателю ранее сформированного земельного участка, с границами которого пересекаются границы вновь формируемого участка, с просьбой провести повторное межевание, в ряде случаев признается досудебным порядком урегулирования спора. Несоблюдение такого порядка до обращения в суд является причиной для отказа в судебной защите.

        Истец обратился в суд к ответчикам с исковым заявлением о защите прав собственника, не связанных с лишением владения, и о признании недействительными результатов межевания земельного участка.

        В отзыве на исковое заявление ответчик указал, что с учетом письма Минэкономразвития N 4448-ИМ/Д23 от 27.03.2009 следует, что для устранения кадастровой ошибки необходимо заявление собственника смежного земельного участка — ответчика. В данном случае собственник о необходимости проведения повторных кадастровых работ извещен не был, следовательно, истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора. Внесение изменений в государственный кадастр может повлечь фактическое уменьшение площади земельного участка ответчика. Кроме того, ответчиком права и законные интересы истца не нарушались.

        Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителя истца по иску, который подтвердил тот факт, что с заявлением к собственнику земельного участка — ответчику для устранения кадастровой ошибки никто не обращался, суд пришел к выводу, что гражданское дело подлежит оставлению без рассмотрения, поскольку истцом не соблюден установленный федеральным законом для данной категории дел досудебный порядок урегулирования спора (Определение Советского районного суда Ставропольского края от 15 декабря 2011 года N 2-958).

        Упомянутое в Определении суда письмо Минэкономразвития N 4448-ИМ/Д23 от 27.03.2009 содержит следующие рекомендации по устранению пересечения границ смежных участков.

        В случае выявления пересечения границ, связанного с наличием ошибки в местоположении границы ранее учтенного земельного участка, органом кадастрового учета должно приниматься решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета, в которое включаются рекомендации органа кадастрового учета о доработке представленного для осуществления государственного кадастрового учета межевого плана. При этом орган кадастрового учета сообщает соответствующему заявителю о возможности внесения в межевой план, предназначенный для осуществления государственного кадастрового учета, дополнительных сведений, необходимых для исправления ошибки в местоположении границы ранее учтенного земельного участка (дополнительные сведения).

        В указанном случае, по мнению Минэкономразвития России, допускается оформлять межевой план в виде одного документа, содержащего сведения в отношении образуемого либо уточняемого земельного участка, и сведения в отношении ранее учтенного земельного участка, в местоположении границы которого выявлена ошибка. При этом сведения о таком ранее учтенном земельном участке включаются в межевой план в составе раздела «Сведения об уточняемых земельных участках и их частях».

        Решение споров в суде

        Споры, касающиеся установления границ участка, решаются в районных судах. Подобные иски рассматриваются с целью определения границ участка.

        В первую очередь суд исследует, на каких правах используются участки, т.к. только собственник может требовать соблюдения законности определения точных границ.
        Затем исследуются представленные доказательства со стороны истца и ответчика. Это могут быть показания свидетелей, архивные сведения, расположение построек, разница грунтов и пр.

        • Зачастую земельные споры и порядок их разрешения требуют наличия специальных знаний, в этом случае проводят землеустроительную экспертизу. Сторона, выступающая инициатором данного исследования, должна сформулировать интересующие ее вопросы таким образом, чтобы в ответах на них содержалось полное доказательство суду сложившихся обстоятельств. Кроме того, назначить землеустроительную экспертизу могут не только истец или ответчик, но и сам суд. Однако происходит это крайне редко.

        Дело в том, что экспертное исследование обходится его инициатору приблизительно в 35000 рублей. Это в разы больше 12000, которые в среднем оплачивают организациям, оказывающим услуги по межеванию.

        Представители судебной власти стараются экономить бюджетные средства и требуют предоставления ходатайства от заинтересованных лиц.

        • Суд может учитывать и фактически образовавшиеся границы. Т.е., если в правоустанавливающих документах не указано иное, границами считаются линии, образовавшиеся более пятнадцати лет назад и ограниченные искусственными или природными объектами.
        • В результате судебного дела суд принимает решение по делу, устраняя таким образом конфликт между соседями. На основании данного документа вносятся изменения в кадастровые сведения об участке.

        Пересечение границ земельных участков, выявленное на этапе проведения процедуры согласования границ

        Статья 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре недвижимости) устанавливает состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости. В частности, к таким сведениям относятся описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок, и площадь земельного участка.

        Несмотря на то что упомянутые характеристики являются уникальными, т.е. позволяют идентифицировать объект недвижимости как индивидуально-определенную вещь, на практике нередко можно столкнуться с тем, что в кадастре такие сведения отсутствуют или указаны не в соответствии с нормами действующего законодательства (например, границы установлены с использованием устаревшей системы координат).

        Следует отметить, что при таких обстоятельствах может возникнуть вопрос о существовании объекта недвижимости как такового (см., напр.: дело Арбитражного суда Пермского края N А50-9824/2007).

        В качестве примера обозначенной проблемы можно рассмотреть ситуацию с ранее учтенными земельными участками. В соответствии с п. 21 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости решение о внесении в кадастр сведений о ранее учтенном земельном участке принимается на основании правоустанавливающих документов (свидетельства о праве собственности, праве пожизненно наследуемого владения, государственного акта, удостоверяющего право собственности на землю, и др.), которые не содержат информации о границах земельного участка.

        Утвержден Приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42.

        Таким образом, перед правообладателем ранее учтенного земельного участка встает необходимость внести в кадастр недостающие сведения о его границах.

        В соответствии со ст. 22 Закона о кадастре недвижимости сведения государственного кадастра недвижимости об уникальных характеристиках земельного участка (описание местоположения границ и площадь) могут быть изменены только на основании заявления и межевого плана, а также в случае, предусмотренном ч. 14 ст. 45 указанного Закона, в соответствии с которой орган кадастрового учета вправе уточнять местоположение границ ранее учтенного земельного участка с использованием картографической основы кадастра в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Однако соответствующий нормативный правовой акт к настоящему времени не принят.

        Существует определенные особенности споров о границах участков и порядок их разрешения в суде или при нахождении мирного варианта между сторонами конфликта. Предмет земельного спора – это границы участка земли, установление его параметров, другие вопросы, связанные с территорией, являющееся чей-то собственностью.

        Как показывает даже краткий обзор судебной практики, такие конфликты, которые требуют знаний по земельному праву, могут возникать не только между владельцами смежных частных участков. Иногда конфликт зарождается между улицами и даже между собственником земли и государством.

        ВНИМАНИЕ! Исковые заявления могут подаваться из-за нарушения разрешенного использования территории, для возмещения ущерба, который возник при неправильных земляных отношениях.

        Проблемные вопросы судебной практики

        Судебная практика по земельным спорам свидетельствует о том, что споры, касающиеся земельных вопросов, относятся к одной из самых непростых категорий. Это обусловлено несколькими причинами:

        • Земля, как объект собственности, длительное время находилась исключительно в государственной собственности. В СССР частная собственность в принципе не существовала и, поэтому судебная практика не может похвастаться большим разнообразием. Возможность приватизировать земельные участки появилась немногим больше 20 лет назад, а это минимальный срок для формирования каких-либо тенденций в праве.
        • Изменения в законодательстве, касающемся земельного права, происходят с регулярным постоянством, что не способствует прояснению ситуации в судебной практике.
        • Немало сложностей возникает в определении ведомственности вопроса, а именно определении, где спор должен рассматриваться: в хозяйственном суде, гражданском или административном.

        В каких случаях можно строить, не соблюдая отступ

        Законодательно установленные нормы по строительству объектов вблизи границ смежных участков должны соблюдаться обеими сторонами. Однако при достижении согласия между собственниками земельных участков минимальные нормы могут не соблюдаться.

        Такое согласие надлежит оформить в письменном виде. Такой документ позволит в дальнейшем избежать судебной тяжбы, если сосед изменит свое решение, или новый собственник начнет выдвигать претензии по поводу несоблюдения норм.

        Если ограничиться только устной договоренностью, то при судебном разбирательстве решение будет вынесено в пользу истца. А ответчику придется сносить здание или его часть, которые возведены на участке без соблюдения законодательно установленных норм.

        Соседи построили дом на меже не по нормам.

        Можно ли запретить соседу заходить на участок, читайте тут.

        Судебная практика по исправлению кадастровой ошибки и уточнению границ

        Судебные органы выносят отказ в удовлетворении исковых требований в отношении признания недействительности документации по межеванию, актов в отношении постановки на кадастровый учет, обязания внесения изменений в кадастровую документацию, когда требования основываются лишь на том, что заявитель долгое время эксплуатировал территорию больше установленной кадастровой документацией и правоустанавливающими документами, и (или) большие размеры приведены в документации о передаче землевладений, полученных ранее исполнения межевальных работ.

        Судебные органы в подобных обстоятельствах руководствуются определенными положениями. Ссылка на большие размеры землевладения, зафиксированные документацией, оформленной перед постановкой на кадастровый учет, и то, что земля с такой же площадью обнесена забором и эксплуатируется, не несет решающего значения в разрешении таких ситуаций в связи с тем, что этим не нарушаются права заявителя как владельца земли, зафиксированной государственным кадастром недвижимости.

        Согласно данным судебной практики, фактической эксплуатацией большей территории нарушаются правомочия ответчика, которому принадлежит используемый истцом участок. При рассмотрении подобных дел важная роль отводится кадастровой документации и документам, являющимся основаниями возникновения прав на землю.

        Согласованию земельных границ также отводится серьезное значение. Если мероприятия в рамках указанной процедуры осуществлялись на основании предписаний закона – судебные органы отказывают в требованиях об уточнении границ по той причине, что правомочия землевладельца, обратившегося с иском, таким образом не нарушаются.

        Судом было отказано в удовлетворении иска, поданного от имени садового некоммерческого товарищества, в рамках которого было заявлено требование о признании недействительности зарегистрированного права и восстановлении первоначальных границ землевладения.

        Государственный орган при этом исходил из того, что при проведении межевых работ в отношении земли, принадлежащей ответчику, нарушений процедуры согласования не было, границы установлены по ограждению, установленному 18 лет назад. В связи с этим, правомочия обратившегося товарищества землеустроительными работами не нарушались.


        Похожие записи:

        Добавить комментарий

        Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *